«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»
методическая разработка
«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_fizicheskogo_zdorovya_obuchayushchihsya._organizatsiya_fizkulturno-ozdorovitelnoy_raboty_v_ramkah_ukrepleniya_i_sohraneniya_zdorovya_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Гниловская основная общеобразовательная школа»
«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»
Власова Зинаида Николаевна
учитель физической культуры
I квалификационная категория
Здоровье – важнейшая ценность человека. В последние годы серьезную тревогу вызывает здоровье учащихся, рост различных заболеваний, массовые вспышки опасных инфекционных болезней. Действительно, к числу причин, способствующих ухудшению физического и психического здоровья школьников, относятся учебная и эмоциональная перегрузка учащихся. Симптомы перегрузки: неуверенность, нервозность, усталость, рассеянность, чувство постоянной нехватки времени, суетливость, приводящая к импульсивности и поверхностности выполнения работы.
Период школьного обучения основной и самый длительный период взросления ребенка и учебная деятельность школьника протекает на фоне глубочайших перестроек всего организма. Состояние здоровья — один из важнейших факторов, определяющих учебную деятельность. Существуют два п у т и с о х р а н е н и я з д о р о в ь я д е т е й .
1) Построение обоснованного учебно-воспитательного процесса.
2)Обучение детей укреплению собственного здоровья (формирование
В основе первого направления лежат следующие положения:
— соблюдение санитарно-гигиенических норм;
— положительный психологический микроклимат в классе;
— расписание занятий, составленное с учетом степени трудности
— рациональное чередование умственной и физической деятельности.
Одним из важнейших средств сохранения и укрепления здоровья является двигательная активность. Рациональное сочетание умственной деятельности и активного отдыха — необходимое условие профилактики перенапряжения нервно-мышечной системы. Движение -это универсальное лекарство против любого стресса (считается, что самостоятельные и контрольные работы в школе являются сильнейшей стрессовой ситуацией). Двигательная активность снимает нервное и умственное напряжение, способствует стимуляции мозговой деятельности улучшает кровообращение. Урок физической культуры — главное звено в системе физического воспитания общеобразовательной школы. Он является для всех учащихся обязательной формой занятий. Поэтому его содержание и форма должны иметь мотивированность для занятия учащимися физической культурой и укрепления своего здоровья, что позволяет поддерживать интерес к предмету. Исходя из показателей здоровья каждого обучающегося, я стараюсь урок построить с учетом их физического развития, давая нормированные нагрузки. К учащимся подхожу строго индивидуально, в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности каждого ученика в рамках здоровьесберегающей технологии. При этом, реализуя физкультурно-оздоровительное развитие учащихся, воспитываю в них такие драгоценные человеческие качества как веру в свои силы, волю и умение преодолевать трудности, настойчиво идти к цели, товарищество, дружбу и т.д.. Все это на спортивных соревнованиях способствует достижению уровня спортивных успехов.
На обычных уроках я использую различные методы здоровьесберегающих технологий. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяют две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). На своих уроках я часто использую развивающие упражнения, практический метод, ситуационный, игровой метод, соревновательный метод. Уроки физической культуры для учащихся основной группы носят оздоровительно-тренирующий характер, получают разностороннюю нагрузку на различные группы мышц, развиваютосновные физические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость, координацию. На уроках физической культуры дети обучаются основным двигательным действиям и умениям, навыкам игры в волейбол, баскетбол и т.д. Большая работа проводится и со школьниками, отнесенными к
специальной медицинской группе. И здесь основным направлением является формирование потребности в систематических занятиях физической культурой, активного отношения к своему здоровью. Занятия физической культурой с данным контингентом обучающихся должны строиться в соответствии с принципом оздоровительной направленности. Работать с такими детьми одновременно и сложнее, и легче, чем в основной группе. Сложнее в отношении организации занятий. Необходимость четкого дозирования нагрузки, индивидуальный подбор упражнений, очень слабая физическая подготовленность занимающихся -это далеко не полный перечень трудностей, с которыми приходится сталкиваться учителю.
В последнее время тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным.
Учебный процесс и здоровье ребенка разделить на отдельные понятия невозможно.
Главной отличительной особенностью предмета «Физическая культура» является приоритет здоровья. И на первое место поставлен принцип «Не навреди, а помоги». Этот принцип действует на всех уроках физической культуры: в соблюдении техники безопасности, в соблюдении правил игр и соревнований, в развитии и совершенствовании физических и психических качеств.
На уроках физической культуры применяется физкультурно-оздоровительная технология (ФОТ). К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Уроки физкультуры проводятся на улице, в спортзале.
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью помогают внеклассные мероприятия. Регулярно проходят мероприятия, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. В нашей школе работа по здоровьесбережению стоит на первом месте. Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей проводятся не только на уроках физической культуры, но и на других предметах.
Ежедневно утро в школе начинается с зарядки, на уроках проводятся физкультминутки, на переменах учащиеся играют в настольный теннис, волейбол и т.д.
Одна из важнейших задач учителя физической культуры в школе – повышение активности учащихся путем вовлечения их в различные формы внеурочных и внеклассных занятий и мероприятий.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность нацелена на формирование у учащихся, родителей, педагогов осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также на профилактику вредных привычек, охват максимального количества учащихся школы оздоровительными мероприятиями. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, дни здоровья и т. д. Ведётся совместная работа учителя физической культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья. Дети в наших школах учатся с разными интеллектуальными и физическими возможностями. Те дети, которые не могут проявить себя в учёбе, как правило, показывают хорошие результаты в физической культуре, становятся лучшими спортсменами школы, участвуют в различных соревнованиях.
В своей работе особое внимание уделяю основным направлениям развития учащихся средствами физического воспитания на основе индивидуального — дифференцированного подхода с учётом психолого-педагогических исследований. В центре внимания ставятся вопросы физического воспитания, здоровья детей и подростков, техники безопасности во время занятий физической культурой.
Для решения поставленных задач в нашей школе используются следующие виды работы:
- Оздоровительно-профилактическая работа.
- Проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
- Работа по преодолению у учащихся вредных привычек.
- Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа.
- Работа с родителями.
Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа
Мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению школьников, родителей
Источник
План воспитательных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья
рабочая программа (6 класс) по теме
План воспитательных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся 6 а класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_meropriyatiy_po_ukrepleniyu_zdorovya_vospitannikov.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное казенное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении «Клюквинская санаторная школа-интернат»
Курского района Курской области
ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6А КЛАССА
ОКОУ КЛЮКВИНСКОЙ ШКОЛЫ — ИНТЕРНАТ КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.
В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение. Поэтому проблема сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны. Модернизация системы образования требует внедрения кардинально нового подхода в обучении, который должен органично войти в повседневную деятельность школы и лежать в основе всего образовательного процесса.
План мероприятий разработан с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования. Путем реализации плана раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.
Выделяют несколько компонентов здоровья:
- Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.
- Физическое здоровье – уровень роста и развитие органов и систем организма.
- Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного комфорта.
- Социальное здоровье – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в семье, школе, социальной группе.
- Нравственное здоровье – это система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Основная задача школы – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья. Школа может и должна заниматься изучением таких причин.
Причины здоровья – это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.
Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:
- Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
- Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
- Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
- Уровень психологической помощи учащимся.
- Состояние микроклимата в школе и дома.
Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальной задачей школы.
Реализуя программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ОКОУ «Клюквинской школы-интерната» Курского района Курской области, опираясь на данные углубленного медицинского осмотра воспитанников школы силами специалистов ОБУЗ ОДКБ, (в 6А классе была выявлена проблема: воспитанники имеют отклонения в состоянии здоровья), воспитателем был разработан план мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников 6А класса.
Диагностическое обследование воспитанников нашего класса было произведено с тем, чтобы дать объективную оценку физическому развитию и состоянию здоровья каждого. У ребят были выявлены такие заболевания, как: нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, расстройство поведения, хронический гастродуоденит и часто болеющие.
Наше учреждение активно работает по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся. Потому что здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности: он мотивирован и успешен. И только при взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и детей можно добиться положительного результата.
Методы и механизмы реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в ОКОУ «Клюквинской школе-интернате»
Источник
План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
План
мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2» с целью повышения качества образования на 2018-2019 учебный год
1. Диагностика, коррекция и развитие учащихся
Организация и проведение регулярных медицинских осмотров и диспансеризации обучающихся школы
Анализ заболеваемости учащихся, учет учащихся по группам здоровья
Мониторинг состояния здоровья учащихся
в течение учебного года
Организация занятий специальной группы для занятий физической культурой
Разработка комплексов физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья
Проведение подвижных перемен и игр на свежем воздухе
в течение учебного года
кл. рук. 1-4 кл, учителя, физкультуры
Проведение на уроках специальной гимнастики на осанку, гимнастики для снятия утомления глаз учащихся
в течение учебного года
2. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
Поддержание в общеобразовательном учреждении надлежащих санитарно-гигиенических условий
Зам. директора по АХЧ,
Соблюдение воздушного и светового режима в школе
Зам. директора по АХЧ,
Обеспечение школы школьной мебелью (парты, столы, стулья ученические) в соответствии с возрастными биологическими особенностями детского организма и функциональным назначением
по мере необходимости
Управление образования, администрация школы
Регулярное проведение объектовых тренировок
в течение учебного года (по графику)
Зам. директора по безопасности
Оформление листков здоровья в классных журналах
Организация горячего питания
3. Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа
Организация работы с учащимися, мотивированными на успешное обучение, путем участия в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах с целью профилактики учебных перегрузок
Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних заданий
Реализация профилактической программы «Все цвета, кроме черного».
Проведение тематических занятий по правилам ЗОЖ
Проведение акции «Здоровье – твое богатство»
Зам. директора по ВР, кл. рук.,
Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни
Создание на школьном сайте тематической страницы «Здоровье»
Зам. директора по ВР, отв. за сайт
Публикации в СМИ о проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников
Зам. директора по ВР, учителя физкультуры
4. Оздоровительно- профилактическая работа
Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках, профилактики близорукости и сколиоза, режима проветривания кабинетов на переменах
Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок учащимся
Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (лекции, беседы, вечера)
Проведение Дня здоровья
Зам. директора по ВР
Работа спортивных секций
Руководители спортивных секций
Организация летней оздоровительной кампании
Зам. директора по ВР
4.1 Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия
Районная Спартакиада школьников.
декабрь, февраль, май
Соревнования среди допризывной молодежи.
Проведение Легкоатлетической эстафеты на призы газеты «Каширские известия».
Проведение районного легкоатлетического пробега
Слет-соревнование «Школа безопасности»
зам. директора по безопасности
«Веселые старты» Спартакиада среди школьных команд
Участие обучающихся в массовых районных мероприятиях, акциях, направленных на формирование ЗОЖ
в течение учебного года
зам. директора по ВР
Развитие материально-технической базы образовательного учреждения в части приобретения спортивного, медицинского оборудования
5. Работа по преодолению у учащихся вредных привычек
Индивидуальные беседы с детьми «группы риска»
Тематические классные часы о вреде алкоголя, курения и употребления наркотиков
Анкетирование учащихся по проблемам наркомании, алкоголизма, курения.
зам. директора по ВР
Проведения добровольного диагностического экспресс-тестирования
зам. директора по ВР
6. Работа с родителями.
Включение в повестку родительских собраний выступлений по темам оздоровления учащихся («Профилактика асоциальных явлений», «безопасность на дорогах»).
зам. директора по ВР,
зам. директора по безопасности
Приглашение на родительские собрания медицинских работников
зам. директора по ВР
Организация индивидуальных консультаций для родителей
Выступление на родительских собраниях
зам. директора по ВР,
зам. директора по безопасности
Участие родителей на спортивно-оздоровительных мероприятиях
Источник