Мастер класс . Рефлексия на уроках в начальной школе.
статья по зож
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.doc | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
— Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.
За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. . Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал?
Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил:
“Всё в твоих руках”.
И действительно , все в наших руках.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Раскрытие темы мастер-класса.
Тема нашего мастер-класса “Рефлексия на современном уроке в условиях ФГОС”.
ФГОС нам всем известно. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Все это нам знакомо.
Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое “рефлексия”?
Знакомо ли вам значение этого понятия? А может, вы что-то уже, знаете?
Рефлексия содержания мастер класса.
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу “Знаю” по данной теме …и отложите.
Таблица для слушателей.
Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? Заполните таблицу.
Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств : самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков , а также достижению метапредметных результатов обучения.
А что же такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел – не успел);
- сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить, лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности
Что можно применять?
Это: карточки с изображением лица – смайлики ; показ большого пальца вверх или вниз;
«радостный мишка» — всё хорошо, «грустный мишка» — плоховато;
«маятник настроения» — отображает настроение ребёнка.
— Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько — посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)
Рефлексия содержания учебного материала.
используется для выявления уровня осознания содержания изученного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
“Плюс-минус-интересно” . (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления).
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.
В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую — формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным.
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком — бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате или доске .
Следующий вид – рефлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Почему я это делаю так?
Какой результат я получил?
Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.
Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), я ввела её в практику своей работы уже на первых уроках математики в первом классе через сказку:
— Кто из зверей выполнил свою работу лучше по следующим критериям (К – красота, П – правильность, Б – быстрота).?
— На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик).
«лесенка успеха» — нижняя ступенька — у меня ничего не получилось;
средняя ступенька — у меня были проблемы;
верхняя ступенька — мне всё удалось;
«дерево успеха» — зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;
«сказочное дерево» — это мой любимый вариант рефлексии на уроке:
плод, цветок и листочек
Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь
Цветочек – было трудно, но я понял
На месте цветочка появляются плоды , поэтому яблоко – у меня всё получается
«наряди ёлку» — успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;
«поставь цветок в вазу» — ориентировка на цвет вазы
1. понял материал
2. узнал больше, чем знал
Практическая работа. Минутка релаксации.
А теперь я предлагаю поработать в парах. Прижмите ладони друг друга и мысленно пошлите добрые слова, настройтесь на позитивное общение. Чувствуете ли вы тепло друг друга? Запомните то, что сейчас чувствуете, возьмите с собой теплые чувства и хорошее настроение. Помните о том, что хорошо для вас – хорошо для всех.
А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Придумайте свои варианты проведения рефлексии. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи «смайликов» (они вложены в конверты).
- Улыбающийся смайлик – очень интересный вариант
- Смайлик с закрытыми глазами – н еплохой вариант,
- Грустный смайлик – Ваш вариант мне не понравился,
( ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «УМНОЖЕНИЕ» 2 УРОК ПО ТЕМЕ)
— РЕБЯТА , ПОКАЖИТЕ В КАКОМ НАСТРОЕНИИ ВЫ СЕЙЧАС НАХОДИТЕСЬ?
( СМАЙЛИКИ У КАЖДОГО)
-ДЛЯ ТОГО , ЧТО БЫ ВЫ САМИ МНЕ СМОГЛИ СКАЗАТЬ О ЦЕЛИ НАШЕЙ ВСТРЕЧИ, ПРЕДЛАГАЮ ПРОСЛУШАТЬ ОТРЫВОК ИЗ ПЕСЕНКИ
.( ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ПЕСНИ « ДВАЖДЫ ДВА ЧЕТЫРЕ…»
— О ЧЕМ ПЕЛОСЬ В ПЕСНЕ?
— О КАКОМ АРИФМЕТИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ ПОЙДЕТ РЕЧЬ?
— КАКИЕ СЛОВА В ПЕСНЕ ПОДСКАЗАЛИ ВАМ?
— ПОНЯТИЕ УМНОЖЕНИЕ ЗНАКОМО ВАМ ИЛИ ЭТО ЧТО ТО НОВОЕ ДЛЯ ВАС?
— КАКИМ АРИФМЕТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЕМ МЫ МОЖЕМ ЗАМЕНИТЬ УМНОЖЕНИЕ?
— НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ ДВА СТОЛБИКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ. НАЙДИТЕ И ПОДЧЕРКНИТЕ ТЕ ВЫРАЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ЗАМЕНИТЬ УМНОЖЕНИЕМ.
— РЕБЯТА , У КОГО ВЫЗВАЛО ЗАТРУДНЕНИЕ ЭТО ЗАДАНИЕ?
— а зачем нам умножение, если можно заменить суммой одинаковых слагаемых?
ТАНЮША ОЦЕНИТ НАШУ РАБОТУ С ЭТИМ ЗАДАНИЕМ.( ПО ШКАЛЕ …….
— ребята , у вас на столе лежит карточка с заданием, вам необходимо заполнить таблицу неизвестными множителями или произведениями
– оцените , то что вам предстоит сделать?
— Если какое- нибудь задание вызовет затруднение у вас, отметьте его знаком вопроса. Мы к нему позже вернемся.
Источник
Доклад «Рефлексия — как элемент здоровьесберегающих технологий»
«Рефлексия – как элемент здоровье сберегающих технологий».
Современная школа уделяет огромное внимание здоровьесберегающим технологиям цель которых – достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии и коррекции. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели: чтобы выпускник вышел из стен образовательного учреждения достаточно адаптированным к социуму.
Для того чтобы ребенок понимал значение здоровья в своей жизни, его нужно научить:
осознавать состояние своего здоровья,
понимать значение здорового образа жизни
в конечном итоге повышать мотивацию к укреплению здоровья.
В этом нам помогает:
Одним из методов который нам помогает решать эту задачу, является рефлексия.
Цель моего доклада: поделится опытом проведения рефлексии на классном часе.
Давайте рассмотрим, что же такое рефлексия?
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя– собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени интеллектуального человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.
Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой».
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Обязательным условием создания развивающей среды на внеклассных мероприятиях является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
В общении с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже других).
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого учащегося для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).
Традиционно различают несколько видов рефлексии:
Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Рефлексия может осуществляться не только на уроке, но и на внеклассных мероприятия. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с хорошим настроением, а выстроить смысловую цепочку, зафиксировать результат.
Исходя из выше перечисленного, хочу с вами поделится опытом работы и представить следующую классификацию рефлексии.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Содержания учебного материала
Рефлексию положительного настроения можно проводить в начале занятия. Это позволит вам наладить контакт с учениками.
Обратите внимание на экран. Ребятам в начале классного часа было предложено показать свое настроение с помощью музыкального сопровождения «Ноты настроения» и карточек с изображением лица. Например:
«Смайлик с улыбкой» – у меня хорошее настроение, «грустный» – плохое.
Но рефлексия эмоционального состояния возможна и в конце занятия. Необычный прием «Ладошки настроения»
Раздать детям краски разного цвета. Сказать ребятам, что зеленый цвет будет обозначать их гармоничное, комфортное состояние, желтый — спокойное и ровное, а красный — тревожное. Попросите детей раскрасить свою ладонь тем цветом, который соответствует его настроению. И оставить отпечаток ладони на листе бумаги.
Часто применяю прием «Букет настроения». В конце занятия учащимся раздаются краски: красные и голубые. На столе лежит плакат. Учитель говорит: «Если вам понравилось на занятии, и вы узнали что-то новое, то нарисуйте пальчиком голубой цветок, если не понравилось, — красный».
Интересен следующий прием «Наряди Елку».
Если учащиеся чувствует себя хорошо, комфортно, то вешает на елку ленту зеленого цвета, если нет, желтого.
Этот прием можно использовать как в классе, так и на улице в зависимости от цели, которую преследует педагог.
Следующий вид: рефлексия деятельности.
Этот вид даёт возможность осмыслить учебный материал, а применение в конце занятия покажет активность каждого ученика.
«Поляна цветов». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап занятия. Перед каждым ребенком – пчелка. Вы предлагаете детям прикрепить свою пчелку на тот цветок, какой этап ему понравился больше всего. Учащимся очень нравится прием «Паровозик» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены виды деятельности. Детям предлагаю опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на интересное задание. А «грустное личико» в тот, который показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
Интересный прием «Дерево успеха» – успешно выполнил задание – повесил яблочко, были ошибки – яблочко остался возле дерева.
А теперь вашему вниманию представляю
РЕФЛЕКСИЮ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы класса.
В своей работе использую прием «Для меня сегодняшнее занятие» Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало из предложения, которые вы видите на экране.
сегодня я узнал…
у меня получилось
Есть еще очень интересный прием «Плюс-минус-интересно». Но хочу обратить ваше внимание на то что его можно применять в зависимости от особенностей детей. (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Этот прием можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «плюс» — записывается все, что понравилось на классном часе, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, В графу «минус» — записывается все, что показалось скучным, осталось непонятным.
В графу «интересно» — учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на занятии и чем бы они хотели поделиться друг с другом или с родителями.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, рефлексия на внеклассном мероприятии – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Источник