Рекомендации
Методологические аспекты организации модели проведения школ здоровья
организации модели проведения школ здоровья
Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояние окружающей среды, качество и структура питания), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенического, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Учитывая, что здоровье человека на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.
В последнее время медицинские специалисты обращают внимание на тот факт, что все достижения современной медицинской науки могут оставаться нереализованными на практике, если между врачом и пациентом не будет сформирован партнерских отношений и истинного сотрудничества. Ни для кого не секрет, что в конечном итоге только сам больной выбирает, что и как ему предпринимать, следовать ли только рекомендациям врача по приему лекарств, изменить ли свое питание в сторону оздоровления, повысить ли физическую активность, отказаться от вредных для здоровья привычек. В этом обоюдном процессе роль врача и пациента неотделима. Только партнерский союз врача и пациента даст позитивный результат и обеспечит приверженность пациентов к лечению. Одним из путей формирования партнерства «врач-пациент» является обучение в Школах здоровья
Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах здоровья способствуют снижению заболеваемости и смертности, так как хронические неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска поведенческого характера, то и подходы к их профилактике не являются ресурсоемкими, но могут давать ощутимый социально-экономический эффект.
Школа здоровья – это организационная форма профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания). При групповом методе консультирования процесс профилактического консультирования облегчается и повышается его эффективность, пациенты не только получают важные знания, но и необходимую им социальную поддержку.
Школа здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиеническое обучение и воспитание – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.
Школы здоровья для пациентов включены в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ Министерства здравоохранения РФ от 16 июля 2001 года № 268 «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).
Основная идея обучения – обучить не болезни, а тому, как сохранить здоровье, как уменьшить ее проявление, снизить риск развития осложнений, обучить практическим навыкам по самоконтролю за состоянием здоровья, по оказанию доврачебной самопомощи при обострении заболевания.
Цели школы здоровья:
— повышение информированности пациентов о заболеваемости и факторах риска развития заболеваний и осложнений;
— повышение ответственности пациента за сохранение здоровья;
— формирование рационального и активного отношения пациента к своему здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению;
— формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в неотложных ситуациях;
— формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска.
При групповом методе консультирования процесс профилактического консультирования облегчается и повышается его эффективность, пациенты не только получают важные знания, но и необходимую им социальную поддержку.
Обучение в группе усиливает действенность обучения – создается атмосфера коллектива, нивелируется чувство одиночества, улучшается эмоциональный контакт. Эффективность повышается за счет обмена опытом между пациентами, примеров из их жизни и прочие.
Школа здоровья, как форма группового консультирования позволяет в полной мере обеспечить эффективную реализацию основ углубленного профилактического консультирования – при групповом обсуждении создаются условия для более эффективного применения основных принципов и приемов обучения взрослого человека с учетом психологии изменения поведения и поведенческих навыков.
Основные принципы проведения Школ здоровья:
— формирование «тематической» целевой группы пациентов с относительно сходными характеристиками: например, больные с неотложным течением артериальной гипертонии, ишемической болезнью сердца, пациенты с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний без клинических симптомов болезни и т.п. Такие формирования групп создают атмосферу социальной поддержки, что немаловажно для эффективного консультирования и получения долгосрочного устойчивого результата;
— для избранной целевой группы проводится цикл занятий по заранее составленному плану и по согласованному графику (план и график утверждается руководителем лечебного учреждения); одно из основных требований – посещение всех циклов занятий;
— численность целевой группы пациентов не должна превышать 10- 12 человек;
— Организация группового консультирования должна проводиться в специально оборудованном помещении (стол, стулья, демонстрационный материал, раздаточный материал и т.д.).
При организации Школы здоровья необходимо избегать наиболее распространённой ошибки. Школа здоровья – это не лекторий, где врач читает пациентам лекции, чаще всего с непонятными медицинскими терминами, это цикл структурированных занятий. Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие навыков и умений у пациентов. Все занятия должны быть заранее хронометрированы, иметь четкие инструкции по ведению.
Информационная часть проводится в течение каждого занятия дробно, не более 10-15 минут, что бы избежать лекционной формы обучения (психологи считают, что материал, который читается одним человек более 20 минут перестает усваиваться слушателем, а воспринимается как монотонный фоновый звук).
Активная часть занятий содержит активную часть работы с пациентами, которая может проводиться в разных формах:
— проведение расчетов и оценок;
— обучение практических навыкам – измерение артериального давления, подсчета пульса и др.
— знакомство со справочными таблицами.
Психологические факторы и личностные качества врача играют важную роль в эффективном профилактическом консультирование могут, как повышать его результативность, так и создавать барьер для восприятия пациентам рекомендаций.
Факторы, влияющие на результативность и эффективность Школ здоровья, неразрывно связаны с качеством профилактической медицинской помощи в целом. Их можно разделить на несколько групп:
1. Факторы межличностных отношений между работниками и пациентами (взаимопонимание и сопереживание, умение объяснить, убедить).
2. Факторы профессиональной компетенции медицинских работников (знание основ понятий риска, уровней факторов риска, разумная повседневная интеграция лечения и долгосрочных мер по профилактике осложнений и улучшению прогноза);
3. Факторы организации профилактической работы в целом, которые определяют и ее качество (обсуждение с пациентом проблем здоровья, а не только болезни, простота и доступность рекомендаций и их реалистичность для конкретного пациента, наличие письменных инструкций и памяток, формы и методы обучения, обстановка и оснащение помещения, где проводится обучение).
Учет пациентов, обучающихся в Школе здоровья, осуществляется в отдельном журнале для каждого вида Школы. В журнале заполняется таблица на каждый вид занятий. Отметка о присутствии пациента на занятии должна сопровождаться полной подписью фамилии медицинского работника, проводящего занятие. Целесообразно перед началом первого занятия предложить пациентам заполнить анкеты для получения информации согласно графам таблицы 2-4.
В амбулаторной карте должны быть записи о начале обучения в Школе здоровья, даты и теме каждого занятия, заверенные медицинскими работниками, проводящими занятие.
Оценку деятельности Школ здоровья можно оценить по нескольким критериям, это:
— объем и полнота профилактической помощи;
— организация и качество обучения в Школе;
— оценка уровня знаний, приобретенных пациентами за время прохождения обучения.
Показатели объема и полноты оцениваются ежегодно.
Занятие в Школе здоровья проводятся не чаще 1 раза в неделю, группами не более 10-12 человек, следовательно, в одной Школе здоровья максимально за год могут обучиться не более 600 человек.
Оценка организации и качества обучения в Школе здоровья проводится на основании опроса пациентов на последнем занятии. На слайде вы видите примерный вопросник, позволяющий выяснить мнение пациента как основного потребителя предлагаемого вида профилактической помощи (индивидуальная рефлексия. От латинского — отражение).
— менее 30 баллов – неудовлетворительная работа;
— 30-40 баллов – удовлетворительная оценка;
— более 40 баллов – хорошая работа.
Оценка уровня приобретенных за время обучения в Школе знаний дает возможность получить информацию о достижении поставленной цели обучения. В качестве примера может быть использована анкета Школы здоровья по артериальной гипертонии, приведенная на слайде. Анкетирование необходимо проводить на первом и на последнем занятии, что бы увидеть динамику первоначальных и приобретенных знаний и скорректировать на дальнейшее свои занятия и формы обучения.
Также вашему вниманию предлагается вопросник по оценке знаний слушателей Школы здоровья по сахарному диабету II типа.
История создания школ здоровья (или Школ пациентов) в нашей стране насчитывает историю в более чем 10 лет, накоплен достаточный опыт, разработаны методические рекомендации. Предлагаемый Вам список литературы поможет разработать школы здоровья в соответствии со всеми требованиями и рекомендациями.
Так же на сайте Областного центра медицинской профилактики размещены рекомендации по организации Школ здоровья, разработанные нашим центром, которые Вы так же можете использовать в своей работы.
Информация подготовлена для выступления на совещании 08.10.2013г. в департаменте здравоохранения и социальной защиты населения области.
М. Ичева – заведующая редакционно-издательским отделом.
Список используемой литературы:
1. Школа здоровья: артериальная гипертония. Руководство для врачей/под ред. Р.Г.Оганова.-М:-Гэотар-Медия,2008. – 192с.
2. Школа здоровья: факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. Руководство для врачей/под ред.Р.Г.Оганова.- М.:-Гэотар-Медиа, 2009. – 160с.
3. Школа здоровья: избыточная масса тела и ожирение. Руководство для врачей/под ред. Р.Г.Оганова. – М.:-Гэотар-Медия, 010.-112с.
4. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний. Рекомендации. ГНИЦ.,- М,2013, — 135с.
5. Михайлова Н.В. Качество медицинской помощи. Школа здоровья для пациентов – важнейший фактор качества медицинской помощи. / Калинина А.М., Олейников В.Г. и др// Врачебная газета.2004.- № 1
Источник
Медицинская эффективность школ здоровья
Актуальность.Артериальная гипертензия (АГ) — самый распространенный сердечно-сосудистый синдром во многих странах мира. Например, в США повышенное артериальное давление (АД) обнаруживается у 20-40% взрослого населения, причем в возрастных группах старше 65 лет АГ встречается у 50% белой и 70% черной расы. Более 90-95% всех случаев АГ составляет гипертоническая болезнь. У остальных больных при тщательном клинико-инструментальном обследовании можно диагностировать разнообразные вторичные (симптоматические) АГ. Следует учитывать, что в 2/3 случаев вторичные АГ обусловлены поражением паренхимы почек (диффузныйгломерулонефрит, диабетическая нефропатия, поликистоз почек и др.), а значит, потенциально неизлечимы. Лечение почечных АГ в общем не отличается от терапии гипертонической болезни.Следовательно, у подавляющего большинства больных с АГ длительная медикаментозная терапия проводится независимо от того, известна или нет точная причина повышенного АД.Отдаленный прогноз у больных с АГ зависит от трех факторов: 1) степени повышения АД, 2) поражения органов-мишеней и 3) сопутствующих заболеваний. Эти факторы обязательно должны быть отражены в диагнозе больного с АГ.
Распространенность АГ в России составляет 39,2% среди мужчин и 41,1% среди женщин [1,3]. Несмотря на это, осведомленность населения о данном заболевании и его осложнениях крайне мала. АГ – психосоматическая болезнь, в основе которой лежит наследственная предрасположенность и врожденная патология с наличием средовых и приобретенных поведенческих базис ослабляющих факторов, а психотравматизация – ведущая причина возникновения и поддержания АГ, являющаяся одной из самых емких по разнообразию причин и поэтому сложных в коррекции. Множественные динамические стереотипы поведения, приводящие к переутомлению и перенапряжению, отрицательные эмоции и стрессовые ситуации, многочисленные нервно-психические и информационные перегрузки, структура ритма современной жизни предъявляют повышенные требования к адаптационной системе человека. При этом, с одной стороны патологические психосоматические состояния как результат социально-психологической дезадаптации, в результате которой стрессирующие процессы, ранее не носивших патологический характер, переходят в разряд дистресса с психическим и психосоматическим проявлением, а с другой – течение АГ вызывает стойкие ограничения в различных сферах жизнедеятельности человека, снижающих качество жизни (КЖ) и сопровождаеюся ростом фрустрации с формированием нарушенных отношений личности [4].Необходимость пожизненного приема антигипертензивынх препаратов, часто не одного, а нескольких в комбинированной терапии, обусловливает особо низкую комплаентность пациентов к лечению. В этой связи оказывается невозможной эффективная профилактика и лечение данной патологии без достаточной информированности больных и их активного осознанного участия в этом процессе [2].Одним из методов, повышающих эффективность коррекции факторов риска АГ и выполнения врачебных назначений, является обучение пациентов [4,6]. Эффективность лечения больного артериальной гипертонией напрямую связана с уровнем его знаний о своем заболевании, в связи с этим одним из базисных принципов терапии больных гипертонической болезнью является организация образовательных центров. Создание для этих целей «Школ артериальной гипертонии» повышает эффективность терапии и значительно улучшает качество жизни больного [5].Школа позволяет пациенту научиться самостоятельно, контролировать состояние своего здоровья, узнать, как снизить неблагоприятное влияние на организм поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек). Также здесь научат оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.Во время обучения в Школе здоровья пациенты знакомятся с внешними и внутренними негативными условиями, которые оказывают повреждающее действие на организм. Пациенты обучаются правилам измерения артериального давления, узнают, какой уровень давления следует считать нормальным, составляют индивидуальный план действий по устранению факторов риска. Два занятия в Школе здоровья посвящены правилам здорового питания, каким должно быть питание здорового человека, объясняется влияние питания на уровень артериального давления. Для больных с повышенной массой тела определяются причины ожирения, разбираются основные принципы диетотерапии, приводятся различные типы диет. В Школе здоровья пациенты знакомятся с компонентами табачного дыма и их влиянием на индивидуальное здоровье. Проводится оценка типа курительного поведения, формируется негативное отношение к курению и мотивация к отказу от курения, разбираются современные методы лечения табакокурения. Под наблюдением опытного врача пациенты оценивают уровень своей тренированности, узнают, как повысить повседневную физическую активность, как построить программу тренирующих занятий, а также избежать осложнений при занятии физкультурой. В Школе здоровья пациенты учатся различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса, знакомятся с методами самооценки уровня стресса, узнают условия преодоления стрессовых реакций. На последнем занятии врач-кардиолог познакомит с общими принципами медикаментозной терапии, какие существуют современные лекарственные препараты с минимальными побочными эффектами, снижающие артериальное давление, учит оказывать первую доврачебную помощь при гипертоническом кризе. Пациенты получают следующие умения: применение полученных знаний для самоконтроля за состоянием здоровья; ведение дневника пациента; проводить самооценку и контроль за факторами, влияющими на течение заболевания; обязательно следовать назначениям врача, не заниматься самолечением; как применять средства доврачебной помощи и самопомощи; как правильно соблюдать рекомендации врачей. Пациенты учатся контролировать: вес тела;основные факторы риска осложнений различных заболеваний; уровень стресса, стрессовое поведение и отношение к стрессу.Однако пациент, не страдающий АГ, но имеющий факторы риска, потенциально может получить сердечно-сосудистые осложнения, такие как инфаркт миокарда и инсульт мозга. При этом получение информации о столь распространенном и опасном своими осложнениями заболевании оказывается необходимым не только лицам, уже страдающим АГ, но и здоровым людям с целью первичной профилактики. Это определяет актуальность внедрения в общую врачебную практику образовательных программ, в том числе школ здоровья «Артериальная гипертония» [4]. С формальной точки зрения, школа здоровья «Артериальная гипертония» — это медицинская профилактитическая услуга, которая включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги».Школа здоровья «Артериальная гипертония» представляет собой образовательную программу для широкого круга населения, как больных АГ, так и их родственников и людей, не страдающих АГ. Школа для больных – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленных на повышение уровня их знаний, информированности и освоения практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению КЖ. В настоящее время при оценке эффективности немедикаментозной коррекции все больше внимания уделяется ее влиянию на различные аспекты качества жизни больных, связанного с их здоровьем, что особенно актуально у пациентов пожилого и старческого возраста. Школа здоровья – это особый вид взаимодействия врача и пациента профилактической направленности, в основе которого лежит обучение, т.к. только информированное, добровольное и активное участие человека с его личной внутренней мотивацией является залогом успешной профилактики АГ [4,5].
Цель исследования: повысить эффективность профилактики АГ путем влияния на модифицируемые факторы риска данного заболевания при проведении школ здоровья.
Материалы и методы исследования. В исследуемую группу вошли 44 мужчины и 48 женщин в возрасте от 45 до 59 лет, всего – 92 человека. При включении в исследование участникам предлагались анкеты по выявлению факторов риска АГ. Нормальное артериальное давление (АД) имели 69 человек (75% обследованных), 1 степень АГ – 20 (21,7%), 2 степень – 3 (3,3%). Для проведения школ здоровья была разработана программа занятий, рассчитанная на 90-110 мин. Оценка эффективности школы здоровья и ее влияния на отдельные факторы риска проводилась по данным анкетирования участниковвОБУЗ«КГКБ № 4» города Курска.
Результаты и их обсуждение. На первом этапе оценки результатов исследования был проведен анализ факторов риска АГ в исследуемой группе. Изначально не знали свой уровень АД 43 человека (46,7%), из них страдали АГ 14 (32,6: от тех, кто не знал свое АД). Фактор риска «отсутствие контроля АД» был выявлен у 34 мужчин (77,2%) и 29 женщин (60,4%). Наиболее часто встречающимися факторами риска АГ явились: стресс, гиподинамия, отсутствие контроля АД, нерациональное питание.
Целью следующего этапа исследования было оценить эффективность школ здоровья как профилактического мероприятия и влияние ее на отдельные факторы риска АГ. Участникам был задан следующий вопрос: получили ли Вы в результате обучения в школе здоровья достаточно информации о факторах риска гипертонической болезни и методах ее профилактики? По мнению пациентов, школа здоровья оказалась эффективна у 87 человек (96,4%), неэффективна у 5 человек (5,4%). При детальном анализе анкет было выявлено, что школа наиболее повлияла на повышение уровня физической активности, на приверженность к здоровому питанию, на изменение отношения к стрессовым ситуациям, на отказ от курения.
При комплексном анализе полученных результатов, было выявлено, что фактор риска «, отсутствие контроля АД» имелся у 63 человек (68,5% всех обследованных), из них 24 человека (38,0% имеющих данный фактор риска и 26,1% всех обследованных) после обучения в школе здоровья решили измерять АД ежедневно утром и вечером. Нерациональное питание было выявлено у 89 человек (96,7% всех обследованных), из них 52 человека (58,4% имеющих данный фактор риска и 56,5% всех обследованных) решили придерживаться принципов здорового питания после обучения в школе здоровья. Фактор риска «гиподинамия» имелся у 76 опрошенных (82,6% всех обследованных), из них 55 пациентов (72,4% имеющих данный фактор риска и 59,8% всех обследованных) решили увеличить свою физическую активность после посещения школы здоровья. Курили 46 человек (50% всех обследованных), решили бросить курить после посещения школы здоровья 32 пациента (69,6% имеющих данных фактор риска и 34,8% всех обследованных). Стресс как фактор риска АГ был выявлен у 90 пациентов (97,8% всех обследованных), из них 46 человек (51,1% имеющих данный фактор риска и 50% всех обследованных) после посещения школы здоровья отметили, что их отношение к стрессовым ситуациям изменилось, и они овладели элементарными способами управления стрессом.
Выводы. Наиболее часто встречающимися модифицируемыми факторами риска АГ являются стресс и психо-эмоциональные перегрузки на работе, гиподинамия, курение, отсутствие контроля АД, нерациональное питание. Проведение школы здоровья «Артериальная гипертония» повлияло на основные модифицируемые факторы риска АГ, причем наиболее – на повышение физической активности, на приверженность здоровому питанию, на изменение отношения к стрессовым ситуациям, на отказ от курения.
Школа здоровья «Артериальная гипертония» оказалась более эффективна среди женщин, чем среди мужчин. Школа здоровья является неотъемлемой частью профилактики АГ и должна быть включена в комплексное лечение данного заболевания. Таким образом, школа здоровья как образовательная медицинская профилактическая технология оказалась высокоэффективной в первичной и вторичной профилактике АГ. Реалистичность ее применения на практике и показанная высокая эффективность в коррекции ведущих модифицируемых факторов риска являются основанием для широкого внедрения данной образовательной технологии профилактики АГ в практику здравоохранения.
Источник