Меню

Метод оценки здоровья детей по шкалам регрессии

Оценка физического развития по шкалам регрессии

Метод оценки физического развития по шкале регрессии более совершенен, так как оценочные таблицы, составленные по шкале регрессии, учитывают корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клетки.

Таблицы составляют­ся на основании вариационно-статистической обработки данных измерений этих признаков у выборочной группы детей (не менее 100 — 150 чел.) одного возраста и пола.

Основу оценочной таблицы составляет длина тела, представ­ленная во всех вариантах (от минимального до максимального значения с интервалом в 1 см) с делением на пять групп: низкую, ниже средней, среднюю, выше средней и высокую. В настоящее время низкий вариант роста практически не встречается. Для каждого варианта длины тела вычислены средние значения (М) и частные сигмы (+σ) массы тела и окружности грудной клетки. Проводя индивидуальную оценку физического развития по оценочным таблицам, прежде всего, определяют, к какой группе относится рост ребенка. Затем находят показатели массы тела и окружности грудной клетки, соответствующие этому росту (с учетом допустимых сигмальных отклонений). Далее сопоставляют найденные величины с фактическими показателями массы тела и окружности грудной клетки ребенка.

На практике в связи с наличием тесной прямой корреляционной зависимости между массой тела и окружностью грудной клетки допускается для оценки физического развития использовать только соотношение длины и массы тела.

Таблицы для индивидуальной оценки физического развития, составленные на основе региональных стандартов и общепринятого метода регрессионного анализа, устанавливают для конкретных вариантов длины тела (роста) в каждой возрастно-половой группе детей диапазон нормальных колебаний массы тела (от М-lσ до М+2σ).

При оценке физического развития в соответствующей полу и возрасту ребенка таблице находят его рост, затем строго по горизонтальной строке соответствующий данному росту диапазон «нормы» массы тела. В зависимости от того, попадает ли фактическое значение массы тела в данный диапазон, окажется ниже минимальной или выше максимальной его границы, оценивается физическое развитие ребенка.

Оценку «нормальное физическое развитие» получают дети и подростки с длиной тела ниже средней, средней и выше средней (эти варианты отражают генетическую вариабельность признака) и массой тела в пределах от М σ — до М+2 σ. Остальные показатели длины тела и сочетания их с массой тела оцениваются как отклонения в физическом развитии. Их можно сгруппировать в шесть вариантов: «низкий рост», «высокий рост», «дефицит массы» I и II степени, избыток массы I и II степени.

Пример: Мальчик 11 лет имеет рост 139 см, массу тела 32 кг, окружность грудной клетки 60 см. По оценочной таблице для мальчика 11 лет определяем, что его рост относится к группе средних величин. В следующей графе находим среднее значение массы тела, соответствующей росту 139 см, — 33,36 кг, таким образом, масса тела мальчика меньше стандартной на 1,36 кг (32,0-33,36 = — 1,36). Эту разницу делим на частную сигму массы тела (4,02) и получаем отклонение, выраженное в долях частной сигмы: -1,36 / 4,02 = — 0,3.

Масса тела ниже стандартных величин на 0,38, то есть находится в пределах средних. В следующей графе оценочной таблицы находим окружность грудной клетки, соответствующую росту 139 см. Она равна 65,76 см. Фактическая величина окружности груди мальчика меньше стандартной на 5,87 см (60-65,87=-5,87). Выражая эту разницу в долях частной сигмы, получаем: — 5,87 / 3,25 = — 1,8.

Таким образом, показатели окружности грудной клетки ниже средних величин. Следовательно, физическое развитие мальчика может быть оценено как дисгармоничное при среднем росте.

Источник

Метод оценки физического развития по шкалам регрессии

Этот метод более совершенный, так как оценочные таблицы учитывают корреляционную зависимость между массой тела, ростом и окружность грудной клетки, т. е. позволяют давать комплексную оценку физического развития по совокупности признаков и их взаимной связи. Шкала регрессии составляется для каждой данной возрастно-половой группы. R х /у – коэффициент регрессии, показывающий, на сколько изменится масса тела или окружность груди (y) при изменении длины тела (x) на 1см. R – сигма регрессии, которая служит для определения величины нормальных колебаний индивидуального признака, сопряженного с ростом.

Читайте также:  Психологическое здоровье детей подростков

Методика пользования оценочными таблицами (шкалами регрессии)

Сначала устанавливают точный возраст обследуемого по методике, изложенной в разделе 3.2.

После установления возраста переходят к оценке показателей физического развития обследуемого по шкалам регрессии (оценочным таблицам) приложения 3. В первой графе выделяются пять групп на основании сигмальных отклонений от средней арифметической величины:

средние показатели (среднее развитие) — М1;

показатели ниже средних (развитие ниже среднего) — от М-1,1 до М–2;

Низкие показатели (низкое развитие) — от м-2,1и ниже;

показатели выше средних (развитие выше среднего) — от М+1,1 до М+2;

высокие показатели (развитие высокое) — от М+2,1 и выше.

Во второй графе приводятся все величины длины тела с интервалом в 1 см, встречающиеся в данной возрастно-половой группе.

Третья (масса тела) и четвертая (окружность груди) графы состоят каждая из трех вертикальных колонок. В средних из них (М) показаны средние величины (средняя арифметическая) массы тела и окружности груди, а в крайних – нижние (-1R) и верхние (+1R) пределы этих средних величин с отклонениями в ту и другую стороны, и на 1 частную сигму для каждой ростовой группы II ряда.

Таблицы составлены по шкале регрессии (по длине тела) и приводимые здесь величины массы тела и окружности груди исчислены отдельно для каждой группы длины тела.

С увеличением или уменьшением на 1 см соответственно увеличивается или уменьшается на величину коэффициента регрессии (Rx/y) масса тела и окружность груди.

Во второй, третьей, четвертой графах всех таблиц приводятся числовые значения соответствующих показателей, положенных в основу их составления, а именно:

во второй графе

М – средняя арифметическая длины тела;

 — сигма или среднее квадратическое отклонение (для установления градаций длины тела);

М – средняя арифметическая массы тела и окружности груди;

R – частная сигма, определяющая границы средней массы тела и окружности груди;

Rx/y – коэффициент регрессии или относительности (по отношению к длине тела), являющийся аеличиной прибавки массы тела или окружности груди при увеличении длины тела на 1 см.

Оценка физического развития начинается с показателей длины тела, после чего переходят к оценке массы тела и окружности груди, находящихся в корреляционной зависимости от длины тела.

Индивидуальная оценка физического развития по шкале регрессии производится следующим образом.

Пример 1. У мальчика 12 лет длина тела 149 см, масса тела 37 кг, окружность груди 72 см, мускулатура средняя, с пониженным тонусом, жироотложение недостаточное, состояние здоровья без отклонений от нормы.

Находят соответствующую для данного пола и возраста оценочную таблицу (шкалу регрессии). В данном случае – таблица 11 приложения 3.

Далее, в таблице отыскивают в шкале длины тела величину 149 и находят, что она лежит в пределах средних величин. В графе массы тела по строке длины тела 149 отыскивают величину фактической массы тела 37 кг, что соответствует длине тела, так как находится в пределах средних величин этих признаков: 37,3-45,5 кг. Далее в шкале окружности груди по той же строке длины тела 149 определяют, что фактическая величина окружности груди 72 см лежит между величинами 70, 9 и 74, 4, то есть в пределах средних величин.

Из приведенного следует, что мальчик при средней для своего возраста длине тела, имеет соответствующие ей массу тела и окружность груди.

Пример 2. Девочка 11 лет имеет длину тела 130 см, массу тела 27,8 кг, окружность груди 61 см. Из таблицы 10 приложения 3 видно, что у обследованной длина тела ниже среднего, масса тела и окружность груди также в пределах ниже среднего, но соответствует длине тела. Это указывает на общее отставание физического развития и должно привлечь внимание врача.

Читайте также:  Мерцательные открытки с пожеланием здоровья

Пример 3. Девочка 15 лет, у которой длина тела 166 см, масса тела 60 кг, окружность груди 86 см. Сравнивая с таблицей 18 приложения 3, можно сделать вывод, что длина тела, масса тела и окружность груди превышают средние показатели для данного возраста.

При оценке физического развития может получиться так, что при низкой длине тела, масса тела будет повышена, а окружность груди в пределах нормы. Тогда следует оценивать физическое развитие как атипичное. Такого рода заключения являются индивидуальной характеристикой при оценке физического развития. При этом дошкольные и школьные врачи должны брать на особый учет следующие категории детей и подростков:

всех, у кого при длине тела ниже среднего, средней, выше среднего и высокой остальные показатели (масса тела и окружность груди) оказываются ниже соответствующих значений длины тела;

всех, у кого длина тела ниже среднего больше, чем на 2, то есть получает оценку низкий независимо от других показателей.

В процессе индивидуальной оценки физического развития детей и подростков могут быть выявлены и такие, у которых длина тела превышает среднюю больше, чем на +2, или при длине тела ниже среднего, средней, выше среднего или высокой остальные показатели оказываются выше соответствующих на +2 и более.

Причины такого резкого отклонения в развитии детей и подростков, внешне выражающегося в тучности, расширении грудной клетки и т. д., также должны интересовать врачей детских (подростковых) коллективов, так как в основе его могут быть патологические изменения (различные эндокринные расстройства, отклонения со стороны здоровья).

Ситуационные задачи по использованию шкал регрессии для оценки физического развития детей и подростков совмещены с задачами по использованию метода сигмальных отклонений (страница 23).

Источник

Метод оценки физического развития по шкалам регрессии

Таблица для определения возраста ребенка

Месяц обследо-вания январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Месяц рождения
январь +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10 +11
февраль -1 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10
март -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9
апрель -3 -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8
май -4 -3 -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7
июнь -5 -4 -3 -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5 +6
июль -6 -5 -4 -3 -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5
август -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 +1 +2 +3 +4
сентябрь -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 +1 +2 +3
октябрь -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 +1 +2
ноябрь -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 +1
декабрь -11 -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1

Оценка физического развития методом сигмальных отклонений

По методу сигмальных отклонений оцениваются соматометрические признаки — рост, масса тела, окружность грудной клетки. Для этого каждый показатель ребенка сравнивают с соответствующим средним показателем стандарта. При этом нужно из фактических данных роста, массы тела и окружности грудной клетки вычесть соответствующие показатели стандартов и полученную разность разделить на величину соответствующего отклонения — сигму. Полученная при делении величина называется сигмальным отклонением. По величинам сигмальных отклонений строится профиль физического развития. Для построения профиля физического развития на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков: рост, масса тела, окружность грудной клетки. Вертикальная линия в центре — М — соответствует средним величинам той возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от средней линии на равных расстояниях откладывают влево — отрицательные значения, вправо — положительные значения сигмы. Эти линии проводят параллельно средней вертикальной линии. Полученные величины сигмальных отклонений наносят на соответствующей данному признаку горизонтальной линии. Соединяя точки каждого признака, получают профиль физического развития. Если профиль физического развития расположен в пределах от М-1d до М+1d — то физическое развитие считается средним, если профиль расположен от -1d до -2d то развитие будет ниже среднего, от -2d до -3d — низкое развитие, от +1d до +2d — развитие выше среднего, от +2d до +3 d — высокое физическое развитие.

Читайте также:  Прибор чтобы следить за здоровьем

По профилю судим еще и о пропорциональности развития. Если все три признака физического развития отклоняются один от другого не более чем на 1d, то следует считать телосложение пропорциональным, а при отличии одного из признаков от другого более чем на 1d, то телосложение считается непропорциональным. Пользуясь стандартами физического развития по методу сигальных отклонений (приложение ) оцениваем физическое развитие

Пример: Девушка 17 лет, русская имеет рост 160 см, массу тела 57 кг, окружность грудной клетки 79 см. Оценить физическое развитие методом сигмальных отклонений.

Таблица расчета сигмальных отклонений

Признаки Показатели обследуемого М d Разница между М и показателями обследуемого Величина сигмального отклонения
Рост 162,85 5,18 — 2,85 — 0,6
Масса тела 55,83 5,38 +1,17 + 0,2
Окружность груди 79,91 4,81 — 0,91 — 0,2

Профиль физического развития

-3d -2d -1d М +1d +2d +3d

Рост
Масса тела
Окружность груди

Заключение физического развития по методу сигмальных отклонений русской девушки 17 лет: рост средний, масса тела средняя, окружность груди средняя, развитие пропорциональное (т.к. все показатели укладываются в пределы 1d).

Недостатком метода оценки физического развития по сигмальным отклонениям является то, что каждый из признаков оценивается отдельно, т.е. отсутствует корреляция между оцениваемыми признаками ростом, массой тела, окружностью грудной клетки.

Метод оценки физического развития по шкалам регрессии

Этот метод более совершенный, так как шкала регрессии — это оценочные таблицы, учитывающие корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клетки. Они составляются на основании проведения многочисленных исследований на детях одного возраста, пола, национальности и проживания в одной местности. Основой оценочной таблицы является рост ребенка, представленный во всех вариантах (от минимального до максимального значения с интервалом в 1 см) с делением на 5 групп: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Методика оценки по шкалам регрессии заключается в следующем; сначала определяют к какой группе относится рост данного ребенка, затем соответственно данному росту находят какой должна быть масса тела и окружность грудной клетки ребенка. Далее, из фактических данных массы тела и окружности грудной клетки вычитают показатели стандарта — по шкалам регрессии — по массе тела и окружности грудной клетки и делят эту разность на сигму регрессии, которую находят из шкалы регрессии, отдельно по росту и окружности грудной клетки. Полученные величины называются частно-сигмальными отклонениями. Если частно-сигмальные отклонения находятся до ±1d регрессии, то развитие ребенка считается гармоничное; если ±2d регрессии, то развитие дисгармоничное; если более ±2d, то развитие считается резко дисгармоничным за счет дефицита или избытка массы тела 1 и 2 степени, малой или большой окружности грудной клетки.

Дети с избыточной массой тела направляются к эндокринологу, так как в значительном проценте случаев среди них встречаются лица с ожирением. Дети с низким ростом также направляются к эндокринологу для решения вопроса, имеет ли место общая задержка физического развития или низкий рост ребенка обусловлен генетическими факторами (низкорослость родителей). Дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиатром для установления причин этого дефицита.

Указанный метод тоже имеет недостаток — он позволяет оценить лишь морфологический статус ребенка, но не уровень биологического развития.

Источник

Adblock
detector