Сохранение и укрепление здоровья младших школьников в группе продлённого дня.
учебно-методический материал по теме
Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми и хорошо развитыми физически. С момента рождения нормально развивающийся ребёнок стремится к движениям. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания. Данная работа направлена на укрепление и сохранение здоровья младших школьников в режиме работы группы продленного дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_mladshih_shkolnikov_v_gruppe_prodlyonnogo_dnya.rar | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Районные педагогические чтения»
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников в группе продлённого дня
Пусепп Татьяна Викторовна
учитель начальных классов
1. Аспекты реализации здоровьесберегающих технологий 3-5
2. Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
в группе продлённого дня (ГПД) 5-8
Аспекты реализации здоровьесберегающих технологий
«Я не боюсь еще и еще раз
повторить: забота о здоровье – это
важнейший труд воспитателя. От
жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
развитие, прочность знаний, вера
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижения современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного процесса. Низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодёжи создаёт объективные препятствия на пути эффективной модернизации Российского образования, без него невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития образовательной и профессиональной школы.
В Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст.28)» подчёркивается, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно- правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.
Главной мыслью закона РФ «Об образовании» и принципиально важном является тезис о разностороннем развитии ребёнка, а значит о личностно – ценном образовании. Здоровье является фактором личностно – ценного образования. Целая серия нормативных документов подкрепляет главные задачи современной школы:
- воспитание здоровой личности; личности, ориентированной на здоровый образ жизни (ЗОЖ);
- организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребёнка;
- использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника.
Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Всё это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знание по сохранению и развитию здоровья является важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя. Учитель должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать из них те, которые обеспечивают в данных конкретных условиях успех конкретного обучающегося.
Если рассматривать школу как систему, то она должна нести определённые функции, главной из которой является функция сохранения и укрепления здоровья учащихся. Сохранение и укрепление здоровья в школе имеет основополагающее значение ещё и потому , что в ней обучаются дети самых разных способностей и возможностей, включая и их состояние здоровья. Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в нескольких направлениях:
Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня и в нашей школе.
Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяется условиями его жизни в семье, в обществе и в том числе в школе, так как на годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма. Подготовка к здоровому образу жизни должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста.
Для реализации этого направления разрабатываются различные технологии, одной из которых является здоровьесберегающая технология. Здоровьесберегающая технология – это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников – и взрослых, и детей. Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения.
Здоровьесберегающие технологии (Приложение1) – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учётом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.
- Сохранение и укрепление здоровья в группе продлённого дня (ГПД).
Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми и хорошо развитыми физически. С момента рождения нормально развивающийся ребёнок стремится к движениям. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия , способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений.
Важнейшим разделом профилактики является формирование здорового образа жизни, включающего воспитание с раннего детского возраста правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Приобретение школьниками навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.
Довольно высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, которые могут привести к тяжёлым увечьям, а иногда и гибели детей, требует от самих детей строго соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Усвоение и применение учащимися гигиенических знаний по охране правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.
Для сохранения здоровья я учу детей соблюдать режим дня.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении физических упражнений помогает функционировать всем системам организма и оказывать на них тренирующее действие.
Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям , вызывает мобилизацию защитных сил организма.
В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками и т.д., а в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п.. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Школьник, чтобы сохранить баланс двигательной активности должен ежедневно делать от 23-30 тысяч шагов, а в ХХI веке наши дети не выполняют и 1⁄4 этой цифры, между школьными занятиями и подготовкой домашних заданий обязательно делать перерыв.
По данным Российских учёных 51% детей вообще не бывают на улице по возвращению из школы, 73% не устраивают перерыв между приготовлением уроков, около 40% детей имеют избыточный вес.
По данным медицинского обследования обучающихся нашей школы выявлены следующие заболевания: нарушение осанки, ослабление зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), простудные заболевания частые, хронические заболевания – гастрит, тонзиллит, колит и другие. Эти показатели заставляют задуматься.
Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:
- внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;
- с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся (в начальной школе 5-дневная рабочая неделя);
- создана медико-психологическая служба;
- созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах;
- работает тренажёрный и спортивный зал.
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.
Приоритетными направлениями здоровья детей и подростков во время их пребывания в ГПД являются:
- здоровье и здоровый образ жизни;
- соблюдение режима дня;
- соблюдение правил личной гигиены;
- санитарно-просветительные мероприятия (беседы медработника, родителей, санактива, антиалкогольное и антитабачное);
- полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;
- различные формы физического воспитания:
- занятия в танцевальной студии;
- изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;
- обязательная часовая прогулка на свежем воздухе с большой двигательной активностью.
Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.
В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому огранизму, мы должны поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это мы учитываем, составляя режим дня, недельную нагрузку и план работы ГПД . Занятия в ГПД начинаю с часовой прогулки. Стараюсь, чтобы прогулка принесла пользу не только телу, но и душе.
На игровых прогулках дети могут играть в хорошо знакомые игры «Море волнуется», «Третий лишний», «Совушка» и т.д.. Эти игры динамичны, они позволяют удовлетворить потребность ребёнка в движении. В качестве отдыха можно провести игру «День ночь». Прогулка может быть познавательной, где познания сочетаются с движением по заранее составленному маршруту.
После прогулки и обеда в течение часа дети готовят уроки. Во время самоподготовки провожу физминутки, разрешаю детям передвигаться по классу, если им требуется моя помощь. Между подготовкой разных предметов делаем перерыв 10-15 минут. Дети, выполнившие уроки раньше других могут почитать литературу по их усмотрению. После самоподготовки дети занимаются в секциях и студиях. Все мероприятия и занятия студий чередуются по дням недели:
понедельник – беседы, встречи с мед. работником школы, экскурсии в парк, , в музей, ДБ и т.д.;
вторник и четверг – ;спортивные секции
среда- хореография, вокал
и пятница – спортивный день.
На заседании ШМО обсуждаются вопросы по планированию работы ГПД , делимся опытом, изучаем нормативные документы, знакомимся с новинками методической литературы.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья зависит от многих составляющих, в частности, от:
- активного участия в этом процессе самих учащихся;
- создание здоровьесберегающей среды;
- высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
- планомерной работы с родителями;
- тесного взаимодействия социально-культурной сферой посёлка
- Гордин А.Л. «Короткие будни продлённого дня» Москва «Просвещение», 1991.
- Карасёва Т.В. «Современные аспекты здоровьесберегающих технологий» Ж. Начальная школа №11,2005.
- Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии» 1-4 классы, Москва «ВАКО»,2004.
4. Нестерова Л.В. «Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе» Ж. Начальная школа №11,2005.
Источник
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников»Путь к здоровью».
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников «Путь к здоровью».
Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса; формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu_put_k_zdorovyu.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14
села Орловки Буденновского района
по сохранению и укреплению здоровья
«Путь к здоровью»
Составила: Кацуба Ольга Петровна,
учитель нач. классов
Год здоровья — 2010 -2011 уч. год
« Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…»
I. Введение (обоснование программы).
IV. Содержание работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
V. План работы учителя, классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
I. ВВЕДЕНИЕ.
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам. По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов”. Родители, в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.
В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.
II. ПРОБЛЕМНОСТЬ.
По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.
Для того, чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:
- Ухудшение социального положения семей учащихся;
- Необеспеченность детей полноценным питанием;
- Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
- Невысокий уровень общей культуры населения.
Критериями работы учителя и классного руководителя по данному направлению являются:
- индивидуальный режим;
- эмоциональный режим;
- смена видов деятельности;
- наличие физпауз на уроке;
- учет физиологических особенностей в развитии организма;
- расширение зрительного пространства (смена угла зрения) и пр.
III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Срок реализации программы: 2010-2013 гг.
Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации образователь ного процесса; формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.
1 . Создание условий, способствующих сохранению и укреплению
здоровья участников образовательного процесса.
2.Формирование у учащихся потребности в физическом и
3.Совершенствование санитарно-гигиенической, просветительской,
консультативной, информационной работы со всеми участниками
4.Пропаганда среди обучающихся и их родителей здорового образа жизни.
Профилактика наркомании, алкоголизма, курения у школьников.
5.Повышение результативности методической работы по вопросам
здоровьесбережения образовательного процесса и предупреждения
6.Привлечение внимания семьи к реализации программы «Путь к здоровью».
7. Проведение диагностики и мониторинга динамики состояния здоровья
— повышение уровня физического, психического и социального здоровья
— снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями,
заболеваниями позвоночника и глаз;
— повышение уровня профилактической работы;
— создание оптимального режима учебного труда;
— осознанное отношение детей, их родителей к состоянию здоровья как
основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
— 100% охват учащихся школы горячим питанием в школьной столовой
IV. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:
I блок – ресурсное обеспечение:
- Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
- Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
- Питание в школьной столовой;
- Наличие справочной и художественной литературы в кабинете.
II блок – организация учебного процесса:
- Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
- Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
- Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
- Индивидуализация обучения.
III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:
- Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
- Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
- Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;
- Организация подвижных игр (динамической паузы);
- Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;
- Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.
V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
- Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
- Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;
- Привлечение медработника к просвещению родителей.
4.2. Гигиенические требования к организации и проведению урока:
- Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
- Число видов деятельности: 4-7.
- Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
- Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
- Число видов преподавания: не менее 3.
- Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.
4.3. Принципы работы учителя на уроке:
- Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).
- Принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
- Интерактивный режим (работа в группах).
- Эмоциональная насыщенность (мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).
4.4. Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:
- Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
- Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
- Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
- Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
- Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
- Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
Источник