Меню

Меры по сохранению здоровья учащихся

Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
статья на тему

Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья современного школьника.

Скачать:

Вложение Размер
sokhranenie_zdorovya_uchashchikhsya_-_osnovnaya_zadacha_shkoly.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы

Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.

Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,

нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного

процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних

заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи

информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,

характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится

приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок

пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают

специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются

все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.

Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:

  • интенсификация учебного процесса;
  • нерациональная организация процесса обучения;
  • несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской

патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения

школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников

помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех

используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только

сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов

образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры

здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для

учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации

и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и

. Цель здоровьесберегающего сопровождения — создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета

возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-

оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование

различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию

разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в

организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.

Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,

продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились

искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность

учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во

время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить

здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,

происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Основной путь к здоровью — воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования — добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.

«Забота о человеческом здоровье — тем более о здоровье ребенка, — это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» — говорил Сухомлинский.

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., Просвещение,1987.

2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.

3.Макарова В. И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. С. 60—62.

4.Юсупова Н. П., Плетнева Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. Научно-методический журнал. 2005. № 4 (40).

Источник

Меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.
учебно-методический материал по зож на тему

Материал содержит рекомендации для учителей и родителей.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_na_pedsovete.doc 76 КБ

Предварительный просмотр:

Меры по сохранению и укреплению здоровья школьников

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 16-17 лет этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связано со школой.

По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилась в 1,4 раза, а среди школьников-подростков — в 2,1 раза. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, около 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию, А 40 % учащихся относятся к группе риска. Инвалидность среди детей за 5 лет возросла в 2 раза. Особой проблемой в последние годы стали социально зависимые болезни.

Наряду с ухудшение здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений у школьников. По данным специальных исследований НИИ психиатрии, распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10-15%. Психические заболевания в 35% случаев являются причиной негодности к военной службе.

Серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные проблемы и экологические факторы и школа.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те школьные факторы риска (далее — ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.

К числу ШФР относятся (в порядке убывания значимости):

  1. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
  2. Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
  3. Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
  4. Провалы в существующей системе физического воспитания.

5. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе по профилактике вредных привычек, половому воспитанию и сексуальному просвещению, правильному использованию средств физического воспитания и спорта и т.п.).

Сила влияния ШФР усугубляется тем, что они действуют комплексно и системно, а также длительно и непрерывно (в течение 10-11 лет). Опасность негативного влияния ШФР усиливается и тем, что их воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляется не сразу, а накапливается в течение ряда лет. Кроме того, микросимптоматика этих нарушений часто не привлекает внимания врачей, педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования, проведенные научными учреждениями РАО и РАМН, убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, одобренная Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

а) реальной разгрузки содержания общего образования;

б) использования эффективных методов обучения;

в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

д) улучшения организации питания в образовательных учреждениях;

е) рационализации досуговой деятельности детей и молодежи.

Для реализации этих положений предпринимаются следующие меры:

  • в программу деятельности образовательных учреждений включено диагностическое наблюдение за состоянием здоровья школьников.
  • Проводится тщательный и комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса с участием опытных экспертов-специалистов в области педагогики, возрастной физиологии и психофизиологии, школьной гигиены;

• используются новые педагогических технологий, основанные на знании возрастных физиологических и психологических особенностей ребенка на разных этапах индивидуального развития, определяющих его функциональные возможности в процессе обучения.

Результаты многолетних исследований Института возрастной физиологии РАО являются фундаментальной основой для этих разработок.

Разработка проблем здоровья детей в связи с модернизацией структуры и содержания общего образования.

Институт возрастной физиологии РАО совместно с Центром образования и здоровья Минобразования России в рамках проекта МО РФ «Апробация здоровьесберегающих технологий обучения» в 2001-2004 гг. провел комплексное системное изучение состояния здоровья школьников, учебной и внеучебной нагрузки в 1,2-х и 11-х классах, а также анализ организации здоровьесберегающих технологий. В возрастной физиологии РАО более 60 лет ведутся комплексные системные исследования состояния здоровья школьников и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, а также работа по внедрению результатов исследований в практику.

Полученные данные включают результаты анализа более 1300 школ из 79 регионов России (из них около 700 школ и более 60 тыс. учащихся в динамическом наблюдении).

Следует отметить, что это уникальное и первое столь масштабное (по охвату школ и школьников) исследование здоровьесберегающей деятельности школ. Ничего подобного даже в масштабах Советского Союза не проводилось.

Разработанная специалистами института методология физиологического и психофизиологического мониторинга строится на принципах, сформулированных в течение предыдущих десятилетий научными учреждениями Российской академии образования, а именно: комплексность, системность, целостность, динамичность (повторяемость), репрезентативность, методическое единство, наличие обратной связи.

Физиолого-гигиенический и психофизиологический мониторинг необходим для решения целого ряда прикладных задач, возникающих в процессе совершенствования структуры и содержания образования. В их числе:

  • анализ здоровьесберегающей деятельности школ на современном этапе;
  • анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье и связанные с ним процессы;
  • оценка эффективности использования различных схем и моделей здоровьесбережения в условиях общеобразовательного учреждения;
  • создание и распространение эффективных моделей здоровьесберегающей школы.

В рамках этого исследования проводилось комплексное системное изучение состояния здоровья школьников, учебной и внеучебной нагрузки, а также анализ организации здоровьесберегающих технологий (в рамках психофизиологического блока сопровождения эксперимента). Исследование (по специально разработанной методике) проводится дважды в течение учебного года (в октябре и апреле), а динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся осуществляется в течение всего учебного года.

Цель и задачи исследования были определены Программой модернизации структуры и содержания образования и включали:

  • изучение и анализ инфраструктуры экспериментальных школ, обеспечивающей возможность рациональной организации учебного процесса и здоровьесберегающей деятельности;
  • изучение и анализ учебной и внеучебной нагрузки школьников, режима
    дня;
  • изучение и анализ состояния здоровья школьников 1-10-х классов;
  • анализ форм и методов здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательных учреждениях.

Результаты мониторинга, охватившего свыше 70 тыс. учащихся 1-2-х и 10-11-х классов, показали, что от 1-го к 10-му классу в два раза увеличивается число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, зрения и слуха. Особо следует отметить увеличение в пять раз числа детей с заболеваниями эндокринной системы и в два раза — с заболеванием туберкулезом (в 10-м классе — 5,5%).

Отмечен закономерный рост текущей заболеваемости от первой к третьей учебной четверти, а также четко проявляющийся «всплеск» заболеваемости в начале ноября (конец I четверти), в конце декабря (конец II четверти) и в конце февраля (самый сложный период учебного года), что свидетельствует о снижении адаптивных возможностей и сопротивляемости организма в эти периоды.

Нарушение основных режимных моментов у школьников, по данным мониторинга, в основном одинаковы для всех регионов РФ. Школьная учебная нагрузка в 1/3 школ превышает нормативные показатели. Более 85% первоклассников ежедневно выполняют домашние задания в первой половине учебного года, что объясняется слабой предшкольной подготовкой, сниженными морфофункциональными возможностями, перегруженностью программы и завышенными требованиями педагогов. У всех учащихся наблюдается гиподинамия, что подтверждает недопустимо низкий объем двигательной активности (у 25% детей). Отмечаются недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, дефицит ночного сна. У учащихся 10-х классов нарушения гигиенических требований, соблюдения режима дня носят примерно тот же характер, что и у первоклассников.

Проведенное исследование подтверждает значительное превышение учебной нагрузки, особенно в тех образовательных учреждениях, где применяются усложненные варианты программ и педагогических технологий.

Нарушения гигиенических требований к режиму обучения наблюдаются в определенной степени как в городских образовательных учреждениях, так и (реже) в сельских, но особенно часто — в школах с углубленным изучением ряда предметов.

Анализ данных по состоянию здоровья детей экспериментальных школ проводился с целью оценить возможное влияние проводимых изменений в учебных планах начальной школы в виде добавления двух образовательных дисциплин (английского языка и информатики) на функциональное состояние организма учащихся 2-х классов. При этом в качестве важнейших факторов рассматривались такие базовые компоненты здоровьесбережения, как объем и интенсивность учебной и дополнительной нагрузки. Данные, полученные в результате мониторинга, свидетельствуют о том, что введение в учебный план одновременно информатики и английского языка отрицательно сказывается на состоянии адаптации детей данного возраста к изменившимся условиям обучения. Это проявляется в виде повышения острой заболеваемости второклассников на протяжении всего учебного года, и особенно в феврале, когда в силу естественного снижения иммунитета в зимне-весенний сезон организм учащихся начальной школы становится более чувствителен к неблагоприятному воздействию учебных факторов.

Детальный анализ данных позволил выявить более выраженное негативное воздействие нового учебного предмета — информатики — на здоровье второклассников по сравнению с другим новым предметом — английским языком.

Очевидно, привычная, хорошо организованная практика проведения уроков английского языка в младшей школе позволяет уменьшить риск для здоровья детей, несмотря на увеличенную учебную нагрузку. И наоборот, отсутствие достаточного опыта проведения занятий информатикой во 2-х классах приводит к напряжению адаптационных механизмов организма детей данною возраста.

В тоже время у большинства первоклассников (96%) и второклассников (97%), обучающихся в общеобразовательных учреждениях России, отсутствует выраженное функциональное напряжение организма, и у 3% младших школьников отмечено умеренное функциональное напряжение организма. При умеренном функциональном напряжении организма могут отмечаться усталость, снижение работоспособности, нарушения общего самочувствия, не переходящие в комплекс нервно-психических расстройств и срыв адаптации. Проведенное нами исследование показало, что как в 1-м, так и во 2-м классах при увеличении суммарной учебной нагрузки (свыше 25 часов в неделю), недостаточной продолжительности ночного сна в будни (7-8 часов) и прогулок возрастает число детей с неблагоприятной адаптацией, умеренным функциональным напряжением организма и низким уровнем учебной мотивации.

Среди учащихся 10-11-х классов половина школьников (соответственно 51 и 50%) имеют низкий уровень психологического напряжения. Это, как правило, школьники с высокой самооценкой, уверенные в себе, хорошо адаптированные к обучению, с достаточной учебной мотивацией. В то же время в эту группу могут входить школьники с низкой самооценкой, смирившиеся со своим положением в классе, с низкой успеваемостью, со сниженной учебной мотивацией.

Средний уровень психологического напряжения отмечен у 25% десятиклассников и 27% учащихся 11-х классов. Эти юноши и девушки уравновешенны, умеют мобилизоваться в нужный момент, соотнести свои внутренние резервы с внешней ситуацией, достаточно адаптированы, однако цена психологической адаптации у таких школьников выше, чем у их сверстников с низким уровнем психологического напряжения.

Высокий уровень психологического напряжения выявлен у 24% десятиклассников и 23% учащихся 11-х классов. Для этих старшеклассников характерны высокая психологическая тревожность, когда остро воспринимаются насмешки, шутки, отрицательные отзывы, неуверенность в себе и своих знаниях, низкая стрессоустойчивость. Нередко психологическое напряжение отмечается у хорошо успевающих, мотивированных учащихся. Излишне высокая мотивация может приводить к выраженному напряжению и развитию нервно-психических нарушений. Высокое психологическое напряжение почти у трети старшеклассников свидетельствует о физической, интеллектуальной и эмоциональной перегрузке организма, что подтверждает и анализ режима этой группы учащихся.

Характерной ситуацией для старшеклассников является сочетание значительных учебных перегрузок с высоким напряжением функциональных систем организма, повышенной чувствительностью, психологическим и соматическим напряжением.

Исследование показало, что в школах, использующих здоровьесберегающие технологии в полном объеме (1-я категория), выявлено большее количество учащихся с низким уровнем напряжения по сравнению со школами, использующими минимально допустимый комплекс здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе (2-я категория), и школами, не уделяющими достаточного внимания вопросам здоровьесбережения (3-я категория) (соответственно 58 и 52%).

Важным показателем рациональной организации жизни школьника является достаточно высокая двигательная активность. По данным мониторинга двигательная активность у 35% школьников не соответствует оптимальному уровню, способствующему нормальному развитию и сохранению здоровья ребенка, что объясняется, прежде всего, неудовлетворительной организацией физического воспитания учащихся в образовательных учреждениях. Анализ организации двигательной активности школьников убедительно доказывает, что резерв профилактики и сохранения здоровья школьников практически не используется. Это особенно существенно потому, что 94% обследованных школ имеют условия для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. В то же время нельзя не отметить, что в 63,8% школ спортивные секции и дополнительные занятия физической культурой проводятся только со здоровыми детьми, группы ЛФК и занятия с детьми спецмедгрупп проводятся лишь в 31,7% школ.

Из 358 учащихся нашей школы функциональное состояние детей ниже среднего уровня имеет около 9 % учащихся, средний уровень имеет 77 %, выше среднего — 14 %. Патологию органов дыхания имеют 58 % учащихся, болезни костно – мышечной системы – 42%, болезни нервной системы и органов чувств – 14 %, заболевания эндокринной системы – 10% и по 3 % болезни органов кровообращения и мочеполовой системы.

Наиболее распространенное заболевание учащихся начальной школы – патология органов дыхания, в средних классах – патология органов дыхания и болезни костно – мышечной системы, в старших классах – болезни костно – мышечной системы, патология органов дыхания и заболеваемость эндокринной системы.

Таким образом, результаты обследования школ России, проведенного Институтом возрастной физиологии РАО и Центром образования и здоровья Минобрнауки России, показали:

  • состояние здоровья и физическая подготовленность современных, школьников вызывают обоснованную тревогу;
  • наименее благополучное положение отмечено среди учащихся старших
    классов, особенно девушек;
  • школы в большинстве случаев располагают достаточными ресурсами (инфраструктурой и кадрами) для обеспечения уроков по физической культуре в объеме двух часов в неделю и недостаточными для перехода на 3-часовой режим в неделю;
  • свыше 60% школ в той или иной форме ведут физкультурно-оздоровительную работу, в которую вовлечено около половины учащихся школы;
  • занятия спортом (в секциях, спортивных клубах и т.п.) — один из путей
    формирования здорового образа жизни молодежи. Однако по данным исследований менее 5% школьников вовлечены в регулярную спортивную
    активность;
  • в тех образовательных учреждениях, где плохо организована работа по
    физическому воспитанию, значительно повышается риск вовлечения подростков в зависимость от алкоголя и наркотиков;
  • кадровый потенциал общеобразовательных школ нуждается в укреплении за
    счет привлечения педагогов, имеющих высшее специальное образование;
  • программы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров нуждаются в пересмотре на основе современных знаний физиологии и
    психологии развития детей и подростков, теории и методики физического
    воспитания.

В последние годы в институте в рамках НИР РАО и по заказу Минобразования России решаются актуальные для физического воспитания школьников проблемы:

  • программно-методическое обеспечение уроков физической культуры в условиях введения в расписание третьего часа занятий;
  • разработка требований к уровню знаний, умений, навыков и двигательной
    подготовленности учащихся разных ступеней общеобразовательной школы (Государственный стандарт по физической культуре);
  • повышение мотивации учащихся общеобразовательной школы к занятиям
    оздоровительными и спортивно-массовыми формами физической культуры;
  • разработка и программно-методическое обеспечение новых технологий в
    физическом воспитании, в том числе на основе использования современных компьютерных средств, тренажерных устройств и новых видов спортивной деятельности;
  • программно-методическое и физиолого-гигиеническое обеспечение организации занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
  • создание и экспериментальная апробация программ и методик занятий с
    детьми различного телосложения для реализации индивидуального подхода в физическом воспитании учащихся.

Источник

Читайте также:  Международная организация здоровье детей
Adblock
detector