План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
План
мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2» с целью повышения качества образования на 2018-2019 учебный год
1. Диагностика, коррекция и развитие учащихся
Организация и проведение регулярных медицинских осмотров и диспансеризации обучающихся школы
Анализ заболеваемости учащихся, учет учащихся по группам здоровья
Мониторинг состояния здоровья учащихся
в течение учебного года
Организация занятий специальной группы для занятий физической культурой
Разработка комплексов физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья
Проведение подвижных перемен и игр на свежем воздухе
в течение учебного года
кл. рук. 1-4 кл, учителя, физкультуры
Проведение на уроках специальной гимнастики на осанку, гимнастики для снятия утомления глаз учащихся
в течение учебного года
2. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
Поддержание в общеобразовательном учреждении надлежащих санитарно-гигиенических условий
Зам. директора по АХЧ,
Соблюдение воздушного и светового режима в школе
Зам. директора по АХЧ,
Обеспечение школы школьной мебелью (парты, столы, стулья ученические) в соответствии с возрастными биологическими особенностями детского организма и функциональным назначением
по мере необходимости
Управление образования, администрация школы
Регулярное проведение объектовых тренировок
в течение учебного года (по графику)
Зам. директора по безопасности
Оформление листков здоровья в классных журналах
Организация горячего питания
3. Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа
Организация работы с учащимися, мотивированными на успешное обучение, путем участия в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах с целью профилактики учебных перегрузок
Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних заданий
Реализация профилактической программы «Все цвета, кроме черного».
Проведение тематических занятий по правилам ЗОЖ
Проведение акции «Здоровье – твое богатство»
Зам. директора по ВР, кл. рук.,
Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни
Создание на школьном сайте тематической страницы «Здоровье»
Зам. директора по ВР, отв. за сайт
Публикации в СМИ о проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников
Зам. директора по ВР, учителя физкультуры
4. Оздоровительно- профилактическая работа
Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках, профилактики близорукости и сколиоза, режима проветривания кабинетов на переменах
Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок учащимся
Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (лекции, беседы, вечера)
Проведение Дня здоровья
Зам. директора по ВР
Работа спортивных секций
Руководители спортивных секций
Организация летней оздоровительной кампании
Зам. директора по ВР
4.1 Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия
Районная Спартакиада школьников.
декабрь, февраль, май
Соревнования среди допризывной молодежи.
Проведение Легкоатлетической эстафеты на призы газеты «Каширские известия».
Проведение районного легкоатлетического пробега
Слет-соревнование «Школа безопасности»
зам. директора по безопасности
«Веселые старты» Спартакиада среди школьных команд
Участие обучающихся в массовых районных мероприятиях, акциях, направленных на формирование ЗОЖ
в течение учебного года
зам. директора по ВР
Развитие материально-технической базы образовательного учреждения в части приобретения спортивного, медицинского оборудования
5. Работа по преодолению у учащихся вредных привычек
Индивидуальные беседы с детьми «группы риска»
Тематические классные часы о вреде алкоголя, курения и употребления наркотиков
Анкетирование учащихся по проблемам наркомании, алкоголизма, курения.
зам. директора по ВР
Проведения добровольного диагностического экспресс-тестирования
зам. директора по ВР
6. Работа с родителями.
Включение в повестку родительских собраний выступлений по темам оздоровления учащихся («Профилактика асоциальных явлений», «безопасность на дорогах»).
зам. директора по ВР,
зам. директора по безопасности
Приглашение на родительские собрания медицинских работников
зам. директора по ВР
Организация индивидуальных консультаций для родителей
Выступление на родительских собраниях
зам. директора по ВР,
зам. директора по безопасности
Участие родителей на спортивно-оздоровительных мероприятиях
Источник
«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»
методическая разработка
«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_fizicheskogo_zdorovya_obuchayushchihsya._organizatsiya_fizkulturno-ozdorovitelnoy_raboty_v_ramkah_ukrepleniya_i_sohraneniya_zdorovya_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Гниловская основная общеобразовательная школа»
«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»
Власова Зинаида Николаевна
учитель физической культуры
I квалификационная категория
Здоровье – важнейшая ценность человека. В последние годы серьезную тревогу вызывает здоровье учащихся, рост различных заболеваний, массовые вспышки опасных инфекционных болезней. Действительно, к числу причин, способствующих ухудшению физического и психического здоровья школьников, относятся учебная и эмоциональная перегрузка учащихся. Симптомы перегрузки: неуверенность, нервозность, усталость, рассеянность, чувство постоянной нехватки времени, суетливость, приводящая к импульсивности и поверхностности выполнения работы.
Период школьного обучения основной и самый длительный период взросления ребенка и учебная деятельность школьника протекает на фоне глубочайших перестроек всего организма. Состояние здоровья — один из важнейших факторов, определяющих учебную деятельность. Существуют два п у т и с о х р а н е н и я з д о р о в ь я д е т е й .
1) Построение обоснованного учебно-воспитательного процесса.
2)Обучение детей укреплению собственного здоровья (формирование
В основе первого направления лежат следующие положения:
— соблюдение санитарно-гигиенических норм;
— положительный психологический микроклимат в классе;
— расписание занятий, составленное с учетом степени трудности
— рациональное чередование умственной и физической деятельности.
Одним из важнейших средств сохранения и укрепления здоровья является двигательная активность. Рациональное сочетание умственной деятельности и активного отдыха — необходимое условие профилактики перенапряжения нервно-мышечной системы. Движение -это универсальное лекарство против любого стресса (считается, что самостоятельные и контрольные работы в школе являются сильнейшей стрессовой ситуацией). Двигательная активность снимает нервное и умственное напряжение, способствует стимуляции мозговой деятельности улучшает кровообращение. Урок физической культуры — главное звено в системе физического воспитания общеобразовательной школы. Он является для всех учащихся обязательной формой занятий. Поэтому его содержание и форма должны иметь мотивированность для занятия учащимися физической культурой и укрепления своего здоровья, что позволяет поддерживать интерес к предмету. Исходя из показателей здоровья каждого обучающегося, я стараюсь урок построить с учетом их физического развития, давая нормированные нагрузки. К учащимся подхожу строго индивидуально, в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности каждого ученика в рамках здоровьесберегающей технологии. При этом, реализуя физкультурно-оздоровительное развитие учащихся, воспитываю в них такие драгоценные человеческие качества как веру в свои силы, волю и умение преодолевать трудности, настойчиво идти к цели, товарищество, дружбу и т.д.. Все это на спортивных соревнованиях способствует достижению уровня спортивных успехов.
На обычных уроках я использую различные методы здоровьесберегающих технологий. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяют две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). На своих уроках я часто использую развивающие упражнения, практический метод, ситуационный, игровой метод, соревновательный метод. Уроки физической культуры для учащихся основной группы носят оздоровительно-тренирующий характер, получают разностороннюю нагрузку на различные группы мышц, развиваютосновные физические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость, координацию. На уроках физической культуры дети обучаются основным двигательным действиям и умениям, навыкам игры в волейбол, баскетбол и т.д. Большая работа проводится и со школьниками, отнесенными к
специальной медицинской группе. И здесь основным направлением является формирование потребности в систематических занятиях физической культурой, активного отношения к своему здоровью. Занятия физической культурой с данным контингентом обучающихся должны строиться в соответствии с принципом оздоровительной направленности. Работать с такими детьми одновременно и сложнее, и легче, чем в основной группе. Сложнее в отношении организации занятий. Необходимость четкого дозирования нагрузки, индивидуальный подбор упражнений, очень слабая физическая подготовленность занимающихся -это далеко не полный перечень трудностей, с которыми приходится сталкиваться учителю.
В последнее время тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным.
Учебный процесс и здоровье ребенка разделить на отдельные понятия невозможно.
Главной отличительной особенностью предмета «Физическая культура» является приоритет здоровья. И на первое место поставлен принцип «Не навреди, а помоги». Этот принцип действует на всех уроках физической культуры: в соблюдении техники безопасности, в соблюдении правил игр и соревнований, в развитии и совершенствовании физических и психических качеств.
На уроках физической культуры применяется физкультурно-оздоровительная технология (ФОТ). К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Уроки физкультуры проводятся на улице, в спортзале.
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью помогают внеклассные мероприятия. Регулярно проходят мероприятия, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. В нашей школе работа по здоровьесбережению стоит на первом месте. Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей проводятся не только на уроках физической культуры, но и на других предметах.
Ежедневно утро в школе начинается с зарядки, на уроках проводятся физкультминутки, на переменах учащиеся играют в настольный теннис, волейбол и т.д.
Одна из важнейших задач учителя физической культуры в школе – повышение активности учащихся путем вовлечения их в различные формы внеурочных и внеклассных занятий и мероприятий.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность нацелена на формирование у учащихся, родителей, педагогов осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также на профилактику вредных привычек, охват максимального количества учащихся школы оздоровительными мероприятиями. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, дни здоровья и т. д. Ведётся совместная работа учителя физической культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья. Дети в наших школах учатся с разными интеллектуальными и физическими возможностями. Те дети, которые не могут проявить себя в учёбе, как правило, показывают хорошие результаты в физической культуре, становятся лучшими спортсменами школы, участвуют в различных соревнованиях.
В своей работе особое внимание уделяю основным направлениям развития учащихся средствами физического воспитания на основе индивидуального — дифференцированного подхода с учётом психолого-педагогических исследований. В центре внимания ставятся вопросы физического воспитания, здоровья детей и подростков, техники безопасности во время занятий физической культурой.
Для решения поставленных задач в нашей школе используются следующие виды работы:
- Оздоровительно-профилактическая работа.
- Проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
- Работа по преодолению у учащихся вредных привычек.
- Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа.
- Работа с родителями.
Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа
Мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению школьников, родителей
Источник
Сохранение и укрепление здоровья учащихся на уроках и во внеурочное время
статья на тему
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Важным условием решения этой задачи для любого учителя-предметника является урок как ведущая организационная форма учебной деятельности. Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokhranenie_i_ukreplenie_zdorovya_uchashchikhsya_na_urokakh_i_vo_vneurochnoe_vremya.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление здоровья учащихся
на уроках и во внеурочное время
Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. По данным исследований ученых до 30% детей, приходящих в школу, уже имеют хронические заболевания. Во время обучения за 11 лет пребывания в школе этот процесс усугубляется. Сказывается ухудшение социальных условий, недостаточность медицинского сопровождения, ухудшение питания, возрастающие учебные нагрузки. Все это ухудшает состояние здоровья школьников. С другой стороны учащиеся мало получают системных знаний о своем здоровье, о том, как его сберечь, не имеют практических навыков заботы о своем здоровье. Некоторые сведения, полученные школьниками на уроках биологии, физической культуры, основах безопасности жизнедеятельности не систематизированы, малоэффективны в формировании здоровья и здорового образа жизни. В учебно-воспитательной деятельности не всегда соблюдаются здоровьесберегающие формы и методы работы, что является следствием увеличения хронических заболеваний школьников, состоящих на диспансерном учете. Именно поэтому проблемы сохранения здоровья, формирования основ здорового образа жизни становятся актуальными и являются одним из необходимых условий достижения высокого качества обучения и воспитания.
Важным условием решения этой задачи для любого учителя-предметника является урок как ведущая организационная форма учебной деятельности.
Лобачевский Николай Иванович был не только выдающимся математиком, но и талантливым педагогом. Говоря о традициях в педагогике и образовании, их значении, он высказался следующим образом: «Моё мнение: ничего не уничтожать, и всё усовершенствовать».
Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение, утомления.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.
Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Задача учителя — попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Хорошие результаты во всех 5-6 классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. ( Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами).
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Учителя применяют различные физкультминутки: это и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев и различные упражнения, которые улучшают кровообращения головы, упражнения для снятия статического напряжения, и просто разминку. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношений к себе и своему здоровью.
Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.
Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее упражнение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин. Это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.
Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Также всем известная игра “Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальное вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят.
В 10-11 классе полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.
Итак, назовем основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
— рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
— в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
— количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;
— в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
— в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);
— обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
— должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
— необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
— необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
— на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
— нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
— необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью — 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
— необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Таким образом, становится понятным, что применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю-предметнику. И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден, и мы все поймем, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся во внеклассной работе (Из опыта работы классного руководителя Лариной Ларисы Николаевны)
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием «здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Для того, чтобы ребенок стал физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы учитывались следующие проблемы:
- Ухудшение социального положения семей обучающихся;
- Необеспеченность детей полноценным питанием;
- Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
- Невысокий уровень общей культуры населения.
Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся может быть построена из следующих блоков: I блок – ресурсное обеспечение:
- Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
- Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
- Питание в школьной столовой;
- Наличие справочной и художественной литературы.
II блок – организация учебного процесса:
- Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки учащихся;
- Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
- Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
- Индивидуализация обучения.
III блок – просветительско-воспитательная работа с обучающимися и родителями:
- Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
- Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
- Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;
- Организация подвижных игр;
- Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физкультминуток, гимнастики для глаз;
- Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.
V блок – профилактика:
- Привлечение медработника к просвещению родителей.
Деятельность учителя – классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья школьника:
- Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
- Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
- Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
- Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
- Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
- Формирование у обучающихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
Одной из основных тем воспитательной работы в 9«А» классе является тема «Здоровый образ жизни – основа формирования гражданских качеств личности ребенка». Чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся проводятся беседы- «Правила поведения в школе, на улице», «Режим дня», «Спутники стресса: тревога, страх, агрессия»; экскурсии-«В природе должно быть чисто и красиво», «Славная осенняя пора», «Красота зимы». Традицией стало проводить каждую весну походы — «День здоровья», «Веселые старты»; «Рыцарские турниры» ко Дню защитника Отечества. Прошел диспут «Что такое хорошо и что такое плохо», читали и обсуждали произведения В.Осеевой и Л.Толстого о поступках детей, делали выводы. Провели круглый стол «Здоровью поможет гигиена одежды и кожи»; ролевую игру «А можно ли это детям» по профилактике вредных привычек. Для профилактики дорожного травматизма прошло «Путешествие в страну дорожных знаков».
С детьми провожу инструктажи по технике безопасности, профилактике гриппа и простудных заболеваний, физкультминутки, зарядку для снятия утомления глаз, каждый день до начала уроков проходит зарядка. Каждый месяц проводим генеральную уборку класса. Дети посещают спортивные секции в школе.
Чтобы сохранить здоровье детей необходимо сотрудничество с родителями. Проведены такие родительские собрания «Режим дня в жизни школьника», «Пути преодоления вредных привычек у подростков», «Причины и последствия детской агрессии». На собраниях проводятся анкеты, даются памятки, анализируются ситуации, что пример родителей имеет большое значение, даются консультации-какие упражнения выполнять, чтобы снять зрительное утомление, как правильно чистить зубы, правильно питаться, как исправить осанку, посадка во время подготовки домашних заданий. Родители знакомятся с комплексом физкультминуток, с памятками по профилактике гриппа, простудных заболеваний, по профилактике дорожного травматизма.
Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
Очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников оказывает структура урока. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть гибкой, но обязательно учитывать динамику работоспособности школьников. Во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивости работоспособности (следующие 20-25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т. к. развивается утомление. Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводить под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются: — Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
— Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
— Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению учителя используют различные методы и приёмы: практический метод, игровой, соревновательный, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:
— частую смену позы,
— ненужное перекладывание предметов,
— разговор с соседом,
— увеличение количества ошибок в ответах,
— не восприятие вопроса,
— задержка с ответом,
— частые подглядывания на часы в ожидании конца урока.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
— строгая дозировка учебной нагрузки;
— построение урока с учетом работоспособности учащихся;
— соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
— благоприятный эмоциональный настрой;
— проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Не нужно забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4 -7 смен видов деятельности на уроке: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий
— ориентировочная норма средней продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности— 7-10 минут;
— число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. — не менее трех;
— чередование видов преподавания — не позже чем через 10-15 минут;
— наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.
Это такие методы:
— метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
— активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
— методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимоконтроля);
— место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
— позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы);
— физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения.
Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: «Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.), используемые учителем методы повышения этой мотивации; психологический климат на уроке; наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. способствуют снятию напряжения, лучшему усвоению изучаемого материала.
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
- плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма — не менее 60% и не более 75—80% ;
- момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
Эти признаки определяются в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе.
Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе зд.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.
Представлен опыт учителя по применению здоровьесберегающих образовательных технологий в УВП.
Мой самоанализ, работы за три года.
Одной из приоритетных задач современного образования должно стать формирование культуры здоровья подрастающего поколения. Важнейшая роль в сохранении и укреплении здоровья принадлежит самому чело.
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При это.
Источник