Сценарий спортивно-оздоровительного мероприятия для детей с ОВЗ
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Сила духа в движении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sila_duha_v_dvizhenii.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Никто не знает, каковы его силы, пока не испробует их».
Сценарий спортивно-оздоровительного мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Сила духа в движении».
Цель: укрепление здоровья, совершенствование двигательных способностей, компенсация утраченных двигательных функций, привитие жизненно важных навыков, воспитание морально – волевых качеств, а также социальная адаптация и всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.
Задачи: 1. Способствовать полному раскрытию физических возможностей, позволяющих испытать чувство радости, полноты жизни, снятии психологической напряженности у детей с ОВЗ, создании оптимистического настроения
2. Содействовать возможности самореализоваться, совершенствоваться как личность, расширить социальные контакты.
3. Осуществлять коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, направленных на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
4.Способствовать воспитанию сознательной дисциплины, организованности, настойчивости и трудолюбия, смелости и уверенности в своих силах.
Инвентарь и оборудование:
1)Обручи, кегли, фишки, ведерки, мячи для метания, набивные мячи, мешки, воздушные шары, теннисные ракетки
2) Гимнастические коврики, фитболы
3)Компьютер, подключенный к проектору с экраном, музыкальная аппаратура, микрофон.
5)Секундомер, свисток, календари.
1.Торжественный вход детей в спортзал. Построение. Ознакомление с программой мероприятия.
Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости, родители. Я рада приветствовать вас в этом зале на спортивно-оздоровительном мероприятии «Сила духа в движении». Наша страна удостоена чести принимать олимпийские игры и паралимпийские игры. Россия стала победителем в общекомандном зачёте в олимпийских играх. 7 марта состоится открытие паралимпийских игр, в которых участниками являются люди с ограниченными возможностями здоровья. А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм об этих играх, спортивных объектах , видах спорта, познакомиться с спортивным инвентарем паралимпийцев.
Просмотр видеофильма о паралимпийских играх в Сочи. (10-12 мин)
Построение на зарядку по музыкальное сопровождение (3-4 мин)
2.Перестроение в две колонны для проведения веселых эстафет под музыкальное оформление.
1эстафета: Хоккейная эстафета. Участник с клюшкой ведет мяч, обводя фишки, туда и обратно.
2 эстафета: Бег в парах в обруче
3 эстафета: «Сбор снежков». Участник бежит и кладет в обручи по одному мячу, следующий собирает мячи, последний участник собирает обручи.
4 эстафета: Сбить кегли набивным мячом.
5 эстафета: «Лыжные гонки»
6 эстафета: Прыжки на фитболе, туда, обратно бегом.
7 эстафета: Рыбалка. Участники с помощью теннисной ракетки, собирают надувные шарики и кладут в мешок, который в руках, у капитанов. Выполняют все поочередно, пока не соберут все шары.
3.Перестроение и подготовка к заключительной части мероприятия.
Выполнение упражнений на фитболе. Название происходит от английских слов, фитнес и мяч,и фитнес инструкторы утверждают, что упражнения с мячом фитбол укрепляют тонус мышц при одновременном укреплении костей и суставов. Это единственное упражнение позволяющее получить подобный эффект.
Упражнения на фитболе.
1.Сядьте на фитбол. Переступая ногами вперед, перекатите мяч под плечи и лопатки. Колени согнуты и расположены над лодыжками, ступни как вам удобно, корпус параллельно полу. Опустите бёдра. Затем напрягая мышцы ягодиц поднимайте таз, пока тело не образует прямую линию.
2. Зафиксируйте себя на мяче, так чтобы мяча касалась только верхняя часть спины. Руки выпрямлены и сцеплены в замок. Поворачивайте верхнюю часть корпуса вправо, влево, удерживая равновесие.
Лягте на живот. Поставьте локти и предплечья на пол, ноги на фитболе.
5. Перебирайте руками вперед, прокатываясь по мячу всем телом. Затем возвращайтесь в исходное положение.
6. Лягте животом на фитбол. Поднимите одновременно руки и ноги. Удерживайте равновесие, затем расслабьте руки и ноги.
7. Лягьте на спину. Захватите ступнями фитбол, поднимите, опустите, выполните опускание вправо, влево.
8. Лёжа на спине. Захватите ступнями фитбол, передать мяч в руки. Взяв фитбол опустить его за голову, одновременно опуская ноги, затем из рук передать в ноги.
Рассказ об истории одного мальчика (Сараев Александр — бронхиальная астма, инвалид). Ознакомление с персональной выставкой Александра. Вручение памятных сувениров участникам мероприятия.
Подведение итогов. Награждение участников. Рефлексия.
Источник
Проект по теме «Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья»
Проект по теме
«Организация внеурочной деятельности с детьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья»
1. Актуальность проекта.
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяет Программу внеурочной деятельности как организационный механизм реализации АООП НОО. Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и т.д. Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности.
Одним из документов, который достаточно детально раскрывает особенности моделирования внеурочной деятельности в образовательных организациях, является Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
2. Проблема проекта.
Внеурочная деятельность в аспекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования понимается как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-
урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования.
В научно-методической литературе внеурочная деятельность рассматривается как проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
Как отмечают Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
3. Цель проекта
Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Целью программы «Человек среди людей» является системное рассмотрение человека с биологической, психологической и социальной точек зрения посредством разрешения проблемных ситуаций.
4. Задачи проекта
В соответствии с содержанием нормативных правовых документов в качестве задач внеурочной деятельности можно представить следующие:
-обеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении;
-обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;
-оптимизация условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-создание условий для закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных обучающимися во внеурочной деятельности;
-создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-развитие опыта творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде;
-развитие опыта неформального общения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом.
В качестве основных направлений внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определены следующие: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное и спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное).
Социальное направление внеурочной деятельности предполагает направленность на развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде,
включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений принимать групповые нормы. Реализация программу курсов внеурочной деятельности в рамках социального направления будет направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество. В рамках социального направления могут быть представлены такие программы, как «Народы мира», «Детская риторика», «Человек среди людей», «Они прославили наш город», «Наш героический город», «История и культура моего края», «Азбука права», клуб «Лидер», «Мы и окружающий мир», игра-путешествие «Мой родной город» и многие другие(1).
5. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
При моделировании системы внеурочной деятельности в образовательном учреждении и проектировании программ курсов внеурочной деятельности обучающихся и непосредственной организации внеурочной деятельности необходимо иметь четкое представление о планируемых результатах внеурочной деятельности.
Результатом внеурочной деятельности должны стать
— сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию,
— сформированность социально значимых личностных качеств, основ гражданской идентичности,
— сформированность ценностно-смысловых установок и навыков нормативного поведения.
Метапредметные результаты включают сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность их самостоятельного применения в учебной и познавательной деятельности, социальной практике.
6.Сроки разработки и реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на 1 учебный год (2018-2019)
Реализация Программы внеурочной деятельности осуществляется в рамках кружка « Человек среди людей» в соответствии с календарно-тематическим планированием для обучающихся 11-12 лет, 17 часов в год (Приложение 1).
7. Ресурсы проекта
1) Информационные — СМИ: « Образование в Ижевске», «Центр»
2) Интеллектуальные, в т.ч. экспертные – социологические опросы, анкетирование, кинолектории, семинары.
Привлечение специалистов (согласно договорам с Центрами реабилитации и содействия, медико-психологическими и психолого-педагогическими, Центрами социальной защиты, учреждениями дополнительного образования, Центром занятости населения).
3) Кадровые – педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, врачи, психиатры, психологи.
4) Организационные — профориентационная работа («День открытых дверей»), экскурсии, презентации, проведение мастер-классов.
5) Материально-технические — компьютеры, принтер, столы, стулья, интерактивная доска, канцтовары, ткань, инструменты, фурнитура.
6) Финансовые – оплата труда, уплата налогов, аренда, покупка оборудования, канцелярских принадлежностей, типографские расходы,
8. Планирование проекта.
1. Выбор технологий реализации проекта
2. Подбор форм внеурочной деятельности.
3. Разработка программы внеурочной деятельности
1. Реализация программы внеурочной деятельности через ведение кружка «Человек среди людей»
1.Анализ и оформление результатов реализации проекта
2. Распространение опыта работы
3.Определение перспектив развития внеурочной деятельности для детей с ОВЗ.
8. Заключение.
Участие детей с ОВЗ во внеурочной деятельности положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД). Прежде всего, это касается таких УУД как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет ребенку с ОВЗ развивать социальную компетентность, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, успешно интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают ребенку с ОВЗ развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности.
Таким образом, внеурочная деятельность детей с ОВЗ должна быть направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции, адаптацию в обществе.
10.Список использованной литературы
1. Григорьев, Степанов: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС
2. М.И. Кириллова. Коррекционно-реабилитационный ресурс внеурочной деятельности и его использовании в образовательной деятельности с обучающимися, имеющими ОВЗ
3.Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
4.О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
5.№ 373: приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241.
6.О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
7.№ 373: приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357.
8.Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
9.Разъяснения по отдельным аспектам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03 255.
10.Светлана Гин. Мир человека. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 2 класс
Программа внеурочной деятельности
«Человек среди людей»
Пояснительная записка.
Программа курса по выбору «Человек среди людей» предназначена для учащихся 11-12 лет с ОВЗ и призвана расширить их знания о том, что представляет собой человек, какова его роль и место в окружающем мире.
Данная программа направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, основанного на системе духовных ценностей, моральных приоритетов, и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности семьи и школы.
Одной из ведущих задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ в области формирования личностной культуры является создание основ нравственного самосознания личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. В процессе обучения происходит формирование основ морали: осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и допустимом. Программа направлена на укрепление у учащихся позитивной самооценки, жизненного оптимизма, развитие способности не только открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, но и самостоятельно совершать поступки и принимать ответственность за результаты собственного выбора.
Программой внеурочной деятельности «Человек среди людей» предполагается построение занятий на принципах сотрудничества, взаимодействия и взаимообогащения учащихся и педагога, в основе которых лежит принцип диалога. Диалогическое общение исходит из признания и безусловного права ученика свободно выбирать и сознательно присваивать нравственные ценности. Важным условием духовно-нравственного развития
является соблюдение равновесия между самобытностью детства и своевременной социализацией, т. е. между внутренним и внешним миром.
К другим условиям повышения эффективности реализации программы относятся обеспечение благоприятной психологической атмосферы, ориентация на использование интересов, потребностей, ценностей учащихся в качестве содержательной основы построения занятия, учёт индивидуальных психолого-возрастных особенностей школьников.
Цель курса по выбору «Мир человека»:
системное рассмотрение человека с биологической, психологической и социальной точек зрения посредством разрешения проблемных ситуаций.
Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:
• ценностно-смысловые:
– способность осознавать своё предназначение в окружающем мире;
– умение определять целевые и смысловые ориентиры своих действий;
– интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
• общекультурные:
– знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;
– восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур;
• учебно-познавательные:
– формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;
• информационные:
– умение осуществлять поиск информации в открытом информационном пространстве;
– умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
• коммуникативные:
– опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции;
– понимание относительности мнений и подходов к решению проблем;
– продуктивное содействие разрешению конфликтов;
– использование различных речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач;
• социально-трудовые:
– ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
– уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников;
– бережное отношение к результатам своего труда и других людей;
• личностные:
– освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития;
– овладение навыками саморегуляции и самоподдержки;
– овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях;
– создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом;
– установка на здоровый образ жизни.
К концу курса учащиеся:
будут знать: о структуре адреса, об основных подсистемах организма, о необходимости здорового образа жизни, о возможности тренировки внимания и памяти, о способах поднятия настроения, о правилах бесконфликтного общения, об ошибочности поспешных выводов;
будут уметь: анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения: чем (для чего?) хорошо? чем (для чего?) плохо? понимать относительность восприятия и оценок происходящего.
Учебно-тематический план внеурочной деятельности
Цель, задачи и содержание.
Школа: разнообразие целей. Зачем учиться в школе?
Цель: развивать познавательные потребности и способности, креативность. Задачи: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности; формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве. Содержание: и зучение нового материала, Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?».
Цель: учить осознанно строить сообщения в устной и письменной форме. Задачи: обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований. Содержание: Систематизация понятия «адрес». Что делать, если потерялся? Игра «Кто вы? Где вы?».
Как устроен организм человека
Цель: знакомство с организмом. Сравнение организма человека с другими живыми организмами. Задачи: формирование способности осознавать своё предназначение в окружающем мире. Содержание: игра, рисование, беседа «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.
Что такое здоровый образ жизни
Цель: приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия. Задачи: Формирование умения осуществлять поиск информации в открытом информационном пространстве. Содержание: Рисование «Что внутри?». Беседа «Знакомимся с анатомией». Отгадывание загадок про различные части тела.
Использование различных речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач.
Эмоции и настроение
Цель: освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Задачи: формирование умений контролировать свои эмоции, формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве. Содержание: Игра «Что это?» Беседа о настроении. Обсуждение «Как поднять настроение?»
Речевое и неречевое общение
Цель: создание условий для успешного межличностного общения и взаимодействия. Задачи: стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Содержание: Беседа «Зачем люди общаются?». Тест «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону? Игра «Пойми меня».
Правила поведения с незнакомыми
Цель: приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях. Задачи: формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения. Содержание: Наблюдение за «следами» хороших и плохих поступков в ближайшем окружении, беседа, тренинг
Учимся быть внимательными
Цель: – формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий.
Задачи: формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности, креативность. Содержание: Что значит «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещённое движение». Тест «Внимательны ли вы?». Невнимательность: смешно или опасно?
Я – хороший, ты – хороший
Цель: учить воспринимать мир как единое и целостное при разнообразии культур Задачи: создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия. Содержание: Беседа о воспитании и самовоспитании. Что значит «любить себя?», загадки, рисование, анализ работ
Школа: разнообразие целей (1 ч)
Зачем учиться в школе?
Игра «Главное». Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.
Надсистемы и подсистемы человека (5 ч)
Адрес (1ч.)
Систематизация понятия «адрес». Что делать, если потерялся? Игра «Кто вы? Где вы?».
Из каких частей «состоит» человек? Занимательная математика. Беседа «Одна голова хорошо…». Правила отношения к инвалидам.
Как устроен человек?(2 ч.)
Рисование «Что внутри?». Беседа «Знакомимся с анатомией». Отгадывание загадок про различные части тела.
Что такое здоровый образ жизни? Беседа «Знакомимся с анатомией». Отгадывание загадок про различные части тела.
Использование различных речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач
Учимся быть внимательными (2ч.)
Что значит «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещённое движение». Тест «Внимательны ли вы?». Невнимательность: смешно или опасно?
Игра «Назови одним словом». Беседа «Что такое ум?» Практическая работа «Что это?». Описание объекта при помощи системного оператора («пятиэкранки»).
Эмоции и настроение (2 ч)
Какие бывают эмоции?
Игра «Невпопад». Беседа об эмоциях. Практическая работа «Читаем по лицу». Инсценирование ситуаций.
Как поднять настроение?
Игра «Что это?» Беседа о настроении. Обсуждение «Как поднять настроение?»
Общение (3ч)
Игра на внимание «Кряк-квак». Беседа «Зачем люди общаются?». Тест «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону?
Неречевое общение. Жесты
Игра «Пойми меня». Практическая работа «Жесты».
Игра «Комплименты». Беседа «Слова и интонация». Анализ ситуаций. Обсуждение пословиц.
Правила поведения с незнакомыми
Я – хороший, ты – хороший (2 ч)
Беседа о воспитании и самовоспитании. Что значит «любить себя?», загадки, рисование, анализ работ
Источник