Меню

Механизмы формирования здоровья детей

Механизмы формирования здоровья детей

В последние десятилетия заболеваемость населения Российской Федерации постоянно растет, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения и с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, с другой — с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний [6; 9].

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни [1; 5; 9].

В рамках формирования здорового образа жизни сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путем создания у населения экономической и социокультурной мотивации быть здоровым и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни [4; 8; 9].

Несмотря на проводимые государственные меры, отток высококвалифицированных кадров остаётся высоким, что затрудняет быстрое и качественное внедрение инновационных технологий в здравоохранение Приморского края, приоритет профилактических мер до сих пор не стоит во главе угла, т.к. медицина вынуждена в первую очередь решать вопросы неотложной помощи и помощи больным людям всех возрастных групп, как диагностические, так и терапевтические [2; 5; 6; 9]. Однако значительно повысить уровень здоровья населения можно только широко внедрив меры всех уровней профилактики, начиная от отдельного индивидуума и заканчивая регионом и страной в целом. При этом выделять отдельные возрастные группы, делая их приоритетными, всё равно что латать дыры на старом платье – образуются новые.

Дети составляют тот резерв страны, который в недалеком будущем станет определять ее благополучие, уровень экономического и духовного развития, состояние культуры и науки. Поэтому проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в настоящее время рассматривается как фактор национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения [1; 2; 5; 7; 9].

По данным Министерства здравоохранения России, более половины школьников – 53% — имеют ослабленное здоровье [2; 5; 7]. Наиболее существенное негативное влияние на показатели здоровья детей и подростков оказывают: прогрессирующий рост хронических форм соматической патологии, аллергических заболеваний, повышение частоты нервно-психических болезней, ухудшение состояния репродуктивной сферы, снижение физической активности, ухудшение качества питания, увеличение количества курящих и употребляющих алкогольные напитки подростков. При этом большая часть хронической патологии приобретается за время обучения в школе, особенно в первые годы, в том числе из-за чрезмерной интенсивности образовательного процесса: перегрузка учебного дня и учебной недели, повышенный объем домашних заданий и дополнительных занятий; несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, недостаточное внимание к двигательной активности школьника. В дополнение к выше перечисленному культура бережного отношения к своему здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства школьников, включая выпускников, остаются на очень низком уровне [2; 4; 7; 9]. Сложившаяся ситуация требует поиска и внедрения эффективных здоровьесберегающих технологий для детей и подростков.

В рамках вышеизложенного очевидно, что система формирования здоровья детей и подростков не может строиться без других возрастных групп, поскольку взаимосвязь между уровнем здоровья и, что очень важно, традиционных подходов к здоровью в семье и обществе тесно взаимосвязаны. Рассматривать здоровье отдельно взятого индивидуума вне семьи и социума с целью планирования мер профилактики является непродуктивным, так как невозможно сохранять, повышать и совершенствовать эффективно здоровье каждого без тесной взаимосвязи всех участников процесса жизнедеятельности человека.

Цель исследования

Разработать систему формирования здоровья детей и подростков в процессе их роста и развития.

Материал и методы

Исследование проведено в два этапа в рамках федеральной целевой программы «Региональные факторы и состояние здоровья детского населения Приморского края».

На первом этапе обследовано 626 детей и подростков Приморского края в возрасте от 4 до 17 лет, представленных тремя возрастными группами. Группу дошкольников составили 226 детей в возрасте от 4 до 6 лет, детей младшего и среднего школьного возраста (пятиклассников) – 224 человека, старшеклассников – 176 подростков. Проведена комплексная оценка здоровья (КОЗ) в каждой возрастной группе. Группу здоровья устанавливали в соответствии с приказами № 621 и N 1346н МЗ РФ [3]. На основании КОЗ все дети и подростки были разделены на три группы здоровья.

Очевидно, что здоровье подростка зависит от состояния здоровья дошкольника, дошкольника – от ребёнка раннего возраста и новорожденного, новорожденного – от состояния родителей, здоровье которых определяется потенциалом, полученным от их родителей, и особенностями пубертатного периода.

На втором этапе исследования, для более полного развития генетического и интеллектуального потенциала младенца через создание активной социокультурной среды в дородовый период, первой группой наблюдения нами выбрана семья, ожидающая ребенка, что способствует становлению контактов ребенок – мать — отец, интранатальному оздоровлению и развитию (54 семьи). Вторая группа – дети грудного возраста (60 человек), третья – дошкольники (126 человек), четвертая – младшие школьники и дети среднего школьного возраста (124 человек), пятая группа – подростки (123 человека). В результате — это непрерывная цепочка сохранения и развития здоровья человека: семья – новорождённый — дошкольник – школьник – подросток – семья. Исследования проведены в детских дошкольных учреждениях и школах г. Владивостока и Приморского края, в Центре культуры семьи «Планета детей». Для анализа эффективности разработанных нами воспитательных и оздоровительных мероприятий (по программе) в каждой группе наблюдения выделены основная (занимались по программе – ОГ) и контрольная (не занимались – КГ) подгруппы.

Статистическая обработка показателей комплексной оценки здоровья проводилась на ЭВМ IВМ (XТ) с использованием статистического пакета SAS. В итоге были получены основные статистические характеристики: для каждой группы – средние величины признаков (М) и относительные величины (Р), ошибки средних (±mМ) и относительных (±mР%) величин. На основе доверительного коэффициента t, используя число степеней свободы или число наблюдений, по таблицам Стьюдента-Фишера определяли коэффициент вероятности ошибки (достоверность) (Р) между двумя средними и относительными величинами. Степень вероятности безошибочного прогноза (р) соответствовала 95%, при критерии Стъюдента (t), равном 2 (Р

Источник

Механизмы формирования здоровья в детском возрасте

Механизмы формирования здоровья в детском возрасте Доцент С.Н.Шишацкая ГОУ ВПО ВГМУ Росздрава Кафедра педиатрии с курсом иммунологии и аллергологии ФПК и ППС

Основные разделы системы формирования здорового образа жизни · условия для здорового образа жизни · создание воспитывающих гигиенических ситуаций · пропаганда здорового образа жизни

Соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человекав РФ, (в скобках — данные ВОЗ): — генетические факторы — 15-20% (20%); — состояние окружающей среды — 20-25% (20%); — медицинское обеспечение — 10-15% (8%); — условия и образ жизни людей — 50-55% (52%).

Генетические факторы — 15-20% (20%); У каждого человека есть свои генетически детерминированные задатки качеств, в развертывании которых при благоприятном стечении обстоятельств жизни он может достичь наиболее значительных результатов. Отсюда становится понятным, насколько важно на основании изучения наследственно обусловленных задатков ребенка создать для него соответствующие условия жизни, обучения и воспитания. Следует учитывать существование определенной возрастной последовательности в становлении некоторых физиологических, интеллектуальных, эмоциональных и других способностей человека, хотя она и специфична для каждого ребенка. Причем если в соответствующий сенситивный период функция у ребенка не сформировалась или сформировалась недостаточно, то ее дальнейшее становление затрудняется.

Читайте также:  Как здоровье алишера усманова

Генетические факторы около 50% умственных способностей, связанных с переработкой информации, формируется уже к четырем годам, к восьми годам этот показатель достигает 80%. Естественно, что такое обстоятельство следует учитывать в течение указанного возрастного периода ребенка, который связан преимущественно с общением ребенка с родителями и в детском дошкольном учреждении.

Возрастное развитие Каждому ребенку присуща своя индивидуальная траектория развития в рамках генетически детерминированной программы. Характер же самой траектории определяется условиями жизни и влиянием тех или иных факторов в каждый данный период развития: при их неблагоприятном влиянии организм переходит на более низкий уровень развития, а при благоприятных условиях – на более высокий.

Специфика развития и адаптации ребенка на каждом возрастном этапе Так, в период интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувствительность организма к недостатку белка в пище, речедвигательных функций – к дефициту речевого общения, а моторики – к недостаточному уровню двигательной активности.

Каждому возрасту присуща своя специфика функционирования организма. Эти особенности должны учитываться в построении образа жизни человека (в особенности ребенка) на всех этапах его возрастного развития. Это обстоятельство делает необходимым введение в оценке характера возрастного развития понятий паспортного и биологического возрастов. Паспортный, или хронологический, возраст – это период, прожитый человеком от рождения до момента обследования и имеющий четкие временные пределы (лет, месяцев, дней). Биологический возраст также является функцией времени, но определяется особенностями морфофункционального развития индивида, скоростью развертывания программы развития.

Замедленный темп биологического развития Дети – ретарданты – имеют более низкий для данного возраста: уровень физического развития и физической работоспособности, более выражено напряжение сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, более высокий уровень основного обмена и т.д. В школьные годы отставание биологического возраста от паспортного может достигать пяти лет. Основными причинами этого явления могут быть нарушения развития во внутриутробном периоде, родовые травмы, неблагоприятные социальные условия -перенесенные в младенчестве заболевания, ограничение двигательной активности и т.д

Ускоренный тип индивидуального развития – акселерация наиболее отчетливо проявляется в возрасте полового созревания и у девочек бывает чаще. Такой тип развитие, как и замедленный, отражает отклонение от нормы, поэтому у “опережающих” детей недостаточно совершенная регуляция физиологических функций при физических нагрузках, пониженный уровень работоспособности и т.д.

Неправомерно рассматривать и сопоставлять возрастные особенности функционирования организма, так как в каждом возрастном периоде организм решает свои специфические проблемы, обусловленные особенностями адаптации к условиям жизни, свойственными именно данному этапу возрастного развития

В ранние, детские периоды, когда в организме наиболее активно идут синтез клеточных элементов и взаимосогласование функциональных систем через становление нервной и гуморальной регуляции, особенно интенсивно протекает структурно-функциональная интеграция, то есть негэнтропийные процессы. В старших возрастах, когда преобладает катаболизм, жизнеспособность во все большей степени смещается в сторону энтропии, предопределяющей в конечном итоге смерть. Такой взгляд отражает реализацию генетической программы индивида, запас которой, естественно, более обширен и развернут во времени у детей и в определенной степени уже исчерпан в старших возрастах.

У детей совершенно иной механизм формирования нездоровья, чем у взрослых людей. У ребенка здоровье не теряется (как у взрослых в связи со старением и др.), у ребенка нездоровье – это несформированность здоровья, несовершенство механизмов адаптации, имуннологической защиты, интеллекта и т.д. Это несовершенство формируется в результате неоптимальности развития.

Как формируется здоровье ребенка? Медицинский аспект этого вопроса трудно отделить от жизни в целом – нищета, голод, насилие, курение, алкоголь, наркотики – все эти аспекты влияют на будущее здоровье ребенка. Например, курение и алкоголь “работают” через питание: они нейтрализуют микронутриенты и блокируют механизмы дифференцировки, которые должны осуществиться. Другой пример: если один из родителей курит, то интелллект ребенка к 10 годам ниже на 6,4 единицы IQ, а у обоих курящих родителей – от 8,8 до 15 единиц IQ. Причем достаточно побаловаться когда-то сигаретами, чтобы наблюдалось снижение интеллекта. Снижение продолжительности жизни у ребенка, чьи родители курят составляют от 11,6 до 18 лет жизни ребенка. В 3,5 – 4 раза увеличивается вероятность опухоли крови и головного мозга у ребенка, если родители курили. И.М.Воронцов 2008

Связь питания и здоровья несомненна и колоссальна: это энергетика, адаптация, иммунологическая реактивность, аспект формирования депо антиоксидантов. Например, если в раннем возрасте 3 раза в день вводить в питание ребенка томаты, то вероятность этого ребенка умереть будет в три раза меньше, чем того, которому томаты вводятся один раз в день в прикорме. В отличие от сформировавшегося организма взрослого человека, ребенок строит себя из тех микронутриентов, которые он никогда не в состоянии будет произвести сам в своем организме, он зависит от еды. И если ему дать их в нужном количестве, то он сформирует себя так, чтобы иметь ресурсы на всю последующую жизнь. И.М.Воронцов 2008

Питание и здоровье Питание должно сопровождать развитие ребенка до определенной (высокой) степени зрелости. Если этого не произойдет, ребенок будет так или иначе потом аномально реагировать на среду и, конечно эта реакция будет сопряжена с заболеванием, с сокращением срока жизни и качества жизни. Для ребенка даже короткий перерыв в оптимальном питании означает существенную потерю дифференцировок. Наиболее сенситивными оказываются нервные ткани, головной мозг, системы иммунитета и система крови – здесь минимальные отклонения в питании дают срывы. Сегодня количество этих заболеваний необычайно велико. Другой важный аспект здоровья ребенка – это питание беременной женщины. Будущей матери достаточно потреблять нужное количество веществ – и она принесет нормальный плод. Это новые возможности и в предупреждении, и в терапии многих заболеваний И.М.Воронцов 2008

Возрастные периоды развития человека А. Подготовительный этап: 1) Период формирования наследственности; 2) Формирование соматического и репродуктивного здоровья биологических родителей; 3) Предконцепционный период. Б. Внутриутробный этап: 1) Фаза эмбрионального развития (по 75-й день жизни); 2) Фаза плацентарного развития (с 76 дня до рождения). В. Внеутробный этап: 1) Период новорожденности (от рождения до 28 дней жизни); 2) Период грудного возраста (с 29 дня до конца 1-го года жизни); 3) Период раннего детства (от 1 года до 3 лет); 4) Дошкольный период (с 3 до 6 лет); 5) Младший школьный период (с 7 до 11 лет); 6) Старший школьный период (с 12 до 17-18 лет).

А. Подготовительный этап – 1) период формирования наследственности – генеалогический — период формирования наследственного набора генов у предков родителей. Именно на этом этапе могут быть скрыты истоки наследственной патологии и их необходимо искать современными молекулярно-генетическими методами исследования в процессе планирования зачатия ребенка

А. Подготовительный этап 2) К подготовительному этапу отнесено также формирование родительских гамет, которые отражают фенотип развития и здоровья родителей (связанный с наследственными поражениями гамет (аномалии сперматозоидов или «перезревание половых клеток»)). Гаметопатии могут быть причиной половой стерильности, спонтанных абортов, врожденных пороков и наследственных заболеваний. До 12 % супружеских пар бесплодны. Врожденные и наследственные заболевания диагностируются у 3% детей сразу при рождении, а еще 2% — в течение последующих лет жизни. Около 15% беременностей заканчивается выкидышами (каждый 3-й выкидыш ассоциирован с хромосомными аберрациями плода).

А. Подготовительный этап 3) Предконцепционный период – самый близкий к возникновению беременности. В зависимости от состояния здоровья будущих родителей может составлять 2-4 месяца перед зачатием. Основная задача медицинской подготовки — лечение хронических инфекционных заболеваний, прежде всего мочевой и половой системы, нормализация состояния питания будущих родителей, повышение уровня знаний по медико-гигиенической и психологической поддержке при беременности. Это время возможной коррекции имеющихся перечисленных факторов риска.

Читайте также:  Охрана здоровья граждан фз323

Б. Внутриутробный этап — от момента зачатия до рождения ребенка продолжается в среднем 270 дней, но на практике расчет ведут на 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла у женщины. Срочными родами считаются роды, происходящие на 38-41-й неделе беременности, преждевременными – ранее 38-й недели и запоздалыми – при сроке 42 недели и более. Выделяют несколько периодов внутриутробного развития.

Б. Внутриутробный этап Несбалансированное питание женщины во время беременности (недостаточность фолиевой кислоты, цинка, меди и других эссенциальных нутриенов) может усиливать тератогенное влияние на плод – многие гены развития начинают экспрессироваться только при наличии определенных нутриентов. Неблагоприятные факторы могут способствовать внутриутробной гипотрофии плода или общему недоразвитию (недостаточная масса тела и длина новорожденного). Различные осложнения беременности или экстрагенитальные заболевания у матери способствуют инфицированию плода. Инфекционное заболевание плода сопровождается такими же воспалительными реакциями и клиническими симптомами, которые наблюдаются у новорожденных, т.е. специфичность повреждения, характерная для данного возбудителя. Исход инфекционных заболеваний может быть различным: нередко плод погибает до рождения; он может рождаться больным или рождаться с остаточными репаративными явлениями болезни, когда острый период заболевания протекал внутриутробно. Инфицирование плода может происходить и во время рождения путем аспирации и заглатывания инфекционной слизи родового канала или инфицированных околоплодных вод (длительный безводный период

Внутриутробный этап В целом для внутриутробного развития следует отметить, что наряду с органогенезом этот этап отличается очень быстрым ростом (приблизительно в 5000 раз) и увеличением массы тела в тысячи раз.

Период новорожденности и грудного возраста Органы пищеварения еще недостаточно зрелы в функциональном отношении – отсюда проблема рационального вскармливания. Неадекватность питания в этом возрасте может быть причиной задержки физического, нервно-психического и интеллектуального развития. Особенно чувствительны к пищевому обеспечению костная ткань и система крови (отсюда рахит, железодифицитная анемия). Кроме того, проницаемость слизистой оболочки ЖКТ объясняет легкое проникновение в кровоток пищевых аллергенов – с развитием аллергии (аллергодерматозы). В 2-3 месяца ребенок теряет пассивный иммунитет, а формирование антителообразования, особенно к кокковой флоре происходит сравнительно медленно, поэтому подверженность к заболеваниям детей грудного возраста оказывается довольно высокой. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания часто способствуют осложнению ОРВИ (отиты, бронхиолиты и пневмонии), течение которых отличается особой тяжестью. Поэтому необходимо индивидуальное домашнее воспитание детей и использование средств и методов закаливания: массаж, гимнастика, ежедневное купание, обучение плаванию, а также своевременная профилактическая вакцинация.

Период раннего детства (преддошкольный период) от 1 года до 3-х лет Характеризуется снижением темпов физического развития детей, большей степенью зрелости основных физиологических систем. Интенсивно увеличивается мышечная масса. К 2 годам завершается прорезывание молочных зубов (их 20). Интенсивно формируется лимфоидная ткань носоглотки с часто возникающей их гиперплазией (аденоиды, гиперплазия миндалин). Двигательная активность огромная (от ходьбы до бега, лазания, прыжков), а контроль за адекватностью движений и поступков минимальный (особенно у детей, перенесших перинатальную гипоксию – синдром гиперактивного ребенка). Отсюда резко возникающая опасность травматизма.

Период раннего детства (преддошкольный период) от 1 года до 3-х лет Высока познавательная деятельность, причем участвуют всевозможные анализаторы, в том числе рецепторный аппарат ротовой полости (мелкие предметы берутся в рот), поэтому высока частота аспирации инородных тел и «случайных» отравлений! Это возраст быстрого совершенствования речи. С полутора лет ребенок говорит фразы, к трем годам – длинные фразы. С трех лет – говорит «я», до 3-х лет от третьего лица («Сережа не хочет»). Это период и первого упрямства. Эмоциональная жизнь ребенка достигает наивысших проявлений (бури), возникает проявление капризности, застенчивости, удивления, страха. Это период обучения навыкам трудовой деятельности, которое происходит через игру. Определяются индивидуальные черты характера и поведения. Педагоги иногда говорят, что это период «упущенных возможностей», имея ввиду неправильные приемы воспитания. Отсюда воспитание постепенно становится главным элементом ухода за детьми. Из заболеваний — чаще ОРВИ, т.к. расширяется контакт с другими детьми на фоне незавершенного формирования иммунитета. Формирование большей части аллергических болезней, в т.ч. и бронхиальной астмы.

Дошкольный период (от 3 до 7 лет). Характерно первое физиологическое вытяжение, отчетливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица, нарастание массы тела несколько замедляется. Постепенно выпадают молочные зубы и начинается рост постоянных. К концу периода заканчивается дифференцировка строения различных внутренних органов, а иммунная (система) защита уже достигает известной зрелости. Интенсивно развивается интеллект, усложняется игровая деятельность. К 5 годам дети свободно говорят на родном языке. Улучшается память. Совершенствуются тонкие координированные движения, развиваются навыки рисования. Начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек. Активно формируются индивидуальные интересы и увлечения. У девочек в игре появляется заботливость, у мальчиков — подвижность и сила. Возникают сложные взаимоотношения с разными детьми и взрослыми, формируется самолюбие. Эмоции становятся сдержаннее. Ребенок готовится к поступлению в школу. Из заболеваний по частоте: инфекционные, а также болезни органов дыхания. Как правило они имеют доброкачественное течение. Основной причиной смертности в этом периоде является травматизм

Младший школьный период (7-11 лет). Уже начинается четкий половой деморфизм физического развития. Быстро развиваются сложнейшие координационные движения мелких мышц, благодаря чему возможно письмо. Улучшается память, повышается интеллект. Обучение в школе дисциплинирует детей, стимулирует их самостоятельность и волевые качества, расширяет круг интересов. Дети начинают жить интересами коллектива. Происходит замена молочных зубов на постоянные. Возрастают нагрузки на нервную систему и психику, ребенок меньшее время проводит на воздухе, часто нарушается режим питания. Однако дети не всегда жалуются, поэтому родители за врачебной помощью обращаются меньше. При специальных врачебных осмотрах выявляются дети с изменениями зрения, нарушениями осанки, кариесом зубов. Остается высокой частота инфекционных заболеваний, ЛОР заболеваний, а также желудочно-кишечных и аллергических болезней и функциональных заболеваний сердечно-сосудистой системы Увеличивается число детей с избыточным питанием (тучность и ожирение). Основной причиной смертности детей является травматизм.

Старший школьный возраст (с 12 до 18 лет) Происходит резкое изменение функции эндокринных желез. Для девочек — это период бурного полового созревания. Для юношей – его начало. Это препубертатный ростовой скачок, который может протекать с дисгармоничностью. Это самый трудный период психологического развития, формирование воли, сознательности, гражданственности, нравственности. Нередко это драматический пересмотр всей системы жизненных ценностей, отношения к себе, к родителям, к сверстникам и обществу в целом. А здесь и крайние суждения и крайние поступки, стремление к самоутверждению и конфликтам; особенно при нарушении физического и полового развития при неустойчивости вегетативной регуляции с возникновением иногда тяжело переносимых расстройств сосудистого тонуса, а также заболеваний щитовидной железы. Может быть тучность и заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, дуодениты, язвенная болезнь).

Пубертатный период проявляет уникальные свойства . Он выступает в виде естественной функциональной нагрузочной пробы, обусловленной как мощной вегетативной, эндокринной и иммунной перестройкой на фоне физиологического ростового скачка, менархе и отклонений в пубертатном созревании, так и вновь появляющимися серьезными нарушениями психосоциальной адаптации.

Пубертатный период Становятся явными все ранее скрытые органические дефекты здоровья. Наиболее характерным следует считать усугубление перинатально обусловленной гипоталамической дисфункции в форме психонейроэндокринноиммунной дизрегуляции с широкими клиническими проявлениями, врожденной неполноценности соединительной ткани (остеохондроз, нарушения системы гемостаза, висцероптозы, суставная гипермобильность, появление ангиэктазий и пр.). Появляются и новые, типичные для периода полового созревания функциональные расстройства, например, гипоталамический синдром периода полового созревания. Лабильность гомеостаза в пубертатном периоде приводит к учащению нервных и эндокринных расстройств, снижению адаптации к воздействию внешней среды. После завершения полового созревания клиническая симптоматика исчезает или уменьшается. Это подтверждает существование естественной возрастной нагрузочной пробы, приводящей к пубертатной психонейроэндокрин-ноиммунной дезадаптации. Следствием этого можно считать преобладание у подростков функциональных нарушений над органическими

Читайте также:  Срок эксплуатации микроволновки без вреда для здоровья

Пубертатный период По большинству нозологических форм заболеваемость у подростков действительно является максимальной. По сравнению с другими возрастными группами, у подростков явно доминируют заболевания эндокринной системы, нервной системы, мочевыделительной системы и костно-мышечной системы. Инфекционные и простудные заболевания преобладают у детей. В зрелости возрастает частота новообразований и болезней системы кровообращения.

Заболеваемость детей, подростков и взрослых (Санкт-Петербург, 2000)

Заболеваемость детей, подростков и взрослых (Санкт-Петербург, 2000)

Подростковая заболеваемость Вклад в специфику подростковой заболеваемости вносит продолжающийся рост и развитие органов и систем. Знание анатомо-физиологических особенностей необходимо для дифференцировки возрастной нормы от патологии. Например, гиперкинетический кардиальный синдром могут трактовать как признак врожденных пороков сердца, а инвертированные зубцы Т в III стандартном отведении ЭКГ — как признак ревмокардита или даже ишемии в задней стенке левого желудочка и пр. Типична зависимость физиологических нормативов от биологического, а не календарного возраста. Например, уровень АД у подростков одного и того же календарного возраста, но с разными темпами пубертатного созревания будет неодинаков. Так, нормальный для мезосоматиков уровень АД может рассматриваться как артериальная гипертензия для микросоматиков и артериальная гипотензия — для макросоматиков. В полной мере это относится и к другим функциональным и морфологическим параметрам — трактовке размеров почек и полостей сердца. Наиболее яркой особенностью оказывается полисистемность (полиморбидность) заболеваний. По данным МЗ РФ (2002), в возрасте 10–14 лет каждый подросток имеет 2–3 заболевания, в возрасте 15–18 лет — уже 4–5.

Следует подчеркнуть, что у каждого ребенка имеется индивидуальный темп биологического развития и его биологический возраст может в определенной степени отличаться от возраста его сверстников по метрическому свидетельству. Речь идет об индивидуальных биологических часах организма со своей скоростью «хода». Многие функциональные возможности организма, система его реактивности коррелируют прежде всего с биологическим возрастом, но не с календарным. Отсюда следуют индивидуальные меры организации режима жизни, охраны здоровья, подхода к его воспитанию и обучению. Поэтому в биологии детства предпринимались и предпринимаются попытки классификации периодов детского возраста не по календарным срокам жизни, а по биологическим чертам зрелости.

Все антропометрические, физиологические, метаболические, иммунологические признаки здорового ребенка, имеющие четкую и яркую возрастную динамику или функциональную эволюцию могут быть использованы для суждения о биологическом возрасте относительно возраста календарного.

Норма или соответствие биологического возраста календарному – свидетельствует о благополучии развития и функционирования всех указанных систем. Отставание биологического возраста, размеров и пропорций тела может указывать на наличие патологии или неадекватности среды для оптимального развития ребенка

Возраст социального развития Это накопление опыта общения и взаимодействия в семье, детском дошкольном учреждении, школе, других учебных заведениях, т.е. накопление позитивного и негативного общения. Основа этого взаимодействия должна быть заложена в семье, в начале в виде игры, детских сказок, детской литературы, а затем кино, школа и другие учебные заведения. Необходимо заинтересовать ребенка, научить его самообслуживанию: через игры привить любовь к труду, созиданию; через постоянную учебу – стремление к творчеству, к налаживанию отношений взаимопонимания и взаимоуважения в семье, в коллективе, а самое главное – накопление опыта деятельности самой разной направленности, в том числе и умению защищать себя и других людей и принимать ответственные решения. Желательно, чтобы социальное развитие проходило параллельно и не отставало, а соответствовало физическому и нервно-психическому развитию ребенка и подростка в обществе.

фоном для формирования значительного количества соматических заболеваний у подростков служат типичные для этого возрастного периода отклонения в пубертатном развитии, вегетативные дисфункции и дисплазии соединительной ткани.

Здоровье человека закладывается в детском возрасте, является очевидной истиной, ни у кого не вызывающей сомнений; следовательно, и правильное питание, будучи одним из важнейших механизмов формирования здоровья, в детском возрасте оказывается особенно важным

Грудное и искусственное вскармливание детей грудного возраста Несбалансированное питание помимо дефицита витаминов и микроэлементов может обернуться и избытком таковых, который оказывается не менее вреден для здоровья, чем недостаток.

Избыточное потребление многих жизненно важных веществ в грудном возрасте может иметь весьма негативные последствия для здоровья ребенка, причем такие, которые в дальнейшем невозможно уже скорректировать. В первую очередь это касается белка. Перегрузка белком страшнее, чем недостаток. Избыток белка на первом году жизни приводит к диабету, ожирению после 4-5 лет и другим нарушениям, которые уже не исправить. Большинство детских смесей имеют избыточное содержание белка, кроме того, согласно статистике, большой процент детей, находящихся на искусственном вскармливании, получает в раннем возрасте творог, содержащий также много белка. Ситуация эта во многом объясняется и тем, что российские нормы сильно отличаются от рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения. Что касается белка, то расхождения здесь очень значительны: российские нормы превышают ВОЗовские в два раза. Кроме того, согласно рекомендациям ВОЗ, масса белка на килограмм веса с возрастом должна снижаться, а у нас она повышается.

Избыточное потребление аминокислот Не менее вредным для здоровья ребенка является и избыточное потребление аминокислот и других жизненно важных элементов. В искусственных смесях количество незаменимых аминокислот значительно превышает те показатели, которые свойственны женскому молоку. Этот избыток ложится повышенной нагрузкой на почки, на весь обмен веществ. Эти данные, безусловно, являются весомым аргументом в пользу необходимости грудного вскармливания. Поскольку проблема избытка микронутриентов как фактора риска для здоровья касается не только питания детей грудного возраста, о негативных последствиях избыточного потребления

Питание школьников проблемы, которые можно регулировать: неправильное составление меню (отчего зависит ценность питания), нарушение режимов питания, недостаточный охват горячим питанием детей начиная с 5 классов и старше, не отвечающая принципам здорового питания буфетная продукция, невысокие энергетические свойства блюд. Эти проблемы школьного питания оборачиваются недостаточным потреблением рыбы, кисломолочных продуктов, растительных масел, овощей и фруктов, что характерно и для структуры питания всего населения в целом. Из этого следуют нарушения потребления ряда пищевых веществ: дефицит полиненасыщенных жирных кислот, микронутриентов, избыточное потребление соли и специй, сахара, высокое потребление жирных продуктов, в которых содержится большое количество пищевых добавок, ароматизаторов и красителей.

Обследования детей в детских домах показали, что среди сирот почти нет практически здоровых детей. Нарушение их физического и психического развития часто связаны с факторами неблагоприятной наследственности, неблагополучными условиями жизни в бывшей семье. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей (Платонова Н. М., 2003; Кузнецова Е. Ю. и др., 2002).

Подростковый возраст чрезвычайно важен в физиологическом, психологическом, нравственном и социальном становлении человека, недаром его называют критическим. Именно в этот период завершается формирование всех морфологических и функциональных структур организма; под влиянием половых гормонов происходит нейроэндокринная перестройка, интенсивно протекают процессы роста и развития

Источник

Adblock
detector