Цель периодического медосмотра не просто допуск к работе, а контроль состояния здоровья работника
nebojsa.ki@gmail.com / Depositphotos.com |
Если периодический медосмотр не выявил противопоказаний к работе с вредными условиями /опасными производственными факторами, но выявил признаки болезни (например, высокий уровень белка в моче), то такому работнику следует (в доступной для него форме) рассказать о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах осмотра, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведённого лечения, а также направить на дополнительное обследование. Неисполнение этой обязанности влечет правовые риски для медорганизации, которая проводила медосмотр работника (Определение Верховного Суда РФ от 30 ноября 2020 г. № 49-КГПР20-19-К6).
Правовая позиция сформулирована в деле о взыскании морального вреда: по мнению истца, медцентр (в котором истец проходил периодические медосмотры по направлению работодателя) не сообщил ему об очевидных признаках проблем с почками.
И действительно, два года подряд в ходе периодических осмотров медцентр проводил, в том числе, лабораторные исследования мочи работника, в обоих случаях обнаружено наличие белка в моче в количестве 3 г/л при норме в 0 – 0,5 г/л. О том, что означают эти цифры, истцу не рассказали, а официальный диагноз сформулирован следующим образом – «гипертоническая болезнь, гиперхолестеринемия».
При этом вскоре после очередного медосмотра истец попал в больницу с несколько иным диагнозом – «артериальная гипертензия (нефрогенная)», злокачественное течение II стадии, 3 степени, риск 4, «хроническая болезнь почек», а затем – «хронический гломерулонефрит с исходом в нефросклероз, хроническая болезнь почек». После длительной госпитализации истец был признан инвалидом I группы бессрочно, потерял работу (у работодателя не нашлось другой работы, разрешенной истцу в соответствии с медицинским заключением) и узнал о том, что теперь ему «пожизненно» необходим гемодиализ.
Полагая, что медцентр неправильно оформил медзаключение об отсутствии у истца противопоказаний к трудовой деятельности, что привело к запущенности болезни почек, что, в свою очередь, привело к утрате трудоспособности, истец потребовал взыскать компенсацию морального вреда и утраченный заработок.
Судебные инстанции пришли к противоположным выводам:
- районный суд в иске отказал, поскольку цель периодического медосмотра работника – это разрешение вопроса о его годности к работе и установление предварительного диагноза профзаболевания. Эти цели достигнуты. Осмотр нефрологом, а также анализ крови на креатинин и мочевину в стандарт медосмотра не входят. Не имеется причинно-следственной связи между действиями медцентра и исходом ХПН истца в терминальную стадию. Кроме того, суд указал на заключение эксперта, согласно которому указанное заболевание почек протекало в течение длительного периода времени, возникло до проведения спорных медосмотров, носит необратимый характер и даже при более ранней диагностике исход его неблагоприятен;
- суд апелляционной инстанции счел, что услуга медосмотра оказана некачественно, потому что, во-первых, в нарушение положений ст. 22 Закона об основах охраны здоровья медцентр не довел до истца в доступной для него форме информацию о состоянии его здоровья, не направил его к врачу-нефрологу для дополнительного обследования и проведения дополнительных лабораторных исследований, что привело к прогрессированию заболевания; а во-вторых, не достигнута цель обязательного периодического медосмотра в отношении истца, который необоснованно был допущен к работе с вредными условиями труда на протяжении двух лет. Кроме того, отметил апелляционный суд, именно медцентр обязан доказать наличие оснований для освобождения его от ответственности за ненадлежащее оказание истцу медуслуг, однако этого сделано не было;
- третья инстанция отменила предыдущий судебный акт и оставила в силе «отказное» решение суда первой инстанции.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Верховный Суд РФ отменил акт третьей инстанции и оставил в силе апелляционное определение:
- Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров работников, занятых на тяжёлых, вредных и опасных работах, устанавливает цели проведения таких медосмотров, в числе которых – динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, своевременное выявление заболеваний, своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;
- право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих, в частности, определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи. Одним из критериев качества медицинской помощи является своевременность её оказания;
- пациенту законом предоставлено право на получение в доступной для него форме информации о состоянии своего здоровья, в том числе сведений о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания;
- следовательно, по результатам периодического медосмотра медорганизацией, проводившей такой осмотр, до работника должна быть доведена информация о состоянии здоровья работника, в том числе сведения о результатах медобследования, наличии заболевания и о прогнозе его развития;
- кроме того, при проведении спорных медосмотров ответчиком, действительно, не была достигнута цель медосмотра работников – раннее (своевременное) выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития,
- этими действиями нарушено личное неимущественное право истца на охрану здоровья, что повлекло причинение ему нравственных страданий (морального вреда);
- при этом не основано на законе суждение о том, что истец не доказал причинно-следственную связь между оказанными ответчиком медуслугами и наступившим вредом здоровью. Ведь согласно п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса именно на ответчике лежала обязанность доказать отсутствие своей вины в некачественном оказании истцу медицинских услуг при проведении спорных медосмотров и, как следствие, в причинении ему морального вреда.
Источник
Приложение. Порядок проведения профилактического медицинского осмотра
Порядок проведения профилактического медицинского осмотра
1. Настоящий Порядок регулирует вопросы, связанные с проведением в медицинских организациях профилактического медицинского осмотра взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше).
Настоящий Порядок не применяется в случаях, когда законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения профилактического медицинского осмотра населения в целях выявления отдельных заболеваний.
2. Профилактический медицинский осмотр проводится в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов*.
Проведение профилактического медицинского осмотра направлено на раннее выявление отдельных хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации (далее — хронические неинфекционные заболевания), факторов риска их развития (повышенный уровень артериального давления, дислипидемия, повышенный уровень глюкозы в крови, курение табака, пагубное потребление алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активность, избыточная масса тела или ожирение), а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.
3. Профилактический медицинский осмотр проводится 1 раз в 2 года.
В год прохождения диспансеризации профилактический медицинский осмотр не проводится.
Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и работники, занятые на отдельных видах работ, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обязательные периодические медицинские осмотры, профилактическому медицинскому осмотру не подлежат.
4. Профилактический медицинский осмотр взрослого населения проводится медицинскими организациями (иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность) (далее — медицинская организация) независимо от организационно-правовой формы, участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части оказания первичной медико-санитарной помощи, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей работы (услуги) по «медицинским осмотрам профилактическим», «терапии», «рентгенологии», «клинической лабораторной диагностике» («лабораторной диагностике»).
В случае отсутствия у медицинской организации, осуществляющей профилактический медицинский осмотр, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимым для проведения профилактического медицинского осмотра в полном объеме, медицинская организация заключает договор с иной медицинской организацией, имеющей лицензию на требуемые виды работ (услуг), о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению профилактического медицинского осмотра.
5. Гражданин проходит профилактический медицинский осмотр в медицинской организации, в которой он получает первичную медико-санитарную помощь.
6. Профилактический медицинский осмотр проводится при наличии информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя (в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство), данного по форме и в порядке, которые утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Гражданин вправе отказаться от проведения профилактического медицинского осмотра в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в профилактический медицинский осмотр, в порядке и по форме, которые утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации.
7. Руководитель медицинской организации организует проведение профилактических медицинских осмотров населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации.
Врач-терапевт (врач-терапевт участковый, врач-терапевт цехового врачебного участка, врач общей практики (семейный врач)) (далее — врач-терапевт) организует проведение профилактических медицинских осмотров населения терапевтического, в том числе цехового, участка (участка врача общей практики (семейного врача)), обслуживаемой территории (далее — участок).
Фельдшер фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта организует проведение профилактических медицинских осмотров населения фельдшерского участка в случае возложения на него отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по проведению профилактического медицинского осмотра, в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. N 252н «Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2012 г., регистрационный N 23971).
8. Основными задачами врача-терапевта при проведении профилактических медицинских осмотров являются:
1) привлечение населения участка к прохождению профилактического медицинского осмотра, информирование об его целях и задачах, объеме проводимого обследования и графике работы подразделений медицинской организации, участвующих в проведении профилактических медицинских осмотров, необходимых подготовительных мероприятиях, а также повышение мотивации граждан к прохождению профилактического медицинского осмотра, в том числе путем проведения разъяснительных бесед на уровне семьи, организованного коллектива;
2) проведение заключительного медицинского осмотра гражданина, установление диагноза заболевания (состояния), определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения (у врача-терапевта или врача (фельдшера) кабинета медицинской профилактики), назначение необходимого лечения, при наличии медицинских показаний направление на дополнительные диагностические исследования, не входящие в объем профилактического медицинского осмотра, или для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение;
3) проведение краткого профилактического консультирования, направление граждан с выявленными факторами риска развития хронических неинфекционных заболеваний в отделение (кабинет) медицинской профилактики или центр здоровья для оказания медицинской помощи по коррекции указанных факторов риска;
4) участие в оформлении (ведении) учетной и отчетной медицинской документации, в том числе паспорта здоровья, форма которого утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее — паспорт здоровья);
5) подведение итогов профилактических медицинских осмотров.
9. Основными задачами отделения (кабинета) медицинской профилактики медицинской организации, в том числе находящегося в составе центра здоровья, при проведении профилактических медицинских осмотров являются:
1) участие в информировании населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации, о проведении профилактических медицинских осмотров, об их целях и задачах, а также в проведении разъяснительной работы и мотивировании граждан к прохождению профилактических медицинских осмотров;
2) инструктаж граждан, прибывших на профилактический медицинский осмотр, о порядке его прохождения, объеме и последовательности проведения обследования;
3) выполнение доврачебных медицинских исследований (опрос (анкетирование) в целях выявления хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, антропометрия, расчет индекса массы тела, измерение артериального давления, определение уровня общего холестерина и уровня глюкозы в крови экспресс-методом);
4) определение факторов риска хронических неинфекционных заболеваний на основании диагностических критериев, предусмотренных приложением к настоящему Порядку;
5) формирование комплекта документов, включая заполнение учетной формы «Маршрутная карта диспансеризации (профилактического медицинского осмотра)», утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее — маршрутная карта), по результатам исследований, проведенных в рамках профилактического медицинского осмотра, для направления пациента на заключительный осмотр врачом-терапевтом;
6) учет граждан, прошедших профилактический медицинский осмотр.
7) разъяснение гражданину с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания (состояния) или его осложнения, а также лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при их развитии, включая своевременный вызов бригады скорой медицинской помощи;
8) заполнение паспортной части и, по согласованию с врачом-терапевтом, других разделов паспорта здоровья.
10. Профилактический медицинский осмотр включает в себя:
1) опрос (анкетирование) в целях выявления хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
2) антропометрию (измерение роста стоя, массы тела, окружности талии), расчет индекса массы тела;
3) измерение артериального давления;
4) определение уровня общего холестерина в крови экспресс-методом (допускается лабораторный метод);
5) исследование уровня глюкозы в крови экспресс-методом (допускается лабораторный метод);
6) определение суммарного сердечно-сосудистого риска (для граждан в возрасте до 65 лет);
7) флюорографию легких**;
8) маммографию (для женщин в возрасте 39 лет и старше);
9) клинический анализ крови (минимальный объем исследования включает: определение концентрации гемоглобина в эритроцитах, количества лейкоцитов и скорости оседания эритроцитов);
10) исследование кала на скрытую кровь (для граждан в возрасте 45 лет и старше);
11) прием (осмотр) врача-терапевта, включающий определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения (у врача-терапевта или у врача (фельдшера) кабинета медицинской профилактики), краткое профилактическое консультирование, при наличии медицинских показаний направление граждан для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение.
11. При наличии у гражданина результатов исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, которые выполнялись в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу проведения профилактического медицинского осмотра, решение о необходимости повторного исследования в рамках профилактического медицинского осмотра принимается индивидуально с учетом всех имеющихся результатов обследования и состояния здоровья гражданина.
12. При выявлении у гражданина в процессе профилактического медицинского осмотра медицинских показаний к проведению исследований и осмотров врачами-специалистами, не входящих в объем профилактического медицинского осмотра в соответствии с настоящим Порядком, они назначаются и выполняются гражданину с учетом положений порядков оказания медицинской помощи по профилю выявленного или предполагаемого заболевания (состояния) и стандартов медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации.
13. Результаты осмотра врачом-терапевтом и проведенных во время профилактического медицинского осмотра исследований вносятся в маршрутную карту, которая подшивается в учетную форму N 025/у-04 «Медицинская карта амбулаторного больного», утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 255 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2004 г., регистрационный N 6188) (далее — медицинская карта амбулаторного больного).
14. На основе сведений о прохождении гражданином профилактического медицинского осмотра медицинским работником отделения (кабинета) медицинской профилактики заполняется «Карта учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)» по форме, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Информация о проведении профилактического медицинского осмотра и его результаты врачом-терапевтом вносятся в паспорт здоровья, который выдается гражданину.
15. Для определения по результатам профилактического медицинского осмотра группы состояния здоровья гражданина и планирования тактики его медицинского наблюдения используются следующие критерии:
I группа состояния здоровья — граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, отсутствуют факторы риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем суммарном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).
Таким гражданам проводится краткое профилактическое консультирование, коррекция факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний врачом-терапевтом, медицинским работником отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья.
II группа состояния здоровья — граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, имеются факторы риска развития таких заболеваний при высоком или очень высоком суммарном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).
Таким гражданам проводится коррекция факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья, при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической коррекции указанных факторов риска. Эти граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики.
III группа состояния здоровья — граждане, имеющие заболевания (состояния), требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании***.
Такие граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий. Гражданам, имеющим факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, проводится их коррекция в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья.
16. В медицинской организации ведется учет граждан, прошедших профилактический медицинский осмотр, с регистрацией исследований, выполненных при проведении профилактического медицинского осмотра, и исследований, выполненных ранее вне рамок профилактического медицинского осмотра (в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу проведения профилактического медицинского осмотра) и учитываемых при профилактическом медицинском осмотре, а также отказов граждан от прохождения отдельных исследований.
17. Профилактический медицинский осмотр считается законченным в случае выполнения не менее 85% от объема обследования, установленного для данного возраста и пола гражданина (с учетом исследований, выполненных ранее вне рамок профилактического медицинского осмотра (в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу проведения профилактического медицинского осмотра) и отказов гражданина от прохождения отдельных исследований).
* Статья 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
** Флюорография легких не проводится, если гражданину в течение предшествующего календарного года либо года проведения профилактического медицинского осмотра проводилась рентгенография (рентгеноскопия) или компьютерная томография органов грудной клетки.
*** По результатам дополнительного обследования группа состояния здоровья гражданина может быть изменена.
Источник