Проект «Здоровый образ жизни»
специалист в области арт-терапии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
_____________________________________________________________
143980, Московская область, город Балашиха, мкр Железнодорожный, улица Калинина, дом 7
Проектно — исследовательская работа
на тему: «Здоровый образ жизни»
обучающийся 9 «А» класса
В индивидуальном исследовательском проекте по физической культуре на тему «Здоровый образ жизни» автор анализирует теоретические данные о принципах правильного питания и роли физических нагрузок для поддержания здорового образа жизни и сохранения своего здоровья.
Подробнее о работе:
В процессе ученической исследовательской работы по физической культуре «Здоровый образ жизни» автором приводятся доказательства того, что здоровье человека напрямую зависит от того образа жизни, который он ведет, и для формирования у подрастающего поколения правильно представления о здоровье и красоте необходимо освещать принципы здорового образа жизни среди учеников школы.
Готовый проект по физкультуре о здоровом образе жизни был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью. Проект направлен на укрепление здоровья детей. Проект углубляет у учащихся основные сведения о здоровом образе жизни, о факторах, влияющих на здоровье. Данная деятельность направлена на активизацию знаний по сохранению своего здоровья.
1. Что такое ЗОЖ? . 4 стр.
3. Двигательная активность………………………………………………..6 стр.
Используемая литература…………………………………………………10 стр.
Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% — от действия окружающей среды, 10% — от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Думается, ни у кого нет сомнения в том, что здоровый образ жизни ведет к процветанию. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своего жизненного потолка даже в идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, которых среди ведущих здоровый образ жизни существенно больше.
Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».
Моя исследовательская работа посвящена тому, как современный школьник оценивает свое здоровье и придерживается ли он здорового образа жизни.
Цель исследовательской работы : формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, понимания изначальности и необходимости здоровья, обучение способам его сохранения и укрепления.
Задачи исследовательской работы:
создание благоприятных условий для формирования у обучающихся ценностного отношения к ЗОЖ, как к одному из главных путей в достижении успеха;
воспитание активной жизненной позиции, ответственное отношение к своему здоровью;
сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся;
популяризация преимуществ ЗОЖ;
внедрение инновационных технологий по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.
Задачи исследовательской работы:
· создание благоприятных условий для формирования у обучающихся ценностного отношения к ЗОЖ, как к одному из главных путей в достижении успеха;
· воспитание активной жизненной позиции, ответственное отношение к своему здоровью;
· сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся;
· популяризация преимуществ ЗОЖ;
· внедрение инновационных технологий по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни;
· повышение мотивации здорового образа жизни, формирование индивидуального способа физического самосовершенствования;
· снижение показателей уровня заболеваемости среди обучающихся.
Объектом нашей работы является формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
Ключевые понятия:> здоровье, здоровый образ жизни, двигательная активность
Гипотеза : Подростки могут грамотно объяснить, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, но практически нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Здоровый Образ Жизни — это совокупность принципов поведения, мероприятий и привычек, способствующих оздоровлению и укреплению организма, активизации иммунитета и улучшению самочувствия.
ЗОЖ – это существенно более сложное понятие, включающее не только физическую активность и грамотно составленный рацион. Здоровый образ жизни – это особый подход ко всем аспектам собственного здоровья. Он включает в себя определенные привычки и принципы поведения, направленные на укрепление всех систем организма.
В здоровом теле – здоровый дух У природы есть закон – счастлив будет только тот, кто здоровье сбережет. Прочь гони-ка все хворобы! Поучись-ка быть здоровым! Необходимо воспитание у каждого человека: ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; ответственного отношения к обеспечению личной безопасности, безопасности общества и государства.
Что же входит в само понятие здоровый образ жизни? По мнению учащихся 8-9 классов в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие компоненты:
· отказ от вредных привычек.
Правильное питание – наличие в меню всех необходимых питательных веществ. Правильное питание – это сбалансированное питание с поступлением всех необходимых веществ, углеводов и клетчатки, нужного количества витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Правильное питание – это ограничение поступления вредных веществ.
Начать ограничивать себя нужно от более вредного к менее вредному.
Основные принципы правильного питания:
· Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма.
· Сбалансированность рациона, т.е. соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма.
Правильный режим питания:
· Прием пищи в одно и тоже время.
· 4-5 разовое питание.
· Интервалы в приеме пищи должны составлять не менее 3-х и не более 5 часов.
· Интервал между ужином и началом сна должен составлять 3-4 часа.
Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.
Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды.
Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.
Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.
Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма,
на повышение потенциала здоровья. Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека.
Недостаточная физическая активность является одним из основных факторов риска смерти в мире и ее уровни во многих странах растут, что увеличивает бремя НИЗ и сказывается на общем состоянии здоровья по всему миру. У людей, которые недостаточно физически активны, на 20%-30% выше риск смертности по сравнению с теми, кто уделяет достаточно времени физической активности.
Регулярная физическая активность улучшает состояние мускулатуры, а также сердечной и дыхательной системы; улучшает состояние костей и функциональное здоровье; снижает риск развития гипертонии, ишемической болезни сердца, инсульта, диабета, различных видов рака (включая рак молочной железы и толстой кишки), а также депрессии; снижает риск падений, а также переломов шейки бедра и позвоночника; и лежит в основе энергетического обмена и поддержания нормального веса.
Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для лиц любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон.
К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также соблюдение чистоты при приготовлении пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела.
Что такое вредная привычка? Вредная привычка это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки.
К вредным привычкам можно отнести следующие действия:
Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия.
80% всех ДТП происходят по вине водителей, находящихся в алкогольном опьянении. Алкоголизм – это форма химической зависимости.
При отравлении алкоголем: срочно вызвать скорую помощь; вызвать рвоту; дать активированный уголь; перевернуть пострадавшего лицом вниз. при нарушении дыхания или сердечной деятельности — сделать ИВЛ и непрямой массаж сердца.
«Не СПИД и не туберкулез погубит РОССИЮ, а «пивной алкоголизм» среди юного поколения»- сказал Геннадий Онищенко, бывший Главный санитарный врач РФ.
Наркомания — хроническое прогредиентное (развитие болезни с нарастанием симптоматики) заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков. Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.
Наркомания – это тяжелое хроническое заболевание, вызываемое злоупотреблением и приобретенной патологической зависимостью организма от успокаивающих, одурманивающих, погружающих в видения веществ (наркотиков). Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.
Вещества по типу воздействия:
Ø стимуляторы (кокаин, амфитамины, кофеин, никотин и др.);
Ø депрессанты (успокаивающие и снотворные препараты, все вещества группы опия);
Ø галлюциногены (ЛСД, марихуана, «экстази», кетамин, некоторые грибы и кактусы).
Ø бессонница и бледность;
Ø сухость слизистых оболочек;
Ø постоянно заложенный нос;
Ø дрожащие руки с исколотыми и воспаленными венами;
Ø частая зевота и чихание;
Курение — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.
« Курить опиум- все равно, что выпрыгивать из поезда на полном ходу» Жан Кокто. Горящая сигарета-это фабрика по производству более 4000 различных химических соединений и ни одно из них не приносит пользу организму человека:
Ø синильная кислота и мышьяк,
Ø стирол и фенол
Ø нервно-сердечные яды
Ø радиоактивный полоний
Ø канцерогенные смолы
Всего 400 компонентов. УМСТВЕННЫЙ ТРУД И КУРЕНИЕ — НЕСОВМЕСТИМЫ!
При отравлении никотином: дать жидкости (чай, сок, вода) вызвать рвоту, дать активированный уголь.
Сотовые телефоны. Результаты современных исследований влияния сотовых телефонов на состояние здоровья людей. Общие показатели самочувствия и возникающие симптомы у пользователей сотовыми телефонами:
Ø головные боли,
Ø ощущение «тепла» около/ за ухом,
Ø неврологические расстройства,
Ø повышенная утомляемость,
Ø повышение температуры тела и др.
Использование сотового телефона детьми до 16 лет оказывает негативное действие на их здоровье. Растущие и развивающиеся ткани наиболее подвержены неблагоприятному влиянию электромагнитного поля, а активный рост человека происходит с момента зачатия примерно до 16 лет. В эту группу риска попадают и беременные женщины. канцерогенного действия; нейрофизиологические нарушения: отрицательное влияние на биоэлектрическую активность мозга; на внимание и способность концентрации; на познавательную функцию; на сон; на сердечнососудистую систему; на эндокринную систему; локальные тепловые эффекты.
Последствия вредных привычек:
· Нарушение здоровья: заболевание печени; сердца; легких; сосудов; желудка и др.
· Инфекции и СПИД.
· Нарушение духовных качеств.
· Преступления против личности и общества.
Тема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения очень актуальна, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается количество учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало учащихся имеют вредные для здоровья привычки, что очень пагубно сказывается, как на духовном, так и физическом состоянии здоровья.
Здоровый образ жизни — общепризнанный, надежный, действенный способ сохранения и укрепления здоровья людей.
В ходе работы наша гипотеза полностью оправдалась. Подростки могут объяснить, что включает в себя понятие Здоровый образ жизни, но практически нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.
Все знают, что такое здоровый образ жизни, его составляющие, но очень мало детей, которые его соблюдают.
Для пропаганды здорового образа жизни совместно с одноклассниками были разработаны буклеты и видеоролик(презентация) по пропаганде здорового образа жизни.
Список используемой литературы
Артемьева, Т. Вне зависимости / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 64-71. О алкогольной и наркотической зависимости, лечение.
Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 1. – С. 32-39. О системе оздоровления.
Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010. – № 11. – С. 3.
Веч, Г. «Защитить сердцем» / Г. Веч // НаркоНет. – 2010. – № 6. – С. 48-49. Профилактика наркомании.
Генеральная уборка организма // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 20-24. Очищение организма
Источник