Программа кружка «Охрана репродуктивного здоровья»
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме
Целью программы является формирование мотивационно-ценностных установок к здоровому образу жизни как основы создания семьи, ответственному родительству у воспитанников. Развитие у подростков потребности быть здоровыми, сильными, чтобы в будущем реальным было создание семьи, которая может быть лучше, счастливее, чем та, в которой ты живешь – все это зависит только от тебя. Обучение призвано не только готовить подростков к семейной жизни и будущей роли родителей, но и способствовать сохранению их здоровья, формированию личности воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ohrana_reproduktivnogo_zdorovya.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
КОРОБЧЕЕВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА
на заседании педагогического совета
Протокол № ____ от «____» _________ 2010 г.
Секретарь _________________ Н.М.Беликова
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Директор школы __________ А.С.Майоров
«____» ________________________ 2010 г.
курса «Охрана репродуктивного здоровья»
на 2010 – 2011 учебный год
Учитель НАУМКИНА АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА
Количество часов на учебный год 34
Количество часов в неделю 1
Программа (государственная, авторская) авторская
Авторы программы Ерофеева Л.В., Карпова О.В., Романовская К.В., Худенко Е.Д.
Программа по охране репродуктивного здоровья. – М., 2010 – 148 с
Количество плановых контрольных уроков ____
Административные контроли ____
Методические пособия, дидактический материал, дополнительная литература:
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
Целью программы является формирование мотивационно-ценностных установок к здоровому образу жизни как основы создания семьи, ответственному родительству у воспитанников. Развитие у подростков потребности быть здоровыми, сильными, чтобы в будущем реальным было создание семьи, которая может быть лучше, счастливее, чем та, в которой ты живешь – все это зависит только от тебя. Обучение призвано не только готовить подростков к семейной жизни и будущей роли родителей, но и способствовать сохранению их здоровья, формированию личности воспитанников.
Для реализации этих целей программы решаются следующие задачи :
- сформировать пространство, обеспечивая несовершеннолетних достоверной информацией по проблемам полового воспитания и сексуальных отношений;
- содействовать формированию навыков ответственного поведения, системы межличностных отношений, принятого в данном социо-культурном обществе;
- сформировать потребность в ответственном родительстве на основе усвоения системы нравственных ценностей и установок, определяющих личностную позицию человека.
Основные направления программы:
- формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планировании, семьи и ответственному родительству;
- освоение подростками обоего пола основных навыков коммуникативного поведения, развитие способности принимать осознанное решение;
- защита (методами воспитания и просвещения) физического и репродуктивного здоровья подростков;
- развитие механизмов саморегуляции поведения как основы антистрессового поведения в период полового созревания.
Учащиеся ДОЛЖНЫ УМЕТЬ :
- правильно организовывать режим дня;
- владеть культурно-гигиеническими навыками;
- сказать «НЕТ»;
- правильно и рационально питаться;
- предупреждать конфликты в семье;
- контролировать свои поступки, активно бороться со стрессом и агрессией.
Учащиеся ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ :
- основные принципы здорового образа жизни;
- правильно применять средства личной гигиены для мальчиков и девочек;
- основные способы борьбы со стрессом;
- семейный кодекс, брачный договор и имущественные права;
- инфекции, передаваемые половым путем.
Источник
Проект «Здоровьесберегающее пространство школы как основа сохранения репродуктивного здоровья учащихся».
Подростковый возраст чрезвычайно важен в физиологическом, психологическом, нравственном и социальном становлении человека. Именно в этот период завершается формирование всех функциональных структур организма, интенсивно протекают процессы роста и развития, в результате чего реализуется индивидуальная генетическая программа развития организма.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Здоровьесберегающее пространство школы как основа сохранения репродуктивного здоровья учащихся».»
Здоровьесберегающее пространство школы как основа сохранения репродуктивного здоровья учащихся
Лысенко Ольга Александровна учитель биологии и химии
Одной из проблем современной действительности является неблагоприятная демографическая ситуация. Крайне острой остается проблема бесплодия, высокого уровня общей и младенческой смертности, постнатальной патологии.
Рождение здорового ребёнка зависит от многих факторов. Ведущим является здоровье обоих родителей, их наследственность, образ жизни, наличие вредных привычек. При этом, наряду с перечисленными факторами, всё более заметную роль играют социальные, экономические и экологические факторы.
В последние годы установлено, что в десятки раз возросла заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП). Ежегодно. по данным Всемирной организации здравоохранения, регистрируется 333 миллиона новых случаев ИППП. Наибольший уровень ИППП зарегистрирован в наиболее активных репродуктивных возрастных группах: 20–29 и 30–39 лет.
Влияние ИППП на репродукцию человека проявляется наиболее ярко в том, что они способствуют передаче ВИЧ и ускоряют развитие СПИДа.
Негативная экологическая ситуация, использование продуктов питания, содержащих различные химические добавки, малоподвижный образ жизни, курение, употребление наркотиков, алкоголя, ранние и беспорядочные половые связи, заболевания передающиеся половым путем, все это сказывается на здоровье подрастающего поколения и на генофонде республики в целом.
Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков. В условиях неустойчивого развития экономики проблема здорового образа жизни населения приобретает социальную значимость.
Наиболее перспективным для сохранения репродуктивного здоровья населения является выделение в группу высокого риска подростков. Под репродуктивным потенциалом принято понимать возможность человека при вступлении в детородный возраст воспроизвести здоровое потомство.
Подростковый возраст чрезвычайно важен в физиологическом, психологическом, нравственном и социальном становлении человека. Именно в этот период завершается формирование всех функциональных структур организма, интенсивно протекают процессы роста и развития, в результате чего реализуется индивидуальная генетическая программа развития организма.
Снижение риска развития репродуктивной патологии в данной группе наряду с экологическим мониторингом и оптимизацией социально-экономических условий позволит улучшить здоровье общества, а значит и положительно изменить демографическую ситуацию в стране.
Поэтому необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Сохранение и укрепление репродуктивного здоровья подростков и забота о нем – одна из главных задач школьного образования.
Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Чем старше возраст школьников, тем больший процент ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойства и психологический дискомфорт. Особенно остро стоит проблема сохранения репродуктивного здоровья подростков, так как проблемы бесплодия, рождения ослабленных детей, рождения ВИЧ – инфицированных детей, зачастую связаны с недостаточным формированием здоровьесберегающей компетенции подростков в школе.
Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:
социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми;
увеличение учебной нагрузки, ростом требований к уровню подготовки выпускников;
недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей.
В процессе взросления проявляются дополнительные факторы, негативно влияющий на образ жизни детей и, как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение, употребление алкоголя и раннее начало половой жизни.
В настоящее время отмечается низкий уровень репродуктивных установок молодежи. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходим системный подход, единение взрослеющих детей и их родителей со специалистами различных структур и ведомств.
Актуальным стало формирование здоровьесберегающего пространства школы с целью сохранения репродуктивного здоровья учащихся. Проэкт предусматривает:
выявление и устранение тех факторов, которые сегодня влияют на заболеваемость подрастающего поколения;
изучение образа жизни школьника, умения рационально и с пользой для здоровья использовать время на труд и отдых;
пропаганда и стимулирование борьбы с вредными привычками;
проведение разъяснительной работы с учащимися по проблемам раннего начала половой жизни и заболеваний, передающихся половым путем.
Цели и задачи проекта
создание благоприятных условий для сохранения и укрепления репродуктивного здоровья учащихся, повышение их репродуктивного потенциала.
организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий;
расширение объема мероприятий по профилактике нарушения репродуктивного здоровья среди детей и подростков;
реализация идеи волонтерского движения подростков по формированию практических навыков здорового образа жизни у своих сверстников;
привлечение к сотрудничеству работников центра профилактики ВИЧ-инфекции, центра по планированию семьи, врача-нарколога и членов других общественных организаций;
формирование у каждого ребенка и подростка, их родителей чувства ответственности за состояние своего здоровья, в т.ч. и репродуктивного.
Реализации данного проекта предполагает формирование таких ключевых компетенций школьника:
здоровьесберегающей — понимание важности сохранения и укрепления своего здоровья, умения ответственно относиться к своим поступкам, понимание значения здорового образа жизни;
информационной — умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
коммуникативной — умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
самоорганизационной — умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;
самообразовательной — готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.
Мероприятия по реализации проекта направлены на:
формирование “здоровых” социальных связей со сверстниками, членами семьи, одноклассниками; объединения по интересам путем вовлечения подростков в проектную деятельность, работу клубов, творческих коллективов; организацию и проведение массовых мероприятий и акций, развитие волонтерского движения и общественных объединений.
формирование ответственного отношения к здоровью, «моды на здоровье; вовлечение в занятия физкультурой и спортом, обучение навыкам здорового питания, позитивному мышлению, проведение мероприятий по профилактике вредных привычек и разного рода зависимостей.
психо-сексуальное развитие личности, нравственное воспитание, профилактику инфекций, передающихся половым путем, подростковой беременности и абортов.
Нормативно-правовое обеспечение проекта:
— Конвенция о правах ребенка;
Этапы реализации проекта:
I этап: ноябрь 2017 — май 2018 г.г. (подготовительный): аналитический обзор опыта работы по формированию здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения; анализ работы школы в данном направлении. Разработка проекта с учетом проблем и потребностей общества.
создание предпосылок функционирования школы как здоровьесберегающего пространства.
приведение учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья учащихся.
обучение и начало деятельности активистов из числа учащихся;
организация работы классных руководителей.
II этап: сентябрь 2018 — май 2019 года (основной): реализация проекта по созданию здоровьесберегающей среды, его апробация и внедрение в школе. Поддержка, проведение и корректировка средообразующих мероприятий для школьников на школьном, поселковом уровнях.
формирование здоровьесберегающей среды школы.
организация и проведение диагностик уровня и качества работы по сохранению здоровья учащихся;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация деятельности педагогического коллектива по формированию здоровьесберегающей среды;
развитие волонтерского движения учащихся.
создание Подросткового Клуба
III этап: 2019 2020 кч. год. Анализ проделанной работы. Формирование мотивированного, согласованного годичного цикла мероприятий по сопровождению здоровьесберегающей деятельности школьников на уровне школы, поселка.
переход системы здоровьесбережения в режим функционирования.
организация здоровьесберегающей жизнедеятельности учащихся и профилактической работы;
отработка системы проведения мониторинга уровня здоровья учащихся школы;
формирование потребности здорового образа жизни у обучающихся.
укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье;
улучшение санитарно-гигиенических условий в школе;
налаживание эффективного межведомственного сотрудничества;
создание волонтерского движения подростков в школе, обучение их активным формам конструктивного общения, партнерских взаимоотношений, оказанию помощи сверстникам.
изменение восприятия проблемы педагогами, усвоение новых методов работы, сохраняющих здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе возможность повышения личностного и общественного статуса.
Эффективность проекта будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
количество прошедших обучение волонтеров;
оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации проекта;
уровень санитарно-гигиенического состояния школы;
итоги диспансеризации учащихся школы;
снижения уровня заболеваний, передающихся половым путем;
повышение уровня информированности подростков по вопросам сохранения репродуктивного здоровья.
Достижение поставленных задач будет оцениваться в ходе анализа ситуации экспертной группой из представителей администрации, учителей, представителей родительской общественности.
— средства Попечительского Фонда школы;
— добровольные пожертвования юридических и физических лиц.
Организация учебно-воспитательного процесса:
организация питания учащихся;
соблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
компенсация недостаточной двигательной активности учащихся за счет организации динамических пауз, физкультминуток, спортивных секций, Дней здоровья и спорта, спартакиад, организации внеклассной работы по физической культуре;
широкое применение воспитательных технологий: классных часов, викторин, конкурсов, игровых программ.
Организация волонтерских групп учащихся
Волонтерские группы организуются из числа взрослых и подростков от 14 лет для проведения первичной профилактики среди сверстников и младших школьников.
Работа организуется через малые группы сотрудничества, в которых выстроена система обучения, взаимообучения, взаимотренировки и передачи информации в социум по принципу “подросток – подростку”.
Обучающий этап состоит из учебно-практического курса, включающего три тематических блока:
“Познай и усовершенствуй себя”.
“Наша жизненная позиция: здоровый образ жизни и помощь другим”.
“Наши знания об алкоголе и наркотиках”.
“Мой дом — моя крепость”
“Моё здоровье в моих руках”
“Всему свое время!”
“Равный обучает равного”
Основными методологическими подходами при реализации учебно-практического курса являются: прецедентное обучение (участники сами делают выводы из создаваемых ситуаций), использование методик завязывания эмоционального контакта: ролевые игры, тренинги общения, упражнения, “живые” анкеты и другие формы.
Развивающий этап – это занятия в творческих мастерских, кружках, секциях по свободному выбору.
Творческий этап включает ряд творческих, конкурсных, игровых и других досуговых программ.
Организация взаимодействия с заинтересованными ведомствами
Предполагается сотрудничество в области профилактической работы со специалистами Республиканского СПИД — центра, специалистами Республиканского центра по планированию семьи, врачом-наркологом, с сотрудниками психологической службы, районного Дома детского творчества.
“круглые столы”, диспуты, беседы, классные часы;
Сотрудничество с родителями
Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.
Поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе.
Предстоит организовать работу по следующим направлениям:
формирование банка данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт);
организация родительского всеобуча по тематике “Здоровый ребенок – здоровое общество”;
организация деятельности Родительского клуба;
Источник