Педагогическое мероприятие «Сохранение психологического здоровья педагогов»
Иванова Виктория Викторовна
Педагогическое мероприятие «Сохранение психологического здоровья педагогов»
МБДОО ЦРР ДС № 18 МОТР
Педагогическое мероприятие педагога-психолога Ивановой В. В.
«По сохранению психологического здоровья педагогов»
Профилактика нарушений психологического здоровья педагогов.
— создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания;
— передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;
— развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;
— снятие эмоционального напряжения;
— формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.
1. Вступительная часть.
— Уважаемые, коллеги. Сегодня наша встреча посвящена важному вопросу – сохранение психологического здоровья педагогов. Мы хотим предложить вам расслабится и отдохнуть, забыть немного о работе и подумать, о себе, любимой.
2. Содержательная часть.
2.1. Упражнение «Нарисуй соседа»
Все участники встают в круг. Ведущий предлагает всем поменяться местами с соседями, а затем выбрать себе в партнеры человека, который стоит напротив, образовав пару. Участникам предлагается нарисовать портрет партнера,но необычный: вместо глаз – то, на что любит смотреть, вместо носа — то, что любит нюхать, вдыхать, вместо рта – то, что любит есть, вместо ушей – то, что любит слушать, а вместо волос – нарисовать или написать заветную мечту. На выполнение упражнения даётся 7-10 минут. После выполнения портера, каждый представляет своего партнера.
2.2. Беседа о синдроме эмоционального выгорания
У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев кривые ноги. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с педагогами, учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере «человек-человек». Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.
Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть,что-то подобное происходит с вами:
• снижение восприимчивости, отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность;
• постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
• пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;
• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• переживание негативных эмоций, для которых нет причин;
• чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);
• ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
• постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;
• чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;
• эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям.
Вышеперечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание. Откуда оно берется. Происходит накапливание отрицательных эмоций. И работая с детьми (да и их родителями, мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно.
Это не случается мгновенно. Этот процесс начинается с самого начала трудовой деятельности. Конечно, это зависит от стажа, от времени работы. Но не только от этого. От свойств самого человека тоже. Кто-то легко и играючи переносит стрессовые ситуации, а кому-то нескольких лет (пробного захода в профессию) достаточно, чтобы истощиться. А кто-то интуитивно находит пути так необходимого выхода, высвобождения негативных эмоций. У каждого профессионала с большим опытом, наверное, есть свой «секрет», свое решение.
2.3. Упражнение «Ущелье» (склонность к депрессии)
Педагогам предлагается картинка, на которой изображено ущелье. Им надо нарисовать человека, а также создать ему фон (небо, деревья, трава и т. д.). Рисунок можно дополнить всем, что им необходимо. На выполнение теста дается 5 минут. Педагогам зачитывается интерпретация, они сравнивают результат со своим рисунком.
2.4. Упражнение «Стиральная машинка»
Все педагоги встают в круг друг за другом. Под руководством ведущего на спине впереди стоящего начинают выполнять движения, имитирующие стирку.
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
— Сегодняшней целью нашего мероприятия была профилактика нарушений психологического здоровья педагогов. Давайте по кругу выскажем свое мнение о прошедшей встрече. (Каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения.)
Выдача раздаточных материалов.
После окончания мероприятия все участники получают раздаточные материалы с рекомендациями по избеганию стресса, синдрома эмоционального выгорания.
— Не забывайте говорить себе каждое утро ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам!
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.
«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) .
Анкета для родителей «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в детском саду и дома» Анкета для родителей Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию анкету по теме предстоящего родительского собрания «Сохранение и укрепление.
Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: — развитие умения действовать по инструкции педагога.
Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.
План-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план проведения родительского собрания по данной теме с использованием различных методов и.
Родительское собрание «Секреты психологического здоровья» Родительское собрание «Секреты психологического здоровья» Цель: установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – ребёнок.
Сохранение и укрепление здоровья детей Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических.
Сохранение и укрепление здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи. Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный.
Источник
Программа «Здоровье педагога»
“Здоровый учитель – здоровая нация!”
Обеспечение комплексно-психологической помощи педагогам в сохранении и поддержании психологического и физического здоровья
Цели программы “Здоровья”: создание условий и психологического микроклимата, способствующих:
– формированию и усилению мотивации к бережному отношению к своему здоровью, к ведению здорового образа жизни;
– поддержанию и укреплению физического и психического здоровья педагогов;
– формированию оптимистического мировоззрения, смене ценностных ориентаций в пользу здоровья своего и окружающих.
Достижение поставленной цели возможно через решение практических задач:
– повышение уровня знаний педагогов в области сохранения здоровья, здорового образа жизни;
– развитие способностей педагогов контролировать физическое здоровье посредством психического;
– освоение педагогами навыков и умений в области сохранения и укрепления здоровья;
– создание условий для укрепления физического здоровья .
Участниками программы являются педагоги муниципального образовательного учреждения
Сроки реализации: программа рассчитана на один учебный год.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для достижения поставленных целей и задач программой предусмотрена работа в двух направлениях:
– психическое здоровье педагогов;
– физическое здоровье педагогов.
Пояснительная записка
Состояние профессионального здоровья современного российского учителя вызывает тревогу. Однако оно запрограммировано самим образом его школьной жизни:
Отсутствие правильного режима дня.
Отсутствие достаточной физической активности.
Перегрузки речевого аппарата.
Нагрузка на одни и те же центры коры головного мозга, с возникновением застойных очагов возбуждения и неравномерностью кровоснабжения мозга.
Отсутствие контролирующей здоровье учителей службы.
Для повышения адаптационного потенциала важно формировать здоровый образ жизни самого учителя. Ключевая проблема в этом — низкая престижность здоровья, резко заниженное осознание учителями его ценности. Необходимо повысить осведомленность учителей об истинном состоянии своего здоровья, возможных причинах его снижения, путях и средствах укрепления. Сейчас возникает не только новая, но и принципиально отличная от прежних времен ситуация. В системе рыночных отношений здоровье становится базовым свойством человека, его субъективной ценностью, экономическим фактором, поэтому важнейшая задача — сформировать социально-психологическую установку на возрастающую роль взаимной ответственности за здоровье как со стороны директоров школ и других руководителей образования, так и со стороны учителей, учеников, родителей.
Профессиональное здоровье учителя
– способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.
Педагогическое здоровье – это, прежде всего, психологическая компетентность, включающая в себя, коммуникативность и стрессоустойчивость, интеллектуальную эмоциональную, поведенческую гибкость. Владение психологическими знаниями, психоэмоциональным состоянием, механизмами психологической защиты. Развитая психологическая готовность к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации (конфликт, фрустрация и т.п.).
Здоровый учитель – здоровая нация!
Известно, что образцы поведения, отношений, переживаний, способы действий, используемые учителем во взаимодействии с учеником усваиваются, присваиваются и проявляются в поведении ребенка.
Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни, всем своим поведением убеждает их в том, что именно в этом заключено благополучие каждого, семьи, коллектива и общества
МЫ, не ошибемся, если скажем, что здоровье является одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. По большому счету, здоровье было и остается дороже власти и богатства.
На современном этапе развития общества существуют реальные проблемы охраны здоровья, особенно для так называемых “незащищенных” слоев общества, к коим мы без сомнения можем отнести педагогов, с их маленькой зарплатой, большой перегрузкой, ухудшением медицинского обслуживания, ростом внутрисемейного напряжения и т.д.
Медики, не колеблясь, относят педагогов к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Состояние здоровья педагогов во многом определяет эффективность их работы. Если понижается способность к адекватному взаимодействию с детьми на эмоциональном уровне, то возникает эмоциональное отвержение со стороны детей, а воспитательный компонент образовательного процесса может приобрести обратный знак. Психофизиологическое состояние педагога, имеющего заболевание, заметно сужает его педагогическое влияние, но главное, деформирует мотивацию деятельности, ибо работа становится тяжкой обузой.
Чтобы учить детей видеть жизнь в светлых тонах, чувствовать радость, педагог должен быть здоров и душой и телом. Педагог – это мудрый и опытный капитан в глубинах знаний, проводник в мире мыслей и творческих поисков. Именно от его здоровья зависит, любит или не любит педагог свой предмет и своих учеников. Если педагог нездоров, то он не реализует свой потенциал, нарушает физиологическое и энергетическое равновесие в момент общения с детьми, что может подорвать и здоровье обучающихся.
Между тем физическое здоровье не существует изолированно от психологического благополучия. Чтобы зажигать души детей знаниями жизни, педагогу надо гореть самому. Разве может пылать сердце, если на душе “мокро” от слез и стрессов.
Поэтому мы считаем, что проблема здоровья педагогов на сегодняшний день – проблема важная и актуальная, требующая решения.
Проведя мониторинговые исследования состояния физического и психического здоровья педагогов школы (см. приложение №1) мы выяснили:
а) не все педагоги имеют ясное представление о том, что такое здоровье;
б) 70%% опрошенных не считают себя здоровыми;
в) 64% педагогов часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями не только в рабочей, но и в домашней обстановке;
г) все педагоги осознают связь физического здоровья с психическим благополучием;
д) 58% педагогов нуждаются в дополнительной информации и мероприятиях в области сохранения и укрепления здоровья;
Анализ наличия листков нетрудоспособности за последние три года показал, что:
а) практически каждый педагог в течение учебного года переболел простудными заболеваниями (некоторые педагоги и не один раз);
б) 43% листков нетрудоспособности в результате обострения хронических заболеваний, которые можно было предотвратить.
Анкетирование показало, что педагоги знают свои проблемы и хотят добиться физического совершенства.
Эти результаты и побудили автора заняться разработкой программы “Здоровье педагога”
Программа “Здоровье педагога”
Этап | Содержание работы | сроки | исполнитель | Ожидаемый результат | Критерии оценки результата |
Диагностика здоровья учителей | 1. Организация ежегодных медосмотров учителей | сентябрь | Директор школы | Оформление мед. книжки, выявление диагноза и своевременное лечение. | Регулярность прохождения мед. осмотра, своевременность лечения выявленного заболевания. |
2. Анализ состояния здоровья педагогов | июнь | Психолог | Предоставление санаторно-курортного лечения | Снижение уровня заболеваемости среди учителей | |
3. Анкетирование среди учителей для оценки направленности на здоровый образ жизни; для оценки психического состояния учителей на уроке и его умения управлять собой в критической ситуации. | октябрь | Заместитель директора школы по УВР | Методическая помощь | ||
Физкультурно-оздоровительная работа | 1. Организация и проведение Дней здоровья для семей педагогических работников | Раз в четверть | Психолог | Повышение положительного эмоционального климата в коллективе | |
2. Организация динамических пауз в режиме рабочего дня | постоянно | Учитель | Снижение утомляемости | Выполнение учебных программ | |
3. Организация и проведение соревнований по волейболу и лыжам с родителями учащихся, шефской организацией. | Май, февраль | Директор школы | Выработка привычки в здоровом образе жизни среди учащихся на примере родителей и учителей | Повышение физкультурной активности | |
Управление процессом оздоровления в педагогической среде | 1. Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни | Сентябрь (педсовет) 1-ый год | Директор школы | Повышение валеологической культуры | Системность в работе |
2. Создание школьного совета по здоровью | Октябрь, 1-ый год | Привлечение к участию в программе “Здоровье педагога” | |||
3. Создание структуры и механизма управления валеологически обоснованным образовательным процессом в школе | Ноябрь (педсовет) 2-ой год | Директор школы | |||
4. Сохранение здоровья педагогов в условиях модернизации образовательного процесса | |||||
5. Анкетирование среди учителей по определению уровня валеологичесих знаний | Сентябрь, май | Заместитель директора школы по УВР | |||
3. Обновление функциональных обязанностей представителей администрации и членов коллектива с учетом результатов анкетирования |
4. Анализ выполнения программы “Здоровье педагога”
5. Соблюдение требований СанПИНа
постоянно
Совет школы по здоровью
Заинтересованность в укреплении здоровья
Создание благоприятных условий труда
“Профилактика простудных заболеваний”
“Закаливание”
Выполнение и соблюдение рекомендаций