Медицинский аспект здоровья детей
Изменения, происходящие в современном обществе, оказывают влияние на повседневную жизнь, преобразуя социальные отношения, в том числе в семье и в области семейной политики, так как в сложных экономических и социальных условиях институт семьи становится особенно уязвимым [11; 18].
Естественным и правомерным для каждого ребенка является воспитание в семье, поскольку именно она является крайне необходимой для его социализации и развития индивидуальности [1; 2; 11; 20].
Весь потенциал здоровья, интеллекта, физической и творческой дееспособности закладывается и формируется преимущественно в детском возрасте, особенно в первые три года жизни ребенка [3, 4; 11]. В то же время наблюдается изменение характера течения заболеваний у детей, появление их новых нозологических форм, возрастают уровни острой заболеваемости, увеличивается частота сочетанных и хронических форм заболеваний [14].
Цель исследования: систематизация литературных данных по проблеме взаимосвязи условий и образа жизни семьи с состоянием здоровья детей.
Формирование хронической патологии происходит постепенно под влиянием социально значимых факторов, приводя затем к возможному снижению трудовой активности и продолжительности жизни [5; 15]. В последнее время получил распространение термин «социопатическая семья» – семья, где родители (один или оба) ведут в той или иной степени антисоциальный образ жизни, то есть находятся в заключении, страдают алкоголизмом и т.п. [2].
Различия в показателях здоровья детей выявлены в семьях с различным материальным положением. Так, исследование, проведенное Д.Ю. Лебедевым [9], дало возможность получить социально-гигиенический портрет бедной сельской семьи, воспитывающей детей. Основными характеристиками таких семей были: низкий уровень образования отцов и матерей, занятие преимущественно малоквалифицированным трудом, проживание в неудовлетворительных жилищно-бытовых условиях, незарегистрированном браке или неполной семье, низкий уровень доходов, наличие частых конфликтов, низкой медицинской активности. Примерно у 50 % детей из бедных семей в показателях физического развития отмечалось отставание от нормы. Более 30,1 % детей имели хроническую патологию [9; 16; 26].
По данным Т.В. Яковлевой с соавторами [22], в структуре заболеваемости по данным обращаемости детей дошкольного возраста из бедных семей на первом месте находились болезни органов дыхания, второе принадлежало болезням костно-мышечной системы, на последующих местах находились болезни системы кровообращения, а также эндокринной системы и нарушения обмена веществ. У мальчиков чаще регистрировалась нормосомия (дефицит массы тела) и низкий рост при нормальной массе тела. По результатам обследования установлено, что большинство детей из бедных семей не готовы к школьному обучению, а более 30 % детей имели хроническую патологию, а более 50 % – морфофункциональные нарушения [4; 22].
Установлено, что детям, родившимся в бедных семьях, в гораздо большей степени присущи признаки антиобщественного поведения. Однако, как только их родители получают возможность зарабатывать большие деньги и в результате финансовое положение семьи улучшается, поведение детей начинает укладываться в пределы нормы [21].
Устойчивость внутрисемейных отношений в значительной степени зависит от психологического климата в ней, в конечном итоге определяющего развитие как детей, так и взрослых. Однако состояние психологического климата не может быть неизменным, данным навсегда. Будет он благоприятным или неблагоприятным, зависит от поведения членов семьи, и именно от этого зависит, каким он будет. Таким образом, психологический климат семьи можно определить как результат семейной коммуникации, то есть характерный для нее более или менее устойчивый эмоциональный настрой. Например, признаками благоприятного психологического климата являются: возможность всестороннего развития личности всех ее членов, высокая доброжелательная их требовательность друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, а также ответственность и сплоченность семьи [9].
Кроме того определяющими критериями наличия благоприятного психологического климата в семье является стремление всех ее членов к проведению свободного времени в домашнем кругу, общению на взамоинтересные темы, выполнению домашней работы, одновременной открытости семьи, ее широким контактам. Так, только 13 % детей из бедных семей воспитывается в условиях хорошего (благоприятного) психологического климата. В то же время в 28,3 % отмечался плохой психологический климат [9]. Эксперты ВОЗ убедительно показали, что у детей, страдающих от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, как и у детей, воспитывающихся в условиях семейного разлада, значительно чаще наблюдаются различные нарушения психического здоровья [23].
В то же время не были желанными 3,2 % детей из бедных семей. Дети из таких семей чаще воспитывались одним родителем, чем дети в «богатых» семьях. В «бедных» семьях родители реже имели высшее образование, чем таковые в «богатых» семьях. В то же время чаще имеют временную работу родители в «бедных» семьях, а родители из «богатых» семей проявляют большую социальную активность в поисках работы и чаще, по сравнению с родителями из «бедных» семей, работают в других городах [11; 23].
В настоящее время неполная семья, многодетность предопределяют низкий материальный статус семьи [10; 13].
Большинство неполных семей составляют социально неблагополучные семьи, то есть семьи с комплексом факторов риска, в том числе и по состоянию здоровья. Социально-гигиеническими факторами, оказывающими негативное влияние на состояние здоровья детей из неполных семей, в первую очередь являются: низкий уровень материального положения семьи, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, неполноценное питание, низкий культурный уровень семьи. А также наличие неблагоприятного психологического микроклимата в семье, вредных привычек у родителей, низкой физической активности детей, профессиональных вредностей у родителей, низкой самооценки и низкой мотивации к обучению детей, несоблюдение правил личной гигиены и низкая медицинская активность. Основные медико-биологические факторы риска, которые определяют состояние здоровья детей – это наличие пороков развития и сочетанной патологии у ребенка с раннего возраста, наследственной отягощенности, осложнений беременности и родов, дисгармоничного физического развития. В группу высокого риска отнесены дети из неполных семей, имеющие неудовлетворительную адаптацию и низкие компенсаторно-резервные возможности вследствие выраженной тревожности, раздражительности и высокой утомляемости, а также дисгармоничного физического развития в результате дефицита массы тела и низкого роста [7; 11]. Так, исследование, проведенное М.А. Пуниной с соавт. [1], показало, что 66,9 % неполных семей питались нерегулярно, установлено преобладание в пищевом рационе хлебобулочных и макаронных изделий, крайне малое количество овощей и фруктов, напротив, в полных семьях такой закономерности не было установлено.
Наибольшая доля семей, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, была установлена в семьях одиноких матерей. По материальному положению большинство неполных семей (86,4 %) относятся к низкому и очень низкому уровню обеспеченности [7; 8; 13].
Для женщин, имеющих внебрачных детей, был характерен более низкий уровень образования, чем женщин-матерей, воспитывающих детей в полной семье. В то же время среди матерей-одиночек был выше удельный вес занятых на работе более девяти часов, в связи с этим они могли уделить ребенку значительно меньше времени, в том числе на разговоры с ним о принципах охраны здоровья, здоровом образе жизни и профилактике заболеваний [19]. То есть подобные монородительские семьи характеризуются резким ухудшением психологического состояния матерей (как одного родителя), ощущением неуверенности в себе, чувством страха и раздражением из-за снижения материального благосостояния семьи. Для таких семей в значительной степени характерно формальное отношение к заботе о ребенке, матери из-за хронического дефицита времени и усталости мало интересуются жизнью ребенка, а бабушки и дедушки напротив нередко проявляют чрезмерную опеку [1].
Для детей из неполных семей по сравнению с полными были характерны более частые случаи нарушения состояния здоровья, чаще наблюдалось формирование хронических заболеваний и функциональных нарушений, а в структуре заболеваний отмечалось преобладание болезней сердечно-сосудистой системы (30 %), желудочно-кишечного тракта (26 %), центральной нервной (25 %) и костно-мышечной систем (20 %) [24].
Структура заболеваемости детей, проживающих в неполных и полных семьях, по основным нозологическим формам была аналогичной, однако хроническая патология отмечалась в 1,5 раза чаще у детей из неполных семей, чем у таковых из полных семей. Чаще регистрировались нарушения гармоничности физического развития (дефицит массы тела, низкий рост), снижение показателей умственной и физической работоспособности как результат недостаточного уровня адаптационно-резервных возможностей [1; 23].
Уровень общей заболеваемости у детей в неполных семьях по классу психические расстройства и расстройства поведения в 2,3 раза выше, чем у детей, воспитывающихся в полных семьях, имея прямую корреляционную связь с уровнем заболеваемости матерей по этому классу болезней. Удельный вес детей с III группой здоровья в неполных семьях был в 1,4 раза выше, чем в полных семьях [7; 12].
Полнота охвата детей вакцинацией, что является одной из основных характеристик медицинской активности семьи, показала, что наибольшая доля детей (37 %) не получала прививки в семьях, где отсутствовали оба родителя; 32 % детей оставались непривитыми в семьях, воспитывающих ребенка без отца. По мере снижения уровня материальной обеспечения семьи, также уменьшалась доля вакцинированных детей [14].
Аналогичная ситуация прослежена и в многодетных семьях, где дети также отстают в показателях физического развития, имеют высокую заболеваемость, смертность [6; 18; 24]. Многодетные семьи в современной России переживают не лучшие времена: имеют место материальные затруднения, неудовлетворительные жилищные условия и проблемы с устройством на работу. Увеличение размера семьи пропорционально ведет к неизбежному прогрессированию проблем: наблюдается снижение уровня подушевого дохода на члена семьи, качества питания, одежды, нет возможности уделить должное внимание воспитанию и образованию детей [3; 6].
По данным М.В. Сафроновой, Е.В. Гавриловой [17], просоциальное поведение как неизбежная попытка защиты детей из многодетных семей более выражено в случае отягощения многодетности низким уровнем материального дохода семьи. В таких семьях проблемы общения со сверстниками испытывали все дети независимо от социально-экономического статуса семьи.
Изучая медико-социальное состояние семей в зависимости от детности, С.В. Смердин [18] выявил характерные особенности таких семей, а именно:
– высокая доля неблагополучных семей по социальному состоянию, которое связано с состоянием риска и неблагополучным состоянием здоровья I степени – характерная черта малодетных семей;
– среднедетные семьи относятся к группе медико-социального риска;
– появление семей неблагополучных по состоянию здоровья III–IV степени характерно для многодетных семей.
В работах М.А. Пуниной [1], Д.Ю. Лебедева [9] изучено влияние вредных привычек на состояние здоровья детей. По данным их исследований, умеренное потребление алкоголя (не чаще одного раза в неделю) отмечается в 2–3 % случаев. Аналогичный уровень установлен и для уровня с частотой потребления алкоголя несколько раз в неделю. Однако считать эти данные достаточно объективными достаточно сложно, поскольку не следует исключать, вполне возможное сокрытие адекватной информации о потреблении алкоголя чрезвычайно, так как реальные сведения об этом часто скрываются. Весьма вероятно, что, говоря о потреблении алкоголя только по праздникам и семейным торжествам, опрошенные лица относят к этим событиям и рядовые выпивки.
К сожалению, Россия относится к группе наиболее «курящих» среди индустриально развитых стран. Это факт доказывает то, что курящих мужчин в стране более 60 % и женщин почти 10 %. В последнее время наблюдается неблагоприятная динамика увеличения распространенности курения, особенно среди молодежи и женщин [25]. Однако курение матери со значительной степенью вероятности может привести к высокому риску низкого уровня здоровья детей и развитию у них хронических заболеваний.
Так, удельный вес курящих матерей (43 %) из «бедных» семей превалирует над таковым матерей из «богатых» семей (15 %). Из общего числа куривших матерей 33 % выкуривали более 10 сигарет в день. Более того в 25 % семей взрослые курили в присутствии ребенка. В то же время общеизвестно, что пассивное курение пагубно влияет на многие функции детского организма. Однако 4 % школьников из «бедных» семей и 3 % детей из «богатых» семей уже в той или иной степени приобщились к курению [1; 9; 25].
Таким образом, исследования, проведенные в области охраны здоровья детей, убедительно показали определяющее влияние социального неблагополучия на увеличение риска возникновения острых и хронических заболеваний низкого уровня физического, соматического, нервно-психического развития и нравственного здоровья, как закономерный результат развития у ребенка состояния хронического стресса на фоне функциональной и соматической незрелости организма.
Источник
Медицинский аспект здоровья детей
Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков.
По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, Нью – Йорк, 22 июля 1946год), «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
По существу – это идеал, к которому мы должны стремиться. В последние годы в мировой научной литературе широко обсуждается новая концепция здоровья. По новой концепции здоровья – это состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) организма и условиями среды, постоянно меняющимися.
Более полным является определение, данное академиком В.П. Казначеевым: «здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни»
Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованно влияет на психосоматический уровень здоровья. Поэтому здоровье является гармоничным единством биологических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро- и микросферы, а также вести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь.
Если состояние всех факторов, определяющих здоровье, принять за 100%, то по доли их влияния на наше здоровье они распределяются в следующих соотношениях:
1. генетический фактор – 20% (физическое здоровье – 10%, психическое здоровье –10%);
- экологический фактор – 20% (экзоэкология – 10%, эндоэкология – 10%);
- образ жизни – 50% (материальные условия труда и быта – 20%, поведение, режим жизни, привычки – 30%);
- медицинский фактор – 10%.
Цифры естественно среднестатистические, лишь ориентирующие врача общей практики.
Наследственность, экология, образ жизни и здравоохранение – главные факторы, определяющие продолжительность нашей жизни.
Генетический фактор предопределяет здоровье до рождения человека, он очень нежный и легко раним, особенно на начальном этапе формирования организма (первый триместр беременности), когда происходит закладка органов и систем. Повреждающими факторами могут стать острые респираторные инфекции, интоксикации табачным дымом или алкоголем, неполноценное питание, прием лекарственных препаратов, ионизирующее излучение и многое другое. Влияние наследственных факторов может стать причиной генетических аномалий.
Экологический фактор в период внутриутробного развития подразделяется на две составляющие, внутреннюю – организм матери и внешнюю – окружающяя среда. Здоровье плода и новорожденного зависит в первую очередь от здоровья матери и отца, а во-вторых от условий жизни в которых он был зачат, растет и развивается. Загрязненная среда обитания, воздействие электромагнитных полей, снижение физических и увеличение психических нагрузок, не соблюдение режимных моментов сна и бодрствования оказывают существенное негативное воздействие на здоровье человека.
Медицинский фактор складывается из профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Первичная профилактика самая результативная и заключается в выборе принципов здорового образа жизни каждым человеком и реализации их на протяжении всего жизненного цикла.
Образ жизни является самым важным, определяющим здоровье человека. Согласно определению Ю. П.Лисицына
«Здоровый образ жизни – активная деятельность человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья»
Из данного определения следует:
1. Человек сам ответственен за свое физическое, психическое и социальное благополучие.
2. Человек должен обладать определенными знаниями по сохранению и укреплению своего здоровья.
Важным элементом образа жизни в современных условиях является осознанное отношение человека к здоровью, как к наивысшей ценности, что определяется в свою очередь уровнем культуры. Культура здоровья формируется в процессе воспитания и образования и выражает отношение к самому себе, к обществу, природе. Основными компонентами здорового образа жизни по Лисицыну Ю.П., о чем более подробно будет изложено в следующих главах, являются:
- Активная жизненная позиция.
- Позитивное психоэмоциональное отношение в коллективе и семье.
- Отказ от психоактивных веществ.
- Сбалансированное здоровое питание.
- Двигательная активность.
- Правильное сексуальное поведение.
- Личная гигиена.
- Медицинская активность.
Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его грамотности, обучения гигиеническим навыкам, знании основных факторов, ухудшающих его здоровье. Переход организма человека из состояния здоровья в промежуточное состояние, а затем в болезнь чаще всего происходит под влиянием факторов риска. Факторы риска заболеваний — это факторы, отрицательно влияющие на здоровье. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней, вызывают патологические изменения в организме. В настоящее время различают около 200 факторов риска, приводящих к развитию хронических неинфекционных заболеваний, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют физические, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы. Всемирная организация здравоохранения выделяет 7 ключевых факторов развития предотвратимых заболеваний: артериальная гипертония, курение, злоупотребление алкоголем, гиперхолестеринемия, избыточная масса тела, недостаточная физическая активность, нерациональное питание .
Теоретически, перечисленные факторы, являются изменяемыми, модифицируемыми, а на практике население России является популяцией высокого риска!
Ученые считают, что те смерти, которые обусловлены образом жизни, поведенческими факторами риска, на 50-70% могут быть предупреждены. Поэтому очень важно вовремя выявлять факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, проводить их коррекцию, а также предупредить прогрессирование заболеваний уже имеющихся и развитие осложнений.
Снижение заболеваемости и смертности в России, происходит не только за счет современной диагностики и лечения больных, но в большей степени за счет проведения профилактических мероприятий! Давно известно, что только лечебные мероприятия не могут изменить ситуацию.
Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья. Показатели популяционного здоровья.
В связи с функциональным подходом к здоровью человека возникает вопрос об оценке его состояния. Существующие качественные и количественные характеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон. Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенераци При оценке состояния здоровье в повседневной жизни, специалисты, пользуется субъективными и объективными критериями. Субъективные критерии – настроение, сон, аппетит, наличие или отсутствие боли – недостаточно информативны, так как некоторые изменения в организме человека могут не сопровождаться какими – либо ощущениями. С другой стороны, возможны явления, расцениваемые инвалидом как болезненные при фактическом отсутствии патологии, что характерно, например для психоэмоциональных расстройств.
Оценка состояния здоровья человека связана с понятием нормы. Норма — это система показателей состояния организма человека: его строения, структуры, функций, которые находясь в заданных пределах, отражают самочувствие человека как хорошее. Когда мы заболеваем, то обычно говорим, что плохо себя чувствуем.
Объективным отражением нашего состояния являются показатели внутренней среды в качественном или количественном выражении. Так, например, температура тела у человека в норме составляет 36,6 °С, частота сердечных сокращений (пульс) у человека в норме составляет 70-72 удара в 1 минуту,
АД–140/90 мм рт. ст. и т.д.
Различают возрастные и индивидуальные нормы. Возрастная норма соотносится с измерениями в различных возрастных группах и вычислением среднего значения для каждой обследованной группы. Полученное среднее значение для каждой возрастной группы принимается за стандарт нормы. Индивидуальная норма определяет учет половых, конституциональных признаков, профессии, места жительства, образа жизни и др. Трудность интерпретации объективных показателей состояния человека заключается в том, что нередко они не выходят за пределы нормы, но человек утверждает, что он болен. Или, напротив, все показатели свидетельствуют о заболевании, однако человек уверяет, что он совершенно здоров. Состояние человека определяется не только объективными данными, но и эмоциональным или чувственным восприятием самого себя. Из этого можно сделать вывод о том, что понятие нормы как отражение внутренней среды организма не абсолютное, а относительное. То, что для одного человека является отклонением от нормы, есть проявление болезни, для другого — проявление всего лишь одного из вариантов нормы. И в этом заключается одна из множества методических трудностей в постановке диагноза заболевания.
В настоящее время различают здоровье населения (популяционное здоровье) и здоровье индивида (индивидуальное здоровье), групповое здоровье.
Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д. Групповое здоровье — здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т.д. Популяционное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т.е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю.П.Лисицин). Эксперты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в XXI веке» выбрали такие показатели общественного здоровья: % ВВП, идущий на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; обеспеченность населения безопасным водоснабжением; % лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней; состояние питания детей, в частности, % детей, родившихся с низкой массой тела ( 2,5 кг ); уровень детской смертности и средней продолжительности жизни; уровень грамотности взрослого населения; доля ВВП на душу населения.
- В международной практике для описания общественного здоровья используют: комплекс демографических показателей: рождаемость, смертность (общую, детскую, перинатальную, младенческую, повозрастную), среднюю продолжительность предстоящей жизни;
- Показатели заболеваемости (общей, по отдельным возрастным группам, для инфекционных, хронических неспецифических заболеваний, отдельных видов заболеваний, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и т. д.); показатели инвалидности (общей, детской, повозрастной, по причинам);
- Уровень физического развития.
Для оценки состояния здоровья населения используют три группы показателей:
I. Медицинские — медико-демографические, заболеваемости и распространения болезней (болезненность), инвалидности и инвалидизации, физического развития населения.
II. Социального благополучия — демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинской помощи.
III. Психического благополучия — заболеваемость психическими
расстройствами, частота невротических состояний и психопатий и др.
Оценку здоровью человека осуществляют с использованием трех уровней – популяционного (общественного), индивидуального и группового.
Популяционный уровень здоровья согласно В.П. Казначееву представляет собой процесс социально – исторического развития психосоциальной и биологической жизнью населения в ряду поколений. Для определений популяционного здоровья используют следующие статистические показатели:
- Общая численность населения;
- Средняя продолжительность жизни;
- Рождаемость;
- Прирост населения;
- Заболеваемость;
- Инвалидность;
- Смертность;
- Миграция населения.
Индивидуальный уровень здоровья включает в себя физический и духовный, а также биологический и социальный аспекты. Выделяют следующие компоненты здоровья: генетический, физический, репродуктивный, психический и социальный. Все они равнозначны.
Для характеристики индивидуального здоровья применяют следующие показатели по Р. И. Айзману ( 1996 г ):
- Наличие или отсутствие признаков болезней и дефектов развития;
- Генотип (наследственные дефекты);
- Уровень и гармоничность физического развития;
- Уровень физической подготовленности;
- Морфотип (тип конституции);
- Функциональное состояние органов и основных систем организма в покое и при нагрузке;
- Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности;
- Интегративные биохимические показатели.
Групповой уровень здоровья принято использовать для оценки здоровья школьников, студентов, а также взрослых, относящихся к конкретным профессиональным категориям.
К критериям оценки состояния здоровья школьников, по С.М. Громбаху, относятся:
- Наличие хронических заболеваний;
- Уровень функционального состояния органов и систем;
- Степень сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам;
- Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности
Первые три из перечисленных критериев пригодны для оценки здоровья людей любого возраста; в случае детей и подростков, организм которых находится в состоянии роста и развития, необходимо прибегнуть к четвертому критерию. Проведенный на основе этих критериев анализ здоровья детей позволил выделить среди них пять групп.
I – Здоровые дети и подростки не имеющие морфофункциональных отклонений. Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из оздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.
П – Здоровые дети и подростки имеющие, однако, некоторые функциональные или морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий.
Ш – Дети и подростки, страдающие хроническими заболеваниями, находящимися в состоянии компенсации (когда функциональные возможности систем сохранены).
IV – Дети и подростки с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации (когда функциональные возможности организма снижены).
V – Дети и подростки в стадии декомпенсации (дети — инвалиды), нуждающиеся в специальных условиях обучения
Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.
Анализ состояния здоровья школьников традиционно проводят с использованиям следующих показателей:
- Индекс здоровья;
- Уровень и гармоничность физического развития;
- Группа здоровья;
- Удельный вес детей с хроническими заболеваниями;
- Удельный вес детей находящихся под наблюдением в диспансерах.
В заключении можно еще раз подчеркнуть, что здоровье человека является результатом проявления наследственных особенностей организма, воздействия окружающей среды и активности самого индивида.
Источник