ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Важной составляющей эколого-валеологического подхода является формирование системных знаний у дошкольников по основным направлениям здорового образа жизни. Разработанная В. Г. Альямовской программа «Здоровье» предусматривает проведение системы занятий из серии «Забочусь о своем здоровье». Основная цель занятий-тренингов закрепление в практическом опыте детей осознанного отношения к своему здоровью, способности определить свое физическое состояние и ощущение. Автором были названы следующие направления формирования основ здорового образа жизни:
− привитие культурно-гигиенических навыков;
− обучение уходу за своим телом;
− знание элементарных особенностей строения и функционирования организма.
Каждое из них реализуется посредством занятий, на которых дети овладевают элементами ауто- тренинга, самомассажа. Они в доступной, увлекательной форме приобретают первоначальные знания о полезных и вредных растениях, правилах обработки овощей и фруктов, осваивают способы оказания элементарной медицинской помощи.
В исследовании О. С. Шнайдер представлена программа обучения основам здорового образа жизни детей 4-5 лет в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Она интегрирует ряд взаимосвязанных системных блоков: «Истоки здоровья», «Устройство здорового человека», «Охрана здорового тела», «Здоровье внутреннего и внешнего мира». Учебный материал каждого из них включает три раздела: теоретический, предполагающий формирование системы знаний; практический, обеспечивающий овладение умениями и навыками здоровой жизнедеятельности; контрольный, определяющий учет результатов освоения системы знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
Разработанные О.С. Шнейдер занятия валеологической направленности характеризуются специфической содержательной и организационной структурой. В содержании занятий обучающего типа можно условно выделить 3 основные части: творческую, предусматривающую поиск вариантов решения проблемной ситуации; познавательно-обучающую, в процессе которой дети осваивают информацию по изучаемой теме и закрепляют ее в валеологической игре; оздоровительную, направленную на выполнение оздоровительных упражнений. Обязательным условием освоения знаний и умений является специально организованная система повторения изученного материала.
Е. А. Терпугова предлагает валеологическую программу «Азбука здоровья» (для детей 5-7 лет), цель которой − создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.
Задачи, представленные в программе Е. А. Терпуговой:
1. Формировать у детей представления о своем теле, его ощущениях, ценностное отношение к своему организму.
2. Создать оптимальные условия педагогического взаимодействия взрослого и ребенка для поддержания равновесия между детским организмом и природно-социальной средой.
3. Развивать у детей мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказания помощи в экстремальных ситуациях [21, с. 113].
Программа охватывает знания и умения детей, направленные на здоровье, по нескольким темам:
3. Личная гигиена.
4. Общественная гигиена.
5. Профилактика заболеваний.
6. Помоги себе и другим [21, с. 114].
Программа реализуется через совместную деятельность взрослых и детей (наибольшая часть); регламентируемую деятельность (специальные валеологические занятия) и свободную деятельность детей.
И. Новикова предлагает педагогическую технология формирования у детей представлений о здоровом образе жизни, которая основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях:
− специальная подготовка педагогов;
− взаимодействие педагогов с родителями;
− совместная деятельность педагогов, родителей и детей;
− формирование здоровьесберегающего пространства [16].
Особенностью предлагаемой технологии является работа с детьми по формированию когнитивного и поведенческого компонентов представлений о здоровом образе жизни. Содержание каждого блока работы с дошкольниками представлено на рисунке 2.
Рисунок 2.1 – Содержание работы по формированию представлений дошкольников о ЗОЖ
Предлагаемая педагогическая технология опирается на следующие общедидактические принципы:
− Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей.
− Принцип доступности – предъявляемая информация адаптирована к восприятию дошкольников.
− Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.
− Принцип природосообразности – формы и методы формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников определены на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, особенностях развития его познавательной деятельности.
− Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребенка и группы в целом.
− Принцип комплексного и интегративного подхода – формирование представлений о здоровом образе жизни осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов, предполагается использование различных видов и форм работы с детьми, педагогами и родителями, завершенность каждого вида работы и мониторинг результатов.
− Принцип активности и сознательности – формирование субъективной активности ребенка в плане осознания воздействия различных факторов на здоровье и необходимости поведения, направленного на укрепление здоровья [16, с. 24].
По мнению Е. В. Фроловой, при работе с дошкольниками особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни:
− соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна,
− бережное отношение к окружающей среде, к природе,
− формирование понятия «не вреди себе сам» [23, с. 42].
По мнению Н. Сташевской, структура здорового образа жизни представляет собой динамическую систему, допускающую изменение элементов в соответствии с состоянием человека [20, с. 42]. Для ребенка дошкольного возраста элементами такой системы могут быть:
− оптимальная двигательная активность;
− личная гигиена [20, с. 42].
Автор отдаёт приоритет разработке эффективных методов проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми, посещающими дошкольное учреждение.
По мнению Я. Л. Мархоцкого, «в деле обеспечения здоровья детей важно все: здоровый образ жизни, правильное, полноценное питание, состояние костно-мышечной системы, физкультурно-оздоровительная деятельность, оздоровление детей естественными силами природы и др.» [15, с. 31].
Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и умственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием.
М. Н. Кузнецова предлагает оздоровительные силы природы в процессе воспитания детей дошкольного возраста использовать в двух направлениях:
1. Как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся.
2. Как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры) [10, с. 31].
Использование естественных сил природы в комплексе с гигиеническими факторами повышает работоспособность, способствует более быстрому восстановлению, служит прекрасным средством отдыха, проведения здорового досуга.
Оздоровительные мероприятия в дошкольном учреждении рекомендуется чаще проводить на открытом воздухе. Такие занятия способствуют закаливанию организма к солнечному излучению, воздействию различных температур на организм ребёнка. Занятия у водоёмов, купание, воздушные ванны вызывают положительные биохимические процессы в организме, укрепляют здоровье и повышают иммунитет к холоду, жаре, радиации, шуму и другим сбивающим факторам, которые окружают человека. Помимо этого дошкольники на лоне природы получают экологические, эстетические знания, учатся ценить растительный и животный мир своего региона.
Оздоровительные силы природы подключаются и во время регулярных прогулок на свежем воздухе, экскурсий, походов, солнечных и воздушных ванн, витаминотерапии, закаливания.
Таким образом, основными направлениями учреждения дошкольного образования по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста должны быть следующие:формирование системных знаний и привычек у дошкольников по основным направлениям здорового образа жизни; создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни; развитие у детей мотивации здорового образа жизни, потребности в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей,
При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни: занятия физкультурой, прогулки, рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены, бережное отношение к окружающей среде, к природе, формирование понятия «не вреди себе сам».
Источник
Методические рекомендации «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Павлова Василиса Васильевна
Методические рекомендации «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка.
Очень часто у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Так как выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо понимать, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Воспитание личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению с детских лет.
Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо:
— объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др., с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Именно в этом возрасте формируются жизненно важные мотивы, в том числе и мотивы здоровья.
Вот почему в детском саду и дома следует:
-воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку;
-способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков;
-знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
-учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие;
-учить правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда и предотвращать их.
Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Роль родителей в сбережении здоровья ребенка состоит в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОО в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка.
В работе по формированию осознанного отношения к своему здоровью должны находиться:
-семья, включая всех ее членов и условия проживания;
-дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:
1. Рациональный режим — распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
-Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
-Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
-Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
-Формирование культурно-гигиенических навыков.
-Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
-Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2. Правильное питание — от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
— Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах;
— Соблюдение режима питания.
Рациональное питание оказывает непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
3. Рациональная двигательная активность — активная двигательная деятельность, положительно воздействует на здоровье и физическое развитие ребенка.
4. Закаливание организма –положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.
5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния –психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольников, индивидуальны подход с учетом их личных особенностей, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты,дети:
-отсутствует плач, возбуждение;
-спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан:
-с формированием привычки к чистоте;
-c соблюдением гигиенических требований;
-с подвижным образом жизни;
-представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека.
Формирование представлений о здоровом образе жизниосуществляется в процессе:
Источник