Меню

Механизмы формирования культуры здоровья

Система формирования культуры здоровья.
статья на тему

Система формирования культуры здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
sistema_formirovaniya_kultury_zdorovya.doc 167 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Утатуйская СОШ

Система формирования культуры здоровья

на различных этапах обучения

« Здоровье – драгоценность и притом

единственная, ради которой стоит

не только не жалеть времени и сил,

трудов и всяких благ, но и пожертвовать

ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится

нестерпимой и унизительной».

Одним из приоритетных направлений деятельности школы на современном этапе становится охрана здоровья учащихся. Это отражено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», которая предусматривает создание условий для повышения качества общего образования за счет оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки и создания в образовательных учреждениях условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Проблема охраны здоровья школьников становится все более актуальной в связи с тем, что все меньше и меньше выпускников уходят из школы здоровыми. За время обучения в школе доля детей с отклонениями в состоянии здоровья увеличивается в несколько раз: с заболеваниями нервной системы и органов чувств – в 3 раза, пищеварительной системы – в 1,2 раза, дыхательной системы – в 3 раза, мочевыделительной системы – в 5 раз. Прослежена отчетливая тенденция к увеличению частоты отдельных форм заболеваний. Так, за последние 10 лет отмечается рост числа заболеваний пищеварительной системы – на 15%, системы кровообращения – на 16%, опорно-двигательного аппарата – на 15%.

Таким образом, в стенах большинства образовательных учреждений молодые люди получают знания и профессиональную подготовку, но не обучаются не менее важному — быть здоровым. Поэтому уже с раннего возраста детям необходимо привить желание творчески работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самому себе. Для достижения этой цели в нашей школе разработан и осуществляется комплекс мер по воспитанию здорового образа жизни.

Наша школа в течение двух лет с сентября 2005 года по май 2007 года работала в режиме эксперимента РУО И БИППКРО «Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни через внедрение блочно-модульной технологии на уроки физической культуры» . Руководитель – старший преподаватель кафедры охраны и укрепления здоровья Бурятского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Тармаева Елена Раднаевна. По этому эксперименту были введены третий час физкультуры и уроки валеологии в старших классах.

Эксперимент проводился по трем основным направлениям:

— учебное, воспитательное, методическое (работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни)

-физкультурно-оздоровительное (организация и проведение прогулок, динамических перемен, «Дней здоровья»; спортивных мероприятий, туристических походов)
— медико-профилактическое (профилактика утомляемости школьников, охрана зрения, опорно-двигательного аппарата; лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников)
Основная идея эксперимента – создание мотивации участников образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья и формирование ответственного отношения к здоровью и формирующим его факторам.

Для претворения в жизнь этой идеи мы определили первоочередные задачи:

— повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, в особенности уроков физической культуры;

— мониторинг состояния здоровья школьников;

— создание соответствующих условий труда учителей и обучающихся с учетом психологического комфорта;

— совершенствование системы профилактической деятельности, направленной на стабилизацию и улучшение здоровья участников образовательного процесса;

— валеологизация образовательной среды и образовательного процесса;

— формирование культуры здоровья и здорового образа жизни.

Введение блочно-модульной технологии на уроках физкультуры предусматривает развитие пяти физических качеств: силы, выносливости, гибкости, координации движений и быстроты. Ежеквартально (в сентябре, январе, апреле) проводился мониторинг развития этих качеств у учащихся.

Анализ здоровья учащихся нашей школы показывает, что уровень заболеваемости в 2007 году по сравнению с 2005 годом несколько снизился, хотя по некоторым заболеваниям наблюдается увеличение их количества (например, нарушение слуха – с 1 до 4 случаев), по некоторым – остается на том же уровне (нарушения зрения, эндокринологические, нервно-психические).

Приведенные факты диктуют необходимость разработки простых и эффективных средств и методов оздоровления и улучшения здоровья детей непосредственно в стенах школы.

  • Прием местного аршана
  • Включение в рацион питания школьников традиционной бурятской пищи (аарса, замба, мэхээр), а также домашнего варенья из ягод – смородины, голубики, брусники, и фиточая из ягод шиповника.
  • Отдых и оздоровление детей в летний период.

Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Одним из пунктов реализации этой программы является проведение ежегодных туристических походов Утата – Уран-Душэ с протяженностью маршрута – 140 км.

Практическая значимость состоит в том, что ежегодный поход объединяет всех желающих учащихся, число участников возрастает с каждым годом. Ученик осознает взаимосвязь и взаимозависимость человека, общества и природы. Нитка маршрута «Утатуй – Уран-Душэ» пролегает вдоль русла речек Оронгодой, Тутхалтуй, Джида. Продолжительность – 4 дня конного похода. Подъезды – от русла реки Джида до летней стоянки животноводов, которой одна группа туристов дала очень красивое название «Таёжный приют». Период функционирования: весенне-летне-осенний период.

Задачи эколого-краеведческой туристической группы:

1. прохождение длительного маршрута пешком и на конях;

2. отработка туристических навыков;

3.работа по составлению экологического паспорта речек;

4. сбор лекарственных трав с целью составления гербария и определение их полезных свойств;

5. изучение топонимики по следованию маршрута, природных памятников и исторических мест данного маршрута;

Таким образом, деятельное экологическое образование, организация туристических походов раскрепощает и развивает личность, закладывает фундамент здоровых взаимоотношений, прививает любовь ко всему живому. Его преимущество в том, что учащийся видит результаты своего труда, а это способствует смене его социальной позиции, он переходит от критики и деструкции к созиданию, приобретает опыт, облегчающий дальнейшее развитие.

Источник

Формирование культуры здоровья — ответственная задача учреждений народного образования

Статья просмотрена: 8874 раза

Библиографическое описание:

Бахтин, Ю. К. Формирование культуры здоровья — ответственная задача учреждений народного образования / Ю. К. Бахтин, Г. И. Сопко, М. В. Пазыркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4635/ (дата обращения: 08.06.2021).

Специалист педагогической профессии, по своему профессиональному предназначению, призван формировать высокий уровень общей культуры у подрастающего молодого поколения.

Прежде всего, это относится к молодым специалистам – выпускникам педагогических университетов, которые получают фундаментальное и систематизированное, разностороннее и глубокое высшее профессиональное педагогическое образование.

Образование понимается нами как системное, целенаправленное и развивающее интеллектуальное воздействие на личность, которое включает и обеспечивает обучение, воспитание и развитие человека, формируя его кругозор, мировоззрение, знания и умения. Образовательное формирующее воздействие особенно продуктивно в молодом возрасте — в этот особый период наиболее динамичного развития организма и формирования личности подрастающего человека.

Помимо усвоения знаний, выработки умений и навыков, образование активно способствует разностороннему развитию человека – физическому и психическому, духовному и морально-нравственному, психолого-коммуникативному и социальному его становлению.

Педагогическое образование имеет ту существенную особенность, что оно нацелено на воспитание воспитателей, на обучение учителей, и оно направлено на развитие определённых интеллектуальных свойств у обучаемых, на формирование специфических профессиональных знаний и умений у будущих работников широкой системы общего образования. Оно создаёт тех педагогов, чьи жизненные приоритеты, круг интересов и кругозор, чьи профессиональные и личностные качества будут в значительной мере определять развитие учащихся массовых общеобразовательных школ. И поскольку этим профессионально подготовленным молодым педагогам предстоит в будущем формировать культуру подрастающего поколения, становится понятной та особая социальная значимость, которая отличает высококвалифицированный и ответственный труд работников системы образования.

Под культурой мы понимаем сформировавшуюся систему знаний, ценностей, достижений, взглядов и приоритетов, сложившуюся иерархию потребностей, а также разнообразие мотивов человеческой деятельности и форм их реализации, которые аккумулируют опыт предшествующих поколений и способствуют выработке оценочных суждений, формированию личностных и общественных установок, вкусов, убеждений, решений, действий и поступков [1, с.35-39].

Культура , как социальная наследственность, аккумулирует социально прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, она определяет систему ценностей и приоритетов человека и общества, социальной группы и народности, нации и человечества.

Медицинская культура включает накопленные и преобразованные обществом, адаптированные медицинские знания, сформированные на основе исторического опыта развития этнической культуры и достижений медицинской науки и практики, которые направлены на предупреждение и устранение различных форм заболеваний, повреждений, отклонений в развитии и их нежелательных последствий.

Культура здоровья как проявление развитой общечеловеческой культуры, включает осознание человеком высокой ценности своего здоровья. Она предусматривает понимание необходимости охраны здоровья и его укрепления как непременного условия успешной самореализации человека. Культура здоровья человека – это, прежде всего, экологическая культура в широком её понимании, опирающаяся на гармонию всех проявлений человеческой деятельности и её взаимоотношений с окружающим человека обществом и природой. Как писал основатель валеологии, И.И.Брехман в одной из последних опубликованных своих работ, цитируя Ж.-Б.Ламарка, – «Можно, пожалуй, сказать, что назначение Человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав Земной шар непригодным для обитания» [3, с.3].

Только сформированная высокая экологическая культура широких слоёв населения , экологически выверенные решения и действия руководителей нашего государства и общественных организаций нашей страны, так же как и согласованная экологическая политика других стран Мира, — могут этому противостоять.

В формировании культуры здоровья значительную роль играют такие направления образовательного процесса, как физическое воспитание (способствующее формированию физической культуры), экологическое образование (способствующее созиданию экологической культуры), духовно-нравственное воспитание, культурологическое образование, а также — биологическое образование, медико-гигиеническое и валеологическое образование и воспитание, формирующие основы духовно-нравственной, валеологической и медицинской культуры человека [2, с.44-46; 8, c .380-382].

Большое значение в содержании образовательных программ необходимо уделять таким направлениям, как здоровье и безопасность жизнедеятельности человека, здоровье и девиантное поведение подростков и молодёжи, здоровье и проявления асоциального поведения человека. Особенно актуально сегодня воспитывать молодёжь в духе категорического неприятия вредных привычек (курения табака, употребления алкогольных напитков, приёма наркотиков или других психоактивных веществ), а также – в атмосфере абсолютной недопустимости любых форм и проявлений асоциального поведения.

Основой воспитания культуры здоровья учащихся является формирование активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной на здоровый и трезвый образ жизни , на успешное саморазвитие и полное раскрытие своих потенциальных возможностей — на основе дружелюбия и коллективизма, жизнелюбия и альтруизма, особенно свойственных нашему студенчеству.

Основу формирования развивающейся личности человека составляет духовно-нравственное воспитание , целью которого является образование гражданина, интеллигента, патриота своей страны, заинтересованного в её процветании и в благополучии нашего народа, в здоровье и счастье каждого человека [4, с.36-37].

Все эти важные составляющие общей культуры молодого специалиста педагогической профессии следует формировать в процессе обучения студентов в педагогическом университете, закладывая необходимые тематические блоки в соответствующие разделы образовательных программ.

Наблюдающийся за последние годы поворот социальных приоритетов к человеку, для обеспечения условий развития человеческой личности, реализации её перспективных возможностей и обеспечения реального их воплощения, – всё это отражает растущее понимание реального значения отечественной системы образования как института целенаправленного воспитательного воздействия на наше молодое поколение в новых социальных реалиях.

Реформирование системы образования предполагает воспитание такого поколения педагогов, которые, воспроизводя классическую матрицу профессиональной деятельности учителя, готовы к решению новых социокультурных задач по содействию учащимся в разностороннем их развитии – без противопоставления образовательного становления развивающегося человека состоянию его здоровья.

Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности . Они созревают в сознании будущего учителя за годы обучения в педагогическом высшем учебном заведении, образуя базовый уровень его общечеловеческой и общепедагогической культуры, — в плане формирования здоровьеобразующей компоненты профессиональной деятельности педагога [5, с. 4; 8, с. 380-382].

Подготовка будущего учителя, со сформированными в педагогическом университете основами валеологического мировоззрения, – это процесс длительный и сложный. Он требует глубокой методологической и основательной методико-педагогической его проработки. Этот процесс требует также практической проверки реальной его эффективности и ответственного, заинтересованного исполнения, — с неизбежным преодолением немалых трудностей в ходе подготовки молодого учителя в педагогическом университете.

Среди наиболее важных аспектов валеологической подготовки учителя заслуживают внимания следующие:


проблема формирования мотивации реальной приверженности идеалам здоровья и здорового образа жизни;

разработка и апробация наиболее эффективных методов формирования устойчивости, иммунитета к негативному влиянию окружающей подростка микросоциальной среды;

разработка эффективных методов активной, действенной валеологической воспитательной работы, особенно в конфликтной, агрессивной молодёжной микросоциальной среде, отвергающей идеи оздоровления;

необходимость воспитания у молодого поколения независимого, критического типа мышления, с выработкой собственной жизненной и профессиональной позиции по отношению к формирующимся стихийно социальным, психологическим и духовно-нравственным ценностям;

формирование профессиональной психолого-педагогической установки, основывающейся на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию учащихся.

Валеологическая подготовка позволит уверенно оппонировать различным сомнительным ценностям , интенсивно внедряемым в массовое сознание и особенно распространенным в молодёжной среде. Это позволит также убедительно пропагандировать истинные общечеловеческие ценности нравственности и духовности, красоты и гармонии, гражданственности и патриотизма, трудолюбия, дисциплинированности и ответственности.

В основу воспитательной работы должно быть заложено стремление к активной жизненной позиции, крепкому здоровью и его непременному условию, его основе — стремление к здоровому, трезвому и активному образу жизни [2, с. 44-46; 5. с.4-6].

Культура здоровья – это многогранное понятие , которое складывается из целого ряда его составляющих. Наряду с физическим воспитанием и формированием физической культуры (с чем, прежде всего, и связывают обычно укрепление здоровья), — немаловажное значение в формировании культуры здоровья имеет также психологическая, гигиеническая и медицинская культура учащихся.

Формирование культуры здоровья нужно начинать с дошкольного детского возраста, проводя развивающие занятия с детьми в интерактивной, игровой форме; такие же занятия должны проводиться и на всех этапах обучения детей в школе, увязывая содержание валеологической тематики с конкретно изучаемыми школьными предметами; подобные занятия включаются и в программу обучения в специальных учебных заведениях, они являются также рекомендуемыми элементами программ обучения и воспитания в высших учебных заведениях [7, с.286-289].

Педагогическое образование на всех его уровнях должно обеспечивать достаточную широту кругозора учащихся . При этом актуально становление широкого естественнонаучного мировоззрения, формирование заинтересованного и активного мировосприятия, а также определение учащимися для себя наиболее важных, высших ценностей в жизни и достойных нравственных жизненных ориентиров [6, с.226-235; 9, с.6-11;10, с.53-58].

Именно в этом отношении заслуживают особенного внимания наиболее важные аспекты медико-биологического, гигиенического, медико-социального и валеологического образования — как апробированные методы формирования культуры здоровья будущего специалиста – педагога и гражданина.

Бахтин Ю.К. Формирование культуры здоровья в педагогическом университете //Материалы V Ш-й Всероссийской научно-практической конференции по проблемам непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности. 15-19 ноября 2004 г.» — СПб., РГПУ, Союз 2004. С. 35-39.

Бахтин Ю.К., Корчагина Г.А., Соломин В.П. Профессионально – в защиту валеологии/ отзыв на статью З.И. Тюмасевой «Невалеологические проблемы валеологии» — Народное образование. 2004, № 2. — С.44-46.

Брехман И.И. За всенародное движение «Здоровый Мир». Педагогические вести, 1996, № 9, — С. 3.

Вайнер Э.Н. «Культура здоровья» как правопреемница специальности «Валеология» в профессиональном педагогическом образовании. //Материалы 3-его Международного конгресса валеологов. /Под редакцией проф. В.В. Колбанова. – СПб.: 2002. – С. 36-37.

Горбушина С.Н. Формирование у будущего учителя основ валеологического мировоззрения. /Учебно-методическое пособие. – Уфа: БГПУ, 2003, — 43 с.
Макарова Л.П., Сопко Г.И. Здоровый образ жизни и его составляющие.// Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. Вузов.-М.:- Изд. Центр «Академия». 2008. — С. 226-235

Макарова Л.П.. Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении// Молодой ученый № 2 (37), 2012. Т.П. – С.286-289.

Пазыркина М.В., Сопко Г.И., Журина Т.Г. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога. // Молодой ученый № 3 (38), 2012. Т.Ш. – С.380-382.

Соломин В.П. Фундаментализация многоуровневого профессионального образования. В сб.: Безопасность жизнедеятельности в системе многоуровневого образования. //Материалы Х Международной научно-практической конференции. – СПб.: РГПУ, 2006.- С. 6-11.

Сопко Г.И. Образ жизни и здоровье// В кн.: Основы здорового образа жизни петербургского студента. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. -С.53-58.

Источник

Читайте также:  Вышки сотовой связи опасность для здоровья
Adblock
detector