Методическая копилка
материал на тему
Доклад «Нетрадиционные формы оздоровления воспитанников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад «Нетрадиционные формы оздоровления воспитанников». | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 города Шимановска»
«Нетрадиционные формы оздоровления воспитанников».
Демко Елена витальевна.
«Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым».
Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Проблема использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей дошкольников, приобретает особую остроту.
Актуальность выбранной работы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране. В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Родители, медицинские и педагогические работники констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
Единая основа проблем физического и нервно-психического развития детей обусловила создание двигательных программ развития ребенка. Поэтому внедрение инновационных технологий и вкрапливание оздоровительных мер для меня стала первоочередной и своевременной задачей.
Использование альтернативных (нетрадиционных) физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к физкультуре и улучшению здоровья, если:
— создать систему интересных физкультурных занятий;
— продумать специально организованную методику физкультурных занятий, включающую отбор форм проведения, содержания, методов и приёмов;
— положить в основу нетрадиционных форм физкультурных занятий следующие критерии: интерес дошкольников к физкультуре, уровень физической подготовленности и состояния здоровья, сложность содержания физкультурных занятий.
Целью моей работы является сохранение и укрепление здоровья детей. Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.
К основным задачам охраны и укрепления здоровья детей относятся:
— укрепление здоровья детей;
— воспитание потребности в здоровом образе жизни;
— развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
— приобщение детей к традициям большого спорта.
В основу данной работы положены следующие методологические принципы: доступности, последовательности и систематичности.
В настоящее время я работаю по новым подходам к формированию физической культуры на основе трех основных направлений:
1. Социально-психологического, направленное на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры.
2. Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических и практических знаний. Дети получают знания по валеологии в доступной форме. С этой целью использую интеграцию современных программ по физическому воспитанию дошкольников, новинки методической литературы, а так же проектный метод обучения.
3. Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.
Таким образом, физическое развитие и здоровье в одинаковой степени должны быть нацелены и на физическое и на нервно-психическое развитие ребенка.
СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на использовании в работе традиционных и нетрадиционных форм работы.
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Мышечная деятельность, как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребенка.
На основе диагностических данных была составлена комплексная система оздоровления детей по всем возрастным группам, куда органично вошла как оздоровительная и лечебно-профилактическая, так и воспитательно-образовательная работа.
Всю работу по развитию основных движений и физической подготовленности строю с учетом диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее.
Анализ обследования основных видов движений детей в начале учебного года позволяет правильно определять задачи обучения на предстоящий год.
Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей.
Вместе с тем, на утренних гимнастиках и физкультурных занятиях, я учитываю и осуществляю индивидуальный подход к детям, у которых двигательная нагрузка ограничена состоянием или группой здоровья; которые необходимо учитывать, а так же к детям, вновь поступившим или физически несколько ослабленным после болезни. Следует помнить, что дети не способны сами контролировать свое состояние и ответственность за их здоровье лежит на педагоге, и следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или даже прекратить на время занятие.
С детьми, отстающими в физическом развитии, провожу индивидуальную коррекционную работу: выполняем упражнения для укрепления всех групп мышц с использованием тренажеров, некоторые основные виды движений с учетом их возможностей и состоянием здоровья, но не снижая требований к качеству выполнения движений.
Наряду с подвижными играми и основной гимнастикой в физическое воспитание дошкольников вводятся элементы спорта с целью оздоровления, формирования жизненно важных двигательных навыков и умений, развития физических способностей, т.е. совершенствования физической подготовки детей. Разнообразные спортивные упражнения, позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему, укреплять костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают действия и игры с мячом, через них совершенствуются навыки большинства основных движений, а также благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка.
Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность суставов, укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.
Спортивные упражнения приобщают детей к единоборству, способствуют обогащению их эмоциональной сферы т.к. в процессе соревнований участники переживают радость победы или горечь поражения. Все это способствует развитию внутренних мотивов для совершенствования движений.
Обстановка единоборства обычно повышает активность участников и побуждает их к общению. Активизация их общения между собой проявляется в том, что они вместе определяют и обсуждают результаты соревнования. В соревнованиях развивается стремление выиграть, поэтому дети острее реагируют на выполнение простых правил.
При выборе нетрадиционных форм воспитателю необходимо учитывать задачи, содержание, место и условия проведения занятия, физическую подготовленность детей, степень владения ими определёнными видами движений, индивидуальные особенности и интерес детей.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребёнка.
Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, в ДОУ в настоящее время все большее распространение получает дыхательная гимнастика. Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Воздействуя физическими методами, восстанавливаем расстроенные функции дыхания, предупреждаем развитие и устраняем имеющиеся изменения в бронхолегочной системе, следствием которых бывают явления кислородной недостаточности. Поэтому большое внимание уделяю использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.
Так же как и массаж, закаливание – важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Закаливание детей в ДОУ предусматривает строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и другое.
Новое спортивное оборудование-это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно ли без особых затрат обновить игровой инвентарь? Конечно можно, потому что у меня есть желание что-то сделать своими руками и немного фантазии, я легко справляюсь с этой задачей. Поэтому, я широко использую в своей работе игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование из бросового материала, привлекающее глаз ребенка, для того, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий, это: большие и малые массажеры, сделанные из пробок и коробочек «киндер-сюрпризов»- поролоновые ласты, массажные коврики из пуговиц, пробок, веревок, фломастеров, кусочков меха и др. — такие снаряды научат детей сохранять равновесие, ходить в рамках ограниченной площади, развивают координацию движений, способствуют активизации биологически активных зон, оказывают тонизирующее действие, еще можно использовать для профилактики и коррекции плоскостопия.
Фитбол – гимнастика – гимнастика на больших гимнастических мячах.
По структуре фитбол – гимнастика напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трёхчастной формой, где есть: вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; основная часть – освоение общеразвивающих упражнений; заключительная – подвижная игра и релаксация.
С помощью степ-гимнастики можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать у детей выразительные, плавные, точные движения. Но самый главный результат занятий степ-гимнастикой — укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно¬сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата.
Оптимальное время для проведения занятий степ-гимнастикой — утро. Это придает детскому организму бодрости на весь день и повышает общий тонус.
Для того чтобы занятия проходили более интересно, важно использовать музыкальное сопровождение.
Степ-гимнастика — это не просто сочетание разнообразных движений, но красивый спортивный танец, который приносит пользу здоровью детей и улучшает их настроение.
Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада традиционных и нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.
Анализ показателей заболеваемости дошкольников позволил отметить
тенденцию к её снижению; это связано не только с возрастом детей,
но и с оздоровительной работой.
Вывод: организованная воспитательно-образовательная и физкультурно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей: способствует укреплению психического здоровья, нормализации их социально-адаптивной сферы.
Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению новых подходов, форм, методов и принципов построения воспитательно-образовательной и физкультурно –оздоровительной работы в детском саду.
Развитие ребенка зависит не только от хорошей биологической основы, но и от окружающей среды, в которой растет ребенок, от способа и уровня удовлетворения потребностей ребенка. От воспитания, физического и нравственного развития ребенка во многом зависит вся его последующая жизнь. Многие положительные и отрицательные качества человека имеют свое начало именно в детском периоде.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представленные мною разработки заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б.
В Электронную методическую копилку к программе «Цвета радуги» вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации «Учим .
Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации.
Из моего портфолио.
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса.
Источник
Методическое пособие по ЗОЖ
методическая разработка
Методическое пособие включает мероприятия по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся среднего школьного возраста, в том числе, подростков группы риска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_po_zozh.docx | 666.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дом детского творчества «Гармония» с.Борское
по проведению мероприятий, направленных
на формирование здорового образа жизни учащихся
Номинация: «Методики подготовки и проведения массовых мероприятий, направленных на пропаганду ЗОЖ и профилактику вредных привычек»
Елисеева Мария Анатольевна, педагог дополнительного образования
Пояснительная записка ………………………………………………… 4
Познавательная программа по профилактике вредных привычек «Выбор за тобой» ……………………………………………………………………. 6
Познавательная программа по пропаганде здорового образа жизни для девочек «Образ женщины»……………………………………………… 9
Интерактивная лекция «Что такое СПИД?» …………………………… 12
Игровая программа «Мы за здоровый образ жизни!» ………………… 18
Список рекомендуемой литературы …………………………………….. 23
Одним из важных показателей благополучия нашего общества является состояние здоровья подрастающего поколения. Современные образовательные стандарты ставят цель воспитать личность, способную к принятию и реализации ценностей здорового и безопасного образа жизни, заинтересованную в занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятии вредных привычек. Основы ценностного отношения учащихся к своему здоровью возможно заложить с помощью систематической, грамотно выстроенной воспитательной работы в рамках образовательной организации.
В начале подросткового периода ребёнок зачастую не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Увеличение учебных нагрузок, дополнительные занятия, требования успевать в учёбе часто приводят к снижению стрессоустойчивости, поиску средств для выплеска эмоций. В огромном потоке информации, рекламы, теле- и киноиндустрии подросток без чуткого наставничества взрослого человека может выбрать неверный ориентир и эталон поведения, который способен привести к зависимости от вредных привычек и даже асоциальному поведению. Особенно это касается подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и относящихся к так называемой «группе риска». Образ жизни молодёжи отражает не только настоящую ситуацию, но и позволяет дать прогноз на будущее. Только здоровая, активная личность может качественно усвоить знания, максимально адаптироваться и реализоваться в динамично развивающемся обществе.
В методическом пособии представлены сценарные материалы мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни учащихся среднего, старшего школьного возраста (5-11 классы). Все сценарии апробированы на базе детского объединения «Детская телестудия «Бриз».
Каждый сценарный материал затрагивает различные аспекты профилактической работы среди подростков и направлен на достижение конкретных целей: профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании; формирование ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и здоровью своих близких, воспитание культуры здорового образа жизни.
В 2015 году мероприятиями «Образ женщины» и «Умей сказать НЕТ» охвачено 65 учащихся, из них 9 – подростки группы риска.
В 2016 году мероприятиями «Образ женщины» и «Умей сказать НЕТ» «Что такое СПИД?», «Мы за ЗОЖ!» охвачено 128 учащихся, из них 12 – подростки группы риска.
Методическое пособие предназначено педагогов дополнительного образования, для классных руководителей.
Материалы могут быть использованы образовательными организациями любого типа.
Познавательная программа по профилактике вредных привычек «Выбор за тобой» ставит цель формирования у школьников представления о вреде алкоголизма, наркомании и табакокурения, а также о преимуществах полезных привычек и здорового образа жизни. Просмотр видеороликов – эффективная форма работы с подростками. Она позволяет переключить внимание от статических картинок презентации и способствует эмоциональной разрядке. Ролики показывают, что вредные привычки пагубны для всех. Полученная информация производит больший эффект, закреплённая отрицательными и положительными примерами известных личностей-современников, которые учащиеся анализируют.
Познавательная программа по пропаганде здорового образа жизни для девочек «Образ женщины» разработана с целью формирования осознанного выбора здорового образа жизни и ответственности за свой выбор. В основе познавательной программы лежит просмотр и обсуждение фильма «Тайна природы женщины», созданный Общероссийской общественной организацией «Общее дело». В нём известные психологи рассказывают о том, как жизненный выбор может привести девушку к разочарованию или сделать счастливой. Фильм вызывает эмоциональный отклик присутствующих девочек. Последующие обсуждение, анкетирование и выполнение тренингового упражнения «Фотошоп» содействует формированию способности к самоанализу собственного поведения.
Интерактивная лекция «Что такое СПИД?» разработана в рамках акции, приуроченной ко Всемирному дню памяти жертв СПИДа. Цель – пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня знаний подростков по проблеме ВИЧ/СПИД. Данная тема достаточно деликатна и может быть сложна для восприятия подростками, однако об этом нужно говорить наравне с темой вредных привычек. В ходе мероприятия ведущий рассказывает о том, что такое СПИД, его стадии, какими путями передаётся. Для переключения внимания и удобства усвоения информации применяются игровые формы работы. Для подведения к теме лекции участники работают с интерактивным стендом «Наркомания», который содержит информацию не только о вреде наркотиков на человеческий организм в целом, но и о болезнях наркоманов, в том числе о СПИДе. Вместо стенда можно использовать 10-минутную презентацию/видеоролик о заболевании.
Игровая программа «Мы за здоровый образ жизни!» может охватить от 20 до 50 участников. Цель – пропаганда ценности здорового образа жизни среди подростков. Знания о здоровом образе жизни передаются учащимся в игровой форме: игра на ассоциации, викторина, эстафета. Рассматриваются вопросы режима дня, правильного питания, личной гигиены и мер профилактики заболеваний.
Проблемный стол «Умей сказать НЕТ» разработан с целью профилактики наркомании среди несовершеннолетних. Перед проведением данного мероприятия рекомендуется подготовить несколько подростков из числа активистов – дать задание изучить вопросы, которые будут обсуждаться в рамках проблемного стола. В ходе мероприятия необходимо будет разделить этих подростков в рабочие группы учащихся, чтобы они стимулировали остальных участников к обсуждению и поиску ответов на поставленные вопросы. Проблемный стол затрагивает такие вопросы как причины, физиологические и социальные последствия употребления наркотиков, альтернативы употреблению наркотиков. Главная идея мероприятия – показать, что в жизни человека есть ценности, ради которых стоит жить и не уходить из реальности. В проблемном столе также используется интерактивный стенд «Наркомания». Вместо стенда можно применить 10-минутную презентацию/видеоролик о проблеме наркомании. В проблемном столе наравне с учащимися могут принять участие педагоги. В качестве консультантов можно пригласить специалистов Управления по контролю за оборотом наркотиков, КДН и ЗП.
Методическое пособие разработано с целью диссеминации педагогического опыта по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся среднего школьного возраста, в том числе, подростков группы риска.
- привлечь внимание общественности к проблемам укрепления здоровья подрастающего поколения;
- оказать методическую помощь педагогам и работникам образования в организации воспитательной работы по профилактике вредных привычек среди учащихся, в частности, подростков группы риска;
- содействовать повышению профессиональной квалификации педагогических работников;
- способствовать развитию творческого потенциала педагогов, применению современных педагогических технологий.
Новизна представленных материалов в сравнении с другими подобными материалами заключается в использовании наглядных материалов, мультимедийных технологий и активных игровых методов и интерактивных форм работы.
Ресурсное обеспечение: компьютер, экран, проектор, слайдовые презентации к мероприятиям, игровой реквизит, раздаточные материалы, светодинамический комплекс «Вредные привычки»; помещения для проведения мероприятий: учебные кабинеты, актовый зал, спортивный зал.
Познавательная программа по профилактике
вредных привычек «Выбор за тобой»
Цель: формирование у школьников представления о вреде алкоголизма, наркомании и табакокурения, а также о преимуществах полезных привычек и здорового образа жизни.
- познакомить учащихся с информацией о вредных привычках и их последствиях;
- развивать собственную точку зрения на влияние токсичных веществ на человека;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: компьютер, проектор; ролики о вреде табачной и алкогольной продукции, наркотиков; прикреплённое на магнитной доске изображение дерева, магниты, набор зелёных листьев дерева с названиями полезных привычек, набор коричневых листьев с названиями вредных привычек.
Целевая аудитория: учащиеся 5-7 классов.
Количество участников: 15-20 человек.
Ведущий: Здравствуйте! Рада вас всех сегодня видеть! Прежде, чем мы начнем, давайте сыграем в одну очень интересную игру, чтобы познакомиться и поприветствовать друг друга.
Ролевая игра «Защита организма». Для проведения необходимо, чтобы количество игроков было не меньше 10, а также должны быть подготовлены цветные карточки по количеству игроков.
Часть игроков выстраивается в круг, замыкая руки в локте, образуя щит. В центре круга стоит человек (организм). «Щит» – это клетки иммунной системы «Служба безопасности» (они не пропускают инфекцию к организму). Оставшиеся 2 игрока – это вирус простуды (2 чел.) и ВИЧ (1 чел.). Игра проходит в два действия:
1-е действие: подходят вирусы простуды, но их нападение отбито «щитом» – «Службой безопасности»;
2-е действие: к «щиту» подходит ВИЧ-инфекция – у неё в руках цветные карточки (рецепторы). ВИЧ вручает каждой клетке иммунной системы такую карточку, и они становятся пораженными ВИЧ.
К концу игры у организма не остается ни одного защитника и та же простуда (или другая инфекция) легко проникает в организм.
Ведущий: Мы с вами на примере увидели, как вирус ВИЧ-инфекции проникает в организм человека.
Итак, ребята, ВИЧ – это инфекция, проникающая в организм человека, а конечной стадией является СПИД – само заболевание.
Как же ВИЧ может попасть в организм человека? (обсуждение)
- При половом контакте с больным СПИДом или зараженным ВИЧ.
- В результате использования для инъекций нестерильных шприцев.
- Путем введения крови или ее препаратов, содержащих вирус.
- От беременной женщины, зараженной СПИДом, её ребенку.
Стадии протекания болезни:
Первая стадия – острая инфекция. Она протекает как «гриппоподобное заболевание» (повышение температуры, насморк, кашель, сыпь на коже). Спустя 2-3 недели Острый период проходит. Следует отметить, что в 60-70 % случаев острое начало может отсутствовать. Человек, не зная о наличии вируса, может заражать других.
Вторая стадия – асимптомная инфекция (АИ). Полное отсутствие клинических проявлений ВИЧ-инфекции. Носителей ВИЧ-инфекции можно выявить, только проводя специальные лабораторные исследования.
Третья стадия – персистирующая генерализованная лимфаденопатия (ПГЛ). Возникает через 3-5 лет после второй стадии. На фоне снижения защитных сил организма возникают различные симптомы болезни: увеличение лимфоузлов, головные боли, расстройства кишечника, упадок сил. Лечение дает кратковременное улучшение, человек еще трудоспособен.
Четвертая стадия – по мере развития инфекционного процесса иммунная система полностью разрушается не только с патогенными, но и с обычными микробами, с детства живущими в легких, кишечнике, на коже. Развиваются поражения слизистых оболочек, лимфоузлов, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, органов зрения, нервной системы. Больной теряет в весе около 10%. Смертельный исход неизбежен.
От момента заражения до смертельного исхода проходит иногда и 10-12 лет, поэтому ВИЧ-инфекция относится к медленным инфекциям.
— Как вы считаете, передаётся ли ВИЧ/СПИД через рукопожатие?
Ответ: инфекция через рукопожатие не передается.
— А есть ли риск заразиться при чихании, поцелую, или если нас поцарапал ВИЧ-инфицированный?
Ответ: практически невозможно, так как заражение происходит через кровь, то есть в ранку должна попасть кровь.
— Можно ли отличить ВИЧ-инфицированного, от заболевшего простудными заболеваниями?
Ответ: нет, по внешним признакам это определить невозможно.
Ведущий: Тест на ВИЧ-инфекцию осуществляется системой охраны здоровья, и в первую очередь центрами профилактики СПИДа. Для диагностики необходимо сдать кровь на ВИЧ/СПИД.
Тест на ВИЧ/СПИД – конфиденциален.
Ведущий: Узнали ли вы сегодня что-нибудь полезное для себя? (обсуждение)
Ведущий: Всем спасибо. Я надеюсь, что, приобретя знания, мы меньше будем волноваться без явных на то причин за свою жизнь и жизнь близких нам людей. Теперь мы точно знаем, откуда можно ждать беду. Помните, что только порядочность, нравственная чистота и сознательное отношение к своему здоровью защитит нас от СПИДа.
Источник