Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Коллегия Управления и Центра рассмотрела вопросы управления рисками для здоровья населения и реабилитации — RSS
Коллегия Управления и Центра рассмотрела вопросы управления рисками для здоровья населения и реабилитации
Коллегия Управления и Центра рассмотрела вопросы управления рисками для здоровья населения и реабилитации
На расширенной коллегии Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» 25 ноября 2016 г. были рассмотрены актуальные вопросы управления рисками для здоровья населения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, реализации одной из наиболее эффективных технологий управления рисками системы медико-профилактических мероприятий для населения, подверженного рискам в связи с химическим загрязнением среды обитания в муниципальных образованиях в Свердловской области.
В работе коллегии приняли участие 129 человек, в том числе представителей Правительства Свердловской области, министерств и ведомств, глав муниципальных образований Свердловской области, промышленных предприятий, Федерации профсоюзов Свердловской области, специалисты территориальных отделов Управления и филиалов Центра и др.
В рамках первого вопроса коллегии «Управление рисками для здоровья населения в муниципальных образованиях в Свердловской области» были рассмотрены результаты реализации комплекса мер по обеспечению снижения влияния факторов риска среды обитания на здоровье населения и санитарно-эпидемиологического благополучия, сохранению здоровья населения на основе предложений по управлению риском для здоровья населения. Несмотря на реализацию программ по стабилизации финансово-экономической ситуации, сохранения эффективной социально-ориентированной политики и активизации деятельности по формированию здорового образа жизни населения, не удалось достигнуть устойчивого поддержания положительной тенденции по снижению смертности. Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области ежегодно в адрес Правительства Свердловской области и глав муниципальных образований направляются предложения по управлению рисками для здоровья населения, связанных с воздействием факторов среды обитания, которые направлены на решение приоритетных проблем в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по муниципальным образованиям (загрязнение атмосферно воздуха, питьевой воды, продуктов питания, почвы, факторы риска, связанные с условиями воспитания и обучения детей и подростков, инфекционные и паразитарные заболевания, высокий уровень заболеваемости, травм и отравлений). Большинство муниципальных образований в Свердловской области в 2015 году обеспечило выполнение 80 процентов приоритетных задач, рекомендованных в предложениях по управлению риском для здоровья населения на среднесрочный период.
Для достижения медико-социальной, гигиенической и экономической эффективности на коллегии представлены такие приоритетные направления работы, как организация работы по сбору информации и оценке эффективности реализации мер по управлению риском для здоровья населения в муниципальных образованиях Свердловской области в 2017 г., корректировка задач по управлению риском для здоровья населения на среднесрочную перспективу с учетом реализации риск-ориентированных подходов к контрольно-надзорной деятельности, обеспечение взаимодействия с органами местного самоуправления по выполнению мер по управлению рисками для здоровья населения на территориях муниципальных образований в Свердловской области, формирование предложений для органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с приоритетными задачами по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и управлению риском для здоровья человека, которые необходимы для планирования деятельности и формировании бюджетов.
В рамках второго вопроса коллегии «О реализации медико-профилактических мероприятий для населения, подверженного рискам в связи с химическим загрязнением среды обитания в муниципальных образованиях Свердловской области» были рассмотрены актуальные вопросы проведения надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, создающих угрозу жизни и здоровью населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий; профилактики заболеваний у детей, связанных с влиянием химически загрязненной среды обитания и представлен опыт реализации медико-профилактических технологий, реализуемых в Свердловской области; а также опыт участия социально ответственного бизнеса в реализации комплекса медико-профилактических мероприятии.
В области успешно функционирует система реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, в соответствии с принятыми ранее постановлениями Правительства Свердловской области от 16.08.2005 г. № 665-ПП «О комплексном плане мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, на период до 2015 года», от 28.07.2009 г. № 865-ПП «О концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года» и от 25.06.2010 г. № 974-ПП «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года», объединяющей на межведомственной основе технологии и методы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, экологической безопасности и охраны здоровья населения. Общая сумма предотвращенного экономического ущерба за весь период реализации Комплексного плана (с 2005-2015 гг.) составила более 2 млрд. 062 млн. 825 тыс. рублей, при экономической эффективности 6,5 рубля на каждый рубль затрат. Экономическая эффективность в 2015 году достигла 7,98 рубля предотвращенного ущерба здоровью на каждый рубль затрат, направляемых на реализацию профилактических и реабилитационных мероприятий (в 2005 году – 2,9 рубля). Одно из главных преимуществ системы реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, является адресность оказания медико-профилактической помощи населению, позволяющая достигнуть высокой ее эффективности.
Для дальнейшей эффективной реализации комплекса медико-профилактических мероприятий коллегия решила подготовить и направить предложения в адрес руководителей предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области и представляющих угрозу для жизни и здоровья населения в связи с воздействием факторов химического загрязнения среды обитания, по проведению медико-профилактических (реабилитационных) мероприятий для здоровья населения в 2017-2019 годах.
В настоящее время подготовлен и будет представлен на согласование проект Распоряжения Правительства Свердловской области «О реализации реабилитационных мероприятий для населения в связи с риском развития заболеваний, обусловленных химическим загрязнением среды обитания в муниципальных образованиях Свердловской области на период 2017-2020 гг.».
Коллегия отметила, что необходимо обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в вопросах реализации системы управления рисками для здоровья населения и медико-профилактических технологий для достижения ключевых показателей эффективности в части улучшения медико-демографических показателей на территориях муниципальных образований Свердловской области.
Источник
Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова
ИНСТИТУТ
ЦЕНТРЫ
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова
Оценка риска для здоровья населения и работающих
ИНСТИТУТ
ЦЕНТРЫ
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Оценка риска для здоровья населения и работающих в настоящее время является действующим инструментом для принятия управленческих решений. Оценка риска в ФГБНУ «НИИ МТ» проводится в специально созданном для этих целей подразделении — Орган по оценке риска.
Оценка риска для здоровья населения и работающих помогает в решении научно-исследовательских и практических задач в области гигиены, медицины труда, токсикологии, эпидемиологии и экологии, с целью установления причинно-следственных связей между уровнями воздействия факторов среды обитания и состоянием здоровья населения и работающих.
Наша организация с целью выполнения работ по оценке риска прошла процедуру добровольной сертификации Органов по оценке риска здоровью населения в соответствии с Правилами функционирования Системы добровольной сертификации от 21.02.2013 №РОСС.RU.В1021.04ЖЗХ0.
Оценка риска
Сегодня, ФГБНУ «НИИ МТ» включено в реестр организаций, зарегистрированных в Системе добровольной сертификации органов по оценке риска здоровью населения, имеет сертификат соответствия установленного образца (СДС 083 от 25.09.2020).
Как направление деятельности — оценка риска для здоровья населения в ФГБНУ «НИИ МТ», существует и развивается уже более 30 лет. За этот период времени усилиями наших специалистов в сфере оценки риска выполнено более 400 отдельных проектов и 15 крупных научно-исследовательских работ с применением методологии оценки риска.
- Оценка риска осуществлялась в соответствии со следующими этапами:
- В органе по оценке риска проводится два основных вида работ по оценке риска:
- оценка риска для здоровья населения от воздействия факторов окружающей среды
- оценка риска для здоровья работающих от воздействия факторов рабочей среды и трудового процесса (профессиональный риск)
Оценка риска для здоровья населения от воздействия факторов окружающей среды
Оценка риска выполняется как в виде отдельных научно-исследовательских работ, так и в составе проектов санитарно-защитных зон (СЗЗ) для обоснования достаточности устанавливаемых границ санитарно-защитных зон (СЗЗ) объектов и производств.
Используя методологию оценки риска, сотрудники органа по оценке риска проводят анализ влияния химических и физических (шума, вибрации, ЭМИ) факторов на здоровье населения при воздействии различных сред — атмосферного воздуха, почвы, воды, пищевых продуктов.
Оценка риска для здоровья населения является эффективным механизмом контрольно-надзорной деятельности и служит адекватным методом регулирования градостроительной, хозяйственной и других видов деятельности, отвечая интересам защиты здоровья населения от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.
Оценка риска для здоровья населения проводится в установленном порядке в соответствии с основным методическим документом Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду».
Для чего проводится оценка риска для здоровья населения?
Проведение работ по оценке риска для здоровья населения регламентируется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
- Оценка риска для здоровья населения проводится:
В процессе выполнения работ по оценке риска здоровью населения используются современные программные продукты, такие как УПРЗА «Эколог» «ООО Фирма «Интеграл» с блоками «Стандарт», «Средние» и «Риски», а также геоинформационные системы на базе ESRI ArcGis 10.0, в том числе ArcMap, ArcViev и другие.
Оценка профессионального риска
- Проведение работ по оценке профессионального риска регламентируется следующими документами:
Данный вид работ проводят с целью оценки степени (вклада, этиологической доли) влияния факторов рабочей среды и трудового процесса на здоровье работающих с учетом длительности воздействия вредных производственных факторов.
Основными методическими документами для расчета профессиональных рисков являются Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки», Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», Руководство «Профессиональный риск для здоровья работников» (под ред. Н.Ф. Измерова, Э.И. Денисова), разработанные при непосредственном участии сотрудников ФГБНУ «НИИ МТ».
Результатами оценки профессионального риска является информирование работодателя, контрольно-надзорные органы об уровнях индивидуальных и групповых рисках на данном объекте и/или производстве.
Результатом проводимых работ по оценке риска является разработка новых методических подходов к оценке факторам среды обитания человека в современных условиях, разработка комплексных мероприятий, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение здоровья населения и труда работающих, в том числе для обоснования возможности нового строительства и реконструкции жилых и общественных зданий, промышленных предприятий.
Оценка риска от шума
Оценка риска от шума проводится на всех рабочих местах, где уровни шума превышают 80 дБа. Проведение оценки риска от шума на таких рабочих местах является обязательным требованием к работодателю. Законодательно обязанность по проведению риска от шума регламентирована действующими нормативными документами: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ, п.3.2.6. СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».
Результатом проведения оценки риска от шума является оформленный в установленном порядке отчёт и заключение, содержащие обоснованные выводы о доказанном уровне риска, его «приемлемости/неприемлемости» и перечень адресных профилактических мероприятий с целью минимизации уровней профессионального риска для работников.
- Для проведения работ по оценке риска от шума и выдачи работодателю соответствующего отчета и заключения необходимо провести анализ технической документации, выполнить в полном объёме исследования и измерения и предоставить документы, содержащие следующую информацию:
В органе по оценке риска разработаны и внедрены следующие документы:
- Положение об органе по оценке риска
- Область соответствия органа по оценке риска
- Документы системы менеджмента качества, разработанные в соответствии с Международными стандартами ISO9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования», ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»:
- Документированная процедура «Управление документацией»;
- Документированная процедура «Управление записями»;
- Документированная процедура «Анализ со стороны руководства»;
- Документированная процедура «Внутренние аудиты»;
- Документированная процедура «Предупреждающие действия. Корректирующие действия»;
- Документированная процедура «Технические средства и оборудование»;
- Документированная процедура «Управление персоналом»;
- Документированная процедура «Рассмотрение жалоб, претензий и апелляций»;
- Документированная процедура «Договорные условия»;
- Документированная процедура «Процедура и методы оценки риска»;
- Журнал входящей документации;
- Журнал контроля системы качества и корректирующих мероприятий;
- Журнал учета поступивших претензий и корректирующих мероприятий».
А. Для обоснования достаточности устанавливаемых границ санитарно-защитных зон (СЗЗ) объектов и производств
- Проект СЗЗ предприятия с обязательным наличием следующих разделов:
- Общие данные о предприятии (месторасположение с указанием юридического и фактического адреса, основная деятельность предприятия, класс опасности, описание основных технологических процессов и используемого оборудования).
- Характеристика СЗЗ предприятия с учетом классификации по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03: размеры СЗЗ, градостроительная ситуация (расстояние до нормируемых объектов, в том числе жилой застройки).
- Данные о климатических характеристиках в районе размещения объекта.
- Данные о среднегодовых фоновых концентрациях основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе размещения предприятия.
- Таблица с параметрами валовых выбросов (перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу).
- Сведения о залповых выбросах (при наличии).
- Ситуационный план с нанесенными границами участка предприятия, ориентировочной и расчетной СЗЗ предприятия и ближайших нормируемых объектов (жилая застройка, селитебная зона).
- Экспортный файл программы «Эколог» (файл с расширением .int) с исходными данными, использовавшимися для расчета
- Сведения о численности населения, проживающего в зоне влияния предприятия (при наличии таковых).
Б. Для оценки профессионального риска
- Штатное расписание работников объекта и/или производства, в т.ч. с указанием перечня рабочих мест и конкретных работников, условия труда которых отнесены к вредным и/или опасным (класс 3.1 и выше).
- Сводная ведомость рабочих мест с указанием на них классов условий труда по отдельным производственным факторам (шум, вибрация, микроклимат и т.д.).
- Профмаршрут работников с указанием профессии, перечня вредных и/или опасных производственных факторов (класс 3.1 и выше) и длительности работы на каждом рабочем месте.
- Краткое описание технологического процесса на исследуемых рабочих местах.
- Результаты (протоколы) измерений факторов рабочей среды и трудового процесса в рамках проведения производственного контроля (ПК) и специальной оценки условий труда (СОУТ) на данных рабочих местах.
- Выписка из амбулаторной карты о результатах периодических медицинских осмотров или иных медицинских документов о перенесенных данными работниками заболеваний за последние 5 лет, включая результаты аудиометрии работника.
- Информация о количестве случаев профессиональных заболеваний за последние 5 лет.
Наименование органа по оценке риска: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова» (ФГБНУ «НИИ МТ»)
Номер сертификата добровольной сертификации органов по оценке риска: СДС 051 от 20.07.2017.
Адрес органа: 105275, г. Москва, Проспект Буденного, д. 31, Кабинет 49.
Прием заявок в орган по оценке риска производится по вышеуказанному адресу, 2 этаж, кабинет №49, с 9:00 до 18:00 в будние дни.
Источник