Меню

Ментальное здоровье ребенка что это

Ментальные расстройства у подростков: как вовремя заметить и помочь

По данным ВОЗ, половина всех нарушений психического здоровья возникает до наступления 14-летнего возраста. Если такие случаи не выявить вовремя и оставить без лечения, во взрослой жизни человек столкнётся с последствиями, которые могут существенно ограничить его возможности. О том, как правильно вести себя родителям, которые беспокоятся о психическом здоровье детей, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог Екатерина Роде.

– Какие ментальные расстройства встречаются у детей и подростков?

– Наиболее распространены тревожное расстройство, расстройства, связанные со стрессом или перепадами настроения, невроз навязчивых состояний, синдром дефицита внимания, гиперактивность, биполярное аффективное расстройство, реже других встречается шизофрения. На первый план выступают депрессивные и тревожные расстройства и смежные с ними.

Сейчас среди подростков чаще встречаются биполярное и маниакальное расстройства. Это объясняется тем, что у современных детей присутствует депрессивная составляющая, связанная с повышенной тревогой. Причина этих расстройств – давление социальной среды. Кроме того, сейчас некоторые заболевания популяризируются, о них появляется больше информации. На этом фоне подростки начинают искать у себя различные симптомы и ставить себе те или иные «диагнозы», чтобы почувствовать себя особенными.

– К чему приводит игнорирование заболеваний?

– К игнорированию можно отнести обесценивание ментальных расстройств и психологической помощи, недоступность нужных специалистов. Это чревато усугублением заболеваний и нарушением нормального функционирования человека в социуме: он не может правильно расставлять поведенческие акценты, понимать других людей. Так развиваются коморбидные состояния, когда на одно заболевание наслаивается другое. В итоге расстройство, которое легко можно было исправить терапией или небольшим медикаментозным лечением, переходит в состояние, когда больного необходимо помещать в стационар. Когда появляются первые признаки, родителям необходимо сразу обращать на них внимание и начинать наблюдение, при этом стараться давать ребёнку больше любви и заботы.

Взрослым важно помнить: если проигнорировать проблемы подростка, он может искать помощь самостоятельно и попасть к непрофессионалам. Таким образом ребёнок сильнее разрушит собственную психику, что приведёт к девиантному поведению. Последствия здесь могут быть как на социальном, так и на личностном уровне.

– Почему взрослые не обращают внимание на ментальные проблемы детей?

– Чаще всего это вызвано незнанием. Необходимо вносить изменения в работу образовательных учреждений, говорить с родителями, информировать о том, что может происходить с детьми не только в физическом, но и в психическом плане. Нужно донести до людей, что лечить ментальные расстройства можно так же, как и обычные болезни, не надо этого бояться или стесняться.

Ситуация меняется в лучшую сторону, но некоторые родители продолжают относиться к проблеме несерьёзно, потому что не считают ментальные расстройства болезнью. Они рассуждают по принципу: «У нас же в детстве такого не было, почему это сейчас вдруг появилось?» Но социальные условия меняются, жизнь у современных детей уже иная. Проблема психического здоровья существовала и раньше, просто ей не придавали значения так, как сейчас.

– Если не заметить у подростка ментальное расстройство, в каком возрасте оно может проявиться и какие последствия повлечёт?

– Ребёнок будет расти с чувством, что с ним что-то не так. Это повлечёт тяжёлые последствия, которые могут проявиться и в тридцать, и в двадцать пять, и в сорок лет. Невозможно назвать точный возраст, для каждого это индивидуально. Иногда расстройства могут так и остаться на психосоматическом уровне, а иногда могут перейти в тяжёлую психиатрию, которая уже требует лечения в клинике.

– Что может провоцировать психические заболевания?

– Факторов очень много. Один из самых весомых – социальная обстановка, обесценивающая роль человека в обществе. Также имеет значение популяризация некоторых заболеваний. Большой плюс, что психическое здоровье стали обсуждать, но о некоторых болезнях стали говорить слишком много, они вошли в «моду».

– Как укрепить психическое здоровье подростков? Какие меры профилактики нужно принять?

Читайте также:  Геннадий малахов азбука здоровья

– Важно, чтобы подростки не боялись, что над ними будут смеяться сверстники или их будут осуждать взрослые, если они обратятся за психологической помощью. Необходима глобальная перестройка всей работы с психическим здоровьем человека. В школах нужен не один психолог, а целый штат, чтобы каждому ребёнку уделялось должное внимание, велась комплексная работа. Нужно вовлекать в эту работу родителей, информировать их, просвещать. При этом учителя должны понимать важность этого процесса и относиться к нему серьёзно.

Если говорить о профилактике, то родителям нужно позаботиться о том, чтобы у ребёнка был разнообразный досуг, чтобы он занимался тем, что ему нравится. Они обязаны соблюдать его личное пространство, предоставлять возможность самовыражения. Для подростков важно, чтобы к ним относились не как к детям, а как ко взрослым, у которых есть свои личные чувства и эмоции, которые нужно уважать и не игнорировать.

– Если у подростка было обнаружено ментальное расстройство, каким образом должны действовать родители?

– Если родители стали замечать, что с ребёнком что-то происходит, необходимо не спешить с расспросами, а понаблюдать за его поведением. Можно обратиться к школьному психологу и попросить его также понаблюдать за подростком в школе. И уже на основе этих наблюдений пообщаться со специалистом, сначала без ребёнка. Если опасения подтвердились, тогда стоит обращаться за лечением. Самое важное – не бояться. Не думать о том, что, если обратиться к психологу или психиатру, это как-то негативно повлияет на жизнь ребёнка. Наоборот, если этого не сделать, последствия могут быть значительно хуже.

Источник

Основы формирования и поддержания ментального здоровья детей

В последнее время во всем мире возрастает осознание важности ментального (психического) здоровья человека для успешной социальной адаптации и достойного качества жизни, что объясняется высокой распространенностью в обществе психических расстройств. Согласно резолюции Европейского регионального комитета Всемирной организации здравоохранения поддержание здоровья ребенка и снижение риска развития острых и хронических заболеваний являются одним из источников социального и экономического благополучия общества и имеют особое значение в период раннего детства, когда закладываются основы здоровья, активного долголетия и интеллектуального потенциала. В сентябре 2012 г. в Киеве состоялся симпозиум, посвященный проблемам и перспективам поддержания ментального здоровья младенцев и детей раннего возраста.

Татьяна Пушкарева, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник Центра психосоматики и психотерапии ГУ «Институт педиатрии, акушерства и гинекологии НАМН Украины» (Киев), подчеркнула, что в последние годы в цивилизованном мире возросло осознание важности ментального (психического) здоровья человека для успешной социальной адаптации и достойного качества жизни, что объясняется высокой распространенностью психических расстройств.

Ментальное здоровье младенцев и детей раннего возраста определяют как благополучное эмоциональное, когнитивное и социальное развитие, которое протекает в рамках нормативных возрастных задач без отклонений и искажений в развитии, психической и психосоматической дисфункции и психопатологии.

До 20% детей и подростков в мире имеют те или иные проблемы психического здоровья. С целью их профилактики, по мнению докладчика, следует расширять просветительскую деятельность и информировать родителей, преподавателей и лиц, оказывающих медицинскую помощь.

Все младенцы и дети раннего возраста нуждаются в обеспечении нормального развития, высококачественном раннем воспитании и образовании, охране соматического и психического здоровья, семейной и социальной поддержке. Программы в этих областях стратегически важны. Для развития специализированной медико-психологической, лечебно-профилактической помощи детям в возрасте до 3–5 лет и их родителям необходимо внедрение международных стандартов диагностики и терапии на основе развитой мультидисциплинарной инфраструктуры, максимально приближенной к населению.

Здоровье ребенка — это, прежде всего, оптимальный, соответствующий возрасту уровень развития — соматофизического, психосоциального и личностного. Это позитивная психическая и социальная адаптация, определенная толерантность к нагрузкам, сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям. Замедление или ускорение развития требуют повышенного внимания специалистов — клинического психолога или педиатра, психоневролога, детского психиатра, поскольку здоровье ребенка — это способность к формированию оптимальных адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста.

Читайте также:  Связь физической культуры с укреплением здоровья физического

Основополагающее значение для здоровья и гармоничного развития детей имеют базовые принципы взаимодействия ребенка, семьи и общества, принятые в Конвенции о правах ребенка, которая «признает важность семьи как первичной социальной группы и естественной обстановки для роста и благополучия детей».

По мнению Т. Пушкаревой, тяжелой по своим социально-психиатрическим последствиям является проблема эмоционального пренебрежения, жестокости и насилия в семье, вовлечения в асоциальное поведение. У детей из дисфункциональных семей искажены условия социализации. Пребывание в острых и хронических стрессовых ситуациях приводит к развитию стойких психосоматических, поведенческих и эмоциональных расстройств у более чем ⅓ детей. Проблематично нормальное развитие и в материально обеспеченных семьях, где дети проводят больше времени с нянями и гувернантками, чем со своими родителями: нарушается система привязанности, возникает эмоциональная депривация. В 70–75% случаев у детей, брошенных родителями, в последующем отмечают проявления нервно-психической патологии, в частности:

  • задержку психического развития;
  • психосоматические расстройства;
  • депривационное развитие личности с интеллектуальной недостаточностью;
  • стойкие эмоциональные нарушения с отсутствием эмпатии;
  • эмоциональную обедненность;
  • асоциальные тенденции.

Необходимо оперативное и действенное оказание педиатрами и семейными врачами медико-психологической и социальной помощи младенцам и детям, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах, терпящих пренебрежение, отвержение, растущих в условиях беспризорности, насилия. В частности, следует:

  • помочь родителям осознать необходимость становиться компетентными в вопросах воспитания ребенка;
  • обучать и поддерживать родителей в том, чтобы научиться слушать ребенка, понимать его переживания и эмоциональные потребности;
  • стремиться разрешать конфликты без угроз и наказаний, доверять ребенку и делиться своими переживаниями, вызванными конфликтом;
  • поддерживать успехи ребенка;
  • исключить непоследовательные требования, нереальные ожидания от ребенка, пустые угрозы и выражение недовольства им.

Всемирная ассоциация ментального здоровья младенцев (World Association for Infant Mental Health — WAIMH) — международная некоммерческая организация, которая имеет более 50 филиалов во всем мире (из них 20 — в странах Европы) и объединяет профессионалов многих специальностей для практического обес­печения интересов и защиты прав младенцев и детей раннего возраста на нормальное развитие и охрану ментального здоровья. Данная организация, объединяющая специалистов в области здравоохранения и образования, направлена на содействие ментальному благополучию младенцев, накопление и распространение научных знаний и практических методик с учетом культурных и региональных различий.

Области деятельности WAIMH:

  • фасилитация нормального психосоциального развития младенцев и эмоцио­нального благополучия их семей;
  • раннее выявление и коррекция отклонений в ментальном развитии и системе отношений мать — дитя — семья;
  • профилактические и терапевтические вмешательства с целью превенции и коррекции нарушений;
  • психопатология младенческого и раннего детского возраста;
  • специализированное обучение и просвещение родителей и всех, кто связан с уходом за младенцами и воспитанием детей раннего возраста;
  • профессиональное образование и обмен знаниями на международном уровне;
  • изучение транскультурных влияний на развитие детей раннего возраста;
  • изучение биологических, психологических и социальных факторов, влияющих на психосоциальное развитие младенцев и детей раннего возраста;
  • социальные и политические подходы к ментальному здоровью младенцев.

Также WAIMH активно участвует в:

  • научных исследованиях и распространении знаний о психосоциальном развитии и психических нарушениях у детей в возрасте от зачатия до 3 лет;
  • профилактических и лечебных психотерапевтических мероприятиях;
  • международном сотрудничестве профессионалов в области обеспечения оптимального развития младенцев, а также профилактики и лечения эмоциональных, поведенческих и психосоматических расстройств в младенческом и раннем детском возрасте;
  • программах обучения специалистов в области охраны ментального здоровья младенцев и детей раннего возраста.

Пути достижения этих целей:

  • организация конгрессов, конференций, семинаров и региональных встреч;
  • ежеквартальная публикация информационного листа Signal, который является органом коммуникации для всех специалистов в области ментального здоровья младенцев;
  • спонсорская поддержка журнала «Infant mental health»;
  • содержание информационного сайта;
  • сотрудничество с другими общественными и государственными организациями и учреждениями;
  • создание рабочих комитетов, групп и научных сообществ;
  • реализация специальных научных и социально направленных практических проектов.

Специалисты-члены WAIMH — педиатры, неонатологи, детские неврологи, психиатры, клинические и перинатальные психологи, психотерапевты и психоаналитики — осуществляют заботу о здоровье беременных, мониторинг качества взаимодействия матерей с младенцами и детьми раннего возраста, раннее выявление и коррекцию нарушений формирования привязанности матери к плоду и младенца к матери, когнитивного и эмоционального развития младенцев и детей раннего возраста.

Читайте также:  Очищающий фитосорбент сибирского здоровья

Анатолий Чуприков, доктор медицинских наук, профессор кафедры медицинской психологии и психокоррекции Института социальных наук и самоуправления Г.А. Алиева Межрегиональной академии управления персоналом (Киев), отметил, что в детской психиатрии возможно применение метода игровой кинезитерапии, в подтверждение чему продемонстрировал видеофильм — практическое наглядное пособие о том, что следует делать в случае, если ребенок отказывается идти на контакт.

Ирина Пасечник, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей практики — семейной медицины Харьковского Национального медицинского университета, рассказала о перинатальных аспектах ментального здоровья новорожденных, отметив, что именно в перинатальный период формируется дальнейшее здоровье человека.

На сегодняшний день отношение к плоду изменилось, теперь его называют младенцем в матке. Информация, полученная еще не родившимся ребенком, фиксируется в его памяти и в сочетании с базовой, генетической информацией обусловливает психологические и соматические особенности человека. Пренатальное воздействие стрессовых факторов объясняется повышенной чувствительностью развивающихся участков головного мозга к внешним воздействиям в этот период.

И. Пасечник уверена, что ментальное здоровье новорожденного необходимо рассматривать в контексте ментального здоровья его матери, поскольку позитивные биологические (генетические) предрасположенности реализуют себя при благоприятном средовом — социальном, психологическом, семейном — воздействии. В организме женщины происходят физиологические и психологические изменения, позволяющие осуществлять функцию материнства. Эмоционально здоровая женщина способна противостоять стрессу, выполнять свои обязанности и формировать адекватную материнскую привязанность, то есть первично специфическую систему для поддержания взаимодействия мать — дитя. Определяют материнскую привязанность такие факторы, как мотивы рождения ребенка, интрацептивный сенсорный опыт, безопасная для развития ребенка среда и постнатальные взаимоотношения.

Огромную роль играет компетентность, интеллектуально и личностно обусловленная способность матери к осознанным действиям в интересах здоровья ребенка с целью создания для него без­опасной среды. Правильное организованное с момента рождения общение с ребенком определяет его физическое и ментальное развитие, программирует характер поведения в будущем.

С целью изучения уровня информированности молодежи о вопросах ответственного родительства проведено анонимное анкетирование 110 женщин в возрасте 18–20 лет. Согласно полученным результатам, около 28% девушек считали необходимым получение научной информации о планировании и течении беременности, родов, особенностях развития детей, формировании материнской привязанности. Все респонденты считали необходимым пренатальное наблюдение в женской консультации или у «своего врача» (71 и 29% соответственно). Считали допустимым употребление пива в период беременности 6,4%, выкуривание 2–3 сигарет в день — 2,7%. Никто из респондентов не указал четких «симптомов опасности» у беременной, требующих немедленного обращения к врачу. 25% будущих мам считали достаточным придерживаться советов близких по уходу и питанию ребенка. Считали возможным в условиях родильного дома отдавать ребенка на ночь в отделение, чтобы отдохнуть — 34,5%, считали, что ребенка должны приносить только для кормления — 9%. Считали возможным кормить детей грудного возраста разбавленным коровьим молоком при необходимости искусственного вскармливания 11,5% потенциальных матерей. Правильно указали физические, психомоторные, эмоциональные особенности новорожденного 18% респонденток. Возможные причины плача ребенка грудного возраста всеми респондентами указаны правильно. Эмоциональный, зрительный, звуковой, тактильный контакт с матерью, свободный режим воспитания считали необходимым 38% будущих матерей. Считали необходимым приучать ребенка к режиму с момента рождения, реже брать на руки, не реагировать на крик 62% будущих матерей. Важность развития у ребенка физических навыков отметили 45,5%, эмоциональных реакций — 33%, особенностей характера — 17%, послушания — 4,5% респонденток.

В результате сделан вывод, что никакие современные перинатальные технологии, высокий уровень медицинской помощи не смогут решить проблемы здоровья детей без ответственного отношения родителей к своим обязанностям.

Татьяна Харченко,
фото автора

Источник

Adblock
detector