Цель периодического медосмотра не просто допуск к работе, а контроль состояния здоровья работника
nebojsa.ki@gmail.com / Depositphotos.com |
Если периодический медосмотр не выявил противопоказаний к работе с вредными условиями /опасными производственными факторами, но выявил признаки болезни (например, высокий уровень белка в моче), то такому работнику следует (в доступной для него форме) рассказать о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах осмотра, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведённого лечения, а также направить на дополнительное обследование. Неисполнение этой обязанности влечет правовые риски для медорганизации, которая проводила медосмотр работника (Определение Верховного Суда РФ от 30 ноября 2020 г. № 49-КГПР20-19-К6).
Правовая позиция сформулирована в деле о взыскании морального вреда: по мнению истца, медцентр (в котором истец проходил периодические медосмотры по направлению работодателя) не сообщил ему об очевидных признаках проблем с почками.
И действительно, два года подряд в ходе периодических осмотров медцентр проводил, в том числе, лабораторные исследования мочи работника, в обоих случаях обнаружено наличие белка в моче в количестве 3 г/л при норме в 0 – 0,5 г/л. О том, что означают эти цифры, истцу не рассказали, а официальный диагноз сформулирован следующим образом – «гипертоническая болезнь, гиперхолестеринемия».
При этом вскоре после очередного медосмотра истец попал в больницу с несколько иным диагнозом – «артериальная гипертензия (нефрогенная)», злокачественное течение II стадии, 3 степени, риск 4, «хроническая болезнь почек», а затем – «хронический гломерулонефрит с исходом в нефросклероз, хроническая болезнь почек». После длительной госпитализации истец был признан инвалидом I группы бессрочно, потерял работу (у работодателя не нашлось другой работы, разрешенной истцу в соответствии с медицинским заключением) и узнал о том, что теперь ему «пожизненно» необходим гемодиализ.
Полагая, что медцентр неправильно оформил медзаключение об отсутствии у истца противопоказаний к трудовой деятельности, что привело к запущенности болезни почек, что, в свою очередь, привело к утрате трудоспособности, истец потребовал взыскать компенсацию морального вреда и утраченный заработок.
Судебные инстанции пришли к противоположным выводам:
- районный суд в иске отказал, поскольку цель периодического медосмотра работника – это разрешение вопроса о его годности к работе и установление предварительного диагноза профзаболевания. Эти цели достигнуты. Осмотр нефрологом, а также анализ крови на креатинин и мочевину в стандарт медосмотра не входят. Не имеется причинно-следственной связи между действиями медцентра и исходом ХПН истца в терминальную стадию. Кроме того, суд указал на заключение эксперта, согласно которому указанное заболевание почек протекало в течение длительного периода времени, возникло до проведения спорных медосмотров, носит необратимый характер и даже при более ранней диагностике исход его неблагоприятен;
- суд апелляционной инстанции счел, что услуга медосмотра оказана некачественно, потому что, во-первых, в нарушение положений ст. 22 Закона об основах охраны здоровья медцентр не довел до истца в доступной для него форме информацию о состоянии его здоровья, не направил его к врачу-нефрологу для дополнительного обследования и проведения дополнительных лабораторных исследований, что привело к прогрессированию заболевания; а во-вторых, не достигнута цель обязательного периодического медосмотра в отношении истца, который необоснованно был допущен к работе с вредными условиями труда на протяжении двух лет. Кроме того, отметил апелляционный суд, именно медцентр обязан доказать наличие оснований для освобождения его от ответственности за ненадлежащее оказание истцу медуслуг, однако этого сделано не было;
- третья инстанция отменила предыдущий судебный акт и оставила в силе «отказное» решение суда первой инстанции.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Верховный Суд РФ отменил акт третьей инстанции и оставил в силе апелляционное определение:
- Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров работников, занятых на тяжёлых, вредных и опасных работах, устанавливает цели проведения таких медосмотров, в числе которых – динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, своевременное выявление заболеваний, своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;
- право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих, в частности, определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи. Одним из критериев качества медицинской помощи является своевременность её оказания;
- пациенту законом предоставлено право на получение в доступной для него форме информации о состоянии своего здоровья, в том числе сведений о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания;
- следовательно, по результатам периодического медосмотра медорганизацией, проводившей такой осмотр, до работника должна быть доведена информация о состоянии здоровья работника, в том числе сведения о результатах медобследования, наличии заболевания и о прогнозе его развития;
- кроме того, при проведении спорных медосмотров ответчиком, действительно, не была достигнута цель медосмотра работников – раннее (своевременное) выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития,
- этими действиями нарушено личное неимущественное право истца на охрану здоровья, что повлекло причинение ему нравственных страданий (морального вреда);
- при этом не основано на законе суждение о том, что истец не доказал причинно-следственную связь между оказанными ответчиком медуслугами и наступившим вредом здоровью. Ведь согласно п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса именно на ответчике лежала обязанность доказать отсутствие своей вины в некачественном оказании истцу медицинских услуг при проведении спорных медосмотров и, как следствие, в причинении ему морального вреда.
Источник
Прохождение медицинской комиссии — что включает в себя?
Прохождение медицинской комиссии — что включает в себя?
Задачи медосмотров и правовое регулирование
В сфере трудового законодательства медкомиссия определяется как мера, выполняющая три задачи:
- определение степени пригодности по состоянию здоровья соискателя на вакансию, т.е. насколько опасной для здоровья данного человека может оказаться та или иная работа, и сможет ли в принципе человек заниматься этой работой;
- защита от чрезвычайных ситуаций в рамках промышленно-производственной деятельности (нездоровый человек может спровоцировать аварию или стать разносчиком инфекции);
- профилактический мониторинг уже имеющегося штата работников для выявления возможных профзаболеваний и заболеваний вообще.
Проведение медкомиссии закреплено юридически Федеральными законами и статьями Трудового кодекса РФ. Работодатель обязан проводить периодические медкомиссии в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ. Статья 214 ТК РФ вменяет плановые медосмотры в обязанность работнику, а 213 статья уточняет, что лицам младше 21 года необходимо проходить подобные мероприятия ежегодно. Статья 219 ТК РФ указывает, что внеплановая медкомиссия по каким-нибудь рекомендациям оставляет работнику свободу выбора: проходить или отказаться.
Если работник приступил к работе, не пройдя обязательную плановую медкомиссию (независимо от причин пропуска), согласно статье 76 ТК РФ он временно отстраняется от работы. Но если причина пропуска уважительная, тогда на период отстранения от трудовой деятельности сотруднику всё равно начисляется зарплата. Общее регулирование касательно медкомиссии в трудовой сфере осуществляет Федеральный закон номер 323 от 21.11.11. Это лишь основные юридические моменты. На самом деле в Трудовом кодексе и списке Федеральных законов данному вопросу посвящено ещё немало пунктов. Просто они рассматривают более частные случаи.
Структура и классификация медкомиссий
В классическом варианте все организационные моменты и почти все расходы ложатся на плечи работодателя. От работника требуется только добросовестно пройти всех врачей и все обследования в соответствующем медицинском учреждении, куда его направили. Медкомиссии можно классифицировать так:
- предварительные — те, которые проводятся при устройстве на работу, здесь проверяется годность сотрудника к данной вакансии;
- периодические — те, которые проводятся уже среди имеющегося штата сотрудников в рамках графика, планово;
- внеочередные (внеплановые ) — проводятся по различным причинам в обход установленного графика, такая медкомиссия может быть распространена на всех сотрудников, либо только на часть, или вообще на какого-то одного сотрудника.
Согласно статье 213 ТК РФ гигиенический курс, медицинская аттестация работников и непосредственно сам медосмотр — всё оплачивается работодателем. Обычно, работнику необходимо получить по направлению от работодателя в соответствующей поликлинике обходной лист и начать проходить этапы медкомиссии.
Гигиенический курс, как правило, проходит заочно, после чего человек сдаёт небольшой тест. Основная часть заключается в посещении медицинских специалистов. Число специалистов варьируется в зависимости от того, какой работой занимается человек. Есть несколько врачей, которых проходят абсолютно все независимо от профессии:
- хирург — проверка опорно-двигательного аппарата, состояние внутренних органов;
- невропатолог — оценка состояния ЦНС и ПНС, здоровье головного мозга проверяется только в рамках физиологических патологий;
- отоларинголог (лор ) — мониторинг здоровья носовых ходов, пазух, носоглотки, горла и слуховых проходов;
- окулист (офтальмолог ) — проверка органов зрения: сетчатка, хрусталик, глазное яблоко в целом, роговица, слизистая глаза;
- гинеколог — для женщин входит в список обязательных специалистов, а для женщин старше 40 лет в этот список добавляется ещё и маммолог;
- терапевт — делает окончательное заключение, завершает медкомиссию.
В одних случаях список врачей этим и ограничится. В других — будут дополнительные специалисты:
- психиатр и нарколог — работы повышенной опасности, управление транспортом, охранники с лицензией на ношение и применение боевого оружия;
- инфекционист — работа с продукцией, которая может стать источником инфекции для большого числа людей: продукты питания, фармацевтические препараты, системы водоснабжения;
- дерматовенеролог — работа, подразумевающая непосредственный, тесный, контакт с людьми: врачи, сотрудники спортивно-оздоровительных центров и салонов красоты, массажисты, работники гостиниц, отелей и пр.
Среди лабораторных тестов и диагностических обследований обязательными являются:
- общий анализ крови — может указать на многочисленные системные патологии;
- общий анализ мочи — аналогично, например, по анализу мочи можно заподозрить диабет (обнаружение высокого уровня глюкозы в моче);
- флюорография — основная мера, направленная на контроль динамики туберкулеза среди населения.
Среди дополнительных исследований можно обозначить:
- анализ крови на все основные инфекции — ВИЧ, гепатит С, сифилис (актуально для тех, кому необходимо пройти инфекциониста);
- биохимический анализ крови — дополнительно показывает состояние внутренних органов;
- УЗИ брюшной полости, УЗИ почек — аналогично второму пункту;
- энцефалограмма головного мозга — назначается невропатологом при подозрении на какие-либо патологии;
- МРТ головного мозга — ещё более углубленное обследование ЦНС после энцефалограммы;
- эндоскопические исследования (гастроскопия , колоноскопия) — при подозрении на патологии ЖКТ.
Следует подчеркнуть, что дополнительные исследования на то и дополнительные, что являются необязательными в рамках общей программы. Обязательность и структура медосмотров варьируются от вакансии к вакансии, но для несовершеннолетних сотрудников медосмотр будет обязателен независимо от типа работы.
Источник
Приложение N 3. Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья
Информация об изменениях:
Приказом Минобороны России и Минздравсоцразвития России от 11 октября 2010 г. N 1330/870н в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 3
к приказу Минобороны РФ
и Минздрава РФ
от 23 мая 2001 г. N 240/168
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 10 июня 2009 г. N ГКПИ09-515 настоящее приложение признано не противоречащим действующему законодательству
Инструкция
о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья
С изменениями и дополнениями от:
11 октября 2010 г.
Настоящая Инструкция определяет порядок организации и проведения медицинского освидетельствования, обследования граждан, подлежащих призыву на военную службу*(1), а также лечебно-оздоровительных мероприятий среди призывников, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
I. Организация и проведение медицинского освидетельствования призывников
1. Ежегодно до 5 марта (5 сентября) военный комиссариат субъекта Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения разрабатывает план медицинского освидетельствования и обследования (лечения) призывников. В указанном плане должны быть предусмотрены следующие мероприятия:
изучение и подбор врачей-специалистов для включения их в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации;
привлечение к медицинскому освидетельствованию призывников врачей-специалистов, недостающих в районах;
проведение 2 — 3-дневного инструкторско-методического сбора с врачами — членами призывных комиссий;
оснащение кабинетов врачей — членов призывной комиссии субъекта Российской Федерации инструментарием, медицинским и хозяйственным имуществом, необходимым для медицинского осмотра и контрольного медицинского освидетельствования призывников;
оснащение медицинского отделения сборного пункта инструментарием, медицинским и хозяйственным имуществом, необходимым для проведения медицинского осмотра гражданам, призванным на военную службу, и контрольного медицинского освидетельствования призывников на сборном пункте;
определение перечня медицинских учреждений, в которые будут направляться призывники, нуждающиеся в амбулаторном (стационарном) обследовании (лечении);
изучение обоснованности предоставления призывникам отсрочек и освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья;
проведение контрольного медицинского освидетельствования призывников, признанных призывными комиссиями районов, городов без районного деления, иных муниципальных образований (далее именуется — призывная комиссия) ограниченно годными к военной службе, негодными к военной службе и временно негодными к военной службе, а также призывников, заявивших о несогласии с заключениями о категории их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;
проведение медицинского осмотра граждан, призванных на военную службу, перед направлением их к месту военной службы;
определение перечня медицинских учреждений в субъекте Российской Федерации, в которых будет осуществляться обследования (лечение) призывников, признанных призывными комиссиями временно негодными к военной службе;
составление плана-графика проверки врачами — членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации и главными медицинскими специалистами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения медицинских учреждений с целью контроля своевременности, полноценности обследования (лечения) призывников, качества оформления на них врачебно-экспертной документации и хода лечебно-оздоровительной работы среди них;
обобщение результатов медицинского освидетельствования и обследования (лечения) призывников.
В данном плане указываются должностные лица военного комиссариата субъекта Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и медицинских учреждений, ответственные за выполнение запланированных мероприятий и конкретные сроки их выполнения.
Указанные план и план-график утверждаются военным комиссаром субъекта Российской Федерации и руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
2. Ежегодно до 10 марта (10 сентября) структурное подразделение военного комиссариата по муниципальному образованию, имеющему статус городского поселения, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, муниципального района и структурное подразделение военного комиссариата по нескольким муниципальным образованиям (далее именуется — военный комиссариат) совместно с органом местного самоуправления в сфере здравоохранения разрабатывает план медицинского освидетельствования и обследования (лечения) призывников. В нем должны быть предусмотрены следующие мероприятия:
изучение и подбор врачей-специалистов для медицинского освидетельствования призывников;
проведение инструкторско-методического сбора с врачами специалистами, привлекаемыми к медицинскому освидетельствованию призывников;
оснащение кабинетов врачей-специалистов инструментарием, медицинским и хозяйственным имуществом, необходимым для медицинского освидетельствования призывников;
определение перечня медицинских учреждений, в которые будут направляться призывники, нуждающиеся в амбулаторном (стационарном) обследовании (лечении);
определение перечня медицинских учреждений, в которых будет осуществляться лечение призывников, признанных временно негодными к военной службе;
истребование из медицинских учреждений и других организаций медико-социальных сведений на призывников;
проведение призывникам клинико-инструментальных исследований;
составление списков на призывников, признанных временно негодными к военной службе;
составление плана-графика лечения призывников, признанных временно негодными к военной службе;
составление плана-графика проверки медицинским работником военного комиссариата и главными медицинскими специалистами органа местного самоуправления в сфере здравоохранения медицинских учреждений с целью контроля своевременности, полноценности обследования (лечения) призывников, качества оформления на них врачебно-экспертной документации и хода лечебно-оздоровительных мероприятий среди них;
обобщение результатов медицинского освидетельствования и обследования (лечения) призывников.
Указанные план и план-график утверждаются военным комиссаром района, города без районного деления или иного равного им муниципального образования (далее именуется — военный комиссар) и руководителем органа местного самоуправления в сфере здравоохранения.
3. Ежегодно до 10 марта (10 сентября):
руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения совместно с председателем военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации подготавливают, согласовывают и утверждают у главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень медицинских учреждений, в которых будет проводиться обследование (лечение) призывников в период работы призывной комиссии субъекта Российской Федерации;
руководитель органа местного самоуправления в сфере здравоохранения совместно с медицинским работником военного комиссариата подготавливают, согласовывают и утверждают у главы органа местного самоуправления перечень медицинских учреждений, в которых будет проводиться обследование (лечение) призывников в период работы призывной комиссии.
При этом необходимо учитывать коечную емкость больниц, наличие в медицинских учреждениях необходимой диагностической аппаратуры, а также их профилизацию.
4. Ежегодно до 15 марта (15 сентября) военный комиссариат истребует:
из психоневрологических, наркологических, противотуберкулезных, кожно-венерологических и других диспансеров (кабинетов) — списки лиц, состоящих на учете;
из других медицинских учреждений — списки лиц, состоящих на диспансерном учете и переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными и паразитарными болезнями, сведения о профилактических прививках и о непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ, а также медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывников;
из учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы населения — сведения о лицах, признанных инвалидами, а также медицинские документы, послужившие основанием для признания их инвалидами;
из школ (интернатов) для слабовидящих, слабослышащих, глухонемых, вспомогательных школ для умственно отсталых, а также учреждений для трудновоспитуемых детей — медико-педагогические характеристики и медицинские документы, характеризующие состояние их здоровья;
из органов внутренних дел — сведения о лицах, состоящих на учете за правонарушения, бродяжничество, употребление наркотических, токсических веществ, алкоголя и лекарственных препаратов в немедицинских целях.
Руководители организаций, независимо от форм собственности, обязаны представить указанные сведения и медицинские документы по запросам военных комиссариатов в 2-недельный срок.
По окончании медицинского освидетельствования призывников, признанных годными к военной службе и годными к военной службе с незначительными ограничениями, военные комиссариаты в 2-недельный срок обязаны возвратить медицинские документы в соответствующие организации. На призывников, признанных ограниченно годными к военной службе, временно негодными к военной службе и негодными к военной службе, медицинские документы возвращаются в 2-недельный срок после утверждения решения или контрольного медицинского освидетельствования призывника призывной комиссией субъекта Российской Федерации.
5. Медицинское освидетельствование призывников в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном образовании проводится врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости — врачами других специальностей, привлекаемыми из медицинских учреждений органов здравоохранения.
Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых к медицинскому освидетельствованию призывников, согласованный с руководителем органа местного самоуправления в сфере здравоохранения, по представлению военного комиссара утверждается главой органа местного самоуправления.
Один из врачей-специалистов (как правило, врач-специалист военного комиссариата), наиболее подготовленный по вопросам военно-врачебной экспертизы, включается в состав призывной комиссии и на него возлагается руководство работой по медицинскому освидетельствованию призывников.
В субъекте Российской Федерации врачи-специалисты, привлекаемые к медицинскому осмотру граждан, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольному медицинскому освидетельствованию призывников, получивших отсрочку, освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и призывников, заявивших о несогласии с заключениями о категории их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, включаются в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации, который утверждается решением главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Медицинский осмотр граждан, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы осуществляется врачами — членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации, привлекаемыми из медицинских учреждений органов здравоохранения. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, получивших отсрочку, освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, а также заявивших о несогласии с заключениями о категории их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования осуществляется врачами — членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации из состава военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации.
6. Ежегодно до 25 марта (25 сентября) военный комиссариат субъекта Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения организует и проводит 2 — 3-дневный инструкторско-методический сбор с врачами — членами призывных комиссий.
До 30 марта (30 сентября) военный комиссариат совместно с органом местного самоуправления в сфере здравоохранения организует и проводит инструкторско-методический сбор. На сбор привлекаются врачи-специалисты, привлекаемые к медицинскому освидетельствованию граждан, и главные врачи медицинских учреждений, в которых планируется обследование (лечение) призывников, а также лечение призывников, признанных временно негодными к военной службе.
Основные цели инструкторско-методических сборов: изучение требований нормативных правовых актов по организации и проведению медицинского освидетельствования, обследования (лечения) призывников; порядка оформления на них врачебно-экспертной документации; разбор ранее допущенных ошибок и разработка конкретных мероприятий по их устранению.
7. Не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся:
а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев);
б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов);
в) анализ мочи (удельный вес, белок);
г) электрокардиографическое исследование.
В день обследования проводится измерение роста и массы тела.
Кроме того, при необходимости, им проводятся плановые профилактические прививки по месту жительства.
8. Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе*(2) (далее именуется — Инструкция по подготовке и проведению призыва) и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение N 12 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации*(3) (далее именуется — Инструкция).
Флюорограммы (рентгенограммы), анализы крови, мочи и электрокардиограммы находятся в личном деле призывника (приложение N 7 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) до истечения срока его хранения.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 4 июня 2020 г. N АКПИ20-167, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 27 августа 2020 г. N АПЛ20-233, абзац первый пункта 9 признан не противоречащим действующему законодательству
9. Врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе со следующими формулировками:
а) в разделе II учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) и карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение N 12 к Инструкции):
здоров, «А», показатель предназначения соответственно разделу «а» Таблицы дополнительных требований (далее именуется — ТДТ) расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123*(4), далее именуется — расписание болезней);
статья (указывается наименование статьи и подпункта расписания болезней) «Б», показатель предназначения (соответственно разделу «а» ТДТ);
статья (указывается наименование статьи и подпункта расписания болезней), «В»;
статья (указывается наименование статьи и подпункта расписания болезней), «Г»;
статья (указывается наименование статьи и подпункта расписания болезней), «Д»;
б) в листе медицинского освидетельствования (приложение N 4 к Инструкции), оформляемом в день медицинского освидетельствования на призывников, признанных годными к военной службе с незначительными ограничениями, ограниченно годными к военной службе, временно негодными к военной службе, негодными к военной службе, а также направленных на обследование (лечение):
на основании статьи (указывается наименование статьи и подпункт), графы I расписания болезней и ТДТ «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями, показатель предназначения для прохождения к военной службе — 4 (или указывается иной показатель предназначения для прохождения военной службы согласно разделу «а» ТДТ);
на основании статьи (указывается наименование статьи и подпункта), графы I расписания болезней «В» — ограниченно годен к военной службе;
на основании статьи (указываются наименование статьи и подпункта) графы I расписания болезней «Г» — временно не годен к военной службе на ______ месяцев (указать срок, но не более 12 месяцев), подлежит обследованию (лечению) и учету по списку N 1. Образец списка N 1 приведен в приложении N 1 к настоящей Инструкции;
на основании статьи (указываются наименование статьи и подпункт расписания болезней) графы I расписания болезней «Д» — не годен к военной службе.
10. В разделе «Итоговое заключение. » учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) и карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение N 12 к Инструкции), указываются диагноз, статья и подпункт статьи расписания болезней, категория годности к военной службе и показатель предназначения для прохождения военной службы.
11. Результаты медицинского освидетельствования призывника записываются в дело с протоколами заседаний призывной комиссии (приложение N 33 к Инструкции по подготовке и проведению призыва).
12. В случае возможности завершить обследование (лечение) призывника до окончания работы призывной комиссии заключение о категории его годности к военной службе не выносится. Врачом-специалистом оформляется лист медицинского освидетельствования (приложение N 4 к Инструкции) с вынесением заключения в формулировке: «Подлежит обследованию (лечению), явиться на повторное освидетельствование «__»_____200_г.».
В учетной карте призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) делается запись карандашом о сроке направления призывника на обследование (лечение) и явки на повторное медицинское освидетельствование. Карта медицинского освидетельствования призывника (приложение N 12 к Инструкции) не оформляется.
Призывнику выдается направление (приложение N 13 к Инструкции по подготовке и проведению призыва), на угловом штампе которого указываются дата и номер, которые соответствуют дате и порядковому номеру записи призывника в протоколе заседания призывной комиссии. В направлении указываются фамилия, имя, отчество, год рождения призывника, цель его направления, предварительный диагноз, срок его прибытия в медицинское учреждение и явки на призывной пункт с результатами обследования (лечения) для повторного медицинского освидетельствования.
Одновременно призывнику выдаются на руки в опечатанном виде медицинская карта амбулаторного больного и другие медицинские документы, характеризующие состояние его здоровья, а также два бланка акта исследования состояния здоровья (приложение N 5 к Инструкции). В акте военный комиссариат указывает фамилию, имя, отчество, год рождения призывника.
По возвращении с обследования (лечения) призывник подлежит повторному медицинскому освидетельствованию. Если после повторного медицинского освидетельствования, призывник признан временно негодным к военной службе, то он учитывается по списку N 1.
В конце каждого рабочего дня председатель призывной комиссии обязан лично проверить, все ли призывники из числа вызывавшихся явились на заседание призывной комиссии, принять меры по установлению причин неявки призывников и повторному их вызову на призывную комиссию (организации их розыска).
В случае уклонения призывника от обследования (лечения) или неявки на призывной пункт с результатами обследования (лечения) для повторного медицинского освидетельствования военный комиссар в установленном порядке извещает органы внутренних дел о необходимости его розыска и задержания.
13. Призывнику, признанному временно негодным к военной службе, при объявлении решения призывной комиссии выдается направление (приложение N 13 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) на лечение, в котором дата явки на призывной пункт с результатами обследования (лечения) для повторного медицинского освидетельствования не указывается.
Указанные призывники заносятся в список N 1, который до 10 июля года призыва и до 10 января года, следующего за годом призыва, направляется военным комиссариатом в органы местного самоуправления в сфере здравоохранения и медицинские учреждения, в которые призывники направлены на лечение.
Списки N 1 регистрируются в военном комиссариате, органе местного самоуправления в сфере здравоохранения, медицинском учреждении и подшиваются в соответствующее дело.
Одновременно со списком N 1 на каждого призывника военные комиссариаты направляют в медицинское учреждение медицинскую карту амбулаторного больного и другие медицинские документы, характеризующие состояние его здоровья, а также два бланка акта исследования состояния здоровья (приложение N 5 к Инструкции).
14. До 15 июля года призыва граждан на военную службу и до 15 января года, следующего за годом призыва, военный комиссар обязан:
обобщить, проанализировать результаты медицинского освидетельствования, обследования (лечения) призывников;
организовать и провести совместно с должностными лицами органа местного самоуправления в сфере здравоохранения с привлечением главных врачей медицинских учреждений совещание по итогам медицинского освидетельствования, обследования (лечения) призывников. В ходе данного совещания должны быть вскрыты недостатки в организации и проведении этой работы, выявлены конкретные лица, виновные в нарушениях, разработаны мероприятия по их устранению;
информировать главу органа местного самоуправления о результатах медицинского освидетельствования, обследования (лечения) призывников.
II. Организация и проведение медицинского осмотра граждан, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы
15. Медицинский осмотр граждан, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, проводится врачами — членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, оториноларингологом, окулистом, стоматологом, дерматовенерологом, а в случае необходимости — врачами других специальностей. Врачи из медицинских учреждений привлекаются в соответствии с решением главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На одного из врачей, наиболее подготовленного по вопросам военно-врачебной экспертизы, возлагается руководство работой по медицинскому осмотру граждан.
16. Число осмотренных за рабочий день одним врачом-специалистом не должно превышать 100 человек.
17. На медицинский осмотр гражданин, призванный на военную службу, представляется с личным делом призывника (приложение N 7 к Инструкции по подготовке и проведению призыва).
18. Врач-специалист, осуществляющий медицинский осмотр гражданина, призванного на военную службу, записывает результаты осмотра в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение N 12 к Инструкции):
здоров, «А», показатель предназначения (соответственно разделу «а» ТДТ);
статья (указываются наименование статьи и подпункт расписания болезней), «Б», показатель предназначения (соответственно разделу «а» ТДТ);
статья (указываются наименование статьи и подпункт расписания болезней), «В»;
статья (указываются наименование статьи и подпункт расписания болезней), «Г»;
статья (указываются наименование статьи и подпункт расписания болезней), «Д».
19. Раздел «Итоговое заключение. » в карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение N 12 к Инструкции), при медицинском осмотре граждан, призванных на военную службу, не заполняется.
20. Если при медицинском осмотре у гражданина, призванного на военную службу, изменяется категория годности к военной службе по состоянию здоровья или он нуждается в обследовании (лечении), то ему в тот же день проводится медицинское освидетельствование врачами — членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации, осуществляющими контрольное медицинское освидетельствование призывников.
При этом врачом-специалистом оформляется лист медицинского освидетельствования (приложение N 4 к Инструкции) со следующими формулировками:
на основании статьи (указываются наименование статьи и подпункта), графы I расписания болезней и ТДТ «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями, показатель предназначения для прохождения к военной службе — 4 (или указывается иной показатель предназначения для прохождения военной службы согласно раздела «а» ТДТ);
на основании статьи (указываются наименование статьи и подпункта), графы I расписания болезней «В» — ограниченно годен к военной службе;
на основании статьи (указываются наименование статьи и подпункта), графы I расписания болезней «Г» — временно не годен к военной службе на ______ месяцев (указать срок, но не более 12 месяцев), подлежит обследованию (лечению) и учету по списку N 1;
на основании статьи (указывается наименование статьи и подпункта расписания болезней), графы I расписания болезней «Д» — не годен к военной службе.
Результаты освидетельствования записываются в дело с протоколами заседаний призывной комиссии субъекта Российской Федерации (приложение N 38 к Инструкции по подготовке и проведению призыва).
21. Если при медицинском осмотре гражданин, призванный на военную службу, который по итогам медицинского освидетельствования был признан годным к военной службе, признается годным к военной службе с незначительными ограничениями, то в соответствии с ТДТ призывной комиссией субъекта Российской Федерации он предназначается в тот или иной вид, род войск и подлежит отправке в войска (силы).
В случае признания гражданина, призванного на военную службу, ограниченно годным к военной службе, временно негодным к военной службе, негодным к военной службе или нуждающимся в обследовании (лечении) призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии. В военный комиссариат направляется служебное письмо (приложение N 39 к Инструкции по подготовке и проведению призыва), в котором указывается основание, послужившее причиной отмены решения призывной комиссии
Личное дело призывника (приложение N 7 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) на гражданина, призванного на военную службу, признанного ограниченно годным к военной службе, временно негодным к военной службе, негодным к военной службе или нуждающимся в обследовании (лечении), возвращается в военный комиссариат для повторного медицинского освидетельствования и принятия заключения о категории его годности к военной службе с учетом вновь выявленных обстоятельств.
III. Организация контрольного медицинского освидетельствования призывников, получивших освобождение или отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и призывников, заявивших о несогласии с заключениями о категории их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования
22. Обоснованность освобождения призывников или предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья проверяется путем изучения врачами — членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации (из числа врачей военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации) всех личных дел призывников и медицинских документов, подтверждающих установленный диагноз и вынесенное заключение.
Данная работа проводится совместно с врачом военного комиссариата или врачами-специалистами, привлекаемыми к работе призывной комиссии субъекта Российской Федерации.
Врач военного комиссариата составляет в 2-х экземплярах списки на призывников, освобожденных от призыва на военную службу и временно негодных к военной службе по состоянию здоровья (далее именуются — призывники, освобожденные от призыва). Образец данного списка приведен в приложении N 2 к настоящей Инструкции. Указанные списки вместе с личными делами призывников и медицинскими документами, подтверждающими установленный диагноз и вынесенное заключение, представляются врачам — членам призывной комиссии субъекта Российской Федерации для изучения обоснованности принятых решений.
23. Если в результате изучения представленных документов врач — член призывной комиссии субъекта Российской Федерации по своему профилю согласен с диагнозом и заключением, то в листе медицинского освидетельствования (приложение N 4 к Инструкции), оформленного врачом-специалистом на призывном пункте, делается отметка — «С диагнозом, заключением согласен», указываются дата, инициалы, фамилия, которые заверяются подписью врача — члена призывной комиссии субъекта Российской Федерации.
Врачом — членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации (председателем военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации), на которого возложено руководство работой комиссии по контрольному медицинскому освидетельствованию призывников, освобожденных от призыва, в разделе II «В» учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) и списке (приложение N 2 к настоящей Инструкции) делается отметка об изучении обоснованности диагноза, заключения.
Данная категория граждан на контрольное медицинское освидетельствование и призывную комиссию субъекта Российской Федерации не направляется.
24. В случае несогласия врача — члена призывной комиссии субъекта Российской Федерации с заключением врача-специалиста, проводившего медицинское освидетельствование призывника, освобожденного от призыва, врач — член призывной комиссии субъекта Российской Федерации в листе медицинского освидетельствования (приложение N 4 к Инструкции) делает отметку о необоснованности диагноза, заключения и необходимости направления этого призывника на контрольное медицинское освидетельствование.
Врачом — членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации (председателем военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации), на которого возложено руководство работой по контрольному медицинскому освидетельствованию призывников, освобожденных от призыва, в списке (приложение N 2 к настоящей Инструкции) делается отметка о необоснованности диагноза, заключения и указывается дата прибытия указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование.
В данном случае раздел VI учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) не заполняется.
25. После изучения обоснованности предоставления призывникам освобождения или отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья список (приложение N 2 к настоящей Инструкции) подписывается председателем или заместителем председателя призывной комиссии субъекта Российской Федерации, после чего подпись скрепляется гербовой печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации.
Первый экземпляр списка вместе с личными делами призывников и медицинскими документами возвращается в военный комиссариат, второй хранится как приложение к книге протоколов заседаний призывной комиссии субъекта Российской Федерации.
26. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, освобожденных от призыва, проводится по плану работы призывной комиссии субъекта Российской Федерации.
Военный комиссар обязан обеспечить явку указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование в срок, указанный в списке (приложение N 2 к настоящей Инструкции).
27. Призывник несогласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, несогласных с решением комиссии, проводятся по плану работы призывной комиссией субъекта Российской Федерации.
Военный комиссар обязан обеспечить явку указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование.
28. На контрольное медицинское освидетельствование призывники, освобожденные от призыва и несогласные с решением комиссии, направляются с личным делом призывника, медицинской картой амбулаторного больного, другими медицинскими документами, характеризующими состояние их здоровья и подтверждающими установленный диагноз.
По окончании контрольного освидетельствования указанные медицинские документы возвращаются в военный комиссариат, который в 2-недельный срок возвращает их в соответствующие медицинские учреждения.
29. К контрольному медицинскому освидетельствованию привлекаются врачи — члены призывной комиссии субъекта Российской Федерации (из числа врачей-специалистов военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации): терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, дерматовенеролог, а в случае необходимости — врачи других специальностей.
При контрольном медицинском освидетельствовании призывники, освобожденные от призыва и несогласные с решением комиссии, должны быть освидетельствованы всеми врачами-специалистами.
Контрольное медицинское освидетельствование призывника начинается с врача-специалиста, по профилю которого ему предоставлено освобождение, отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья или он заявил о несогласии с заключением о категории его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
30. Если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение подтверждаются, то врачами — членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации делается запись в разделе II «Б» учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва).
Результаты контрольного медицинского освидетельствования записываются в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации (приложение N 38 к Инструкции по подготовке и проведению призыва).
При этом призывной комиссией субъекта Российской Федерации принимается решение об утверждении решения призывной комиссии, о чем делается запись в дело с протоколами заседаний призывной комиссии субъекта Российской Федерации (приложение N 38 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) и разделе VI учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва).
31. Если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение не подтверждаются, то соответствующим врачом — членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации оформляется лист медицинского освидетельствования (приложение N 4 к Инструкции). Кроме того, им, как и другими врачами — членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации, делается запись в разделе II «Б» учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва).
Результаты освидетельствования записываются в протоколе заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации (приложение N 38 к Инструкции по подготовке и проведению призыва).
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 15 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1343 абзац третий пункта 31 настоящего приложения в части, устанавливающей, что призывной комиссией субъекта РФ принимается решение об отмене решения призывной комиссии, признан не противоречащим действующему законодательству
Призывной комиссией субъекта Российской Федерации принимается решение об отмене решения призывной комиссии, о чем делается запись в деле с протоколами заседаний призывной комиссии субъекта Российской Федерации (приложение N 38 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) и разделе VI учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва).
В военный комиссариат направляется служебное письмо (форма N 29 к Инструкции по подготовке и проведению призыва), в котором указывается основание, послужившее причиной отмены решения призывной комиссии, и личное дело призывника.
Военный комиссар принимает меры по вызову призывника, освобожденного от призыва или несогласного с заключением о категории его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, на призывную комиссию для повторного медицинского освидетельствования и принятия заключения о категории его годности к военной службе с учетом вновь выявленных обстоятельств.
32. О результатах повторного медицинского освидетельствования призывника, освобожденного от призыва или несогласного с заключением о категории его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, военный комиссариат извещает военный комиссариат субъекта Российской Федерации с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения этого призывника, а также заключения о категории его годности к военной службе и вновь принятого в отношении него решения призывной комиссии.
Призывники, признанные годными к военной службе, годными к военной службе с незначительными ограничениями и не имеющие право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу по другим основаниям, должны быть отправлены в войска (силы).
IV. Организация и проведение обследования (лечения) призывников, лечения призывников, признанных временно негодными к военной службе и получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья
33. Призывники, признанные нуждающимися в обследовании (лечении), а также признанные временно негодными к военной службе, при необходимости могут быть направлены военным комиссаром на обследование (лечение) в медицинские учреждения субъекта Российской Федерации.
Перечень последних по представлению военного комиссариата субъекта Российской Федерации и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения утверждается главой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и доводится до военных комиссариатов до начала призыва граждан на военную службу.
34. Врач военного комиссариата, врачи-специалисты военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации совместно с должностными лицами органа местного самоуправления в сфере здравоохранения организуют и контролируют своевременность, полноценность и качество обследования призывников, признанных при призыве нуждающимися в обследовании (лечении), а также лечения признанных временно негодными к военной службе.
35. Приказом руководителя органа местного самоуправления в сфере здравоохранения в каждом медицинском учреждении, в которые направляются на обследование (лечение) призывники, признанные при призыве нуждающимися в обследовании (лечении), а также на лечение — признанные временно негодными к военной службе, назначается врач — ответственный за своевременность, полноценность обследования (лечения) указанных категорий призывников и взаимодействие с военным комиссариатом (далее именуется — врач медицинского учреждения).
Контроль за своевременностью поступления на обследование (лечение) призывников, признанных нуждающимися в обследовании (лечении), а также признанных временно негодными к военной службе, возлагается на врача военного комиссариата и врача медицинского учреждения, а за полноценностью обследования (лечения) указанных категорий призывников и качеством оформления на них врачебно-экспертной документации — на главного врача соответствующего медицинского учреждения, заведующего (начальника) отделения медицинского учреждения и врача, осуществляющего обследование (лечение) призывников.
36. Врач военного комиссариата совместно с врачами медицинских учреждений ежегодно до 15 июля года призыва граждан на военную службу и до 15 января года, следующего за годом призыва, по образцу согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции составляют планы-графики направления на лечение призывников, признанных временно негодными к военной службе. Указанные планы-графики составляются по каждому медицинскому учреждению и утверждаются военным комиссаром и руководителем органа местного самоуправления в сфере здравоохранения.
37. Врач медицинского учреждения обязан:
организовать своевременное обследование (лечение) призывников, признанных при призыве нуждающимися в обследовании (лечении), а также признанных временно негодными к военной службе, у врачей-специалистов соответствующего профиля;
направлять в военный комиссариат, в котором указанные призывники состоят на воинском учете, ежемесячно (до 5 числа) сведения о результатах их обследования (лечения) по образцу согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции.
38. Врачом медицинского учреждения, осуществляющим обследование (лечение) призывника, признанного нуждающимся в обследовании (лечении) или признанного временно негодным к военной службе, после проведенного обследования (лечения) оформляется акт исследования состояния здоровья (приложение N 5 к Инструкции). Обследование (лечение) указанных призывников должно быть полноценным с учетом основного и сопутствующих заболеваний. В указанном акте должны быть указаны результаты клинико-инструментальных методов исследования и объективные данные, подтверждающие основной и сопутствующие диагнозы. Диагнозы должны соответствовать принятой международной классификации болезней, иметь интранозологическую характеристику с указанием стадии заболевания или физического недостатка, стадии компенсации, функциональных нарушений пораженного органа (системы). Данный акт подписывается врачом, проводившим обследование (лечение), заведующим (начальником) отделением, руководителем медицинского учреждения, после чего его подпись заверяется гербовой печатью медицинского учреждения.
Первый экземпляр указанного акта направляется в военный комиссариат, в котором призывник состоит на воинском учете. Второй экземпляр хранится в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного.
39. Обследование (лечение) призывников, признанных при призыве нуждающимися в обследовании (лечении), должно быть завершено в период работы призывной комиссии.
Лечение призывников, признанных при призыве временно негодными к военной службе, должно быть завершено в период отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
40. Должностным лицам военного комиссариата после получения сведений о неявке в медицинское учреждение призывника, признанного нуждающимся в обследовании (лечении) или признанного временно негодным к военной службе, следует обеспечить его явку на обследование (лечение).
V. Организация и проведение медицинского освидетельствования граждан, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах
Источник