Меню

Механизм по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья

Доклад «Особенности сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «

специалист в области арт-терапии

Методическое объединение учителей начальных классов МАОУ СОШ № 16 города Балаково

Особенности сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

учитель начальных классов

2018-2019 учебный год

Комплексное сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающее его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Особо значимым является комплексное индивидуальное сопровождение развития, обучения ребёнка для его дальнейшей успешной адаптации в социальном пространстве. В связи с этим обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в ситуации инклюзии стало возможно в условиях образовательной организации. Сопровождение ребенка осуществляется по рекомендациям ПМПК в рамках адаптированной образовательной программы (АОП) с разработкой индивидуального коррекционно-образовательного маршрута.

Комплексное сопровождение предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Работа специалистов службы направлена на обеспечение коррекции недостатков в развитии учащихся с ОВЗ и оказание помощи детям в освоении Образовательной программы. Эффективность психолого-социально-логопедическо го сопровождени я достигается через реализ ацию личностно ориентированн ого и дифференцированн ого подход а.

Цель ю сопровождения является разработка системы комплексной помощи учащимся с ОВЗ в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, их социальную адаптацию , профессиональное и личностное самоопределение.

Данная цель реализуется посредством решения следующих з адач:

квалифицированной комплексной диагностики возможностей и особенностей развития детей с целью раннего выявления учащихся, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии;

определения особенностей образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности;

создания условий, способствующих освоению детьми образовательной программы и их интеграции в образовательной организации;

осуществления индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с трудностями в обучении с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии) в сотрудничестве со специалистами МУЗ ЦРБ, «Центра медицинской профилактики», Центра социальной помощи семье и детям «Домашний очаг»;

разработка и реализация рабочих психологических и логопедических коррекционных программ с целью преодоления трудностей в учебе, коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы, преодоления проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, профессионального и личностного самоопределения;

обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;

оказание участникам образовательных отношений консультативной помощи.

Основными принципами сопровождения ребенка являются:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с трудностями в обучении, обусловленными нарушениями в речевом развитии, недостаточно сформированными познавательными процессами, слабой сформированностью эмоционально-регуляторной сферы и (или) трудностями в поведении, в том числе с ОВЗ.

Непрерывность . Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность . Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи . Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) выбирать формы получения детьми образования, образовательные организации , защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Сопровождение детей с ОВЗ включает в себя четыре направления работы : диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Диагностическое направление обеспечивает своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными нарушениями в речевом развитии, недостаточно сформированными познавательными процессами, слабой сформированностью эмоционально-регуляторной сферы и (или) трудностями в поведении; проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций для родителей по оказанию психолого­медико­педагогической помощи в условиях тПМПК.

Коррекционно-развивающее направление на основе диагностических данных и рекомендаций тПМПК обеспечивает своевременную специализированную помощь школьникам с ОВЗ в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей в условиях образовательной организации; способствует формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся.

Консультативное направление обеспечивает непрерывность специального сопровождения семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся с ОВЗ.

Информационно-просветительское направление включает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности со всеми участниками образовательных отношений – учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Содержание направлений работы

Диагностическое направление включает:

своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательной организации) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

Читайте также:  Польза томатов для здоровья женщины

комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося, выявление его резервных возможностей;

изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей учащихся;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка;

системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Учитель устанавливает усвоенный ребенком объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности в образовательной деятельности и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Учитель отмечает особенности личности ребенка, адекватность поведения в различных ситуациях.

В содержание исследования ребенка педагогом-психологом входит следующее:

сбор сведений о ребенке у педагогических работников, родителей;

изучение истории развития ребенка с целью получения обстоятельств, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы жизни; имеет значение наследственность (психические заболевания, некоторые конституциональные черты);

изучение работ ребенка (письменные работы, рисунки);

непосредственное обследование ребенка (выявление уровня его развития
посредством диагностического инструментария и КИМов);

анализ материалов обследования.

В содержание исследования ребенка учителем-логопедом входит следующее:

анамнез раннего речевого развития ребенка, выявление негативных факторов, влияющих на формирование речевых процессов;

образцы письменных работ школьника;

непосредственное обследование ребенка (выявление уровня его развития
посредством диагностического инструментария) с формулированием заключения.

Социальный педагог изучает:

среду, в которой воспитывается ребенок;

стиль семейных взаимоотношений и характер воспитания ребенка;

проводит патронаж семьи;

проводит собеседование с ребенком и родителями;

На школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (шПМПк) анализируется целостная ситуация развития ребенка, происходит выработка рекомендаций по обучению и воспитанию школьника, составлению индивидуального образовательного маршрута, психологического, логопедического и социально-педагогического сопровождения. В каждом конкретном случае определяются приоритетные направления в работе с учащимся. Составляется общий комплексный план оказания ребенку психолого-социально-логопедической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы.

Мониторинг динамики развития учащихся

Реализация индивидуального образовательного маршрута включает в себя мониторинг развития необходимых психических функций и УУД школьников при поступлении в школу и при получении общего образования следующего уровня, а также промежуточную диагностику эмоционального состояния ребенка, его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, уровня его личностной школьной тревожности.

Начальный этап мониторинга осуществляется в 1 классе. В течение первого полугодия проводится комплексное диагностика психологических составляющих УУД учащихся, предполагается диагностика познавательных процессов, в том числе состояния устной речи.

В течение первого года обучения у детей формируется учебная деятельность, развивается учебно-познавательная мотивация, желание занять позицию ученика. Поэтому наиболее подробно изучается личностно-мотивационная сфера первоклассников, а также уровень эмоционально-психологического комфорта в условиях школьного обучения. Второй и третий год обучения предполагают промежуточное обследование личностно-мотивационной, регуляторной сфер, уровень развития познавательной деятельности, а также уровня эмоционального комфорта школьников: рефлексивная самооценка, усвоения норм взаимопомощи, уровень тревожности. Мониторинг состояния письменной речи школьников осуществляется ежегодно на начало и конец этапа логопедической коррекции. Заключительный этап мониторинга осуществляется в 4 классе. В марте месяце проводится комплексное исследование уровня развития УУД учащихся 4 классов и формирование 5 классов в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями, состоянием здоровья детей.

Коррекционно-развивающее направление включает:

выбор оптимальных для развития ребёнка с коррекционных программ в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

реализацию индивидуального коррекционно-образовательного маршрута;

организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование УУД и коррекцию отклонений в развитии;

коррекцию и развитие высших психических функций;

развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

социальную защиту ребёнка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого учащегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей, а также на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.

Психологическое сопровождение школьников осуществляется на протяжении всего периода образования и включает в себя реализацию адаптационно-профилактических, коррекционно-развивающих и профориентационных программ с отслеживанием результатов работы. Важным является организация консультативно-просветительской работы с родителями и педагогами, касающейся вопросов эффективного взаимодействия с детьми, имеющими статус ОВЗ.

Логопедическое сопровождение учащихся с речевыми нарушениями включает в себя коррекцию нарушений устной и письменной речи, а также консультирование родителей и учителей по вопросам обучения и развития ребенка

Социально-педагогическое сопровождение включает в себя сопровождение ребенка с трудностями в поведении и его семьи: изучение среды, в которой воспитывается ребенок, стиля семейных взаимоотношений, характер воспитания ребенка, проведение с детьми мероприятий, направленных на профилактику правонарушений, формирование у школьников установки на здоровый образ жизни. Организации работы Совета профилактики, где отражаются особенности личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, особенности интеллектуального развития, результаты освоения образовательной программы.

Консультативное направление включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся с ОВЗ для всех участников образовательных отношений;

Читайте также:  Здоровье с еленой малышевой меню для похудения

консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с учащимся;

консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.

Организация консультативной помощи родителям предусматривает:

разработку рекомендаций по взаимодействию с ребенком;

Источник

Механизм по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”

Согласно законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.

В связи с многочисленными вопросами в части организации сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Министерство просвещения Российской Федерации направляет соответствующие разъяснения.

Приложение: на 5 л. в 1 экз.

Т.Ю. Синюгина

Разъяснения
о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) и приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее — приказ N 1015) понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 — 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г., регистрационный N 45406), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:

1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:

выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;

участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;

подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;

организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;

участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;

организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;

2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;

организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;

координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;

организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;

оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;

3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:

разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;

разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;

контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

Читайте также:  Что полезно для здоровья пить по утрам

консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.

Таким образом, тьютор — это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.

Приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н утвержден профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46612).

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» без предъявления требований к стажу работы.

К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:

1. обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию;

2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;

3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;

4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;

5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;

6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.

Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.

Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):

на период адаптации обучающегося в образовательной организации;

на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);

на постоянной основе.

Также психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (приказ N 1015 и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный N 30038).

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (28 статья Закона об образовании).

Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Для организации сопровождения тьютором и (или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:

выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;

определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).

Предоставление услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в образовательных организациях может осуществляться тьютором, ассистентом (помощником) на основании трудового договора, на основании трудового договора с внутренним совместителем, с внешним совместителем, а также с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями.

В связи с изложенным должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны, что необходимо учитывать руководителям образовательных организаций при формировании штатного расписания и при приеме на работу указанных специалистов.

Т.Ю. Синюгина

Обзор документа

Минпросвещения дало рекомендации по сопровождению образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и разъяснило:

— статус и обязанности тьютора и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам;

— порядок введения в штатное расписание таких сотрудников;

— особенности их деятельности.

Образовательным организациям нужно учитывать, что должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны.

Источник

Adblock
detector