Ментальные расстройства у подростков: как вовремя заметить и помочь
По данным ВОЗ, половина всех нарушений психического здоровья возникает до наступления 14-летнего возраста. Если такие случаи не выявить вовремя и оставить без лечения, во взрослой жизни человек столкнётся с последствиями, которые могут существенно ограничить его возможности. О том, как правильно вести себя родителям, которые беспокоятся о психическом здоровье детей, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог Екатерина Роде.
– Какие ментальные расстройства встречаются у детей и подростков?
– Наиболее распространены тревожное расстройство, расстройства, связанные со стрессом или перепадами настроения, невроз навязчивых состояний, синдром дефицита внимания, гиперактивность, биполярное аффективное расстройство, реже других встречается шизофрения. На первый план выступают депрессивные и тревожные расстройства и смежные с ними.
Сейчас среди подростков чаще встречаются биполярное и маниакальное расстройства. Это объясняется тем, что у современных детей присутствует депрессивная составляющая, связанная с повышенной тревогой. Причина этих расстройств – давление социальной среды. Кроме того, сейчас некоторые заболевания популяризируются, о них появляется больше информации. На этом фоне подростки начинают искать у себя различные симптомы и ставить себе те или иные «диагнозы», чтобы почувствовать себя особенными.
– К чему приводит игнорирование заболеваний?
– К игнорированию можно отнести обесценивание ментальных расстройств и психологической помощи, недоступность нужных специалистов. Это чревато усугублением заболеваний и нарушением нормального функционирования человека в социуме: он не может правильно расставлять поведенческие акценты, понимать других людей. Так развиваются коморбидные состояния, когда на одно заболевание наслаивается другое. В итоге расстройство, которое легко можно было исправить терапией или небольшим медикаментозным лечением, переходит в состояние, когда больного необходимо помещать в стационар. Когда появляются первые признаки, родителям необходимо сразу обращать на них внимание и начинать наблюдение, при этом стараться давать ребёнку больше любви и заботы.
Взрослым важно помнить: если проигнорировать проблемы подростка, он может искать помощь самостоятельно и попасть к непрофессионалам. Таким образом ребёнок сильнее разрушит собственную психику, что приведёт к девиантному поведению. Последствия здесь могут быть как на социальном, так и на личностном уровне.
– Почему взрослые не обращают внимание на ментальные проблемы детей?
– Чаще всего это вызвано незнанием. Необходимо вносить изменения в работу образовательных учреждений, говорить с родителями, информировать о том, что может происходить с детьми не только в физическом, но и в психическом плане. Нужно донести до людей, что лечить ментальные расстройства можно так же, как и обычные болезни, не надо этого бояться или стесняться.
Ситуация меняется в лучшую сторону, но некоторые родители продолжают относиться к проблеме несерьёзно, потому что не считают ментальные расстройства болезнью. Они рассуждают по принципу: «У нас же в детстве такого не было, почему это сейчас вдруг появилось?» Но социальные условия меняются, жизнь у современных детей уже иная. Проблема психического здоровья существовала и раньше, просто ей не придавали значения так, как сейчас.
– Если не заметить у подростка ментальное расстройство, в каком возрасте оно может проявиться и какие последствия повлечёт?
– Ребёнок будет расти с чувством, что с ним что-то не так. Это повлечёт тяжёлые последствия, которые могут проявиться и в тридцать, и в двадцать пять, и в сорок лет. Невозможно назвать точный возраст, для каждого это индивидуально. Иногда расстройства могут так и остаться на психосоматическом уровне, а иногда могут перейти в тяжёлую психиатрию, которая уже требует лечения в клинике.
– Что может провоцировать психические заболевания?
– Факторов очень много. Один из самых весомых – социальная обстановка, обесценивающая роль человека в обществе. Также имеет значение популяризация некоторых заболеваний. Большой плюс, что психическое здоровье стали обсуждать, но о некоторых болезнях стали говорить слишком много, они вошли в «моду».
– Как укрепить психическое здоровье подростков? Какие меры профилактики нужно принять?
– Важно, чтобы подростки не боялись, что над ними будут смеяться сверстники или их будут осуждать взрослые, если они обратятся за психологической помощью. Необходима глобальная перестройка всей работы с психическим здоровьем человека. В школах нужен не один психолог, а целый штат, чтобы каждому ребёнку уделялось должное внимание, велась комплексная работа. Нужно вовлекать в эту работу родителей, информировать их, просвещать. При этом учителя должны понимать важность этого процесса и относиться к нему серьёзно.
Если говорить о профилактике, то родителям нужно позаботиться о том, чтобы у ребёнка был разнообразный досуг, чтобы он занимался тем, что ему нравится. Они обязаны соблюдать его личное пространство, предоставлять возможность самовыражения. Для подростков важно, чтобы к ним относились не как к детям, а как ко взрослым, у которых есть свои личные чувства и эмоции, которые нужно уважать и не игнорировать.
– Если у подростка было обнаружено ментальное расстройство, каким образом должны действовать родители?
– Если родители стали замечать, что с ребёнком что-то происходит, необходимо не спешить с расспросами, а понаблюдать за его поведением. Можно обратиться к школьному психологу и попросить его также понаблюдать за подростком в школе. И уже на основе этих наблюдений пообщаться со специалистом, сначала без ребёнка. Если опасения подтвердились, тогда стоит обращаться за лечением. Самое важное – не бояться. Не думать о том, что, если обратиться к психологу или психиатру, это как-то негативно повлияет на жизнь ребёнка. Наоборот, если этого не сделать, последствия могут быть значительно хуже.
Источник
Психологическое здоровье детей и подростков
Детский и подростковый возраст — это время роста не только физического, но и психоэмоционального. В этот период ребёнок максимально открыт для мира, и именно тогда происходит формирование его личности и в первую очередь под влиянием ближайшего окружения — семьи.
Об особенностях детской и подростковой психики, о признаках, которые требуют обращения за помощью к специалисту, читателям DNA health расскажет заведующая детским диспансерным отделением, врач-психиатр филиала «Психоневрологический диспансер № 13» ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н. А. Алексеева» Соловьёва Ольга Анатольевна.
— Подростковый возраст — особенно трудный период в жизни человека. Именно в это время подросток способен к максимальному личностному росту, но его психика весьма уязвима для негативного воздействия внешней среды. Тот факт, что самоубийство является третьей по значимости причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет, говорит о том, что мы, родители, в большинстве своём не понимаем их психику. Как же обеспечить психическое здоровье ребёнка?
— Прежде чем ответить на ваш вопрос, хотелось бы дать определение, что такое психическое здоровье. Психическое здоровье — это состояние психической сферы человека, которое характеризуется общим душевным комфортом и обеспечивает адекватную регуляцию поведения, при этом обусловлено потребностями как биологического, так и социального характера. Иначе говоря, психическое здоровье — это здоровое мышление, активные познавательные процессы, хорошая память, хорошая способность к адаптации во внешних обстоятельствах и сформированная коммуникативная сфера.
Ограничения в удовлетворении главных потребностей человека ухудшают здоровье детей и подростков. Плохое материальное положение семьи, неполноценное питание детей и подростков, ощущение безысходности, трудности адаптации, конфликты индивидуума с окружением, неудовлетворённость желаний, одиночество, утомление, сознание неполноценности среди своих сверстников в коллективе — все эти проблемы порождают патологические способы борьбы со этими стрессами, например: алкоголизм, наркоманию, азартные игры, экстремальные формы поведения.
В семьях с достатком дети также часто не получают необходимого внимания, которое родители при своей большой занятости стараются возмещать деньгами и дорогими вещами. Дети без внимания родителей растут эмоционально обездоленными и социально одинокими, порой агрессивными.
Другая крайность — гиперопека. Она порождает безынициативность, несамостоятельность, депрессивные формы поведения, истероидные реакции.
На формирование психики подрастающего поколения влияют, наряду с биологическими предпосылками (наследственность, возраст, пол), факторы социальные: сиротство, нищета, беспризорность, явное и скрытое насилие, педагогическая запущенность, общая и учебная невротизация ребёнка или подростка, ломка национальных традиций, разобщённость поколений, экологическое неблагополучие.
Социум, ближайшее окружение ребёнка и подростка обуславливают рост реактивных состояний, посттравматических стрессовых расстройств, агрессивности, школьной дезадаптации и развитие так называемого компьютерного синдрома.
Таким образом, оценивая причины нарушения психического здоровья, следует отметить, что в некоторых случаях говорят о ведущем значении именно генетического фактора, в других случаях это последствия соматических заболеваний, чаще всего хронических болезней или интоксикаций, а также результат неверного воспитания, которое затрагивает процессы формирования личности. Эти моменты являются основными причинами возникновения и распространения психологических проблем в детском и подростковом возрасте.
— Согласно оценкам ВОЗ до 20 % подростков во всём мире имеют нарушения психического здоровья, но при этом не проходят диагностику и лечение. Какие симптомы могут сигнализировать о том, что ребёнок начинает поддаваться негативному воздействию внешней среды?
— К ранним признакам психических расстройств можно отнести ощущение тревоги, беспокойство по мелочам, состояние напряжения, которое долго держится и тяжело снимается, раздражительность, трудности концентрации внимания, снижение памяти, расстройство сна, быстрая утомляемость. В подростковый период организм претерпевает многочисленные изменения, в том числе и гормональные, что приводит к появлению специфических поведенческих проблем.
К психическим расстройствам, обычно начинающимся в подростковом возрасте, можно отнести депрессивные и маниакальные состояния, психозы, суицидальные расстройства, умышленные самоповреждения. Подростки объясняют это тем, что ощущение физической боли, которую они испытывают, нанося себе самоповреждения, перекрывает душевное и эмоциональное напряжение, что приносит облегчение их душевному состоянию.
К тревожным сигналам следует отнести и расстройства пищевого поведения: анорексию, булимию и компульсивное переедание.
На фоне генерализованного тревожного расстройства могут быть панические атаки. Иногда встречаемся с последствиями злоупотребления психоактивными веществами и подростковой делинквентностью, т. е. антиобщественным поведением.
Что может указывать на появление мыслей о суициде? Прежде всего, это перемена в поведении ребёнка-подростка. Например, был активным, живым, позитивным ребёнком и вдруг стал грустным, молчаливым, отстранённым, и наоборот, он был молчаливым, замкнутым, отстранённым от всех и вдруг изменился: прибрался у себя в комнате, на своём письменном столе, позвонил тем людям, с кем давно не разговаривал, стал более возбуждённым. Эти перемены в состоянии и поведении ребёнка должны насторожить родителей и педагогов: что-то с ребёнком не так, что-то он мог замыслить, поведение не соответствует его личности. Если подросток весь в своих мыслях, если у него нет интереса ни к чему и нет желания чем-либо заниматься, это должно обеспокоить родителей. В этом случае следует срочно обратиться с подростком к психологу, психотерапевту, поговорить с ним, проявить к нему внимание, попытаться вызвать его на откровенный разговор. Чаще всего это уже требует комплексного подхода: психотерапевтического, педагогического, медикаментозного.
— Почему возникают и как проявляются подростковые расстройства поведения?
— В детском возрасте проявления расстройств поведения обусловлены несогласованностью требований к ребёнку дома и в детском саду. Так, очень частой причиной, причём как в детском, так и в подростковом возрасте, являются случаи интеллектуальной перегрузки, когда родители ребёнку пытаются дать больше информации, чем он может усвоить в своём возрасте, избыток информации, получаемой ребёнком.
Другая группа распространённых причин: неблагополучное положение в семье, конфликтная ситуация между родителями, бракоразводные процессы. Дети всё чувствуют, это отражается на их эмоциональном реагировании и поведении.
Ещё следует назвать такие причины, как чрезмерная строгость родителей, когда ребёнок боится что-то сделать не так, боится наказания со стороны родителей. Также причиной может быть снижение двигательной активности, гиподинамия. Дети много времени проводят за уроками, занятиями музыкой, а на двигательную активность у них уже не остаётся ни времени, ни сил, в то время как моторное развитие, двигательные тренинги способствуют и интеллектуальному развитию в том числе.
Физиологическая перестройка подросткового организма сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости и раздражительности. Они более страстные, более вспыльчивые, более возбудимые. У них процессы возбуждения превалируют над процессами торможения. Они более остро начинают переживать неодобрение своих товарищей, взрослых, педагогов. Появляется страх быть отверженными группой. Они предъявляют очень высокие требования к дружбе, которая строится уже не на совместной игре, как раньше, а на общности интересов, нравственных чувств. Характерна для подростков предрасположенность именно к отрицательным эмоциям. Это физиологические моменты в подростковом развитии. Эмоциогенными становятся только те ситуации, которые они считают значимыми для них.
Очень важна для них каузальная атрибутика: своеобразная одежда, цвет волос, ногти, серьги, пирсинги и прочее. Это демонстрация своей личности, привлечение к себе внимания, становление своего «Я», повышение самооценки.
— Как на это реагировать? Просто переждать этот переходный период?
— Реагировать надо спокойно, с пониманием психологических процессов в жизни подростка в этом периоде. Не вступать в конфликт, потому что это усиливает негативную реакцию и реакцию протеста. Подросток пытается осмыслить как самого себя, так и своих друзей, родителей, взрослых, он пытается найти своё место в обществе. Часто это бывает длительно и мучительно. Они испытывают чувство ненужности, бесполезности в этом обществе.
Следует строить с ребёнком диалог, заниматься формированием здоровой внутрисемейной среды, правильной организацией быта ребёнка. Очень много зависит от уклада семьи и образования. Чем выше интеллект у подростка, тем меньше у него метаний, тем лучше он способен анализировать, прогнозировать, синтезировать, тем лучше у него работает мышление, тем лучше и быстрее он находит ответы на свои вопросы.
Нарушения в сфере эмоций у подростков с девиантным поведением обычно характеризуются депрессиями и повышенной тревожностью. В этом случае своевременное обращение к психологам и применение психотерапевтических методов, таких как ценностно-ориентированная психотерапия, рациональная психотерапия, семейная психотерапия, играют огромную роль.
Отмечу, что большую помощь в таких случаях оказывает Городской центр психологической помощи детям и подросткам. На первом месте для коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков стоят психотерапевтические методы. В детском возрасте, в дошкольном, хорошо работает проигрывание различных сценариев. Моторная реакция, активные мимические, пантомимические проявления помогают предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологические. Проигрывая какие-то ситуации, дети расслабляются, снимается эмоциональное напряжение.
Арт-терапия, рисование, музыка оказывают целебное воздействие на психику подрастающего поколения. Посещение детских музыкальных программ в консерватории, филармонии, прослушивание классической музыки вносит неоценимый вклад в формирование эмоционального и социального интеллекта ребёнка.
— Расстройство приёма пищи, в первую очередь у девушек, сегодня в топах новостей СМИ. Чем опасна анорексия, булимия и компульсивное переедание? Почему они возникают? Как их предупредить и как лечить?
— Расстройства пищевого поведения бывают как самостоятельные проявления патологии, так и в рамках других психических расстройств.
Анорексия характеризуется стремлением во что бы то ни стало похудеть посредством отказа от пищи и вызовом рвоты, если всё-таки произошёл приём пищи, по их мнению, в большом количестве. На самом же деле определение порции пищи у таких людей не совсем объективно. И такая сверхценность этой идеи сопровождается изменённое восприятие собственного тела, изменённое сознание. Это расстройство, которое требует специального лечения.
К сожалению, мы очень часто сталкиваемся со случаями позднего обращения за помощью, когда мы наблюдаем уже дистрофические процессы в органах. Часто требуется госпитализация в стационар для активного лечения, обеспечения калорийного дробного питания, которое осуществляется совместными усилиями врачей и родителей ребёнка.
Булимия характеризуется приступами переедания с последующим очистительным поведением (вызывание рвоты, приём слабительных и мочегонных), чтобы избежать набора веса. Это опасное для жизни состояние требует внимания специалистов.
При компульсивном переедании приступы неумеренности в еде сопровождаются бесконтрольным употреблением большого количества пищи, в том числе и по ночам.
Интересно, что все эти расстройства пищевого поведения могут переходить один в другой. Нервная анорексия плавно переходит в булимию и в компульсивное переедание, переплетаясь друг с другом.
— Их лучше госпитализировать?
— Да, на начальном этапе лечения часто нужна госпитализация. Сейчас есть центры пищевых расстройств, там работают врачи-психиатры. И наш стационар, Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г. Е. Сухаревой, также имеет отделение, где лечат расстройства пищевого поведения.
Через зависимое поведение наши пациенты ищут удовлетворения и чувства безопасности. Они должны лечиться у врачей-психиатров, получать помощь психологов, психотерапевтов с применением психотерапии, которая помогает регулировать свои эмоции, с регуляцией образа жизни, с медикаментозным лечением. И это очень сложный и длительный процесс, который может занимать несколько лет.
— Есть положительные случаи такого лечения?
— Да, конечно, это подвергается лечению. Важно иметь желание вылечиться и поддержку родных и близких людей.
Источник