Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Федеральный закон принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года и одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Федеральным законом определены, в частности, понятия: «здоровье», «охрана здоровья», «медицинская помощь», «профилактика», «лечение», «пациент», «медицинский работник», «фармацевтический работник», «лечащий врач», «заболевание», «качество медицинской помощи», «медицинские изделия», «медицинская реабилитация», «медицинский осмотр», «диспансеризация».
Федеральным законом устанавливаются:
основные принципы охраны здоровья, к которым в том числе отнесены соблюдение прав граждан и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет охраны здоровья детей, социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи;
права отдельных категорий граждан на охрану здоровья (работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, военнослужащие);
права семьи в сфере охраны здоровья, права беременных женщин и матерей, несовершеннолетних;
особенности организации оказания медицинской помощи отдельным категориям больных, в том числе страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями.
В Федеральном законе определено, как обеспечивается право граждан на охрану здоровья, как реализуется право на медицинскую помощь, установлены порядок предоставления медицинской помощи в гарантированном объёме без взимания платы и порядок получения платных услуг, перечислены права пациента, раскрыто понятие и описана процедура дачи информированного согласия пациента на медицинское вмешательство (отказа от него), установлены порядок получения пациентом информации о состоянии его здоровья и о факторах, влияющих на здоровье, а также порядок выбора гражданином врача и медицинской организации.
Федеральным законом установлено, что составляет государственную систему здравоохранения, муниципальную и частную системы здравоохранения, а также определён порядок их функционирования.
В Федеральном законе определены виды медицинской помощи (первичная медико-санитарная, специализированная, в том числе высокотехнологичная, скорая, паллиативная), её формы (экстренная, неотложная, плановая) и условия её оказания (вне медицинской организации, амбулаторно, в стационаре), установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками, обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и на основе стандартов медицинской помощи.
В Федеральном законе урегулированы вопросы, связанные с рождением ребёнка, применением вспомогательных репродуктивных технологий, донорством органов и тканей человека и их трансплантацией (пересадкой).
В Федеральном законе определены:
цели проведения и процедуры проведения медицинских экспертиз (экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы, экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией, экспертиза качества медицинской помощи), а также медицинского освидетельствования;
медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека, процедура проведения патолого-анатомических вскрытий и порядок использования тела, органов и тканей умершего человека.
Федеральным законом урегулированы отношения, связанные с осуществлением медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе:
определены права и обязанности медицинских организаций;
определены права и обязанности медицинских и фармацевтических работников, установлены ограничения, налагаемые на этих работников при осуществлении ими профессиональной деятельности;
прописаны особенности функционирования профессиональных организаций, создаваемых медицинскими и фармацевтическими работниками на основе принадлежности к указанным категориям работников, либо принадлежности к профессии (врачи, медицинские сестры, фельдшеры, провизоры, фармацевты), либо принадлежности к одной врачебной специальности;
установлены особенности практической подготовки медицинских и фармацевтических работников.
В Федеральном законе определены источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья, перечень видов медицинской помощи и перечень медицинских услуг, не подлежащих оплате за счет личных средств граждан, состав программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и порядок её утверждения, а также состав территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и порядок их утверждения.
В Федеральном законе разграничены полномочия в сфере охраны здоровья между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В Федеральном законе урегулированы вопросы, связанные с осуществлением контроля качества и безопасности медицинской деятельности, определены формы и способы его осуществления, а также порядок осуществления государственного контроля за обращением медицинских изделий.
Федеральным законом установлена ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи.
Источник
Дмитрий Медведев подписал закон, разграничивающий понятия «скорая медицинская помощь» и «первая помощь»
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон принят Государственной Думой 13 ноября 2009 года и одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 года.
Справка Государственно-правового управления к Федеральному закону «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
Федеральным законом разграничиваются понятия «скорая медицинская помощь» и «первая помощь» и дополняются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан статьей 191 «Оказание первой помощи», в которой определено, что первая помощь оказывается гражданам и иным лицам до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными её оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку. При этом из статьи 39 Основ исключается положение, касающееся определения понятия первой помощи как вида скорой медицинской помощи.
Федеральным законом также вносятся соответствующие изменения в законы Российской Федерации «О милиции», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О безопасности дорожного движения», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О судебных приставах», «О гражданской обороне» и «О ведомственной охране», а также в Трудовой кодекс Российской Федерации и Таможенный кодекс Российской Федерации, в которых слова «первая медицинская помощь», «первая доврачебная помощь», «доврачебная помощь» заменяются словами «первая помощь».
Источник
Медведев обсудил скандальный закон об охране здоровья граждан
3 августа чиновники во главе с президентом России Дмитрием Медведевым решали, как можно усовершенствовать скандальный законопроект об охране здоровья граждан
— Мы давно планировали обсудить законопроект об основах охраны здоровья граждан, — пояснил Дмитрий Медведев. — Законопроект уже принят Госдумой в первом чтении. В целом основы законодательства в этой сфере действуют с 1993 года. Но всем очевидно, что новый закон необходим, потому что изменилась ситуация в стране, изменились условия работы в экономике, изменились условия социальной защиты и в целом меняется подход к оказанию медпомощи. Почему? Потому что внедряются передовые медицинские технологии, развивается частная медицина помимо государственной.
Медведев надеется, что новый закон «будет способствовать дальнейшей модернизации здравоохранения, а самое главное, повышению качества и доступности медицинских услуг».
— Все его положения и статьи, по сути, касаются каждого гражданина нашей страны, его здоровья, настроения, работоспособности. И это обстоятельство должно быть главным в ходе работы над законопроектом, — Напомню, что публичное обсуждение законопроекта длилось более года с участием медицинских ассоциаций, фармацевтических ассоциаций, неправительственных организаций. Своё мнение высказали тысячи граждан нашей страны. На специальном сайте, насколько я понимаю, было организовано обсуждение. Было получено также большое количество замечаний и дополнений. Часть из них была учтена при доработке законопроекта. Законопроект, конечно, вызвал большой резонанс. И мнения высказывались очень разные. Но, наверное, это и правильно. Потому что, если обсуждаются акты такого уровня, не может быть единого мнения.
ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ПРОТИВ
В начале июля председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, аргументируя необходимость переноса изучения проекта, заявила, что «он не учитывает поправки, которые были разработаны межведомственной рабочей группой с участием представителей Минздравсоцразвития, представителей аппарата комитета по охране здоровья, с участием официальных представителей Русской православной церкви».
— Общественность бунтует сегодня. Очень много идет писем в наш комитет, — сказала она тогда.
Для примера парламентарий, в частности, указала, что «в этом законопроекте есть даже положения, которые разрешают до четырех лет держать ребенка-сироту в медицинских организациях, чего раньше не было».
Этот законопроект, разработанный Минздравсоцразвития России, регулирует все вопросы оказания медицинской помощи в стране. В нем прописаны критерии ее доступности, закреплена недопустимость отказа в ее предоставлении, регулируются вопросы платной медицины.
Ранее на переносе рассмотрения этой инициативы наставиал известны детский врач Леонид Рошаль, который возглавил активную общественную полемику в связи с подготовкой текста ко второму чтению.
— Я думаю, это неправильно — сегодня идти на конфликт из-за трех месяцев, чтобы в течение этих месяцев поработать, а не так как сейчас дали два дня (профильному) комитету (Госдумы), — заявил Рошаль 4 июля.
Из-за такой позиции у врача случился конфликт с Минздравсоцразвития России, который широко обсуждался в СМИ.
Со своей стороны председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископ Пантелеимон заявил в начале июля на пресс-конференции, что «в комитете, который занимался этим законом, очень многие внесенные поправки, к сожалению, отклонены», в то время как блок предложений экспертов — медиков, правозащитников, ученых — был поддержан патриархом. По его словам, учтена только одна корректировка, и то не полностью. В частности, в статью о прерывании беременности предлагалось внести норму, которая действует в европейском законодательстве, — дать женщине, пришедшей к врачу с просьбой об аборте, две недели для того, чтобы хорошенько обдумать этот шаг, не принимать поспешного решения под властью эмоций. В законопроект вписали только «два дня тишины и только для первого ребенка».
ЧТО ИМЕННО РОШАЛЮ НЕ НРАВИТСЯ В ЗАКОНОПРОЕКТЕ
Президент Национальной медицинской палаты уверен, что хотя в законопроекте много положительных моментов, в нем есть «совершенно непрофессиональные вещи, двусмысленности».
Так, к примеру из документа невозможно понять, что такое платная и бесплатная медпомощь. Кроме того, закон не позволяет выстроить четкую структуру профессиональных медицинских объединений и взаимоотношения их с исполнительной властью.
Из текста закона выбрасывают статьи о социальной помощи врачам, которые работают на селе, отметил Рошаль. И только сейчас благодаря позиции профсоюза медработников и Нацмедпалаты находится возможность восстановить социальные гарантии медикам.
Из законопроекта следует, что у пациентов есть права и нет обязанностей. У врачей, напротив, есть обязанности и нет прав.
Распределение полномочий между региональными и муниципальными учреждениями здравоохранения делают таким, что все функции уходят наверх, отметил хирург. Из проекта также, по его замечанию, исчезли статьи, посвященные независимой профессиональной экспертизе.
Свободу выбора врача, которую должен провозгласить закон, Леонид Рошаль считает «абсолютно популистским лозунгом». По его мнению, свобода выбора уже и сейчас есть — «особенно у тех, кто имеет деньги». «Не будет у нас на практике никакой свободы выбора. Почему? Я вот хочу лечиться у академика, а он говорит — у меня уже 2 тысячи пациентов. И что? Или лечиться за деньги?» — пояснил хирург.
По его мнению надо идти по другому пути — повышения квалификации врачей, чтобы «больному было безразлично, у кого лечиться», так как в любом случае он получит качественную помощь.
В любом случае после совещания в Кремле Государственная Дума рассмотрит законопроект об охране здоровья граждан в сентябре во втором, основном чтении.
Фото пресс-служба президента России
Источник
Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Подробнее: https://medvestnik.ru/content/news/dmitriy_medvedev_podpisal_federalnyy_zakon_ob_osnovah_ohrany_zdorovya_grazhdan_v_rossiyskoy_federacii.html»>Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет понятия: «здоровье», «охрана здоровья», «медицинская помощь», «профилактика», «лечение», «пациент», «медицинский работник», «фармацевтический работник», «лечащий врач», «заболевание», «качество медицинской помощи», «медицинские изделия», «медицинская реабилитация», «медицинский осмотр», «диспансеризация».
В соответствии с законом основной объем полномочий по организации медицинской помощи будет передан с муниципального уровня на региональный. Закон вводит механизм управляемого выбора врача и медицинской организации с учетом необходимых сроков оказания медицинской помощи, необходимой компетенции медицинских работников и необходимого диагностического и лечебного оснащения.
Кроме того, вводятся единые для страны порядки и стандарты оказания медицинской помощи. Закон обязывает медицинские организации страховать свою гражданскую ответственность перед пациентами. Под действие закона попадет как государственная, так и частная медицина.
Закон регулирует вопросы донорства и трансплантации органов и тканей человека, проведения и прекращения реанимационных мероприятий, обращения медицинских изделий и обращения с медицинскими отходами, упорядочивает институты медицинской экспертизы и медицинского освидетельствования.
Отдельная глава посвящена финансовому обеспечению сферы охраны здоровья. Конкретизированы основные требования к программам государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи будет утверждать Правительство один раз в три года.
Регламентированы вопросы оказания платных услуг. По закону платные медицинские услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, а также в рамках целевых программ, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов теми медицинскими организациями, которые участвуют в их реализации. Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам установит Правительство.
Ни один из законопроектов не проходил такого всенародного обсуждения. Только подготовка документа ко 2-му чтению продлилась более пяти месяцев, что явилось беспрецедентным фактом в законодательной практике. В подготовке документа ко 2-му чтению приняли участие более 100 экспертов, была создана рабочая группа, в работе которой принимали участие члены Национальной медицинской палаты, в т.ч. ее руководитель Леонид Рошаль, а также представители других медицинских общественных объединений.
Рассказывая о работе над документом, Леонид Рошаль отметил, что нельзя было принимать его, не обсудив с гражданским обществом страны. «Наша организация не позволила Минздравсоцразвитию принять этот закон во втором чтении, и мы были единственными, кто организовал общественное обсуждение этого закона»,- отметил Леонид Рошаль.
Как заявлял Рошаль ранее, медицинской палате удалось собрать порядка 400 страниц замечаний от врачей по всей стране, было проведено 4 «круглых стола», на которых специалистам предоставили возможность выступить со своими замечаниями и предложениями.
«Врачи из Екатеринбурга, Новосибирска, Оренбурга, Владивостока, Смоленска, Калининграда, Москвы работали над этими изменениями и, благодаря этой работе, в законопроект удалось внести порядка 109 поправок, — рассказал Леонид Рошаль. Изменения коснулись защиты медицинского сообщества от прокурорского преследования при определении нарушений стандартов, порядка и услуг в государственных медучреждениях. Стандарты стали носить только рекомендательный характер для врача, но обязательный для отчета государственного обеспечения программы госгарантий.
Также, было решено пересмотреть порядок оказания медпомощи в соответствии с реальными возможностями медицинского учреждения различного уровня, предварительно согласовав их с регионами. У врача и пациента появились права на независимую экспертизу. Изменения коснулись и организаций, в которые будут объединяться медицинские работники, им присвоен статус профессиональных.
В два раза будут увеличены стипендии интернам и ординаторам, в законопроект была внесена дополнительная статья о том, чтобы местные органы самоуправления привлекали медицинские кадры в свой регион, уточнилось понятие экстренной формы медицинской помощи. Мы впервые установили обязанность граждан сохранять свое здоровье, установили, что гражданин имеет право на профилактику здоровья не только на период трудовой деятельности, но и на период обучения, полностью изменили термин «качество медицинской помощи, конкретизировали права пациента и т.д.
Законом я удовлетворен наполовину, т.к. на важные вопросы ответы были получены не до конца. В первую очередь не получили ответов на моменты, которые касаются платных услуг оказания медпомощи в государственных учреждениях. Мы просили четко прописать, что будет платно, а что нет. Ответа на этот вопрос получить так и не удалось, хотя в 41 ст. Конституции четко прописано, что государственные и муниципальные учреждения обязаны оказывать медицинские услуги бесплатно, — отметил Леонид Рошаль.
Источник