Тема 8. Медицинская антропология
Медицинскую антропологию называют еще антропологией здоровья. Взрыв популярности антропологических исследований здоровья в 1960-1980-е годы на Западе был связан не только с возрастанием роли теоретического объяснения болезни в этой науке, но и с растущей открытостью медиков и чиновников в сфере здравоохранения, их интересом к социальным факторам болезни и лечения. Кроме того, именно этот интерес и признание социальных, культурных и психологических факторов здоровья способствовали распространению альтернативных практик терапии и стратегий здравоохранения.
Многие авторы этого направления различают «заболевание» и «недуг» как медицинское и культурное понимание явления. Медицинское определение касается патологических состояний организма, независимо от того, признается ли оно в данной культуре или самим индивидом. Культурное понимание к болезни относит культурно и социально определяемые или принятые восприятия и опыт недуга, включая те, что могут быть определены в медицинских терминах, а также те, которые не соответствуют существующим медицинским классификациям.
В свою очередь, антропология болезней фокусируется на социальных отношениях, которые продуцируют формы и распределение заболеваний в обществе. Этот подход концентрируется не на опыте болезни, а на социальных системах, структурах власти, социальном значении и социальных последствиях заболевания. Каждое общество обладает собственным набором правил для перевода знаков в симптомы, отсюда различаются и определения заболеваний и образцы лечения. Социальные факторы не только влияют на диагноз, но также обусловливают доступность различных способов лечения и собственно врачей для разных сегментов общества.
Нельзя сказать, что для медицинской антропологии характерна какая-либо единственная теоретическая парадигма. Различают медицинскую антропологию, цель которой — повысить эффективность клинической практики, и медицинскую антропологию, связанную с анализом социальных отношений власти и производством медицинского знания. В первом случае медицинская антропология привносит в медицинскую практику кросскультурную чувствительность и поощряет врачей на применение знаний присущей пациенту когнитивно-символической организации опыта болезни и лечения. Во втором случае антропологи вскрывают, как медицинская система функционирует в качестве идеологической и властной структуры общества, подвергая критике эту часть аппарата социальной стратификации.
В целом можно выделить пять основных направлений медицинской антропологии: биомедицинское, этномедицинское, экологическое, критическое и прикладное. Все эти направления основаны на трех главных положениях.
Первоначально развитие медицинской антропологии происходит из антропологического интереса в различных легендах и верованиях о заболеваниях и целительских практиках. Ранние этномедицинские исследования сводились к изучению немедицинских обществ и экзотических культур и, по большей части, относились к сравнительному религиоведению. Идеи относительно заболеваний и терапевтических ритуалов можно интерпретировать как окно в мир космологических представлений и культурных ценностей. Позднее ученые осознали, что существует теснейшая взаимосвязь между понятиями здоровья и социальной организации, и этномедицина стала общим фокусом этнографических исследований. Типичные этномедицинские исследования фокусируются на классификации и культурном смысле заболеваний (как соматических, так и психических), поведении заболевших людей, стремящихся восстановить здоровье, на теориях, обучении и практике целителей.
Биомедицинские антропологи используют иммунологические исследования, чтобы проследить причины и ход развития эпидемий. Биологические антропологи изучают физиологическую адаптацию человека к широкому спектру стрессов, включая высоту (в горах), холод, голодание, инфекционные заболевания. Здесь применяются лабораторные научные методы (например, биохимический анализ этнофармакологических составляющих) для исследований биохимического и физиологического функционирования этномедицинских практик. Такой тип анализа сыграл важную роль, например, в открытии вакцины от гепатита
Экологическая антропология исследует как культурные, физические и политико-экономические факторы оформляют распределение заболеваний и смертности. Паттерны заболеваний характеризуются эпидемиологическими методами (в отношении времени, места и индивида) и часто отражают культурные практики, ассоциируемые с диетой, образом деятельности, сексуальностью. Кроме того, культурным образом определяемые групповые практики (например, введение ирригационного сельского хозяйства) могут трансформировать экологический баланс заболевания в пользу патогена (например, малярии) и принести вред здоровью. Экологический анализ в медицинской антропологии демонстрирует не только негативные последствия социальных и культурных изменений, но и то, как эти трансформации улучшают здоровье некоторых групп.
Политико-экономическая ориентация критической медицинской антропологии рассматривает здоровье в свете более широких политических и экономических сил, которые оформляют человеческие отношения, социальное поведение и обусловливают коллективный опыт. Медицина воспринимается не только как набор процедур лечения, но как особый комплекс социальных отношений и идеология, которая их легитимирует. Признание центральности политико-экономических измерений болезни и лечения, неравные социальные отношения между целителями и пациентами — ключевые отличительные черты этого подхода.
Интерес к прикладным аспектам медицинской антропологии существовал с самого начала существования этой дисциплины. Существует две отрасли прикладной медицинской антропологии — клиническая антропология и антропология сферы здравоохранения. Клиническая отрасль медицинской антропологии известна благодаря тому, что она использует объяснительные модели, чтобы проанализировать концептуальные различия между восприятием болезни и заболевания у врачей и пациентов. Клинические прикладные антропологи работают в биомедицинских учреждениях с медицинскими работниками и услугами, они также принимают участие в подготовке будущих медиков. Здесь нет какой-либо одной-единственной теоретической позиции, но этот подход можно интерпретировать как антропологическую теорию и методы, посвященные вопросам здоровья, болезни и здравоохранения.
Клинические медико-антропологические исследования очень разнообразны, включая микроуровневый анализ выбора медицинских услуг или услуг здравоохранения, верования и убеждения, связанные с болезнями, такие события жизненного цикла, как рождение ребенка, менопауза, влияние культурных установок, ценностей и практик на стремление выздороветь, сохранить или восстановить здоровье, статистика заболеваемости и здоровья, опыт заболевания (например, исследование опыта перенесения боли), интеракции целителя и пациента. Антропологи могут работать в госпиталях и клиниках как культурные медиаторы и интерпретаторы, особенно когда речь идет о мульти-культурном контексте. Примеры макроуровневых исследований связаны с изучением систем здравоохранения, их политических и экономических условий.
Прикладная медицинская антропология в сфере здравоохранения в последние годы приобретает все большую важность. Все больше медицинских антропологов работают в международных проектах здравоохранения, особенно там, где делается акцент на детском здравоохранении, осуществляется вмешательство в практики питания и лечения, требующее участия общины или местного сообщества. Антропологи работают над всеми аспектами таких проектов, включая идентификацию и анализ проблем, практическую интервенцию (вмешательство), оценивание специфических проблем, связанных со здоровьем, и эффекты новых медицинских технологий, внедряемых в традиционные культурные условия.
Предметом отечественных исследований выступают проблемы общественного здоровья, в связи с чем антропологи включают в орбиту своего внимания такие вопросы, как экология, болезни и человеческое поведение, проводятся исследования стрессов и заболеваний в различных культурах. Интерес вызывают исследования употребления психоактивных веществ, практик манипуляций с собственным телом, диет и систем питания, практик голодания.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
МЕДИЦИ́НСКАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ
В книжной версии
Том 19. Москва, 2011, стр. 502
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕДИЦИ́НСКАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ, область знаний, возникшая на стыке культурной (социальной) и биологич. антропологии . М. а. входит в сферу интересов социологов, представителей медицинских наук, психологов, генетиков, экологов и др. М. а. исследует в первую очередь мед. знания и системы разл. характера и уровня, формы и традиции врачевания, варианты сохранения здоровья, восприятие и переживание состояний здоровья и болезни в разл. человеческих сообществах; рассматривая разл. мед. системы как социальные институты, она равноценно изучает совр. биомедицину и медицины народов мира. Корни М. а. уходят в этнографич. и антропологич. исследование врачевания, профилактики и сохранения здоровья в традиц. культурах (см. также Народная медицина ). М. а. включает как составную часть этномедицину, тесно соприкасается с антропологией сознания, психологич. антропологией, био этикой. Важнейшие темы совр. М. а. – здоровье и прогресс, здоровье и экология, проблемы психич. здоровья, гендер и репродуктивное здоровье, антропология детства и старости, исследование употребления наркотиков, иммунизация и мн. др.
Источник
Медицинская антропология
Медицинская антрополо́гия — научная дисциплина [1] социально-культурной направленности, представляющая собой комплекс знаний о медицинских системах, существовавших и существующих в разных обществах, о традициях врачевания и их формах, о восприятии и переживании состояний здоровья и болезни представителями различных социумов, о вариантах сохранения здоровья человеком в культурном контексте медицинских практик, о разнообразных социокультурных аспектах создания медицинских знаний [2] . Медицинская антропология находится на стыке антропологии и медицины, поэтому она представляет собой как фундаментальную, так и прикладную дисциплину. Также может быть охарактеризована как междисциплинарная область знаний, поскольку входит в сферу интересов специалистов самых разных профилей: антропологов, психологов и психиатров, историков, представителей медицинских наук и т.д. Исходно связана с социологией, гендерными исследованиями, фактически включает в себя в качестве составной части этномедицину, примыкает к психологической антропологии и антропологии сознания. На Западе активно развивается с 1970-х годов (преимущественно в США и Великобритании), в России представлена незначительно: в 2005 году в составе Центра междисциплинарных исследований ИЭА РАН была создана научно-исследовательская группа медицинской антропологии. Медицинская антропология получает всё большее распространение в условиях современных полиэтничных обществ, представители которых зачастую принадлежат к разным культурным сообществам со своими собственными, иногда весьма специфическими представлениями о здоровье и болезни, о теле, о гигиене и о способах лечения.
Содержание
Народная медицина и медицинские методы
В XX веке концепция популярной медицины или народной медицины получила широкую известность как среди медиков, так и среди антропологов. Врачи, антропологи и медицинские антропологи использовали эти термины для описания средств, которые применялись при оздоровительных процедурах жителями сельской местности в Европе или Латинской Америке без участия медицинских профессионалов. Эти термины также употреблялись для описания оздоровительных практик аборигенов в различных частях мира с особым упором на их этноботанические познания, которые стали базисом для выделения алкалоидов и активных фармакологических элементов. Кроме того, изучение ритуалов, связанных с народными целительскими практиками, бросило вызов западной системе психопатологических категорий и отношениям науки и религии, принятым на Западе. Медики не пытались превратить народную медицину в антропологическую концепцию, скорее они стремились создать научно обоснованную медицинскую концепцию, которую можно было бы использовать, чтобы очертить культурные рамки биомедицины [3] [4] .
Концепция «народной медицины» обсуждалась профессиональными антропологами в первой половине двадцатого столетия при демаркации магических практик, медицины и религии и при исследовании роли и значения народных целителей и их методов самолечения. Они воспринимали народную медицину как специфическую культурную особенность некоторых сообществ, отличную от общепринятых правил биомедицины. Если бы в каждой культуре была выявлена собственная своеобразная народная медицина, базирующаяся на культурных особенностях, то можно было бы установить существование столь же большого количества медицинских систем, что и количество культур, и в дальнейшем развивать сравнительные исследования этих систем. Те медицинские системы, в которых не было обнаружено синкретических особенностей европейской народной медицины, получили название примитивной медицины или медицины дотехнической эпохи (pretechnical medicine) в зависимости от того, относились ли они к современным аборигенным культурам или к культурам, существовавшим до эпохи Классической Греции. Медицинские системы с задокументированными методами (традиционная тибетская медицина, традиционная китайская медицина, аюрведа) иногда назывались систематическими (systematic medicines). Сравнительное изучение систем оказания медицинской помощи известно под названием этномедицина или же, если предметом изучения служит психопатология, под названием этнопсихиатрия.
Согласно этой концепции, медицинские системы следует рассматривать как специфический продукт культурной истории каждой этнической группы. Научная биомедицина представляет собой одну из множества медицинских систем и на этом основании может рассматриваться как форма культуры, служащая самостоятельным объектом исследования. Такая точка зрения, базирующаяся на присущем культурной антропологии культурном релятивизме, способствовала обсуждению следующих фундаментальных вопросов в ходе медицинской и психиатрической полемики:
- сравнительное влияние генотипических и фенотипических факторов применительно к индивиду и определённым формам патологии, в особенности психиатрической и психосоматической.
- влияние культуры на общепринятые представления о нормальном, патологическом и ненормальном.
- сравнительное исследование универсальности нозологических категорий биомедицины и психиатрии применительно к различным культурам.
- идентификация и описание болезней, свойственных отдельным культурам и ранее не описанных клинической медициной. Они известны как «этнические расстройства», а также под более современным названием «культурно-ограниченные синдромы», к которым относятся амок, виндиго, нервная анорексия, зар, вакама, ощущение сердца, аванга, латах, коро, сусто, предменструальный синдром в западных обществах[5] .
Начиная с конца XX столетия, медицинские антропологи привержены гораздо более утончённому осмыслению проблемы культурных репрезентаций и социальных практик, связанных со здоровьем, болезнью, медицинской помощью и уходом. Они выработали понимание универсального подхода с чрезвычайно разнообразными локальными формами осуществления процедур.
Прикладная медицинская антропология
В США, Канаде, Мексике и Бразилии антропология и медицина первоначально пересекались при осуществлении программ здравоохранения для этнических и культурных меньшинств, а также при количественной и этнографической оценке медицинских учреждений (больниц и психиатрических лечебниц) и оказания первой помощи. При осуществлении программ здравоохранения необходимо было решить проблемы, возникавшие в ходе создания систем медицинской помощи для сложной мозаики этнических групп. Этнографическая оценка включала анализ межклассовых конфликтов внутри учреждений, приводивших к нежелательным последствиям для их административной реорганизации и исходных целей, в особенности в отношении конфликтов между докторами, медицинскими сестрами, вспомогательным персоналом и административным персоналом. Этнографические отчёты свидетельствуют о том, что упомянутые межклассовые конфликты непосредственно определяют терапевтические критерии и оздоровительные процедуры. Кроме того, эти отчёты способствуют выработке новых методологических критериев для оценки нововведений, производимых в ходе реформирования здравоохранения.
Этнографические наблюдения усилили критическое отношение к сложившейся в западных странах системе медицинской помощи и в значительной степени способствовали деинституционализации психиатрии и социальной помощи в целом, в результате чего в отдельных странах (например, в Италии) произошло переосмысление руководящих принципов в сфере медицинской помощи [6] .
Эмпирические ответы на эти вопросы вовлекли антропологов во многие сферы деятельности, в том числе: реализация международных и государственных программ здравоохранения в развивающихся странах, оценка влияния социальных и культурных особенностей в эпидемиологии определённых форм психиатрической патологии (транскультуральная психиатрия); изучение культурной сопротивляемости инновациям в терапевтической практике и медицинском уходе; изучение традиционных целителей, знахарей и повитух, которые могут выполнять функции санинструкторов (так называемые «босоногие доктора» [7] ).
Перспективы развития медицинской антропологии
В настоящее время исследования в сфере медицинской антропологии являются одним из наиболее динамично развивающихся направлений антропологии, в котором продолжается процесс специализации. По этой причине перспективы дальнейшего развития служат предметом дискуссии. В целом можно выделить пять основных областей:
- развитие систем медицинского знания и медицинской помощи
- отношения между доктором и пациентом
- интеграция альтернативных медицинских систем в культурно неоднородном окружении
- взаимодействие социальных, экологических и биологических факторов в свете их влияния на здоровье и заболеваемость населения
- воздействие биомедицины и биомедицинских технологий на незападные общества
Кроме того, глобальное значение для медицинской антропологии имеют вопросы насилия и социального страдания (social suffering [8] [9] ), а также другие вопросы, затрагивающие физический и психологический урон и страдание, которые не вызваны болезнями. С другой стороны, ряд дисциплин пересекается с медицинской антропологией при разработке исследовательской методологии и теоретизировании: культуральная психиатрия и транскультуральная психиатрия (этнопсихиатрия).
Источник