О себе узнаем сами
Самооценка школьниками показателей своего здоровья позволяет получить более объективную картину состояния человека и активизировать интерес у учащихся к здоровому образу жизни
Тест-анкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья
(Заполняется самостоятельно. Для младших школьников возможно проставление баллов во время проведения беседы.)
Инструкция: на вопросы 1–10 варианты ответа – да или нет.
1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной.
2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.
3. У меня есть привычка сутулиться.
4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
7. Я питаюсь нерегулярно, «кое-как».
8. Нередко я читаю при плохом освещении лежа.
9. Я беспечно, беззаботно отношусь к своему здоровью.
10. Бывает, я курю.
Внимание! Далее надо выбрать один из вариантов ответа на вопрос.
11. Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье?
12. Помогают ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?
13. Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?
а) Безразличие;
б) заинтересованность;
в) усталость, утомление;
г) сосредоточенность;
д) волнение, беспокойство;
е) что-то другое.
14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?
а) Заботятся о моем здоровье;
б) наносят здоровью вред методами своего преподавания;
в) подают хороший пример;
г) подают плохой пример;
д) учат, как беречь здоровье;
е) им безразлично мое здоровье.
15. Как вся обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твое здоровье?
а) Не оказывает заметного влияния;
б) плохо влияет;
в) хорошо влияет;
г) затрудняюсь ответить.
Обработка результатов. По вопросам 1–10 по одному баллу начисляется за ответ «нет». По вопросам 11–12 один балл начисляется за ответ б. По вопросу 13 один балл начисляется за ответы а, в, д. По вопросу 14 один балл начисляется за ответы б, г, е. По вопросу 15 один балл за б, г.
Интерпретация результатов. Благополучный результат при итоговой сумме – не более 6 баллов. «Зона риска» – при наборе более 12 баллов.
Анкета напряженности
Может быть использована для оценки уровня напряженности учащихся старших классов. Школьникам раздают листы с вопросами, а ответы они записывают на ответном бланке. Вопросы могут быть зачитаны вслух проводящим анкетирование психологом (но не учителем этого класса).
Инструкция: возможны три варианта ответов на каждый вопрос: да, нет, не знаю.
1. У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности.
2. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
3. Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня.
4. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед экзаменом, если не уверен в своих силах.
5. Я захожу в аудиторию, где принимают экзамен, в числе первых и не задумываюсь над выбором билета.
6. Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса.
7. Насмешки одноклассников не портят мое настроение.
8. Во время экзаменов я сплю спокойно, во сне меня не преследуют экзаменационные мотивы.
9. В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.
10. Мне легко организовать свой рабочий день; я всегда успеваю сделать то, что запланировал.
11. Мне с трудом удается сосредоточить внимание на уроке.
12. Отступление преподавателя от основной темы занятий сильно отвлекает меня.
13. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
14. Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны.
15. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно опускаю руки.
16. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.
17. Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя.
18. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.
19. Меня беспокоит мое положение в классе.
20. Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости.
21. Я с трудом сосредоточиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня.
22. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед зачетом, собеседованием,
экзаменом.
23. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.
24. Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией.
25. Возможные неудачи в учебе тревожат меня.
26. Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться.
27. Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.
28. Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом жалею об этом.
29. Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние.
30. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.
Обработка результатов: суммируются в баллах (по одному баллу) число ответов нет на вопросы 1–10 и число ответов да на вопросы 11–30, затем приплюсовывается половина баллов от числа ответов не знаю.
Интерпретация: до 12 баллов – относительное благополучие; 12–19 баллов – зона риска, необходимы дополнительные исследования, желательна консультация специалиста; 20 и более баллов – неблагополучие (повышенный уровень напряженности), необходима консультация специалиста.
Влияние школьных ситуаций на состояние тревожности
Методика самооценки (по Кондашу) используется для учащихся 7-го и более старших классов.
Инструкция: оцени каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу:
0 – ситуация не волнует; 1 – ситуация слабо волнует; 2 – ситуация достаточно волнует; 3 – ситуация очень волнует.
1. Ответ у доски.
2. Разговор с директором школы.
3. Учитель решает, кого спросить.
4. Тебя критикуют, в чем-то упрекают.
5. Выполнение контрольной работы.
6. Учитель называет оценки за контрольную работу.
7. Ожидание родителей с родительского собрания.
8. Сдача экзамена.
9. Участие в соревнованиях, конкурсах.
10. Ответ у доски.
11. Непонимание объяснений учителя.
12. Неожиданный вопрос учителя.
13. Не получается домашнее задание.
14. Принятие важного, ответственного решения.
Оценка результата: до 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20–30 баллов – средний уровень тревожности; более 30 баллов – высокий уровень тревожности. (При сумме менее 6 баллов достоверность результата сомнительна).
Важна не только оценка, полученная школьником, но и динамика показателей (за год, два и т.д.).
А эти тесты проводят специалисты.
Тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения
Инструкция: постарайтесь дать оценку учащемуся по приведенным позициям по 4-балльной шкале:
0 – признак не выражен (отсутствует);
1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;
2 – признак умеренно выражен или проявляется периодически;
3 – признак явно выражен или проявляется постоянно.
1. Много читает.
2. Нередко читает при плохом освещении или лежа.
3. Больше часа (полчаса для младших школьников) в день проводит за компьютером.
4. Больше двух часов (1 час для младших школьников) в день проводит у телевизора.
5. Читает, пишет, уткнувшись носом в текст.
6. У родителей плохое зрение (носят очки).
7. Неправильно питается (недостаток витамина А).
8. Имеется тенденция к повышенному артериальному и/или внутричерепному давлению.
9. Беспечно относится к гигиене зрения, не следит за утомлением глаз.
10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности.
Интерпретация результатов: благополучный показатель – до 10 баллов; при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен к группе риска.
Тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза, нарушений осанки
Инструкция: постарайтесь дать оценку учащемуся по приведенным позициям по 4-балльной шкале:
0 – признак не выражен (отсутствует);
1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;
2 – признак умеренно выражен или проявляется периодически;
3 – признак явно выражен или проявляется постоянно.
1. Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.
2. Носит сумки, портфель в одной руке.
3. Имеет привычку сутулиться.
4. Ведет неправильный образ жизни, проявляет недостаточную двигательную активность.
5. Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
6. Занимается тяжелой атлетикой.
7. Неправильно, нерегулярно питается.
8. Астеническое, диспропорциональное телосложение.
9. Беспечно, беззаботно относится к своему здоровью, своей внешности.
10. Выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.
Интерпретация результатов: благополучный показатель – до 10 баллов; при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен к группе риска.
Шкала тревожности Сирса
Уровень тревожности наряду с оценкой напряженности – важный показатель психологического здоровья и степени воздействия внутришкольных факторов. Оценку школьника по данной шкале в качестве эксперта проводит их учитель или знающий ученика психолог.
Инструкция: оцените каждую позицию по 3-балльной шкале:
0 – признак отсутствует;
1 – признак слабо выражен;
2 – признак достаточно выражен;
3 – признак резко выражен.
1. Обычно напряжен, скован.
2. Часто грызет ногти.
3. Легко пугается.
4. Плаксив.
5. Ко всему очень чувствителен.
6. Часто бывает агрессивным.
7. Обидчив.
8. Нетерпелив, не может ждать.
9. Легко краснеет или бледнеет.
10. Сосредоточивается с трудом.
11. Суетлив.
12. Потеют руки.
13. При неожиданном задании с трудом включается в работу.
14. С трудом регулирует громкость голоса при ответе.
Оценка результата: до 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20–30 баллов – средний уровень тревожности; более 30 баллов – высокий уровень тревожности. (При сумме менее 6 баллов достоверность результата сомнительна.)
Источник
Как твое тело говорит тебе чего ты по-настоящему хочешь
Как я могу утверждать, что твое тело говорит с тобой? Потому что тело отражает то, что происходит внутри нас! Из всех тел, которые являются составляющей человеческого тела, физическое тело является наиболее плотным и наиболее грубым.
Из трех материальных тел (ментального тела, эмоционального и физического) физическое тело, учитывая его осязаемую природу, нам ближе и понятнее остальных тел. Говоря, что твое тело говорит с тобой, я имею в виду, что с тобой говорят все три тела. Однако для тебя проще услышать не эмоциональное или ментальное тело, а именно физическое тело.
Твое тело говорит: люби себя
У тебя может уйти пятьдесят лет, чтобы понять, что твой образ мыслей (ментальное тело) неблагоприятен для тебя. Могут уйти месяцы или даже годы, пока ты поймешь, какая именно эмоция переполняет твое эмоциональное тело и создает блокировку.
Очевидно, что физические раны не проходят незаметно. Человек очень быстро обращает внимание на физическую рану, даже если часто он и не знает и не осознает, откуда эта рана появилась. Например, вдруг человек замечает, что у него на ноге появился синяк, или царапина на руке, и он не имеет ни малейшего представления о том, откуда!
А, значит, важно осознанно проживать свою жизнь! Когда ты становишься осознанным, ты отдаешь себе отчет о поведении, которое тебя разрушает, или о поступках, которые разрушительны для тебя! Ты сразу можешь увидеть их и внести изменения, а не продолжать страдать от последствий такого поведения или поступков.
Я настоятельно тебе советую использовать твое физическое тело для того, чтобы более осознанно проживать свою жизнь. Вот несколько примеров, как твое тело говорит с тобой.
ТВОЕ ПИТАНИЕ
Обращал ли ты внимание на то, что в большинстве случаев ты питаешься, не испытывая по-настоящему чувства голода? Кроме того, то, что ты ешь или пьешь, действительно ли это нужно сейчас твоему телу? Что твое тело говорит тебе?
Я советую тебе на протяжении как минимум одной недели записывать все, что ты съедаешь и выпиваешь за день, и спрашивать себя, был ли ты по-настоящему голоден, и хотел ли ты именно эту еду? Если нет, спроси себя, зачем же ты тогда это ел и пил? Помни, что каждый раз, когда ты испытываешь чувство жажды, твое тело просит именно воды, а не других напитков!
Если ты поймешь, что часто ты ешь и пьешь по привычке, то есть, потому что пришло время обеда, потому что ты должен есть или чтобы ничего не пропустить, твое тело говорит тебе, что этот принцип руководит твоей жизнью в целом!
Твое тело говорит тебе, что в целом, в других сферах твоей жизни, ты не уделяешь достаточно времени тому, чтобы остановиться и осознать, чего ты по-настоящему хочешь.
Ты действуешь по привычке, как робот! И ты сам больше не управляешь своей жизнью, твоей жизнью управляет твое ментальное тело, которое обросло некоторыми привычками, убеждениями и верованиями, и которые заставляют тебя придерживаться твоих привычек, ведь не следовать им — плохо!
Если ты ешь из-за того, что ты испытываешь эмоции, это означает, что внутри тебя пустота, и ты ешь, пытаясь заполнить эту пустоту. Твое тело говорит тебе, что ты переживаешь эмоции, но что ты не хочешь противостоять им. Ты предпочитаешь подавлять их, контролировать их, и вместо этого — есть и пить.
Поступая таким образом, ты все больше и больше отрезаешь себя от своих чувств. И впоследствии, когда ты больше не сможешь подавлять их, ты почувствуешь, как теряешь контроль, и отсюда — страх потерять контроль. Твое тело говорит тебе, что гораздо более благоприятно для тебя выражать свои эмоции человеку, которого они касаются. Но не забывай, что это ты должен делать, пребывая в любви, а не в осуждении.
Если ты ешь из-за аппетита или из-за любви к тому или иному блюду, хотя ты и не голоден, твое тело говорит тебе, что ты легко поддаешься влиянию других. Возможно, тебе известно, чего ты хочешь, но ты позволяешь другим убедить себя в обратном!
Как видишь, твое питание говорит о твоем внутреннем состоянии!
Часто о человеке можно судить по тому, что он ест. Понаблюдай за собой, за своим питанием, и дай пище характеристики. Например: кофе может быть стимулирующим, приправы острыми, сахар может ассоциироваться с нежностью, вниманием, вознаграждением и т.д.
Твое тело говорит тебе, что ты ешь или пьешь то, в чем твой организм не нуждается для поддержания здоровья физического тела, ты делаешь это, чтобы компенсировать нехватку острых ощущений, или стимула, или нежности в твоей жизни. Теперь, когда ты знаешь об этом, тебе ничего не остается, как позволить себе то, в чем ты нуждаешься, не перенося твои желания на пищу. Ты также можешь проверить степень твоих потребностей, проанализировав, сколько раз такая потребность в еде у тебя возникает.
ТВОИ НЕДУГИ И БОЛЕЗНИ
Каждый раз, когда твое физическое тело болеет, оно говорит тебе, что твое эмоциональное и ментальное тело также болеют.
Чтобы ты чувствовал себя в гармонии, эти три тела должны помогать твоему «я». Когда ты чувствуешь боль, это означает, что твои материальные тела отдалились от твоего «я», от твоего внутреннего Бога, и что им едва удается руководить твоей жизнью. Им не хватает руководства твоего внутреннего Бога, чтобы идеально справляться с этой задачей.
Что касается тебя, твое «я» хочет чего-то, настоящей функцией твоего ментального тела является использование своих ресурсов, чтобы проявлять твои истинные желания. Роль твоего эмоционального тела — желать или чувствовать то, чего ты хочешь. А твое физическое тело создано таким образом, чтобы осуществлять действия в соответствии с твоими желаниями. Однако, к сожалению, как часто мы видим, что происходит обратное!
Вот несколько примеров:
Человек хочет сменить работу или хочет инвестировать деньги в небольшое предприятие.Он не позволяет себе этого сделать, потому что его ментальное тело возвращает его в прошлое, которое не согласно с теми желаниями, которые есть в данный момент. Эта память подсказывает ему не делать этого, не продвигаться к желаемому, потому что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства или препятствия, которые заставят его жалеть о сделанном.
Очевидно, что человек уже был свидетелем или переживал этот опыт в какой-то момент своей жизни. В памяти отложилось ощущение неприятного опыта. И теперь жизнью человека руководит опыт, который отложился в памяти, а не его истинные желания. И в результате человек сталкивается с физической болью в ногах!
Человек нуждается в помощи, в поддержке, например, мать семейства, которая заботится о детях, занимается домом и бюджетом и т.д. Она не позволяет себе просить о помощи, она взваливает все себе на плечи, так как она верит, что эту ношу должна нести мать. Конечно, она научилась этому, когда была моложе.
Она может верить в то, что мужчина с подобной задачей не справится, или что она не сможет считаться хорошей матерью или женой, если не будет с этим справляться. В результате — боль в спине. Ее боль усилится, если она осмелится просить о помощи, и если ей откажут, ведь это усилит то, во что она верит: она все вопросы должна решать сама.
Таким образом, это становится все большим и большим бременем. Важно понять, что у этой женщины боли в спине не потому, что никто ее не поддерживает, а потому что она верит в то, что все должна сделать сама, чтобы выглядеть хорошим человеком. Это верование приводит к тому, что другие ее не поддерживают. С нами всегда происходит то, во что мы верим! Наше тело разумно, и оно использует часть, которое связано с ментальной мыслью, которое не позволяет желанию проявиться.
На этих двух небольших примерах тывидишь, каким образом ты можешь стать осознанным намного быстрее, благодаря сигналам, которые тебе посылает твое физическое тело.
Также существуют и другие способы, которые ты можешь использовать для того, чтобы лучше узнать себя. Например, ты можешь изучить структуру своего тела, твою походку, манеру одеваться, украшать свой дом, водить машину и т.д.
Как чудесно осознавать, что твое тело и все, что происходит с тобой в физическом мире, может стать твоим самым лучшим другом в повседневной жизни!
Новое видео:
Источник