Методические принципы обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья
Способы осуществления дифференцированного и индивидуального подхода должны быть такими, «чтобы в результате их применения отстающие учащиеся постепенно выравнивались и в конце концов могли включаться в коллективную работу наравне с другими».
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Помимо использования общедидактических принципов рассматриваемая методика как самостоятельная наука разрабатывает и внедряет в процесс преподавания собственно методические принципы, вытекающие из закономерностей овладения языком и речью. Сами закономерности определяются «. как объективно существующая зависимость результатов усвоения речи от степени развитости речетворческой системы человека, ее отдельных органов (органы, составляющие речевой аппарат, его мускулатура, речевые механизмы мозга)».
Точное выявление закономерностей позволяет более четко представлять систему принципов и через их реализацию активно влиять на весь ход обучения языку и речи.
Взаимосвязь между отдельными компонентами учебного процесса можно представить в виде схемы.
Схема иллюстрирует замкнутость цепи педагогической деятельности. В практике обучения языку выявляются определенные закономерности его усвоения учащимися. Это дает возможность выявить методические принципы обучения, которые, как и общедидактические принципы, влияют на выбор методов и приемов, видов учебной работы, т.е. на создание методической системы в целом. В свою очередь, внедренная в учебный процесс научно обоснованная система работы повышает результативность обучения речи, возможности детей в овладении ею и таким образом совершенствует практику обучения языку.
Принципы методики не являются однородными. Одни принципы носят общий характер и реализуются в процессе обучения по всем разделам программы по русскому языку, другие имеют ограниченную зону действия и регламентируют процесс усвоения грамоты, чтения, грамматики и правописания или развитие речи.
Проблема специфики применения методических принципов в условиях преподавания русского языка в специальной коррекционной) школе совершенно не разработана. Вместе с тем исследования, основанные на изучении процесса усвоения родного языка учениками с нормальным интеллектом1 и учащимися с другими аномалиями2, а также опыт обучения языку детей с интеллектуальной недостаточностью и ряд публикаций, освещающих этот опыт, дают возможность выдвинуть некоторые методические положения, рассматривая их как методические принципы.
Источник
Методические принципы обучения школьников специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида языку
материал по теме
Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними своим опытом, согласовать действия. Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Мыслительные процессы – анализ, синтез, сравнения, обобщения – развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью.
Речь играет большую роль в социальной адаптации. Социальная адаптация – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия цели, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Полноценная речь ребенка-это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._principy_obuch-ya_shk-kov_skk_7-8_vida_yazyku.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические принципы обучения школьников
специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида языку.
Развитие речи школьников специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида процесс сложный и должен подчиняться следующим методическим принципам:
- Коммуникативная направленность обучения;
- Единство в реализации двух направлений работы: Развития речи и мышления;
- Обязательная мотивация языковой и речевой деятельности учащихся;
- Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей;
- Взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития.
Выделяя специальные методические принципы, принимаем во внимание высказывание М.Р.Львова, что их число должно быть ограниченным, иначе может наступить девальвация принципов и они перестанут выполнять регулирующую функцию в процессе обучения.
Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы или классов является принцип коммуникативной направленности.
Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывают у таких детей затруднения в общении с окружающими людьми.
Целенаправленное воздействие на их речь приводит к её совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания.
Принцип коммуникативной направленности предполагает, что главным в обучении детей должно быть не столько сообщение о различных аспектах языка (фонетика, морфология, синтаксис), сколько формирование навыков практического использования различных языковых категорий в речи. В результате их отработки школьники получают возможность осознавать некоторую лингвистическую информацию, усваивать и применять орфографические правила и, что особенно важно, более свободно пользоваться речью в коммуникативных целях.
Реализация принципа коммуникативной направленности предполагает насыщенность процесса обучения речевыми упражнениями. К ним относятся: ответы на вопросы; чтение диалогов с соответствующей интонацией, составление диалогов по образцу, на основе заданной ситуации; пересказ; обмен мнениями по поводу выполняемой работы; ролевые игры и другое. Полученный речевой материал используется для решения лингвистических задач на уроках развития речи (окружающий мир) и чтения.
Принцип единства развития речи и мышления опирается на психологическую закономерность, проявляющуюся во взаимодействии языка и мышления.
Нарушение интеллектуальной деятельности школьников специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида приводит к неполноценности их речевой практики. В свою очередь, недоразвитие речи задерживает формирование логического мышления, затрудняет устранение недостатков наглядно-образной и наглядно-действенной его форм.
Формируя речь, мы работаем над обогащением, точностью, выразительностью на любом уровне — будь то слово, предложение или текст. Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся.
Принцип единства развития речи и мышления реализуется и с помощью методов и приёмов обучения, активно влияющих на речевую и мыслительную деятельность детей. Прежде всего, это те методы и приёмы, которые составляют суть мыслительных операций. К таковым относятся анализ и синтез, конкретизация и обобщение, сравнение и классификация.
Активное использование методов сравнения, анализа и синтеза положительно влияет на формирование речи и мышления детей.
Принцип повышения языковой и речевой мотивации является не менее значимым.
Реализация данного принципа в учебном процессе обеспечивается содержанием урока русского языка, его структурой, подбором методов, приёмов обучения видов упражнений и поведением учителя.
Поведение педагога на уроке имеет большое значение. Учитель вызывает и направляет интерес учеников, поддерживает его путём поощрения, с помощью отметки, посредством установления в классе доброжелательных отношений. Играя активную роль в организации урока, педагог не ограничивает при этом речевую активность детей.
Принцип формирования чувства языка и опоры на него тесно связан с предыдущими принципами.
Воспитание языкового чутья осуществляется на всех уроках русского языка в младших классах. Специально организуется речевая практика в процессе которой внимание детей сосредотачивается на семантике слова, предложения, на их формально-логических признаках, которые помогают объединять слова в определенные лексико — грамматические категории
(названия предмета, действия, признака), на фонетических явлениях ( дом, но дома), на соотнесении грамматической формы слова с реальными логическими отношениями, которые обозначаются этой формой (идет, пойдет, пошел).
На уроках развития речи учащиеся, рассматривая предмет, называют его форму, цвет, вкусовые качества: яблоко желтое, круглое, сладкое и т.д. Одновременно с уточнением реальных признаков предмета школьники учатся правильно согласовывать названия признаков с названием предмета, отличать сам признак от его названия.
На уроках обучения грамоте (1-й класс), практических упражнений по грамматике (2-4-й классы) задачи выделения языковых единиц, наблюдений за их изменением в различных условиях, правильного употребления их в речи становится ведущим. Выполнение практических грамматических упражнений в младших классах создает речевую базу, на которой начинают зарождаться познавательный интерес к языку и языковое чутьё. В старших классах наличие первоначальных языковых обобщений дает возможность отвлекаться от предметного содержания слов, объективировать речь, усваивать теоретические законы грамматики. Анализ языкового состава слов, словоформ, предложений в той или иной степени помогает осознавать способы организации и употребления в речи единиц различных языковых уровней.
Основные направления развития речи.
Развитие устной речи обучающихся процесс сложный и многогранный.
Развитие речи проходит по следующим направлениям:
- фразовая речь (формирование и развитие словаря);
- словосочетания;
- разговорная речь. Диалог;
- монологическая речь;
- средства выразительного оформления фразы.
Приступая к работе по развитию связной речи, педагог должен четко представлять те трудности, которые характерны для детей с нарушениями речевого развития. Это, прежде всего задержка в формировании фразовой и связной речи.
А появившаяся фраза, как правило, отличается аграмматичностью, малой распространенностью, стереотипностью конструкций.
У таких детей обычно отсутствует умение вести диалог в силу сложности данной формы речевой деятельности, а также потому, что у этих детей часто нарушено общение. Нарушение общения объясняется разными причинами: либо психической пассивностью (инертность нервных процессов), либо осознанием своего дефекта.
А связная речь не может быть воспитана сама по себе, без систематических и целенаправленных занятий в школе.
Нарушение речи у школьников специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида распространено. Имеет стойкий характер, оказывает отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка, на эффективность его обучения.
В речевом высказывании отражается представление ребенка о структуре ситуации, понимание смысла ситуации. Для такого ребенка характерна фрагментарность, структурная неоформленность предложений, пропуск главных членов предложения. При поступлении в школу, ребенок пользуется предложениями из двух компонентов (Дождь идет.). По мере обучения, развитие речи учащихся, появляются предложения с 4 – 5 компонентами (На улице идет сильный дождь). Наиболее сложно для них построение сложных предложений и их употребление. В речи дети опускают предлоги или заменяют одни другими. Отмечается нарушение в построении словосочетаний. Наиболее сложной формой речевой деятельности является связная речь. Она формируется на основе диалогической речи, входе ситуативного общения. Пересказ более доступен, чем рассказ, но пропускают важные части рассказа; содержание передают упрощенно. Особенно труден – творческий пересказ. Составление рассказа по серии сюжетных картин легче, чем по одной. Дети почти не пользуются средствами выразительного оформления фразы.
Все вышеперечисленные недостатки в речи должны быть устранены.
Своевременное и целенаправленное развитие устной речи обучающихся специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида способствуют развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В работе раскрыты теоретические проблемы готовности к обучению грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью. А также представлены методические рекомендации по формированию звукобуквенного анализа.
Урок проводится в игровой форме.
В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.
В данном материале предоставлена рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса специальной коррекционной школы VIII вида.
В помощь педагогам корреционных учреждений образования предлагается авторский учебно-методический комплекс по предмету «Окружающий мир» в 4 классе.
Данный конспект будет полезен для педагогов, рааботающих в коррекционных школах.
Источник
Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку»
надежда пермякова
Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку»
1. Коммуникативная направленность обучения;
2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления;
3. Обязательная мотивация языковой и речевой деятельности учащихся;
4. Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей;
5. Взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития.
В качестве примера обеспечения коммуникативной направленности в изучении грамматического материала можно привести словарную работу, для которой должны быть отобраны такие слова, которые позволяли бы выражать простые мысли, понимать собеседника в пределах требований, предусмотренных программой, т. е. отобран оптимальный лексический минимум. Важно объективно подойти к отбору словаря для активного усвоения, учитывая сочетаемость с другими словами; многозначность; словообразовательную ценность. Например, усвоение нового слова бесстрашный даёт возможность уточнить значение уже известного учащимся слова смелый. Для закрепления и активизации усвоенных слов, их новых значений очень эффективными видами работы являются беседы по картине, описания предметов и т. п. В качестве примеров обеспечения коммуникативной направленности можно привести также запись ответов на вопросы (по прочитанному, по картине, по просмотренному фильму, по прочитанной книге и т. п.); составление диалогов по образцу, на основе заданной ситуации; описание героев; написание отзыва о прочитанном; языковые игры («На одну букву», «Одним словом», «Дежурная буква»); составление деловых бумаг по образцу; написание обучающих творческих работ и т. д. Систематическая целенаправленная работа в данном направлении ведёт к развитию навыков более точного выражения мыслей, умению вести диалог и даже формирует навыки построения монологического высказывания.
Принцип единства развития речи и мышления опирается на психологическую закономерность, которая проявляется во взаимодействии языка и мышления. Развитие речи на любом уровне положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся. Принцип реализуется с помощью анализа и синтеза, конкретизации и обобщения, сравнения и классификации. Например, семантика слова овощи раскрывает конкретный ряд предметов; предложение Грачи прилетели сообщает о свершившемся факте. В начальных классах в качестве примера можно привести закрепление представлений о конфигурации буквы — метод упражнения в многократном ее воспроизведении по образцу, по памяти, можно одновременно предлагать детям и такие задания: отгадай, какая это буква, и запиши ее (овал, палочка с крючком внизу); загадай сам своему товарищу букву, пусть он отгадает и; напишет; узнай букву по элементу и запиши ее. В результате чисто механическое упражнение приобретет более творческий характер, потребует осуществления синтеза, операций сличения, восстановления целого по его части и т. п.
Принцип обязательной мотивации языковой и речевой деятельности учащихся обеспечивается содержанием урока русского языка, его структурой, подбором методов, приёмов обучения видов упражнений и поведением учителя, который вызывает и направляет интерес учеников, поддерживает его путём поощрения, посредством установления в классе доброжелательных отношений и комфортных условий, не ограничивая речевую активность детей. Следует разнообразить приемы рассмотрения и анализа изучаемого материала. В качестве примера можно привести виды языковых и речевых упражнений по теме «Предложение»: составление предложений по картине, по схеме, по опорным словам; чтение предложений, записанных на доске, с соответствующей интонацией, выбор среди них простых и сложных предложений, сравнение каждой группы по основным грамматическим признакам; работа по карточкам; записывание в тетради, письменные ответы на вопросы, составление текста по аналогии с данным и запись; работа с деформированным текстом и т. п. Все виды упражнений дополняются различными грамматическими заданиями: выделение окончаний, определение главных и второстепенных членов предложения, частей речи и т. п.
Принцип формирования чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей — принцип формирования чувства языка, а затем уже — опоры на это чувство. Воспитание языкового чутья осуществляется на всех уроках русского языка в младших классах, где особое внимание детей сосредотачивается на семантике слова, предложения, на их формально-логических признаках, которые помогают объединять слова в лексико — грамматические категории (названия предмета, действия, признака, на фонетических явлениях (сад — сады, на соотнесении грамматической формы слова с реальными логическими связями, которые обозначаются этой формой (идет, пойдет, пошел). Рассматривая предмет, дети называют его форму, цвет, вкусовые качества: лимон желтый, округлый, кислый. С уточнением признаков предмета дети учатся правильно согласовывать названия признаков с названием предмета, отличать сам признак от его названия. Выполнение практических грамматических упражнений в младших классах создает речевую базу, на которой начинают зарождаться познавательный интерес к языку и языковое чутьё. В старших классах наличие первоначальных языковых обобщений дает возможность отвлекаться от предметного содержания слов, объективировать речь, усваивать теоретические законы грамматики. Анализ языкового состава слов, словоформ, предложений в той или иной степени помогает осознавать способы орга-низации и употребления в речи единиц различных языковых уровней.
Принцип взаимодействие работы над устной и письменной речью. Исходным является сходство – один и тот же словарь, одинаковы способы связи слов и предложений. Но письменная речь формируется на базе устной. Ей присуща большая степень абстрактности, развернутости, регламентированности. Письменной речи учащиеся овладевают только в про-цессе обучения. Одно из условий методически правильной организации работы над письменной формой речи — предварительная устная подготовка к построению письменных высказываний. Примером служат обучающие творческие письменные задания в форме микро-сочинений, микроизложений, свободных диктантов. В этом случае грамматический строй письменной речи частично устраняет недостатки устной речи, позволяет целенаправленнее работать над исправлением стилистических и грамматических ошибок.
В качестве примера реализации данного принципа можно привести упражнение для учащихся 3 класса по теме «Написание предлогов со словом». Учитель: Весной в живой и не-живой природе происходит много нового и интересного. Но нужно уметь об этом правильно и красиво сказать.
— Выбери нужный предлог и запиши словосочетание.
Капель (из, с, от) крыши
Проталины (под, на, от) земле
Домики (для, под, из) птиц
Сугробы (по, о, в) лесу
Льдины (на, под, над) реке
Заморозки (в, по, у) утрам
Цветы (под, над, из) снегом
— Устно составляем предложение с образованными словосочетаниями.
Источник