СИСТЕМА САМООЦЕНКИ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Гладкова С.Н., Разинкин С.М. (rasinkin@mail.ru), Котенко Н.В., Переборов А.А.
ФГУ «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития России», Москва
В настоящее время отсутствует единая комплексная система самооценки уровня здоровья. В то же время по данным литературных источников встречаются методики самооценки уровня здоровья спортсменов (Душанин С.А., Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я. 1984) студентов и школьников (Апанасенко Г.Л., 1988), практически здоровых людей (Белов Б.К., 1992), которые имеют ряд ограничений, затрудняющих их использование в клинической практике.
Целью настоящей работы явилась разработка комплексной системы самооценки уровня здоровья пациентов, находящихся на восстановительном лечении (оздоровлении) и выработка на основании данных самооценки уровня здоровья пациентами рекомендаций для самостоятельного формирования индивидуальной оздоровительной программы повышения функциональных резервов.
Работа выполнена в 2 этапа. На этапе разработана методика проведения самооценки уровня здоровья для пациентов с различным уровнем функциональных резервов, шкала уровня здоровья в зависимости от регистрируемых показателей и карта динамического наблюдения за здоровьем. На этапе с участием 15 пациентов проведено самостоятельное тестирование, оценка уровня здоровья и сравнительная оценка полученных данных с результатами аппаратных методов оценки уровня здоровья.
Полученные результаты обследования позволили уточнить показатели шкалы уровня здоровья, а также дополнить результаты аппаратных методов исследования. Одним из важных результатов выполненных исследований явилось повышение мотивации пациентов к сохранению своего здоровья.
На данном этапе проводится работа по формированию индивидуальной оздоровительной программы. Предварительные данные позволяют в порядке убывания отметить следующие составляющие: система повышения психо-эмоциональной устойчивости, система рационального питания, повышение гибкости суставов и позвоночника, формирование физической готовности.
Таким образом, применение системы самооценки уровня здоровья, индивидуальной оздоровительной программы позволяет создать у пациента мотивации на формирование личной ответственности за свое здоровье, что в конечном итоге позволит повысить эффективность оздоровительных и лечебных процедур.
Источник
Занятие 4. Самооценка физического, психического и социального здоровья
Г. С. Никифоров, Л. И. Августова
Вводные замечания.Один из основных вопросов психологии здоровья — определение критериев оценки и самооценки физического, психического и социального здоровья. В соответствии с принципом иерархичности человек представляет собой сложную живую систему, жизнедеятельность которой обеспечивается взаимосвязанными уровнями функционирования. Можно выделить три уровня рассмотрения здоровья человека — биологический, психологический и социальный, каждый из которых обладает своей спецификой.
На биологическом уровне сущность здоровья рассматривается как динамическое равновесие работы всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Различные виды серьезных органических нарушений приводят к изменениям в психике, личностном статусе и социальном поведении человека. Чем тяжелее заболевание организма, тем сильнее оно влияет на состояние психического и социального здоровья. Самооценка физического здоровья выявляет меру благополучия в функционировании организма.
Психологический уровень рассмотрения здоровья связан с личностным контекстом, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Среди критериев психического здоровья особо значимы такие, как интегрированность личности, ее гармоничность, уравновешенность, духовность, ориентация на саморазвитие.
Переход от психологического к социальному уровню весьма условен. Однако во втором случае человек воспринимается как существо общественное, и здесь наиболее важными представляются вопросы влияния социума на здоровье личности, а также выполнение челове-комсвоих социальных функций. Социальное здоровье определяется количеством и качеством межличностных связей индивида и степенью его участия в жизни общества. Нарушения в сфере социального здоровья могут быть обусловлены доминированием определенных личностных свойств (конфликтностью, эгоцентризмом и т. д.).
Достаточно интересны работы, направленные на создание экспресс-диагностических методик оценки здоровья. Их преимущество связано с ускоренной диагностикой, основанной на нормативном подходе к оценке здоровья. Вместе с тем представляется невозможным свести к какому-то одному, универсальному, критерию оценку как психического, так и социального здоровья.
В укреплении и сохранении своего здоровья определяющую роль играет сам человек. С этим связано и его умение оценивать состояние своего здоровья. В то же время эффективность самооценки здоровья непосредственно зависит от знания себя.
Для самооценки каждого из уровней рассмотрения здоровья можно использовать специальные методики.
Цель занятия.Ознакомление с методиками самооценки физического, психического и социального здоровья.
Задание 1. Самооценка физического здоровья
Методика.Самооценка состояния физического здоровья проводится по методике, разработанной С. Степановым (см. приложение 4.1).
Порядок работы.Испытуемому предлагается оценить свое физическое здоровье по ряду наиболее важных показателей.
Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям. Полученным результатам соответствуют следующие рекомендации:
• Не более 20 баллов:целесообразно обратиться к врачу, чтобы проверить свое здоровье, а также попытаться сбросить лишний вес, пересмотреть свои привычки, начать заниматься физическими упражнениями.
• 21-60 баллов:следует уделить серьезное внимание борьбе с имеющимися у вас факторами риска (лишним весом, курением, малой физической активностью).
• 61-100 баллов:результат неплохой, не снижайте интенсивности, развивая выносливость.
• Свыше 100 баллов:ваше здоровье отличное, у вас хорошие резервы выносливости и сопротивляемости болезням. Продолжайте в том же духе.
Задание 2. Самооценка психического здоровья
Методика.Для самооценки психического здоровья используется методика определения душевного равновесия, разработанная С. Степановым (см. приложение 4.2), ответный лист (табл. 4.1), «ключ» (табл. 4.2).
Порядок работы.Испытуемому предлагается определить степень своей уравновешенности, спокойствия и душевной гармонии, ответив на вопросы согласно инструкции.
Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается набранное количество баллов в соответствии с «ключом»:
• 0-17 баллов:вы очень спокойный, уравновешенный человек, обладаете внутренней гармонией, к которой другие люди стремятся всю свою сознательную жизнь. Не теряйте своего хорошего душевного и физического состояния, продолжая и дальше уделять достаточно внимания своему организму.
• 18-35 баллов:что-то незаметно подтачивает ваше душевное благополучие. Хотя вы еще сохраняете психический баланс, все же постарайтесь разобраться, что угнетает вашу душу. Только тогда вы обретете внутреннюю гармонию.
• 36-50 баллов:вы подобны огнедышащему вулкану, готовому вот-вот разверзнуться. Для вас имеет особое значение продуманная программа оздоровления организма, его физического и психического состояния. Вы злитесь по пустякам, принимая близко к сердцу все малоприятные моменты стрессовых будней. Не упустите возможность привести свою нервную систему в порядок, иначе может быть поздно.
Задание 3. Самооценка социального здоровья
Методика.Для самооценки социального здоровья используется методика определения степени конфликтности, разработанная С. Степановым (см. приложение 4.3), ответный лист (табл. 4.3).
Порядок работы.Испытуемому предлагается ответить на вопросы согласно инструкции.
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается общее количество баллов, при этом за ответ «а» дается 4 балла, «б» — 2, «в» — 0 баллов:
• 22-32 балла:вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон — мне друг, но истина дороже» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, и если обстоятельства сложились так, чтобы вы высказали свое мнение, сообщите его, невзирая на лица.
• 12-21 балл:вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
• До 10 баллов:споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика — ради самой критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто оказывается рядом с вами на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!
Контрольные вопросы
1. В чем заключается сущность здоровья на биологическом уровне?
2. Какие критерии психического здоровья имеют особое значение?
3. В чем заключается специфика рассмотрения здоровья на социальном уровне?
МЕТОДИКА «ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ» (ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ)
Инструкция. Попробуйте самостоятельно, без помощи врача, поставить себе хотя бы приблизительный диагноз, оценить свое физическое состояние по ряду важных показателей.
1. Возраст.Каждый год дает один балл. Если вам 40 лет, вы получаете 40 баллов.
2. Вес.Нормальный вес условно равен росту в сантиметрах минус 100. За каждый килограмм ниже нормы добавляется 5 баллов, за каждый килограмм выше нормы вычитается 5 баллов. Допустим, что при росте 176 см вы весите 85 кг, тогда по второму показателю вы имеете минус 45 баллов.
3. Курение.Некурящий получает плюс 30 баллов. За каждую выкуренную сигарету вычитается 1 балл. Если вы выкуриваете в день 20 сигарет, то ваш третий показатель составляет минус 20 баллов.
4. Выносливость.Если вы ежедневно в течение не менее 12 мин выполняете упражнения на развитие выносливости (бегаете в равномерном темпе, плаваете, гребете, катаетесь на лыжах или на велосипеде, т. е. делаете упражнения, которые наиболее эффективно укрепляют сердечно-сосудистую систему), вы получаете 30 баллов. Упражняясь 4 раза в неделю, вы набираете 25 баллов, 4 раза — 20, 2 раза — 10 и один раз — 5 баллов. За другие упражнения (комплекс утренней гимнастики, прогулка, различные игры] в этом тесте баллы вам не начисляются. Если же вы вообще не занимаетесь физкультурой, то из общей суммы вычитается 10 баллов. Если к тому же вы ведете малоподвижный образ жизни, то теряете еще 20 баллов.
5. Пульс в состоянии покоя.Если число сердечных сокращений в состоянии покоя у вас меньше 90 уд./мин, то за каждый удар пульса из этой разницы вы получаете один балл. Например, при частоте пульса 72 уд./мин — 18 баллов.
6. Восстановление частоты пульса после нагрузки.После 2-минутного бега (можно на месте) отдохните 4 мин лежа. При частоте пульса, превышающей исходную цифру всего на 10 ударов, вы получаете 30 баллов, на 15 ударов — 15 баллов, а на 20ударов и более баллы не насчитываются.
МЕТОДИКА «ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ»
Инструкция. Вам предлагается ответить на 7 вопросов и выбрать тот вариант ответа, который в наибольшей степени соответствует вашим чувствам и вашему поведению. Выбранный вариант ответа отметьте в ответном листе.
1. Злитесь ли вы иногда из-за глупости или неловкости другого человека?
a) Да, довольно часто.
b) Нечасто. Стараюсь по возможности терпимее относиться к другим людям.
c) Почти никогда. Злость неблагоприятно сказывается на цвете лица, а я отношусь к жизни почти с буддистским терпением
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Самооценка Здоровья
Самооценка здоровья — это оценка индивидом своего физического и психического состояния посредством ощущений.
Самооценка как интегральный показатель заключает в себе оценку не только наличия или отсутствия симптомов заболевания, но и психологического благополучия — своих возможностей и качеств, осознания жизненной перспективы, своего места среди других людей. Люди, как правило, оценивают свое здоровье с точки зрения возможности выполнять социальные функции и роли. Исследования показали, что психологический дистресс, депрессивные симптомы влияют на трудоспособность и самооценку здоровья сильнее, чем многие серьезные хронические заболевания. Это, собственно, и обусловливает регулятивную функцию самооценки здоровья. Вместе с тем самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей. Еще Гиппократ определял здоровье как субъективно-психологическое ощущение. Хотя субъективные оценки априори не могут быть полностью надежными при определении истинного состояния здоровья, обнаружена довольно высокая степень соответствия самооценки и объективной характеристики здоровья, выявленная в результате различных исследовательских процедур, в частности, путем сравнения самооценок и данных медицинских карт — совпадение зафиксировано в 70-80% случаев.
Самоконтроль — это регулярные самостоятельные наблюдения за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле. Он имеет не только воспитательное знание, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и коллективной гигиены, разумного распорядка дня режима учебы, труда, быта и отдыха. На основе получаемых результатов самоконтроля можно вести самооценку функционального состояния своего организма и вести саморегуляцию занятий физическими упражнениями.
Эффективность самооценки здоровья зависит от:
□ знания самых необходимых сведений об устройстве организма и его функционировании;
□ знания о его наиболее слабых местах, в первую очередь подверженных заболеванию;
□ знания о том, какие лекарства противопоказаны, какие заболевания были перенесены и т. д.;
□ знания индивидуальных, наиболее опасных факторов риска;
□ знания своей наследственности;
□ знания о своем телосложении;
□ знания о признаках повышенного риска.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно предусматривает:
-Знание самых необходимых сведений об устройстве организма и особенностях его функционирования;
-Знание самых необходимых сведений, в том числе и о его наиболее слабых местах, в первую очередь подверженных заболеванию;
-Знание о том, какие лекарства вам противопоказаны, какие инфекционные заболевания были перенесены, какие прививки были сделаны, каковы верхнее (систолическое) и нижнее (диастолическое) кровяное давление, группа крови, норма веса;
-Знание индивидуальных, наиболее опасных факторов риска;
-Знание своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;
-Знание о своём телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи именно определённым типам телосложения.
Функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы.
Экспресс-метод определения ЧСС:
Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки (после нагрузки – на сонных артериях). Пульс подсчитывается за 10 секунд, с последующим умножением фиксированных значений на 6, что позволяет уменьшить ошибки в течении одной минуты.
Критерии ЧСС в состоянии покоя:
Реже 55 – отлично;
Реже 65 – хорошо;
65 – 75 – посредственно;
-Для женщин и юношей: примерно на 5 ударов чаще.
Уровень АД обычно измеряют в области локтевой артерии на правой руке в положении “сидя” после пятиминутного пребывания в состоянии покоя. Для определения АД используется сфигноманометр или тонометр. Для взрослых используется манжета шириной не менее 12-14 см. Ширина манжеты должна закрывать 2/3 длины плеча и минимум его объёма. Манжету накладывают на плечо, при этом её нижний край находится на 2 см выше локтевого сгиба. Воздух в манжету следует нагнетать достаточно быстро до уровня, превышающего исчезновение тонов Короткова. Приблизительно на 20 мм. рт. ст. Скорость понижения ртути в последующем должна составлять около 2 мм. рт. ст. за 1 секунду. Появление первого регулярного тона Короткова принимается за уровень систолического АД, полное исчезновение тонов Короткова – за уровень диастолического артериального давления.
Критерии: оптимальное АД – 120/80 мм рт.ст., нормальное – 130/85 мм рт.ст, повышенное нормальное – 130-139/85-90 мм рт.ст. Стойкое повышение АД выше 140/90 мм рт. ст. может быть признаком различных заболеваний. Однако при заболеваниях наблюдается и снижение АД – гипотония. У взрослых нижней границей нормы считается 105/65 мм рт. ст., у детей – 85/60 мм рт. ст.
Фиксируется ЧСС и АД до и после нагрузки, а также время возврата изменившихся показателей к исходным. По команде испытуемый делает 20 приседаний за 30 секунд. Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища: присесть, не отрывая пятки от пола, вытянув руки вперёд, вернуться в исходное положение.
-учащение пульса на 50-70%;
-увеличение систолического АД на 15-20%;
-снижение диастолического АД на 20-30%.
У здоровых людей восстановление показателей до исходного уровня происходит менее чем за 3 минуты.
Функциональные пробы для определения состояния системы дыхания.
Испытуемый делает полный вдох и задерживает дыхание на сколько это возможно.
Норма – задержка дыхания не менее чем на 40 секунд;
Отличный показатель – 1 минута и более.
Измерение ЖЕЛ (жизненной ёмкости лёгких):
Испытуемый делает полный вдох и затем полный выдох в портативный спирометр. Данный тест определяет резервные возможности дыхательной системы человека.
-для мужчин – от 3000 куб.см до 4500;
-для женщин – от 2500 куб.см до 3500.
Жизненный показатель. Представляет собой отношение ЖЕЛ (жизненной ёмкости к весу человека (в кг). Прогнозирует продолжительность жизни человека.
Критерии: для детей в переходном возрасте (с 10 лет): мальчики – 65-70 мл, девочки – 55-60 мл; для взрослых его средняя величина – около 60 мл у мужчин и около 52 мл у жежнщин на каждый килограмм веса.
Формулы оценки веса.
Формула Поля Брока (росто-весовой показатель): Является наиболее простым методом определения веса.
-при росте 155-165 см минус 100;
-при росте 165-175 см минус 105;
-при росте свыше 175 см минус 110.
Индекс массы тела (показатель Кетле):
Принят в международной практике. Представляет собой отношение веса человека в килограммах к росту в метрах в квадрате.
25-30 – ожирение 1 степени;
30-40 – ожирение 2 степени;
Более 40 – ожирение 3 степени.
Идеальный показатель – 22.
Представляет собой отношение веса человека в граммах к росту в сантиметрах.
Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12 – 15 лет указывает на недостаточный вес. А показатель более 400 г на избыточный вес.
1. Показатели осанки:
Испытуемый стоит в привычной позе. Измерение проводится спереди (передний размер – грудь) и сзади (задний размер – спина). Каждое измерение проводится между большими бугорками плечевых костей.
Представляет собой отношение переднего размера (см) к заднему (см).
-Норма – 1 и более;
— 0,9 – пограничное состояние между нормой и нарушением осанки;
— 0,8 и менее – указывает на наличие признаков явного нарушения осанки.
2. Показатели пропорциональности (гармоничности) конституции тела:
Сущность его заключается в том, что в спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста.
Индекс пропорциональности между длиной тела (ростом) и массой тела:
Рассчитывается следующим образом:
К = масса тела (кг) / длина тела (см) х 100.
Оценка индекса К:
— 35 — 24 – истощение;
— менее 37 – достаточная упитанность;
— более 40 – повышенная упитанность;
— 45 – 54 – ожирение.
Индекс пропорциональности между длиной тела и обхватом грудной клетки:
Рассчитывается по следующей формуле:
К = обхват грудной клетки (см) / длина тела (см) х 100.
Критерии индекса К:
— 50 – 55 – пропорциональная грудная клетка (нормостеническая);
— менее 50 – узкогрудость (астеническая);
— более 55 – широкогрудость (гиперстеническая).
Показатель Пинье: Формула для определения показателя: Рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см).
— 10 и менее – крепкое телосложение;
35 и более – очень слабое.
Измерение окружности плеча:
Позволяет определить степень развития мускулатуры. Для расчётов производится два измерения:
1 – измерение в см окружности плеча в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена);
2 – измерение в см окружности плеча (бицепса) в состоянии напряжения (рука согнута в плечевом суставе).
Формула для определения степени развития мускулатуры:
(2 измерение – 1 измерение) х 100 : 1 измерение.
— 12 и более – атлетическая мускулатура.
Соотношение между обхватом живота и грудной клетки:
Увеличение объёма живота крайне негативно отражается на развитии различных систем
организма: горизонтальное положение сердца, опущение желудка и кишечника, нарушение функции пищеварительного тракта, дряблость передней брюшной стенки и т.д. Такие люди нарушают гармонию своего тела, искажают свою телесную и физиологическую организацию. Сущность данного теста заключается в том, что обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки.
Источник