Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
учебно-методический материал
Данное выступление можно использовать на метод.объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Куликова С.Е. учитель
Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
Всемирная организация здравоохранения определила, что здоровье- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Личная культура здоровья- это часть культуры личности, включающая в себя сформированное ценностное отношение к себе и своему здоровью, мотивы к сохранению и укреплению здоровья, потребность быть здоровым, используя для сохранения и укрепления здоровья, накопленные обществом знания и оздоровительные практики.
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения. Сегодня детский сад и школа сталкиваются с двумя серьезными проблемами: трудности в обучении детей, связанные с повышением требований образовательных программ, и постоянно ухудшающееся состояние здоровья детей, препятствующее овладению образовательными компетенциями в различных областях научного знания.
Практика показывает, что традиционные медико-профилактические подходы к сохранению и укреплению здоровья детей не дают желаемого результата. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 10% детей относится к числу здоровых, 40%- к группе риска, а 50% имеют патологию развития.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как правило, отличаются от своих сверстников по показателям психического и физического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость
И истощаемость нервных процессов, и т.д. Поэтому так необходим комплексный подход организации здоровье сберегающего пространства для детей с ОВЗ.
Обязательной является и определенная в примерной образовательной программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков:
— создание здоровье сберегающей инфраструктуры;
— рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
— эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
— реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Здоровье сберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает :
— соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам , нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда воспитанников;
— наличие и необходимое оснащение помещение для питания воспитанников, а так же для хранения и приготовления пищи;
— организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
— оснащенность комнат, коридоров, игровых комнат;
— наличие помещений для медицинского персонала;
— наличие необходимого (В расчете на количество воспитанников)квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу (учителя физкультуры, тренера, психолога, воспитателей).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности воспитанников , направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления.
Создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
— соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) воспитанников на всех этапах обучения;
— введение любых инноваций в воспитательный процесс только под контролем специалистов;
— строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
— ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ОВЗ, посещающими специальные группы под наблюдением медицинских работников.
Эффективная организация оздоровительной работы , направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья и формирование культуры здоровья, включает:
— полноценную и эффективную работу с воспитанниками всех групп здоровья (на спортивных мероприятиях, в секциях и т.п.);
— организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
— регулярное проведение спортивно- оздоровительных мероприятий ( дней здоровья, соревнований, походов).
Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей, медицинских работников, а также всех педагогов.
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Для детей с ОВЗ необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения образовательной программы. Необходимо предоставление особых условий:
Изменение сроков сдачи , формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план ребенка. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды детей с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами, но и родителями. Постоянный контакт с педагогами, особенно с «сопровождающим» ребенка тьютором. Требования всех членов семьи должны быть одинаковыми. Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители.
Следует знать об этом и следить, чтобы права детей с ОВЗ соблюдались во всех образовательных учреждениях.
Источник
Программа формирования здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья «Азбука здоровья»
«Приобрести здоровье — храбрость,
сохранить его — мудрость,
а умело распорядиться им — искусство».
Франсуа Вольтер
Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми, которых является: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Здоровье — одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников, а именно детей с ограниченными возможностями здоровья есть актуальная педагогическая задача.
Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях — от программно-нормативного до проведения отдельного внеклассного мероприятия , от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса
В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействию воспитания у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.
Большинство детей, поступающих в СКОШИ, обладают целым «букетом» различных заболеваний — это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз, кариес и т.д. Психологи и практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей.
При характеристике учащихся 3 класса «Петропавловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интернат VIII вида», хотелось бы обратить внимание на уровень физического развития. В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма, которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. У обследуемых детей можно отметить следующие результаты физического развития: 94% учащихся имеют средний уровень физического развития, у 4% — выше среднего, а у 2% — ниже среднего. По физическим особенностям дети напоминают детей младшего возраста, имеют малый рост и вес. Моторика в большинстве случаев достаточна, движения координированные, ловкие, четкие, недоразвиты лишь наиболее сложные произвольные движения.
Поэтому одной из приоритетных задач воспитательной работы с группой учащихся 3 класса, является сохранение и укрепление здоровья детей. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль.
Изучив научные труды, образовательные программы «Знай, свое тело», разработанная американским фондом здоровья, программа К.Г.Зайцевой «Уроки здоровья», методическое руководство «Познай себя» М.Л.Лазарева, ряд учебных пособий, авторами которых являются Г.К.Зайцев и А.Г.Зайцев. Данные программы не рассматривают в полной мере развитие и коррекцию недостатков психофизических нарушений учащихся школ VIII вида, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим назрела необходимость создания программы по формированию здорового образа жизни «Азбука здоровья» для учащихся 3-5 классов СКОШИ, поскольку именно в школе у детей с нарушением интеллекта закладываются и воспитываются основные навыки по формированию здорового образа жизни и управлению собственным здоровьем. Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Здоровый образ жизни детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.
Программа «Азбука здоровье» является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей. Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья строится на основе структурированных занятий. Такой подход позволяет поддерживать физическую и умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всей рабочей недели, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.
Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья. Путем реализации программы раскрываются возможности в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в воспитании уверенно противостоять вредным привычкам, в формировании культуры здоровья воспитанников.
Программа «Азбука здоровья» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения школьников.
Основные принципы программы:
Механизм осуществления программы:
Цель: способствовать формированию мотивации детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи программы:
- Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни.
- Формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью.
- Профилактика и преодоление вредных привычек у детей.
- Развитие у детей лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.
Критерии эффективности и способы проверки
Задачи | Критерии | Показатели | Способы проверки |
1. Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни. | Знание, понимание основных видов спортивной деятельности, ведущие к здоровому образу жизни. |
Взаимодействие ученика с педагогом. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.
анкеты
Понятие гигиены, функции гигиены в жизни человека. Правила гигиены. Значение гигиены для человека. Личная и общественная гигиена.
Познакомить с влиянием «вредных привычек» на органы человека, на основные системы жизнеобеспечения организма человека.
льные и групповые беседы, практические задания, анализ творческих работ.