Медицинский контроль состояния здоровья водителей курсовая
Состояние здоровья водителя. Медицинские осмотры водителей имеют целью определение возможности допуска их к управлению транспортом по состоянию здоровья и физическому развитию с учетом вида транспорта. Периодические медицинские переосвидетельствования устанавливаются инструкцией к приказу министра здравоохранения СССР № 733 от 6 сентября 1972 г. «О мерах профилактики автодорожного травматизма и улучшения организации медицинской помощи пострадавшим».
Годность водителей к управлению транспортными средствами определяется в. соответствии с перечнем медицинских противопоказаний, препятствующих допуску к управлению автомобилями.
Водители транспортных средств подвергаются обязательному медицинскому переосвидетельствованию в следующие сроки:
— водители автомототранспорта (кроме водителей автобусов, вместимостью более 8 чел.) через каждые 5 лет;
— водители автобусов вместимостью более 8 чел. через каждые 3 года;
— водители, достигшие 60-летнего возраста (женщины 55-летнего), через каждые 2 года;
— инвалиды, допущенные к управлению автомобилями или мотоколясками с ручным управлением, через каждые 2 года.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Предрейсовые медицинские осмотры водителей преследуют цель выявления отклонений в состоянии здоровья, нервно-психических расстройств, а та£же способствуют распознаванию начальных стадий различных заболеваний у водителей.
При предрейсовых рсмотрах дежурный фельдшер измеряет температуру тела и артериальное давление крови, определяет пульс, проводит проверку на содержание алкоголя в организме водителя. Одновременно проводится опрос и внешний осмотр водителя.
При отсутствии медицинских противопоказаний в путевом листе водителя ставится штамп «допущен к рейсу».
Водители отстраняются от рейса при:
а) выявлении признаков временной утраты трудоспособности;
б) положительной пробе на алкоголь в выдыхаемом воздухе. Не допускаются к рейсу также водители, находившиеся накануне в медицинском вытрезвителе.
В этих случаях штамп «допущен к рейсу» не ставится, а на путевом листе указывается причина отстранения от рейса. При утрате трудоспособности не по причине наличия алкоголя водитель направляется на прием к врачу в поликлинику/При наличии признаков алкогольной интоксикации составляется айт, который направляется в дирекцию АТП для принятия к водителю соответствующих мер.
Режим труда и отдыха водителя при работе на линии. Для создания рационального режима труда и отдыха водителей в АТП должны быть предусмотрены и осуществлены следующие мероприятия: по возможности освобождение водителей от участия в ремонте и техническом обслуживании автомобилей; применение скользящих графиков работы водителей; сокращение времени на подготовительно-заключительные операции путем улучшения работы моечных установок, снижения продолжительности оформления путевых документов и др.
В целях обеспечения необходимого отдыха и нормального питания водителей АТП должно: организовывать профилактории и базы отдыха; устанавливать льготное и бесплатное питание; организовывать внеочередное обслуживание питанием водителей, выполняющих междугородные перевозки; обеспечивать водителей городских автобусов горячим питанием на конечных остановках; организовывать техническую помощь автомобилям в пути следования.
Оказание первой медицинской помощи. Знания и навыки по оказанию первой медицинской помощи необходимы каждому водителю, так как от его умелых действий может зависеть жизнь пострадавшего. Ниже приведены приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи.
При ранении и кровотечении. Кровотечение может быть небольшим и для его остановки достаточно наложить повязку. При значительном артериальном кровотечении (кровь имеет ярко-красный цвет и выбрасывается из раны толчками) остановить кровотечение можно следующими способами: сдавить артерию пальцами так, чтобы прекратить ток крови к ране со стороны сердца. При кровотечении из раны головы можно остановить или хотя бы уменьшить его, прижав височную артерию, которая проходит на 1—1,5 см спереди от ушной раковины;
наложить закрутку при ранении конечностей выше места ранения. Для этого конечность выше места ранения обвязывают жгутом, веревкой, ремнем, а затем, просунув в образовавшееся кольцо палку, вращают ее до полной остановки кровотечения. Раненого с закруткой после наложения на рану повязки следует немедленно доставить к врачу. Жгут можно держать не более 1 ч, иначе наступит омертвение ткани.
Кровотечение из вены (кровь имеет вишневый цвет и вытекает из раны без толчков) останавливают наложением давящей повязки и придания пострадавшей части тела возвышенного положения.
Для защиты раны от заражения перед наложением повязки кожу вокруг раны следует смазать йодом, перекисью водорода, раствором бриллиантовой зелени.
При наложении повязки на рану следует строго соблюдать два правила:
1) нельзя касаться поверхности раны руками;
2) перевязочный материал, которым закрывают рану, должен быть стерильным.
Во всех случаях ранений и значительных кровотечений после оказания первой помощи пострадавшего необходимо немедленно доставить в лечебное учреждение.
При ушибах на травмированное место следует положить лед или снег, завернутый в полЬтенце, марлю, салфетку. Вместо льда или снега можно приложить платок, кусок сложенной ткани, смоченный свинцовой примочкой или холодной водой. Применив холод в течение 15—20 мин, ушибленное место следует туго забинтовать. При ушибах головы и даже кратковременной потере сознания пострадавшего нужно срочно доставить в больницу.
При переломах. Оказывая первую помощь при переломе, необходимо обеспечить неподвижность места перелома. Это достигается наложением на поврежденную часть тела создающей неподвижность повязки. Для этого применяют либо готовые шины, либо подручные материалу (палки, доски, ветки и др). При наложении шины следует соблюдать обязательное правило: обеспечить неподвижность по крайней мере двух суставов (одного — выше места перелома, другого— ниже места перелома). При открытом переломе конечности следует разрезать брюки или рукав по наружному шву, остановить кровотечение, наложить на рану повязку, а затем шину.
При ожогах. Оказание первой помощи состоит прежде всего в тушении горящей одежды. Для этого нужно облить пострадавшего водой, а если ее нет, набросить на него одеяло, пальто, какую-нибудь ткань. Затем освобождают обожженную часть тела от одежды. Если нужно, одежду разрезают, приставшие к телу ее части не сдирают,- а обрезают вокруг. При ожогах отдельных частей тела кожу в окружности ожога нужно протереть спиртом, одеколоном, водкой, а на обожженную поверхность наложить сухую стерильную повязку. При наличии на месте ожога пузырей, омертвения слоев кожи, мышц, сухожилий пострадавшего нужно немедленно отправить в больницу.
При химических ожогах (например, серной кислотой) обожженную часть тела в течение 10—15 мин обливают холодной водой. Затем, следует развести чайную ложку соды в стакане воды и, смочив марлевую салфетку, приложить ее к обожженному месту.
При отравлении окисью углерода (выхлопными газами двигателя). Признаками отравления окисью углерода являются: головная боль, шум в ушах, головокружение, тошнота. Пострадавшего нужно немедленно удалить из отравленного пространства (кабины автомобиля, смотровой канавы и др.) и обеспечить приток свежего воздуха/ Пострадавшего следует уложить так, что-J бы голова его была опущена, а ноги приподняты, расстегнуть ему! пояс, воротник. Лицо и грудь нужно обрызгать холодной водой, к носу поднести вату, смоченную нашатырным спиртом. При возвращении сознания пострадавшему следует дать горячий чай, молоко.
Источник
2. Роль и значение медицинских осмотров водителей транспортных средств в системе профилактики дорожно-транспортных происшествий.
По статистике от 80 до 90 % всех дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходят по вине водителей, а каждое восьмое ДТП совершается по вине водителя, находящегося в состоянии опьянения. Этим и объясняется пристальное внимание законодателей к вопросам состояния здоровья водителей, приступающих к выполнению своей профессиональной деятельности – управлению транспортным средством. Водитель должен обладать хотя бы минимальным уровнем психофизиологических способностей, обеспечивающих ему необходимую концентрацию внимания, скорость и правильность принятия решения и управления автомобилем. А эти функции в значительной степени могут ухудшаться при различных заболеваниях, утомлении, после приема лекарств, вызывающих сонливость, расслабленность, замедление и ослабление рефлексов. Но главными причинами снижения психофизиологических способностей человека были и остаются употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных и других опьяняющих (одурманивающих) веществ.
Поэтому постоянный контроль за состоянием здоровья водителя в профилактике ДТП, снижении аварийности и тяжести их последствий трудно переоценить. Одним из действенных средств систематического контроля за состоянием здоровья, функциональным состоянием профессиональных водителей, а также мерой по недопущению к управлению транспортным средством нетрезвых водителей являются предрейсовые медицинские осмотры. На отдельных видах транспорта такие профилактические медосмотры проводились начиная с 1965 г.(железнодорожный транспорт), в автохозяйствах же данный вид контроля начал проводится с 1977 г. , но массовое применение началось с принятием вышеуказанного закона «О безопасности дорожного движения 1995 г. который утвердил требования об обязательном прохождении водителями автохозяйств предрейсового, послерейсового и текущего медицинского контроля. Достаточно подробно организация проведения предрейсовых медицинских осмотров изложена в Приложении №9 к приказу Минздрава СССР от 29 сентября 1989 года № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» и в Письме Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32, содержащем утвержденные Минздравом России и Минтрансом России 29 января 2002 г. методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)» (см. раздел Документы).
В ходе предрейсовых медицинских осмотров систематически обследуется весь водительский состав, а также выявляется группа лиц, требующих более тщательного контроля (так называемая «группа риска»). Эта группа формируется из водителей, страдающих хроническими заболеваниями (на первом месте в ряду этих заболеваний стоит гипертоническая болезнь), водителей, склонных к употреблению алкоголя и психоактивных веществ, а также водителей старше 55 лет. В отношении этой группы руководителем организации устанавливается порядок проведения послерейсовых и текущих медосмотров.
При проведении предрейсовых медицинских осмотров нередко возникает ряд правовых вопросов для ответа на которые необходимо знать требования действующих законодательных актов Российской Федерации. Так, на работника автотранспортного предприятия, проходящего предрейсовый медицинский осмотр, распространяются статья 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», согласно которой одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением. Кроме того, статья 76 Трудового кодекса Российской Федерации, обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Состоянием алкогольного опьянения по действующему законодательству считается наличие паров этилового спирта в выдохе в концентрации 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха и выше (Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 с внесенными Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1025 изменениями). Если тест на алкоголь дал отрицательный результат, но есть основания полагать, что работник находится в состоянии опьянения, то в отношении такого работника может быть применен порядок направления на медосвидетельствование, установленный статьей 44
Федерального Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998г. № 3-ФЗ. Медицинское освидетельствование такого лица проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг, обычно в кабинетах по медицинскому освидетельствованию, по постановлению судей, прокуроров, следователей, органов дознания.
Т.к. установить наркотическое или токсическое опьянения без проведения специальных лабораторных химико-токсикологических исследований невозможно, а привлечь работника, отказывающегося пройти медицинское освидетельствование без вышеупомянутых постановлений судебных органов проблематично, работодатели обычно прописывают соответствующие позиции в трудовом договоре.
Источник
§ 19. Медицинский контроль водителей
Условия безопасности движения требуют, чтобы транспортным средством управлял физически здоровый человек. Известно отрицательное влияние на работу водителей таких факторов, как недостаточный или неправильный отдых и питание, переутомление в результате чрезмерной физической нагрузки, значительные эмоциональные переживания различного характера, болезненное состояние. Поэтому медицинское освидетельствование водителей перед выездом в рейс и постоянное наблюдение за состоянием их здоровья во время работы имеют большое профилактическое значение для обеспечения безопасности движения.
Учитывая это, на автотранспортных предприятиях начиная с 1969 г. стали организовывать специализированные медицинские пункты для предрейсового медицинского осмотра водителей. Основной задачей этих осмотров является проверка физического и психофизиологического состояния водителей автотранспортного предприятия для обеспечения высокой степени надежности управления ими транспортными средствами при выполнении производственных заданий. Медицинские работники систематически обследуют каждого водителя перед началом их рабочей смены. Цель этого контроля заключается в том, чтобы не допустить к работе водителей в болезненном состоянии, после недостаточного отдыха или с временным нарушением нервно-психического равновесия. Болезненные состояния могут возникать в результате развития или обострения имеющихся заболеваний у водителей, могут быть обусловлены злоупотреблением накануне работы спиртными напитками, несоблюдением гигиенических норм отдыха, воздействием психотравмирующих обстоятельств семейного или производственного характера. Каждый из указанных факторов вызывает у водителей те или иные отклонения в функциональном состоянии, которое оказывает отрицательное влияние на их профессиональные качества, снижают уровень и устойчивость работоспособности. При выявлении у водителя при медицинском осмотре того или иного отклонения от функцональной нормы решается вопрос о допуске его к работе на маршрутных линиях и определяется характер медицинской помощи в зависимости от функциональных нарушений в состоянии здоровья. Практика медицинских работников должна быть совершенно различной при решении вопроса о допуске к работе водителя, у которого обнаружены пары алкоголя при выдохе, и водителя, у которого установлено обострение язвенной болезни или радикулита. В первом случае водителя отстраняют от работы как нарушителя транспортной дисциплины, а во втором — для оказания медицинской помощи. При первичном обнаружении симптомов болезни независимо от степени выраженности болезненных симптомов водителя не допускают к управлению транспортным средством, а направляют для выяснения природы и характера заболевания в специализированное медицинское учреждение. Только после этого решается вопрос о возможности его допуска к работе на маршрутных линиях. При выявлении утомления водителю предоставляют необходимый, предусмотренный трудовым законодательством отдых.
Работники специализированного медицинского пункта принимают активное участие в экспертизе ДТП совместно с инженерно-техническими работниками автотранспортного предприятия для выявления причин аварийности, зависящих от физического и психофизиологического состояния водителей, их индивидуальных особенностей, а также для выявления отрицательно воздействующих факторов. Они систематически проводят среди водителей санитарно-просветительную профилактическую работу в виде лекций и бесед с широким использованием методов наглядной агитации на актуальные темы безопасности движения, посвященные правильному режиму труда и отдыха, личной трудовой и бытовой гигиене, вопросам утомления.
На каждого водителя автотранспортного предприятия заводят личную медицинскую карту водителя, которая является основным медицинским документом, отражающим все необходимые данные о состоянии здоровья водителя в процессе его трудовой деятельности. В ней отражают сведения о перенесенных заболеваниях в детстве, в школьные годы, в последующие периоды жизни, об имеющихся заболеваниях в настоящее время, отражаются причины временной утраты трудоспособности (на основании больничных листов), данные врачебных осмотров и исследований, особенности строения тела, состояние внутренних органов и нервной системы и другие особенности. Структура карты позволяет отразить основные сведения, характеризующие водителя в физическом и психофизиологическом, социальном и производственном отношениях, что очень важно при решении многих медицинских вопросов и прежде всего при определении надежности водителя в работе. Карту сначала заполняет медицинский работник пункта, а затем в нее вносят данные наблюдения.
Каждый водитель перед началом работы проходит медицинский осмотр в медпункте и получает соответствующую отметку в путевом листе. Без такой отметки выезд водителя на линию не разрешатеся. Медицинский осмотр выполняет дежурный врач или фельдшер. Он учитывает при этом общий вид водителя, его настроение, а также осуществляет исследования показателей, которые отражают состояние основных физиологических функций исследуемого водителя помимо его субъективного отчета о самочувствии. Для этого обычно используют четыре основных показателя: частоту пульса, температуру тела, уровень артериального давления и присутствие паров алкоголя в выдыхаемом водителем воздухе. Выбор этих тестов вызван удобством и быстротой исследования, что очень важно при большом потоке водителей в периоды массового выезда транспортных средств на линию. Практика показывает, что эти параметры точно характеризуют состояние основных физиологических систем организма. Так, например, учащенный пульс, повышение или понижение артериального давления может указывать на наличие у водителя болезненного состояния, протекающего с повышением температуры тела, или отражать воздействие на водителя таких факторов, как физическое утомление, эмоциональное напряжение вследствие переживания психотравмирующих обстоятельств, алкогольную интоксикацию или ее последствия и ряд других факторов. Последующая термометрия или исследование паров алкоголя в выдыхаемом воздухе могут легко уточнить или исключить предполагаемую причину отклонений в функциональном состоянии водителя и направить исследование в нужном направлении. Отчет о самочувствии водителя хотя и является очень важным учитывающим обстоятельством, однако он не может быть для медицинского работника определяющим в решении вопроса о допуске водителя к работе на линии. Жалобы на состояние здоровья и плохое самочувствие дают основания лишь для более тщательного и углубленного медицинского обследования водителя, а отсутствие их не исключает проверки. Необходимо предусматривать и такие случаи, когда водитель по тем или иным причинам может не указывать на наличие у него болезненных явлений. Поэтому при решении вопроса о допуске его к работе выявление строгого параллелизма или взаимосвязи между субъективными данными водителя (жалобы на плохое самочувствие или заверение о полном здоровье) и объективными медицинскими данными необязательно. Опыт работы показывает, что они часто расходятся.
Результаты медицинских обследований систематически регистрируют в журнале медицинских осмотров водителей. Сведения, заносимые в журнал, дают возможность выявить раннюю патологию (например, периодические повышения артериального давления при начальных формах гипертонической болезни или хронические инфекционные заболевания с периодическим повышением температуры тела) и более правильно оценить выявленные функциональные отклонения от нормы при сопоставлении ее с аналогичными показателями на протяжении предшествующего периода с точки зрения диагностики и прогноза рабочей надежности водителя.
Все эти сведения в обобщенном виде врач переносит в личную медицинскую карту водителя.
При выявлении патологии в физическом и нервно-психическом состоянии здоровья водителей, снижающей возможность нормального управления транспортными средствами, медицинские работники, руководствуясь инструкцией Министерства здравоохранения СССР, не допускают их к работе на маршрутных линиях. При этом медицинские работники в специальном журнале подробно излагают причины отстранения водителя от работы и характер оказания им медицинской помощи, о чем одновременно ставят в известность администрацию автотранспортного предприятия. Если водителю необходима специализированная помощь, его направляют в районную поликлинику. При затруднении решения вопроса о пригодности водителя к работе на маршрутных линиях медицинские работники направляют его на освидетельствование в медицинскую комиссию с указанием причин направления и в дальнейшем руководствуются решением этой комиссии.
Осмотр водителей проводится квалифицированными медицинскими работниками в специальном помещении, расположенном в непосредственной близости от диспетчерской предприятия. Пропускная способность пункта зависит от оснащения его необходимыми приборами и анализаторами. При хорошем оснащении пункта пропускная способность его составляет 80 — 100 водителей в час, что вполне удовлетворяет требованию своевременного выпуска автомобилей на линию. В перечень оборудования пункта входят:
мембранный сфигмоманометр и стетофонендоскоп для измерения артериального давления;
индикаторные трубки Л. А. Мохова и И. П. Шинкаренко и набор для пробы Раппо-порта для проверки алкогольного опьянения;
электрический пульсометр для измерения частоты пульса;
прибор «Мускултренер» для оценки нервной системы;
экспресс-анализатор или кардиограф для проверки сердечно-сосудистой деятельности;
таблица остроты зрения;
синопотофор для проверки на дальтонизм.
Опыт работы медицинских пунктов автотранспортных предприятий показал их высокую результативность и положительное влияние на безопасность движения. Например, в 1973 г. медицинскими пунктами автотранспортных предприятий Минавтотран-са БССР было временно не допущено к управлению автомобилем по состоянию здоровья 10,5 тыс. водителей, в том числе по болезни 6 тыс. чел. (57%) и с алкогольной интоксикацией 4,5 тыс. чел. (43 %). Количество ДТП, совершенных водителями в состоянии алкогольного опьянения, в 1973 г. сократилось в 3,2 раза по сравнению с 1970 г., когда медицинские пункты на автотранспортных предприятиях отсутствовали. В 1974 г. по причине утомления, болезненного состояния и алкогольной интоксикации медицинские работники предприятий Минавтотранса УССР отстранили от управления автомобилем свыше 40 тыс. водителей.
В Брянском транспортном управлении Минавтотранса РСФСР на автовокзале г. Брянска создан центральный медицинский пункт для предрейсовых осмотров водителей. Он объединяет и контролирует работу всех медицинских пунктов предприятий управления. Организация такого пункта на автовокзале позволила установить более совершенный и полный контроль за психофизиологическим состоянием водителей междугородных и пригородных автобусов. Теперь медицинский контроль за состоянием здоровья водителей осуществляется не только на автотранспортных предприятиях перед выпуском автобусов в прямые рейсы, но и на автовокзале при выпуске их в обратные рейсы. В состав пункта входят врач и две медицинских сестры. Кроме медицинского контроля водителей персонал пункта осуществляет централизованное руководство, направляет и координирует работу всех медицинских пунктов автотранспортных предприятий управления, обобщает результаты предрейсовых осмотров водителей, разрабатывает рекомендации по совершенствованию работы и устранению недостатков. После каждой декады центральный диспетчерский пункт отчитывается перед руководством управления и представляет подробные сведения о состоянии медицинского обслуживания водителей. В свою очередь медицинские пункты предприятий отчитываются перед центральным пунктом автовокзала. Централизация управления работой медицинских служб для предрейсового контроля водителей позволила обеспечить более слаженную работу всех медицинских пунктов автотранспортных предприятий управления.
Для повышения надежности водителей, включающей этапы подбора, совершенствования их мастерства и поддержания их высокой работоспособности, в 1973 г. в отделе безопасности движения БелНИТИАТ Минавтотранса БССР была организована медико-психофизиологическая лаборатория. Лаборатория стала методическим и исследовательским центром министерства в области предрейсовых медицинских осмотров водителей, подбора водителей, анализа и улучшения их труда. Она разрабатывает рекомендации для повышения эффективности функционирования медицинских пунктов, методики профессионального отбора и психофизиологических основ совершенствования профессионального мастерства водителей, изучает данные операторской надежности и отдельных психических функций водителей, проводит анализ управляющих действий и особенностей поведения водителя при его работе.
В 1974 г. в аппарате Минавтотранса УССР был организован отдел специализированной медицинской службы министерства в составе пяти медицинских работников, а в каждом подведомственном автоуправлении — специализированная медицинская служба, в состав которой входят один врач-инспектор (при количестве водителей до 10 тыс.) или два врача-инспектора (при количестве водителей более 10 тыс.). Отдел специализированной медицинской службы министерства осуществляет оперативное организационно-методическое руководство и контроль за работой специализированных медицинских служб автоуправлений, разрабатывает методические и практические вопросы профилактики ДТП, собирает и анализирует информацию о работе специализированных медицинских служб.
Специализированная медицинская служба автоуправления осуществляет оперативное руководство и контроль за работой медицинских пунктов автотранспортных предприятий. Она проверяет правильность организации предрейсовых медицинских осмотров водителей, своевременность направления водителей на очередные переосвидетельствования во врачебно-экспертных комиссиях, проведение оздоровительных мероприятий, которые были рекомендованы врачебно-экспертными комиссиями или назначены врачами лечебно-профилактических учреждений. Этой службой осуществляется контроль за- соблюдением на предприятии режимов труда и отдыха водителей, надзор за своевременностью проведения противоэпидемических мероприятий и соблюдение санитарного режима. В функции службы входит также анализ заболеваемости водителей в масштабе автоуправления и осуществление мероприятий по ее профилактике совместно с территориальными поликлиниками, проведение организационно-методических инструктажей работников медицинских пунктов предприятий, составление отчетности.
Штатная численность медицинских работников на автотранспортных предприятиях Минавтотранса УССР следующая: по одной единице фельдшера из расчета на 100 водителей автобусного предприятия, на 135 водителей таксомоторного предприятия, на 145 водителей смешанного предприятия и на 155 водителей грузового предприятия.
При штатной численности медицинского пункта автотранспортного предприятия в четыре и более единиц назначается заведующий пунктом — врач.
Дальнейшее развитие и укрепление медицинской службы в системе автомобильного транспорта позволило увеличить надежность и работоспособность водителей. Однако водители мелких транспортных предприятиях, индивидуальные владельцы транспортных средств остаются вне медицинского контроля. Между тем число ДТП, совершаемых водителями мелких автотранспортных предприятий и индивидуальными владельцами в нетрезвом состоянии, остается высоким. По существующему положению пьяного водителя, задержанного на линии, сотрудники милиции или дружинники обязаны доставлять в больницу для медицинского освидетельствования. Удаленность больниц, большая занятость врачей, порой недостаточная подготовка медицинского персонала отнимают много времени на освидетельствование задержанных водителей, вызывают недовольство и у задержанных, и у сотрудников милиции. По предложению работников здравоохранения и Госавтоинспекции в Саратове (РСФСР) создано специализированное отделение с лабораторией при поликлинике Горздравотдела. Специализированное отделение поликлиники создали за счет специальных средств, причем медпункты оборудовали при вытрезвителях.
Медицинское освидетельствование граждан сотрудниками специализированного отделения проводится на основании Инструкции о порядке медицинского освидетельствования лиц, направляемых для установления признаков алкогольного или иного опьянения. Этой «Инструкцией» предусматривается проведение медицинского освидетельствования всех лиц, подозреваемых в опьянении при исполнении служебных обязанностей или во время совершения правонарушения, по просьбе администрации или оперативно-следственных органов за определенную плату (за освидетельствование взыскивается плата в сумме 8 руб.). Если медицинские работники не находят у водителя признаков алкогольного опьянения, то, естественно, плата не взимается. Освидетельствование водителей, участников ДТП, также платное. Невиновный водитель может требовать возмещения убытков в порядке гражданского судопроизводства.
Создание специализированного отделения поликлиники вызвало интерес не только у сотрудников милиции, но и у руководителей предприятий, учреждений и организаций, которые прибегают к услугам и помощи медицинских работников. Сотрудники отделения не ограничиваются освидетельствованием только доставляемых к ним граждан. По предложению Госавтоинспекции они проводят контрольные проверки водительского состава в небольших транспортных предприятиях, где отсутствуют медицинские пункты.
В практику работы контрольных постов ГАИ на основных магистралях все больше внедряется медицинский контроль за состоянием здоровья водителей.
Для этой цели привлекаются врачи медицинских учреждений, которые, применяя соответствующие приборы и оборудование, проводят экспресс-анализ здоровья водителя непосредственно на контрольном посту ГАИ.
В Московском автокомбинате № 26 Мосстройтранса создана передвижная лаборатория специального медицинского контроля для исследования медико-психологических причин ДТП. В состав ее входят врач-психиатр и два фельдшера. Лаборатория оснащена необходимыми приборами для выполнения экспресс-анализа здоровья водителя на месте ДТП. Она дает необходимую для судебного заключения информацию: в каком состоянии находился нарушитель перед ДТП, его медико-психологическую характеристику.
Это помогает не только правильно определить наказание, но и вести профилактическую борьбу с нарушениями правил дорожного движения.
Источник