Меню

Мероприятия по укреплению психического здоровья дошкольников

Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников

Нина Полозова
Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников

Психологическое здоровье является интегральной характеристикой здоровья человека в целом, отражает неразделимость телесного и психического в человеке и характеризует личность в целом.

Основной целью психологического сопровождения в ДОУ и является сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

О. В. Хухлаева выделяет три уровня психологического здоровья.

Высший уровень – креативный. Характеризуется устойчивой адаптацией к среде, наличием запаса ресурсов для преодоления стрессовых ситуаций.

Cредний уровень – адаптивный. Присущ детям, которые в целом адаптированы к социуму, однако демонстрируют повышенную тревожность. Такие дети включены в группу риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья. С ними необходима работа профилактической и развивающей направленности.

Низкий уровень – дезадаптивный или ассимилятивно-аккомодативный. Люди с ассимилятивным стилем поведения зависимые, ригидные. Психологические особенности таких детей – низкая самооценка, неадекватный уровень притязаний (заниженный или завышенный, трудности вытеснения гнева (его прямого проявления, социальные страхи (не соответствовать ожиданиям взрослых, сделать что-то не так, возможны психосоматические проявления. В поведенческом плане эти дети чаще всего отличаются хорошей дисциплиной, заслуживают поощрения педагогов и родителей.

Люди с аккомодативным стилем поведения, наоборот, используют активную, наступательную позицию, стремятся подключить окружающих своим потребностям. Дети аккомодативного типа обладают следующими психологическими особенностями: неустойчивая самооценка, зависящая от внешнего окружения, высокий уровень притязаний, острая чувствительность к неуспеху, стремление к лидерству, отсутствие эмоциональной децентрации, сниженная критичность. Эти дети склонны к нарушениям норм поведения, активны и нередко импульсивны. Они доставляют много трудностей работающим с ними взрослым, «так как тянут внимание на себя». Их трудно заставить что-либо сделать, если они сами этого не захотят, остро реагируют на авторитарные воздействия ухудшением дисциплины.

Детям с низким уровнем психологического здоровья необходима индивидуальная психологическая помощь.

На формирование и состояние психологического здоровья детей влияют две группы факторов: объективные и субъективные. К объективным или средовым факторам относят психотравмирующие факторы, с которыми ребенок сталкивается в семье и в детском саду.

Психотравмирующие факторы в семье – это прежде всего отклонения в психологическом здоровье самих родителей, их неуверенность, повышенная тревожность или эмоциональная холодность в отношениях с ребенком; неэффективный стиль воспитания, в частности, гиперопека или сверхконтроль; семейные конфликты, неполная или функционально неполная семья. Семейная ситуация в целом будет негативно влиять на психологическое здоровье ребенка, если она воспринимается им как негативная, провоцирует развитие повышенной тревожности, формирование страхов, ревности.

В детском саду основными психотравмирующими факторами являются неэффективное взаимодействие воспитателя с ребенком и конфликтные отношения со сверстниками. Они нарушают эмоциональный комфорт, тормозят процесс развития его личности.

К субъективным факторам, оказывающим влияние на состояние психологического здоровья ребенка, относят его личностные особенности (в частности, самооценку) и индивидуально-типологические характеристики (темперамент, характер).

Одной из основных задач детского сада в области сохранения и укрепления психологического здоровья детей является создание благоприятных для развития каждого ребенка условий в едином образовательном пространстве «семья – дошкольное учреждение».

Исходя из выше сказанного и составлены задачи психологического сопровождения с целью сохранения и укрепления психологического здоровья детей:

1. Диагностическое обследование

— детей с целью определения уровня психологического здоровья;

— педагогов с целью определения доминирующего стиля педагогического общения;

— родителей с целью определения доминирующего стиля семейного воспитания.

2. Профилактическая работа

— с детьми с креативным и адаптивным уровнем психологического здоровья (проводится воспитателем в группе в течение дня, с использованием методов, способствующие сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников);

— с педагогами (консультации по эффективному взаимодействию с детьми);

— с родителями (консультации по улучшению взаимоотношений с детьми).

3. Коррекционно-развивающая работа

— с детьми с дезадаптивным уровнем психологического здоровья (проводится психологом по программам развития эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка);

— с педагогами (тренинг эффективного взаимодействия с детьми);

— с родителями (тренинговые занятия в «Школе благополучного родительства»).

4. Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей в ДОУ и семье.

Таким образом, задачи психологического сопровождения с целью сохранения и укрепления здоровья детей решаются педагогом-психологом во взаимодействии с различными субъектами воспитательно-образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами) в различных направлениях (диагностика, профилактика, коррекция).

Читайте также:  Чем восстановить здоровье после аборта

Решение задач по созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольника мы видим в следующем:

• создание благоприятного эмоционального климата в каждой возрастной группе, в том числе за счет исключения из практики работы педагогов авторитарных методов воздействия;

• удовлетворение важных потребностей ребенка: в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего;

• единство требований к ребенку со стороны педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей;

• организация непосредственно образовательной деятельности с учетом психологических и физиологических возможностей ребенка;

• целенаправленная психологическая работа с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;

• обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников путем создания в группах детского сада уголков психологического здоровья, например, таких как:

— «Уголок гнева» (подушки для битья, боксерские груши, мишени, «коврики злости», «коробочки гнева», «стаканчики для крика») для снятия напряжения, выплеска накопившейся отрицательной энергии;

— «Уголок уединения» (удобные кресла, полупрозрачная ширма, подушки, мягкие игрушки разных размеров, фотоальбом с семейными фотографиями и т. д.) для успокоения, расслабления, восстановления эмоционального равновесия, ощущения себя в полной безопасности;

— «Центр песка и воды», «Сухой бассейн» для снятия психо-эмоционального напряжения и снижения тревоги;

— «Экран настроения» для отслеживания динамики эмоционального состояния каждого ребенка в течение дня;

— стенды «Я пришел», «День рождение», «Я и мои друзья» для формирования ощущения принятия себя в коллективе детского сада;

— экраны «Герой дня», «Звезда недели», «Наши рекорды» для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

— персональные выставки рисунков (поделок, коллекций) каждого ребенка для создания ситуации успеха, пробуждения ресурсов и развития веры в себя и собственные силы.

Система запланированных мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья детей позволяет:

детям – снизить уровень тревожности, агрессивности, конфликтности; повысить самооценку, устранить социальные страхи;

родителям – снизить тревожность и эмоциональную холодность в отношениях с ребенком; отладить эффективный стиль воспитания;

педагогам – эффективно взаимодействовать с детьми, опираясь на понимание, приятие и признание личности каждого ребенка.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности» я старалась.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ Наверное, все без.

Источник

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
консультация на тему

Статья раскрывает эффективные здоровьесберегающие методы и приемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста. Предназначена для педагогов ДОУ.

Скачать:

Вложение Размер
vorobeva_-_statya.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Современный этап развития общества отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.

Однако тенденция нестабильности жизненного уровня семей, ухудшения экологической ситуации в России порождает условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.

Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности.

Важной составной частью здоровья человека является его психологическое здоровье. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека — это система, в которой все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга.

Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой его психологического здоровья. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психологическое здоровье и является его надежным индикатором на различные события и факты.

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

Особую тревогу вызывает значительный рост детей с заболеваниями органов дыхания. Среди них первенство по распространенности, тяжести, возможности инвалидизации и опасности для жизни принадлежит бронхиальной астме, которая превратилась сегодня в проблему мирового значения.

Хронические проблемы с дыханием приносят в детскую жизнь ощущения незащищенности, страха, зависимости и беспомощности. Паника, боль и боязнь смерти — совершенно обычные ощущения во время приступа. К характерным чертам эмоционального состояния детей с бронхолегочной патологией относятся: продолжительные смены настроения, повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость, чувство безнадежности, комплексы неполноценности и абсолютное равнодушие ко всему. Это влечет за собой снижение аппетита, ухудшение сна, изменение работоспособности и вызывает особенное беспокойство, потому что те из них, кто постоянно находится в подавленном расположении духа, могут не заметить предостерегающих симптомов начинающегося тяжелого приступа.

Большинство бронхолегочных заболеваний имеют в основе психосоматическую природу. Нервно-психические факторы считаются одними из самых существенных в возникновении приступов заболевания. Поэтому, оказывая психологическое влияние на формирование эмоционального благополучия ребенка можно существенно улучшить физическое состояние.

Здоровьесберегающие технологии находят все более широкое применение в оптимизации образовательного процесса сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Они способствуют физиологической активации процессов саморегуляции и мобилизации защитных сил организма, хорошей совместимости с другими оздоровительными средствами и методами восстановления и укрепления здоровья детей.

Воздействуя на эмоциональное состояние двигательными, дыхательными, музыкальными, психологическими упражнениями, можно добиться восстановления функции дыхательного аппарата, укрепления дыхательных мышц, уменьшения гипоксии, снятия патологических рефлексов, что способствует уравновешиванию процессов в коре головного мозга и повышению нервного тонуса организма, рефлекторно уменьшая спазм бронхов.

Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников. Данный опыт работы детского сада является логическим звеном в общей системе работы детского сада и ставит своей целью организацию работы педагога-психолога, воспитателей и профильных специалистов, обеспечивающую формирование положительного эмоционального состояния с использованием возможностей современных образовательных технологий, как основу психологического здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие методы и технологии такие как: психогимнастика, пальчиковая гимнастика, музыкальная релаксация (музыкотерапия), игровая терапия, сказкотерапия, арттерапия, дыхательные упражнения, медитативные сказки, мнемотехнические приемы используются совместно педагогами и профильными специалистами во всех видах детской деятельности и режимных моментах.

Из ряда перечисленных здоровьесберегающих методов и технологий хочется остановиться на некоторых, представляемых на наш взгляд наибольшую значимость своеобразие и эффективность –

  • психогимнастика «Гимнастика для ума»
  • мнемотехнический прием «Расскажи стихи руками»
  • релаксационные упражнения «Медитативные сказки»
  • дыхательные упражнения
  • использование полифункционального интерактивного оборудования

Каждое занятие с ребенком желательно начинать с «Гимнастики для ума» (комплекс упражнений на развитие сенсомоторной пластики, целью которых является развитие межполушарной специализации и синхронизация работы полушарий головного мозга, стимуляция активных точек), великолепного коррекционного приема, связанного с функциональной асимметрией полушарий головного мозга.

«Расскажи стихи руками» (мнемотехнический прием) — замечательный организационный прием, способствующий развитию памяти, мышления наблюдательности.

«Медитативные сказки» используются для накопления образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.

«Музыкотерапия» — музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервно-психических расстройств.

«Дыхательные упражнения» — уже в древности люди, не обладая современным пониманием физиологических механизмов, выяснили, что дыхание может серьезно влиять на процессы, происходящие в организме. Тем более что дыхание хорошо поддается сознательному управлению. О пользе дыхательных упражнений говорил еще Авиценна. В нашем ДОУ используется технология «БОС – Здоровье». Суть метода биологической обратной связи сводится к выработке нового типа дыхания – диафрагмально-релаксационного. Релаксация – важный компонент методики.

«Использование полифункционального интерактивного оборудования»- Сочетание музыки, цвета, тактильных ощущений в сенсорной комнате дает полное состояние расслабления, развивает зрительно-моторную координацию, восприятие, внимание, воображение, снимает мышечное напряжение, создает положительный эмоциональный фон, активизирует функции нервной системы.

Существенную роль в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольников играют целенаправленные занятия, организуемые педагогом-психологом. При их разработке учитываются составляющие характеристики эмоционального состояния ребёнка. Своеобразие эмоционального состояния детей с бронхолегочной патологией (индивидуальные особенности, самооценка, тревога, частые пропуски по болезни) оказывают влияние на познавательное развитие детей, однако только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Совокупность их обеспечивает комплексное развитие памяти, внимания, речи, наблюдательности, формирования эмоционально-личностной сферы ребенка.

Совместная с педагогом-психологом деятельность строится по блокам:

— снятие эмоционального напряжения,

— создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого,

— формирование адекватной самооценки у детей,

— привитие новых форм поведения.

— обучение распознаванию эмоциональных состояний окружающих,

— развитие умения выразить свое эмоциональное состояние,

— формирование моральных представлений, тренировка психомоторных функций.

— снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками,

— развитие навыков общения,

— формирование адекватных форм поведения,

— стимуляция познавательной активности.

  • Приветствие;
  • Обеспечение сенсомоторной пластики – (психогимнастика, упражнения тренировки сознания методом замещающего онтогенеза, пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, тренировка дыхания);
  • Развитие невербальных психических процессов (с использованием оборудования полифункциональной интерактивной среды) в сенсорной комнате;
  • Формирование смыслообразующих функций психических процессов;
  • решение и поиск путей выхода из ситуации (игровые упражнения на основе двигательных методов);
  • релаксационные упражнения и тренировка дыхания;
  • рефлексия.
  1. Блок «Релаксационно-диафрагмальное дыхание» на основе здоровьесберегающей психоэмоциональной компьютерной технологии «Биологическая Обратная Связь» Сметанкина Александра Афанасьевича.

— обучение и автоматизация навыка диафрагмально-релаксационного

— снятие эмоционального напряжения

— активизация работы всех органов и систем

Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников через развитие эмоционально-личностной сферы на основе использования здоровьесберегающих технологий предполагает организацию специализированной деятельности воспитателей с детьми как на занятиях, так и вне их.

Совместная с педагогом деятельность заключается:

— в создании эмоционально-благоприятной обстановки для детей;

— во включении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и в ходе режимных моментов.

Здоровьесберегающие технологии, используемые педагогами:

  1. Психогимнастика (метод замещающего онтогенеза), пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, упражнения на диафрагмальное дыхание – проводятся перед каждым познавательным занятием с детьми в группе.
  2. Тренировка диафрагмально-релаксационного дыхания на тренажере-имитаторе (после прохождения курса сеансов с педагогом-психологом) – перед выходом на прогулку.
  3. Музыкальная релаксация и медитативные сказки – перед дневным сном. Медитативные сказки проводятся при непосредственном участии педагога-психолога.
  4. Закаливающие процедуры на основе стимуляции невербальных психических процессов – после дневного сна.

В процессе организации своевременной и систематической психолого-педагогической работы, использования здоровьесберегающих тхнологий педагогами и профильными специалистами детского сада происходят изменения в интеллектуальном, эмоционально-личностном развитии детей: они становятся более организованными, требовательными к себе, повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, создается атмосфера психологического комфорта и эмоционального благополучия.

  1. Анциферова Л.И. «Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии» М.1968.
  2. Бреслав Г.М. «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве» М. 1990.
  3. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии» М. 1997.
  4. Дубровина И.В. «Руководство практического психолога» М. «Академия» 1995. Ермолаева М.В. «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками» М. 2002.
  5. Захаров А.И. «Как преодолеть отклонения в поведении ребенка» М 1989.
  6. Захаров А.И. «Как помочь нашим детям избавиться от страха» С-П. 1995.
  7. Изард К.Е. «Эмоции человека» М. 1980.
  8. Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными людьми» С-П. «Речь» 2001.
  9. Крюкова С.В, Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсьи радуюсь» М. «Генезис» 2003.
  10. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академия развития» 1997.
  11. Малюткина Н.В. «Я хороший, или Советы по коррекции поведения ребенка» С-П. «Каро» 2003.
  12. Романов А.А. «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей» М. «Плэйт» 2004.
  13. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика» г. Москва «Родничок» 2000.
  14. Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры» С-П. «Речь» 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: ¨Содействие формированию у родителей представлений о психологической поддержке как об одном из важнейших способов сохранения и укрепления психологического здоровья детей, выработка навыков эффек.

Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в дет.

сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Проблема сохранения психического здоровья педагогов является особенно актуальной. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание пблагоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе чвляется.

Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и их гармоничного развития в ДОУ.

Источник

Adblock
detector