Неделя «Психического здоровья»
план-конспект по зож
Неделя психического здоровья.
10 октября ежегодно с 1992 года отмечается всемирный день психического здоровья.
В преддверии Дня психического здоровья с 5 по 9 октября , мною была проведена Неделя психического здоровья.
В рамках данной недели проводились мероприятия, акции, в которые были вовлечены дети и сотрудники школы.
Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество.
Цель практической работы— это психическое здоровье ребенка, а личное развитие — условие достижения этого здоровья. Нарушение психического здоровья связано, как с соматическими заболеваниями, или дефектами физического развития, так и с неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребенка и связанными с социальными условиями.
Признаки психического здоровья:
— способность справляется с трудностями в сложных незнакомых ситуациях;
— чувство уверенности и доверия
— формы проявления эмоций и поведения соответствуют и вероятным чувствам ребенка;
— достаточный диапазон чувств.
Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание:
— к внутреннему миру ребенка: в его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;
— обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающей личности.
1. Привлечение внимания родителей к профессиональной деятельности педагога-психолога школы.
2. Психологическое просвещение педагогов и родителей.
3. Формирование интереса взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии.
4. Повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
5. Создание положительной эмоциональной атмосферы в школьном учреждении.
6.Мотивирование родителей на участие в образовательной деятельности школы.
В первый день «Мое душевное здоровье»
Цель: знакомство детей с понятием «душевное здоровье».
Задачи: познакомить детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющими;
Обучение навыкам взаимодействия, сотрудничества;
Создание чувства сплоченности коллектива;
Снятие напряжение, релаксация;
«Здравствуйте, ребята. Знаете ли вы, какой сегодня день? (ответы детей). Правильно, сегодня День Здоровья. Вы уже наверняка побеседовали о здоровье человека? Что такое, по-вашему, значит быть здоровым человеком? (ответы детей). Я хочу вам рассказать о том, что кроме физического здоровья есть здоровье душевное. Как вы понимаете это? (ответы детей).
Давайте начнем наше занятие с разминки. Упражнение называется «Клубочек». Я предлагаю вам сесть в круг и, передавая клубок ниток любому ребенку, говорить ему что-нибудь приятное. При этом каждый, кто передает и кому передается клубок, наматывает часть нитки на свой палец».
Психолог показывает, как это нужно делать. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.
«Посмотрите, мы все связаны одной нитью. Давайте слегка натянем ее, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое».
Цель: развивать умения передавать эмоциональные состояния с мимикой;
Закрепить знания об эмоциональных состояниях;
Задачи: обучение адекватным способам выражения своих эмоций, душевного состояния;
Закрепление навыка взаимодействия в парах;
Развитие умения выражать свое отношение к окружающим при помощи слов, жестом, мимики, эмоций;
Создание положительного эмоционального настроения.
Как оставаться в хорошем настроении?
— Ты такой мудрый.
Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
— И это всё? — недоумённо спросил ученик.
— Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал:
— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
-— То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.
Я предлагаю вам игру «Поссорились-помирились». Для этого вам нужно разбиться на пары».
Психолог предлагает каждому ребенку взяться за конец любой веревки (середины находятся в руках у психолога) и потянуть. Те дети, кто взялся за концы одной веревки, образуют пару.
«Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это произошло? (дети изображают). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают). Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей). Давайте беречь друг друга и не ссориться!
«У каждого человека свой характер. Нам трудно изменить окружающих людей, но такое качество характера как терпение, помогает нам жить среди тех, кто нам нравится и не нравится. Что такое терпение, как вы это понимаете? (ответы детей). Терпимость – это способность принимать себя и окружающих такими, какие они есть. Терпимый человек не делит мир на черное и белое, людей на плохих и хороших. Никто не обязан думать, чувствовать и поступать так, как вы. У всех есть положительные и отрицательные качества. Мы часто замечаем недостатки друг друга. Но умеем ли мы хвалить своих друзей или недругов, находить в них что-то хорошее?».
В конце дня, мы решили нарисовать портреты друг друга необычным образом. Один человек держал перед собой рамку со стеклом, а второй обводил по стеклу лицо своего напарника, таким образом создавая портрет.
Третий день был обозначен как «Уроки доброты».
Цель: формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;
Задачи: учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость; воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим; развивать творческие возможности детей.
Добрые пожелания сотрудникам школы оставляли ребята на плакате «детские ладошки», Пожелания любви, счастья, доброты, удачи, радости, успехов, а большинство – терпения – писались на ладошках.
На плакате «Радуге настроения» было написано много пожеланий. Пожелания начали писать дети, а потом с удовольствием присоединились сотрудники.
В этот день дети подготовили позитивные объявления, которые были расклеены по школе и принесли много хорошего настроения и радостных моментов не только ученикам всей школы, но и многим педагогам, которые ими воспользовался.
В четверг много было обсуждений на тему «Как совладать со своими эмоциями «
Цель: познакомить учащихся с понятием «эмоциональная саморегуляция», дать представление о различных методах саморегуляции; развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний..
Задачи: формирование у учащихся способность к осуществлению контрольной функции.
Упражнение «Измени свой пульс»
Нащупайте у себя на запястье место, где биение сердца ощущается отчётливее всего. Сосчитайте количество ударов в течение 15 секунд, умножьте полученный результат на 4. Так мы вычислим количество ударов в минуту.
Закройте глаза. Расслабьтесь. Вспомните и во всех деталях представьте ситуацию, когда вы сильно радовались. (Даю 2 минуты).
Сосчитайте пульс теперь. Запишите.
Далее предлагается вспомнить ситуации, когда ребята сильно боялись, испытывали обиду, чувствовали себя счастливыми. После каждого из воспоминаний фиксируется пульс и отмечается, как он изменяется по сравнению с предыдущими измерениями.
Так при каких же обстоятельствах нам может пригодиться умение произвольно изменять своё состояние? От чего зависит, насколько хорошо или плохо это получается у того или иного человека?
Итак, ребята, это упражнение очень ярко демонстрирует, как наши физиологические реакции зависят от эмоционального состояния. Мы можем самостоятельно контролировать психологическое и физическое состояние через направленное воображение: представление тех ситуаций, которые подразумевают желательные изменения.
Нередко в нашей жизни возникают ситуации, требующие восприятия информации одновременно из нескольких источников и быстрой реакции на неё. Можете ли вы привести примеры из жизненного опыта, когда на человека специально обрушивают сразу слишком много информации, чтобы он растерялся, утратил возможность здраво мыслить? Какие рекомендации вы можете дать себе и другим, чтобы не растеряться, если вдруг возникнет такая ситуация?
Упражнение «Два дела»
Выбирается водящий и 3 помощника. Водящий садится на стул в центре комнаты. Первый помощник садится на стул против водящего и начинает совершать различные движения, постоянно меняя их. Водящий копирует движения, являясь как бы «зеркалом». Два других помощника в это же время садятся по бокам от него и начинают быстро поочерёдно задавать любые вопросы водящему. Тот должен, не прекращая повторять движения, отвечать на вопросы, желательно, логично и по смыслу.
Упражнение продолжается 1-2 минуты, затем приглашаются другие участники.
Мы тренировали умение распределять внимание между несколькими действиями, уверенно вести себя и не теряться в ситуации информационной перегрузки. Это, конечно, трудно, но возможно. Нужны только тренировка и ваше желание.
Есть способы, направленные на прекращение, угасание уже возникшей эмоции. Это, прежде всего, внутреннее расслабление и самовнушение успокаивающего характера.
По итогу дня, ребята написали на бумажках свои ситуации и опустили их в урны проблем.
Пятый день «День комплиментов»
Цель: научить учащихся красиво делать комплименты.
Задачи: сплотить коллектив, воспитывать любовь, уважение и доброе отношение к своим друзьям, педагогам, создавать атмосферу радости, развивать познавательную активность учащихся.
Проведена психологическая акция «День комплиментов». Каждый сотрудник мог составить комплимент себе, и по желанию тайному другу, выразить его родителям, детям, любому сотруднику школы при встрече, или оставить свои написанный комплимент в шкатулке «тайный мастер». Проходя мимо, каждый желающий мог взять себе записочку с комплиментом.
А так же с понедельника по пятницу работала «Почта доверия», где сотрудники и дети имели возможность высказать свои мнения, сделать предложения о мероприятиях «Недели». Все делились своими впечатлениями, полученными результатами. «Неделя…» получилась целостной и законченной, ведь удалось вовлечь многих сотрудников и детей.
Педагог-психолог: «Наша неделя психического здоровья подошла к концу. Что вы поняли, что запомнили из нашей недели? Хочется ли вам быть здоровыми людьми? Что нужно для того, чтобы сохранить свое душевное здоровье? Что вам понравилось на занятии, что не понравилось?» (подведение итогов детьми). Ребята поделилась впечатлениями о мероприятиях, в которых они участвовали. Всем нам приятно, когда у нас и у окружающих хорошее настроение. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, и чтобы вы внимательно относились друг к другу».
Источник
неделя психологического здоровья
проект на тему
Инновационная технология врамках реализации социально-личностного направления в работе дошкольного учреждения по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_nedelya_rsihologii_zdorovesberezh-e.docx | 201.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №7
«Детский сад общеразвивающего вида»
Проект «Неделя психологического здоровья
« Путь к гармонии»
но мудрость взрослых дают ему защиту,
так как именно окружающие ребенка взрослые
способны создать приемлемые условия
для его полноценного развития»
Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита слабо. Опираясь на свой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста, могу сказать, что в наше время редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Как никогда участились негативные проявления эмоционально-личностной сферы ребенка. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно.
На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольников очевидна. От состояния их здоровья зависят качественные и количественные характеристики будущего поколения. Важной предпосылкой физического здоровья является здоровье психологическое. В последние годы растет количество детей с нарушением психоэмоционального развития. Поэтому особое значение приобретают задачи сохранения психологического здоровья детей и формирования их эмоционального благополучия.
Тип проекта :совместный, творческий, краткосрочный.
Срок реализации : неделя
Участники: дети, родители, воспитатели групп и педагог- психолог.
Цель проекта : сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого – педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через организованную модель здоровьесбережение в ДОУ.
- Повысить психолого — педагогической компетентности педагогов и уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребенка у родителей, через здоровьесберегающую деятельность в ДОУ
- Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями
- Содействовать формированию здорового психологического комфорта в общении взрослых и детей.
- Формировать познавательный интерес ребенка через его включенность в различные вид деятельности.
- Научить взрослых использовать знания по формированию здорового психологического комфорта к психологическому здоровью детей.
- Повышать интерес педагогов и родителей к психологии через распространение передового опыта по формированию здорового психологического комфорта воспитанников с учетом их возрастных особенностей.
- Создана интегрированная модель образовательного процесса по развитию эмоционально-личностной сферы ребенка.
- Разработка авторской психологической технологии “Сказочные уроки”.
- Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса в данном направлении.
- Расширение спектра форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, в том, числе с родителями неорганизованных ДОУ детей
Основные средства реализации проекта
- Психологическое сопровождение процесса освоения современных психолого-педагогических технологий: арт-терапии, сказкотерапия, песочной терапии, музыкотерапии, смехотерапии и др. по разным направлениям учебно-воспитательного процесса, способствующих укреплению и развитию эмоционально-личностной сферы детей посещающих и не посещающих ДОУ.
- “Стиль здоровой улыбки” — занятия по укреплению эмоционально-личностной сферы у педагогов.
- Организация консультативно-диагностического пункта для родителей. / для родителей воспитанников ДОУ и детей не посещающих ДОУ /.
Ожидаемый результат: реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса, повысит психолого — педагогическую компетентность педагогов, повысит уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребенка у родителей, сформирует осознанное отношение к родительству, дети и взрослые получат заряд положительных эмоции.
Проектная деятельность будет осуществляться в три этапа.
- определение цели и задач проекта;
- подбор методического материала, изучение литературы;
- разработка конспектов занятий с детьми, памяток для родителей и педагогов;
- поиск иллюстрационного материала;
- подготовка анкет для родителей;
- разработка тематического плана проекта «Неделя психологии».
- преобразование предметно-пространственной среды, создание на группах уголков настроения и уединения.
- реализация проекта: совместная деятельность с детьми, педагогами и родителями;
- психологические акции: « Цветок здоровья», « Радуга настроения», «Сладкие мативаторы», Дерево пожеланий и предложений»
- подведение итогов реализации проекта и создания уголков уединения и настороения;
- выставки: «Мой ребенок- солнышко», «Моя семья – цветок, а я ней лепесток»;
- фото-лента «Мои друзья»
- презентация проекта.
Приложение к годовому плану педагога-психолога МБДОУ №7
План Недели психологии
Основная мысль дня
Тема и форма мероприятия
Открытие недели психологии.
- Занятие с элементами тренинга «Стиль здоровой улыбки»
(см.приложение 1)
по лексической теме «Семья».
(раздать на группы)
(раздать на группы)
- Занятие «Моё душевное здоровье»
- Выпуск памяток для родителей по созданию эмоционального благополучия детей
(раздать на группы)
Сотрудники, родители, воспитанники ДОУ.
Группы раннего развития, младшие группы, средние и старшие группы.
Занятие «Я и мое имя»
Конкурс портретов «Мой ребёнок – солнышко»
Занятие «Наши эмоции»
Сотрудники ДОУ, родители воспитанников.
Родители и воспитанники младших и средних групп.
Мой дом – моя крепость.
Здоровая семья –здоровые дети.
Рисование и выставка работ «Моя семья»
Занятие на тему «Моя семья»
Психологическая акция «Тайный друг»
Психологический тест с улыбкой
Галерея стенгазет на тему: «Семья-цветок, а я в ней лепесток»
Воспитанники подготовительных групп.
Старшие и подготовительные группы.
Психологическая акция «Сладкие мативаторы»
Акция «Конверты дружбы»
Занятие: «Что такое дружба?»
Психологический тест с улыбкой
Фото – лента «Мои друзья» ( оформляются лестничные проёмы)
«Здесь вас любят и ждут!»
Закрытие недели психологии
«Дерево пожеланий и предложений»
Анкетирование: «Удовлетворённость работой ДОУ»
«Мандалотерапия»- жизнь в красках.
Стенд «Какие мы воспитатели»
Награждения по итогам недели в номинациях:
« Лучший уголок настроения»,
« Лучший уголок уединения»,
«Лучший портрет «Мой ребёнок-солнышко»»,
«Лучшая стенгазета « Семья»
Сотрудники, родители воспитанников.
Первый день недели прошёл под девизом «Эстафета душевного здоровья». В этот день была проведена психологическая акция «Цветок здоровья», целью данного мероприятия было создание положительного эмоционального фона в детском саду. Каждый желающий мог поднять себе настроение, оторвав у цветка тот лепесток с одним из составляющего психологического здоровья позитивным настроем, которого не хватает на данный момент.
Также в этот день было проведено занятие с элементами тренинга для педагогов «Стиль здоровой улыбки» , основная цель которого — профилактика эмоционального выгорания, порадовали положительные отзывы участников мероприятия, были выпущены буклеты и памятки для педагогов с рекомендациями о том, как сохранять психологическое здоровье. Для воспитанников подготовительных к школе групп было проведено занятие «Моё душевное здоровье». На младших и средних группах проведены минутки релаксации и психогимнастики . Не остались в стороне и родители воспитанников для них были выпущены буклеты и памятки по теме: «Создание эмоционального благополучия детей».
Второй день стартовал под девизом «Зеркало души». Начался он с акции «Радуга настроения» — Утром, при входе в детский сад педагогам, детям и родителям предлагалось выразить свое настроение при помощи цветных кляксочек. Характеристику каждого цвета можно прочитать. В каждой группе работали свои уголки настроения для родителей, педагогов и детей.
Такая же процедура повторялась вечером. Затем были подведены итоги дня и оформлены на стенде в виде радуги.
Так же в течение дня на старших группах было проведено занятие «Наши эмоции» , на подготовительных к школе группах – «Я и моё имя» , на младших группах был проведен конкурс «Мой ребёнок -солнышко» , цель которого была в повышении самооценки ребенка, формировании позитивного отношения к нему. Порадовало то, что родители с большой охотой отозвались на предложение поучаствовать в конкурсе.
Третий день недели психологии прошел под девизом – «Здоровая семья -крепкая семья» . Ни для кого не секрет, что на эмоциональный комфорт ребенка большое влияние оказывает семья, поэтому и не случайно один из дней недели психологии был посвящен семье. В этот день на старших и подготовительных группах прошли занятие по теме: «Моя семья », конкурс рисунков, в котором приняли участие семьи воспитанников. В старших и подготовительных группах были выпущены стенгазеты « Семья-цветок, а я в ней лепесток». Эта форма работы получила большой отклик у родителей. Для родителей в папках – передвижках был представлен психологический тест «Какие мы мамы» и «Какие мы папы». В каждой семье есть проблемы, и тайный друг помогает разрешить их через акцию «Рецепты на каждый день» , а так же педагоги делятся между собой опытом в вопросах решения конфликтов в группе , т. к. для ребёнка группа в детском саду заменяет семью на целую неделю.
Четвертый день недели был назван — «Днём дружбы». Этот день открыла акция для педагогического коллектива «Комплименты» , каждый сотрудник, придя на работу, обнаружил на своём рабочем месте маленький сюрприз с позитивным настроем. Для родителей день начался со сладких мотиваторов, в виде конфетки с позитивным пожеланием. Эта акция способствует психологической разгрузке, повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержки. В течении дня, воспитанники соседних групп ходили друг другу в гости и дарили комплименты. Для старших и подготовительных групп была организована игра «Позитивчик» — После беседы детям предлагалось сделать конвертики, на лицевой стороне которых ребята рисовали свой автопортрет, воспитатели помогали прикрепить конверты к шкафчикам. В конверты ребята кладут друг другу записки, забавные открыточки, конфетки, игрушки, рисунки. Это делается, когда хочется друг другу что-то сказать, поддержать, обрадовать. Игра увлекла всех: дети заглядывали в свои конверты несколько раз в день.
К игре привлекались родители и воспитатели. Детям необходимо чувствовать внимание, тепло и любовь близких людей: мамы, папы, дедушки и бабушки. А для воспитателя это возможность поддержать и оценить достижения ребенка на занятиях и в группе. На средних группах прошли тематические занятия «Что такое дружба?», была организована фотовыставка «Мои друзья».
Итоговый день недели психологии прошел под девизом «Здесь вас любят и ждут!» . Этот день был открыт акцией «Дерево пожеланий и предложений». Каждый желающий мог оставить на импровизированном дереве свое пожелание или предложение по улучшению работы ДОУ. К концу дня «Дерево» было увешано листвой с высказываниями, мнениями, впечатлениями. О наболевшем писали родители, бабушки и дедушки, воспитатели, завхоз, повара. В этот же день все родители получили возможность заполнить анкету «Удовлетворенность работой ДОУ». Закрытием недели явилось общение мероприятий и награждением особо отличившихся участников.
Наш проект – результат творческой деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада.
Особенностью проекта является единое воспитательно–образовательное пространство, созданное на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми.
Актуальность проекта заключается в том, что здоровье – непреходящая ценность, его нужно сохранять и укреплять.
В проекте мы апробировали технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый психологический образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004.
- А. Г. Шмелев и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: “Феникс, 1996
- А.А.Романов Игротерапия: как преодолеет агрессивность у детей. М.6 Школьная Пресса, 2003.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: — СПб.:Речь, 2008.
- О.А. Шорохова Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2007.
- Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: “Владос” – 1996.
- Словарь практического психолога/Сост. Головин С. Ю. – Минск: Харвест, – 1998.
- Тренинг по сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2004.
- Internet
Источник