Меню

Медицинская работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

— начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

— ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

— использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;

— индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

— обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

— максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

— дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; — игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

— психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.

Читайте также:  Какие телефоны вредны для здоровья

Уровень собственной познавательной активности учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ [1, 2, 3, 4, 5].

Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу. Наиболее интересными в данном случае, представляются две классификации.

Одна из них, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.

В ней выделяются следующие методы:

• частично поисковый (эвристический);

Другая, классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля, предложенная Ю. К. Бабанским. Эта классификация представлена тремя группами методов:

• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Не все младшие школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя и учителя-логопеда. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности [1, 2, 3, 4, 5].

Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ.

Читайте также:  Идеальный распорядок дня для здоровья

Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.

Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения. Говоря о различных формах обучения, имеются в виду «специальные конструкции процесса обучения», характер взаимодействия учителя с классом и характер подачи учебного материала в определенный промежуток времени, который обусловлен содержанием обучения, методами и видами деятельности учащихся.

Формой организации совместной деятельности учителя и учащихся является урок. В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

В настоящее детей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно рассматривать как социальную проблему, связанную с наличием структурных нарушений, обусловленных внешними и внутренними факторами, недугов или повреждений, которые могут привести к утрате или несовершенству развития навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, а в итоге к социальной дезадаптации или замедленной социализации. Многогранность и сложность феномена ограниченных возможностей здоровья детей обусловили неоднозначность оценки его в научной литературе и создание социальной, медицинской и правовой моделей детской инвалидности.

Статусная позиция детей с ограниченными возможностями определяется наличием социальных барьеров со стороны общества, замедляющих процесс их социализации и включения в социум, маргинализацией этой группы населения. В этой связи актуальной является проблема адаптации детей с ограниченными возможностями к реалиям современной России.

1. Акатов Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов. – М.: Просвещение, 2002. –276 с.

2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы : учеб. пособие / Л. И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 368 с.

3.Дмитриев А. В. Проблемы инвалидов / А. В. Дмитриев. – СПб.: Питер, 2004. – 245с.

4. Гембаренко В. – Семья и ребенок с ограниченными возможностями // Социальное обеспечение – 2002. — №3. – с38 – 42.

5. Гришина Л. Г., Талалаева Н. Д., Амирова Э. К. Анализ инвалидности в Российской Федерации за 1970 — 1999 гг. и ее прогноз до 2015 года / Медико-социальная экспертиза и реабилитация / Л. Г Гришина, Н. Д. Таламаева, Э. К. Амирова. – М., 2001. – 244 с.

Источник

Медицинское сопровождение и реабилитация детей с ОВЗ на базе ДО №2028

Показатель пропуска дней по болезни в среднем за год одним ребенком

Задачи

Главной задачей детского сада является охрана и укрепление здоровья ребенка и развитие его физической подготовленности, через совершенствование таких направлений как

  • оздоровление
  • профилактика
  • рациональная организация двигательной активности детей
  • обеспечение комфорта и безопасности ребенка.
Читайте также:  Оценка физического вреда здоровью

При поступлении в детский сад проводится тестирование состояния здоровья дошкольника, и составляется физическая характеристика дошкольника ГБОУ. Вся работа строится на медицинских показателях

здоровья ребенка и его психофизических особенностях (соматического статуса, характер, темперамент). Разрабатывается Паспорт здоровья со всеми данными о здоровье конкретного ребенка, что в дальнейшем учитывается при нагрузке на занятиях и оздоровительно-профилактических мероприятиях.

Под руководством опытных специалистов проводятся интересные и насыщенные занятия по специальной физкультуре для детей с отклонениями в развитии. На занятиях развиваются физические качества и уровень физической подготовленности детей в соответствии с их возможностями, формируется опорно-двигательный аппарат, ловкость, гибкость, координация движений.

Занятие в зале ЛФК

Дыхательная гимнастика с использованием ОВЕРБОЛА

Второе направление нашей работы – оздоровительно-профилактическая работа. Она представляет собой широкий спектр действий, позволяющий поддерживать и укреплять здоровье детей. К настоящему времени в ГБОУ функционируют следующие оздоровительные модули: кабинет физиотерапии, ингаляторий, фитозона, кабинет массажа, ЛФК.

Специально созданная в детском саду безбарьерная среда, использование коррекционно-развивающих программ с включением здоровьесберегающих технологий, позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья добиваться равных стартовых возможностей.

На базе нашего учреждения функционирует физиокабинет, в котором наряду с традиционным оборудованием имеется уникальное оборудование направленное на коррекцию речевых патологии (лицензия №77-01-000664 от 14 июля 2005г.).

1) Аппарат низкочастотной терапии для речевой стимуляции и активации работы головного мозга, а также проведения процедур, воздействующих на аккупунктурные точки для стимуляции мелкой руки.

2) Аппарат серии ПОТОК-1 для воздействия постоянным током в лечебных целях, направленных на проведение лекарственной терапии (электрофорез) , используемый для улучшения венозного оттока к сосудам головного мозга и стабилизации повышенной возбудимости.

Аппараты для речевой стимуляции помогают осуществлять комплексную помощь детям логопатам, имеющим грубые речевые нарушения. После процедуры на аппаратах АМПЛИПУЛЬС-4 и ПОТОК-1 ребенку легче оказывать коррекционную помощь учителю –логопеду, учителю-дефектологу, как в традиционной форме, так с использованием инновационных технологий на логотренажере ДЕЛЬФА.

_________ПОТОК-1__________________________ АМПЛИПУЛЬС-4_________

Широкое внимание уделяется вопросам закаливания, питания, сна, витаминотерапии, фитотерапии, здоровьесберегающим компонентам. Разработана программа коррекционной работы с детьми, виды гибких режимов дня, щадящего режима для вновь принятых детей и

детей с отклонениями в здоровье.

Это увеличение пребывания детей на свежем воздухе не менее 4-х – 4,5 часов в день, и ограничения или исключения отдельных продуктов при пищевой аллергии для детей аллергиков.

Использование здоровьесберегающих технологий

Закаливающие процедуры (контрастное обливание ног, ходьба по мокрым дорожкам)

Третье направление нашей работы – укрепление нервно-психического развития ребенка, обеспечения комфорта и безопасности ребенка. Выполнение гибкого режима дня – это залог успеха всей работы по физическому воспитанию.

Работа по ознакомлению родителей с режимом дня проводится на самых ранних этапах, можно сказать при приеме ребенка в дошкольное учреждение. Родителю, согласно договора, разрешается находиться в группе в период адаптации, в результате ребенок быстрее адаптируется к учреждению и самое главное с положительными эмоциями, что благоприятно сказывается на создании комфортной обстановки в группе.

Родитель безбоязненно оставляет ребенка одного, заранее уже зная, что его ожидает.

А ребенку с ОВЗ, познакомившемуся с окружающей обстановкой, режимом дня в присутствии родителя, не так страшно вступать в новую незнакомую жизнь.

Психологом учреждения проводится большая работа с родителями по ознакомлению их с режимом дня, тестирование родителей на предмет выявления дистрессовых – невротических состояний у детей, проведение индивидуальных бесед с воспитателями, родителями, направленных на предупреждение агрессивного состояния у детей.

В нашем саду большое внимание уделяется рациональному чередованию умственной нагрузки, физическим упражнениям и отдыху.

Источник

Adblock
detector