Меню

Медицинская эффективность проекта здоровье

Медицинская эффективность проекта здоровье

Введение

Постоянный рост расходов на здравоохранение, связанный с появлением новых медицинских технологий и лекарств, изменениями в структуре заболеваемости и демографическими проблемами, является общей тенденцией для развитых стран мира. Сегодня Всемирная организация здравоохранения рекомендует тратить на охрану здоровья населения не менее 6-6,5% от валового внутреннего продукта. Россия расходует на цели здравоохранения менее 5% от валового внутреннего продукта, страны Западной Европы 8-10%, США — свыше 13% [1]. Тем не менее ни одна из стран мира не может бесконечно увеличивать свои расходы на здравоохранение для обеспечения любых возможных вариантов оказания медицинской помощи. Для устранения диспропорции между имеющимися вариантами лечения и ограниченными экономическими возможностями системы здравоохранения все больше внимания уделяют эффективности медицинской помощи и затрат на нее.

При этом важнейшей тенденцией развития систем здравоохранения экономически развитых стран является смещение приоритета от максимальной экономии расходов при оказании медицинской помощи к максимальной эффективности использования задействованных ресурсов.

Целью нашей работы является исследование категории эффективности с учетом специфики системы здравоохранения.

Эффективность в системе здравоохранения

Обычно под понятием «эффективность» понимается степень достижения конкретных результатов. При этом понятие эффективности в здравоохранении не может быть отождествлено с общеэкономической категорией эффективности. В здравоохранении даже при применении самого квалифицированного труда и использовании современной медицинской техники может быть «нулевой» и даже «отрицательный» результат.

Эффективность системы здравоохранения, его служб и отдельных мероприятий измеряется совокупностью показателей, каждый из которых характеризует какую-либо сторону процесса медицинской деятельности. Эффективность системы здравоохранения не может быть определена однозначно. Применительно к здравоохранению выделяют три типа эффективности: социальную; медицинскую; экономическую.

В отличие от других отраслей народного хозяйства, результаты тех или иных мероприятий здравоохранения, его служб и программ анализируются с позиций социальной, медицинской и экономической эффективности, среди которых приоритетными являются медицинская и социальная эффективность. Без оценки результатов медицинской и социальной эффективности не может быть определена и экономическая эффективность. Существует взаимосвязь и взаимообусловленность между медицинской, социальной и экономической эффективностью.

Медицинская эффективность — это степень достижения медицинского результата. В отношении одного конкретного больного — это выздоровление или улучшение состояния здоровья, восстановление утраченных функций отдельных органов и систем. На уровне учреждений здравоохранения и отрасли в целом медицинская эффективность измеряется множеством специфических показателей: удельный вес излеченных больных, уменьшение случаев перехода заболевания в хроническую форму, снижение уровня заболеваемости населения.

Социальная эффективность — это степень достижения социального результата. В отношении конкретного больного — это возвращение его к труду и активной жизни в обществе, удовлетворенность медицинской помощью. На уровне всей отрасли — это увеличение продолжительности предстоящей жизни населения, снижение уровня показателей смертности и инвалидности, удовлетворенность общества в целом системой оказания медицинской помощи.

Экономическая эффективность — это соотношение полученных результатов и произведенных затрат. Расчет экономической эффективности связан с поиском наиболее экономичного использования имеющихся ресурсов. Этот показатель является необходимым в оценке функционирования системы здравоохранения в целом, отдельных ее подразделений и структур, а также экономическим обоснованием мероприятий по охране здоровья населения [3].

Любой вид врачебной деятельности, комплекс оздоровительных, гигиенических и профилактических мероприятий в отдельных коллективах и на административной территории должен оцениваться с точки зрения социальной, медицинской и экономической эффективности. Ведущим критерием оценки эффективности могут быть только показатели здоровья в динамике (снижение заболеваемости, смертности, инвалидизации, увеличение продолжительности периода трудовой деятельности и др.).

Особенность здравоохранения заключается в том, что нередко медицинские мероприятия лечебного и профилактического характера могут быть экономически невыгодны, однако медицинский и социальный эффект требует их проведения. Так, например, при организации медицинского обслуживания пожилых людей с хроническими заболеваниями, больных с умственной отсталостью при явной медицинской и социальной эффективности экономический эффект будет отрицательным. При использовании современных медицинских препаратов, интенсивной терапии и реанимации достигается медицинский и социальный эффект — сохраняется жизнь человека, однако он может стать инвалидом и лишиться возможности заниматься общественно-полезным трудом.

Экономическая эффективность в здравоохранении не может являться определяющей при выборе тех или иных средств профилактики, лечения, организационных форм оказания медицинской помощи. Однако критерии экономической эффективности наряду с медицинской и социальной эффективностью могут помочь в установлении очередности проведения тех или иных мероприятий в условиях ограниченных финансовых ресурсов.

Особенностью здравоохранения является и то, что затраты на оказание медицинской помощи могут превысить ожидаемый экономический результат. Например, выздоровление трудоспособного работника, которое будет означать уменьшение потерь национального дохода от недопроизведенной продукции, принесет значительный экономический эффект. В то же время выздоровление нетрудоспособного пенсионера или инвалида не принесет экономического эффекта, более того, будет означать дополнительные потери в связи с необходимостью выплаты пенсии по старости или пособия по инвалидности.

В медицине нет четкой взаимосвязи между количеством затраченного врачом труда и конечным результатом. Не всегда сэкономленный за счет восстановления здоровья труд больше вложенного врачом на одну и ту же величину. Например, при одинаковой патологии на пожилого человека будет затрачено больше времени и средств, чем на молодого, а результат может быть неоднозначным.

Для понимания особенностей проявления экономической эффективности в здравоохранении большой интерес представляет анализ эффективности последовательных затрат труда медицинских работников. Наиболее эффективными являются первоначальные затраты труда на уровне, обеспечивающем перелом в ходе болезни. Последующие затраты способствуют ускорению выздоровления, но, в принципе, они уже не являются столь эффективными, как первоначальные.

Методические подходы к определению экономической эффективности системы здравоохранения основываются прежде всего на определении стоимости отдельных видов медицинских мероприятий, а также величины ущерба, наносимого теми или иными заболеваниями. Стоимостные показатели лежат в основе определения экономической эффективности системы здравоохранения. В конкретных расчетах эта эффективность может измеряться частным от деления суммы, отражающей выгоду (экономический эффект) от данного мероприятия, на сумму расходов на него.

Под экономическим эффектом обычно понимают предотвращенный экономический ущерб, то есть тот ущерб, который удалось предотвратить в результате применения комплекса медицинских мероприятий.

Экономический эффект определяется как разница между экономическим ущербом вследствие заболевания или смертности до и после применения лечебно-профилактических мероприятий.

Показатели эффективности должны отвечать следующим требованиям: иметь количественное выражение, быть простыми в расчете, иметь доступную и надежную информационную базу.

Экономическую эффективность можно рассчитать по формуле:

экономические затраты, связанные с медицинской программой

Медицинская эффективность рассчитывается по формуле:

Число случаев достигнутых медицинских результатов

Число оцениваемых случаев

Социальная эффективность рассчитывается по формуле:

Число случаев удовлетворенности пациента медицинской помощью

Число оцениваемых случаев

При оценке полученных показателей эффективности можно исходить из следующих критериев:

1) эталона показателя, к которому должны стремиться работники системы здравоохранения (К=1), а в случае экономической эффективности (К>1);

2) среднего показателя для лечебно-профилактического учреждения, отделения, региона в целом;

3) динамики данного показателя у конкретного врача, в отделении, в лечебно-профилактическом учреждении [6].

Существенную роль при оценке эффективности играют информационные системы. Собираемая органами управления здравоохранением медицинская статистика предоставляет богатый инструментарий для разработки показателей эффективности. Детальная медико-демографическая информация и сведения об оказанных медицинских услугах могут быть получены из отчетных форм, составляемых учреждением и органами управления здравоохранением. Подробные данные об использовании финансовых ресурсов также могут быть предоставлены медицинскими учреждениями.

Тем не менее ряд показателей эффективности медицинских услуг не представлен в рамках системы государственной статистики. Такие показатели относятся прежде всего к медико-социальной эффективности услуг здравоохранения и отражают качество медицинской помощи. По нашему мнению, необходима разработка системы индикаторов эффективности, характеризующих степень достижения поставленных целей. При разработке методик мониторинга и оценки, в первую очередь, должны быть определены индикаторы, используемые для оценки достижения результатов. Разрабатываемые показатели должны отражать деятельность по оказанию рассматриваемой услуги, измерять результат деятельности по предоставлению услуги, быть измеряемыми с точки зрения проведения оценки и достижимыми в течение отчетного временного периода. Использование интегральных индексов эффективности позволяет учитывать множество факторов, влияющих на конечный результат.

В настоящее время нормативно-правовые документы не содержат точных указаний, на основании которых выбираются индикаторы эффективности. Тем не менее, несмотря на трудности в разработке единой системы индикаторов эффективности, комплексное использование информации в системе здравоохранения в контексте повышения экономической и социальной эффективности медицинской помощи представляется очень важным.

По мнению авторов, для этого потребуется разработка методики оценки эффективности развития здравоохранения, основанной на медико-экономических стандартах медицинской помощи с применением автоматизированных информационных систем для анализа этой эффективности.

Сравнительный количественный анализ индикаторов эффективности деятельности различных лечебно-профилактических учреждений по итогам конкретного года позволяет ответить на многие управленческие вопросы, но наиболее ценная информация может быть получена при проведении мониторинга показателей на протяжении нескольких лет. При этом при практических расчетах показателей в качестве нормативного значения должны использоваться стандарты качества и медико-экономические нормативы.

Выводы

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать следующие выводы:

Важной особенностью категории эффективности системы здравоохранения является то, что оценивать ее приходится в трех аспектах: социальном, медицинском и экономическом. При этом социальная и медицинская эффективность являются определяющими при выборе той или иной медицинской технологии. Показатели экономической эффективности, необходимые для выбора наиболее оптимальных вариантов финансирования, могут помочь в установлении очередности проведения тех или иных мероприятий в условиях ограниченных финансовых ресурсов.

Таким образом, эффективность рассматривается с позиций получения максимального социального и медицинского эффекта при минимальных финансовых затратах. В целом она отражает усилия управленцев в области здравоохранения по превращению затрат в качество.

Методология сравнительной оценки эффективности систем здравоохранения разных уровней позволяет отражать результаты работы на уровне учреждений и отдельных территорий посредством расчета количественных индикаторов, характеризующих эффективность медицинской помощи.

При этом за счет систематизации данных можно эффективно использовать обширную базу данных годовой статистической отчетности, управленческой и бухгалтерской отчетности и на этой основе оперативно выявлять негативные тенденции в работе всей системы здравоохранения, осуществляя поиск резервов ее совершенствования. Для этого потребуется разработка методики оценки эффективности системы здравоохранения, основанной на медико-экономических стандартах медицинской помощи с применением автоматизированных информационных систем для анализа этой эффективности.

Сравнительная оценка индикаторов социальной, медицинской и экономической эффективности с использованием автоматизированной информационной системы является основой для принятия эффективных управленческих решений тактического и стратегического характера: в отношении эффективности использования трудовых и материальных ресурсов, расходования бюджетных средств, деловой активности на рынке медицинских услуг. Возможность использования унифицированных индикаторов в системе медицинских учреждений и сравнение их с нормативными значениями (стандартами) позволяет в динамике проводить мониторинг эффективности системы здравоохранения на разных уровнях, в том числе на уровне отдельных учреждений, что дает возможность оперативно и обоснованно осуществлять управленческие воздействия.

  1. Концевая А. В. Оценка экономической эффективности медицинских технологий / А. В. Концевая, А. М. Калинина // Заместитель главного врача. — 2008. — № 2. — С. 90-94.
  2. Общественное здоровье и экономика / Б.Б. Прохоров, И.В. Горшкова, Д.И. Шмаков, Е.В. Тарасова. — М.: МАКС Пресс, 2007. — 288 с.
  3. Оценка эффективности деятельности медицинских организаций / под ред. проф. А.И. Вялкова. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 112 с.
  4. Пирогов М.В. Автоматизация процесса разработки медико-экономических стандартов. Программный комплекс «Клинико-экономический и фармакологический интерфейс» // Приложение к журналу «Главврач».- 2009. — №9.
  5. Решетников А.В. Критерии и показатели оценки социально-экономической эффективности управления финансовыми ресурсами системы ОМС // Экономика здравоохранения. — 2002. — N 11. — С. 25-26.
  6. Шамшурина Н.Г. Показатели социально-экономической эффективности в здравоохранении. — М.: МЦФЭР, 2005. — 318 с.

Источник

Национальный проект «Здоровье». Направления. Итоги

Система охраны здоровья граждан России. Структура и направления реализации национального проекта, развитие первичной медицинской и амбулаторно-поликлинической помощи. Дополнительная диспансеризация работающего населения. Принципы неонатального скрининга.

Рубрика Медицина
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 23.04.2018
Размер файла 48,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте также:  Образец заявления страховых выплат причинения вреда здоровью

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Национальный проект «Здоровье». Направления. Итоги

медицинский поликлинический диспансеризация здоровье

Здоровье людей — это самый драгоценный и надежный капитал. Сохранение и укрепление здоровья граждан является основной стратегической целью. В сентябре 2005 года Президентом России в послании Федеральному Собранию Российской Федерации были определены приоритетные направления развития страны на ближайшую перспективу, среди них и развитие здравоохранения. Подготовленный Министерством здравоохранения и социального развития России приоритетный национальный проект «Здоровье» был утвержден 21 декабря 2005 года.

В национальном проекте «Здоровье» выделены три направления:

1. Развитие первичной медико-санитарной помощи.

2. Усиление профилактической направленности здравоохранения (формирование у значительной части населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению, а также проведение углубленной диспансеризации, массовых и доступных противоэпидемических мероприятий).

3. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.

Были намечены основные цели и работы в среднесрочной перспективе:

1. Повышение благосостояния населения, снижение уровня бедности, дифференциации денежных доходов.

2. Повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение лекарственного обеспечения, в первую очередь, льготных категорий граждан.

3. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

4. Улучшение положения семей с детьми и создание социально-благоприятных условий для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

5. Повышение эффективности системы социальной защиты, в первую очередь, пожилых людей.

6. Содействие продуктивной занятости и обеспечения граждан в сфере труда.

Особое внимание было уделено проблеме модернизации здравоохранения — разработке комплекса мероприятий для обеспечения качественной и доступной медицинской помощи, мер по улучшению лекарственного обеспечения граждан, совершенствованию программ оказания бесплатной медицинской помощи, дальнейшему развитию профилактической направленности здравоохранения, а также инвестиционного проекта по созданию высокотехнологических медицинских центров.

1. Система охраны здоровья граждан РФ

В Российской Федерации основополагающими законами, регламентирующими охрану здоровья граждан, являются Конституция РФ (12.12.93), «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993, 2005), закон «О медицинском страховании граждан РФ» (1991, 1993).

В Основах четко определено понятие «охрана здоровья граждан» как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Основными принципами охраны здоровья граждан определены: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, предприятий и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Согласно действующему законодательству гражданам РФ гарантирована первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), которая включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний, санитарно-гигиеническое образование, проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства. Объем ПМСП устанавливается местной администрацией в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. ПМСП обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы, а также государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями. Финансирование ПМСП осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, муниципального бюджета, целевых фондов и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Основах определен порядок оказания скорой медицинской помощи. Важно отметить, что скорая медицинская помощь осуществляется бесплатно и безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, в соответствии с Основами является расходным обязательством муниципального образования. Здесь же определяется порядок оказания специализированной медицинской помощи, которая осуществляется врачами специалистами при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях (за исключением федеральных специализированных медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, оказываемой Правительством Российской Федерации, в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством Российской Федерации. Экстенсивный характер развития здравоохранения, недостаточное финансирование, отсутствие экономических форм управления отраслью привели к развитию кризиса системы здравоохранения в конце ХХ века. А это в свою очередь привело к тому, что за последние 15 лет ухудшилось состояние здоровья населения РФ.

2. Состояние здоровья населения России к началу реформ

Численность населения страны, начиная с 1995 года, постоянно снижается. На 01.01.2006 года она составила 142,7 млн., в том числе трудоспособного населения — 62,4%, детей от 0 до 15 лет — 17,3%, пожилых (старше 55 и 60 лет) — 20,3%. В последние пять лет уменьшение идет с темпом около 700 тыс. человек в год. В 2004 году ожидаемая продолжительность жизни населения России составляла 65,3 года, мужчин — 58,9, женщин — 72,4 года. По продолжительности жизни мужчин в мире Россия занимает 136 место, женщин — 91-е. От Японии мы отстаем на 16 лет, от США на 12, от Китая на 5,7 лет. Основную роль в снижении ожидаемой продолжительности жизни, начиная с 1990 года, играет рост смертности людей трудоспособного возраста.

Общий коэффициент смертности населения России начал увеличиваться с 1990 года (11,2 на 1000 населения). Первый пик наблюдался в 1995 году, а с 1998 года коэффициент смертности постоянно рос, и в 2004 году стал в 2,1 раза больше, чем в Канаде, в 1,9 раза, чем в США и, в 1,7 раз больше, чем в «старых» странах Евросоюза. В последние 4 года коэффициент смертности равен 16,0 — 15,2 на 1000 населения.

Неблагоприятная демографическая ситуация в стране усугублялась снижением рождаемости. В нашей стране с 1987 по 1999 год коэффициент рождаемости упал более чем в 2 раза (с 17,2 до 8,3). В 2006 году он составил 10,4 и сравнялся с его значением в странах Евросоюза. Однако, плохо то, что он ниже коэффициента общей смертности в 1,4 раза. Для простого воспроизводства численности населения суммарный коэффициент рождаемости должен составлять 2,14 рождений на одну женщину в течение жизни, в 2004 году он составлял у нас всего лишь 1,34.

С начала 90-х годов отмечается резкое увеличение числа детей, родившихся больными. Так, в 2004 году больными оказались 40% родившихся детей.

Динамика изменения возрастной структуры населения России характеризуется уменьшением числа лиц молодого возраста и ростом лиц в возрасте 60 и более лет. Двадцать лет назад дети в возрасте до 15 лет составляли около 25% населения России, а на долю лиц 60 лет и старше приходилось 14%. Сейчас доля детей до 15 лет снизилась до 17,3%. Причина этого — низкий последние 15 лет коэффициент рождаемости.

Если в период с 2006 по 2025 годы суммарные коэффициенты рождаемости сохранятся на уровне 1,2 — 1,3, то при существующем общем коэффициенте смертности доля детей до 15 лет в структуре населения страны упадет до 13%, а доля людей старше 60 лет составит более 25% от общего населения России.

Уровень общей заболеваемости по данным обращаемости населения в учреждения здравоохранения, имеет тенденцию к росту практически среди всех возрастных групп населения и по большинству классов заболеваний. Большая доля в структуре общей заболеваемости приходится на болезни органов дыхания — 24,2%, болезни системы кровообращения — 13,3%, болезни органов пищеварения — 7,7%, болезни костно-мышечной системы — 7,5% и болезни глаз — 7,1%. Коэффициент общей заболеваемости с 1990 по 2005 год увеличился на 36,5%. При этом, число случаев болезней на 100 тыс. населения, приводящих к высокой смертности (болезни системы кровообращения и новообразования), увеличилось на 96% и 61% соответственно. Число болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, приводящих к высокой инвалидизации, выросло на 89%, осложнений беременности, родов и послеродового периода на 100 тыс. женщин в возрасте от 15 до 49 лет — на 82%. Хронические неинфекционные заболевания определяют основное бремя расходов на здравоохранение в странах мира с высокой долей пожилого населения, к которым относится и Россия. Около 80% потерянных населением активных лет жизни (за счет преждевременной смертности и инвалидности) обусловлены соматическими неинфекционными заболеваниями. К наиболее значимым неинфекционным заболеваниям относятся болезни системы кровообращения. В Российской Федерации на их долю приходится около 12% случаев временной утраты трудоспособности, около половины всех случаев инвалидности и 55% случаев смертности. Сравнение стандартизованных по возрасту показателей смертности от болезней системы кровообращения (Европейский стандарт) в России с аналогичными показателями таких стран как Канада, США, Франция, Швеция, Великобритания свидетельствуют о том, что уровень смертности в нашей стране по этим причинам в 2 — 3,5 раза превышает показатели вышеназванных стран. В России средняя продолжительность жизни больных с хроническими неинфекционными заболеваниями после впервые установленного диагноза составляет 7 лет, а в странах Евросоюза и других экономически развитых странах — 18 — 20 лет. Ежегодно в России впервые признаются инвалидами примерно 550 тыс. человек трудоспособного возраста, что составляет 40 — 55% от всей группы лиц, впервые признанных инвалидами. По данным ВОЗ за период 2005-2020 гг. потеря ВВП в России из-за преждевременных смертей от инфаркта, инсультов и осложнений сахарного диабета может составить 8,2 триллиона рублей (объем ВВП России в 2006 году — 25,8 трлн. руб.).

Серьезного внимания требует состояние здоровья детей и подростков, которое по данным обращаемости продолжает ухудшаться. Имеется выраженная тенденция к росту общей заболеваемости этого контингента практически по всем классам болезней, особенно по заболеваниям костно-мышечной системы, эндокринной системы, болезней крови и кроветворных органов, новообразований и врожденных аномалий развития.

Среди детей и подростков продолжается рост социально-обусловленных заболеваний, в том числе алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем и туберкулеза. По данным специальных исследований до 70% школьников употребляют алкоголь, из них 10% составляют группу риска по развитию алкоголизма, до 30% школьников курят, до 6% время от времени употребляют наркотики.

Значительно ухудшились показатели физического развития, полового созревания, заболеваемости школьников. Так, в 1,5 раза увеличилось число школьников с дефицитом массы тела, частота выявляемых функциональных нарушений и хронических болезней возросла почти на 20%, более чем у 25% школьников-подростков отмечается задержка полового созревания. Причинами формирования вредных привычек и столь многочисленных расстройств психического и физического здоровья в большинстве случаев являются социально-бытовые факторы, отягощенная наследственность, неблагоприятные экологические воздействия, недостаточно полноценное питание, несвоевременная медико-психологическая и педагогическая коррекция.

В связи с интенсификацией учебного процесса, особенно в образовательных учреждениях нового типа (лицеи, гимназии) у подростков регистрируются синдромные проявления усталости — повышение артериального давления, неврозоподобные реакции, нарушения сна, гиподинамия. В результате значительное число детей, оканчивающих школу, имеет множество хронических заболеваний. Так, у 75% девочек по окончании школы имеются хронические болезни, 40% юношей последних призывов в армию не могли выполнить нормативы по физической подготовке, 11,5% имели дефицит веса, а у 28% обнаружилось отставание умственного развития. Каждый четвертый из новобранцев требовал медицинского контроля по причине ослабленного здоровья и наличия хронических заболеваний.

Если не преодолеть демографический кризис и отрицательную динамику показателей здоровья населения России, то возникнет прямая угроза национальной безопасности страны и сохранению российского уклада жизни. Численность населения России к 2025 г. сократится с 142,3 млн. до 125 млн. человек, а к 2050 г. уменьшится на 30%, т.е. до 100 млн. человек. Экономический рост будет замедляться, так как он существенно зависит от роста численности здоровых и обученных взрослых лиц молодого и среднего возраста.

Читайте также:  Польза боярышника для здоровья мужчин

3. Национальный проект «Здоровье». Основные направления

К 2006 году Российское здравоохранение пришло со следующими накопившимися проблемами:

· устаревшая материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений;

· низкая заработная плата медицинских работников;

· устаревшие методы управления лечебными учреждениями (неэффективное использование ресурсов отрасли).

Кроме того, существенным недостатком системы здравоохранения явилось ослабление профилактической направленности, медико-санитарного просвещения населения и формирования здорового образа жизни.

Отсутствие результатов реформ, проводимых в 80-90-е годы ХХ столетия и продолжающийся кризис общественного здоровья привели к необходимости пересмотра государственной политики в отношении здравоохранения.

Для исправления сложившейся ситуации по предложению Президента России Министерством здравоохранения и социального развития РФ был разработан, и 21 декабря 2005 года утвержден национальной проект «Здоровье», основными приоритетами которого являются:

1. Развитие первичной медико-санитарной помощи:

· осуществление денежных выплат врачам общей (семейной) практики, участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам и медицинским сестрам участковых врачей-терапевтов и участковых врачей-педиатров с учетом объема и результатов их деятельности;

· подготовка и переподготовка врачей общей (семейной практики, участковых врачей терапевтов и участковых врачей-педиатров;

· организация открытия офисов врачей общей практики;

· оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений;

· оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на основе родовых сертификатов;

· оснащение автомобилями скорой помощи, в том числе реанимобилями;

2. Усиление профилактической направленности здравоохранения:

· формирование у значительной части населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению;

· дополнительная диспансеризация работающего населения;

· иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;

· профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;

· обследование новорожденных детей на галактоземию, адреногенитальный синдром и муковисцидоз;

3. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:

· строительство федеральных центров высоких медицинских технологий;

· увеличение доступности и объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

На встрече с членами правительства, руководством Федерального собрания и членами Президиума Государственного совета 5 сентября 2005 года Президентом России В.В. Путиным было сказано: «Особое внимание считаю необходимым уделить развитию первичного медицинского звена, первичной медицинской помощи, профилактике заболеваний, включая вакцинацию и эффективную диспансеризацию населения…».

Проектом «Здоровье» в качестве задач, которые будут решаться в ближайшие годы, определены: увеличение продолжительности жизни, уменьшение младенческой смертности и повышение эффективности помощи женщинам в период беременности и родов, уменьшение количества инфекционных заболеваний за счет вакцинопрофилактики и вакцинации. Отвечают за реализацию проекта: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации. Финансирование национального проекта в области здравоохранения составит 208,9 млрд. рублей, в том числе в 2006 году 88,4 млрд. рублей.

Основные мероприятия и ожидаемые результаты национального проекта «Здоровье»:

· Предполагается реорганизация системы здравоохранения таким образом, чтобы стандартный набор качественных медицинских услуг предоставлялся всем нуждающимся. Возможности здравоохранения будут сбалансированы с имеющимися финансовыми ресурсами, а регионы получат равные финансовые возможности в социальной сфере;

· Первичная медицинская помощь станет более доступной и качественной;

· Пройдут повышение квалификации и профессиональную переподготовку врачи общей практики, участковые терапевты и участковые педиатры;

· Повысится престиж труда медицинских работников первичного звена, в результате в участковую службу должны прийти молодые квалифицированные специалисты;

· Амбулаторно-поликлинические учреждения будут оснащены необходимым диагностическим оборудованием, а значит, снизятся сроки ожидания и повысится качество диагностических исследований;

· В регионы будут поставлены новые машины «Скорой помощи», это повысит эффективность работы службы скорой медицинской помощи;

· Организация массового обследования новорожденных для выявления наследственных заболеваний (фенилкетонурии, врожденного гипотиреоза, адреногенитального синдрома, галактоземии, муковисцидоза) позволит предотвратить инвалидизацию детей;

· Организация дополнительной бесплатной иммунизации населения приведет к снижению заболеваемости;

· Станут возможными своевременное выявление и предупреждение заболеваний за счет массовой бесплатной диспансеризации работающих граждан (в возрасте 35 — 55 лет) и граждан, работающих в отраслях с вредными и опасными производственными условиями;

· Увеличится выявление заболеваний в 1,5 раза и средняя длительность жизни больных после впервые установленного диагноза на 3,5 года (до 12 лет), снизится число дней временной нетрудоспособности на 30%;

· Станет возможным снижение заболеваемости гепатитом В в 3 раза, краснухой — до 10 случаев на 100 тыс. населения, ликвидация врожденной краснухи; стабилизируется заболеваемость гриппом при отсутствии возникновения пандемического вируса; уменьшится частота инфицирования ВИЧ (на 1000 человек в год);

· Благодаря строительству новых федеральных центров высоких медицинских технологий снизятся сроки ожидания и повысится доступность высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи, особенно для жителей отдаленных районов;

· Будет обеспечена прозрачность очереди на получение высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи за счет введения системы «листов ожидания»;

· Повысится качество медицинской помощи, оказываемой беременным женщинам, как в женских консультациях, так и в роддомах, за счет введения системы родовых сертификатов.

В перспективе в ходе успешной реализации проекта «Здоровье» ожидается:

* Снижение показателей смертности и инвалидности населения за счет повышения доступности и качества медицинской помощи;

* Удовлетворение потребности населения РФ в бесплатной высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи;

* Приближение отечественного здравоохранения к европейским стандартам медицинской помощи населению;

* Снижение экономических потерь за счет укрепления и восстановления здоровья граждан, уменьшение финансовых затрат на выплаты пенсий по инвалидности и пособий по временной нетрудоспособности;

* Укрепление позиции России на внутреннем и международном рынках медицинских услуг и медицинских технологий (экономические и профессиональные стимулы для реализации отечественных разработок на международном уровне и привлечения иностранных пациентов в российские клиники).

4. Анализ реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»

4.1 Развитие первичной медицинской помощи

Более 60% медицинской помощи приходится на первичное звено. Однако к началу нового тысячелетия в оказании первичной медико-санитарной помощи в нашей стране накопился ряд существенных проблем:

— укомплектованность поликлиник участковыми врачами составляла всего 56% при их коэффициенте совместительства 1,6;

— количество врачей общей семейной практики составляло 4 тыс. человек на всю страну;

— не проходили специализацию более 5 лет 30% врачей участковой службы;

— средний срок ожидания диагностических исследований пациентами составлял 2 недели;

— износ медицинского оборудования и санитарного транспорта достиг 65%, зданий — 27,4%, укомплектованность компьютерами — 30% от потребности.

Решения этих проблем планируется осуществить с помощью национального проекта «Здоровье».

4.2 Развитие амбулаторно-поликлинической помощи и переход на новые формы оплаты труда специалистов, выполняющих государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи

Для решения задачи национального проекта «Здоровье», в части осуществления дополнительных денежных выплат медицинским работникам, впервые был введен полицевой учет медицинских (врачи и медицинские сестры) кадров первичного звена, установлен поименный перечень лечебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, изданы нормативные правовые акты по формированию комплексных врачебных участков, которые позволяют, в том числе, охватить врачебным наблюдением население отдаленных труднодоступных регионов.

Данные меры позволили контролировать процесс реструктуризации лечебной сети субъектов Российской Федерации с приведением численности обслуживаемого населения к требуемым нормативам. Созданная информационная база позволила также сформировать данные об укомплектованности учреждений врачебными кадрами.

При анализе ситуации становится очевидным изменения отношение медиков к работе в первичном звене здравоохранения. Увеличился приток медицинских кадров в амбулаторно-поликлинические учреждения здравоохранения. Уменьшился коэффициент совместительства в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Реализация мероприятий национального проекта «Здоровье» позволила повысить размер заработной платы врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей (семейной) практики — от 2,2 до 2,8 раз, медицинским сестрам, работающим с врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики — от 1,6 до 2,4 раз.

С целью повышения мотивации медицинского персонала к работе на фельдшерско-акушерских пунктах и в службе скорой медицинской помощи в рамках национального проекта «Здоровье» предусмотрено повышение заработной платы медицинскому персоналу указанных подразделений и учреждений.

Приток медицинских сотрудников в фельдшерско-акушерские пункты и «Скорую медицинскую помощь», а именно врачей, работающих на 1,0 ставку, позволит уменьшить число совместителей, а, следовательно, повысит заинтересованность врачей в качестве оказания данного вида медицинской помощи, что повлечет за собой стремление к повышению профессиональной квалификации. Повышение заработной платы медицинскому персоналу фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов позволит решить вопрос укомплектования данных подразделений и учреждений, что, в свою очередь, позволит организовать доступность медицинской помощи в малонаселенных сельских местностях.

4.3 Организация подготовки и переподготовки специалистов, оказывающих первичную медико-санитарную помощь

В целях повышения качества оказания первичной медико-санитарной помощи населению Российской Федерации проведен комплекс организационно-методических мероприятий по повышению профессиональной квалификации работников амбулаторно-поликлинических учреждений.

В соответствии с проведенным анализом кадрового потенциала указанных лечебных учреждений и определенной потребностью в дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации) и профессиональной переподготовке врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) организован учебный процесс врачей первичного звена.

Для выполнения поставленных национальным проектом «Здоровье» задач по проведению обследования новорожденных детей по дополнительным программам с целью выявления наследственных заболеваний, а также для обеспечения медицинскими кадрами новых федеральных центров высоких медицинских технологии завершена подготовка специалистов для проведения неонатального скрининга, проводятся мероприятия по организации повышения квалификации и стажировки специалистов по профилям запланированных Центров. Особое внимание уделяется подготовке сестринского персонала.

Проведен анализ кадрового потенциала амбулаторно-поликлинических учреждений с целью определения потребности в дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации) врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей).

4.4 Оснащение диагностическим оборудованием и автомобилями скорой медицинской помощи

Помимо материальной заинтересованности в работе в первичном звене национальным проектом «Здоровье» предусмотрено укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений.

Более половины государственных контрактов заключено с отечественными производителями медицинского оборудования и санитарного автотранспорта (около 54%).

Ввод в эксплуатацию оборудования позволил сократить очереди на ожидание лабораторных и инструментальных исследований, сократилась частота предоставления медицинских диагностических процедур на платной основе, повысился охват обследования и выявления заболеваний, в том числе социально-значимых (туберкулез, онкология, сахарный диабет и др.) на ранних стадиях.

Повысился авторитет медицинской службы среди сельского населения в результате поступления диагностического оборудования в сельские амбулаторно-поликлинические учреждения, а также доступность для населения обследования и лечения по месту жительства.

4.5 Дополнительная диспансеризация работающего населения

В рамках национального проекта «Здоровье» предусмотрено проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в возрасте 35-55 лет, проведение дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Цель дополнительной диспансеризации: снижение инвалидности и смертности населения, сохранение здоровья работающего населения. По дополнительным программам диспансеризации, разрабатываемым Минздравсоцразвития России для различных групп населения, будут обследованы 12 млн. человек.

Из анализа результатов диспансеризации следует, что среди работников бюджетной сферы, прошедших дополнительную диспансеризацию, лишь 10,8% обследованных практически здоровы, у 21,6% имеется риск развития заболевания, 61,3% — нуждаются в дополнительном обследовании, 6%-нуждались в стационарном лечении на момент обследования врачами, 0,3% — уже показана высокотехнологичная медицинская помощь.

Средства, полученные учреждениями здравоохранения за проведение дополнительной диспансеризации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, направляются на повышение заработной платы врачам — специалистам и соответствующим средним медицинским работникам.

4.6 Оказание первичной медико-санитарной помощи неработающим пенсионерам

Для финансового обеспечения расходов по предоставлению субсидий на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, в составе фонда софинансирования бюджета ФОМС предусмотрено 6,4 млрд. рублей.

4.7 Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения

Первоочередной мерой, способствующей улучшению оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, является введение родового сертификата.

Читайте также:  Интерьер дома для здоровья

Введение родового сертификата с первого января 2006 года во всех регионах РФ имеет своей целью повышение материальной заинтересованности медицинских учреждений в предоставлении качественной медицинской помощи, что существенно повлияет на отношение к будущей матери.

Кроме того, родовые сертификаты предоставляют беременной женщине возможность выбора женской консультации, в которой она предполагает встать на учет и наблюдаться по беременности, а в дальнейшем и выбор родильного дома. Это право существовало и раньше, но в данном случае значительно повышается заинтересованность учреждения здравоохранения в каждой, вновь обратившейся женщине, так как за предоставленные ей услуги в учреждение здравоохранения придут дополнительные денежные средства.

Право на получение сертификата предоставляется женщинам, являющимся гражданами России, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на законных основаниях на территории Российской федерации. Родовые сертификаты выдаются при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, страхового полиса обязательного медицинского страхования и страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.

В ходе реализации национального проекта «Здоровье»: по данным Росстата число родившихся живыми увеличилось на 5,9%, показатель младенческой смертности в среднем снизился с 10,2 на тысячу новорожденных до 9,3.

По оперативным данным субъектов Российской Федерации:

· количество посещений беременными женских консультаций увеличилось в среднем с 8 до 11 посещений за период наблюдения;

· охват беременных женщин пренатальным скринингом (ультразвуковым и биохимическим) с целью выявления пороков развития плода увеличился в среднем на 7%;

· доля женщин, вставших на учет по беременности в ранние сроки, увеличилась в среднем на 9%;

· объемы оказания стационарозамещающей помощи (в дневных стационарах) на амбулаторно-поликлиническом этапе увеличились в субъектах Российской Федерации на 3 — 7%.

Внедряется новая форма работы — активный патронаж беременных на дому.

Увеличилось финансирование лекарственного обеспечения в родильных домах. Появилась возможность приобретения дорогостоящих жизненно важных лекарственных средств для реанимации новорожденных и борьбы с акушерскими кровотечениями. В большинстве субъектов Российской Федерации за счет средств родового сертификата приобретаются дорогостоящие лекарственные препараты для выхаживания недоношенных новорожденных. Таким образом, своевременное финансирование направления «Родовые сертификаты» и чёткое взаимодействие с органами и учреждениями здравоохранения позволили женским консультациям и родильным домам получить реальные дополнительные средства, из которых до 80% в женских консультациях и до 60% в родильных домах идет на повышение заработной платы врачам и медсестрам, непосредственно оказывающим медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов.

4.8 Неонатальный скрининг

Неонатальный скрининг — массовое обследование новорожденных детей, один из эффективных способов выявления наиболее распространенных врожденных и наследственных заболеваний. Неонатальный скрининг начинается в родильном доме: у каждого новорожденного берется капелька крови на специальный тест-бланк, который направляется в медико-генетическую консультацию для проведения исследования. В случае обнаружения в крови маркера заболевания родители с новорожденным ребенком приглашаются в медико-генетическую консультацию для проведения повторного исследования крови с целью подтверждения диагноза и назначения лечения. В дальнейшем ведется динамическое наблюдение за ребенком. Неонатальный скрининг позволяет обеспечить раннее выявление заболеваний и их своевременное лечение, остановить развитие тяжелых проявлений заболеваний (умственной отсталости, слепоты, карликовости и других), ведущих к инвалидизации.

В соответствии с международными рекомендациями в России много лет проводится массовое обследование новорожденных детей (неонатальный скрининг) на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» неонатальный скрининг расширен, введена диагностика следующих наследственных заболеваний: адреногенитальный синдром (наследственное заболевание эндокринной системы — группа расстройств, вызванная адрено-кортикальной гиперплазией, проявляется маскулинизацией, феминизацией или преждевременным половым развитием, типична чрезмерная или аномальная секреция стероидов коры надпочечников); галактоземия (генетическое заболевание, связанное с нарушением углеводного обмена); муковисцидоз.

Выбор данных заболеваний для массового обследования новорожденных детей был сделан в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Учитывались такие факторы, как тяжесть заболеваний, частота распространенности их в России, а также простота и достоверность применяемых методов диагностики, наличие доступных и эффективных средств лечения.

В рамках реализации национального проекта «Здоровье»: в 29 субъектах Российской Федерации, которые ранее не могли самостоятельно проводить обследования новорожденных детей на врожденные заболевания, закуплены наборы тест-систем и смонтированы многофункциональные автоматизированные лаборатории для исследований образцов крови.

Проводится большая работа по информационному обеспечению неонатального скрининга: разработаны буклеты для медицинских работников, для будущих родителей с разъяснениями о целях и задачах раннего выявления врожденных заболевании. Специалистами ведущих федеральных медицинских учреждений разработаны пособия для врачей по неонатальному скринингу, диагностике и лечению адреногенитального синдрома, галактоземии и муковисцидоза, раннее выявление и своевременное лечение которых сохраняет жизнь и ее качество большинству новорожденных.

4.9 Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ

Эпидемия ВИЧ-инфекции в Российской Федерации распространяется неравномерно. Около 60% от абсолютного числа всех зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции сконцентрированы в 10 субъектах Российской Федерации: Свердловская (28496 человек), Московская (27978) области, г. Санкт-Петербург (30115), Самарская область (24108), г. Москва (25968), Иркутская (20230), Челябинская (15742) Оренбургская области (14767), Ханты-Мансийский автономный округ (9861), Ленинградская область (10246).

В ходе первого года реализации национального проекта «Здоровье» по данным оперативного мониторинга было обследовано на выявление ВИЧ-инфекции уже на 5% больше, что является результатом закупки и направления в субъекты Российской Федерации тест-систем для проведения данного вида обследования. Первые партии поступивших в субъекты Российской Федерации диагностических тест-систем и антиретровирусных препаратов были направлены в первую очередь для обследования и лечения беременных женщин.

Существующие сегодня технологии специфического лечения беременной женщины позволяют достичь рождения здорового ребенка от ВИЧ — инфицированной матери. Так в течение девяти месяцев 2006 года проведена химиопрофилактика вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку 3155 ВИЧ — инфицированным женщинам, состоящим на диспансерном учете препаратами, закупленными в рамках Проекта, что позволяет надеяться, что они будут здоровы.

Проведение диагностики и лечения ВИЧ — инфицированных пациентов пока проводится не в полном объеме по ряду объективных причин, обусловленных сложностями в проведении конкурсных процедур, длительный этап согласования предконкурсной документации и поздним проведением аукциона по закупке полного набора препаратов для соблюдения схемы лечения.

Разработаны, изданы и направлены в субъекты Российской Федерации специальные методические документы для повышения информированности и углубления профессиональных знаний специалистов медицинского профиля по вопросам профилактики ВИЧ — инфекции и предоставления квалифицированной медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией.

4.10 Дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок и гриппа

В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительная иммунизация населения против вирусного гепатита B, краснухи, полиомиелита, гриппа.

5. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

К высокотехнологичным (дорогостоящим) относятся те виды медицинской помощи, оказание которых невозможно без использования сложных и уникальных медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники. Это, прежде всего, операции на открытом сердце, трансплантация сердца, печени, почек, нейрохирургические вмешательства при опухолях головного мозга, лечение наследственных и системных заболеваний, лейкозов, тяжелых форм эндокринной патологии, хирургических вмешательств высокой степени сложности. Данный вид помощи оказывается специально подготовленными медицинскими кадрами. Сегодня высокотехнологичную медицинскую помощь получает лишь каждый четвертый нуждающийся. Одна из главных причин сложившейся ситуации — долгие сроки ожидания госпитализации и лечения.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» запланировано: в четыре раза увеличить объемы оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи; увеличить доступность дорогостоящих медицинских услуг, расширив перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета; сократить сроки ожидания высокотехнологичной медицинской помощи, особенно для жителей удаленных районов за счет строительства и введения в эксплуатацию 15 новых центров высоких медицинских технологий.

По подсчетам специалистов, в результате реализации данного направления национального проекта «Здоровье» удовлетворение потребности населения Российской Федерации по высокотехнологичным видам медицинской помощи должно возрасти с 22,5% до 80%.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждено 300 стандартов оказания высокотехнологичной медицинской помощи по всем направлениям ВМП. Это позволило контролировать качество оказываемой помощи, а также обеспечило равные права граждан на ее получение. Кроме того, часть оплаты медицинским учреждениям будет производиться только после проведения операции при соблюдении всех стандартов.

Наиболее востребованными видами ВМП являются сердечно-сосудистая хирургия, офтальмология, травматология и онкология (суммарно — более 60%).

6. Реализация на территории Ростовской области ПНП «Здоровье»

В 2016 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в здравоохранение области инвестировано средств в размере 1438,6 млн. рублей, из них: 1243,7 млн. рублей — из федерального бюджета и фонда социального страхования; 194,9 млн. рублей — из областного бюджета. Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществлялась в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2013-2020 годы по следующим направлениям:

6.1 Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний

В рамках Национального календаря профилактических прививок привито 2 689 598 человек, по эпидемическим показаниям привито 271 966 человек, что позволило поддержать эпидблагополучие по инфекциям, управляемым посредством вакцинопрофилактики, избежать групповой и вспышечной заболеваемости населения Ростовской области в 2015 году.

За счет средств федерального бюджета в область поставлено вакцин на сумму 286 998,4 тыс. рублей, из средств областного бюджета на эти цели было предусмотрено 44 647,1 тыс. руб., профинансировано 34 647,1 тыс. рублей. Невыполнение плана связано с расторжением контракта на сумму 10,0 млн рублей по причине срыва поставщиком сроков поставки из-за отсутствия сертификатов.

Реализуемый в области комплекс организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий позволяет своевременно выявлять инфицированных вирусами иммунодефицита, гепатитов В и С и оказывать необходимую медицинскую помощь. В 2016 году обследовано 652 076 человек. 2 269 больных ВИЧ получили бесплатную дорогостоящую антиретровирусную терапию. В 2016 году применены инновационные методы профилактики ВИЧ-инфекции с использованием теле- и радиоканалов с общим охватом более 95% населения Ростовской области.

Из средств федерального бюджета закуплено тест-систем и антиретровирусных препаратов на сумму 230 771,9 тыс. рублей, израсходовано на мероприятия по профилактике 10 690,5 тыс. рублей. На цели борьбы с ВИЧ-инфекциями из областного бюджета выделено 31 091,1 тыс. рублей.

6.2 Мероприятия, направленные на выявление туберкулеза, лечение больных туберкулезом

Благодаря системному подходу, включающему мероприятия по предупреждению распространения туберкулеза, его своевременной диагностике и лечению удается ежегодно снижать заболеваемость и смертность от туберкулеза. В 2016 году по оперативным данным заболеваемость туберкулезом — 39,6 случаев на 100 тыс. населения, смертность от туберкулеза — 15,1 случаев на 100 тыс. населения (2015 год — 16,8).

Число лиц, осмотренных на туберкулез методом флюорографии в 2016 году, составило 1 823 062 человек, что на 78 201 человек больше, чем в 2015 году.

На финансовое обеспечение переоборудования лечебных учреждений данного профиля и закупок антибактериальных противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) в 2016 году из федерального бюджета выделено 206 167,0 тыс. рублей, из областного бюджета — 6 636,0 тыс. рублей.

6.3 Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи

Начиная с 2015 года, расширены возможности финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. В 2016 году высокотехнологичную помощь в рамках финансирования нацпроекта «Здоровье» получили 7 190 человек (за счет всех источников финансирования — 16 304 человек, в 2015 году — 13 119 человек). Повысилась доступность специализированной медицинской помощи детям области. Пролечено 2 468 детей (2015 год — 1 955 чел.).

Оказание высокотехнологичной медицинской помощи осуществлялось в 17 медицинских учреждениях федерального, областного, муниципального подчинения, частных форм собственности. Основное развитие в области за эти годы получили те направления, которые напрямую влияют на медицинскую составляющую демографических показателей. Это — кардиохирургия, акушерство и гинекология, онкология и травматология-ортопедия.

Прирост отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи

Источник

Adblock
detector