Меню

Меры по защите здоровья ребенка

Федеральный закон об охране здоровья детей Глава I. Общие положения

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАЩИТЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 6. Обеспечение прав детей на защиту здоровья

В целях обеспечения прав детей на защиту здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Статья 7. Охрана здоровья и здорового развития плода в организме матери

1. Беременные женщины при наличии патологий в развитии плода, находящегося в организме матери, имеют право на оказание медицинской (дородовой) помощи плоду, если оказание такой помощи не влечет причинения вреда здоровью матери и не угрожает её жизни.

2.Оказание медицинской (дородовой) помощи плоду, а равно любое медицинское вмешательство производится при наличии согласия матери (ее законного или уполномоченного представителя) за исключением случаев, когда получение такого согласия невозможно, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Порядок получения такого согласия разрабатывается и утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 8. Права новорожденного на охрану здоровья

1. Новорожденный имеет право на получение всей необходимой квалифицированной медицинской помощи непосредственно с момента рождения. Никто не вправе ограничивать родившегося ребенка в праве на получение медицинской помощи.

2. Не допускается какое-либо ограничение прав новорожденного в зависимости от состояния его здоровья.

3. При наличии угрозы жизни и здоровью родившегося ребенка необходимая медицинская помощь оказывается без согласия матери.

Статья 9. Охрана здоровья матери и ребенка

1. Дети независимо от их семейного и социального положения подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

2. Органы государственной власти в соответствии со своими полномочиями:

1) разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями;

2) создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

3) создают благоприятные условия, стимулирующие женщин к рождению детей.

3. С целью защиты здоровья матери и новорожденного проводятся следующие мероприятия:

предоставление родового сертификата;

комплексное наблюдение за здоровьем рожениц и новорожденных, проведение необходимых медицинских исследований и лечения в специализированных центрах;

расширение неонатального скрининга (обследование новорожденных детей на галактеземию, муковисцидоз и адреногенитальный синдром).

Статья 10. Меры по охране здоровья детей в образовательных организациях

1. В образовательных организациях (за исключением образовательных организаций дополнительного профессионального образования) осуществляются:

внедрение новых технологий медицинской профилактики, оздоровления детей и оценки эффективности медицинской помощи;

реализация программ ведения социально-гигиенического мониторинга за условиями обучения и воспитания учащихся общеобразовательной и начальной профессиональной школы;

использование подходов и физиолого — гигиенических принципов оценки новых педагогических технологий для достижения здоровьесберегающего эффекта;

гигиеническая оценка обучения детей и подростков в условиях реализации новых общеобразовательных стандартов, использования технических средств обучения нового поколения в обучении и воспитании детей;

применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной профессиональной школы;

использование методических подходов оценки риска развития заболеваний, связанных со спецификой условий обучения в образовательных учреждениях;

организация здорового питания в образовательных организациях, питания для детей с нарушениями в физическом развитии;

внедрение современной системы медицинского обеспечения обучающихся (создание медицинских кабинетов в образовательных организациях);

проведение уроков здоровья, занятие физкультурой с учетом особенностей здоровья ребенка;

создание благоприятных для здоровья условий обучения, (соблюдение норм учебной нагрузки, требований к школьной мебели, помещениям, инвентарю, чередование «сидячих» занятий и физической активности).

2. В штат общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования вводится должность детского врача, который осуществляет деятельность по медицинской профилактике, пропаганде здорового образа жизни, наблюдению за здоровьем обучающихся и оказанию им первичной медицинской помощи.

Статья 11. Профилактика суицидального поведения, наркомании и токсикомании среди обучающихся

С целью профилактики суицидального поведения, наркомании и токсикомании среди обучающихся осуществляются следующие мероприятия:

Читайте также:  Тест по биологии 10 класс онтогенез человека репродуктивное здоровье

выявление на раннем этапе несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им своевременной психолого-педагогической помощи, включение их в профилактическую программу;

подготовка педагогов-тренеров для организации и проведения обучения подростков основам здорового образа жизни;

подготовка волонтеров из числа обучающихся образовательных организаций, способных своими силами вести пропаганду, направленную на снижение уровня суицидального риска в подростковой среде.

Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей. Федеральные органы государственной власти могут осуществлять дополнительное финансирование мероприятий по обеспечению права детей на отдых и оздоровление.

2. Дети направляются в организации отдыха детей и их оздоровления при отсутствии медицинских противопоказаний.

Перечень медицинских противопоказаний к направлению детей в организации отдыха детей и их оздоровления определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

3. Деятельность организаций, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей, подлежит обязательной сертификации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Стандарты безопасности пребывания детей в местах их отдыха и оздоровления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

1. Федеральные органы государственной власти принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

2. В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

3. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Статья 14. Меры по содействию физическому, психическому и нравственному развитию детей

1. В целях содействия физическому, психическому и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций.

2. Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье , физическом, психическом, и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, защите здоровья детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей, в пределах их полномочий способствуют физическому, психическому нравственному развитию детей.

Статья 15. Подготовка профессиональных кадров в области охраны здоровья детей

1. Подготовка и обучение специалистов в области охраны здоровья детей является задачей государства.

2. Государство обеспечивает специалистов в области охраны здоровья детей подготовку по программам высшего образования. Номенклатура специальностей и учебные программы подготовки разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Государство содействует профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов в области охраны здоровья детей.

4. Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в области охраны здоровья детей должны быть межотраслевыми и включать знания в области медицины, социальной работы, педагогики, социальной психологии, социологии и социальной работы.

Статья 16. Создание условий для специалистов в области охраны здоровья детей

1. Достойные условия жизни и труда специалистов в области охраны здоровья детей являются задачей государства.

2. Государство разрабатывает программы социальных гарантий и материального обеспечения специалистов в области охраны здоровья детей.

3. Государство содействует созданию условий для работы специалистов в области охраны здоровья детей в сельской местности, в том числе посредством принятия программ обеспечения служебным таких специалистов.

4. Государство использует механизмы поддержки жилищного строительства, ипотечного кредитования, субсидирования процентных ставок по ипотечным кредитам (займам), субсидированию первого взноса по ипотечным кредитам (займам) для обеспечения приобретения специалистами в области охраны здоровья детей жилья в собственность.

Читайте также:  Ленорман трактовка карт здоровье

Статья 17. Защита прав детей на благоприятную окружающую среду

1. Благоприятная окружающая среда является основой благополучия и здоровья детей. Родители имеют право на получение достоверной информации о случаях возникновения экстремальных экологических ситуаций на данной территории с выявленными неблагоприятными реакциями детского населения и проведение бесплатных анализов для детей с целью диагностики содержания в организме детей токсических веществ — компонентов выбросов промышленных предприятий (марганец, свинец, хром), формальдегид, предельные и ароматические углеводороды), наиболее вероятными проявлениями их воздействия на здоровье детей являются нарушения в дыхательной системе, аллергические реакции с риском развития онкологических заболеваний.

2. В целях защиты прав детей на благоприятную окружающую среду проводятся следующие мероприятия:

1) проведение исследований по вопросу взаимосвязи степени загрязнения окружающей среды и состояния здоровья детского населения;

2) первоочередная медико-экологическая реабилитация детского населения, проживающего в территориально-промышленных зонах, подвергающихся воздействию выбросов крупных промышленных предприятий, автомагистралей с интенсивным движением и других вредных источников, а также на территориях, подвергшимся радиоактивному загрязнению;

3) снижение уровня загрязнения воздуха, водных объектов, почв который значительно превышают установленные нормативы, что отрицательно сказывается на здоровье детей;

4) разработка методов оценки безопасности детского питания, одежды, игрушек.

Глава III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом;

2. Признать утратившими силу статьи 12 и 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3802; 2004, № 35, ст. 3607)

Источник

«Охрана и укрепление здоровья детей»

Автор: Пасторок Мария Анатольевна

Охрана и укрепление здоровь я детей – одна из главных задач, стоящих перед детским садом и семьей. Педагоги знакомят родителей с режимом дня в дошкольном учреждении и дают рекомендации по организации режима дня в семье. Режим дня влияет на физическое развитие и здоровье малыша. Необходимо в семье продолжать работу по воспитанию у детей навыков самообслуживания. Педагоги рекомендуют эффективные методы, соответствующие возрасту детей: показ, объяснение, личный пример близких, побуждение к подражанию, применение игровых приемов. В беседах с родителями воспитатели подчеркивают необходимость соблюдения ими постоянной выдержки, терпения, уважения к личности ребенка. Каждой семье рекомендует воспитатель создать ребенку условия, необходимые для полноценного развития и воспитания, приобрести стол и стул по росту малыша, выделить место для игр и занятий, определить красивую вешалку для верхней одежды. В беседе с родителями воспитатель дает советы, в каком порядке ребенок должен одевать и снимать одежду, как вести себя за столом, как держать ложку и т. д. Среди малышей есть страдающие плохим аппетитом, следует обратиться к детскому врачу педиатру. Нельзя во время еды развлекать детей игрушками, чтением; нельзя с ранних лет приучать ребенка есть много сладостей, они ослабляют иммунитет, сопротивляемость организма болезням, может появиться сахарный диабет.

Необходимо приглашать родителей в детский сад для наблюдения за детьми во время завтрака, обеда, одевания и т. д. Это нужно делать в первые дни посещения детского сада, чтобы облегчить ребенку период адаптации, который нередко сопровождается заболеванием малыша. Воспитатель советует забирать детей домой раньше положенного времени, чтобы дать ему возможность привыкнуть к новым условиям жизни, можно принести с собой в детский сад любимую игрушку, книжку.

Недостаточная осведомленность родителей в вопросах охраны здоровья ребенка может быть причиной его частых заболеваний. Поэтому необходима индивидуальная работа с каждой семьей. Вредно чрезмерное перегревание малышей. Полноценные прогулки зависят от того, как одеты дети. Воспитатель на это обращает внимание и дает советы. Дети должны двигаться, ходить, бегать играть в подвижные игры. Воспитатель обращает внимание семьи на организацию сна ребенка: в каком часу вечером он ложится, сколько времени спит, работает ли телевизор и т. д. Недосыпание ведет к развитию детского невроза. Можно позволять ребенку брать с собой в постель мягкую игрушку, прикосновение к которой вызывает состояние покоя, тепла, располагает ко сну, но не допускать, чтобы ребенок играл в постели. Недопустимо курение родителей в помещении, где находится ребенок.

Семья располагает большими возможностями для нравственного воспитания младших дошкольников. Им не рано уже предъявлять моральные нормы, учить правилам поведения. У многих родителей основой воспитания детей в этом возрасте становятся запретны: «не трогай», «не пачкайся», «нельзя» и т. д. Воспитатель знакомит родителей с задачами нравственного воспитания детей, которые важно решать в содружестве.

Читайте также:  Учитель здоровья россии конспекты

Нравственное воспитание нужно начинать с ранних лет, когда привычки поведения формируются легко: быть вежливым, привыкать быть занятым, уважать старших, проявлять заботу, усваивать нормы общения, речь, мимику, жесты, уважать труд других, добрым быть с окружающими взрослыми детьми. Родителям, имеющим одного ребенка в семье воспитатели советуют приглашать домой друзей из детского сада или соседей для игры. Родители не должны кричать на ребенка, нужно разговаривать спокойно, желать спокойной ночи, доброго утра благодарить за помощь.

Воспитатели привлекают родителей в детский сад для подготовки к праздникам. Совместная работа детского сада и семьи позволяет оптимальным образом решать задачи гармонического развития детей.

Режим дня. Для всех детей третьего года жизни рекомендуется единый режим дня. При этом необходимо обеспечить на всем протяжении времени активного бодрствования рациональное чередование разнообразных видов деятельности, включающих соответствующий возрасту детей объем умственных, физических и эмоциональных нагрузок, а также полноценный отдых. Он осуществляется в зависимости от состояния здоровья каждого ребенка, особенно его нервной системы и уровня развития. Формируя у детей навыки самообслуживания, следует оказывать им постоянную помощь. Принимая ребенка в детский сад, воспитатель спрашивает родителей о его самочувствии, особенностях поведения. При подозрении на заболевание необходимо обеспечить ребенку медицинский осмотр.

Организация питания. Основное требование – это строгая регулярность и своевременность – основа хорошего аппетита у ребенка. Готовая пища доставляется в специальной маркированной закрытой посуде. Няня тщательно моет руки с мылом, надевает чистый халат и косынку, моет столы горячей водой с мылом. Воспитатель следит за тем, чтобы дети мыли руки с мылом и насухо их вытирали. Прием пищи всегда должен проходить в спокойной обстановке.

Организация сна. Перед сном детей помещение хорошо проветривают, в зависимости от погоды во время сна оставляют форточки открытыми, во время сна в помещении должна быть тишина, недопустимы громкие разговоры, крики, шумные подвижные игры; важно наличие у детей пижам и сорочек хлопчатобумажных тканей.

Организация прогулки. На площадке организуют игры, наблюдения за природой. Важно, чтобы дети не перегревались и не охлаждались. Игровая деятельность детей на прогулке должна быть под контролем и руководством воспитателя.

Организация занятий. Правильная организация учебных занятий с детьми младшего дошкольного возраста предусматривает игровую форму, широкое использование наглядного материала, двигательных моментов способствуют наиболее эффективному развитию детей и предупреждают утомление.

Занятия должны быть интересными по содержанию и разнообразны по структуре с учетом возрастных особенностей детей.

Закаливание. Направлено на улучшение защитных реакций организма, повышение сопротивляемости к заболеваниям и устойчивости к колебаниям температурного режима. Эффективной формой закаливания воздухом является прогулка в первой половине дня, когда дети подвергаются воздействию ультрафиолетовой радиации. Закаливание солнцем здоровых детей происходит во время игр в полосе светотени и рассеянного солнечного света. К водным процедурам приобщают детей постепенно, начиная с местных обливаний, влажных обтираний. Вначале приучают умываться, мыть руки (до локтя, шею водой комнатной температуры. Затем переходят к специальным процедурам. Обливание ног проводится после дневного сна. (температура не ниже 20 градусов). Общие обливания (душ) в теплый период года обязательны после прогулки, тогда закаливание выступает как гигиеническая процедура.

В зависимости от состояния здоровья детей и по согласованию с врачом можно начинать купать в открытых водоемах, где глубина воды – до пояса ребенка, а дно чистое и ровное.

Купание проводится под контролем двух взрослых: один – в воде с детьми, другой на берегу. В воде дети должны двигаться, играть. Нельзя допускать охлаждения. В этом случае ребенка выводят из воды, растирают полотенцем до порозовения кожи и переодевают в сухое белье. Если дети длительное находились на площадке, освещенной прямыми солнечными лучами, купание сразу проводить не следует.

Игра. Сюжетно – ролевые игры. Воспитатель в совместной с ребенком игре учит его простейшим игровым действиям, как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать. Для игр следует подбирать простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементарными действиями: шофер нагружает автомашину кубиками и везет ее, мама катает дочку в коляске, кормит ее. Сюжеты воспитатель придумывает сам или использует литературные тексты: короткие рассказы, стихотворения. Например, «Спать пора, уснул бычок, лег в кроватку на бочек», «Сонный мишка лег в кровать, только слон не хочет спать», «И кукла и зайка тоже хотят спать»

Источник

Adblock
detector