Меню

Методические рекомендации для проведения урока здоровья

Методические рекомендации для учителя по проведению урока здоровья «Мы за здоровый образ жизни»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА ЗДОРОВЬЯ

«МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Охрана здоровья школьников является приоритетным направлением развития системы образования Ивановской области. Современная модель образования предполагает не только создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся, но и формирование у них мотивации к здоровому образу жизни, понимания изначальности и необходимости здоровья.

Данный урок рекомендован для проведения в образовательных учреждениях для всех категорий учащихся.

· сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и

развитию навыков ЗОЖ;

· воспитывать у них культуру здорового образа жизни.

1. Раскрыть учащимся понятие «здоровый образ жизни».

2. Углубить у школьников понимание, что здоровье – важнейшая жизненная ценность для каждого человека.

3. Научить учащихся принимать решения и действовать во благо своего здоровья и здоровья окружающих.

Материалы: презентация урока «Мы за здоровый образ жизни», мультимедийное оборудование.

Форма проведения: урок – беседа с показом презентации о здоровом образе жизни.

Вступительное слово учителя с показом слайда 1.

Сегодня – 1-е сентября – объявлен в Ивановской области Днем здорового образа жизни, поэтому тема нашего первого урока в этом учебном году: «Мы за здоровый образ жизни».

2 слайд: Учитель сообщает, что в настоящее время Правительство РФ и партия «Единая Россия» реализуют проект: «Россия: мы должны жить долго». Федеральный куратор партийного проекта – депутат Государственной Думы РФ .

3 слайд: , доктор медицинских наук, Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, считает, что «здоровый образ жизни должен стать атрибутом новых достижений, карьерного роста, счастливой семейной жизни, непременной составляющей личного успеха, уверенности в завтрашнем дне. Здоровый образ жизни необходимо воспринимать как осознанную необходимость, как воздух или воду, без которых ничто живое не может существовать».

4 слайд: В апреле 2009 года проводился региональный молодежный спортивно-оздоровительный праздник «Здоровое поколение», на котором Губернатор Ивановской области отметил, что увлечение молодежи спортом формирует здоровое поколение.

5 слайд: В XXI веке быть здоровым, умным и успешным – модно и престижно!

6 слайд: Учитель: Знаете ли вы, ребята, что такое здоровый образ жизни? (ответы детей).

Ø активные занятия физкультурой и спортом,

Ø правильное питание,

Ø хорошее настроение,

Ø отказ от курения,

Ø «нет» наркотикам, пиву и другим алкогольным напиткам.

7 слайд: Здоровый образ жизни – это, в первую очередь, активные занятия физкультурой и спортом.

Знаете ли вы, что в младших классах недостаток двигательной активности составляет 35-40%, среди старшеклассников – 75-85% , а 2 урока физического воспитания в неделю восполняют дефицит движений лишь на 10-18%.

Необходимо помнить, что если мало двигаться и долго находиться в одной позе, появятся нарушения осанки, сутулость, искривление позвоночника и другие заболевания, связанные с недостаточной активностью. Это приводит к снижению физической и умственной активности. Человек быстро устает, утомляется, ухудшается его настроение, а у школьников – и успеваемость.

8 слайд: Поэтому необходимо больше двигаться, заниматься спортом.

Здоровье, спорт, игра, победа – наше жизненное кредо!

Со здоровьем дружен спорт.
Стадион, бассейн и корт,
Зал, каток – везде вам рады.
За старание в награду
Будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши тверды!

В настоящее время Правительство Ивановской области уделяет большое внимание организации досуга школьников, строятся стадионы, спортивные площадки, теннисные корты.

9 слайд: Ивановская область воспитала много спортсменов и гордится их достижениями, это:

Андрей Терешин – мастер спорта международного класса по легкой атлетике;

Андрей Груздев – мастер спорта международного класса по спортивному ориентированию;

Елена Сохрякова – мастер спорта по конькобежному спорту;

Марина Шпехт – мастер спорта международного класса по художественной гимнастике.

10 слайд: Учитель рассказывает о необходимости питаться правильно, чтобы вести здоровый образ жизни. В пище содержатся основные питательные вещества, которые являются:

ü источником энергии,

ü укрепляют иммунитет.

Согласно представленной схеме, основу правильного питания человека должны составлять:

1. Хлеб и каши, так как в питании современного человека зерновые продукты — основные поставщики растительного белка, углеводов, витаминов группы В, минеральных солей.

2. Обязательной составной частью рациона ребенка должны быть минеральные вещества и витамины, которые содержатся в овощах и фруктах. Они влияют на правильный рост и развитие костной, мышечной, кроветворной и нервной тканей. Они также необходимы для правильной работы желудочно-кишечного тракта, способствуют лучшему усвоению полезных пищевых веществ.

3. В мясе, рыбе, молоке и яйцах содержится особое вещество (карнитин), которое обеспечивает доставку «топлива» в энергетические системы клеток. Из-за его нехватки дети часто испытывают слабость. Согласно исследованию американских ученых, два ежедневно выпиваемых школьниками стакана молока – залог здоровой сердечно-сосудистой системы в будущем, так как молоко способно предотвратить сердечную катастрофу уже взрослого человека.

Специалисты считают, что порция рыбы раз в неделю уменьшит во взрослом возрасте на 50% риск умереть от инфаркта миокарда.

4. Жир, масло, соль, сахар, сладости врачи рекомендуют свести к минимуму.

Со времен Гиппократа доказано, что правильным питанием можно вылечить любые заболевания.

11 слайд: Педагог напоминает учащимся, что продукты бывают не только полезные, но и вредные, которые отравляют организм человека.

Задание учащимся: найти на слайде и перечислить вредные продукты.

Неправильное питание наряду с сидячим образом жизни – главные враги сердца человека.

Постоянно нужно есть –

Для здоровья важно!

Фрукты, овощи, омлет,

13 слайд: Надо любить есть все овощи и фрукты, потому что в них – разные витамины. Как гласит народная мудрость: «Овощи и фрукты – кладовая здоровья».

14 слайд: Здоровое питание школьника – залог успеха в новом учебном году!

15 слайд: Учитель раскрывает учащимся зависимость здоровья от настроения и дает короткие советы по улучшению настроения: принимай жизнь с радостью, больше улыбайся, меньше ссорься. Здоровье – жизненная ценность, которая зависит от твоего настроения!

16 слайд: Помни: оптимисты живут на 15 лет дольше, чем пессимисты. Самый лучший день – сегодня;

Самое лучшее дело – то, которое любишь;

Самое большое богатство – здоровье!

Читайте также:  Определение критерии репродуктивного здоровья

17 слайд: Для того, чтобы всегда быть в хорошем настроении, необходимо вести активный образ жизни, заниматься любимым делом. Пой, танцуй, рисуй, твори, радость всем вокруг дари!

(возможно проведение физкультминутки с использованием музыкального сопровождения согласно возрастной группе учащихся).

18 слайд: Здоровый образ жизни – это отказ от вредных привычек. Курение, употребление пива и других алкогольных напитков, а также наркотиков – это вредные и опасные привычки! Латинская пословица гласит: «С людьми живи в мире, а с пороками сражайся».

Пороки злые победим!

Мы вправе сами выбирать:

В здоровье долго жить счастливо

Или в болезнях умирать.

19 слайд: Курение – вредная привычка, мерзкая для обоняния, вредная для мозга и опасная для легких. В легких человека, выкуривающего 1 пачку сигарет, оседает за год 1 литр табачной смолы. Даже при умеренном курении продолжительность жизни сокращается на 15 лет. Курильщики заболевают раком легких в 10 раз больше, чем некурящие люди.

По данным Всероссийского общества здравоохранения, в мире в среднем каждые шесть секунд умирает один человек от заболеваний, связанных с курением табака.

Ø За последние 50 лет от курения умерло 62 млн. человека – больше, чем в годы Второй мировой войны.

Ø 90% больных раком лёгких – заядлые курильщики.

Ø Табачный дым содержит 43 канцерогенных (вызывающих рак) вещества.

21 слайд: Никотиновая зависимость у подростков возникает через пять месяцев после начала курения

22 слайд: Алкоголь – яд, он вызывает заболевания практически всех органов человека. Алкоголь – «похититель рассудка», он проникает в нервную систему, замедляет реакцию, управляет нашим поведением, настроением, ухудшает память.

23 слайд: Помни: алкоголь убивает рано или поздно…ВСЕГДА.

24 слайд: Наркотики – это вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, ощущение, мысли, настроение и поведение), вызывают психическую и физиологическую зависимость. Организм человека очень быстро и сильно привыкает к наркотикам, при отказе от них появляются сильные головные боли, рвота, лихорадочный озноб, усиленное потоотделение. Наркотикам, пиву и другим алкогольным напиткам – нет!

25 слайд: Анкетирование учащихся: Как вы считаете, что должен делать человек, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье (выберите нужные ответы):

q Соблюдать режим дня

q Утро начинать с зарядки

q Закалять свой организм

q Правильно и регулярно питаться

q Заниматься спортом, больше двигаться

q Следить за своей осанкой

По результатам данной методики педагог может судить о мотивации учащихся к здоровому образу жизни (учитывается количество и содержание ответов).

26 слайд: В заключение учитель подводит итог урока:

Каждый из нас от рождения приобретает замечательный подарок – здоровье. Поэтому привычка сохранять здоровье – это залог нормальной жизни для человека. Очень важно – не приобрести вредных привычек и научиться управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье.

Чтобы быть всегда здоровым,

Бодрым, стройным и веселым

И прожить без докторов,

Кушать фрукты будь готов,

Нажимай на помидоры,

Кашу – утром, суп – в обед,

Надо спортом заниматься

И почаще улыбаться.

Всем вам доброго здоровья

И счастливого вам дня!

Скажите себе: «Я выбираю здоровье, я выбираю здоровый образ жизни!»

Источник

Методические рекомендации Здоровьесберегающий урок в современной школе

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья школьника. Главная задача в данной ситуации сохранить здоровье ребенка и научить его вести себя таким образом, чтобы его действия не наносили ущерб собственному здоровью. Эта задача практически целиком ложится на школу

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации Здоровьесберегающий урок в современной школе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

с углубленным изучением отдельных предметов

города Фрязино Московской области

141190, Московская область, Тел. 8(496) 255-43-20

г. Фрязино, ул. Дудкина, 12. 8(496) 255-43-30

«Здоровьесберегающий урок в современной школе»

заместитель директора по безопасности

МОУ СОШ № 3 с УИОП г. Фрязино

Фурсов Валерий Федорович

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский

Конституция Российской Федерации гласит, что у человека есть главное право – право на жизнь. С реализацией этого права неразрывно связано здоровье. Недаром лидеры мировых держав, ООН, ВОЗ считают здоровье главной ценностью. Через наши уроки мы можем и должны показать детям, насколько хрупкими являются их жизнь и здоровье, научиться ценить их и ставить безопасность себя и окружающих превыше всего.

Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся гармонией с окружающей средой и отсутствием болезненных изменений. В это понятие включаются 3 компонента: физический (наличие или отсутствие каких-либо заболеваний, физических дефектов), социальный (роль в обществе, социальное положение), духовный (психическое здоровье человека, его внутренний мир). Именно такой смысл вкладывает в понятие «здоровье» ВОЗ.

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья школьника. Главная задача в данной ситуации сохранить здоровье ребенка и научить его вести себя таким образом, чтобы его действия не наносили ущерб собственному здоровью. Эта задача практически целиком ложится на школу.

К сожалению, родители не всегда понимают важность формирования у ребенка здоровьесберегающей модели поведения. Чаще всего они следят за изменениями показателей физического здоровья по уже свершившемуся факту. Например, ребенок отравился, простудился и т.д. Редкий родитель будет строить воспитательный процесс таким образом, чтобы избежать нанесения какого-либо ущерба здоровью в широком смысле слова. Еще реже встречается в процессе воспитания построение здоровьесбережения на основе конкретных мотивационных фактов. Именно такую систему обеспечения сбережения здоровья для ребенка и должна выстраивать современная школа. Данная работа, несомненно, проводится и каждым учителем-предметником и классным руководителем. Но, несмотря на обширную работу школы в области здоровьесбережения школьников, парадоксальным является тот факт, что дети теряют свое здоровье во время обучения в школе. Зачастую они, находясь в школе, готовясь к занятиям, испытывают перегрузку, дискомфорт, стресс. Все это неблагоприятно сказывается на состоянии их здоровья.

По данным статистики в России более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. В настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14% детей. Около 25—30% детей приходящих в 1-й класс школы, имеют те, или иные отклонения в состоянии здоровья.

Читайте также:  Диспансеризация группы здоровья факторы риска

За период обучения в школе

число здоровых детей уменьшается в 4 раза,

число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,5 до 18 %,

нарушение остроты зрения у выпускников достигает 30—40%. Это одна из частых патологий школьников,

число детей с нервно-психическими расстройствами увеличивается с 1,6 до 2,8%,

число детей с нарушениями осанки возрастает с 19 до 46%.

для многих школьников характерно дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения.

А сегодняшние больные дети — это больное будущее поколение нашего народа. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

На современном этапе развития системы образования четко выражен постулат: процесс обучения в школе ни в коем случае не может строиться за счет ресурсов здоровья ребенка, а должен быть направлен на его сохранение и устранение нарушений в состоянии здоровья детей, что должно достигаться выбором соответствующих педагогических технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно и разные методы и формы работы:

• медико-гигиенические технологии (МГТ);

• физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ),

• экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);

• технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);

• здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

Существуют и другие основания для классификаций здоровьесберегающих технологий.

По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:

Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение двух типов здоровьесберегающих технологий — организационных и педагогических.

В качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье учащихся, в рамках которого можно выделить такие обязательные условия, как научно-методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров (включая заботу об их здоровье) и, наконец, достаточное финансовое обеспечение всего образовательного процесса. Все это относится к организационным здоровьесберегающим технологиям.

Педагогические здоровьесберегающие технологии можно разделить на три подгруппы:

организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, тра­диционно реализуемых вне школы, но в последнее время нес чаще включаемых во внеурочную работу школы:

социально адаптирующие и личностно развивающие технологии (САЛРТ), которые обеспечивают фор­мирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышают ресурсы психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний, лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Здоровьесберегающие технологии в работе отдельного учителя можно представить как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:

объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;

необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;

ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;

целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с учащимися, отслеживание получаемых результатов как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;

содействие формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий — такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

По масштабу внедрения здоровьесберегающих технологий в работу учителя можно выделить 3 степени приверженности педагога к идеям здоровьесбережения.

1. Использование отдельных методов, направленных на «точечную» нейтрализацию патогенных факторов — недостаточной освещенности, не подходящей школьникам мебели по росту, необеспеченности горячим питанием и т. п.- (данная работа обычно проводится учителем совместно с администрацией школы и классными руководителями) или активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток, разгружающих моментов на уроке). Они оказывают определенный (чаще незначительный) эффект, но, с другой стороны, приводят к самоуспокоению: «Работа проводится, можно не волноваться!».

2. Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушение зрения, оптимизацию физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение учащихся сохранению здоровья и др. Это приводит к регистрируемым результатам и оказывает модифицирующее воздействие на все другие технологии, используемые учителем.

3. Комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе. Данный уровень, основанный на синтезе двух рассмотренных ранее, является наиболее высоким, эффективным и продуктивным в работе учителя по здоровьесбережению школьников.

Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.

Читайте также:  Брейн ринг здоровье это жизнь

Цель здоровьесберегающей педагогики — обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличие — реализация приоритета заботы о здоровье уча­щихся. Идеальным вариантом реализации здоровьесберегающей педагогики является комплексная забота о здоровье всех участников образовательного процесса, проводимая на общешкольном уровне, когда здоровьесбережение направлено не только на учащихся, но их родителей и всех сотрудников школы. По многим другим признакам и принципам здоровьесберегающая педагогика занимает общее поле с гуманистической педагогикой.

Любой учитель, использующий здоровьесберегающие технологии в своей работе должен помнить принципы здоровьесберегающей педагогики:

Принцип ненанесения вреда. Учитель должен осознавать, что ребенок на его уроке – наивысшая ценность и нет оправдания нанесению какого-либо, даже самого, казалось бы, незначительного вреда здоровью ребенка.

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся. Здоровьесберегающая работа должна быть четко продумана, спланирована, направлена не только на мгновенный, но и на отвлеченный во времени, практически значимый результат.

Принцип триединого представления о здоровье (физическое, психическое, социальное).

Принцип непрерывности и преемственности программ обучения и используемых педагогических методов и технологий. Именно такая стабильность (нельзя путать ее с недопустимым для уроков однообразием), обеспечит спокойствие и отсутствие стрессовых ситуаций для учащихся.

Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Данный принцип подразумевает, что вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения. Учитель обеспечивает здоровьесберегающие условия образовательного процесса и сам школьник помогает ему в решении этой общей задачи. У учащихся воспитывается ответственность за свое здоровье. К каждому учащемуся осуществляется индивидуальный подход.

Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Только оптимально подобранный материал не вызовет у учащихся перегрузку и стресс, одновременно позволяя сохранить сосредоточенность детей на уроке. Учебный материал необходимо адаптировать в соответствии с особенностями класса.

Комплексный междисциплинарный подход к изучаемому материалу. Выстраивание межпредметных связей, аналогий и параллелей облегчит принятие, понимание даже самого сложного материла, ребенок будет чувствовать себя на уроках более уверенно и комфортно.

Принцип медико-психологической компетентности учителя. Учителю необходимо знать физиологические и психологические возрастные особенности школьников, при наличии у учащихся каких-либо нарушений в состоянии здоровья он должен построить образовательный процесс так, чтобы как минимум не усугубить имеющуюся проблему.

Сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий. Именно подобный комплекс воздействий научит ребенка заботиться о своем здоровье, принимать правильные решения.

Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными. Создание ситуации успеха имеет огромное значение для сохранения здоровья школьника. Это приводит к уменьшению количества стрессовых ситуаций, эмоциональной стабильности школьника, дает возможность поверить в собственные силы, учит высказывать собственное мнение. В результате действия выше перечисленных факторов не только сохраняется здоровье школьников, но и повышается интерес к предмету, заинтересованность школьника.

Приоритет активных методов обучения. При использовании активных методов обучения учащийся вовлекается в образовательный процесс, становится субъектом обучения, участвует в интенсивной работе со сменой различных видов деятельности. Это снижает возможность возникновения стресса, утомляемость, повышает двигательную активность учащихся, что способствует сохранению здоровья школьников.

Принцип сочетания охранительной и тренирующей стра­тегий. Учитель должен не только формировать знания о том, для чего и как сохранять здоровье, но и вырабатывать у учащихся практические навыки в данной сфере деятельности, необходимость применять свои знания на практике.

Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. Каждый учащийся на выходе из школы должен осознавать уровень ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Принцип отсроченного результата. Учитель, использующий здоровьесберегающие технологии должен быть готов к тому, что истинный результат его работы будет виден спустя достаточно длительный промежуток времени. Например, весьма значимым результатом будет, если здоровье выпускника школы находится, хотя бы на том же уровне, что и на момент его поступления в школу. В идеале выпускник будет вести здоровый образ жизни, следить за собственным здоровьем и поддерживать его на определенном уровне.

Принцип контроля за результатами. Для оценки эффективности используемых методов и технологий необходимо отслеживать результативность. Следует обращать внимание, как на сиюминутный, так и на отвлеченный во времени результат и в соответствии с этим корректировать свою дальнейшую работу, постоянно повышая ее эффективность. Необходимо донести важность здоровьесбережения до школьника и обучить его самоконтролю действий по сохранению здоровья.

Объектом деятельности школ становится создание комплексной модели здоровой и дружественной школы. Перед системой образования стоит принципиально иной путь сохранения здоровья — не оздоровление, а в первую очередь не допущение неправильного обращения участников образовательного процесса со своим здоровьем. Одни из аспектов деятельности по созданию данной модели является построение современного урока соответствующего основным требования здоровьесбережения школьников.

Основные требования к организации здоровьесберегающего урока.

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете) должны быть комфортными и соответствовать гигиеническим нормам: необходимо соблюдать режимы температуры, проветривания; рационально подобрать освещение (касса и доски), монотонные, неприятные звуковые раздражители устранить.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:

в учебных кабинетах, лабораториях — 18 — 21 °С ;

в учебных мастерских — 15 — 17 °С;

в актовом зале, классе пения и му­зыки — 18 — 20 °С;

в кабинетах информатики — оптимальная 19 — 20 °С, допус­тимая — 18 — 22 °С; в спортзале — 15 — 17 °С;

в раздевалке спортивного зала — 19 — 23 °С;

в кабинетах врачей — 21 — 23 °С;

в рекреациях — 16 — 18 °С;

в библиотеке — 17 — 21 °С;

в вестибюле и гардеробе — 16 — 19 °С.

Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Источник

Adblock
detector