Меню

Медико социальные причины отклонений здоровья у детей

Медико социальные причины отклонений здоровья у детей

Социальная педиатрия занимается изучением здоровья конкретного ребенка и различных контингентов детей на групповом и популяционном уровнях в связи с условиями и изменениями социальной среды. Кроме того, разрабатывает мероприятия по сохранению и укреплению здоровья, оказанию медицинской и медикосоциальной помощи детскому населению.

Глобальными задачами социальной педиатрии являются изучение социальных причин болезней, где приоритетным становится здоровье детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, медикосоциальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, организация медицинской и медико-социальной помощи детскому населению [1].

Эффективность лечебно-профилактической работы во многом зависит от социального статуса пациента и влияния общества на возможность сохранения и укрепления здоровья ребенка. В связи с этим преподавание социальной педиатрии вкурсе дисциплины поликлинической педиатрии является актуальным и востребованным.

Врачам-педиатрам, работающим в лечебно-профилактических учреждениях, обязательно требуется наличие навыков и умений в области детской эпидемиологии, семейной психологии и психосоциальных отношений, биоэтики. Они должны качественно разбираться в вопросах охраны здоровья матери и ребенка.

Многие отечественные изарубежные ученые занимались исследованиями и разработками проблем влияния социальных факторов на состояние здоровья детей.

В социальной педиатрии можно выделитьследующиеееразделы:

-правовые проблемы охраны здоровья детей, которые определяются ведущими международными документами;

-биоэтические проблемы педиатрии;

-изучение состояния и тенденций здоровья детей: выявление социальных, биологических и внешнесредовых факторов, угрожающих нормальному развитию и здоровью ребенка, и активное противодействие им;

-проведение превентивных мероприятийвсемьяхвысокогориска;

— организация медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; медицинское просвещениеродителей; — организация социального и медико-социального мониторинга в организованныхдетскихколлективах; — комплексная оценка состояния здоровья детей различных социальных групп;

-организационные и клинико-социальные основы реабилитации и оздоровления детей с хроническими заболеваниями и ограниченными возможностями по состояниюздоровья, инвалидами;

-принципы организации профилактической работы социально-значимых заболеваний;

-формирование здорового образа жизни (ЗОЖ)

-организация межсекторального сотрудничества в деле охраны здоровья детей, прежде всего находящихся и в трудной жизненной ситуации.

В рабочей программе дисциплины «Поликлиническая педиатрия» выделяется незначительное количество часов на вопросы законодательства [2]. Однако мы считаем необходимым расширить знания студентов как в вопросах Российского законодательства, так и в основных документах ВОЗ и ООН, касающихся охраны здоровья детей. Это позволит студентам старших курсов разбираться в обеспечении социальной защиты прав детей и подростков; в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи; в оказании помощи оформления усыновления, опеки и попечительства над детьми и подростками; в информировании членов семей, а также содействии им в решении социально-бытовых проблем, получении льгот, пособий, выплат и других видов социальной защиты; в принципах межведомственной работы с организациями, учреждениями практического здравоохранения и заинтересованными структурами (органами местного здравоохранения, МВД, органами образования, СМИ, Центрамиздоровьядлядетей, СПИД-центрамиидр.).

Знание биоэтики является обязательным разделом любой рабочей учебной программы. Однако ее вопросам уделяется недостаточное внимание. При изучении вопросов социальной педиатрии этот раздел является крайне актуальным вследствие специфики контингента, с которым придется работать врачу педиатру. Актуальным является формирование у студентов понимания особенностей взаимоотношения педиатра с ребенком, его родственниками или опекунами, прав ребенка.

Здоровье детей и формирующих его факторов является также важным вопросомсоциальнойпедиатрии. Существенное влияние на здоровье детей оказывают социальные факторы, характерные именно для семей социального риска.

Выделяют 3 группы факторов, негативно влияющих на здоровье детей [3]:

социально-гигиенические – плохие материально-бытовые условия; низкий уровень общей и санитарной культуры семьи; тяжелые и вредные условия труда родителей, особенно матери; мать или оба родителя являются учащимися и др.;

медико-демографические: неполные семьи; возраст матери до 18 лет и старше 40 лет; наличие в семье ребенка с врожденным или наследственным заболеванием, дефектом развития; случаи выкидышей, мертворождения или смерти ребенка, особенно первого года жизни и др.;

социально-психологические: употребление одним или обоими родителями алкоголем, наркотиками, табакокурение; неблагополучный психологический климат семьи; рождение нежеланного ребенка; жестокое обращение сдетьми.

Многодетность, плохие материально-бытовые условия, наличие психических заболеваний у одного из родителей, алкоголизация родителей или употребление ими наркотических веществ, высокая степень конфликтности между членами семьи, низкая медицинская и социальная активность членов семьи, жестокое обращение родителей с ребенком являются факторами социального риска, которые создают необходимость особого наблюдения специалиста по социальной работе для осуществления медико-социальной защиты и поддержки таких семей.

Читайте также:  Критерии здоровья для машиниста

Специфика работы с детьми и подростками и с самими семьями данного типа состоит в первую очередь в необходимости активного посещения их на дому, желательносовместносучастковым педиатром. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет узнать о ней больше информации.

Понимание студентами основных принципов социального наблюдения за детьми и подростками (раннее выявление социальных факторов риска по формированию патологии -вредные привычки родителей, плохие жилищные условия, образование родителей, питание и нарушение режима дня; выявление семей с «низким» и «высоким» социальным риском) позволяет в будущем улучшить качество медицинской профилактики, укрепить здоровье и повысить качество жизни детей.

Умение выделять семьи «высокого» и «низкого» социального неблагополучия, позволяет вовремя оказывать медико-социальную помощь детям, тем самым снижая воздействие факторов риска на здоровье ребенка [4].

В процессе преподавания дисциплины «Поликлиническая педиатрия» следует акцентировать внимание также на основных параметрах неблагополучия семей, воспитывающих детей-инвалидов: значительный удельный вес возрастно-родящих матерей, превалирование неполных семей, бедность, нестабильная психологическая обстановка, невысокая роль семьи в реабилитационном процессе, недостаточная информированность о заболевании, методах лечения ребенка, социальных льготах.

Принципиальным является изучение организации профилактическойр аботы социально-значимых заболеваний. Студенты должны иметь представление о социально-значимых заболеваниях, их классификации, условиях возникновения, методах диагностики основных видов, профилактике социально-значимых заболеваний, основных задачах семьи и школы в работе с социально-значимыми заболеваниями. Недостаточное знание принципов организации профилактической работы данных заболеваний приводит к отсутствию соответствующих манипуляций.

Раздел «Формирование здорового образа жизни ребенка» является неотъемлемой частью дисциплины. Профилактика соматических заболеваний бессмысленна без развития в сознании пациентов и их родителей мотивации кЗОЖ ребенка.

В современном изменяющемся мире, где растет число экзогенных факторов риска, в том числе и социальных, воздействующих на состояние здоровья ребенка, знание социальной педиатрии является обязательным для каждого врача педиатра. Преподавание социальной педиатрии, как одного из разделов дисциплины «Поликлиническая педиатрия», в дальнейшем позволит выпускникам педиатрического факультета быть конкурентоспособными и достойными представителями профессииврач-педиатр.

Источник

Медико социальные причины отклонений здоровья у детей

Целью исследования явился анализ этиологии нарушений здоровья детей, определение факторов риска здоровья и изучение опыта работы учреждений образования по профилактике детских заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Нарушения здоровья, в медицинском понимании, означают возникновение, рецидивирование и прогрессирование болезней. Согласно исследованиям ряда авторов, в структуре общей заболеваемости у детей в возрасте от 0 до 14 лет 1-е место занимают болезни органов дыхания (50,1%), 2-е — болезни органов пищеварения (6,5%), 3-е — болезни глаза и его придаточного аппарата (5%) [6; 7]. При этом следует подчеркнуть, что в структуре общей заболеваемости детей болезни органов дыхания стабильно занимают 1-е место. Согласно Л.И. Дзюбич с соавт., острые респираторные инфекции у детей являются самой частой причиной обращения родителей в детскую поликлинику и составляют около 90% всех заболеваний детского возраста [8].

Данные мониторинга физического развития и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствуют, что только 17,3% детей можно считать абсолютно здоровыми, 29,4% — имеют функциональные отклонения, 52,8% — страдают хроническими заболеваниями в стадии компенсации и 0,5% — хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации [5].

В структуре хронических заболеваний старших дошкольников первое место принадлежит болезням хирургической сферы [3]. На втором месте находятся хронические болезни ЛОР-органов (гипертрофия миндалин и аденоидов II — III степени, хронический ринит, гайморит, отит). На третьем месте болезни нервной системы (эписиндром, гипертензионно-гидроцефальный синдром, последствия детского церебрального паралича).

Одной из наиболее распространённых патологий среди детского населения являются аллергические заболевания, являющиеся серьезной медико-социальной проблемой [4]. По показателям распространенности, тяжести заболевания, уровня социально-экономического ущерба, затрат на лечение аллергические заболевания вошли в число первых трех групп патологий в структуре болезней человека.

Читайте также:  Чем полезна сирень для здоровья человека

Согласно современным научным данным, в структуре аллергических заболеваний отмечается преобладание бронхиальной астмы, атопического дерматита, аллергического ринита.

Этиология нарушений здоровья в детском возрасте объясняется не только генетической предрасположенностью. Реализация наследственной отягощенности провоцируется постоянно растущим количеством неблагоприятных факторов внешней среды: повышение загрязнения окружающей среды транспортными средствами, некачественные продукты питания, изменение иммунитета, под влиянием обширных программ вакцинации, уменьшение числа естественных инфекций и др.

В рамках нашего исследования в дошкольных образовательных учреждениях г. Волгограда (МДОУ «Детский сад № 295», МДОУ «Детский сад № 379») была организована экспериментальная площадка по профилактике аллергических заболеваний [3]. Профилактическая работа предполагала проведение оздоровительных мероприятий, информационную деятельность в отношении родителей и самих детей, повышение уровня гигиенической грамотности.

Нами было проведено анкетирование 107 родителей детей с аллергопатологией, посещающих специализированные группы дошкольных образовательных учреждений г. Волгограда, которое позволило выявить наиболее распространенные факторы, явившиеся «пусковыми» в возникновении аллергических заболеваний у детей. Ответы родителей распределились следующим образом: загрязненность окружающей среды выделили 62 человека (57,9%); пищевой — 52 человека (48,5%); наследственность — 35 человек (32,7%); пыльца растений — 24 человека (22,4%); лекарственные препараты — 23 человека (21,5%); шерсть животных — 21человек (18,7%); домашняя пыль — 18 человек (16,8%); частые острые простудные заболевания — 9 человек (8,4%); затруднились ответить — 9 человек (8,4%); другие причины (прививки, качество продуктов питания) — 5 человек (4,6%) (на данный вопрос можно было дать несколько вариантов ответа).

Представляется понятным, что большинство респондентов — 66 человек (62%) выделили комплекс факторов, явившихся, по их мнению, «пусковым» для дебюта аллергического заболевания. Этот факт подтверждают мнения исследователей о мультифакторной этиологии аллергических заболеваний. Менее половины респондентов, 41 человек (38%), выделили в качестве «пускового» единичный фактор.

Единичные факторы, явившиеся причиной возникновения аллергопатологии, были распределены следующим образом: пищевой — 14 человек (13%); загрязненность окружающей среды — 9 человек (8%); лекарственные препараты — 4 человека (4%); наследственность — 3 человека (3%); пыльца растений — 2 человека (2%); затруднились ответить на вопрос 9 человек (8%).

В ходе исследования мы выяснили, что родители, дети которых посещают специализированные группы, по сравнению с родителями, чьи дети посещают группы общего профиля, отмечали:

  • в 5,5 раза реже наличие ограничений в социальных контактах своих детей и в 2 раза чаще отсутствие подобных ограничений;
  • в 5,5 раза чаще должный / необходимый уровень оказания дошкольным образовательным учреждением оздоровительной помощи детям с аллергопатологией;
  • в 8 раз чаще удовлетворенность оздоровлением ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Большинство (67%) родителей, чьи дети посещают специализированные группы, отметили уменьшение проявлений аллергии, в то время как ни один из родителей, чьи дети посещают группы общего профиля, не отметил положительной динамики.

Полученные результаты свидетельствуют, что специализированные группы для дошкольников с аллергопатологией позволяют улучшить медицинские характеристики детей, повышают медицинскую грамотность и активность родителей, способствуют более оперативному медицинскому сопровождению данного контингента детей.

Согласно многочисленным исследованиям, хронические заболевания оказывают негативное влияние на психику в детском возрасте и способствуют патологическому формированию личности [9]. Так, в условиях хронической болезни у детей возникают невротические расстройства. Длительные заболевания нередко становятся у детей источником задержки общего и психического развития. Часто стойкая астения, сопровождающая заболевание, снижает общий психологический тонус, приводит к нарушению эмоционально-волевой сферы. Ослабленные в связи с перенесенными заболеваниями дети, как правило, испытывают затруднения в приобретении знаний, выработке навыков и умений.

Опыт сотрудничества с педагогами ряда школ г. Волгограда позволяет говорить о негативном влиянии на состояние здоровья школьников самого процесса образования. Среди основных факторов риска здоровья выделяют:

  • интенсификацию учебного процесса, провоцирующего перегрузку нервной системы и эмоциональное напряжение у детей;
  • увеличение объема учебной нагрузки, приводящей к уменьшению продолжительности сна, прогулок на свежем воздухе, двигательной активности;
  • введение инноваций в учебный процесс без учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Читайте также:  Настойки трав для женского здоровья

Вышеназванные факторы риска здоровья способствуют затруднениям в адаптации к школьной жизни, увеличению болезней, развитию близорукости, нарушению осанки, психоневрологическим отклонениям и др.

Специалистами государственного казенного учреждения социального обслуживания «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям» совместно со студентами факультета социальной и коррекционной педагогики под руководством преподавателей кафедры социальной педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета ежегодно осуществляется профилактическая работа, направленная на профилактику детских болезней и формирование здорового образа жизни среди учащихся общеобразовательных учреждений г. Волгограда [1].

Так, на базе Центра регулярно организуется просмотр и обсуждение фильмов, пропагандирующих ценности и культуру здоровья и здорового образа жизни с учащимися общеобразовательных учреждений Ворошиловского района г. Волгограда. Кроме того, систематически проводятся «Уроки здоровья» в младших классах общеобразовательных учреждений (МОУ СОШ № 77, 14, 21, 130, гимназия № 4) Ворошиловского района г. Волгограда [2].

Профилактика заболеваний среди учащихся включает:

  • определение уровня сформированности представлений учащихся о здоровом образе жизни;
  • пропаганду здорового образа жизни среди школьников;
  • развитие у детей потребности заниматься физкультурой и спортом;
  • формирование у детей осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
  • профилактику вредных привычек.

В процессе формирования здорового образа жизни нами используются следующие формы работы:

  • индивидуальные (творческие задания, сочинение-размышление, индивидуальная консультация);
  • групповые (мозговой штурм, ролевые игры, групповые дискуссии, фокус-группы, создание буклетов);
  • массовые («День здоровья», «Быть здоровым — это здорово»). Отметим, что массовые мероприятия подготавливались и проводились самими учащимися, что, по нашему мнению, усиливало интерес детей и давало больший простор для творчества и самореализации.

Современные знания позволяют утверждать, что для эффективного прогнозирования возникновения заболеваний ребенка важно учитывать биологические, социальные и психологические факторы риска здоровья. К биологическим факторам риска можно отнести особенности протекания пренатального, натального и постнатального периода, отягощенность генеалогического анамнеза.

Социальные факторы риска это, прежде всего, дисфункциональная семья, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, низкая материальная обеспеченность, низкий образовательный уровень членов семьи и т.д.

Среди психологических факторов риска выделяют неблагоприятный микроклимат в семье, характерологические особенности матери, наличие у родителей вредных привычек и т.д.

В работах М.А. Кузнецовой, Е.А. Поздеевой, С.Н. Ворониной и др., обращается внимание на роль психогенных факторов в формировании и рецидивировании различных заболеваний. При обследовании пациентов в возрасте от 6 до 14 лет прослеживается прямая зависимость между стилем семейного воспитания, внутрисемейной атмосферой и частотой обострений хронических заболеваний. При этом абсолютное большинство семей признано функционально несостоятельными. К такой категории семей относят неполные, малообеспеченные, асоциальные семьи и др. Патологические стили воспитания установлены в 97,8% таких семей.

Анализ научной литературы и практический опыт работы позволяет говорить, что при одинаковом соматическом и социальном статусе детей определенное сочетание личностных качеств матери и особенностей её отношения к ребенку может носить патогенный характер и провоцировать развитие заболеваний.

Исследователи отмечают, что в первые два года жизни ребенка огромное влияние на его развитие оказывают биологические факторы риска. В последующие годы возрастает влияние социальных и психологических факторов. Безусловно, ряд вопросов требует решения на государственном уровне, между тем хорошо поставленная организация лечебно-профилактической работы позволит в значительной степени нивелировать влияние социально-психологических факторов.

Резюмируя вышеизложенное, можно говорить о разнообразной этиологии нарушений здоровья в детском возрасте. Невысокие показатели соматического неблагополучия детей свидетельствуют о необходимости реализации системного подхода к формированию здорового образа жизни в образовательных учреждениях различного уровня. Эффективный результат в плане полноценного физического, интеллектуального и социального развития детей могут обеспечить комплексные профилактические и оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Рецензенты:

Волчанский М.Е., д.соц.н., профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы, ВолгГМУ, г. Волгоград.

Деларю В.В., д.соц.н., к.м.н., профессор, профессор кафедры общей и клинической психологии, ВолгГМУ, г. Волгоград.

Источник

Adblock
detector