Меню

Мероприятия по снижению риска здоровью

Мероприятия по снижению влияния негативных факторов окружающей среды на здоровье населения

По результатам социально-гигиенического мониторинга (СГМ) и оценки риска здоровью населения при воздействии факторов окружающей среды подготовлено 3 704 проекта управленческих решений, реализовано 3 019 решений (82%).

В 2017 г. из общего количества принятых управленческих решений 1 117 (37%) составляли решения в рамках региональных целевых программ по профилактике массовых неинфекционных заболеваний, ассоциированных с негативным воздействием факторов окружающей среды; 83 решения (2,8%) — в рамках постановлений Главного государственного санитарного врача по субъектам Российской Федерации по профилактике массовых неинфекционных заболеваний.

Переход к модели управления рисками, эффективное планирование контрольно-надзорной деятельности позволили обеспечить в 2017 г. в целом по Российской Федерации стабильную санитарно-эпидемиологическую ситуацию, снизить негативное воздействие факторов окружающей среды на здоровье населения. Системно проводимый комплекс плановых и дополнительных профилактических мероприятий в 2017 г. позволил обеспечить по большинству нозологий дальнейшее снижение заболеваемости или стабилизацию показателей. Следует еще раз подчеркнуть перспективность методологии оценки риска здоровью населения в природоохранной деятельности. Использование данной методологии существенно повышает качество природоохранного управления, особенно на региональном и локальном уровнях территориальной организации. Кроме того, критерии рисков здоровью позволяют осуществлять выбор приоритетов для формирования функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды.

Источник

Главное про мероприятия по снижению профессионального риска на предприятии

А ради чего нужны мероприятия по снижению профессионального риска? Наверное, не многие задумываются, проводят оценку рисков, считая эту процедуру еще одним бюрократическим ходом Правительства и благополучно убирают на полку пылиться до прихода проверки.

Но организуется вся эта процедура для того, чтобы снизить риски и исключить опасности, которые могут воздействовать на работников в процессе трудовой деятельности. Работодатель может и не вникать в суть оценки профессиональных рисков, всей процедурой часто руководит специалист по охране труда, хоть и не является председателем комиссии. Именно он должен ставить руководство в известность, что необходимо учесть при формировании бюджета на месяц или год мероприятия по снижению профессиональных рисков.

Это, конечно, все лирика, в каждой организации свои финансовые возможности по реализации данных мероприятий, и так как этот этап является одним из важнейших в оценке профессиональных рисков, нужно его подробно разобрать и в комментариях обсудить вопросы, которые, возможно, останутся после прочтения данной заметки.

Мероприятия по снижению профессионального риска

Согласно статье 226 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан обеспечить условия, при которых профриски сотрудников будут снижаться. Для этого должны выделяться необходимые финансовые, материальные, административные ресурсы.

Реально проводить оценку рисков и внедрять по факту мероприятия по снижению профессиональных рисков на предприятии, а не только на бумаге, смысл, конечно же, есть. Особенно когда работа по системе управления охраной труда (СУОТ) в организации организована и введена, а также руководство нацелено на профилактику несчастных случаев, травматизма и профзаболеваний.

Многие бесконечно говорят, что не выделяются деньги на охрану труда, но можно планово реализовывать мероприятия по снижению профессионального риска, допустим на пятилетку, и потом расписать ее выполнение, исходя из бюджета по охране труда. Сюда входит и обеспечение спецодеждой, медосмотры, СОУТ и оснащение приборами безопасности, обучение по охране труда и много различных мероприятий. Поэтому риски оценивать надо и нужно медленно, но верно внедрять культуру производства на всех уровнях.

Виды профессионального риска

Понятие профессионального риска, на первый взгляд, выглядит слишком абстрактно и допускает субъективное толкование при оценке. Для недопущения подобного разработаны критерии, согласно которым риски разделяют на 2 вида:

  1. Скрытый. Складывается из причин возникновения профессиональных заболеваний и общих, отягощенных условиями труда. Отличается отсутствием мгновенных видимых проявлений. Негативные факторы могут влиять на организм годами, сказываясь в тот момент, когда здоровью уже нанесен существенный урон. Сюда же относятся стрессы, снижение иммунитета, ускорение процесса старения.
  2. Проявленный. Различные травмы и заболевания, ведущие к утрате трудоспособности.

В первом случае наблюдаем отложенный эффект. Однако это не умаляет серьезности происходящего и снижению профессиональных рисков должно уделяться не меньше усилий, чем для сокращения травматизма. Сама процедура состоит из нескольких этапов, о которых подробно рассказала в другой моей заметке, а если кратко, то:

  1. Осмотр рабочего места с целью определить опасные факторы, воздействующие постоянно или периодически. Выявляются ситуации, в которых сотрудник может пострадать.
  2. Определяется соответствие рабочего места нормативам. В случае их нарушения принимаются меры. Оцениваются все факторы с точки зрения нанесения вреда жизни и здоровью работника.
  3. Определяются способы снижения или исключения риска.

На основании обработанных данных вырабатываются нормативы, правила профилактики, составляются внутренние документы.

проведу оценку профессиональных рисков за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решения ваших задач: качественно и в срок!

Перечень мероприятий по снижению профессионального риска

Приказ Минздравсоцразвития России 181н включает в себя мероприятия по снижению профрисков, а ст. 212 ТК РФ обязывает работодателя обеспечить их выполнение. Стратегия реализации не может быть применима для всех организаций, зависит от специфики деятельности, от финансовых возможностей и от уровня охраны труда в принципе.

Основные мероприятия по снижению уровней профессиональных рисков, можно сказать, банальны, потому как известны любому специалисту по охране труда, но тем не менее должны быть обязательно реализованы. И имеются в виду:

  1. Специальная оценка условий труда. Не во всех организациях проведена, а если проведена, то частично, не на всех рабочих местах.
  2. Информирование работников о существующих рисках и правилах работы. Часто даже с результатами СОУТ работники не ознакомлены, а что уж говорить про нормы выдачи СИЗ и так далее.
  3. Обеспечить персонал средствами индивидуальной защиты, зависящими от конкретных факторов. СИЗ обычно приобретаются самые дешевые с целью выполнить требование ТК РФ и сэкономить бюджет организации, это вполне объяснимо, но часто за счет такой экономии развиваются профессиональные заболевания или остается риск получения травмы.
  4. Обучение навыкам в области охран труда, производственной безопасности, регулярная переаттестация. Очень часто не соблюдаются квалификационные требования для рабочих специальностей, к которым сейчас особый интерес у инспекции по труда, отсутствует обучение работам на высоте, упускаются сроки аттестации по электробезопасности.
  5. Необходимо проведение медицинских осмотров, как при приеме на работу, так периодических и предрейсовых.
  6. Устройство мест отдыха, а также защиты от внешних воздействий (температуры, ветра, дождя и так далее). Да вроде мелочь, но часто работникам даже чай попить не где, ютятся в грязном и пыльном цехе, и ни о какой санитарии речь даже идти не может.
  7. Обеспечение условий хранения средств защиты. Это еще одна из обязанностей работодателя, о которой мало кто помнит, рекомендую прочитать заметку на эту тему.
  8. Оборудование санитарных постов, помещений для оказания медпомощи.
  9. Использование стендов, плакатов, иных материалов, описывающих риски и способы их сокращения.
  10. Организация и поддержание условий труда, соответствующих нормам. Сюда входит уровень освещенности, шума, содержания пыли в воздухе, вибраций, для этого разрабатывается производственный контроль и по графику проводятся лабораторные замеры.
Читайте также:  Кладовая здоровья ортопедический салон время работы

Все это – общие принципы, которые далеко не везде выполняются, где-то из-за отсутствия денег, где-то по незнанию, потому как нет специалиста по охране труда, а заниматься особо некогда. Но особенности практической реализации и внедрения мероприятий по снижению профессиональных рисков зависят уже от местных условий.

Обычно эти задачи можно решить несколькими путями и хороший специалист добьется своего с минимальными затратами. Например, решит вопрос навигации путем указателей, а не перепланировкой в здании, не выделяют деньги на наклейки, можно распечатать на цветном принтере, если он, конечно, есть и развесить в обычном файле. Это, конечно, мелочи, но если у вас есть примеры из практики, как удалось с минимумом вложений прийти к соблюдению правил по охране труда, поделитесь этим в комментариях, это будет полезно многим.

Меры профилактики для снижения профессионального риска

Профилактика – это одно из мероприятий по снижению профессиональных рисков. Она призвана не допустить ситуации, когда придется кардинально вмешиваться в производственный процесс. К мерам профилактики относят:

  • контроль соблюдения условий труда;
  • проведение медосмотров;
  • контроль выполнения сотрудниками рекомендаций по охране труда;
  • проверка СИЗ и других защитных средств;
  • проведение инструктажей, обучения, лекций, иных мероприятий;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Мероприятия по снижению уровня профессиональных рисков требуют плотного взаимодействия руководства и подчиненных, до последних необходимо донести информацию о последствиях несоблюдения правил охраны труда.

К мерам профилактики относятся множество факторов, тут и использование средств индивидуальной защиты, которые снижают профессиональные риски, но они могут влиять и на производительность труда, если закупаются некачественные. СИЗ могут сокращать поле зрения или мешают тонким манипуляциям, это способно вылиться в ошибки и новые травмы.

Основные выводы

Несомненно, мероприятия по оценке профессионального риска должны реализовываться, это очень нужная процедура, которая направлена не только на соблюдение требований Трудового Кодекса, чтобы снизить вероятность штрафов, но и на сохранение жизни и здоровья работников.

И конечно, на среднем предприятии проведение данных процедур потребует финансирования, но если хоть что-то было внедрено, то уже небольшими этапами можно привести систему управления охраной труда, если не к идеальному состоянию, то к близкому к нему.

На практике, конечно, все совершенно иначе, знаю на собственном примере, но и по себе, и специалистам по охране труда, которые приходят ко мне за наставничеством, могу с уверенностью сказать, что очень многое зависит от СОТа, его желания работать и внедрить систему управления охраной труда от “нуля” до оптимального уровня.

Надеюсь, информация была вам полезна, если же у вас остались вопросы, пишите их в комментариях, отвечу всем. А если потребуется помощь, обращайтесь.

Весь спектр услуг по охране труда, ГО и ЧС

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решения ваших задач: качественно и в срок!

Источник

Конвенции и соглашения

Повестка дня на XXI век

Раздел I. Социальные и экономические аспекты

Глава 6. Охрана и укрепление здоровья человека

Программные области
Е. Снижение рисков для здоровья, связанных с загрязнением и вредным воздействием окружающей среды

Основа для деятельности

6.39. Загрязнение окружающей среды (воздуха, воды и земли), рабочих мест и даже индивидуальных жилищ во многих районах мира является настолько серьезным, что оказывает пагубное воздействие на здоровье сотен миллионов людей. Это обусловлено, в частности, существовавшими ранее и нынешними тенденциями в области моделей производства и потребления и стилей жизни, в производстве и использовании энергии в промышленности, на транспорте и т.д., где вопросам охраны окружающей среды уделяется чрезвычайно мало внимания или они вообще игнорируются. В некоторых странах удалось достичь существенного улучшения положения, однако ухудшение состояния окружающей среды продолжается. Возможности стран в решении проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, и проблем здравоохранения в значительной степени ограничиваются в силу нехватки ресурсов. Меры по борьбе с загрязнением и охране здоровья отнюдь не всегда соответствуют темпам развития экономики. Серьезная опасность для здоровья, обусловленная воздействием развития на окружающую среду, существует в новых индустриальных странах. Кроме того, результаты последнего исследования, проведенного ВОЗ, четко указывают на существование взаимозависимости между факторами здоровья, окружающей среды и развития и на то, что в большинстве стран эти факторы не увязаны между собой, что обеспечило бы эффективность механизмов борьбы с загрязнением 2 . Без ущерба для таких критериев, которые могут быть согласованы международным сообществом, или для стандартов, которые необходимо будет установить на национальном уровне, во всех случаях будет крайне необходимо учесть системы ценностей, характерные для каждой конкретной страны и возможность применения стандартов, которые действуют в большинстве развитых стран, но могут быть неуместными или необоснованными с точки зрения социальных издержек в развивающихся странах.

Читайте также:  Как сохранить здоровье груди

Цели

6.40. Общая цель заключается в сведении вредного воздействия к минимуму и поддержании качества окружающей среды на таком уровне, чтобы не создавалась угроза здоровью и безопасности людей и в то же время можно было бы продолжать процесс развития. Конкретные цели программы заключаются в том, чтобы:

a) обеспечить включение к 2000 году соответствующих мероприятий по охране окружающей среды и здоровья человека в национальные программы развития во всех странах;

b) создать к 2000 году, в случае необходимости, надлежащую национальную инфраструктуру и разработать программы, которые бы обеспечивали наблюдение за заболеваемостью в результате ухудшения состояния и вредного воздействия окружающей среды и служили основой для борьбы с ними во всех странах;

c) разработать к 2000 году, по мере необходимости, комплексные программы борьбы с загрязнением у его источника и на объектах удаления отходов, сосредоточив внимание на мерах по борьбе с загрязнением во всех странах;

d) выявить и собрать, по мере возможности, необходимую статистическую информацию о различных видах воздействия на здоровье человека, которая бы служила основой для проведения анализа затрат и выгод, в том числе оценки воздействия на состояние окружающей среды, что необходимо для контроля за загрязнением, его предотвращения и борьбы с ним.

Деятельность

6.41. Разработанные на национальном уровне программы действий в этой области, в рамках которых, по мере необходимости, будет оказываться международная поддержка, содействие и осуществляться координация, должны охватывать:

i) разработку надлежащей технологии борьбы с загрязнением на основе оценки риска и результатов эпидемиологических исследований в целях внедрения экологически обоснованных процессов производства и обеспечения приемлемого и безопасного переноса масс;

ii) создание в крупных городах потенциала для борьбы с загрязнением воздуха, уделяя при этом основное внимание программам по обеспечению соблюдения установленных норм и использованию, по мере необходимости, сетей мониторинга;

b) загрязнение воздуха в помещениях:

i) оказание помощи в проведении исследований и разработке программ, обеспечивающих применение превентивных методов и методов борьбы в целях снижения уровня загрязнения воздуха в помещениях, включая создание экономических стимулов для установки соответствующей техники;

ii) разработку и проведение особенно в развивающихся странах кампаний санитарного просвещения в целях ослабления воздействия на здоровье человека использования биомассы и угля в бытовых целях;

c) загрязнение воды:

i) разработку надлежащей технологии по борьбе с загрязнением воды на основе оценки риска для здоровья человека;

ii) создание в крупных городах потенциала для борьбы с загрязнением воды;

i) создание механизмов для контроля за распределением и использованием пестицидов с целью сведения к минимуму риска для здоровья человека, возникающего в связи с перевозкой, хранением, применением и остаточным воздействием пестицидов, используемых в сельском хозяйстве и для обработки древесины;

e) твердые отходы:

i) разработку соответствующей технологии удаления твердых отходов на основе оценки риска для здоровья человека;

ii) создание в крупных городах соответствующего потенциала для удаления твердых отходов;

f) населенные пункты:

i) разработку программ по улучшению санитарно-гигиенических условий в населенных пунктах, в частности в трущобах и скваттерных поселениях, на основе оценки риска для здоровья человека;

i) разработку критериев для установления максимально допустимых безопасных уровней шума и содействие проведению оценки воздействия шума и мер по борьбе с ним в рамках программ по улучшению санитарного состояния окружающей среды;

h) ионизирующее и неионизирующее излучение:

i) разработку и применение соответствующего национального законодательства, норм и процедур обеспечения их соблюдения на основе существующих международных руководящих принципов;

i) действие ультрафиолетового излучения:

i) проведение в неотложном порядке исследования по вопросу о воздействии на здоровье человека возрастающего уровня ультрафиолетового излучения, достигающего поверхности Земли в связи с разрушением озонового слоя стратосферы;

ii) рассмотрение на основе результатов этого исследования вопроса о принятии надлежащих мер по исправлению положения, с тем чтобы смягчить упомянутое выше воздействие на здоровье человека;

Читайте также:  Журнал здоровья форма образец

j) промышленность и выработка энергии:

i) разработку процедур оценки воздействия на состояние окружающей среды в целях планирования и развития новых отраслей промышленности и энергетических объектов;

ii) проведение соответствующего анализа риска для здоровья в рамках всех национальных программ по контролю за загрязнением и борьбе с ним, уделяя особое внимание таким токсичным веществам, как свинец;

iii) осуществление на всех крупных предприятиях программ гигиены производства в целях контроля за воздействием различных неблагоприятных факторов на здоровье трудящихся;

iv) содействие введению экологически обоснованных технологий в промышленности и в секторе энергетики;

k) мониторинг и оценка:

i) создание, по мере необходимости, надлежащих механизмов мониторинга за состоянием окружающей среды в целях контроля за качеством окружающей среды и состоянием здоровья населения;

l) контроль за соблюдением техники безопасности и сокращение случаев травматизма:

i) содействие, в случае необходимости, разработке систем определения частотности и причин травматизма в целях разработки целенаправленных стратегий по предотвращению/профилактике травматизма;

ii) разработку в соответствии с национальными планами стратегий во всех секторах (промышленность, транспорт и другие) в соответствии с программами ВОЗ, посвященными безопасным городам и безопасным общинам, в целях снижения частотности и тяжести случаев травматизма;

iii) уделение первоочередного внимания стратегиям принятия профилактических мер в целях сокращения случаев профессиональных заболеваний и заболеваний, вызываемых токсинами, содержащимися в окружающей и производственной среде, в целях повышения безопасности трудящихся;

m) содействие проведению исследований и разработка методологии:

i) содействие разработке новых методов количественной оценки положительного влияния различных стратегий по борьбе с загрязнением на здоровье человека, а также затрат, связанных с их осуществлением;

ii) разработка и проведение междисциплинарных исследований по вопросу совокупного воздействия различных неблагоприятных экологических факторов на здоровье человека, включая эпидемиологические исследования в области длительного пребывания под воздействием загрязнения низкого уровня и использование биологических маркеров, способных определять степень оказываемого на человека воздействия, негативные последствия и восприимчивость к действию экологических факторов.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

6.42. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993–2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 3 млрд. долл. США, в том числе около 115 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездных или льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

6.43. Несмотря на то, что технология для решения многих проблем в области предотвращения загрязнения или борьбы с ним уже имеется, в целях разработки программ и политики странам необходимо проводить исследования на межсекторальной основе. К этим мероприятиям следует привлекать деловые круги. В рамках международных программ сотрудничества следует разработать методы анализа эффективности затрат и оценки воздействия на окружающую среду, которые будут применяться для определения приоритетов и выработки стратегии по вопросам охраны здоровья и развития.

6.44. При осуществлении мероприятий, перечисленных выше в пункте 6.41 а–m, необходимо оказывать содействие усилиям развивающихся стран путем предоставления доступа к технологиям, техническим знаниям и информации и обеспечения их передачи сторонами, обладающими такой информацией и технологиями, в соответствии с положениями главы 34.

с) Развитие людских ресурсов

6.45. С тем чтобы решить проблему нехватки квалифицированных кадров, которая является одним из основных препятствий на пути решения проблем, связанных с ухудшением состояния окружающей среды, следует разработать всеобъемлющие национальные стратегии. Мероприятиями в области профессиональной подготовки следует охватить специалистов по вопросам охраны окружающей среды и работников здравоохранения всех уровней: от руководителей до рядовых сотрудников. Больше внимания следует уделять вопросам включения предметов, касающихся состояния окружающей среды, в программы обучения в средних школах и университетах, а также проведению просветительской деятельности среди населения.

d) Создание потенциала

6.46. Каждой стране следует стремиться располагать соответствующей информацией практическим опытом с целью прогнозировать и выявлять возможное негативное воздействие ухудшения состояния окружающей среды на здоровье людей и создать потенциал для снижения рисков. Для создания такого потенциала в первую очередь необходимы информация о проблемах в области состояния окружающей среды и их понимания руководителями, гражданами и специалистами; действенные механизмы для осуществления межсекторального и межправительственного сотрудничества в области разработки процедур планирования и управления и в деле борьбы с загрязнением; механизмы, обеспечивающие участие частного сектора и общин в решении социальных проблем; предоставление промежуточным и местным органам власти соответствующих полномочий и ресурсов, с тем чтобы они могли играть активную роль в деле улучшения состояния окружающей среды.

2 Доклад Комиссии ВОЗ по вопросам здравоохранения и окружающей среды (Женева, готовится к выпуску).

Источник

Adblock
detector