Меню

Методическая разработка по здоровье сберегающей технологии

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на занятии»

Наталья Торчинава
Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на занятии»

Тема: «Использование физкультминуток на занятии»

Цель: Снижение показателей заболеваемости обучающихся, приобщение к здоровому образу жизни, улучшению психологического климата на занятии.

— Воспитание грамотности в вопросах здоровья;

— Практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни;

— Реализация всех позитивных возможностей;

— Поддержание работоспособности, активного внимания.

— Повышение эффективности обучения.

1. В наши дни сбережение здоровья обучающегося является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.

2. Обучающиеся стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т. п.

3. Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.

4. Для того, чтобы жить в современном мире, обучающимся необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – это здоровье. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов».

Причиной резкого снижения уровня здоровьяобучающихся являются:

1. неблагоприятная экологическая обстановка;

3. малоподвижный образ жизни;

4. перегрузка учебного процесса;

5. неполноценное питание;

6. отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;

7. частичное разрушение служб врачебного контроля;

8. массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.

Здоровьесберегающие технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

В структуре занятия необходимо применять следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

1. положительный эмоциональный настрой на занятии;

2. оптимальный темп ведения занятия;

3. подача материала доступным рациональным способом;

5. смена видов деятельности;

6. физкультминутки, музыкальные паузы;

Рассмотрим влияние физкультминуток на состояние обучающихся.

Физминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости. Нужно творчески подходить к процессу проведения физминуток. Это процесс снятия не только физического напряжения, но и психического и эмоционального.

Физкультминутки – естественный элемент занятия, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности обучающихся.

1. снять утомление различных мышц;

2. ослабить утомление на занятии;

3. проводить профилактику нарушения осанки;

4. поддержание работоспособности, активного внимания.

1. Оздоровительно-гигиенические.

Их можно выполнять как стоя,так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

Зависят от фантазии и творчества педагога. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают обучающимся переключиться и поднять настроение.

Обучающиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

В целях активизации умственных и физических возможностей учащихся предлагается проведение следующих упражнений и тренингов.

1. Руки. Поздоровайтесь и быстро потрите друг о друга пальцы ладони (5 сек).

2. Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз (5 сек).

3. Уши. Потрите уши (5 сек).

4. Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек).

5. Плечи. Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек).

6. Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек).

7. Затылок. Нажмите на затылочную впадину, сосчитайте до трех, отпустите и погладьте (5 сек)

Упражнение на укрепление мышц шеи и головы. Тренировка голоса. Наклоны вниз, вправо, влево, вверх. Упражнение выполнять, прилагая усилия, чтобы способствовать развитию мышечного аппарата шеи, головы, плеч и спины.

Ветерок голову клонит,

Колокольчик сон твой гонит.

Ты головку вверх подкинь,

И пропой дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.

На своих занятиях можно использовать различные виды гимнастики.

Так,пальчиковая гимнастика может помочь:

1. развивать моторику; внимание, терпение;

2. стимулировать фантазию;

3. активизировать работу мозга;

4. активизировать речевые навыки, память, мышление.

Читайте также:  Состояние здоровья после пиявок

Виды пальчиковой гимнастики:

3. игры с пальчиками.

Игры с пальчиками.

Можешь пальцы сосчитать

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять – 10 пальцев, пара рук,

— Вот твоё богатство, друг.

(На счёт по очереди следует загибать пальцы, на последние строчки покрутить кистями рук, показывая фонарики).

Шёл старик дорогою, нашёл козу безрогую.

Давай, коза попрыгаем, ножками подрыгаем.

А коза бодаерся, а старик ругается.

(Идти пальчиками по столу, показать пальчиками рога, постучать пальчиками по столу, снова показать рога, погрозить пальчиками).

В прятки пальчики играли, и головки убирали.

Вот так, вот так, и головки убирали.

(Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно)

Зрительная гимнастика помогает:

1. снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;

2. тренировать вестибулярный аппарат;

3. развить зрительную координацию; улучшить зрение;

4. укреплять глазные мышцы, развить зоркость и внимательность;

Упражнение для укрепления мышц глаз и усиления зрения.

Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Проведем, друзья сейчас За окном у нас видна.

Упражнение для глаз, Вдаль теперь ты посмотри

Вправо, влево посмотрели, Что ты видишь там в дали

Глазки все повеселели. А теперь на кончик носа.

Снизу вверх и сверху вниз. Повтори так пару раз –

Ты, хрусталик, не сердись, Лучше будет видеть глаз.

Посмотри на потолок, Глазки нас благодарят,

Отыщи там уголок. Поморгать нам всем велят.

Чтобы мышцы крепче стали, Плавно глазками моргаем,

Смотрим мы по диагоналям. Потом глазки закрываем.

Мы не будем циркуль брать, Чтобы больше было силы,

Будем взглядом круг писать. К ним ладошки приложили.

А теперь слова напишем. Раз, два, три, четыре, пять –

Чьи же буквы будут выше? Можно глазки открывать.

Внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости обучающихся, улучшению психологического климата в группе. Педагогам, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение педагога, открывается простор для его педагогического творчества.

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые занятиях, позволяют сделать учебный процесс для обучающегося более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье.

1. Дубровский А. А.Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей – будущее народа М. : Просвещение, 1988.

2. «Наш выбор – здоровье»: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/авт. — сост. Н. Н. Шапцева, 2009.

3. Ю. А. Соколова. «Речь и моторика»

4. Москва. Изд. ЭКСМО 2002г. (серия «Божья коровка»).

5. Ю. А. Соколова. «Игры с пальчиками»

6. Сайкина Е. Г., Фирилёва Ж. Е. «Физкульт-привет минуткам и паузам».

СП. б. : Детство – Пресс. 2004г.

7. Агапова И., Давыдова М «Лучшие игры со словами» ООО ИКТЦ и Лада 2006г.

«Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по валеологии в средней группе» Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по валеологии в средней группе, тема: «Вот мы какие!» Задачи: -Расширить и систематизировать.

Методическая разработка с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Витаминоеда» Автор: Кузнецова Ирина Владимировна, воспитатель высшей категории Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский.

Источник

Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

ирина петрова
Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи.

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровьясубъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

В нашем ДОУ разработана «технология здоровьесбережения»,задачами которой являются:

Читайте также:  Что такое морфофункциональные показатели здоровья

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ

В настоящее время в дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии:

— подвижные и спортивные игры. Это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений.

Спортивные игры – игры, которыми проводятся соревнования.

— дыхательная гимнастика. Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.

— профилактика плоскостопия. Упражнения на формирование мышечного корсета, выработку стереотипа правильной осанки, путь к здоровому образу жизни.

— профилактика осанки. Применение и использование общеразвивающих упражнений укрепляющих мышцы и исправляющих форму стопы ребенка, формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.

— гимнастика для глаз. Упражнения для снятия глазного напряжения.

— ритмопластика. Система физических упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику.

— релаксация. Система расслабляющих упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения, снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление).

— пальчиковая гимнастика. Тренировка тонких движений пальцев кисти рук.

— массаж (самомассаж). Массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног и пр.).

— точечный массаж. Точечный массаж – это механическое воздействие пальцами рук на строго определенные участки тела.

технология валеологического просвещения родителей.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей проводится следующая работа с родителями. (родительские собрания, консультации, беседы, папки передвижки, спортивные праздники, кконкурсы, практикумы и т д.

Средства здоровьесберегающих технологий

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологийобучения применяются следующие группы средств:

1. средства двигательной направленности;

2. оздоровительные силы природы;

3. гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровье сберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма,относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ, организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Для реализации здоровьесберегающих технологийв детском саду должны быть созданы следующие условия:

условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, а именно спортивные площадки, оборудован тренажерный уголок и спортивный залы, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка

в каждой возрастной группе должны быть оборудованы уголки двигательной активности, которые должны быть оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием

для каждой возрастной группы должен быть составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста

в каждый вид деятельности должны быть включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей, дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.

необходимо осуществлять профилактику простудных заболеваний; проводить закаливающие процедуры; ежедневно проводить гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, с корригирующими упражнениями, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; проводить упражнения на свежем воздухе в разные периоды года.

Читайте также:  Когда дают отсрочку от армии по здоровью

Одним из аспектов укрепления здоровья воспитанников ДОУ выступает создание здоровье сберегающей среды. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:

— формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;

— конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, развития творческого потенциала;

— обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи,может выступать:

— непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни. (оздоровительная, пальцевая, дыхательная гимнастика, самомасаж, гимнастика для глаз). Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах. А так же привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков.

— реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматотерапия, ингаляция, релаксационная музыка, лечебная физкультура, психогимнастика).

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.

2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007.

3. Здоровьесберегающие технологиив общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М., 2002.

4. Сухарев А. Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”

5. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А. М. Сивцова //Методист. – 2007.

6. Смирнов Н. К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.

7. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М. ; Сфера, 2008.

8. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М. :АРКТИ, 1999.

9. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М. : ВЛАДОС, 2002.

10. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А. М. Сивцова //Методист. – 2007.

11. Павлова М. А. Здоровьесберегающаясистема дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. –Волгоград: Учитель,2014. – 186с.

12. Смирнов Н. К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.

13. Усаков В. И. Первые шаги к физическому совершенству,к олимпийским вершинам- с детства: Книга для воспитателей. –Красноярск: Издательство КГПИ, 1993.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» Доклад Тема: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Зуйкова Н. В., воспитатель МБДОУ № 4 «Сказка» р. п. Култук. На сегодняшний день проблема здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.

Педсовет на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». Тема доклада: «Здоровым быть-здорово. Один день из жизни группы» В нашем детском саду прошел педсовет на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Все доклады, презентации моих коллег были на высшем.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ МДОУ «Детский сад №15 «Рябинушка» Сообщение на тему: Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Подготовила: инструктор.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Дошкольное образование ориентируется на подход к ребенку с пониманием и уважением его возможностей, способностей, а также социальных прав.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Счастливый ребенок – это прежде всего такой ребенок, которой здоров. Здоровый ребенок полон энергии,.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире».

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство — движение. Физические.

Источник

Adblock
detector