Меню

Мероприятие по психологическому здоровью дошкольников

Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Мое психологическое здоровье»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

На данном занятии происходит знакомство детей с понятием «Психологическое здоровье». Во время него дети не только знакомятся с понятием «психологическое здоровье», но и с его составляющими. Данный вид деятельности позволяет обучать детей навыкам взаимодействия и сотрудничества, адекватным способам выражения своих эмоций и душевного состояния; развивает умение выражать свое отношение к окружающим при помощи слов, жестов, мимики, эмоций, а так же развивает внимание, образную память и способствует закреплению навыка взаимодействия в парах, созданию чувства сплоченности коллектива, положительного эмоционального настроения, снятию напряжения и релаксации детей.

Скачать:

Вложение Размер
moyo_psikhologicheskoe_zdorove.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Мое психологическое здоровье»

для детей старшего дошкольного возраста.

педагог-психолог, г. Братск

Цель: знакомство детей с понятием « психологическое здоровье».

  1. Познакомить детей с понятием «психологическое здоровье» и его составляющими;
  2. Обучение навыкам взаимодействия, сотрудничества;
  3. Обучение адекватным способам выражения своих эмоций, душевного состояния;
  4. Закрепление навыка взаимодействия в парах;
  5. Развитие умения выражать свое отношение к окружающим при помощи слов, жестом, мимики, эмоций;
  6. Создание чувства сплоченности коллектива;
  7. Снятие напряжение, релаксация;
  8. Развитие внимания, образной памяти;
  9. Создание положительного эмоционального настроения.

Клубок толстых ниток;

Корона на ребенка;

Отрезки толстой веревки (по одному на пару детей);

Листы бумаги, цветные карандаши (по одному набору на пару детей);

Медальки с изображением веселых человечков (смайлики).

1. Приветствие: «Здравствуй, друг!»

Психолог приветствует детей и предлагает встать в круг, затем достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

Здравствуй, друг! ( здороваются за руку)

Как ты тут? ( похлопывают друг друга по плечу )

Где ты был? ( теребят друг друга за ушко)

Я скучал! ( складывают руки на груди в области сердца )

Ты пришел! ( разводят руки в сторону )

2. Упражнение «Настроение в кармашке»

Дети сидят полукругом. Один ребенок выходит и произносит слова:

Утром рано поутру

В детский садик я иду.

И в кармашке я с собой

Далее ребенок изображает мимикой и позой свое настроение. Дети отгадывают настроение ребенка, а затем хором произносят :

Из кармашка ты достал

Только где его ты взял,

Нам теперь не все равно!

Ребенок после этих слов говорит о том, почему у него сегодня такое настроение, например, «Я сегодня радостный, потому что…» или «Я сегодня злой, потому что…».

3. Беседа «Психологическое здоровье человека»

Психолог: «Ребята, а знаете ли вы, что такое здоровье? ( ответы детей ). Что такое, по-вашему, значит быть здоровым человеком? ( ответы детей ). Я хочу вам рассказать о том, что кроме физического здоровья есть здоровье психологическое, то есть душевное. Как вы понимаете это? ( ответы детей ).

Давайте поиграем с клубочком, упражнение так и называется «Клубочек».

Я предлагаю вам сесть в круг и, передавая клубок ниток любому ребенку, говорить ему что-нибудь приятное. При этом каждый, кто передает и кому передается клубок, наматывает часть нитки на свой палец».

( Психолог показывает, как это нужно делать. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.)

«Посмотрите, мы все связаны одной нитью. Давайте слегка натянем ее, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое» ( дети выполняют упражнение ).

«Скажите, пожалуйста, может ли человек прожить один? Почему вы так думаете? ( ответы детей ). Правильно, ребята, человеку очень трудно прожить на свете одному: ему будет грустно, тоскливо, одиноко, ему не с кем будет играть, он даже может заболеть. Значит, для того, чтобы быть здоровым, человек нужно жить среди людей, но среди людей непросто сохранить свое здоровье. Бывает ли так, что вы ссоритесь? Почему это происходит? ( ответы детей )».

Я предлагаю вам выполнить упражнение «Поссорились-помирились».

Для этого вам нужно разбиться на пары.

( Психолог предлагает каждому ребенку взяться за конец любой веревки (середины находятся в руках у психолога) и потянуть. Те дети, кто взялся за концы одной веревки, образуют пару ).

«Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! ( дети изображают ). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это произошло? ( дети изображают ). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга ( дети показывают ). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились ( дети изображают ). Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? ( ответы детей ). Давайте беречь друг друга и не ссориться!

«У каждого человека свой характер. Нам трудно изменить окружающих людей, но такое качество характера как терпение, помогает нам жить среди тех, кто нам нравится и не нравится. Что такое терпение, как вы это понимаете? ( ответы детей ). Терпимость – это способность принимать себя и окружающих такими, какие они есть. Терпимый человек не делит мир на черное и белое, людей на плохих и хороших. Никто не обязан думать, чувствовать и поступать так, как вы. У всех есть положительные и отрицательные качества. Мы часто замечаем недостатки друг друга. Но умеем ли мы хвалить своих друзей или недругов, находить в них что-то хорошее?».

Психолог предлагает детям выполнить упражнение:

Упражнение «Горячий стул» : один ребенок садится на стул, ему на голову одевается корона. Ведущий становится сзади для поддержки. Остальные дети по очереди, или кто желает, говорят ребенку, сидящему на стуле, о его достоинствах. В конце упражнения ребенок делится своими ощущениями, чувствами.

Психолог: «Человек – часть целого общества. И от того, как мы умеем понимать других людей, взаимодействовать с ними, зависит и наше здоровье, и здоровье окружающих. Иногда мы не можем справиться в одиночку с каким-то делом, нам нужно объединиться.

Давайте поиграем в игру, которая называется «Атомы и молекулы» . Когда я называю слово «атомы», вы свободно ходите по группе. Как только я скажу «молекулы» и назову какое-то число, и вы должны соединиться в молекулы, состоящий из двух, трех, четырех и т. д. атомов. Например… ( психолог определяет, как дети поняли задание)». В конце упражнения важно объединить всю группу.

Психолог: «Для того, сохранить здоровье и жить дружно в мире людей, нужно научиться договариваться друг с другом. Сейчас каждый из вас выберет сапожок. Каждые двое сапог составляют пару, т.е., одинаковые. Только помните о том, что один сапог мы одеваем на правую ногу, а другой – на левую. Посмотрите внимательно на свои сапожки и на сапожки других детей, объединитесь в пары и садитесь за столы».

Психолог выдает на каждую пару детей один набор карандашей (ни один карандаш не повторяется). Задача детей – договорившись, раскрасить свою пару одинаково. После выполнения задания работы рассматриваются, оценивается качество, похожесть, умение детей договориться в выполнении задания.

Психолог: «Нашему здоровью очень часто угрожает неумение контролировать свои эмоции. Мы часто злимся, кричим, суетимся… Хочется ли вам в такие моменты оказаться где-то далеко-далеко, отдохнуть и забыть про неприятности? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться на необычную прогулку. Но для этого нужно удобно лечь на ковер закрыть глаза и расслабиться. ( Звучит спокойная музыка ).

Упражнение «Волшебная прогулка на ковре-самолете»:

Психолог: Мы отправляемся в путешествие на ковре-самолете. Чтобы ковер-самолет мог подняться в воздух, нужно расслабиться. Вы умеете это делать. Закройте глаза. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев вверх идет тепло, ноги тяжелые. Согреваются руки. От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло. Руки тяжелые и теплые. Расслабляется туловище. Тепло от рук, ног идет к животу, груди, спине. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте. И вот ваш ковер-самолет поднимается медленно вверх. И вы уже летите. И вот вы пролетаете над огромным озером, над ним и над вами кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки, вы летите дальше. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое — на большой ком белой ваты, вот совсем маленькое облако, похожее на белого котеночка. Ковер медленно опускается на землю. Вы в цветущем саду. Вокруг много цветов, они кивают вам своими головками. Вы идете по тропинке сада. Вы вышли на лужайку. Дети играют в мяч. Мяч катится к вашим ногам. Вы поднимаете мяч, высоко подбрасываете его вверх, и мяч летит вверх. Но что это? Вы тоже летите. Летите сами. Без ковра-самолета. Вы раскинули руки. Вы парите как птица. Вот знакомое озеро, чайки приветствуют вас, машут крыльями. Рыбак сидит в лодке. Смотрит на вас, машет вам рукой. Вы летите дальше. Рядом летит пушистый белый котенок-облако. Вот и наш детский сад. Вы медленно опускаетесь. Котенок спешит за вами. И вот вы здесь. Теплый котенок лежит у вас на животе, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет. Погладьте его правой рукой нежно. Теперь погладьте его левой рукой. Потянитесь, откройте глаза. Возьмите котенка в руки. Ласково. Сядьте, усадите котенка рядом с собой. Погладьте его по головке. Надеюсь, что прогулка вам понравилась.

Психолог: «Скажите, ребята, вам нравится, когда у вас плохое настроение? Что вам хочется изменить? А когда хорошее – приятно? (ответы детей). Давайте постараемся продлить хорошее нестроение, сядем в круг и поиграем в игру «Ручеек радости».

Дети берутся за руки. Психолог предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький, озорной, он не может долго усидеть на одном месте. Психолог предлагает детям представить, как чистая, прозрачная и теплая водичка течет через руки и переливается друг к другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость.

Психолог: «Наше занятие подошло к концу. Что вы поняли, что запомнили из нашей беседы? Хочется ли вам быть здоровыми людьми? Что нужно для того, чтобы сохранить свое психологическое, душевное здоровье? Что вам понравилось на занятии, что не понравилось?» (ответы детей).

Какое у вас сейчас настроение?

Чему вы научились сегодня? (ответы детей)

Нам всем приятно, когда у нас и у окружающих хорошее настроение. Я тоже хочу подарить вам кусочек радости в память о нашем занятии. И желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, и чтобы вы внимательно относились друг к другу». Психолог раздает детям медальки с изображением улыбающегося человечка (смайлик).

Упражнение — прощание «До свидания, милый друг!»

Психолог предлагает детям встать снова в пары с тем, с кем они здоровались в начале занятия и попрощаться:

До свидания, милый друг! (машут руками)

Очень рада встрече! (обнимаются)

Может, встретимся еще?

Давай же как-то вечером! (посылают друг другу воздушный поцелуй)

Источник

Сценарий мероприятия «День психологического здоровья в детском саду»

специалист в области арт-терапии

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления №31 «Ромашка»

МБДОУ Детский сад №31 Ромашка

658210, г. Рубцовск, пр. Рубцовский, 18 А

тел.: (38557) 4-14-52

«День психологического здоровья

Ковалёва Ольга Алексеевна

«День психологического здоровья»

1-я и 2-я младшая группы

Интегрированное мероприятие «Листопад»

Цель : снятие психо – эмоционального напряжения, помощь детям в адаптации к условиям ДОУ.

Задачи : — создание атмосферы эмоциональной безопасности;

— сплочение группы, развитие эмпатии;

— развитие умения двигаться и одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;

— снятие эмоционального и мышечного напряжения;

— снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;

— эмоциональное реагирование на музыку разного характера;

— развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;

— развитие речи, воображения, творческих способностей.

Предварительная работа : разучивание игр, стихотворений, песни, рассматривание иллюстраций, наблюдение и беседа на прогулке, упражнения.

Оборудование: зонт, осенние листочки, игрушка Ежик, маска Лисы, пульвилизатор.

Методы и приемы : беседа, показ, игра, объяснения.

Словарная работа : закрепить с детьми слова «листопад», «осенний».

Предлагаем детям посмотреть, что происходит за окном, обращаем внимание на приметы осени. Идем гулять в осенний лес.

Песня с движениями «Зашагали ножки».

Игра «Дождик и солнышко».

Дети берут в каждую руку по осеннему листочку.

Дыхательные упражнения «Ветерок».

Представляем, что все мы – осенние листочки. Танец листочков.

Стихотворение с движениями «Листопад» (под музыку).

Дети лежат на полу и слушают музыку.

Затем появляется ежик. Рассматриваем его (колючий).

Рассказываем стихотворение «Что ты , еж, такой колючий?».

Игра «Ежики и лиса».

Психогимнастика «Волшебные цветы»

Цель: снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, создание возможностей для самовыражения каждого ребенка.

«Ребятишки, я предлагаю отправиться прогуляться в волшебный лес.

В волшебном лесу растут волшебные цветы. Волшебные они потому, что умеют разговаривать и двигаться.

А еще они, как дети любят играть и озорничать.

А вы хотите стать волшебными цветами?

Я полью вас из леечки волшебною водой, и вы превратитесь в цветы, (педагог имитирует полив):

Ты волшебная водица,

лейся на головки.

Превращай скорее деток

в разные цветочки.

В какие красивые цветы вы превратились!

Покачайте своими головками, попробуйте, как гнется ваш стебелек, пошевелите пальчиками – листочками.

Решили цветочки пойти погулять.

Шли, шли и увидели речку. В речке вода холодная «бр-р-р».

Как на другой берег перебраться, а мостик такой узенький.

Давайте встанем, друг за другом, одной рукой держимся за впереди стоящего, а другой — за перила мостика.

Идем медленно, ступаем осторожно.

Наконец — то кончился мостик.

Пришли цветочки на полянку.

Встали цветочки в круг.

Решили цветы бабочек ловить. Всем телом напряглись, ноги пошире расставили, чуть вперед подались, руки вперед вытянули.

Не поймали, улетела бабочка.

Пока ловили бабочек, подул сильный ветер. Цветы присели, стебельки вниз опустили, листочки повисли.

Ветер стих, выглянуло солнышко, цветочки улыбнулись солнышку.

На цветы прилетели стрекозы. Стали цветы бегать за стрекозами. Бегают легко на носочках по всей полянке.

Как стрекозы, листочки — руки в стороны расставили, помахивают ими как крылышками.

Остановились, закружились на месте и присели.

Повалились на спинку, лежат, отдыхают.

Все тело расслаблено, руки ноги расслаблены, как приятно.

Отдохнули, цветочки набрались сил, и вдруг услышали музыку и принялись цветочки танцевать, веселиться (звучит «Вальс Цветов»).

Но пришло время возвращаться в группу.

Сейчас я хлопну в ладоши, и вы снова станете детьми – умными и добрыми».

Цель: мышечное расслабление, снятие психического напряжения.

Релаксация «Полет высоко в небе»

(Звучит спокойная расслабляющая музыка)

«Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе
А теперь, медленно взмахнув крыльями, вы приближаетесь к земле.
Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

Релаксация «Необычная радуга»

(Упражнение выполняется лежа)

«Лягте удобно, расслабьтесь. Дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый цвет – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета, если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Возьмите с собой эти цвета на весь день, будьте спокойными, как вода, радостными, как солнце, добрыми, как лето».

Психогимнастика с элементами релаксации «Волшебная прогулка»

Психологическая разминка (формирование позитивного эмоционального настроя, снятие психического напряжения):

Посмотри, как оно улыбается!

Новый день, новый день начинается!

1,2,3,4- разбросаем по квартире

И катушки, и вертушки.

Тапки, шапки и платочки.

1,2,3,4,5 – и не будем собирать!

Хнык, хнык, хнык, хнык!

Как он в комнату проник,

Карлик вредный и противный

Уходи отсюда живо,

Малыш наш плакать не привык

Уходи отсюда Хнык!

Пантомима «Дюймовочка у майских жуков»

Дети вместе с ведущим вспоминают сказку Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка» и особое внимание обращают на эпизод, когда майский жук приносит Дюймовочку на дерево, где он жил.

«Он (майский жук) уселся с крошкой на самый большой лист, покормил ее сладким цветочным соком и сказал, что она — прелесть какая хорошенькая, хоть и совсем не похожа на майского жука.

Потом к ним пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на этом же дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучки- барышни шевелили усиками и говорили:

-У нее только 2 ножки! Жалко смотреть!

-У нее нет усиков!

-Какая у нее тонкая талия! Фи! Она совсем как человек!

— Какая некрасивая! – сказали в один голос все жуки женского пола.

Дюймовочка была премиленькая! Майскому жуку, который принес ее, она тоже сначала понравилась, а тут вдруг и он нашел, что она безобразная, и не захотел держать ее у себя – пусть идет куда знает. Он слетел с нею с дерева и посадил ее на ромашку»

Дети, изображающие майских жуков, с презрением рассматривают Дюймовочку.

Выразительные движения: смотреть сверху вниз; голова откинута назад, брови приподняты, лицо вытянуто. Выражать пренебрежение движением: отстраняться, отходить от презираемого существа, как бы испытывая тошноту.

Пантомима «Девочка, наступившая на хлеб»

В одной из своих сказок Г.-Х. Андерсен рассказал о девочке Инге. Инге была прехорошенькой, но вместе с тем гордой и спесивой. Жила она у богатых людей, а мать у нее была бедной. Инге стыдилась бедности своей матери. Однажды ее послали навестить мать.

«Инге нарядилась в самое лучшее платье. Надела новые башмаки. Приподняла платьице и осторожно пошла по дороге, стараясь не запачкать башмачков, — ну, за это упрекать нечего.

Но вот тропинка свернула на болото, идти надо было по грязи. Не долго думая, Инге бросила в грязь хлеб, чтобы наступить на него и перейти через лужу, не намочив ног. Но едва она ступила на хлеб одной ногой, а другую приподняла, собираясь шагнуть на сухое место, хлеб стал погружаться с нею все глубже и глубже в землю, — только черные пузыри пошли по луже!»

Инге провалилась к болотнице. Болотница жила на болоте и варила там пиво.

«Помойка – светлый роскошный покой, по сравнению с пивоварней Болотницы! От каждого чана разит так, что человека тошнит, а таких чанов видимо – невидимо, и стоят они плотно-плотно один возле другого; если же между некоторыми и отыщется щелочка, то тут сейчас же наткнешься на съежившихся в комочек мокрых жаб и жирных лягушек. Да, вот куда попала Инге! Очнувшись среди этого холодного. Отвратительного живого месива, Инге задрожала и почувствовала, что ее тело начинает коченеть».

Инге превратилась в каменную девочку.

(Дети по очереди показывают позу каменной девочки и выражение ее лица, застывшие в брезгливой гримасе.)

«Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка» (повторить 2-3 раза).

(Звучит спокойная расслабляющая музыка)

«Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке».

Источник

Читайте также:  Здоровье нации врачи гинекологи
Adblock
detector