VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Под психологическим здоровьем мы подразумеваем наличие нормы в интеллектуальном развитии человека, положительные эмоции и способность к эмоциональной регуляции, коммуникативную культуру и нравственное поведение [2]. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Базовыми элементами ЗОЖ являются воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; окружающая среда; отказ от вредных привычек; питание; движение; гигиена организма; закаливание. На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает неразрывное с ним психоэмоциональное состояние, которое зависит от его умственных установок.
Малоподвижный образ жизни всюду преследует современного человека, в том числе и студенческую молодежь. Современная молодежь много сидит в университетской аудитории, в читальном зале библиотеки, за компьютером и телевизором, а дома или в общежитии, уже обессилившая после продолжительного сидения, предпочитает лежать. Статистика показывает: спортивная подготовка старшеклассников выше, чем у студентов. Значит, юноши и девушки из года в год физически слабеют. И не удивительно, что первые признаки старости наступают уже к 30 годам. Важнейшей причиной гиподинамии среди нашей молодежи являются и суровые климатические условия Якутии, препятствующие свободной игровой и трудовой деятельности на воздухе, общению с природой. Вместе с тем резко-континентальный климат – это и благоприятная среда для психической депривации, результаты которой без компетентного вмешательства специалистов могут создать определенные трудности для нормального развития личности.
Прекрасным средством профилактики физического и психологического здоровья являются, например, физические упражнения и йога. В России до недавнего времени пропагандировались лишь занятия физкультурой и спортом. Существенная разница между этими подходами к активизации жизненных ресурсов заключается в том, что после занятий физкультурой или спортом человек ощущает усталость и недостаток энергии, а упражнения йогой способствуют не только аккумулированию энергии, но и улучшению мыслительной деятельности, снятию стрессов и гармонизации внутренних процессов в организме. В настоящее время все увереннее звучат предложения занятия йогой – результат многовекового опыта человечества в формировании гармонии духа и тела [2].
Другие техники телесноориентированной психологии, также могут способствовать профилактике психологического здоровья. Это психосоматический массаж и упражнения, разработанные В. Райхом, А. Лоуеном, И. Рольф, Ф.М. Александером, М. Фельденкрайзом [3]. Ф. Матиас Александер считает, что люди в основном неправильно и неэффективно пользуются своими телами. Это привычки в держании и движении тела, привычки, которые непосредственно влияют на то, как мы функционируем физически, умственно и эмоционально. Им разработана оригинальная техника, показывающая способ преодоления сложившихся «неправильностей» в действии и покое. Ф.М. Александер полагал, что предпосылкой свободных и естественных движений является наибольшее возможное растяжение позвоночника, его естественное вытягивание вверх. Работа Моше Фельденкрайза направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые напряжены или испорчены дурными привычками. Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, посредством не увеличения мускульной силы, возрастающего понимания того, как тело работает. Работу тела возглавляет ум.
Развивая и воспитывая свое тело, человек развивает и воспитывает свою психику. Раскрой прежде такие способности своего тела, как терпеливость, выносливость, умеренность, накопление, бережливость и, со временем, они проявятся на психическом уровне. Так, научи свое тело копить продукцию организма, то есть не позволяй себе плеваться, соблюдай культуру туалета и тебе станут доступны такие качества как чистоплотность, бережное отношение к богатству своей семьи и других людей, стремление сохранить доверенные тебе истории и мысли.
В заключение приведем рекомендации, разработанные международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни [4]: 1. Изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг и замедляем процесс возрастной деградации умственных способностей. 2. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. 3. Не ешьте слишком много. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Меню должно соответствовать возрасту. 4. Имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь помогает как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным. 5. Сохранить молодость помогут любовь и нежность. Эти чувства связаны с выработкой гормона счастья – эндорфина, который укрепляет иммунитет. 6. Спать рекомендуется при температуре 17-18 градусов. От температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме. 7. Двигайтесь, даже восемь минут спорта в день продлевают жизнь. 8. Не подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже онкологии, более подвержены люди, которые «вечно недовольны собой и окружающими». Лучше выговориться и поспорить.
Таким образом, осознание и развитие в себе физического и психологического здоровья, переживание удовольствия духовной реализации, занятия научными исследованиями и практической психологией являют собой здоровый образ жизни и прекрасно способствуют движению на пути к гармоничному типу личности.
1. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 320 с.
2. Михалева А.Б. Здоровый образ жизни – здоровье психики / Приоритетные направления развития бокса в начале XXI в.: опыт, проблемы и перспективы. – Якутск, 2007. – С. 52-55.
3. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 2. – М.: изд. Российского открытого университета, 1992. – 136 с.
Источник
О профилактике психологического здоровья
Психологическое здоровье
Понятие «психологическое здоровье» в науке и практике имеет несколько значений. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние телесного, психологического, социального и духовного благополучия, состояние, когда человек позитивно настроен, испытывает чувство удовлетворения. В психологии термин «психическое здоровье» толкуется как «состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности».
По определению д.м.н., проф. В.Ю. Завьялова, психическое здоровье – это состояние крайне неустойчивого равновесия или небольшие колебания вокруг точки предполагаемого равновесия. Условный центр равновесия не принадлежит ни уму, ни телу, ни психике. Психически здоровый человек может отклоняться от него очень сильно, но при этом вновь возвращаться к нему. Он будет страдать, горевать, но это не значит, что он заболел. Способность не выходить за «рамки», возвращаться в состояние равновесия, зависит от многих факторов: воспитания, образования, физического здоровья.
Термин «психологическое здоровье» введён в научный словарь академиком И.В. Дубровиной. При этом под психологическим здоровьем понимаются психологические аспекты психического здоровья, т.е. то, что относится к личности в целом.
Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества. В качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать способность к саморегулированию, адаптации к благоприятным и неблагоприятным условиям, воздействиям. Основная функция психологического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.
Понятие «психологическое здоровье» применимо не только к состоянию отдельной личности, оно также может характеризовать состояние семьи, рабочего коллектива и даже более крупных социальных образований вплоть до страны, цивилизации.
Сохранение психологического здоровья обеспечивается действиями по направлениям: профилактическом – развитие стрессоустойчивости (готовности к возможным изменениям, нарушающим равновесие); реабилитационном – восстановление равновесия, работоспособности или ресурсного потенциала.
В обыденной жизни человек часто обременяет себя множеством желаний. По большей части они навязаны ему социальным окружением. Это результат воспитания в семье, школе, влияния его референтной группы (значимых для него людей), воздействия рекламы (не потребителю знать, чего он хочет!), средств массовой информации и др.
Как известно, на что человек направляет свое внимание, на то и расходуется его энергия. Стремясь удовлетворить свои потребности, часто многие сразу, человек рассредоточивает свои силы. На удовлетворение всех потребностей своего ресурса, естественно, не хватает, но человек этого не понимает или игнорирует. Такое поведение редко даёт желаемый результат, и неизбежно отрицательно сказывается на физическом и психологическом состоянии. Снижается работоспособность, возникают проблемы со здоровьем, осложняется общение, накапливается неудовлетворённость качеством своей жизни. Если инстинкт самосохранения блокирует неправильное поведение человека, то ограничивается его активность (внезапно нарастает чувство лени, понижается сопротивляемость организма различным инфекциям и т.п.). Так создаются условия для выздоровления и восполнения ресурса.
Человек же, располагающий скромным запасом сил, сконцентрировавший их на приоритетном направлении, в состоянии удовлетворить актуальную потребность. Удовлетворив её, он может направить свое внимание на удовлетворение следующей по актуальности потребности. Очень хорошо, если такие потребности связаны с образованием, развитием личности. Можно разбить путь их достижения на этапы, и решать задачи последовательно. Правильно распоряжаясь своими возможностями, человек может достичь многого.
Американский психолог Уильям Глассер рассматривает качество жизни как совокупность физического, эмоционального, интеллектуального и духовного её аспектов. Они, в свою очередь, зависят от качества потребляемой человеком пищи. Физическая пища – это продукты питания. Эмоциональная «пища» – это проявления чувств, эмоций у окружающих нас людей; чувства и эмоции, переживаемые под воздействием произведений искусства (музыка, театр и др.). Интеллектуальная – это воспринимаемые от других людей, из средств массовой информации идеи, понятия и т.п. Духовная «пища» – высшие ценности. Таким образом, наша забота о качестве жизни проявляется в избирательном внимании ко всему тому в окружающем нас мире, что мы воспринимаем, к тем людям, с которыми общаемся.
В мире, в котором мы живём, в людях, с которыми мы общаемся, есть много как положительного, так и отрицательного. Излишняя фиксация внимания на негативных аспектах в окружающем мире приводит к тому, что человек «отравляет» своё сознание, ограничивает возможности наполнять себя положительными эмоциями, здоровыми и продуктивными идеями; лишается радости общения с людьми. Как гласит восточная мудрость: «Если смотришь в грязь – видишь грязь и ничего, кроме грязи. Если смотришь в небо, то иногда сможешь увидеть звёзды». Умение видеть в другом человеке достоинства, даже если они глубоко спрятаны и редко проявляют себя из-за невостребованности, даёт возможность выстраивать новые, более конструктивные отношения.
В.Ю. Завьялов, говоря о профилактике психического здоровья, отмечает, что патология формируется, когда у человека разрушаются межличностные связи, нет любви, нет социального пространства. Психическая зрелость и душевное здоровье характеризуются тем, что человек активно пользуется помощью других людей и охотно сам помогает. Все люди прямо или косвенно зависимы друг от друга и поэтому соблюдение принципа экологичности в общении является надёжной гарантией сохранения доброжелательных, уважительных, взаимно полезных отношений.
Источник
Урок 4. Психическое здоровье
Сохранение, укрепление и профилактика психического здоровья имеет большое значение для здорового образа жизни. Психоэмоциональное состояние – один из определяющих факторов нашего здоровья, который проявляется в умении контролировать эмоции, мыслить позитивно, сохранять баланс между духовным и физическим развитием.
В этом уроке мы познакомим вас с основами психического и психологического здоровья, рассмотрим особенности психики детей и подростков, а также предложим несколько полезных рекомендаций по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.
Содержание:
Что такое психическое здоровье
Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье (духовное или душевное, иногда – ментальное здоровье, от англ. mental health) следующим образом:
Психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества [WHO, 2018].
Данный термин довольно широк, поэтому для определения психического здоровья обычно выделяют несколько критериев:
✔ | Осознание непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «я». |
✔ | Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях. |
✔ | Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам. |
✔ | Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям. |
✔ | Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами. |
✔ | Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы. |
✔ | Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. |
В повседневной жизни эти критерии проявляются в степени интегрированности личности в общество, гармоничности их содействия, уравновешенности, духовности, включении в систему жизненных ценностей следования принципам доброты и справедливости, стремлении к саморазвитию. Другими словами, психически здоровый человек адекватно оценивает действительность, проявляет интерес к окружающему миру, согласовывает свое поведение и реакцию на происходящее с условиями среды, способен к самоанализу и рефлексии.
В случае, когда человеку несвойственны эти качества, можно судить о психическом нездоровье. Оно проявляется в дезориентации личности, уходе от ответственности, зависимости от вредных привычек, пассивности, повышенной тревожности, утрате веры в себя, враждебности по отношению к окружающим.
Но к психическому здоровью нельзя подходить только формально, ведь достаточно часто следование тем или иным поведенческим нормам может определяться набором факторов, на основе которых судить о психических расстройствах неуместно. Среди них – социально-культурные особенности, обычаи, традиции и устои разных обществ, особенности профессиональной деятельности.
Психическое и психологическое здоровье
Следует различать психическое и психологическое здоровье. Наиболее обобщенно о психическом здоровье человека можно сказать как о наборе психических установок, позволяющих адекватно реагировать и приспосабливаться к условиям среды обитания. Это соответствие субъективных представлений объективной реальности, адекватное восприятие себя, умение мыслить критически и многое другое. Несмотря на частое употребление термина «психологическое здоровье» как синонима к психическому, между ними существуют отличия. Психологическое здоровье в своем определении – более широкое понятие, оно характеризирует личность в целом, учитывает особенности волевой, мотивационной, познавательной, эмоциональной деятельности.
Почему важно уделять внимание своему психическому здоровью?
Многие, наверняка, слышали ставшую крылатой фразу: «Все болезни от нервов». Когда у человека грипп или простуда, он принимает таблетки, микстуры, проходит курс лечения. Однако в состоянии стресса, чувства тревоги он не предпринимает ничего. Бизнес-тренеры и практикующие психологи отмечают, что если сотрудники компании, работающие по напряженному графику в постоянном стрессе, время от времени проходят курсы укрепления стрессоустойчивости и избавления от тревоги, их производительность значительно возрастает. Это позитивно сказывается не только на работе, но и на отношениях всех уровней внутри коллектива, способствует здоровой атмосфере в компании.
Известно, что когда люди получают соответствующую психиатрическую помощь, они не так часто обращаются за медицинской помощью в целом. А люди, имеющие нерешенные проблемы с психическим здоровьем, посещают врачей чаще, чем те, кто получает психиатрическую помощь. Другими словами, психическое здоровье ощутимо влияет на общее состояние организма [Mental Health Foundation, 2016].
Чрезмерное беспокойство и стресс могут способствовать развитию некоторых болезней сердца, ослабить силы иммунной системы [Healthline, 2020]. Психологические проблемы также увеличивают вероятность неправильного поведенческого выбора, что проявляется в пристрастии к курению и наркотикам, злоупотреблению алкоголем. По статистике, даже в США, стране с развитой психиатрией, ежегодно примерно 42,5 миллиона взрослых людей страдают от диагностируемых психических расстройств [Mental Health Center, 2015].
Итак, почему же психическое здоровье так важно:
Существует тесная взаимосвязь между психикой и физическим состоянием человека. Чувство тревоги, постоянные стрессы и переживания могут привести к ухудшению здоровья (нарушение сна, ослабление иммунной системы и т.д.) [Mental Health Foundation, 2020].