Здоровье школьника
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Здоровье человека, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени его жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_shkolnika.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Здоровье школьника».
Здоровье человека, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени его жизнедеятельности.
Среди факторов, негативно влияющих на здоровье и развитие детей в системе образования, выделяют как низкий уровень культуры здоровья в обществе, ведущий к нездоровому образу жизни, так и факторы образовательной среды школы. Во многом, конечно, винить можно образ жизни современных школьников.
Характеризуя образ жизни петербургских школьников , необходимо отметить ряд негативных изменений за анализируемый период (данные за последние 10 лет).
Т енденции, характеризующие образ жизни школьников Санкт-Петербурга :
- в настоящее время у 70% детей школьного возраста отмечается недостаточная двигательная активность, более половины учащихся вообще не занимаются физической культурой;
- нарушения структуры и режима питания (43,6% старшеклассников питаются без режима, когда захотят; 68,3% из них не едят в школе);
- нарушения структуры досуга, в том числе преобладание малоподвижных видов занятий (компьютер и ТВ), нарушение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе во всех возрастных группах;
- возрастание риска употребления психоактивных веществ (о результатам анкетирования у 42,9% большинство сверстников курят, у 36,2% — употребляют алкоголь, у 8,4% — пробовали наркотики);
- снижение с возрастом готовности к здоровому образу жизни. И что немаловажно, зачастую здоровый образ жизни среди подростков просто считается немодным.
Характеризуя проблемы участников образовательного процесса, необходимо отметить проблему профессионального здоровья и образа жизни педагогов школ Санкт-Петербурга.
По результатам исследований СПбАППО на выборке 1207 педагогов Санкт-Петербурга в 2000-2007 гг. средний возраст педагогов 42,3 лет, средний педагогический стаж 19,0 лет; из них с высшим образованием 89,7%. Только 46,2% из них имеют высокий уровень эмоциональной устойчивости, 28,7% имеют высокий уровень нейротизма, 66,3% педагогов имеют высокий уровень личностной тревожности. Наблюдается значительное снижение эмоциональной устойчивости с увеличением педагогического стажа и возраста (за первые 10 лет стажа – почти в два раза). 75% педагогов считают свое здоровье удовлетворительным или плохим.
Как показывают результаты исследования, проведенного кафедрой психологии СПбАППО в ноябре 2009 — январе 2010 года на выборке из 3312 педагогов ОУ города, 69% педагогов испытывают чувство усталости на работе, 54% — нарушения сна, 45% — подавленное настроение, 42% — повышенное артериальное давление, аритмию.
В то же время мало кто систематически и целенаправленно занимается своим здоровьем, оправдывая это необходимостью больших материальных затрат (19% опрошенных), отсутствием времени (16%), нехваткой силы воли (13%), наличием более важных дел (11%), отсутствием соответствующих условий (11%).
Среди способов поддержания крепкого здоровья 29% педагогов просто избегают вредных привычек, лишь 8% самостоятельно занимаются физическими упражнениями, 6% посещают врача с профилактическими целями, 4% практикуют специальные оздоровительные системы.
Такое отношение педагогов к своему здоровью определяет и их отношение к здоровью учащихся: по данным мониторинга РСОКО, в котором участвовали 448 педагогов, 78% из них считают здоровье учащихся удовлетворительным или плохим; 63,6% считают, что здоровье детей ухудшается по мере обучения в школе. В то же время только 25,7% педагогов осознают необходимость собственного повышения квалификации в области здоровья; 24,5% — проведения внеклассной работы в этой области, 43,8% — создания службы здоровья. Подавляющее большинство считают уместными в школе массовые мероприятия (75,3%).
Тем не менее, по статистике на сегодняшний день проблемы со здоровьем у каждого пятого первоклассника, а 40 % выпускников имеют более 2 диагнозов. По данным РАМН, сегодня среди выпускников российских школ только 3% здоровых детей. Три человека из ста! А до 70% старшеклассников страдают хроническими заболеваниями. Причем здоровье ребят резко ухудшается именно за годы обучения.
Более 30% детей имеют отклонения в физическом развитии. И этот показатель постоянно растет. Отмечается снижение физической силы у подростков. К примеру, лишь 50% из них в состоянии выполнить возрастные нормативы физической подготовки.
За последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а детей в возрасте 15-17 лет — на 65%. Нарушения здоровья у 30% школьников средних и старших классов приняли хронический характер. Наиболее часто встречаются заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, зрения, возросло число психических расстройств.
Отмечается, что в течение последних 15 лет число школьников, имеющих проблемы со здоровьем, постоянно увеличивается. Это крайне тревожная тенденция.
По мнению экспертов, «дети испытывают колоссальные нагрузки в школе и дома», при этом их двигательная активность постоянно снижается из-за массового увлечения компьютерами.
Кроме того, серьезной проблемой является неправильная организация питания. Половина школьников не завтракают ни дома, ни в школе. Около 17% детей имеют лишний вес, в то время как у 20% ребят наблюдается дефицит массы тела.
Чтобы этого избежать, родителям нужно внимательно следить за здоровьем ребенка с самых первых дней учебы. А в то время, когда дети находятся в школе, эта ответственность автоматически перекладывается родителями на нас – педагогов.
В продолжение разговора о здоровьесбережении школьников хочу поговорить о проблемах медицинского обслуживания в школах. Известно, что медицинское обслуживание в школах, мягко говоря, идет не в ногу со временем. Во многих школах медицинская деятельность осуществляется «приходящими» мед. работниками из лечебно-профилактических учреждений. Соответственно медицинские работники находятся в школах эпизодически, а не в течение всего учебного дня, поэтому не выполняют в полном объеме работу в соответствии с перечнем обязанностей медицинских работников, обслуживающих детей в школах. Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль состояния здоровья обучающихся, оказание первой медицинской и врачебной помощи. Как все мы хорошо понимаем, помощь такого рода может потребоваться внезапно. Но как можно быть уверенным в своевременном ее оказании (речь идет и об учителях и о родителях), если работники медицины в школах в большинстве своем «приходящие».
Реализация Закона «Об образовании» требует наличия медицинского персонала во всех образовательных учреждениях. Но за последние пять лет наблюдается резкий спад количества медицинского персонала в школах и детских садах. Во многих образовательных учреждениях один специалист обслуживает 3-4 учреждения, что не позволяет обеспечить медицинский контроль в течение всего дня.
Исходя из сложившейся ситуации, я считаю, что единственное (но немаловажное), что мы (педагоги) можем сделать, это проявить повышенное внимание к уровню культуры здоровья наших учеников и максимально привлечь родителей к этому процессу. Ведь многие родители даже не подозревают, как много они могут сделать для поддержания и сохранения здоровья своих детей.
Помимо всех известных нам методов работы в этом направлении (в начальной школе – зрительные физминутки, смена видов деятельности, поддержание осанки и т.д.) можно найти много интересных форм работы в оздоровительном направлении школьников. Сейчас многие из нас получили часы внеурочной деятельности, в рамках которой можно проводить специальные мероприятия в этом направлении. Если таких часов нет, можно проводить классные часы или включать эту работу в сами уроки (в физ.паузы или в отдельные упражнения). Это могут быть беседы с детьми о зрении, осанке, компьютерах, телевизорах, правильном питании, словом, обо всем, что сможет повысить уровень их знаний о собственном здоровье.
Сейчас, в век компьютерных технологий, появились даже специальные электронные приложения, направленные на обучение детей культуре здоровья. Большинство из них, к сожалению, на английском языке
Современные дети много времени проводят за компьютерными играми, почему бы не сделать их увлечение чуть более полезным.
Источник
Рабочая программа по здоровьесбережению «Здоровье первоклассника»
Екатерина Пикало
Рабочая программа по здоровьесбережению «Здоровье первоклассника»
Пояснительная записка к рабочей программе по здоровьесбережению «Здоровье первоклассника»
1 класс, 33 часа
Нормативная основа программы
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
2. Образовательная программа ГБОУ СОШ № 508 Московского района Санкт-Петербурга
3. Учебный план ГБОУ СОШ №508 Московского района Санкт-Петербурга
4. Комплексная программа профилактики
Цель- сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья детей и педагогов. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.
1. Укрепление материально-технической базы школы, приведение условий обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами;
2. Формирование у школьников через организацию воспитательно-образовательного процесса системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;
3. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся»;
4. Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий;
Вовлечение учащихся, родителей, педагогов в спортивно-оздоровительные мероприятия;
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 1 час в неделю. При 33 учебных неделях общее количество часов на изучение в 1 классе составит 33 часа.
1 четверть – 9 часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 9 часов
4 четверть – 7 часов
Количество часов для контроля выполнения практической части программы
I четверть II четверть III четверть IV четверть За год
— — Открытое занятие Тест 2
Межпредметные (метапредметные) связи на занятиях по программе
Отличительной особенностью программы является то, что образование в области здоровья в школе представляет собой последовательную спланированную систему на весь курс обучения, ориентированную на физические, умственные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья.
Физическое воспитание, представляющее собой последовательную школьную программу на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности, пригодной для всех учащихся, не зависимо от групп здоровья и возможностей здоровья.
Школьная медицинская служба ориентирована на профилактику заболеваний и раннее вмешательство, включая проведение первой помощи, связь с медицинскими службами по месту жительства, умение работать с хроническими больными.
Служба питания обеспечивает разнообразной вкусной и полезной пищей, способствует выбору здоровой пищи, а также поддерживает инструкции по питанию в классе и столовой.
Служба здоровья школы статистически оценивает состояние здоровья, контролирует уровень образования по данному вопросу и готовность к действиям по направлению к ЗОЖ для преподавателей и персонала школы, а также поддерживает их стремление обеспечивать здоровье учащихся, создавая позитивные ролевые модели.
Таким образом, занятия по программе обеспечивают разностороннее развитие учащихся, предоставляют возможность рассмотреть вопрос обучения здоровому образу жизни с позиций педагогики, психологии, социологии, валеологии и медицины.
Учет особенностей обучающихся класса
Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся 1 класса:
ведущей деятельностью детей является учебная, но еще сохраняется значимость игровой;
дети продолжают осваивать новую социальную роль ученика, расширяется сфера взаимодействия детей с окружающим миром, у них развиваются потребности в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
у детей продолжается формирование внутренней позиции школьника, определяющей перспективы личностного и познавательного развития;
у детей формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
изменяется самооценка детей, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
продолжается моральное развитие детей, которое связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
В этом возрасте у детей развиваются такие центральные психологические новообразования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей этого возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности.
Особенности организации учебного процесса по программе «Здоровье», используемые формы, методы, средства обучения.
1. фронтальная (общеклассная)
2. групповая (в том числе и работа в парах)
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2.Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3.Практические методы: исполнительская деятельность.
Активные методы обучения:
1. Игра с элементами тренинга.
2. Викторина, конкурс.
3. Творческие мастерские.
1. Интерактивная доска.
2. Наглядные материалы и пособия; книги.
3. Иллюстрации (продукты питания, витамины, спортивный инвентарь, виды спорта, средства закаливания и др.)
4. Игровой и спортивный инвентарь.
Используемые виды и формы контроля
1. Открытое занятие.
Используемый учебно-методический комплект
1. Акимова, Н. Б. Пути и способы рационального использования учебного времени в 1-4-х классах / Н. Б. Акимова, В. И. Иванова, В. В. Хренова // Практика административной работы в школе. – 2004. — №3. – С. 35-38.
2. Андрианов, В. Г. Концепция программы «Здоровье»: здоровье / В. Г. Андрианов // Практика административной работы в школе. – 2008. — №2. – С. 27-33.
3. Аникеева, Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аникеева – М., 1983.
4. Безруких, М. М. Если ваш ребенок левша / М. М. Безруких, М. Г. Князева — М., 1994.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович – М., Просвещение, 1968.
6. Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей / В. К. Велитченко – М., 1987.
7. Зенова, Т. В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»: развитие школы /Т. В. Зенова // Практика административной работы в школе. – 2006. — №1. – С. 25-28.
8.Индивидуальная карта медико-психолого-педагогического сопровождения обучающегося: диагностика // Практика административной работы в школе. – 2006. — №1. – С. 48-52.
9. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека.Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. Пособие для студ. высш. Заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
10. Касаткин В. Н., Симонятова Т. П., Манелис А. Г., Медведовская Т. А., Митькин А. С., Страхов М. Ю., Тубельский А. Н., Тарасова Т. А., Сударикова М. А., Балабан Ю. Л., Смирнова О. В., Аграчева Е. С., Церкевич А. Н., Абдрахманов Р. Р., Неудахина А. Е. Предупреждение насилия в школе. Методическое пособие для учителя. – М. ,2003. 160с.
11. Киреева, Е. Ю. День здоровья в начальной школе: Праздники и конкурсы / Е. Ю. Киреева // Практика административной работы в школе. – 2004. — №3. – С. 75-76.
12. Колков, Д. В. Основы гигиены и санитарии Учеб. Пособие для 9-10 кл–средн. шк. Факультатив–курс / Д. В. Колков, Р. Д. Маш – М. : Просвещение, 1989. – с3- 87.
13. Константинова, О. П. Основные мероприятия программы «Школа Здоровья»: развитие школы / О. П. Константинова // Практика административной работы в школе. – 2007. — №5. – С. 47-54.
14. Копешкина, М. Г.Карта полного обследования ребенка: диагностика / М. Г. Копешкина // Практика административной работы в школе. – 2006. — №1. – С. 45- 47.
15. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий – М., Просвещение, 1974.
16. Крючкова, В. А. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни [Текст] / В. А. Крючкова, М. В. Сандлер – М., 1985.
17. Леви, В. Л. Нестандартный ребенок / В. Л. Леви – М., Знание, 1983.
18. Ломов, А. И. Должностные инструкции работников школы, отвечающих за сохранение и укрепление здоровья обучающихся : здоровье / А. И. Ломов // Практика административной работы в школе. – 2008. — №2. – С. 15-25.
19. Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов [// Практика административной работы в школе. – 2004. — №3. – С. 17-30.
20. Нефедова, Р. Е. Программа «Академия здоровья для учителей»: здоровье / Р. Е. Нефедова // Практика административной работы в школе. – 2008. — №2. – С. 34- 35.
21. Озеров, В. П. Программа курса по санологии «Здоровый образ жизни»: образовательный процесс / В. П. Озеров // Практика административной работы в школе. – 2008. — №2. – С. 59-64.
22. Похлебин, В. П. Уроки здоровья: Кн.Для учителя : Из опыта работы / В. П. Похлебин – М., Просвещение, 1992.
23. Савченко, Ю. А. Здоровый ребенок. Физиологические параметры детского возраста / Ю. А. Савченко, Т. Ф. Вагнер – Красноярск, 1998.
24. Смирнов, Н. К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе: диагностика / Н. К. Смирнов // Практика административной работы в школе. – 2006. — №1. – С. 30-38.
Учебно-тематический план программы «Здоровье»
п/п Тема занятия Кол-во часов В том числе:
Тестовых работ
1 Человек в мире. Человек и неживая природа. 1
2 Человек в мире. Человек и живая природа 1
3 Человек – единый организм. 1
4 Развитие человека. Возраст 1
5 Возраст. Семья. 1
6 Общение в семье. Члены семьи. 1
7 Человек. Семья. Общество. 1
8 Человек в мире. Права и обязанности. 1
9 Я – школьник. 1
10 Человек и его здоровье. Что такое здоровье? 1
11 Факторы здоровья. 1
13 Ценность здоровья. Как беречь свое здоровье? 1
15 Активность. Познание. Развитие. 1
16 Профилактика заболеваний. 1
17 Здоровье тела. Гигиена 1
18 Здоровье тела. Пищеварительная система 1
19 Здоровье тела. Наше дыхание 1
20 Здоровье тела. Профилактика инфекционных заболеваний 1
21 Здоровье тела. Профилактика самолечения 1
22 Здоровье тела. Полезные и вредные привычки 1
23 Здоровье тела. Опасные вещества дома и на улице 1
24 Здоровье тела. Я лечиться не боюсь! 1 1
25 Здоровье тела. Физическая культура 1
26 Здоровье тела. Осанка. Позвоночник 1
27 Здоровье тела. Береги слух 1
28 Здоровье тела. Береги зрение 1
29 Здоровье тела. Безопасное поведение дома 1
30 Здоровье тела. Безопасное поведение на улице 1
31 Мое настроение. 1
32 Учусь общаться 1 1
33 Я и другие. Духовное и социальное здоровье 1
Проект по здоровьесбережению «Здоровье малыша» Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников,.
Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.
Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.
Рабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 класса Планируемые результаты освоения программы. Предметные результаты – приобретение учащимися знаний, умений и навыков о гигиене, о профилактике.
Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.
Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.
Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.
Рабочая программа по математике для 2 класса по УМК «Гармония» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» с определением основных видов учебной деятельности № Дата Тема урока Возможные.
Рабочая программа по наглядной геометрии в 4 классе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска.
Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального.
Источник