Работа по сохранению и укреплению здоровья детей в нашей группе..
материал (старшая, подготовительная группа) по теме
Работа по сохранению и укреплению здоровья детей в нашей старшей-подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_ozdorovleniyu.docx | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
В нашей старшей-подготовительной группе постоянно и систематически ведется оздоровительная работа. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день. Утро начинается с оздоровительного бега и гимнастики , в комплекс которой, кроме общеразвивающих, входят упражнения для профилактики сколиоза (« змея», «кошечка», «павлин», «орел» и др.) и плоскостопия ( хождение на внутреннем и внешнем крае стопы, по ребристой дорожке, по толстой веревке и палке, шишкам и камешкам).Гимнастика необходима для снятия сонного напряжения ,приведения мышц в тонус и создания жизнерадостного настроения, что положительно сказывается на психо-эмоциональном состоянии ребенка в течении всего дня. В теплое время года, если позволяют погодные условия, гимнастика проводится на свежем воздухе.
Ежедневно проводятся прогулки в первой и второй половине дня (зимой — в зависимости от погодных условий), с чередованием спокойных и подвижных игр, бега, на прогулке дети принимают воздушные и солнечные ванны.
После прогулки дети умываются прохладной водой , сначала кисти рук, затем лицо, шею и руки до локтя. Летом производим омывание ступней ног в тазике с теплой водой, температуру которой постепенно понижаем до прохладной. Все процедуры выполняются с целью закаливания и укрепления организма в целом для его устойчивости к простудным заболеваниям. В прохладное время года и в период частых простудных заболеваний выполняем промывание носа чистой водой, добавляем в пищу детям размятый чеснок, также раскладываем дольки чеснока в группе, выполняем полоскание горла чесночным настоем (разминаем одну дольку чеснока, заливаем стаканом кипяченой воды и настаиваем 1 час, можно закапывать в нос, но так как дети соглашаются на эту процедуру неохотно, включаю ее в консультации для родителей и советую выполнять дома).
После дневного сна дети просыпаются с гимнастикой «Просыпалочка», сначала, не вставая с кроваток мы выполняем ряд несложных упражнений и точечный массаж (подробнее о массаже далее), который помогает детям проснуться, затем уже заправляем кроватки в маечках и трусиках (что тоже способствует закаливанию организма) и одеваемся.
На занятиях и в перерывах между основными видами образовательной деятельности выполняем пальчиковую гимнастику , которая не только способствует развитию мелкой моторики рук, но и положительным образом влияет на весь организм в целом («Засолка капусты», «Замок», «Стирка» и др.) Также выполняем гимнастику для глаз с целью снятия утомляемости глаз, тренировке зоркости и для профилактики заболеваний, связанных со зрением (например, упражнение «Веселая неделька»).Эту гимнастику дополняю специальным упражнением « Пальминг » (потереть ладони друг о друга и легко, без усилий прикрыть ими глаза, предварительно закрытые, чтоб полностью отгородить их от света, на 30-40 секунд).
Большинство детей в группе и детском саду страдают заболеваниями органов дыхания, поэтому ввожу в целях снижения заболеваемости такой вид нетрадиционного оздоровления детей как дыхательная гимнастика , например, такие упражнения как «Треугольное дыхание», «Свеча», «Трубач», «Петух». В своей работе опираюсь на следующие методики:
-методика дыхательной гимнастики Б.С.Толкачева, которая способствует физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями. Способствует правильному ритмичному дыханию, представляет собой несложные упражнения с вдохом и озвученным выдохом, например, упражнения «Насос», «Шарик», «Часики», «Петух».
-Методика дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Её методика основана на коротком вздохе через нос одновременно с определенным движением, и спокойном неторопливом выдохе через рот, совершенное бесшумно, внимание на выдохе не фиксируется. Такие упражнения тренируют все мышцы дыхательной системы, снимают усталость, улучшают настроение, например, упражнение «Ладошки», «Кошка», «Ушки».
-Методика дыхательной гимнастики К.П. Бутейко, суть данного метода заключается в освоении неглубокого дыхания и его задержке. «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Ветер», «Послушаем свое дыхание».
Данные методики использую на разных этапах образовательного процесса: включаю в комплекс упражнений утренней гимнастики и гимнастики после сна, на занятиях после физминутки или соревновательных игр для восстановления дыхания, после прогулки.
Массаж биологически активных зон по А.А. Уманской повышает защитные свойства слизистых оболочек носа и верхних дыхательных путей, уменьшает кашель и формирует крепкий иммунитет организма ребенка.
Кроме вышеописанных использую в своей работе такой прием нетрадиционного оздоровления как аутотренинги. Использую их в основном после активной двигательной деятельности детей (после физкультуры, оздоровительного бега, прогулки) и на занятиях по всем дисциплинам. Аутотренинг прекрасно успокаивает и позволяет ребенку полностью расслабиться, провожу его с прослушиванием успокаивающей классической музыки, пения птиц, шума воды или шелеста листвы, дети при этом удобно располагаются на ковре или диване. Часто совмещаю аутотренинги с йоговскими упражнениями «Асан», такими как «Лотос», «Поза спокойствия», «Березка» (все упражнения сопровождаются специальной техникой дыхания) для достижения полного расслабления и снятия нервного напряжения (подробное описание прилагаю).
Помещение группы регулярно проветривается согласно графику проветриваний, два раза в неделю проводятся физкультурные занятия , проводятся спортивные праздники («Веселые Старты»), дни здоровья, эстафеты и соревнования, приуроченные праздникам 9мая, 23 февраля, 1 июня.
Участие родителей очень значимо во всей работе дошкольного учреждения, и немаловажно в работе по оздоровлению. В приемной для родителей оформлены стенды, папки-передвижки с информацией и советами по сохранению и укреплению здоровья (например «Один на улице, или безопасная прогулка»), профилактике простудных и других заболеваний (например «Нарушение носового дыхания у детей»), уголок «Советы доктора Айболита», информативное содержание которого меняю и обновляю в зависимости от наступившего времени года, провожу консультации и ежедневные индивидуальные беседы с родителями о состоянии здоровья каждого ребенка, на родительских собраниях всегда уделяю данному вопросу особое внимание.
В результате применения вышеописанных методов оздоровления и закаливания (а также при содействии родителей и тесном сотрудничестве семьи и детского сада) у детей нормализуется состояние нервной системы, повышается устойчивость эмоциональной сферы, что делает ребенка более сдержанным. Кроме этого, у детей отмечается улучшение настроения, повышение выносливости организма и его работоспособности, что ,конечно, положительно сказывается на усвоении им учебного материала.
Воспитатель старшей-подготовительной группы МБДОУ д/с «Чайка» Московская С.В.
Источник
План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_po_zdorovesberegayushchim_tehnologiyam_v_starshem_doshkolnom_vozraste.docx | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» Сухомлинский.
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
•приобщение детей к физической культуре
•использование развивающих форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающая технология в детском саду — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Задачей воспитателя является создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей, сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности.
В детском саду мы применяем разные виды здоровьесберегающих технологий: Физкультурное занятие — занятия проводятся в соответствии с программой, перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение,
Самостоятельная деятельность детей в группе и на прогулке, подвижные и спортивные игры
подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В детском саду используем лишь элементы спортивных игр, Релаксация
используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы, гимнастика бодрящая, закаливание — форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по дорожкам «здоровья», лёгкий бег из группы в спортзал с разницей температуры в помещениях и другие, гимнастика пальчиковая рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. проводиться в любой удобный отрезок времени, гимнастика дыхательная проводится в проветриваемом помещении, педагог даёт детям инструкции об обязательной гигиене полости носа, гимнастика для глаз
рекомендуется использовать наглядный материал (ориентиры), показ педагога, занятия из серии «Здоровье» могут быть включены в НОД к качестве познавательного характера, точечный массаж, сказкотерапия, Восточная гимнастика, упражнения на степах и так далее.
Разработан примерный перспективный план работы по здоровьесберегающим технологиям в подготовительной группе детского сада.
Перспективный план работы по здоровьесберегающим технологиям
«Раз, два, три, на зарядку становись»
Цель: Закрепить знания детей о пользе утренней гимнастики. Формировать потребность в ЗОЖ.
2.Чтение рассказа «Зарядка и простуда»
4. Гимнастика для глаз.
5. Лепка фигуры человека в движении.
«Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода! »
Цель: Закрепить знания детей о том, что нужно знать и делать. Чтобы не заболеть. Рассказать как микробы попадают в организм человека.
3.Чтение сказки «Как люди стали аккуратными»
4.Беседа с детьми
6.Изготовление открытки – предметы гигиены (зуб.щетка, мыло, полотенце, мочалка)
Материал: Лист картона, клей, манная крупа
«Наш друг- светофорчик»
Цель: Закрепить знания детей о светофоре. Учить правильно переходить улицу. Познакомить с правилами поведения на островке безопасности.
2.Беседа с детьми
3.Заучивание стихотворения «Светофор»
4.Изготовление открытки – «светофор».
5.Изготовления макета « Мой безопасный путь»
«В мире опасных предметов»
Цель: Расширить представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме. Помочь детям сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Научить правилам поведения при возникновении опасной ситуации.
2.Беседа с детьми
5.Составление рассказа на тему «Ваня остался дома один»
6.Решение ребусов. На предлагаемых рисунках «Найти опасный предмет». Поставить знак – нельзя самому пользоваться
7.Проект « Чтобы не было беды».
«Полезные свойства комнатных растений»
Цель: Познакомить детей с полезными свойствами комнатных растений. Научить детей различать комнатные растения. Прививать любовь и бережное отношение к природе .Развивать навыки коллективной работы.
2.Знакомство с комнатными растениями
3. Чтение рассказа Б.С.Житкова «Цветок»
4.Беседа с детьми
5. Пальчиковая гимнастика.
Пересадка комнатного растения (коллективное)
«Не играй с огнем»
Цель: Продолжить знакомство с правилами пожарной безопасности в быту. Отрабатывать правильность действий при возникновении пожара. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
2.Беседа с детьми
4.Чтение рассказа «Бумажный самолетик»
6.Изготовление макета « Не играй с огнём».
Изготовление медали – напоминания (номер 01)
«Добро и зло в нашей жизни»
Цель: Воспитывать уважение к старшим. Закреплять умение определять добрые и злые поступки. Развивать умение сопереживать другим людям. Убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
Учить анализировать поступки, ситуации, определять их причину.
2.Беседа с детьми
4.Чтение сказки «Сказка о добре и зле»
5.Работа с карточками по сюжетным картинкам
Изготовление коллажа «Добрые дела»
(вырезать картинки добрых дел и изготовить на заранее заготовленной рамке коллаж)
«Как избежать неприятностей»
Цель: Учить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций дома и на природе. Обучать правилам поведения в экстремальных ситуациях.
2.Беседа с детьми
Игра-путешествие «По лесной тропинке»
«Свежий воздух и вода»
Цель: Закрепить знания детей о закаливании. Учить увеличивать защитные свойства организма.
2.Беседа с детьми
5.Изготовление картины «Солнечный денек» (барельеф)
6. Закаливающие процедуры на воздухе.
9.Консультация для родителей « Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через спортивные семейные праздники, досуги, развлечения (из опыта работы).
Проблема здоровья детей дошкольного возраста вегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру.
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение стал.
Особое место среди задач воспитания детей старшего дошкольного возраста занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания/.
Данная разработка содержит 12 объёмных конспектов, одно мероприятие на каждый месяц года, направленных на формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. Кроме повседневных ме.
Программа «Здоровей-ка» — комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников старшего дошкольного возраста.
Источник
Эффективные мероприятия по укреплению здоровья детей
Оксана Валерьевна Немолочнова
Эффективные мероприятия по укреплению здоровья детей
Эффективные мероприятия по укреплению здоровья детей нашей в группы.
Воспитатель:Немолочнова О. В
Из нашего личного опыта.
В поиске эффективных мероприятий по укреплению здоровья детей в условиях ДОУ — стремимся создать условия для полноценного физического и психического здоровья детей, помочь им освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Для решения этой проблемы мы поставили перед собой:
Цель: обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задачи: Совершенствовать систему формирования навыков ЗОЖ, формы профилактики заболеваемости детей.
закреплять представления о полезных привычках, укрепляющих здоровье;
способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно –гигиенических навыков;
развивать качества необходимые будущему школьнику: самостоятельность, выносливость, умственную работоспособность, эмоционально-волевую сферу;
формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
При формировании культурно — гигиенических навыков используем игровые приемы, дидактические игры, художественные произведения, которые способствуют развитию самостоятельности в самообслуживании.
Утренняя гимнастика направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно -сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.
Подвижные игры для детей являются жизненной потребностью.С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные.
Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, помогают ребенку получить правильное развитие, обучают жизненным ситуациям, как следует поступать в тех или иных случаях, развивает мораль, помогает ребенку открывать для себя новый для него мир.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
В процессе игр создаются благоприятные условия и совершенствования моторики детей, формирование нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физ. минутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма.
Закаливание – это простой и доступный каждому способ повысить иммунитет и сопротивляемость организма к внешним факторам, снизить риск заболевания, укрепить свое тело физически, добавить энергии и сил.
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Закаливание в общем комплексе гигиенического режима может оказать заметное влияние на его здоровье.
Дыхательная гимнастика очень полезна для организма детей. да и вообще для людей всех возрастов! Она улучшает обмен кислорода по всему телу, стимулирует работу желудка и кишечника, сердечной мышцы.
Развитие гармонично развитой личности невозможно без участия родителей. Поэтому родители и воспитатели должны объединять усилия в воспитании и развитии ребёнка. Организация досуговых мероприятий с активным участием родителей – замечательное сотрудничество. Такие мероприятия объединяют, сплачивают родителей с детьми, родителей с педагогами, родителей с родителями, создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей
В своей работе с родителями мы стараемся донести: как важно сохранять и укреплять здоровье детей.
Источник