Меры по охране психического здоровья населения
Настоящий План действий одобрен в рамках Европейской декларации по охране психического здоровья, принятой министрами здравоохранения государств — членов Европейского региона ВОЗ, которые поддерживают его реализацию каждой страной с учётом её конкретных потребностей и ресурсов.
В течение ближайших пяти–десяти лет необходимо разработать, реализовать и оценить эффективность стратегий и законодательных актов, которые позволят осуществить меры в области охраны психического здоровья, способные повысить уровень благополучия всего населения, обеспечить предупреждение и профилактику проблем психического здоровья, а также расширить возможности социальной интеграции и функционирования лиц с психическими проблемами. Наиболее приоритетными задачами на следующее десятилетие являются:
- Способствовать более широкому осознанию важного значения психического благополучия.
- Осуществлять совместные действия, направленные на борьбу со стигматизацией, дискриминацией и неравенством, а также расширять права и возможности лиц с проблемами психического здоровья и членов их семей и оказывать им поддержку в целях привлечения их к активному участию в данном процессе.
- Разрабатывать и внедрять комплексные, интегрированные и эффективные системы охраны психического здоровья, включающие такие элементы, как укрепление здоровья, профилактика, лечение и реабилитация, уход и восстановление здоровья.
- Обеспечить удовлетворение потребностей в квалифицированном персонале, способном эффективно работать во всех этих областях.
- Признавать важное значение знаний и опыта пользователей служб охраны психического здоровья и лиц, осуществляющих за ними уход 1 , в качестве основы для планирования и развития таких служб.
В настоящем Плане действий предлагаются пути и способы разработки, осуществления и усиления комплексных стратегий охраны психического здоровья в странах Европейского региона ВОЗ, требующих действий по 12 направлениям, указанным ниже. Эти стратегии найдут своё отражение в собственных стратегиях и планах стран по охране психического здоровья, которые будут определять цели и задачи их деятельности на ближайшие пять и десять лет.
1. Укрепление психического благополучия всего населения
Задачи
Психическое здоровье и психическое благополучие — это важнейшие составляющие высокого качества жизни, позволяющие людям считать свою жизнь полноценной и значимой и являться активными и созидательными членами общества. Хорошее психическое здоровье является важным фактором, обеспечивающим социальное единство, производительность труда, общественное спокойствие и стабильность среды обитания, что способствует росту социального капитала и экономическому развитию общества. Психическое здоровье общества и образ жизни, обеспечивающие состояние психического благополучия, имеют важнейшее значение для достижения этой цели. Укрепление психического здоровья повышает качество жизни и уровень психического благополучия всего населения, включая людей с психическими проблемами и лиц, осуществляющих за ними уход. Разработка и осуществление эффективных планов укрепления психического здоровья позволит повысить уровень психического благополучия общества в целом.
Предлагаемые действия
- Разработать комплексные стратегии укрепления психического здоровья в рамках программ в области охраны психического здоровья, общественного здравоохранения и других направлений социальной политики, обеспечивающие осуществление мер по укреплению психического здоровья на протяжении всей жизни.
- Проводить политику укрепления психического здоровья в качестве объекта долгосрочных инвестиций и разработать соответствующие образовательные и информационные программы, рассчитанные на длительную перспективу.
- Разработать и обеспечить наличие доступа к эффективным программам родительской поддержки и просвещения, начиная с периода беременности.
- Разработать и обеспечить наличие доступа к научно обоснованным программам для детей и молодёжи, способствующим развитию навыков и получению информации, в которых основное внимание уделяется таким вопросам, как психическая устойчивость, умение управлять эмоциями и психосоциальное взаимодействие.
- Расширить возможности доступа лиц преклонного возраста к здоровому рациону питания и физической активности.
- Содействовать развитию на уровне общины многоуровневых видов деятельности, предусматривающих проведение кампаний информирования общественности и участие в этой работе сотрудников служб первичной медико-санитарной помощи и лиц, работающих с населением, таких как учителя, священнослужители и работники средств массовой информации.
- Обеспечить интеграцию вопросов укрепления психического здоровья в существующие и общие стратегии и программы укрепления здоровья и общественного здравоохранения, как, например, те, которые поддерживаются сетями ВОЗ по укреплению здоровья.
- Поощрять потребление здоровых продуктов питания и снизить уровень потребления вредных продуктов.
- Создавать здоровые рабочие места с помощью таких мер, как занятия физическими упражнениями, изменение режима или характера работы, переход на более благоприятные для здоровья часы работы и здоровые стили управления.
- Обеспечить наличие доступа к эффективным мерам укрепления психического здоровья для групп повышенного риска, включая лиц, длительное время страдающих проблемами психического или физического здоровья, и тех, кто осуществляет за ними уход.
- Разработать чёткие механизмы расширения прав и возможностей населения в отношении укрепления здоровья и достижения целей предупреждения заболеваемости, например, путём повышения уровня информированности населения о важном значении выбора здорового образа жизни.
2. Обеспечение понимания важнейшей роли психического здоровья
Задачи
Психическое здоровье играет важнейшую роль в создании здорового, сплочённого и продуктивного общества. Эффективные и комплексные социальные стратегии, касающиеся вопросов трудовой деятельности, городского планирования и социально-экономического развития, также оказывают положительное воздействие на психическое здоровье и уменьшают риск развития психических проблем. Таким образом, следует принимать во внимание те последствия, которые любые направления социальной политики оказывают на психическое здоровье людей и, в особенности, их потенциальное воздействие на группы риска. Стратегии в области охраны психического здоровья требуют межсекторального взаимодействия и должны предусматривать действия с участием многих секторов и специалистов различного профиля.
Предлагаемые действия
- Сделать вопросы охраны психического здоровья неотъемлемой частью общественного здравоохранения.
- Предусматривать включение вопросов охраны психического здоровья и принятие соответствующих мер в рамках новых и уже существующих национальных стратегий и законодательных актов.
- Включать вопросы охраны психического здоровья в программы, касающиеся гигиены труда и техники безопасности.
- Проводить оценку потенциального воздействия любой новой стратегии на психическое благополучие населения до начала её реализации и изучать полученные результаты после её завершения.
- Уделять особое внимание относительному влиянию стратегий на людей, уже страдающих психическими проблемами, и лиц, подвергающихся риску их развития.
3. Борьба со стигматизацией и дискриминацией
Задачи
Широкая распространённость случаев стигматизации лиц с психическими проблемами, приводящая к их дискриминации, не должна служить препятствием для разработки и реализации стратегий охраны психического здоровья. Во многих случаях лица с психическими проблемами страдают от отсутствия равных возможностей в результате такой дискриминации. Необходимо обеспечить защиту прав человека в отношении лиц с проблемами психического здоровья и проявлять к ним уважительное отношение. Расширение прав и возможностей является важнейшим шагом на пути к достижению этих целей, поскольку это способствует более полной интеграции и широкому участию этих людей в жизни общества. Такие проблемы, как недостаточно широкие права и возможности организаций, объединяющих потребителей услуг и лиц, осуществляющих за ними уход, а также слабая информационно-пропагандистская работа, затрудняют разработку и реализацию стратегий и услуг, которые учитывают потребности и пожелания тех, кто в них нуждается. Необходимо всячески бороться с социальной изоляцией лиц, пользующихся услугами служб охраны психического здоровья как в психиатрических клиниках и учреждениях, так и на уровне общины.
Предлагаемые действия
- Активизировать действия, направленные на борьбу со стигматизацией и дискриминацией, подчёркивая широкую распространённость проблем психического здоровья, их в целом хороший прогноз и излечимость, а также тот факт, что они редко сопровождаются проявлениями насилия.
- Содействовать внедрению или тщательному анализу законодательства в отношении прав людей с инвалидностью, с тем чтобы оно охватывало вопросы психического здоровья, обеспечивая соблюдение принципов равенства и справедливости.
- Разработать и реализовать национальные, отраслевые и учрежденческие стратегии борьбы со стигматизацией и дискриминацией при трудоустройстве лиц с проблемами психического здоровья.
- Стимулировать участие населения в местных программах охраны психического здоровья за счёт поддержания соответствующих инициатив неправительственных организаций.
- Разработать согласованную программу политических и законодательных мер для борьбы со стигматизацией и дискриминацией с учётом международных и региональных норм в отношении прав человека.
- Установить конструктивный диалог со средствами массовой информации и предоставлять им информацию на систематической основе.
- Установить нормативы представительства потребителей услуг и лиц, осуществляющих за ними уход, в комитетах и группах, занимающихся вопросами планирования, предоставления услуг, анализа и проверки деятельности служб охраны психического здоровья.
- Способствовать созданию и развитию местных и национальных неправительственных организаций и организаций, управляемых самими потребителями услуг, которые представляют людей с психическими проблемами, лиц, осуществляющих за ними уход, и местные сообщества, в которых они проживают.
- Содействовать социальной интеграции детей и молодых людей с проблемами психического здоровья и инвалидностью в рамках существующей системы образования и профессиональной подготовки.
- Обеспечить возможности профессионального обучения лиц, страдающих психическими проблемами, и способствовать адаптации рабочих мест и форм труда с учётом их конкретных потребностей в целях обеспечения возможности их трудоустройства на конкурентной основе.
4. Поддержка мер, адаптированных к различным этапам жизни людей, связанным с повышенным риском
Задачи
Дети, молодёжь и лица преклонного возраста подвергаются повышенному риску воздействия социальных, психологических, биологических и средовых факторов. Принимая во внимание их повышенную уязвимость и потребности, молодым людям и лицам преклонного возраста следует уделять первоочередное внимание в рамках мероприятий по укреплению психического здоровья, а также по предупреждению и лечению психических проблем. В то же время, многие страны располагают недостаточным потенциалом в данной области, а соответствующие службы и персонал нередко плохо подготовлены к решению проблем, связанных с развитием человека и возрастными особенностями. В частности, в развитии психических расстройств у взрослых людей важную роль играют нарушения психического здоровья в детском возрасте. Охрана психического здоровья детей и подростков должна рассматриваться в качестве стратегической инвестиции, обеспечивающей получение в долгосрочной перспективе многопланового положительного эффекта отдельными лицами, обществом в целом и системой здравоохранения.
Предлагаемые действия
- Обеспечить включение в стратегии по охране психического здоровья в качестве приоритетных задач вопросов охраны психического здоровья и благополучия детей, подростков и лиц преклонного возраста.
- Предусмотреть включение в законодательство в области психического здоровья вопросов соблюдения международных прав детей, подростков и лиц преклонного возраста.
- Обеспечить как можно более широкое участие молодёжи и лиц преклоного возраста в процессе принятия решений.
- Уделять особое внимание маргинальным группам населения, включая детей и лиц преклонного возраста из семей мигрантов.
- Создать службы охраны психического здоровья, адаптированные к потребностям молодёжи и лиц преклонного возраста, работающие в тесном сотрудничестве с семьями, школами, центрами дневного ухода, соседями, дальними родственниками и друзьями.
- Содействовать развитию центров помощи лицам преклонного возраста на уровне общины в целях усиления социальной поддержки и расширения доступа к программам помощи.
- Обеспечить предоставление услуг в области охраны психического здоровья с учётом возрастных и гендерных особенностей службами первичной медико-санитарной помощи и специализированными учреждениями, функционирующими в рамках единой сети.
- Ограничить использование специальных учреждений закрытого типа и аналогичных подходов, усиливающих риск социальной изоляции и отсутствия внимания со стороны общества, для оказания помощи детям и подросткам, а также лицам преклонного возраста.
- Повысить качество работы специализированных служб охраны психического здоровья путём развития или усиления их потенциала в области применения специализированных мер вмешательства для охраны психического здоровья детей, подростков и лиц преклонного возраста и оказания им помощи, а также путём обучения и найма на работу адекватного числа специалистов.
- Улучшить координацию деятельности организаций, участвующих в программах борьбы с алкоголизмом и наркоманией, а также укрепления здоровья и охраны психического здоровья детей и подростков на национальном и международном уровне, а также развивать сотрудничество в рамках соответствующих сетей таких учреждений.
- Обеспечить справедливое распределение финансовых средств между сопоставимыми службами здравоохранения.
5. Предупреждение проблем психического здоровья и самоубийств
Задачи
Люди во многих странах подвергаются пагубному воздействию стрессовых факторов, обусловленных изменениями в жизни общества, оказывающих неблагоприятное влияние на обеспечение социального единства, безопасности и возможностей трудоустройства и приводящих к росту числа случаев тревожно-депрессивных состояний, расстройств, связанных с употреблением алкоголя и психоактивных веществ, насилия и суицидального поведения. Существует множество социальных факторов, способствующих развитию психических проблем — от причин душевных страданий личного характера до вопросов, затрагивающих всю местную общину или общество в целом. Эти причины могут возникать или усиливаться в различных ситуациях и местах, включая дом, учебные заведения, места работы и различные учреждения. Особому риску подвергаются маргинальные группы населения, такие как беженцы, мигранты, безработные, заключённые или лица, выходящие на свободу, лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией, а также лица с инвалидностью вследствие физических и сенсорных нарушений, и люди, уже страдающие психическими проблемами.
Предлагаемые действия
- Повысить уровень информированности общественности о распространённости, симптомах и возможностях излечения вредных для здоровья стрессовых и тревожно-депрессивных состояний, а также шизофрении.
- Осуществлять программы предупреждения депрессий, тревожных состояний, вредных для здоровья стрессов, самоубийств и других факторов риска, ориентированные на группы повышенного риска и разработанные с учётом их конкретных потребностей, а также особенностей их социально-культурной среды.
- Способствовать созданию групп самопомощи, телефонных линий помощи и веб-сайтов, помогающих снизить уровень самоубийств и направленных прежде всего на группы высокого риска.
- Разработать стратегии, способствующие ограничению доступности средств совершения самоубийств.
- Обеспечить регулярное проведение оценки состояния психического здоровья недавно родивших женщин силами врачей-акушеров и патронажных медицинских работников и осуществление, при необходимости, мер вмешательства.
- Проводить просветительную работу на дому в семьях повышенного риска для целенаправленного содействия развитию родительских навыков, здоровых форм поведения и взаимодействия между родителями и детьми.
- Разработать в партнёрстве с другими министерствами научно обоснованные образовательные программы для молодёжи в школах и высших учебных заведениях, касающиеся таких проблем, как самоубийства, депрессия, расстройства, связанные с употреблением алкоголя и психоактивных веществ, а также привлекать к участию в проведении таких кампаний молодых людей и лиц, являющихся образцом для подражания среди молодёжи.
- Поддерживать реализацию программ общественного развития в районах повышенного риска и расширять права и возможности неправительственных организаций, особенно представляющих интересы маргинальных групп населения.
- Обеспечить адекватную профессиональную поддержку и предоставление услуг людям, находящимся в серьёзных кризисных ситуациях и подвергающимся насилию, включая войны, стихийные бедствия и террористические акты, в целях предупреждения развития постстравматических стрессовых расстройств.
- Обеспечить более полное понимание сотрудниками служб здравоохранения и других секторов своего отношения к проблеме самоубийств и психических заболеваний и связанных с ними предрассудков и предубеждений.
- Осуществлять мониторинг состояния психического здоровья, связанного с трудовой деятельностью, путём разработки соответствующих показателей и средств контроля.
- Разработать меры охраны и укрепления психического здоровья на рабочих местах путём оценки рисков и управления стрессовыми и психосоциальными факторами, повышения квалификации персонала и уровня информированности населения.
- Привлекать к разработке и реализации программ предупреждения самоубийств ведущие ведомства и организации, отвечающие за вопросы трудоустройства, образования и жилищные вопросы.
6. Обеспечение доступа лиц с проблемами психического здоровья к высококачественной первичной медико-санитарной помощи
Задачи
Во многих областях Европейского региона врачи общей практики и другие сотрудники служб первичной медико-санитарной помощи являются первым и основным источником оказания помощи при наиболее распространённых проблемах психического здоровья. В то же время многие психические проблемы остаются невыявленными среди лиц, обращающихся к врачам общей практики или в службы первичной медико-санитарной помощи, а в случае их выявления методы лечения не всегда бывают адекватными. Многие лица с психическими проблемами, особенно в уязвимых или маргинальных группах, испытывают трудности с доступом к медицинским службам или с поддержанием с ними постоянного контакта. Врачи общей практики и службы первичной медико-санитарной помощи должны располагать возможностями и соответствующими знаниями и опытом для выявления и лечения лиц с психическими проблемами на уровне общины при поддержке, в случае необходимости, со стороны специализированных служб здравоохранения, функционирующих в рамках единой сети.
Предлагаемые действия
- Обеспечить беспрепятственный доступ всего населения к службам охраны психического здоровья в рамках учреждений первичной медико-санитарной помощи.
- Создавать службы первичной медико-санитарной помощи, способные обеспечить выявление и лечение психических проблем, включая депрессию, тревожные состояния, стрессогенные расстройства, токсикоманию и психотические нарушения, путём увеличения, при необходимости, численности первичного медицинского персонала и повышения его квалификации.
- Обеспечить доступ к психотропным препаратам и простым психотерапевтическим процедурам на уровне первичной медико-санитарной помощи при наиболее распространённых, а также тяжёлых психических расстройствах, в особенности в отношении лиц с длительными и стабильными психическими расстройствами, проживающих в данной общине.
- Побуждать сотрудников служб первичной медико-санитарной помощи к осуществлению мер укрепления психического здоровья и предупреждения его нарушений, в особенности путём целенаправленного воздействия на факторы, способствующие развитию или сохранению нарушений здоровья.
- Разработать и реализовать протоколы лечения и направления в специализированные учреждения службами первичной медико-санитарной помощи, устанавливая принципы надлежащей практики и чётко определяя распределение обязанностей в рамках единой сети служб первичной медико-санитарной помощи и специализированной психиатрической помощи.
- Создавать центры передового опыта и способствовать развитию в каждом регионе сетей консультационной помощи для работников здравоохранения, пользователей служб охраны психического здоровья, лиц, осуществляющих за ними уход, и средств массовой информации.
- Обеспечить предоставление психиатрических услуг в рамках других служб первичной медико-санитарной помощи, а также их оказание в общедоступных учреждениях, таких как общественные центры и больницы общего профиля.
7. Обеспечение возможности получения эффективной медико-социальной помощи лицами с тяжёлыми психическими проблемами по месту жительства
Задачи
Во всех частях Региона достигнуты определённые успехи в деле реформирования системы охраны психического здоровья. Необходимо признать и поддерживать право людей на получение наиболее эффективных видов лечения и вмешательств, одновременно принимая все меры для минимизации возможного риска и учитывая их личные потребности и желания, культурные и религиозные установки, половую принадлежность, а также надежды и ожидания. Фактические данные и опыт, накопленные во многих странах, свидетельствуют о целесообразности развития сети комплексных служб психического здоровья, включая стационарную помощь на уровне общины. В двадцать первом столетии не должно быть места для негуманных и унижающих человеческое достоинство методов лечения и ухода в крупных учреждениях закрытого типа. Расширяется число стран, где многие психиатрические больницы закрываются и создаются эффективные службы охраны психического здоровья по месту жительства. Особое внимание следует уделять эмоциональным, экономическим и образовательным потребностям семей и друзей, которые часто несут ответственность за оказание интенсивной помощи и поддержки больным и которые сами зачастую нуждаются в поддержке.
Предлагаемые действия
- Расширить права и возможности пользователей служб охраны психического здоровья и лиц, осуществляющих за ними уход, в отношении получения доступа к психиатрическим услугам и общей медицинской помощи, а также взятия на себя ответственности за предоставляемую им помощь, действуя при этом в партнёрстве с лицами, предоставляющими такую помощь.
- Планировать и внедрять на уровне местных сообществ специализированные службы, укомплектованные многопрофильными бригадами медработников и работающие круглосуточно семь дней в неделю, для оказания помощи лицам с серьёзными проблемами, такими как шизофрения, биполярное расстройство, тяжёлая депрессия или слабоумие.
- Создать кризисные службы, оказывающие помощь людям по месту жительства и работы и позволяющие в максимально возможной степени предотвращать ухудшение состояния здоровья и госпитализацию пациентов, за исключением случаев, когда для этого имеются очень серьёзные основания или если они представляют опасность для самих себя или других людей.
- Оказывать по месту жительства комплексную и эффективную лечебную помощь (включая психотерапию и медикаментозное лечение) с наименьшими побочными эффектами, особенно когда речь идет о молодых людях с впервые развившейся проблемой психического здоровья.
- Гарантировать доступ к необходимым лекарственным средствам для лиц с психическими проблемами, стоимость которых должна быть приемлема для системы здравоохранения и пациентов, что будет способствовать установлению практики надлежащего назначения лекарственных средств и их применения.
- Развивать такие реабилитационные службы, которые ориентированы на максимально эффективное содействие интеграции людей в общество и в которых тщательно учитываются последствия нетрудоспособности, связанной с психическими проблемами.
- Предоставлять возможность получения психиатрических услуг лицам, нуждающимся в такой помощи и находящимся вне специализированных учреждений, например в больницах общего профиля или местах лишения свободы.
- Предоставлять лицам, осуществляющим уход, и семьям возможность оценки их эмоциональных и экономических потребностей, а также участия в программах помощи.
- Разработать программы для выработки у членов семей и лиц, осуществляющих уход, практических навыков оказания помощи и психологической адаптации.
- Проводить анализ того, учитываются ли экономические затраты, связанные с оказанием ухода, в программах социального обеспечения.
- Планировать и финансировать типовые программы, которые могут быть распространены в широких масштабах.
- Выявлять и поддерживать лидеров, пользующихся уважением среди своих коллег, которые могли бы возглавить процесс внедрения инноваций.
- Разработать руководства и рекомендации по надлежащей практике и осуществлять мониторинг их выполнения.
- Предоставить лицам, подлежащим принудительному лечению, юридические права на независимое отстаивание своих интересов.
- Внедрять или усиливать законодательство или положения, обеспечивающие защиту норм медицинской помощи, в частности, предусматривающие отказ от использования негуманных и унижающих достоинство процедур и вмешательств.
- Создать инспекционные службы для более активного внедрения надлежащей практики и борьбы со случаями жестокого и пренебрежительного обращения с пациентами в системе охраны психического здоровья.
8. Развитие партнёрского сотрудничества различных отраслей и секторов
Задачи
Услуги по удовлетворению основных потребностей человека немедицинского характера, которые в прошлом в соответствии с установленной практикой оказывались лицам, находящимся в крупных учреждениях закрытого типа, или которые не рассматривались как имеющие существенное значение для жизни людей с психическими проблемами, в настоящее время часто предоставляются множеством различных ведомств. Недостаточно развитые партнёрские связи и отсутствие координации действий различных служб, управляемых или финансируемых различными ведомствами, приводят к низкому уровню медико-социальной помощи, дополнительным страданиям людей и снижению эффективности. Распределение ответственности между различными органами и учреждениями за предоставление такого широкого комплекса услуг требует координации и управления на всех уровнях, включая правительственный. Потребители услуг и лица, осуществляющие за ними уход, нуждаются в поддержке для обеспечения доступа и получения помощи по вопросам, касающимся, например, тех или иных льгот, жилищных условий, питания, трудоустройства и лечения соматических патологий, включая токсикоманию.
Предлагаемые действия
- Организовать комплексные лечебно-профилактические службы, направленные на удовлетворение потребностей пользователей и работающие в тесном сотрудничестве с ними.
- Создавать сети сотрудничающих учреждений по предоставлению услуг в различных областях, имеющих важное значение для качества жизни пользователей услуг и лиц, осуществляющих за ними уход, таких как социальное обеспечение, трудоустройство, образование, правосудие, транспорт и здравоохранение.
- Возложить на персонал служб психического здоровья ответственность за выявление и удовлетворение потребностей обслуживаемого населения в отношении повседневной деятельности посредством принятия прямых мер или путём координации услуг, предоставляемых другими службами.
- Организовать обучение персонала других родственных служб по вопросам, относящимся к специфическим потребностям и правам людей с психическими проблемами, а также людей, подвергающихся риску развития таких проблем.
- Выявлять и устранять финансовые и бюрократические препятствия, мешающие развитию сотрудничества, в том числе на правительственном уровне.
9. Обеспечение достаточного количества квалифицированного персонала
Задачи
Реформирование системы охраны психического здоровья требует выполнения персоналом новых функций и обязанностей, что, в свою очередь, требует формирования новых ценностей, отношений, знаний и навыков. Формы работы сотрудников многих служб психического здоровья и других отраслей (например, учителей, работников, ответственных за выдачу социальных пособий, священнослужителей и добровольцев) должны быть адаптированы к современным требованиям, для того чтобы они могли оказывать более результативную и эффективную помощь. Новые программы подготовки должны позволять удовлетворять потребности в развитии навыков и знаний, необходимых для выполнения всех возлагаемых функций и задач.
Предлагаемые действия
- Обеспечить признание необходимости в новых функциях и обязанностях специалистов и персонала других категорий, работающих в службах здравоохранения и в смежных сферах, таких как просвещение и социальное обеспечение.
- Использовать в программах подготовки всех работников служб психического здоровья имеющийся опыт по предоставлению услуг по месту жительства и организации работы многопрофильных бригад.
- Развёртывать программы подготовки всех работников первичной медико-санитарной помощи по вопросам выявления, лечения и профилактики проблем психического здоровья.
- Планировать и финансировать — в партнёрстве с образовательными учреждениями — программы обучения и подготовки, обеспечивающие удовлетворение потребностей как имеющегося, так и вновь набираемого персонала.
- Принимать меры, содействующие набору новых работников служб психического здоровья и сохранению имеющегося персонала.
- Обеспечить посредством разработки соответствующих стимулов справедливое распределение работников служб психического здоровья среди населения, уделяя особое внимание удовлетворению потребностей групп населения, подвергающихся особому риску.
- Принять меры для устранения существующего дефицита знаний преподавателей о новых технологиях, а также оказывать поддержку усилиям, направленным на разработку и внедрение программ повышения квалификации преподавателей.
- Обеспечить обучение и подготовку работников служб психического здоровья по различным аспектам взаимосвязей между укреплением здоровья, профилактическими мерами и лечебной помощью.
- Обеспечить обучение работников общественного сектора, с тем чтобы они учитывали то воздействие, которое их стратегии и действия оказывают на психическое здоровье населения.
- Обеспечить высокую компетентность персонала, создав для этой цели хорошую систему специализированной подготовки по вопросам психического здоровья для всех работников служб охраны психического здоровья.
- Разработать специальные программы подготовки в тех областях, в которых требуются высокие уровни квалификации, такие как лечение и уход за детьми, лицами преклонного возраста и людьми, страдающими как от психических проблем, так и от расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ (коморбидность).
10. Создание эффективной информационной системы по вопросам психического здоровья
Задачи
Для того чтобы выработать эффективные стратегии и методы работы в отдельных странах и в масштабах всего Региона, необходима информация о текущем положении дел в области охраны психического здоровья и о предпринимаемых действиях. Необходимо осуществлять мониторинг результатов выполнения любых новых инициатив. Состояние психического здоровья всего населения, отдельных групп и лиц и их обращаемость за медицинской помощью следует измерять таким образом, чтобы полученные результаты можно было сравнивать в рамках всего Европейского региона ВОЗ. Используемые показатели должны быть стандартизированы и сопоставимы на местном, национальном и международном уровнях, что будет способствовать эффективному планированию, реализации, мониторингу и оценке научно обоснованных стратегий и планов действий по охране психического здоровья.
Предлагаемые действия
- Разработать или усилить национальную систему эпиднадзора, основанную на международно стандартизированных, гармонизированных и сопоставимых показателях и системах сбора данных, для того чтобы осуществлять мониторинг хода достижения местных, национальных и международных целей улучшения психического здоровья и повышения уровня психического благополучия населения.
- Разработать новые показатели, а также методы сбора данных для получения новой информации в таких областях, как укрепление психического здоровья, профилактика и лечение психических расстройств и восстановление здоровья.
- Оказывать поддержку проведению в рамках всего Европейского региона ВОЗ периодических популяционных обследований психического здоровья, используя для этой цели согласованную методологию.
- Измерять базовые показатели частоты и распространённости ключевых психических состояний, включая факторы риска, среди населения и в группах риска.
- Осуществлять мониторинг существующих программ, служб и систем охраны психического здоровья.
- Оказывать поддержку разработке интегрированной системы базы данных в масштабах Европейского региона ВОЗ, которая должна включать текущую информацию о политике и стратегиях охраны психического здоровья, их осуществлении, а также предоставлении населению услуг на научно обоснованной основе в таких областях, как укрепление здоровья, профилактика, лечение, организация ухода и реабилитация.
- Оказывать поддержку распространению информации о воздействии надлежащей политики и практики на национальном и международном уровнях.
11. Обеспечение справедливого и адекватного финансирования
Задачи
Выделение ресурсов на охрану психического здоровья зачастую осуществляется в недостаточном объёме и не обеспечивает их справедливого распределения в сравнении с ресурсами, имеющимися в других частях общественного сектора, результатом чего является ограниченность доступа к соответствующим службам, недостаточное внимание к лицам с проблемами психического здоровья и их дискриминация. В некоторых системах здравоохранения условия страхования в отношении доступа к лечению и прав на него являются очень дискриминационными по отношению к лицам с психическими проблемами. Распределение ресурсов в рамках бюджета на охрану психического здоровья должно носить справедливый и пропорциональный характер, т. е. обеспечивать выделение наибольшего относительного объёма ресурсов и льгот для лиц, наиболее нуждающихся в них.
Предлагаемые действия
- Провести оценку того, соответствует ли доля бюджета здравоохранения, предназначенная для охраны психического здоровья, реальным потребностям и приоритетному статусу лиц с психическими проблемами.
- Принять меры для того, чтобы наибольший относительный объём льгот и помощи предоставлялся людям с наиболее серьёзными проблемами и наименее обеспеченным членам общества.
- Провести оценку того, распределяются ли финансовые средства эффективным образом с точки зрения пользы для общества, включая экономический эффект деятельности в области укрепления здоровья, профилактики и оказания медико-социальной помощи.
- Провести оценку того, является ли в рамках социальных и частных систем медицинского страхования охват населения соответствующими услугами всеобъемлющим и справедливым и соответствует ли он таковому для других патологических состояний, не является ли он ограничивающим или дискриминационным по отношению к тем или иным группам, и предусматривает ли он уделение особого внимания защите наиболее уязвимых групп населения.
12. Оценка эффективности и получение новых фактических данных
Задачи
В сфере научных исследований достигнут значительный прогресс, однако некоторые стратегии и меры вмешательства всё ещё не основываются на убедительных фактических данных, что свидетельствует о необходимости дальнейшего расширения научных исследований. Активизация усилий по распространению знаний необходима также потому, что имеющиеся фактические данные о новых эффективных вмешательствах и национальных и международных примерах передовой практики остаются неизвестными для многих лиц, формирующих политику, менеджеров, практических работников и научных исследователей. Для того чтобы работа по охране психического здоровья была основана на фактических данных, необходимо развивать сотрудничество в рамках европейского научного сообщества. Важнейшие приоритеты в сфере научных исследований включают: анализ политики в области охраны психического здоровья, проведение оценок того воздействия, которое политика и стратегии общего характера оказывают на психическое здоровье населения, проведение оценок программ укрепления психического здоровья, а также расширение базы фактических данных о профилактической работе, новых моделях и видах обслуживания и экономических аспектах охраны психического здоровья.
Предлагаемые действия
- Оказывать поддержку национальным стратегиям научных исследований, направленных на выявление, разработку и внедрение наиболее эффективных методов работы для удовлетворения потребностей населения, включая группы риска.
- Проводить оценку воздействия систем охраны психического здоровья с течением времени, а также использовать накопленный опыт для определения новых приоритетов и организации необходимых научных исследований.
- Поддерживать научные исследования, способствующие разработке программ профилактики, предназначенных для всего населения, включая группы риска. Для создания эффективных стратегий и программ профилактики необходимо провести научные исследования по изучению последствий сочетанного воздействия многих проблем здоровья, имеющих психический, соматический и социальный характер.
- Содействовать проведению научных исследований, посвящённых оценке воздействия на здоровье стратегий, осуществляемых не относящимися к здравоохранению отраслями и секторами, так как они могут внести существенный вклад в улучшение психического здоровья населения.
- Принять меры для устранения разрыва между научно-исследовательской и практической деятельностью путём содействия развитию сотрудничества и партнёрских связей между научными сотрудниками, лицами, разрабатывающими политику, и практическими работниками в рамках семинаров и с помощью общедоступных публикаций.
- Обеспечить, чтобы программы научных исследований предусматривали проведение долгосрочных оценок воздействия не только на психическое, но и на физическое здоровье, а также на социально-экономические показатели.
- Установить устойчивые партнёрства между практическими работниками и научными сотрудниками для внедрения и оценки новых или уже осуществляемых вмешательств.
- Инвестировать в программы подготовки кадров для проведения научных исследований в области психического здоровья, предназначенные для представителей различных академических дисциплин, включая антропологию, социологию, психологию, науку об управлении и экономику, а также создавать стимулы для развития долговременных академических партнёрств.
- Расширять в рамках Европейского региона сотрудничество в области научных исследований по вопросам психического здоровья посредством усиления связей между европейскими сотрудничающими центрами ВОЗ и другими центрами, занимающимися научными исследованиями в области профилактики.
- Инвестировать в развитие регионального сотрудничества в области сбора и распространения информации, с тем чтобы не допускать случаев дублирования научных исследований общего характера, а также неосведомлённости об успешных результатах соответствующей деятельности, осуществляемой в других местах.
Охрана психического здоровья в Европе: актуальные проблемы
Основные цели
Принимая Европейскую декларацию по охране психического здоровья и настоящий План действий, государства-члены обязуются принять меры по решению стоящих перед ними проблем для достижения следующих целей. В период с 2005 по 2010 гг. они должны:
- Разработать стратегии и предпринять действия, направленные на борьбу со стигматизацией и дискриминацией, а также на повышение уровня психического благополучия населения, в том числе в рамках таких инициатив, как «здоровые» школы и «здоровые» места работы.
- Провести тщательную оценку воздействия социальной политики на здоровье населения.
- Включить в национальные стратегии меры, направленные на предупреждение и профилактику проблем психического здоровья и самоубийств.
- Создать специализированные службы, способные решать особые проблемы молодёжи и лиц преклонного возраста, а также вопросы гендерного характера.
- Уделять первостепенное внимание службам, деятельность которых направлена на охрану психического здоровья маргинальных и уязвимых групп населения, включая проблемы сочетанной заболеваемости, т. е. наличие проблем психического здоровья в сочетании с другими проблемами, такими как злоупотребление психоактивными веществами или физические заболевания.
- Развивать партнёрское сотрудничество между секторами и отраслями и бороться с препятствиями, мешающими совместной работе.
- Принять стратегии развития кадровых ресурсов, с тем чтобы обеспечить достаточное количество квалифицированного персонала в службах охраны психического здоровья.
- В партнёрстве с другими государствами-членами разработать набор показателей по детерминантам и эпидемиологии психического здоровья, а также по организации и предоставлению услуг в этой области.
- Утвердить практику финансирования, регулирования и принятия законодательства в области здравоохранения, которая должна основываться на принципе справедливости и включать вопросы охраны психического здоровья.
- Прекратить использование негуманных и унижающих достоинство способов лечения и ухода и обеспечить принятие таких законов в области прав человека и психического здоровья, которые соответствуют положениям конвенций Организации Объединенных Наций и нормам международного права.
- Повысить уровень социальной интеграции людей с проблемами психического здоровья.
- Обеспечить представительство потребителей услуг и лиц, осуществляющих за ними уход, в комитетах и группах, занимающихся вопросами планирования, предоставления услуг, анализа и проверки деятельности служб охраны психического здоровья.
Источник