Методические рекомендации «Здоровый образ жизни. Полезные советы»
методическая разработка
Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это — главное условие полноценной и счастливой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poleznye_sovety_-_metodicheskie_rekomendatsii.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение среднего общего образования школа-интернат № 18 ОАО «РЖД»
Методические рекомендации «Здоровый образ жизни. Полезные советы»
Подготовила: Третьякова Евгения Валерьевна,
воспитатель 1 квалификационной категории
Цель: формирование устойчивой мотивации к сохранению, укреплению здоровья и к здоровому образу жизни.
- Актуализировать и развить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни;
- Формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;
- Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;
- Практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни.
Форма проведения: классный час
Организаторы проведения классного часа: актив класса, комитет класса по спортивной работе
Оборудование: компьютер, видеопроектор, плакаты.
Здоровый образ жизни. Полезные советы
Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. В этой статье Вы узнаете о том, как правильно относиться к своему организму и поддерживать его в тонусе. Эти советы в определенной мере подойдут каждому сознательному человеку, решившему стать на тропу оздоровления и привести свою жизнь в порядок. Если у Вас есть полезный опыт в этой области, смело делитесь своими советами в комментариях, принимайте участие в обсуждении. В статье есть ссылки на другие полезные материалы, которые рассказывают о правильном питании, пользе овощей и фруктов, а так же о занятиях спортом и их важности.
Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это — главное условие полноценной и счастливой жизни. В нашей стране от ОРВИ и сезонного вируса страдает более 30 миллионов человек ежегодно. Причиной этому является то, что более чем у 80% населения слабый иммунитет. Чтобы иммунная система работала, как часы, ее надо поддерживать ежедневно, а не только в период эпидемий гриппа! Как же зарядить свой иммунитет? Ответ прост — вести здоровый образ жизни. Иммунитет человека — это способность его организма защищаться от различных «врагов», т.е. чужеродной генетической информации. С одной стороны, иммунная система защищает организм, а с другой — её состояние зависит от общего здоровья человека. Если индивид активен, крепок, подвижен, и жизнерадостен, то и иммунитет у него будет в порядке, а если слаб и пассивен, то иммунная система будет соответственной.
Иммунная система защищает нас от влияния внешних отрицательных факторов, это своего рода линия обороны против негативного действия бактерий, грибков, вирусов и тому подобного. Без здоровой и эффективной иммунной системы организм становится слабым и гораздо чаще страдает от различных инфекций. Иммунная система защищает организм и от его собственных клеток с нарушенной организацией, утративших свои нормальные свойства. Она обнаруживает и уничтожает такие клетки, являющиеся возможными источниками рака. Общеизвестно, что витамины необходимы для образования иммунных клеток, антител и сигнальных веществ, участвующих в иммунном ответе. Одним из основных аспектов здорового образа жизни является правильное питание
Помимо правильного питания, приведем ещё десять прекрасных способов зарядить свой иммунитет, жить здоровым и жить здорово!
Физическая нагрузка улучшает общее состояние организма и работу лимфатической системы, выводящей токсины из организма. Согласно исследованиям, люди, регулярно занимающиеся спортом, болеют простудой на 25% реже, чем те, кто не ведет здоровый образ жизни. Тем не менее, не стоит слишком усердствовать. Всего 30-60 минут спорта в день позволяет вас стать здоровее, в то время как более серьезные нагрузки сделают вас слабее. Обязательно включайте в программу отжимания – они способствуют лучшей работе легких и сердца. Обязательно делайте упражнения на пресс — это улучшит работу желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы.
Ежедневная утренняя зарядка — обязательный минимум физической нагрузки на день. Необходимо сделать её такой же привычкой, как умывание по утрам.
Каждому из нас нужен витамин D, который содержится в лососе, яйцах и молоке. Исследования показали, что многие люди получают недостаточное количество витамина C. Цитрусовые — великолепный источник витамина C. Получение необходимого количества витамина C из фруктов и овощей заряжает иммунную систему.
Так же для укрепления иммунитета очень важен цинк — он имеет антивирусное и антитоксическое действие. Получить его можно из морепродуктов, из неочищенного зерна и пивных дрожжей. Кроме того пейте томатный сок — он содержит большое количество витамина А.
Вашим помощником в ведении здорового образа жизни может стать закаливание организма. К нему лучше всего приступить с детского возраста. Самый простой способ закаливания — воздушные ванны. Огромное значение в процессе закаливания играю и водные процедуры — укрепляя нервную систему, благоприятно влияя на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление и обмен веществ. Прежде всего, рекомендуется в течение нескольких дней растирать тело сухим полотенцем, а позже переходить к влажным обтираниям. Начинать обтираться нужно теплой водой (35-36 С), поэтапно переходя к прохладной воде, а потом и к обливаниям. Летом водные процедуры лучше принимать на свежем воздухе после зарядки.
Из белка строятся защитные факторы иммунитета — антитела (иммуноглобулины). Если вы будете употреблять в пищу мало мяса, рыбы, яиц, молочных блюд, орехов, то они просто не смогут образовываться.
Всего 5 чашек горячего чая в день значительно укрепляют ваш организм. Из обыкновенного черного чая выделяются L-теанины, которые расщепляются печенью до этиламина – вещества, повышающего активность кровяных клеток, ответственных за иммунитет организма. Стоит отметить, что все это относится только к качественным сортам чая.
Согласно исследованиям, люди, имеющие положительный эмоциональный стиль — счастливы, невозмутимы и полны энтузиазма, а также менее подвержены простудам. Веселье и здоровый образ жизни неотделимы друг от друга.
Крепкий сон — один из лучших способов оставаться здоровым. Люди, которые спят по 7 — 8 часов, однозначно поступают правильно. А вот больше 8 часов спать не рекомендуется. Хороший ночной сон укрепляет иммунную систему. Дело в том, что во время ночного сна уровень мелатонина увеличивается, что и улучшает работу иммунной системы.
Когда вы моете руки, делайте это дважды. Когда ученые из Колумбийского университета занимались изучением данной проблемы у добровольцев, то обнаружили, что однократная мойка рук не имеет практически никакого эффекта, даже если люди использовали антибактериальное мыло. Поэтому мойте руки дважды подряд, если хотите отогнать простуду.
Природными средствами, укрепляющими иммунитет, являются: эхинацея, женьшень и лимонник. Принимать травяные отвары стоит как с лечебной целью, так и для профилактики.
Полезно употреблять продукты, повышающие количество полезных бактерий в организме. Они называются пробиотическими, в их список входит репчатый лук и лук-порей, чеснок, артишоки и бананы.
Хотите быть здоровыми — ведите здоровый образ жизни. Ваш новый девиз: нет лежанию на диване, больше физических упражнений и свежего воздуха! Постарайтесь получить как можно больше положительных эмоций и позаботьтесь о правильном питании. Вперед и удачи.
Источник
Методические рекомендации к занятиям по дисциплине «Основы здорового образа жизни»
Государственное образовательное учреждение
«Арзамасский государственный педагогический институт им. »
Методические рекомендации к занятиям по дисциплине
«Основы здорового образа жизни»
ББК 51.204.0 я 73
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт
М 31 Методические рекомендации к практическим занятиям по курсу
«Основы здорового образа жизни»: АГПИ, 200с.
В работе представлены методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Основы здорового образа жизни» в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2005 года для студентов педагогического института, изучающих дисциплины по медицинской подготовке и здоровому образу жизни.
ББК 51.204.0 я 73
© Арзамасский государственный педагогический институт им. , 2007
ТЕМА 1. Образ жизни и здоровье человека……………………………………….5
ТЕМА 2. Понятие «норма», «предболезнь», «болезнь»…………………………..6
ТЕМА 3. Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии……………..7
ТЕМА 4. Понятие о неотложных состояниях…………………………………….10
ТЕМА 5. Применение лекарственных средств…………………………………..12
ТЕМА 6. Здоровый образ жизни — как биологическая и социальная
ТЕМА 7. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни……………17
ТЕМА 8. Медико-социальные основы саморазрушающего
Основная задача курса «Основы здорового образа жизни» направлена на сохранение, укрепление здоровья детей и подростков, формирование у них ценностей на здоровье и здоровый образ жизни.
Здоровье человека — бесценный дар природы. Оно обеспечивает нам возможность вести полноценную жизнь во всех ее направлениях. Разрушать свое здоровье можно, купить невозможно.
В основе здорового образа жизни лежит правильный режим жизнедеятельности: разумный порядок чередований работы, отдыха, питания, сна.
Основное направление дано профилактической медицине, включающей преодоление факторов риска и активное воспитание человека в гигиеническом режиме с момента рождения и до смерти. Невыполнение режима нарушает регулирующую и координирующую функцию центральной нервной системы: Изменения часто затрагивают не только отдельные системы и органы, но и организм в целом, что приводит к появлению различного рода заболеваний.
Навыки здорового образа жизни необходимо формировать в себе с раннего детства. Выработка привычки соблюдать правильный режим жизнедеятельности, освоение гигиенической культуры как элемента культуры здоровья, ориентация на общечеловеческие ценности, главная из которых — здоровье человека, — долгий систематический процесс, который начинается с усвоения элементарных знаний, формирования необходимых навыков и умений.
Изучение курса «Основы здорового образа жизни» поможет многим изменить свой образ жизни, избавиться от вредных привычек и быть более ответственным за свое здоровье.
ТЕМА 1. Образ жизни и здоровье человека 4 часа
Занятие 1. Современная концепция гармоничного здоровья и здорового образа жизни
1. Понятие «здоровья» и «здорового образа жизни».
2. Состояние здоровья детей и подростков в современном мире.
3. Основные категории образа жизни.
Задание для самостоятельной работы
Изучить определения «здоровья» и «здорового образа жизни», знать о
состоянии здоровья детей и подростков в современном мире, характерные
особенности образа жизни современного человека, основные категории, которые включает в себя образ жизни.
1. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни / , , — Арзамас: АГПИ, 2с.
2. Пищаева здорового образа жизни/ , , — Арзамас: АГПИ, 2с.
Методические рекомендации к занятию
Изучение данного занятия знакомит студента с состоянием здоровья детей и подростков на современном этапе, позволяет выявить отклонения в образе жизни, определить основные факторы, которые приводят к возникновению различных болезней.
Занятие 2. Здоровье в иерархии потребностей человека
1. Понятие «потребности», основные группы потребностей.
2. Иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу.
Задание для самостоятельной работы
Знать определение «потребности», дать краткую характеристику физиологических, идеальных и социальных потребностей, изучить пирамиду человеческих потребностей по А. Маслоу.
1. Ниретин и здоровье/ , , . — Арзамас: АГПИ 2007-76 с.
2. Казин индивидуального здоровья человека/ , , . М.,2с.
3. Кулагина психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости/ , . М.: Сфера: Норайт, 2с.
Методические рекомендации к занятию
Данная тема дает возможность студенту определить значимость человеческих потребностей и их связи со здоровьем и образом жизни, определяет основные составляющие пирамиды потребностей.
ТЕМА 2. Понятие «норма», «предболезнь», «болезнь» 6 часов
Занятие 1. Понятие о больном и здоровом организме, основные
причины и стадии болезни
1. Что включает в себя понятие — болезнь.
2. Острые, подострые и хронические заболевания.
3. Этиология болезней.
4. Стадии остро протекающих заболеваний.
5. Профилактические мероприятия для предупреждения заболеваемости среди подростков.
Задание для самостоятельной работы
В разделах рекомендованной литературы изучить определение «болезни», характерные особенности острых, подострых и хронических заболеваний, знать основные причины, которые могут вызвать различные болезненные состояния и методы коррекции, для предупреждения заболеваемости среди подростков.
1. Ниретин и здоровье/ , . , , . — Арзамас: АГПИ, 2с.
2. Казин индивидуального здоровья человека/ , , . М.,2с.
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения данной темы студент получает общие понятия о причинах возникновения различных болезней, стадиях развития и профилактических мероприятиях связанных с оздоровлением организма.
Занятие 2. Основные слагаемые здоровья
1. Факторы, укрепляющие здоровье.
2. Физическое слагаемое здоровья.
3. Нервно — психическое слагаемое здоровья.
4. Духовно — нравственное слагаемое здоровья.
5. Группы здоровья.
Задание для самостоятельной работы
Изучить основные слагаемые здоровья, их краткую характеристику, знать факторы, которые благоприятно влияют и укрепляют здоровье, согласно комплексной оценки состояния здоровья, изучить основные группы здоровья.
1. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни/ , , — Арзамас: АГПИ, 2с.
2. Петрушин / , . — М.: Гардарики, 21 с.
Методические рекомендации к занятию
Изучение данной темы дает возможность студенту определить значимость физических нагрузок на состояние здоровья, изучить причины нервно — психических отклонений у детей, оценить духовно — нравственные целевые жизненные установки. Рассматривает группы здоровья и их значимость для учителя общеобразовательной и профессиональной школы.
Занятие 3. Здоровый образ жизни — как основа профилактики хронических неинфекционных заболеваний
1. Совместная деятельность школы, семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни.
Задание для самостоятельной работы
Изучить рекомендуемый материал и написать реферат на данную тему.
1. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни/ , , — Арзамас: АГПИ, 2с.
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения данной темы и выполнения самостоятельного задания студент получает знания о принципах работы родителей, классного руководителя по воспитанию здорового поколения, о роли семьи в формировании здорового образа жизни ребенка.
ТЕМА 3. Понятие о микробиологии, иммунологии и
эпидемиологии 10 часов
Занятие 1. Развитие микробиологии как науки
1. Этапы развития микробиологии.
2. Основные группы микроорганизмов.
3. Разновидности патогенных микроорганизмов.
Задание для самостоятельной работы
Изучить этапы развития микробиологии, знать основоположников, которые внесли большой вклад в развитие науки. Знать разновидности микроорганизмов, значение сапрофитов в жизнедеятельности человека, основные группы патогенных микробов, которые являются причинами инфекционных заболеваний.
1. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни/ , , — Арзамас: АГПИ, 2с.
2. Воробьев микробиологии, вирусологии и иммунологии/ , . — М.: Медицина, 2с.
3. Пищаева болезни и их профилактика/ — Арзамас — АГПИ, 2с.
Методические рекомендации к занятию
Данная тема знакомит студента с развитием науки микробиологии, основными группами полезных микроорганизмов и микробами, которые являются возбудителями опасных инфекционных заболеваний.
Занятие 2. Иммунитет, иммунология, виды иммунитета
1. Понятие об иммунитете и науки — иммунологии.
2. Разновидности иммунитета.
3. Неспецифические факторы защиты организма.
Задание для самостоятельной работы
По разделам рекомендованной литературы изучить понятие иммунитет, иметь представление об антителах, антигенах, антитоксинах. Знать основные виды иммунитета и неспецифические факторы защиты организма, изучить краткую характеристику процесса фагоцитоза.
1. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни/
, , — Арзамас: АГПИ, 2с.
2. Воробьев микробиологии, вирусологии и иммунологии/ , . — М.: Медицина, 2с.
3. Пищаева болезни и их профилактика/ — Арзамас — АГПИ, 2с.
Методические рекомендации к занятию
Данная тема знакомит студента с понятиями иммунитета и иммунологии, веществами, которые образуются в организме в ответ на внедрение микроба. Имеют представления о профилактических прививках, вакцинах, сыворотках, знакомятся с неспецифическими факторами защиты организма.
Занятие 3. Основы эпидемиологии, причины возникновения инфекционных заболеваний
1. Цели и задачи науки эпидемиологии.
2. Понятия — эпидемия, пандемия.
3. Спорадическая заболеваемость.
4. Причины развития инфекционных заболеваний.
Задание для самостоятельной работы
Знать основные положения, цели и задачи науки эпидемиологии, иметь представления о спорадической заболеваемости, эпидемии и пандемии. Изучить причины возникновения инфекционных болезней, продолжительность инкубационного периода.
1. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни/ , , — Арзамас: АГПИ, 2с.
2. Воробьев микробиологии, вирусологии и иммунологии/ , . — М.: Медицина, 2с.
3. Пищаева болезни и их профилактика/ — Арзамас — АГПИ, 2с.
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения данного занятия студент должен знать цели и задачи профилактической науки — эпидемиологии, иметь общие представления об эпидемиологическом очаге, эпидемии, пандемии. Изучить характерные особенности инкубационного периода, знать его продолжительность, основные причины возникновения инфекционных заболеваний.
Занятие 4. Профилактика инфекционных заболеваний
Задание для самостоятельной работы
Изучить основные профилактические мероприятия, направленные на уничтожение микроорганизмов путем физической, химической, механической дезинфекции, методами механической и химической дератизации, способом дезинсекции.
1. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни/ ГВ. Пищаева, , — Арзамас: АГПИ, 2с.
2. Воробьев микробиологии, вирусологии и иммунологии/
3. Пищаева болезни и их профилактика/ —
Арзамас — АГПИ, 2с.
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения данного занятия студент знакомится с профилактическими мероприятиями, направленными на уничтожение микроорганизмов в помещение, одежде, посуде, мебели. Изучает способы борьбы с насекомыми и грызунами, которые являются переносчиками многих инфекционных заболеваний.
ТЕМА 4. Понятие о неотложных состояниях 6 часов
1. Причины и факторы вызывающие неотложные состояния.
2. Общие понятия о первой медицинской помощи.
3. Принципы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Задание для самостоятельной работы
По рекомендуемой литературе изучить причины неотложных состояний, основные требования к поведению педагога при возникновении неотложных состояний, знать правила оказания первой медицинской помощи при патологических состояниях.
1. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни/ , , — Арзамас: АГПИ, 2с.
2. Рыбаков медицинских знаний/ , , . — Арзамас: АГПИ, 2с.
3. Горшков медицинская помощь в экстремальных и чрезвычайных ситуациях/ , , . — Арзамас: АГПИ, 2с.
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения темы данного занятия студент получает понятие о неотложных состояниях, причинах и факторах их вызывающих. Получает представление о первой медицинской помощи при стенокардии, гипертонии, обмороке, ожогах и отморожениях.
Занятие 2. Детский травматизм
1. Понятие о травмах и детском травматизме.
2. Виды детского травматизма и профилактика
3. Принципы оказания первой помощи при ушибах, вывихах, кровотечениях.
Задание для самостоятельной работы
Изучить предлагаемый материал и письменно ответить на данные вопросы:
— что такое травма и какие виды травм бывают;
— разновидности травм по характеру повреждений;
— детский бытовой травматизм, меры профилактики;
— уличный травматизм, меры профилактики;
— способы оказания первой помощи при ушибах, вывихах и кровотечениях.
1. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни/ , , — Арзамас: АГПИ, 2с.
2. Рыбаков медицинских знаний/ , , . — Арзамас: АГПИ, 2с.
3. Горшков медицинская помощь в экстремальных и чрезвычайных ситуациях/, , . — Арзамас: АГПИ, 2с.
Методические рекомендации к занятию
В результате самостоятельного изучения данной темы студент должен иметь общие представления о различных видах травм, знать методы профилактики детского травматизма и способах оказания первой помощи.
Занятие 3. Понятие о терминальном состоянии
1. Выявление признаков жизни и смерти
2. Искусственная вентиляция легких.
3. Непрямой массаж сердца.
Задание для самостоятельной работы
В результате изучения данной темы студент должен четко знать признаки жизни и смерти, иметь представления о клинической смерти, правилах оказания сердечно — легочной реанимации, путем искусственной вентиляции легких методом «рот в рот», «рот в нос» и непрямого массажа сердца, знать безопасное положение пострадавшего.
1. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни/ , , — Арзамас: АГПИ, 2с.
2. Рыбаков медицинских знаний/ , , . — Арзамас: АГПИ, 2с.
3. Горшков медицинская помощь в экстремальных и чрезвычайных ситуациях/ , , . — Арзамас: АГПИ, 2с.
Методические рекомендации к занятию
Данная тема знакомит студента с пограничным состоянием, которое находится между жизнью и смертью, позволяет определить признаки жизни, знать и уметь воспользоваться способами реанимации в экстренных жизненных ситуациях.
ТЕМА 5. Применение основных лекарственных средств 8 часов
Занятие 1. Лекарственные вещества
1. Цели и задачи лекарствоведения.
2. Основные группы лекарственных веществ.
3. Лекарственные формы, приготовление лекарственных веществ в домашних условиях.
Задание для самостоятельной работы
Знать цели и задачи лекарствоведения, изучить основные группы лекарственных веществ и формы для их использования. Знать правила приготовления в домашних условиях отвара и настоя из лекарственных растений.
1. Борисова лекарственные средства/ , , . — СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2с.
2. Беликов и природные лекарственные средства/.- М.: Высшая школа., 1с.
3. Кузнецова растений в народной медицине/. — М.: Высш. школа., 1с.
Методические рекомендации к занятию
Изучение данной темы знакомит студента с лекарствоведением, фармакологией. Подробно дает материал по основным лекарственным формам и методам введения их в организм. Способах хранения лекарственных веществ в домашних условиях.
Занятие 2. Пути введения лекарственных веществ в организм
1. Действие лекарственных веществ на организм.
2. Понятие о лекарственной дозе.
3. Энтеральный и парентеральный пути введения.
4. Достоинства и недостатки каждого пути.
Задание для самостоятельной работы
Изучить основные действия лекарственных веществ, иметь общие представления о лекарственной дозе (терапевтической, токсической, летальной). Об основных путях введения лекарств в организм, отметив при этом письменно достоинства и недостатки.
1. Пищаева аптечка/ , ,
— Арзамас: АГПИ, 2с.
2. Борисова лекарственные средства/ ,
, , — СПб.: Сова; М: ЭКСМО, 2с.
3. Беликов и природные лекарственные средства/ .- М.: Высшая школа., 1с.
4. Кузнецова растений в народной медицине/ . — М: Высшая школа., 1с.
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения данной темы студент должен знать о действии лекарственных веществ на организм, уметь использовать лекарственные вещества в определенной дозе и знать какие последствия могут быть при передозировке. Иметь представления об инъекциях и местах их введения.
Занятие 3. Лекарственные растения в современной медицине
1. Методы лечения лекарственными растениями.
2. Заготовка и хранение лекарственных растений в домашних условиях.
3. Способы приготовления лекарственных форм из растений.
Задание для самостоятельной работы
По разделам рекомендованной литературы изучить формы лекарственных растений, способы приготовления лекарственных форм, знать сроки сбора и правила хранения лекарственных растений в домашних условиях.
1. Пищаева аптечка/ , ,
— Арзамас: АГПИ, 2с.
2. Борисова лекарственные средства/ ,
, . — СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2с.
3. Беликов и природные лекарственные средства/ .- М.: Высшая школа., 1с.
4. Кузнецова растений в народной медицине/ . — М.: Высшая школа., 1с
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения данной темы студент знакомится с секретами фитотерапии, получает знания о сложности химического состава растений и разнообразия действия их на организм. Природа — величайший мудрец. Она обеспечила человека системой самозащиты к различным заболеваниям.
1. Уход за кожей лица и шеи.
2. Косметические маски.
Задание для самостоятельной работы
Изучить рекомендуемый материал и написать реферат на заданную тему.
1. Пищаева аптечка/, , — Арзамас: АГПИ, 2с.
2. Кузнецова растений в народной медицине/ . — М.: Высшая школа., 1с
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения темы данного занятия студент должен знать правила ухода за лицом при различных кожных заболеваниях. Уметь приготовить и правильно применить косметические маски, защитные средства от загара и действия сильного ветра. Иметь представление, как вернуть своему лицу молодость и свежесть.
ТЕМА 6. Здоровый образ жизни — как биологическая
и социальная проблема 12 часов
Занятие 1. Основы правильного и рационального питания
1. Общий план строения органов пищеварения.
2. Основные элементы пищи.
3. Режим питания.
Задание для самостоятельной работы
Изучить по таблицам и муляжам строение, расположение органов пищеварения. Знать краткую характеристику основных элементов пищи (белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов, воды). Изучить способы правильного и рационального питания.
1. Пищаева здорового питания/ , , . — Арзамас: АГПИ, 2с.
Методические рекомендации к занятию
Данная тема знакомит студента с общим обзором строения органов пищеварения, с содержанием в пище необходимых для организма веществ, с культурой и режимом питания. Краткую характеристику основных лечебных диет и особенностями детского питания.
1. Энергетическая ценность питания
2. Составление пищевого рациона
Задание для самостоятельной работы
Изучить рекомендуемый материал и составить пищевой рацион, с учетом индивидуальной деятельности. В конце работы, сделать соответствующие выводы.
1. Пищаева здорового питания/ , , . — Арзамас: АГПИ, 2с.
Методические рекомендации к занятию
В результате выполнения домашнего занятия студент должен знать, как правильно составить меню, с учетом деятельности. Основные требования к составлению пищевого рациона, режим питания и важные условия приема пищи.
Занятие 3. Физическая активность и здоровье
1. Характеристика физического слагаемого здоровья.
2. Влияние физических нагрузок на организм.
3. Понятие гипокинезии и гиподинамии.
Задание для самостоятельной работы
По рекомендованной литературе изучить влияние физкультуры и спорта на состояние человека, знать о причинах возникновения болезней, в связи с малоподвижным образом жизни. Изучить статистические данные физических отклонений у детей и подростков.
1. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни/ , , — Арзамас: АГПИ, 2с.
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения данной темы студент должен четко представлять картину состояния здоровья детей и подростков, ведущих малоподвижный образ жизни. О последствиях проявления гиподинамии во взрослой жизни.
Занятие 4. Оценка физического развития
1. Основные аспекты, включающие физическое развитие человека.
Задание для самостоятельной работы
По разделам рекомендованной литературы изучить основные составляющие физического развития и провести измерения по схеме:
Рост — см, вес — кг, окружность грудной клетки — см.
Температура тела (утро, вечер), частота дыхания — вдохов в минуту, пульс — ударов в минуту, артериальное давление — мм. рт. ст., определение жизненной емкости легких — литрах, измерение силы правой и левой кисти — кг.
Телосложение, развитие мышечной системы, опорно-двигательного аппарата, осанка, степень жироотложения, форма ног и стоп.
В конце проведенного измерения сделать соответствующие выводы.
1. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни/ , , — Арзамас: АГПИ, 2с.
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения данной темы студент самостоятельно проводит оценку физического развития, делает выводы и составляет методы коррекции своего физического здоровья.
Занятие 5. Влияние окружающей среды на здоровье человека
1 .Энергетические воздействия.
2. Динамический и химический характер атмосферы.
3. Водный компонент.
4. Климатические условия и ритм природных явлений.
Задание для самостоятельной работы
По разделам рекомендованной литературы изучить влияние природных факторов на здоровье и написать реферат на тему: «Окружающая среда и здоровье человека».
1. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни/ , , — Арзамас: АГПИ, 2с.
2. Хата человека в современной экологической обстановке/ . — М.: Гранд: Фанр — Пресс, 2с.
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения данной темы и выполнения самостоятельной работы студент получает знания о многочисленных факторах окружающей среды, которые отрицательно влияют на здоровье человека, способах предупреждения этого негативного влияния.
Занятие 6. Генетический фактор здоровья
1. Причины наследственных болезней.
2. Группы заболеваний связанных с генетическими факторами.
3. Профилактические мероприятия по предупреждению наследственных болезней.
Задание для самостоятельной работы
По рекомендованной литературе изучить особенности развития генного аппарата на эмбриональном этапе, наследственные нарушения, связанные с образом жизни. Знать примеры хромосомных болезней, заболеваний связанных слабостью определенных наследственных механизмов и болезней, связанных с наследственной предрасположенностью. Изучить основные профилактические мероприятия по предупреждению наследственных изменений.
1. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни/ , , — Арзамас: АГПИ, 2с.
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения данной темы студент знакомится с причинами наследственных болезней, с хромосомными заболеваниями, такими как болезнь Дауна; с наследственной предрасположенностью к заболеваниям сердца, бронхиальная астма и другим психосоматическим нарушениям. Имеет представление о профилактических мероприятиях, которые помогают организму в неблагоприятных условиях и обстоятельствах жизни.
ТЕМА 7. Медико-гигиенические аспекты
здорового образа жизни 4 часа
Занятие 1. Основные принципы проведения закаливающих процедур
1. Понятие о закаливании.
2. Действие факторов окружающей среды (воздух, солнце, вода) на организм детей и подростков.
3. Основные принципы закаливания.
Задание для самостоятельной работы
По рекомендованной литературе знать, что входит в понятие — закаливание и какие принципы нужно соблюдать, чтобы достичь положительного эффекта. Изучить методику воздушных, солнечных ванн и водных процедур.
1. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни/ , , — Арзамас: АГПИ, 2с.
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения данного занятия студент должен знать о положительном действии факторов окружающей среды, с целью оздоровления организма. Изучить основные принципы закаливания, которые являются необходимыми для достижения нужного результата.
Занятие 2. Гигиена кожи
1. Общий план строения кожи.
3. Гигиенические требования к белью, одежде, обуви.
Задание для самостоятельной работы
Изучить анатомическое строение кожи, знать определение — что такое личная гигиена. Изучить основные требования к личной гигиене, знать о функциях одежды, свойствах материалов используемых для изготовления одежды; основные требования к обуви и причинах развития плоскостопия.
1. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни/ , , — Арзамас: АГПИ, 2с.
2. Пищаева здорового образа жизни/ , , .- Арзамас: АГПИ, 2с.
Методические рекомендации к занятию
Данная тема знакомит студента с особенностями строения кожи и правилами личной гигиены, подробно рассматривает назначение одежды, социально — психологические стандарты и понятия, какой должна быть одежда. Изучаются правила и требования при подборе обуви, рассматриваются причины плоскостопия у детей.
ТЕМА 8. Медико — социальные основы саморазрушающего
поведения детей и подростков 6 часов
Занятие 1. Влияние алкоголя на организм
1. Признаки начального алкоголизма.
2. Основные причины, приводящие к алкоголизму.
3. Стадии алкоголизма.
4. Профилактика алкоголизма среди подростков.
Задание для самостоятельной работы
Изучить ранние симптомы алкоголизма, основные факторы, оказывающее прямое воздействие на дальнейшее развитие заболевания. Знать основные стадии алкоголизма, признаки перехода бытового пьянства в алкоголизм; методические рекомендации к проведению открытых уроков по профилактики детского алкоголизма. Нарисовать плакат и подготовить открытый урок на тему: «Молодежь — за здоровый образ жизни».
1. Пищаева профилактика алкоголизма и наркомании/ , , — Арзамас: 2с.
2. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни/ , , — Арзамас: АГПИ, 2с.
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения темы данного занятия студент получает понятия о полезных и вредных привычках; изучает факторы, которые приводят к алкоголизму, а в дальнейшем, к физическим и психическим расстройствам организма. Знакомится с целями и задачами проведения открытого урока «Молодежь — за здоровый образ жизни».
Занятие 2. Действие никотина на организм подростков
1. Понятие о курении.
2. Состав табачного дыма.
3. Воздействие никотина на организм.
4. Острая интоксикация табачным дымом.
Задание для самостоятельной работы
По рекомендуемой литературе изучить материал и подготовить ответы на следующие вопросы:
— в чем состоит механизм курения;
— перечислить состав табачного дыма;
— какие органы наиболее чувствительны к никотину;
— вред пассивного курения;
— действия учителя в профилактических мероприятиях по предупреждению курения в школе.
1. Пищаева — здоровью вредить/ , , — Арзамас: АГПИ, 2006 — с.
2. Коннов пропаганда среди студентов/ , , СВ. Денисова, . — Арзамас: АГПИ, 2006- с.
3. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни/
, , — Арзамас: АГПИ, 2с.
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения данного занятия студент получает представление о пагубном влиянии курения и всей тяжести его медико-социальных последствий. О способах и методах избавления от этой вредной привычки
Занятие 3. Наркомания и токсикомания
1. Виды наркотических веществ.
2. Типы наркотической зависимости.
3. Факторы возникновения наркомании и токсикомании.
4. Профилактика наркомании в молодежной среде.
Задание для самостоятельной работы
По рекомендованной литературе изучить особенности возникновения психической, физической зависимости и их влияние на организм. Подготовить открытый урок на тему «Наркотикам скажем — НЕТ».
1. Пищаева медицинских знаний и здорового образа жизни/ , , . — Арзамас: АГПИ, 2с.
2. Пищаева профилактика алкоголизма и наркомании/ , , . — Арзамас: АГПИ, 2с.
В результате изучения данной темы студент должен знать о пагубном действии наркотических и токсических веществ на организм, мотивах употребления наркотиков среди подростков и роли учителя по предупреждению наркомании в молодежной среде.
МАСЛОВА ВЕРА ЮРЬЕВНА
Методические рекомендации к занятиям по дисциплине
«Основы здорового образа жизни»
В авторской редакции
Верстка и вывод оригинала макета
Лицензия ИД №о4436 от 01.01.2001. Подписано в печать: 23.01.2007г.
Формат 60×84/16.Усл. печ. листов: 1,3. Тираж 50 экз. Заказ №
Арзамасский государственный педагогический институт
Участок оперативной печати АГПИ
г. Арзамас, Нижегородская обл., ул. К. Маркса, 36
Источник