Меню

Медицинские основы формирования здоровья детей

Медицинские основы формирования здоровья детей

В последние десятилетия заболеваемость населения Российской Федерации постоянно растет, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения и с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, с другой — с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний [6; 9].

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни [1; 5; 9].

В рамках формирования здорового образа жизни сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путем создания у населения экономической и социокультурной мотивации быть здоровым и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни [4; 8; 9].

Несмотря на проводимые государственные меры, отток высококвалифицированных кадров остаётся высоким, что затрудняет быстрое и качественное внедрение инновационных технологий в здравоохранение Приморского края, приоритет профилактических мер до сих пор не стоит во главе угла, т.к. медицина вынуждена в первую очередь решать вопросы неотложной помощи и помощи больным людям всех возрастных групп, как диагностические, так и терапевтические [2; 5; 6; 9]. Однако значительно повысить уровень здоровья населения можно только широко внедрив меры всех уровней профилактики, начиная от отдельного индивидуума и заканчивая регионом и страной в целом. При этом выделять отдельные возрастные группы, делая их приоритетными, всё равно что латать дыры на старом платье – образуются новые.

Дети составляют тот резерв страны, который в недалеком будущем станет определять ее благополучие, уровень экономического и духовного развития, состояние культуры и науки. Поэтому проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в настоящее время рассматривается как фактор национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения [1; 2; 5; 7; 9].

По данным Министерства здравоохранения России, более половины школьников – 53% — имеют ослабленное здоровье [2; 5; 7]. Наиболее существенное негативное влияние на показатели здоровья детей и подростков оказывают: прогрессирующий рост хронических форм соматической патологии, аллергических заболеваний, повышение частоты нервно-психических болезней, ухудшение состояния репродуктивной сферы, снижение физической активности, ухудшение качества питания, увеличение количества курящих и употребляющих алкогольные напитки подростков. При этом большая часть хронической патологии приобретается за время обучения в школе, особенно в первые годы, в том числе из-за чрезмерной интенсивности образовательного процесса: перегрузка учебного дня и учебной недели, повышенный объем домашних заданий и дополнительных занятий; несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, недостаточное внимание к двигательной активности школьника. В дополнение к выше перечисленному культура бережного отношения к своему здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства школьников, включая выпускников, остаются на очень низком уровне [2; 4; 7; 9]. Сложившаяся ситуация требует поиска и внедрения эффективных здоровьесберегающих технологий для детей и подростков.

В рамках вышеизложенного очевидно, что система формирования здоровья детей и подростков не может строиться без других возрастных групп, поскольку взаимосвязь между уровнем здоровья и, что очень важно, традиционных подходов к здоровью в семье и обществе тесно взаимосвязаны. Рассматривать здоровье отдельно взятого индивидуума вне семьи и социума с целью планирования мер профилактики является непродуктивным, так как невозможно сохранять, повышать и совершенствовать эффективно здоровье каждого без тесной взаимосвязи всех участников процесса жизнедеятельности человека.

Цель исследования

Разработать систему формирования здоровья детей и подростков в процессе их роста и развития.

Материал и методы

Исследование проведено в два этапа в рамках федеральной целевой программы «Региональные факторы и состояние здоровья детского населения Приморского края».

На первом этапе обследовано 626 детей и подростков Приморского края в возрасте от 4 до 17 лет, представленных тремя возрастными группами. Группу дошкольников составили 226 детей в возрасте от 4 до 6 лет, детей младшего и среднего школьного возраста (пятиклассников) – 224 человека, старшеклассников – 176 подростков. Проведена комплексная оценка здоровья (КОЗ) в каждой возрастной группе. Группу здоровья устанавливали в соответствии с приказами № 621 и N 1346н МЗ РФ [3]. На основании КОЗ все дети и подростки были разделены на три группы здоровья.

Читайте также:  Рисование тема спорт это здоровье старшая группа

Очевидно, что здоровье подростка зависит от состояния здоровья дошкольника, дошкольника – от ребёнка раннего возраста и новорожденного, новорожденного – от состояния родителей, здоровье которых определяется потенциалом, полученным от их родителей, и особенностями пубертатного периода.

На втором этапе исследования, для более полного развития генетического и интеллектуального потенциала младенца через создание активной социокультурной среды в дородовый период, первой группой наблюдения нами выбрана семья, ожидающая ребенка, что способствует становлению контактов ребенок – мать — отец, интранатальному оздоровлению и развитию (54 семьи). Вторая группа – дети грудного возраста (60 человек), третья – дошкольники (126 человек), четвертая – младшие школьники и дети среднего школьного возраста (124 человек), пятая группа – подростки (123 человека). В результате — это непрерывная цепочка сохранения и развития здоровья человека: семья – новорождённый — дошкольник – школьник – подросток – семья. Исследования проведены в детских дошкольных учреждениях и школах г. Владивостока и Приморского края, в Центре культуры семьи «Планета детей». Для анализа эффективности разработанных нами воспитательных и оздоровительных мероприятий (по программе) в каждой группе наблюдения выделены основная (занимались по программе – ОГ) и контрольная (не занимались – КГ) подгруппы.

Статистическая обработка показателей комплексной оценки здоровья проводилась на ЭВМ IВМ (XТ) с использованием статистического пакета SAS. В итоге были получены основные статистические характеристики: для каждой группы – средние величины признаков (М) и относительные величины (Р), ошибки средних (±mМ) и относительных (±mР%) величин. На основе доверительного коэффициента t, используя число степеней свободы или число наблюдений, по таблицам Стьюдента-Фишера определяли коэффициент вероятности ошибки (достоверность) (Р) между двумя средними и относительными величинами. Степень вероятности безошибочного прогноза (р) соответствовала 95%, при критерии Стъюдента (t), равном 2 (Р

Источник

ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА — ОСНОВА ЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ
учебно-методический материал на тему

ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА — ОСНОВА ЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ

Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья.

Здоровье — это не только отсутствие болезни, травм, физических дефектов. Здоровье — более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия (такое определение выдвинуто Всемирной организацией здравоохранения). Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей.

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_rebenka.docx 21.25 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА — ОСНОВА ЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ

Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья.

Здоровье — это не только отсутствие болезни, травм, физических дефектов. Здоровье — более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия (такое определение выдвинуто Всемирной организацией здравоохранения). Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей.

Применительно к ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание в детском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществление разнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности. Физическое и психическое благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка.

Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. При этом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая безусловно задерживает развитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным в повседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок не чувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенка требуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинает проявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения и других признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общим названием «пограничные состояния». Отклонения от нормального состояния могут наблюдаться со стороны всех органов и систем и в конечном счете привести к нарушению нормального роста и развития ребенка.

В Волгограде была разработана программа «Остров здоровья» по оздоровительной работе ДОУ, которая ведется по нескольким направлениям.

Первым направлением работы по заявленной программе «Остров здоровья» является комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:

• Осмотр детей специалистами детской поликлиники;

• Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;

• Осмотр детей специалистами ПВЛ для выявления и диагностики нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие);

• Диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;

• Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;

•Диагностирование общей физподготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам.

Второе направление работы включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей. К организационным условиям здесь относятся:

• Преобладание циклических упражнений;

• Ежедневные циклы физкультурных занятий:

• интегрированные с другими видами деятельности;

• праздники и развлечения;

• Занятия с использованием мини-тренажеров;

• Гимнастика после сна;

• Ежедневный режим прогулок — 3-4 часа;

• Обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями;

• Создание необходимой развивающей среды;

• Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

• Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

•Занятия по формированию здорового образа жизни.

Третье направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящих до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:

• Ходьба босиком по мокрым дорожкам, «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);

• Обмывание стоп ног;

• Полоскание рта водой комнатной температуры;

• Воздушные ванны в облегченной одежде;

• Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.

Четвертое направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия:

• Постоянный контроль осанки;

• Контроль дыхания на занятиях по физ. воспитанию;

• Контроль за нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.);

• Подбор мебели в соответствии с ростом детей;

• Профилактический прием иммуномодуляторов: дибазола, элеутерококка, оксолиновой мази для носа;

• Вакцинация против гриппа;

• Потребление фитонцидов (чеснока и лука);

• Употребление соков и фруктов (второй завтрак);

• Установка комплексной очистки воды на пищеблоке детского сада;

• Использование люстр Чижевского;

• Использование очистителей воздуха;

Пятым направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей с функциональными отклонениями в здоровье:

• Элементы точечного массажа (Ци-гун);

• Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;

• Дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;

• Психогимнастика по методике М. Чистяковой;

• Хождение по «дорожкам здоровья»;

• Использование различных массажеров;

• Звуковая гимнастика Лобанова;

• Элементы упражнения хатха-йога;

• Аромотерапия Г. Лавреневой;

• Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева;

• Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова;

• Лечебные игры А. Галанова;

• Театр физического развития и оздоровления Ефименко;

• Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки;

• Антистрессовый и интеллектуальный массажи Фрица Ауглина;

• Восточная гимнастика с элементами у-шу.

Шестым направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий:

• Элементы аутотренинга и релаксации;

• Элементы музыкотерапии (музыка сопровождает все режимные моменты — подобрана в соответствии с режимным моментом классическая и инструментальная музыка — Клайдерман, Джеймс Ласт, Вивальди и пр.);

•Индивидуальные и подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;

•Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.

Седьмым направлением является реабилитация и коррекционная работа:

• Реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим, расчет физических нагрузок);

• Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;

• Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;

• Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;

• Коррекция психоэмоциональной сферы;

• Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ;

• Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре;

• Индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.

Восьмым направлением является консультативно-информационная работа:

• Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;

• Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;

• Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана;

• Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;

• Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;

• Проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.

Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия должны осуществляться психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по физ. воспитанию.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В МДОУ ДЕТСКОМ САДУ ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

I. Лечебно-профилактическая работа

Врач-педиатр. старшая медсестра.

1.Физиопроцедуры: КУФ, «Соллюкс».

2.Массаж: общий, лечебный.

3.ЛФК: дыхательная, нарушение осанки, плоскостопие.

4.Фитотерапия: аэрофитоингаляция, отвары, настои из трав.

5.Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, ревит.

6.Иммуномодуляторы: декарис, дибазол, элеутерококк

II. Физкультурно-оздоровительная работа

Врач-педиатр, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель.

1.Дополнительные физкультурные занятия специализированного воздействия.

2.Подвижные игры и физические дыхательные упражнения на свежем воздухе.

3.Утренняя зарядка с обязательным бегом и дыхательными упражнениями.

4.Дыхательные гимнастики во время режимных моментов в течение всего дня.

5.Дыхательная и звуковая гимнастика после сна.

7.Спортивные игры и соревнования.

8.Босохождение в теплый период года.

9.Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения

1. Четкая организация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание согласно графика).

2. Следить за рациональной одеждой детей (в групповых комнатах дети находятся в облегченной одежде, одежда для прогулок должна соответствовать времени года и характеру погоды).

3. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения (в летний период проводить эти занятия на свежем воздухе).

4. Строго выполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе.

5.Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе.

6.Строго учитывать характер погоды при проведении подвижных игр, если температура ниже -15° С проводить с детьми игры с наиболее интенсивной двигательной нагрузкой, в теплую погоду -спокойные игры.

7.Уделять особое внимание беговым упражнениям для тренировки и совершенствования общей выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества с учетом заболеваемости туберкулезной интоксикацией и затухающими формами туберкулеза.

8.Исключить шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки.

9.Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активнос7и и ежедневном распорядке дня ребенка.

10.Обеспечить спокойную обстановку в подготовке детей ко сну.

11.Строго соблюдать время, отведенное для сна.

12.Специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание (упражнения выполнять после сна, лежа в постели).

13.Полоскание рта кипяченной водой комнатной температуры после приема пищи. При каждом полоскании использовать около 1/3 стакана воды.

14.В летний период:

• хождение босиком по траве, земле, асфальту;

• игры детей с водой;

• все виды занятий, кроме ИЗО, проводить на свежем воздухе.

• использовать босохождение по нестандартному физкультурному оборудованию.

15.Проводить контрольное обследование детей в группах сада.

1. В.И. Теленчи «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет.

2. Е.Ю. Александрова «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья».

3. А.П. Лаптев «Как закалять детей».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенку дошкольного возраста жизненно необходимо активное физическое движение. Потребность в движении – одна из витальных потребностей: от движения дети получают удовольствие. Оно рассматривается как .

Консультация для воспитателей.

Физическое и душевное благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка. Утрату ребенком способности к игровой и п.

Ценность общения ребенка с взрослыми доказана уже давно. Без общения ребенок не научится ничему.

Кнсультация для воспитателей «Физическое развитие и здоровье ребенка — основа формирования личности&quot.

Занятия физическими упражнениями — важный фактор формирования личности ребенка дошкольника. Единство обучения и воспитания ребенка в процессе физического развития является составной частью целостного .

Источник

Adblock
detector