Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях
Введение
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это — основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых — сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их работа, как правило связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Как правило занятия физкультурой у бакалавра и специалиста проходят в форме активного отдыха.
Отдых — состояние покоя или такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Труд и отдых неразрывно связанны между собой в учебной, производственной и других сферах деятельности человека. Недостаточный отдых ведет к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха к переутомлению, что снижает защитные силы организма и может способствовать возникновению различных заболеваний, снижению или потере трудоспособности. Рациональный режим труда и отдыха позволяет сохранить здоровье и высокую трудоспособность в течение длительного времени.
Глава 1. Понятие здоровья
Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже).
К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.
Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения.
Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля. Всемирный день психического здоровья — 10 октября.
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
Виды здоровья
Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.
Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Однако определение понятия здоровья, данное экспертами ВОЗ, не раскрывает цель его сохранения и важность для человека. С точки зрения целевой функции здоровья, В.П. Казначеев (1975) дает следующее определение данного понятия: «Здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни».
Исходя из этого определения, целью здоровья является: «обеспечение максимальной продолжительности активной жизни».
Признаки здоровья
Анализ существующих определений понятий здоровья позволил выявить шесть основных признаков здоровья.
1. Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации — клеточном, гистологическом, органном и др. Нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
2. Динамическое равновесие организма, его функций и факторов внешней среды или статическое равновесие (гомеостаз) организма и среды. Критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма окружающим условиям.
3. Способность к полноценному выполнению социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
4. Способность человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация). Здоровье отождествляют с понятием адаптация, так как, чтобы система могла сохраняться, она должна изменяться, приспосабливаться к переменам, происходящим в окружающей среде.
5. Отсутствие болезней, болезненных состояний и болезненных изменений.
6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов.
Считают, что оценку здоровья следует проводить в динамике для каждого отдельного человека, в соответствии с его индивидуальными особенностями и текущим состоянием. Понятие индивидуального здоровья отражает здоровье, свойственное конкретному человеку. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т.д. Для полного представления, учета индивидуальных показателей здоровья человека в настоящее время выделяют восемь основных групп показателей индивидуального здоровья (таблица 1), значительная часть их может быть выражена количественно, что позволяет получить суммарную величину уровня здоровья, кроме того, динамика показателей индивидуального здоровья позволит судить о состоянии и перспективах здоровья данного человека.
Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях
1) Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
2) Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.
3) Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.
4) Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом; определяется как «наука и искусство профилактики заболеваний, продления жизни и укрепления здоровья через организованные усилия и осознанный выбор общества, организаций, государственное и частное, общинное и индивидуальное». Методы профилактики общественного здоровья — внедрение образовательных программ, разработка политики, обслуживания, а также проведение научных исследований.
С понятием общественного здоровья связано понятие вакцинации. Большое положительное воздействие государственных программ в области здравоохранения широко признаётся. Отчасти в результате политики в области здравоохранения в XX веке зарегистрировано снижение смертности младенцев и детей, а также постоянное увеличение продолжительности жизни во многих частях мира. Например, подсчитано, что средняя продолжительность жизни американцев увеличилась с 1900 г. на 30 лет, а во всём мире — на шесть лет.
Здоровый образ жизни
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций [23], для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Источник
Общественное здоровье, факторы его определяющие. Показатели, используемые для оценки здоровья населения.
«Здоровье (health) — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физич. недостатков» (Устав ВОЗ, 1948 г.).
Кроме того, исходя из материалов ВОЗ, можно дать следующие определения:
1. «Здоровье населения (health of the nation) — это медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей».
2. «Общественное здоровье (public health as resource) — это медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности».
В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья принято выделять 4 уровня его изучения:
– 1-й уровень — индивидуальное здоровье (здоровье отдельного человека);
– 2-й уровень — групповое здоровье (здоровье малых социальных или этнических групп);
– 3-й уровень — региональное здоровье (т. е. здоровье людей, проживающих на конкретной административно-территориальной единице: область, провинция, город, район и т. д.);
– 4-й уровень — общественное здоровье (здоровье общества, населения страны, континента, мира, популяции в целом).
Для оценки индивидуального здоровья используются показатели физического развития, а также ряд условных показателей, среди множества которых наиболее часто встречаются: ресурсы здоровья, потенциал здоровья, баланс здоровья и др.
Как известно, здоровье современного человека является результатом естественной эволюции вида homo sapiens, на которую все большее влияние оказывают социальные факторы. В документах ВОЗ неоднократно указывается, что здоровье людей — качество социальное. В связи с этим для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показатели:
– отчисление валового национального продукта на здравоохранение;
– доступность первичной медико-санитарной помощи;
– охват населения безопасным водоснабжением;
– уровень иммунизации населения (охват иммунизацией населения против шести наиболее распространенных инфекционных болезней: дифтерии, коклюша, столбняка, кори, полиомиелита, туберкулеза);
– степень обслуживания квалифицированным персоналом женщин в период беременности и при родах;
– состояние питания детей;
– уровень детской смертности (в том числе младенческой);
– средняя (ожидаемая) продолжительность предстоящей жизни;
– гигиеническая грамотность населения.
Однако в медико-социальных исследованиях для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья принято использовать следующие группы показателей:
1. Демографические показатели.
2. Показатели заболеваемости.
3. Показатели инвалидности.
4. Показатели физического развития.
Факторы, влияющие на здоровье населения:
1. Социально-экономические факторы (уровень доходов, условия труда, жилищные условия, образование, доступность и качество медицинской помощи…)
2. Биологические факторы (пол, возраст, наследственность…)
3. Природно-климатич и экологические факторы (температура, влажность, уровень солнечной радиации, загрязнение окружающей среды, флора, фауна…)
4. Психологические факторы.
Следует также отметить, что классификации факторов, влияющих на здоровье различного уровня, весьма разнообразны и неоднозначны и зависят от концепции оценки модели здоровья. Несмотря на многообразие подходов к оценке здоровья, факторы, влияющие на групповое, региональное и общественное здоровье, в зависимости от концепции оценки модели здоровья, условно делят на следующие группы:
1) Модель обусловленности здоровья (российские ученые 70-е гг. ХХ в.): генетические + окружающая среда (природная и социальная) + образ жизни + состояние службы здравоохранения;
2) Модель «Поле здоровья» (М. Лалондом): биологические + окружающая среда (природная и социальная) + организация медицинской помощи + индивидуальное поведение;
3) Модель «Поля здоровья» (R. G. Evans, G. L. Stoddart): генетические + природные + социальное окружение + поведение (как производное других факторов здоровья) + организация медицинской помощи;
4) Модель, предлагаемая ВОЗ: наследственные + природная среда + социальная среда (в том числе качество и доступность медицинского обслуживания) + индивидуальные поведение;
5) Модель, предлагаемая И. Н. Гурвич (для городских условий): биологические + жилая среда (природные и ряд социальных), производственные, социальные факторы, индивидуальный образ жизни;
6) Модель факторов здоровья, предлагаемая L. Loying: личностные факторы (в том числе биологические и генетические характеристики, поведение) + окружающая среда (природные факторы и жилище) + социальные;
Источник
ОЗыЗы / Новые / ОЗИЗ как наука и предмет методы
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания. Основные методы науки об общественном здоровье и здравоохранении.
1 вопрос. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания.
Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслуживания.
В отличие от клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельных индивидов, а коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как правило, являются определяющими.
Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.
Ведущее значение при изучении данной дисциплины имеет вопрос об эффективности влияния на здоровье населения мероприятий, которые проводит государство, роли в этом здравоохранения, отдельных медицинских учреждений.
В основе медицины лежат два основных понятия — «здоровье» и «болезнь». В современной литературе существует большое количество определений и подходов к понятию «здоровье».
Определение, принятое ВОЗ: «Здоровье является состоянием полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня:
1 уровень — здоровье отдельного человека — индивидуальное здоровье;
2 уровень — здоровье социальных и этнических групп — групповое здоровье;
3 уровень — здоровье населения административных территорий – региональное здоровье;
4 уровень — здоровье популяции, общества в целом – общественное здоровье.
По мнению экспертов ВОЗ, в медицинской статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном уровне — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности, повышение ощущаемого уровня здоровья.
Здоровье человека может рассматриваться в различных аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-эстетическом, психофизическом и т.д. Поэтому сейчас широко используются термины, отражающие лишь одну какую-либо грань здоровья населения — «психическое здоровье», «репродуктивное здоровье», «общесоматическое здоровье» и т.д. Либо — здоровье отдельной демографической или социальной группы – «здоровье беременных», «здоровье детей» и т.п.
В настоящее время крайне мало показателей, которые объективно отражали бы количество, качество и состав общественного здоровья. Ведется поиск и разработка интегральных показателей и индексов оценки здоровья населения. ВОЗ считает, что эти показатели должны обладать следующими качествами:
1. Доступность данных. Должна существовать возможность для получения требуемых данных без проведения сложных специальных исследований.
2. Полнота охвата. Показатель должен быть получен из данных, охватывающих все население, для которого он предназначен.
3. Качество. Национальные (или территориальные) данные не должны изменяться во времени и пространстве таким образом, чтобы на показатель оказывалось значительное влияние.
4. Универсальность. Показатель по возможности должен быть отражением группы факторов, которые определены и влияют на уровень здоровья.
5. Вычислимость. Показатель должен рассчитываться как можно более простым и не дорогостоящим способом.
6. Приемлемость (интерпретируемость). Должны существовать приемлемые методы для расчета показателя и его интерпретации.
7. Воспроизводимость. При использовании показателя здоровья разными специалистами в различных условиях и в различное время результаты должны быть идентичными.
8. Специфичность. Показатель должен отражать изменения только в тех явлениях, выражением которых он служит.
9. Чувствительность. Показатель здоровья должен быть чувствительным к изменениям соответствующих явлений.
10. Валидность. Показатель должен быть истинным выражением факторов, мерой которых он является.
11.Репрезентативность. Показатель должен быть представительным при отражении изменений в здоровье контингентов населения, выделенных для целей управления.
12. Иерархичность. Показатель должен конструироваться по единому принципу для разных иерархических уровней, выделяемых в изучаемой совокупности населения для учитываемых заболеваний, их стадий и последствий.
13. Целевая состоятельность. Показатель здоровья должен адекватно отражать цели сохранения и развития (улучшения) здоровья и стимулировать общество к поиску наиболее эффективных путей достижения этих целей.
В медико-социальных исследованиях для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья в России традиционно принято использовать следующие индикаторы: 1. Демографические показатели. 2. Заболеваемость. 3. Инвалидность. 4. Физическое развитие.
ВОЗ для оценки общественного здоровья рекомендует следующие показатели:
1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
2. Доступность первичной медико-социальной помощи.
3. Охват населения медицинской помощью.
4. Уровень иммунизации населения.
5. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
6. Состояние питания детей.
7. Уровень детской смертности.
8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.
9. Гигиеническая грамотность населения.
С точки зрения общей классификации наук общественное здоровье находится на границе между естествознанием и общественными науками, то есть она использует методы и достижения обеих групп. С точки зрения классификации медицинских наук общественное здоровье стремится заполнить разрыв между группами клинических (лечебных) и профилактических (гигиенических) наук. Общественное здоровье дает обобщающую картину состояния и динамики здоровья и воспроизводства населения и определяющих их факторов.
Методологическая основа общественного здоровья как науки состоит в изучении и правильной трактовке причин и связей между состоянием здоровья населения и общественными отношениями.
К социально-гигиеническим факторам, влияющим на общественное здоровье, относят: условия труда и быта, жилищные условия; уровень заработной платы, культуру и воспитание, питание, отношения в семье, качество и доступность медицинской помощи.
На общественное здоровье оказывают влияние и климато- географические, гидрометеорологические факторы внешней среды.
Значительная часть названных условий может изменяться самим обществом, причем влияние их на здоровье населения может быть как отрицательным, так и положительным.
2 вопрос. Методы общественного здоровья.
1). Статистический метод — основной метод общественных наук. Он позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здоровья населения и определять эффективность деятельности органов и учреждений здравоохранения, широко применяется в медицинских научных исследованиях (гигиенических, физиологических, биохимических, клинических и др.).
2). Метод экспертных оценок служит дополнением к статистическому. Его основная задача — определение косвенным путем поправочных коэффициентов, т.к. общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, прогноз рождаемости, численности населения, смертности и т.п.
3). Исторический метод строится на основе изучения и анализа процессов общественного здоровья и здравоохранения на различных этапах истории. Это описательный метод.
4). Метод экономических исследований дает возможность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику. Для этого используются методы, применяемые в экономических науках при изучении и разработке таких вопросов, как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранением, рациональное использование материальных ресурсов, научная организация труда в органах и учреждениях здравоохранения.
5). Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наиболее рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских центров и т.д.
В общественном здоровье эксперимент не может использоваться часто из-за связанных с ним административно-законодательных трудностей.
6). Метод моделирования развивается в области организации здравоохранения, и состоит в создании моделей организации для экспериментальной проверки. В зависимости от целей и проблем модели значительно варьируют по объему и организации, бывают временными или постоянными.
7). Метод наблюдения и опроса – используется для дополнения и углубления данных, при помощи специальных исследований. Например, для получения более полных данных о заболеваемости лиц определенных профессий — используют результаты, полученные при медицинских осмотрах. Для выявления характера и степени влияния социально-гигиенических условий на заболеваемость или смертность могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп по специальной программе.
8). Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследования занимает эпидемиологический анализ, который представляет собой совокупность методов изучения особенностей эпидемического процесса с целью выяснения причин, способствующих распространению данного явления на данной территории, и разработки практических рекомендаций по его оптимизации. С точки зрения методики общественного здоровья, эпидемиология представляет собой прикладную медицинскую статистику, которая в этом случае выступает как основной, в значительной степени специфический, метод.
Использование эпидемиологических методов на больших популяциях позволяет выделить различные составляющие эпидемиологии: клиническую эпидемиологию, экологическую эпидемиологию, эпидемиологию неинфекционных заболеваний, эпидемиологию инфекционных заболеваний и т.д. В общественном здоровье, выделяют эпидемиологию показателей общественного здоровья.
Источник