Меню

Медико социальный фактор здоровья

Медицинские интернет-конференции

Золотарева Р.А., Мехтиев Т.Т.,Елисеева Ю.В.

Резюме

Проведено сравнительное изучение особенностей образа жизни, собственного отношения к здоровью среди студентов, обучающихся на различных курсах медицинского вуза. Результаты исследования могут быть использованы для обоснования мер профилактики ведущих социально-гигиенических факторов риска для здоровья учащейся молодежи.

Ключевые слова

Статья

Состояние здоровья любой социальной группы является проблемой, требующей комплексного изучения вопроса в тесной взаимосвязи с региональными условиями проживания, питания, особенностями образа жизни [2, 3, 4, 5, 10].

Учащаяся молодежь относится к особой социально-демографической группе, представляющей стратегический потенциал страны [6]. Как правило, учащиеся различных учебных заведений объединены специфическим образом жизни. Среди социальных факторов риска, отрицательно влияющих на состояние здоровья учащейся молодежи, выделяют неполноценное питание, гиподинамию, вредные привычки, раннюю социализацию и множество других пагубных факторов. [7, 8, 9].

Современные студенты испытывают колоссальную психоэмоциональную и информационную нагрузку. Также распространена чрезмерная загруженность домашними заданиями, неорганизованный досуг, сокращение ночного сна, длительная работа за компьютером [1]. В старшем подростковом возрасте активно формируются и закрепляются жизненные ценности, которые по мере взросления определяют здоровье молодых людей, а также здоровье общества в целом. В связи с этим объективная оценка факторов риска, оказывающих влияние на здоровье, невозможна без исследования социально-гигиенических и индивидуальных особенностей образа жизни учащихся.

В связи с этим целью работы явилось сравнительное изучение медико-социальных факторов и образа жизни студентов медицинского вуза.

Материалы и методы исследования.

Проанализированы анкетные данные студентов, обучающихся на 1 – 6 курсах Саратовского государственного медицинского университета. В ходе анкетирования были изучены жилищно-бытовые условия, особенности режима дня, режима и характера питания, двигательная активность, организация досуга, распространенность вредных привычек и собственное отношение к здоровью.

Средний возраст обследуемых студентов младших курсов (1 – 2 курсы) составил 17,5±1,0 лет, средних курсов (3 – 4 курсы) – 18,8±1,1 лет и старших курсов (5 – 6 курсы) – 21,7±0,9 лет.

Полученные результаты.

Результаты оценки материального положения студентов показали, что более 50% респондентов 1 – 4 курсов имели «хорошую» материальную обеспеченность. Большая часть студентов старших курсов (5 – 6 курсы) указали на «удовлетворительное» материальное положение.

Материальная обеспеченность во многом обусловливалась условиями проживания, поскольку именно гигиенические характеристики жилья все больше становятся неотъемлемой характеристикой экономического благосостояния населения. Среди тех, кто оценивал свое материальное состояние как «хорошее», указали и на «хорошие» жилищные условия до 80% опрошенных. На момент опроса 42% студентов 1 – 2 курса проживали с семьей, среди респондентов средних и старших курсов таких лиц было 15% и 20% соответственно.

Одним из объективных ресурсов, находящихся в распоряжении свободного человека, является время. От того, насколько рационально и гигиенично построен суточный бюджет времени, во многом зависит образ жизни.

Значительная часть суточного времени тратится на ночной сон. Однако 60% первокурсников указали, что длительность их ночного сна составляла не более 4 часов в сутки, около 80% студентов 2 – 4 курсов – 5 – 6 часов, около 60% студентов 5 – 6 курсов – 6 – 7 часов в сутки. Определено сокращение продолжительности сна напрямую связанное с годом обучения и характером учебного процесса в вузе. Основной причиной уменьшения продолжительности ночного сна студенты объясняли трудностью организации режима дня из-за занятости, связанной с учебой (на первом курсе отмечена продолжительность аудиторной работы до 8 – 9, а самостоятельной до 6 – 8 часов, что достоверно выше, чем у студентов старших курсов). Отражением неполноценного по продолжительности ночного сна явился тот факт, что до 50% всех респондентов в течение дня отмечали у себя чувство сонливости и разбитости (не реже 3 – 4 раз в неделю).

В то же время все студенты 1 – 5 курсов включительно на вопрос «Нравится ли Вам учиться» в 90 – 100% случаев дали положительный ответ. Среди учащихся 6 курсов таких лиц было в 2 раза меньше. Большинство респондентов (55 – 95%) отмечали, что учебная нагрузка для них оптимальна, однако в 60 – 90% случаев указали на нерационально составленное учебное расписание (основной указанный недостаток – «отсутствие достаточного времени для переезда в другие учебные корпуса»).

Читайте также:  День здоровья с родителями старшая группа

Распространенность активного отдыха в виде регулярных занятий физической культурой и спортом в секциях отмечена у 40 – 55% студентов всех курсов. Показатели низкой физической активности чаще регистрировались у учащихся 1 и 6 курсов.

Респонденты, регулярно занимающиеся спортом, отметили, что хотели бы повысить двигательную активность, мотивируя это в большей степени желанием улучшить фигуру (15 – 40%), а также для укрепления здоровья (30 – 47%). Из причин недостаточного внимания к поддержанию своего физического состояния студенты 1 – 3 курсов чаще отмечали нехватку времени (70 – 100%), 4 курса – отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости (47 – 60%), 5 – 6 курсов – обе причины с одинаковой частотой (по 50%).

Организация рационального питания является одним из ключевых факторов поддержания здоровья. Оптимальное количество и качество питания обеспечивает гармоничный рост и развитие организма, высокую работоспособность, нормальную регуляцию функциональной активности органов и систем, позволяет противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды физической, химической и биологической природы. Таким образом, связь здоровья и питания в настоящее время является общепризнанной.

В результате анализа анкет студентов выявлено, что на всех курсах обучения в медицинском вузе уменьшена доля учащихся, получающих физиологически оптимальное 4 – 5-разовое питание. В группе учащихся на 1 и 2 курсах не менее 4 – 5 раз в день употребляли пищу 15% респондентов. В группах студентов 3, 5 и 6 курсов определены самые малые доли учащихся с правильным режимом дня (по 10%). Среди учащихся 1, 3 и 6 курсов выявлены лица, принимающие пищу не более 2 раз в день (35, 55 и 50% соответственно), что не соответствует гигиеническим требованиям. В то же время 80% первокурсников высказались, что имеют определенные знания о рациональном питании и его придерживаются. На старших курсах 30% опрошенных указали на использование в рационе питания продуктов быстрого приготовления и еще 30% – преимущественно бутербродов. Однако все респонденты указали на первостепенную роль «фактора питания» в формировании состояния здоровья.

Среди неблагоприятных факторов образа жизни по значимости медико-социальных последствий существенная роль принадлежит вредным привычкам. Уровень курения в России является одним из самых высоких в мире (Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии, 2009).

Определено, что на 1 курсе курили около 5% опрошенных, на 2 – 6 курсах – не менее 20 25%. Частота курения у учащихся всех курсов была следующей: не менее 70% респондентов курили систематически и только треть отметили 4 – 6 раз в неделю. Интенсивность курения, измеряемая в количестве сигарет, выкуриваемых в сутки, составила у студентов 1 – 4 курсов 6,4 ± 2,0, у студентов 5 – 6 курсов – 10,2 ± 1,9.

Отвечая на вопрос «Что повлияло на решение начать курить?», большинство первокурсников и студентов 2 – 3 курсов связали причины курения со стрессом (поступление в университет, трудности, связанные с учебой). Респонденты, обучающиеся на 4 – 6 году обучения чаще указывали на наличие у них так называемого «поведенческого стереотипа». Так, более половины опрошенных с активным табакокурением ответили, что систематически курят, потому что курят друзья; около 20% респондентов указали на курение родителей и других родственников в семье; около 10% всех опрошенных студентов вообще не задумывались о причинах курения.

Важной представлялась субъективная оценка студентами своего здоровья.

Определено, что более 50% всех опрошенных оценивали свое здоровье как «хорошее». В то же время на каждом курсе обучения не менее 5% студентов указали на низкий уровень самооценки своего состояния здоровья (оценили его как «неудовлетворительное»). Анализ оценивания степени своей физической подготовки показал, что не менее 70% всех опрошенных считают себя слабо подготовленными.

Читайте также:  Что пропить для женского здоровья

Выявленная картина субъективного отношения студентов к своему здоровью подтверждается анализом наличия или отсутствия у них хронических заболеваний. Так, хронические болезни отметили у себя не менее 30 – 50% учащихся 1 – 5 курсов. На 6 курсе число таких лиц составило не менее 65%.

Аналогичная тенденция выявлена при оценке частоты возникновения у учащихся острых респираторных вирусных инфекций в течение года. Наибольшая распространенность острых респираторных заболеваний, указывающая на снижение показателей резистентности организма, отмечена преимущественно у студентов старших курсов (5 – 6 курсы) – 30-40% против 15% среди лиц 1 – 2 курсов.

Выводы.

Таким образом, проведенный анализ образа жизни современных студентов медицинского вуза позволил установить особенности и закономерности формирования различных факторов риска, в наибольшей степени оказывающих влияние на самочувствие и здоровье студентов в период высоких умственных нагрузок.

Источник

Образ жизни как медико-социальный показатель здоровья

Дата публикации: 04.02.2018 2018-02-04

Статья просмотрена: 508 раз

Библиографическое описание:

Ожигина, С. Н. Образ жизни как медико-социальный показатель здоровья / С. Н. Ожигина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 66-67. — URL: https://moluch.ru/archive/191/48182/ (дата обращения: 08.06.2021).

Определение понятия образа жизни в философии существовало с давних времен. К.Маркс и Ф.Энгельс дали такое определение образу жизни — общественное явление, которое неразрывно связано со способом производства. Они говорили, что способ производства «это. определенный образ жизни» [5]. Образ жизни является типом жизнедеятельности людей, который так или иначе обусловлен независимыми процессами формирования общества.

Имеются несколько моделей составных элементов образа жизни, которые разрешают изучать его воздействие на здоровье разного рода групп населения. К ним относятся производственная, социальная активность, бытовая деятельность, социально-культурная, медицинская, физическая активность и другие.

Социальные условия и факторы, которые определяют и опосредуют здоровье людей многообразны и сложны, в связи с чем они требуют учета нескольких или большого числа взаимодействующих факторов, определяющих разнообразные выражения жизненной деятельности, показатели здоровья населения.

В социально-гигиенических и в особенности комплексных исследованиях, которые содержат и наблюдения за пациентами (социально-клинические исследования), определены соотношения социальных условий и показателей здоровья людей [3].

Состояние здоровья во многом определяют семейная атмосфера, взаимоотношения внутри семьи, семейное положение. Довольно отчетливо представлено отрицательное воздействие конфликтов в семье, положения женщин в семье и других условий на результат родов. Так, преждевременные роды у женщин, которые не состоят в законных отношениях, наблюдаются в 4 раза чаще [3].

Состав и положение семьи значительно влияют и на распространенность некоторых болезней. К примеру, в неполных семьях (как правило, без отца) часто болеющих детей первых 3 лет жизни в 1,5–2 раза больше, чем в полных. Также, в 4 раза выше заболеваемость пневмонией у детей в неполных семьях, чем в полных [4]. Тяжелая атмосфера внутри семьи, негативный психоэмоциональный фон содействуют формированию и более сильному характеру ревматизма, в подобных семьях в 2,3 раза больше детей с язвенной болезнью желудка и в 1,7 раза — с гастродуоденитами [5].

Даже при таких болезнях, развитие которых, казалось бы, сопряжено с определенными физическими влияниями, выявляется действие семейных условий, иногда значительное. К примеру, в социально-гигиеническом исследовании остеохондроза пояснично-крестцового отдела, вместе с важностью анатомических повреждений, перенесенных травм, существенного физического перенапряжения, переохлаждения, описано важное значение производственных и семейных условий, в первую очередь, проблемных отношений в семье [5].

Одним из показателей, которые описывают особенности образа жизни, является режим дня. Несоблюдение порядка отдыха, сна, приема пищи, занятий в школе достоверно служит развитию разных болезней и неблагоприятно влияет на их течение, отрицательно отражается на заболеваемости, содействует возникновению нарушений и запаздыванию физического и интеллектуального развития, негативно действует на другие показатели здоровья населения. У каждого 3-го ребенка, который не придерживался режима дня, наблюдались частые острые и хронические заболевания, низкие данные физического развития и иные.

Читайте также:  Какие упражнения выбрать для здоровья

Социальные факторы и условия образа жизни влияют на развитие различных заболеваний. Негативные факторы образа жизни (табакокурение, психоэмоциональные перенапряжения, нарушения питания, употребление спиртных напитков, низкий уровень медицинской активности) являются главным фактором формирования и развития ишемической болезни сердца, язвенной болезни желудка, сахарного диабета. Их доля в возникновении болезней превышает 60 % [2].

В становлении и течении злокачественного новообразования желудка играет роль несоблюдение режима питания (нерегулярное употребление еды, постоянное питание всухомятку, плотная еда на ночь, переедание, прием пережаренной и слишком горячей еды, специй) в совокупности со злоупотреблением спиртным и табакокурением, кроме этого, профессиональные вредности, напряженная физическая работа, психоэмоциональная нагрузка. К возрасту 40 лет складывается прочный неправильный образ жизни, располагающий развитию рака желудка [1].

В некоторых исследованиях определено, что на заболеваемость раком легкого оказывают воздействие географические обстоятельства (место проживания), переселение людей, злоупотребление алкоголем и в особенности курением; на заболеваемость раком кожи действуют эти же условия и, к тому же, плохие стереотипы (умывание лица горячей водой, долгое пребывание на солнце) [6]. Для некоторых факторов риска имеется возможность оценки в баллах. Это разрешает установить силу их влияния.

Особенно необходимо указать на высокую значимость злоупотребления спиртными напитками и курением. Исходя из рассуждений экспертов, к злоупотреблению алкоголем влекут поддерживающиеся алкогольные обычаи, либеральная, спокойная, а иногда и одобрительная позиция в отношении алкоголизма, недостатки воспитания в семье, школе, рабочем коллективе, дефекты санитарно-просветительной деятельности, внутрисемейные конфликтные ситуации и иные индивидуальные причины [3]. В большинстве случаев, формированию наклонности к алкоголизму и табакокурению способствует модель поведения окружающих. Данные пристрастия, которые в некоторых случаях превращаются в заболевание, создаются на основе низкого уровня культуры, неспособности грамотного распоряжения свободным временем, неосведомленности о правилах здорового образа жизни. Подобные факторы обуславливают предпосылки для установки на злоупотребление спиртными напитками.

Таким образом, исходя из обзора литературы по вопросу медико-социальных основ образа жизни, можно сделать вывод о том, что образ жизни приводит к развитию многих болезней. Причем стереотипность образа действий выражена в такой степени, что крепко закрепляется при существенной перемене условий жизнедеятельности. Описанные примеры служат доказательством утверждений о важнейшей роли образа жизни в установлении здоровья и патологических состояний. Их анализ привел к заключению о том, что здоровье обуславливается воздействием факторов образа жизни (в 50–57 %) и непосредственно зависит от них.

  1. Беляева Ю. Н. Современные тенденции заболеваемости болезнями органов пищеварения в Российской Федерации и на региональном уровне // Материалы 72-й научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием: «Молодые ученые — здравоохранению» — Саратов. Изд-во СГМУ.- 2011г.- С.79–83.
  2. Глобальный доклад ВОЗ о положении в области алкоголя и здоровья // Всемирная организация здравоохранения, 2014. — 286 с.
  3. Казанцева Л. К., Тагаева Т. О. Факторы, влияющие на общественное здоровье населения российских регионов //Регион: Экономика и Социология. -2008.- № 4.- С. 102–118.
  4. Кулов Д. Б., Нурмаганбетов Н. А., Айдымбеков А., Цой М. М., Цой В. А. Динамика заболеваемости детей, воспитывающихся в неполной семье // Медицина и экология. — 2007. — № 1. — С. 48–51.
  5. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю. П. Лисицын. — М., 2010.
  6. Рахматов А. А. Научные основы здорового образа жизни // Образование и воспитание. — 2016. — № 2. — С. 5–7

Источник

Adblock
detector