«МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ Учебно-методический комплекс МИНСК ГИУСТ БГУ 2004 УДК ББК П Автор-составитель Э.И. Зборовский, доктор медицинских наук, профессор, . »
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И
СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кафедра социальной работы
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ
ГИУСТ БГУ
Э.И. Зборовский, доктор медицинских наук, профессор,
заведующий кафедрой социальной работы
кафедрой социальной работы
Государственного института управления и социальных технологий
Белорусского государственного университета
2004 г., протокол №
Медико-социальные основы здоровья: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Э.И. Зборовский. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2004. – с.
Учебно-методический комплекс предназначен для изучения… студентами ВУЗов по специальности «Социальная работа».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость и назначение курса в практике социальной работы.
По ставшим традиционными определениям социальная работа рассматривается как профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Из Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) также известно, что здоровье определяется как отсутствие не только болезни или увечья, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.
Таким образом, состояние здоровья в стратегии ВОЗ четко связывается с нарушением не только физиологических механизмов в деятельности организма, но и его психическим и социальным благополучием, которое определяется в первую очередь социальными факторами. Подводя итоги деятельности разных стран по охране здоровья во второй половине ХХ столетия, в стратегии «Здоровье всем в ХXI столетии», ВОЗ обращает внимание на три основные социальные детерминанты здоровья: доходы, занятость, образование. Опыт наших и зарубежных исследований также демонстрирует, что основные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной недостаточности, требующей социальной помощи, поддержки и реабилитации человека, связаны в первую очередь с возможностью полноценного функционирования личности в социальной среде, обусловленного состоянием здоровья. Таким образом, социальное окружение человека и его здоровье связаны между собой тесной причинно-следственной связью. Не случайно немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр, исследовавший проблему счастья человека, пришел к выводу, что оно на 9/10 зависит от здоровья.
Медико-социальные основы здоровья призваны дать знание, навыки и умения по защите населения посредством предупреждения и коррекции социальных факторов, ведущих к ограничениям жизнедеятельности и социальной недостаточности.
Цель курса: Дать будущим специалистам по социальной работе теоретические и практические навыки, позволяющие обеспечить в рамках социально-психологической помощи населению и социальной реабилитации личности решение следующих задач:
1. Сохранение собственного здоровья, опираясь на основы медицинских знаний в комплексе с социально-психологическими, реабилитационными и другими специальными и общеобразовательными дисциплинами.
2. Сохранение и укрепление общественного здоровья социальными мерами, знакомство с основами социальной медицины.
3. Предупреждение нарушений здоровья, обусловленных медикосоциальными причинами.
4. Развитие общественного здравоохранения и общественной социальной защиты.
5. Предупреждение ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности среди различных категорий населения, имеющего медико-социальные нарушения здоровья, опираясь на взаимодействие с медицинским сектором страны.
6. Формирование на предприятиях и административных территориях социальных программ здорового образа жизни, управления социально обусловленными показателями здоровья населения, опираясь на основные социальные детерминанты здоровья, обоснованные в программах Всемирной организации здравоохранения и других научных исследованиях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
для студентов дневного отделения Количество часов № Название темы Лек- Семин Практ. КСР п/п ции Предмет, объект, назначение, исторические и 1 2 теоретические предпосылки курса медикосоциальные основы здоровья Проблема здоровья в христианстве 2 2 Социальная медицина и медико-социальные 3 основы здоровья Социальная медицина и проблема социальной 4 защиты человека с дефектами здоровья (ограниченными возможностями) Социальная гигиена и социальная медицина в 5 2 ХХ столетии Эпидемиологические акции здоровья и их социальное значение Болезнь – стесненная в своей свободе жизнь Социальные проблемы здоровья во Всеобщей Медико-социальная работа и здоровье Общественное здоровье и моя специальность Комплексная КСР (промежуточный зачет) п/п Политика ВОЗ «Здоровье для всех». Задачи и стратегии последней четверти ХХ века Здоровье для всех в XXI столетии – политика Здоровье молодежи и здоровье пожилых в политике ВОЗ Психическое и соматическое здоровье населения Конституция и темперамент человека в риске неинфекционных заболеваний и индивидуальная устойчивость к болезни Несчастные случаи, травмы, их медикосоциальные последствия и профилактика в социальной работе Табак – медико-социальные последствия, пути решения проблемы Алкоголь – медико-социальные последствия потребления, стратегии решения проблемы Профессия, труд и здоровье Экология и здоровье. Медико-социальные последствия аварии на ЧАЭС Народонаселение и здоровье человека в документах ООН. Всеобщий дизайн и здоровье СПИД – медико-социальные последствия и предупреждение Семья, ее традиции и медико-социальные проблемы здоровья Интегральная программа профилактики неинфекционных заболеваний (промежуточный зачет по КСР) Антропометрические изменения и заполнение опросников при эпидемиологическом изучении Организация и проведение эпидемиологического профилактического медико-социального исследования, формирование выборок и архива для длительных наблюдений Медико-социально-психологическая защита работающих на предприятиях и в учреждениях Этика и этикет в формировании здорового образа жизни
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Предмет, объект, назначение, исторические и теоретические предпосылки курса медико-социальные основы здоровья.
Понимание здоровья и болезни в древности. Взгляды Гиппократа, Авиценны, Галена на связь болезни со средой. Этика и здоровье в древности. Солернский кодекс здоровья. Современное понятие здоровья в трактовке ВОЗ. Распределение (в %) и интеграция составляющих потенциала здоровья нации по Ю.П.Лисицыну. Зависимость между здоровьем и счастьем по А.Шопенгауэру, направления охраны здоровья, развиваемые ВОЗ (укрепление здоровья, профилактика заболеваний, лечение, реабилитация). Общественное здравоохранение, социальные детерминанты здоровья по ВОЗ. Определение предмета, объекта и задач курса медико-социальные основы здоровья.
Тема 2. Проблема здоровья в христианстве.
Здоровье в идеях Ветхого и Нового завета. Здоровье в десяти заповедях. Социальные последствия нарушения этических норм, устанавливаемых заповедями. Формирование социальных принципов здоровья под влиянием веры: единство вида; единство цели; ответственность за род и уважение к труду предков; обновление человека; совесть. Критерии добра и зла. Кантовский императив. Золотое правило нравственности. Медико-социальные аспекты здоровья в социальных концепциях христианских конфессий. Связь христианских представлений о посте с известными факторами риска болезней цивилизации.
Тема 3. Социальная медицина и медико-социальные основы здоровья.
Холистический подход в древней медицине. Дифференциация и специализация медицины последнего столетия. Потеря принципа холизма. Биологизация взглядов на причины болезней. Предмет, задачи, объект социальной медицины. Место в социальной медицине таких социальных факторов, как занятость, образование, доходы, цели жизни, жизненные ценности, семейное положение, личностные взгляды. Различия между клинической и социальной медициной. Штрихи истории социальной медицины: Эхнатон, Гиппократ, Теофраст, Аристотель. Социальная медицина в эпоху Авиценны. Основные труды и взгляды Авиценны, отражающие вклад в социальную медицину. История возникновения и смысл медицинской эмблемы и белого халата. Значение нравственной чистоты для здоровья в представлениях медиков древности.
Тема 4. Социальная медицина и проблема социальной защиты человека с дефектами здоровья.
Индустриализация и социальные проблемы здоровья. Принципы социальной защиты людей с дефектами здоровья. Опыт социальной защиты людей с ограниченными возможностями в Германии в период правления Бисмарка. Развитие врачебно-трудовой экспертизы в СССР и здоровье. Особенности подхода к социальной медицине, формировавшиеся в СССР. Здоровье и инвалидность. Инвалиды и общество. Фактический удельный вес инвалидов среди населения Республики Беларусь и по данным ООН, социальная значимость имеющихся различий для здоровья. Опыт республиканской конференции на тему: «Социальные и медицинские проблемы профилактики инвалидности и сохранения трудовых ресурсов» (Минск, 1988). Принципы сохранения здоровья и профилактика инвалидности в законах Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов» и «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (1991; 1994).
Тема 5. Социальная гигиена и социальная медицина в ХХ столетии.
Понятие о социальной гигиене. Различия между социальной гигиеной и социальной медициной. Н.А.Семашко, его взгляды на здоровье и вклад в развитие социальной гигиены и советского здравоохранения.
Первые кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения.
Достижения социальной гигиены в СССР. Первичная медикосанитарная помощь (Алма-Атинская конференция 1978 г.). Профессорпсихиатр П.Б.Ганнушкин и его взгляды на социальную роль психиатрии. Социальные проявления психопатии по П.Б.Ганнушкину и вялотекущей шизофрении по А.В.Снежневскому. Примеры организации помощи больным с психическими заболеваниями с использованием трудовой деятельности – опыт Оренбурга, Беларуси и др. Первые институты социальной медицины в Западной Европе и США, социальноэкономические причины, вызвавшие их создание, назначение, отличие от институтов традиционной клинической медицины.
Тема 6. Эпидемиологические акции здоровья и их социальное значение.
Понятие эпидемиологии. Олимпийские игры в древности как эпидемиологические акции здоровья. Значение для здоровья трансформации массовых игр в профессиональные спортивные олимпиады. История зарождения олимпийского спорта. Массовые акции здоровья в СССР в 20-30-е годы ХХ столетия. Айсидора Дункан. ГТО. Антиалкогольная кампания 80-х годов и ее влияние на здоровье населения СССР.
Тема 11. Медико-социальная работа (предмет, общие принципы).
Определение понятия медико-социальной работы. История становления медико-социальной работы в России. Опыт Н.И.Пирогова, Ф.П.Гааза. Основные аспекты медико-социальной работы в отечественном и зарубежном опыте. Бригадные формы медико-социальной работы в Великобритании, США, Германии. Задачи социальных работников, работающих в здравоохранении (по Б.Брекману и опыту Беларуси).
Медико-социальная само- и взаимопомощь. Самоконтроль на примере артериальной гипертонии, социально-психологический смысл самоконтроля. Дома сестринского ухода, кризисные центры и их возможности в решении проблем здоровья.
Тема 12. Комплексная КСР (промежуточный зачет) Тема 13. Политика ВОЗ «Здоровье для всех». Задачи и стратегии последней четверти ХХ века.
История формирования Европейской политики «Здоровье для всех». Значение консенсуса между странами Европы для формирования политики ВОЗ «Здоровье для всех». Принципы формирования политики ВОЗ, включавшей 38 задач. Задача 1 – справедливость в вопросах охраны здоровья. Задача 2 – качество жизни и здоровье. Задача 3 – лучшие возможности для инвалидов. Задача 4 – сокращение распространенности хронических болезней. Задача 6 – сохранение здоровья в старости. Задача 7 – здоровье детей и молодежи. Задача 8 — здоровье женщин. Медико-социальный смысл задач.
Стратегии достижения целей: образ жизни; здоровая окружающая среда; медико-санитарная помощь.
Стратегии развития в целях достижения здоровья для всех (наука, информация, людские ресурсы, партнерство, этика и пр.). Основные результаты реализации политики ВОЗ к 2000 г.
Тема 14. Здоровье для всех в XXI столетии – политика ВОЗ.
Основные положения Всемирной декларации по здравоохранению 1998 г. Показатели здоровья и демографии на рубеже веков. Основные отличия политики ВОЗ на начало XXI столетия. Связь бедности, безработицы и здоровья. Общественное здравоохранение и его место в новой политике ВОЗ. Основные особенности представления 21 задачи политики ВОЗ до 2020 г. Связь новой политики с идеями первичной медикосанитарной помощи, провозглашенными на Алма-Атинской конференции в 1978 г. Основные задачи политики ВОЗ, носящие общесоциальный характер. Задача 1 – солидарность в интересах здравоохранения;
Задача 2 – равенство в вопросах охраны здоровья. Задача 3 – здоровое начало жизни. Социальные периоды в жизни человека, имеющие медико-социальные последствия.
Тема 15. Здоровье молодежи и здоровье пожилых в политике ВОЗ.
Основные показатели здоровья детей и молодежи.
Задачи, касающиеся детей: жизненные навыки, здоровый выбор, вредные привычки поведения, проблемы беременности, зависимости.
Значение «чувства гармонии и принадлежности» для формирования здорового образа жизни. Пути повышения потенциальных возможностей детей в отношении здоровья: умственные, физические, эмоциональные, социальные возможности.
Показатели здоровья пожилых. Задачи в отношении здоровья пожилых в возрасте 65 лет и 80 лет. Расширение экономической самостоятельности. Функции пожилых в семье (передача опыта детям, внукам, воспитание). Значение технических средств для социальной защиты пожилых. Подготовка к пенсии. Подготовка к уходу из жизни.
Тема 16. Психическое и соматическое здоровье населения.
Частота психических проблем в обществе. Физическое и психическое здоровье, их взаимообусловленность. Депрессии. Самоубийства.
Рекомендации ВОЗ по критическому уровню самоубийств. Здравоохранительные и социальные проблемы психического здоровья. Задачи специалиста по социальной работе по профилактике суицидов и депрессии. Стресс. Механизмы формирования стресса. Дистресс. Значение стресса для формирования факторов риска. Образовательные кампании в Швеции, снизившие уровень самоубийств. Опыт Германии в проведении профессиональных тренингов для людей с депрессиями и пограничными состояниями. Профессиональное переобучение. Медицинское, социальное, психологическое сопровождение профессионального переобучения.
Тема 17. Конституция и темперамент человека в риске неинфекционных заболеваний и индивидуальная устойчивость к болезни.
История формирования учения о конституции человека. Типы конституции по Гиппократу, Черноруцкому, Шелдону. Гиподинамия, психологический стресс как факторы дезадаптации в социальной среде.
Соматотипическая концепция различий в продолжительности жизни мужчин и женщин. Социальные и психофизиологические особенности образа жизни человека на рубеже XX-XXI столетий и конституция.
Социальные и экономические факторы, определяющие нарастание гиподинамии и психологического стресса в социальной среде. Количественное выражение изменений. Индивидуальная, соматотипическая дезадаптация. Эндоморфия, мезоморфия, эктоморфия. Особенности темперамента при висцеротонии, соматотонии, церебротонии.
Генотипические и фенотипические проявления конституции.
Принципы повышения индивидуальной устойчивости к социальным факторам среды – гиподинамии, психологическому стрессу и др. Понятие об индивидуальных жизненно-важных факторах риска неинфекционных заболеваний. Существует ли «хорошая» и «плохая» конституция? Конституциональная зависимость частоты новых случаев ИБС в популяции мужчин. Примеры использования конституции в практике социально-психологической помощи.
Тема 18. Несчастные случаи, травмы, их медико-социальные последствия и профилактика в социальной работе.
Производственный и автодорожный травматизм. Социальные последствия травм. Частота и тяжесть дорожного травматизма в Западной и Восточной Европе. Средства снижения травматизма на дорогах. Экономические потери от автодорожного травматизма. Задачи по снижению травматизма, сформированные ВОЗ, стратегии снижения, нерешенные проблемы в профилактике ДТП. Место социальных служб в решении проблем профилактики и ликвидации социальных последствий травматизма.
Тема 19. Табак – медико-социальные последствия, стратегии решения проблемы.
Механизм влияния на здоровье и социальные последствия табакокурения. Задачи по снижению распространенности табакокурения к 2015 г., определенные документами ВОЗ. Мадридская хартия 1988 г. и десять стратегий «За Европу без табака». Варшавская декларация «За Европу без табака», 2002 г. Эффективность профилактических вмешательств при табакокурении: беседы, антитабачные жевательные резинки, аурикулоакупунктура. Требования к составлению программы «Молодежь за жизнь без табака».
Тема 20. Алкоголь – медико-социальные последствия потребления, стратегии решения проблемы.
Механизмы и медико-социальные последствия воздействия алкоголя на человека и человечество. Масштабы проблемы. Допустимый и реальный уровни потребления алкоголя в Республике Беларусь и Европе. Задачи, поставленные ВОЗ по снижению потребления алкоголя к 2015 г. Европейская хартия по алкоголю: десять стратегий деятельности в отношении алкоголя. Требования к составлению программы: «Молодежь за трезвые перспективы».
Тема 21. Профессия, труд и здоровье.
Труд и здоровье в онто- и филогенезе. Труд в формировании нравственной и физически здоровой личности. Адаптационный синдром. Труд – источник благосостояния, здоровья и счастья. Трудоспособность – общая, профессиональная, ограниченная. Профессиональные заболевания (классификация). Принципы социальной защиты при профвредностях. Список профессий № 1 и № 2. Здоровье на производстве. Рекомендации МОТ по установлению пенсии по возрасту лицам с опасными условиями труда. Социальные факторы риска болезней цивилизации в условиях производства. Задачи специалиста по социальной работе по укреплению здоровья и социальной защите работников предприятия, текущая работа, формирование профилактических программ.
Тема 22. Экология и здоровье. Медико-социальные последствия аварии на ЧАЭС.
Человек и природа. Взгляды Вернадского на природу. Экологические факторы, влияющие на здоровье. Радиооблучение и стресс. Медико-социальные и психологические последствия аварии на ЧАЭС. Принципы ликвидации и минимизации социальных последствий. Законодательство. НКРЗ. Социальная защита, направленная на укрепление здоровья. Опыт Японии и Белоруссии. Колокол Нагасаки. Защита здоровья здоровых и инвалидов. Этические аспекты защиты пострадавшего населения. Формирование рентных установок. Пути совершенствования защиты.
Тема 23. Политика народонаселения и развития ООН, здоровье человека в Республике Беларусь и документах ООН. Всеобщий дизайн и здоровье.
Демографические данные по здоровью населения в Республике Беларусь. Рождаемость, смертность, крест смерти. Основные принципы и целевые области политики народонаселения и сохранения здоровья в документах Каирской конференции по народонаселению и развитию (1994 г.), Всемирной программы действий в отношении инвалидов, Стандартных правил ООН в отношении инвалидов (1993 г.). Всеобщий дизайн и здоровье. Профилактика инвалидности в законах Республики Беларусь. Рекомендации Республиканской конференции по профилактике инвалидности и сохранению трудовых ресурсов 1988 г. Дополнения ООН к стандартным правилам по защите инвалидов 2002 г. Медико-социальные аспекты здоровья в законодательстве Республики Беларусь (Закон о социальной защите инвалидов, Закон о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов).
Тема 24. СПИД – медико-социальные последствия и предупреждение.
Понятие о СПИД. Иммунодефицит. Частота, проявления, медикосоциальные последствия, причины распространения. СПИД и трудоспособность. Профилактика. Координация работы по борьбе со СПИД в РБ. Задачи медицинских и социальных служб. Индивидуальные и общественные меры профилактики. СПИД и беременность. СПИД и девиантное поведение, наркомания.
Тема 25. Семья, ее традиции и медико-социальные проблемы здоровья.
Семья как социальная структура. Типы семьи. Традиции семьи и передача детям опыта здорового образа жизни. Понятие здорового образа жизни и семья. Традиции питания и здоровье. Взаимосвязь поколений. Память предков и здоровье. Наследственные болезни, конституциональная предрасположенность к болезням и место семьи в их предупреждении, смягчении последствий. Понятие о родословной как мерах формирования представлений о перспективах развития личности и социальной защищенности. Примеры формирования своей родословной и родовода своих дедов. Семья в формировании человеческого достоинства, смысла жизни и мотивации к здоровому образу жизни – условию самореализации личности. Укрепление семьи – сокращение социального сиротства, одиночества, социальной защиты пожилых.
Тема 26. Интегральная программа профилактики неинфекционных заболеваний.
История программы. Опыт фремингемского исследования. Назначение. Концепция. Социальная значимость. Суть факторной концепции профилактики. Понятие о риске. Факторы риска: определение, жизненно важные факторы. Биологические, поведенческие, социальные факторы риска. Содержание понятия – интеграция. Протокол программы. Методы профилактических вмешательств (популяционные, групповые, индивидуальные). Совет директоров профилактической программы ВОЗ (программы СИНДИ) и его медико-социальные задачи. Процесс и результат программы. Место в программе служб здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, информации и пр. Примеры демонстрационных проектов. Источники финансирования. Результаты программы на примере Финляндии, России, Канады, РБ. Руководства по выполнению программы. Методологии и структура программы (плана) профилактики НИЗ. План-схема протокола демонстрационного проекта интегрированной программы СИНДИ. Возможности программы на уровне предприятия, учебного заведения, административного района, области, республики.
Тема 27. Этика и этикет в формировании здорового образа жизни.
Этика и здоровье в традициях медицины на разных этапах ее развития (Гиппократ, Авиценна, Солернский кодекс здоровья). Этика, убеждение и стиль жизни гуманистов средневековья. Благоговение перед жизнью – базовый этический принцип, формирующий отношение личности к жизни собственной и окружающих. Условия и социальная среда, в которой формировался А.Швейцером принцип «благоговения».
Структура популяции населения по отношению к профилактическим вмешательствам. Этика и этикет в формировании вредных привычек и факторов риска неинфекционных заболеваний. Здоровые этические традиции семьи. Структура образа жизни (по Ю.П.Лисицыну), неблагоприятные факторы образа жизни и роль этики в формировании здорового стиля. Этика в регулировании рождаемости. Этические взгляды на здоровье в христианстве. Понятие о «живой этике», сформулированной в учении Рерихов на основе взглядов буддизма. Смысл жизни и мотивация к формированию здорового стиля жизни. Этическое сознание и ступени формирования здорового стиля жизни. Этика и этикет здоровья в стиле работы руководителей предприятий и фирм.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ,
ПЛАН КСР
Тема 1. Медико-социальные основы здоровья – предмет, объект, назначение, исторические и теоретические предпосылки 1. Биологические и социальные предпосылки болезни, понятие о здоровье и болезни в современных условиях.
2. Понятие о здоровье и болезни в Древней Греции, на Ближнем Востоке (Гиппократ, Авиценна, Гален, холизм и медицина).
3. Солернский кодекс здоровья и его медико-социальное значение.
4. Принципы охраны здоровья в земской медицине.
5. Интерпретация идеального и практического определения здоровья в Уставе ВОЗ.
6. Медицинские и социальные детерминанты здоровья (название, трактовка, удельный вес).
7. Общественное здравоохранение, характеристика понятия «медикосоциальные основы здоровья».
Основы социальной работы. – М.: Инфра-М., 1999.
Мартыненко А.В. Медико-социальная работа. – М.: Наука, 1999.
Черносвитов Е.В. Социальная медицина. – М., 2000.
Теория социальной работы. Под ред. Е.Н.Холостовой. – М., 1998.
Большая медицинская энциклопедия.
Тема 2. Проблемы здоровья в христианстве 1. Позиция христианства в воспитании личности (единство здоровья души и тела, мотивация личности к сохранению здоровья, связь привычек образа жизни с понятием ложного кумира).
2. Здравоохранительный и здравосозидательный смысл десяти заповедей Ветхого Завета.
3. Медико-социальный смысл христианства в сохранении устоев семьи, в предупреждении социального сиротства.
4. Возникновение и смысл понятия христианской любви, ее значение для формирования социально-психологических основ здоровья в обществе.
5. Философия христианства и принципы формирования здорового образа жизни человека.
6. Медико-социальный смысл трактовки христианством отношения человека к родителям, предкам, родословной. Описание собственной родословной.
7. Содержание и смысл дня матери (14 октября). Описание традиций этого дня на примере Вашей семьи.
1. Библия.
2. Основы социальной концепции русской православной церкви. – Москва, 2000.
3. Юзеф Майкл. Социальное учение католической церкви. – Рим-Люблин, 1994.
4. Джон Янг. Христианство. – М., 1998.
5. Зигфрид Эрнст. Яко твое есть царство. – Академ-экспресс, 1995.
6. Медицина и церковь. – Минск-Москва, 1999.
7. Збароўскі Э.І. Таямніцы шчасця. – Мінск, 2002. – 208 с.
8. Збароўскі Э.І. Чалавекам быць. – Мінск, 2003. – 208 с.
9. Лекция.
Тема 3. Социальная медицина и медико-социальные Тема 5. Социальная гигиена и социальная медицина в XXстолетии 1. Предмет, объект, задачи, социальной медицины. Удельный вес образа жизни в ряду других составляющих, определяющих здоровье общества.
2. Исторические истоки социальной медицины (Эхнатон, Спарта).
Вклад в социальную медицину Гиппократа, Теофраста, Аристотеля.
3. Социальная медицина на древнем исламском востоке, вклад в нее Авиценны.
4. История формирования и содержание социальных основ здорового образа жизни через нравственную чистоту, жизнь по совести, символ белого халата.
5. Врачебно-трудовая экспертиза как направление социальной медицины в СССР, его отличительные особенности, влияние их на формирование подходов к общественному здоровью.
6. Социально-гигиенические воззрения Н.А.Семашко и его вклад в развитие здравоохранения СССР.
7. Особенности развития, содержание деятельности и различия служб социальной гигиены, лечебной медицины, социальной медицины с 1917г. по настоящее время.
8. Воззрения П.Б.Ганнушкина и А.В.Снежневского на развитие социальной медицины в области психиатрии (девиации и психопатии, вялотекущая шизофрения).
9. Социальные условия, побудившие к созданию первых институтов социальной медицины в странах западной Европы, их назначение и опыт деятельности.
10.Первичная медико-санитарная помощь в СССР. Опыт международной конференции 1978 г. в Алма-Ате.
1. Черносвитов Е.В. Социальная медицина. – М., 2000. – 304с.
2. В.А.Миняев и др. Социальная медицина и организация здравоохранения. – М., 1997, т.1 и 2.
3. Социальная работа. Словарь-справочник. – Изд. «Контур», 1998.
4. Основы социальной работы. Учебник. – М., 2000.
5. Технологии социальной работы. Учебник. – М., 2001.
6. Большая медицинская энциклопедия.
7. Зборовский Э.И. Беда не вина // Неман. 1989. № 4. С.137-144.
8. Зборовский Э.И. Инвалиды и общество // Неман. 2000. № 11. С.181-197.
9. Зборовский Э.И. Право на здоровье – право на жизнь // Неман. 2001. № 11.
10. Зборовский Э.И. Становление специальности «социальная работа» в Республике Беларусь в перестроечный период // Общество, экономика, право:
Сб. науч. тр. – Мн.: ФУСТ БГУ, 2002. – С.4-22.
11. Зборовский Э.И. Панорама демографических тенденций в социальной статистике и технология решения социальных проблем. // Общество, экономика, право: Сб. науч. тр. – Мн.: ФУСТ БГУ, 2003. – С.151-169.
12. Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов. Материалы Международной научно-практической конференции. – Минск, 1998. – 352 с.
13. Лекция.
Тема 7. Болезнь – стесненная в своей свободе жизнь 1. Болезнь – стесненная в своей свободе жизнь (история понятия, биологические, физико-химические, социальные факторы, ограничивающие свободу развития и функционирования личности).
2. Понятие о социальной адаптации – психофизиологическая основа, формы адаптации, особенности и значение социальной адаптации для здоровья человека. Социопатии.
3. Болезнь как ограниченная в своей свободе жизнь и нравственноэтические идеи христианства (свобода личности, христианская любовь, экуменизм).
4. Социальные проблемы эвтаназии, пыток, смертной казни, трансплантации органов в контексте общественного здоровья и рекомендаций этического комитета десятого Конгресса Всемирной Психиатрической Ассоциации в Мадриде в 1996 г.
5. Евгеника как наука о здоровье, ее перспективы и социальные последствия (идеи Дарвина, Гальтона и др.).
Черносвитов Е.В. Социальная медицина. – М, 2000. – 304 с.
Социальная работа. Словарь-справочник. – Контур, 1998.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Словарь-справочник. – Элсон, 1998.
Большая медицинская энциклопедия.
Дж.Харрисон и др. Биология человека. – М., 1979.
Биомедицинская этика: проблемы и перспективы. Материалы межд. конференции. – Мн., 2000. – 172 с.
Тема 8. Социальные проблемы здоровья во Всеобщей декларации 1. История возникновения Всеобщей декларации прав человека, трактовка медико-социальной сущности декларации.
2. Основные социальные детерминанты здоровья и форма их представления в конкретных статьях всеобщей декларации прав человека.
3. Проблемы общественного здоровья в контексте прав на социальное обеспечение, на труд, на определенный жизненный уровень Всеобщей декларации прав человека.
4. Обязанности личности перед обществом и медико-социальные аспекты здоровья в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека.
5. Формы и методы распространения социальных идей декларации социальными службами и использования ее в практике социальной защиты населения.
Всеобщая декларация прав человека.
Зборовский Э.И. Беда не вина // Неман. 1989. № 4. С.137-144.
Зборовский Э.И. Инвалиды и общество // Неман. 2000. № 11. С.181-197.
Зборовский Э.И. Право на здоровье – право на жизнь // Неман. 2001. № 11.
Зборовский Э.И. Основной принцип социальной защиты человека // Ахова працы. 2001. № 11.
Тема 9. Проблемы общественного здоровья в 1. Принцип единства человека и природы в китайской медицине и его медико-социальная сущность (в проблеме сохранения здоровья и лечения человека).
2. Представление китайской медицины о человеке как микрокосме, разновидности диагностики и лечения в китайской медицине, имеющие социальную значимость (в борьбе с табакокурением и другими зависимостями).
3. История возникновения, основные принципы и социальная сущность Айюрведы, как одного из направлений альтернативной медицины.
4. Понятие о болезни и здоровье в альтернативном направлении медицины (Айюрведа), подходы к использованию питания и медитации в этой системе.
5. Понятие о механизмах влияния и показаниях к применению в борьбе с зависимостями иглорефлексотерапии и аурикулоакулунктуры и пр.
1. Коллиндж У. Альтернативная медицина. – М., 1997.
2. Лекция.
Тема 10. Медико-социальные проблемы здоровья и биоэтика 1. Понятие о трансплантации, имплантации, пластике, донорстве, их виды.
2. Социально-психологические и нравственно-этические проблемы донорства и реципиента в процессе трансплантации.
3. Социальный смысл принципа абсолютного приоритета жизни перед смертью. Мировоззрение Альберта Швейцера и его социальное значение в практической деятельности.
4. Прерывание беременности как социальная и нравственно-этическая проблема.
5. Биоэтика и современные биотехнологии.
1. Черносвитов Е.В. Социальная медицина. – М. 2000. – 304 с.
2. Биомедицинская этика: проблемы и перспективы. Материалы межд. конференции. Минск, 12-13 октября 2000 г. – 170 с.
3. Зборовский Э.И. Право на здоровье – право на жизнь // Неман. 2001. № 11.
4. Этика / Под общ.ред. Т.В.Мишаткиной, Я.С.Яскевич. – Минск: ООО «Новое знание», 2002. – 508 с.
5. Лекция.
Тема 11. Медико-социальная работа и здоровье 1. Медико-социальная работа (история формирования, предмет и объект, определение ВОЗ, опыт Н.И.Пирогова, Ф.П.Гааза), социальное значение.
2. Понятие о медико-социальной работе и ее основные направления (аспекты), понятие макро- и микроуровня этой работы.
3. Классическая триада концепции профилактики заболеваний и ограничений жизнедеятельности, ее место в медико-социальной работе по сохранению здоровья населения.
4. Понятие о бригадном принципе, составе бригад и их функциях при оказании медико-социальной помощи пожилым людям. Дома сестринского ухода.
5. Характеристика задач социальных работников, работающих в учреждениях здравоохранения (опыт Б.Брекмана и отечественный опыт).
6. Эпидемиологические акции «здоровье» в медико-социальной практике (понятие, принципы организации, примеры, социальная эффективность).
Мартыненко А.В. Медико-социальная работа. – М.: Наука, 1999. – 240 с.
Социальная работа. Словарь-справочник. – Контур, 1998, – 480с.
Черносвитов Е.В. Социальная медицина. – М., 2000, – 302 с.
Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов. – Минск: БНИИЭТИН, 1998, – 345 с.
6. Зборовский Э.И. Инвалиды и общество // Неман. 2000. № 11. С.181-197.
Тема 12. Общественное здоровье и моя специальность 1. Определите наиболее близкое к вашим интересам направление социальной деятельности, ориентированное на определенную социальную границу. Опишите ваше представление о направлении социальной работы, ориентированной на заботу о здоровье человека или группы лиц, избранных вами мерах профилактики социально-обусловленных заболеваний, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности. Увяжите это представление с определением здоровья ВОЗ, с понятием общественного здравоохранения, с социальными детерминантами здоровья, с удельным весом социальных и биологических факторов, влияющих на потенциал здоровья и другими социальными мерами, рассмотренными в течение данного курса. Для иллюстрации опишите 1примера (случаи) социальных проблем у конкретного человека, которые привели к серьезным социальным последствиям. Опишите профилактические меры, которыми можно было эти последствия предупредить. Какие случаи сыграли определяющую роль в выборе Вами специальности. Можно привести примеры из своей семьи, соседей, друзей, знакомых. Описание составляется в свободной форме, наиболее удобной по Вашему мнению. Описание желательно структурировать по разделам. Используя термины, рассмотренные по программе, приведите, выделив жирным шрифтом, определения этих понятий. Описание должно показать умение студента подготовить доклад на тему «Общественное здоровье и моя специальность», сопровождаемый демонстрацией усвоенного материала.
2. Составьте генеалогическую справку вашей семьи (родители, дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки и т.д., чем глубже, тем лучше) с указанием фамилии, имени, отчества, года и даты рождения и смерти, места рождения, места жительства, рода деятельности. Для мамы, бабушки, прабабушки… в скобках укажите девичью фамилию.
Опишите медико-социальные меры, которые следовало бы провести, чтобы жизнь близких родственников, у которых, возможно, были медико-социальные проблемы, была более длительной, с более высоким социальным и психическим благополучием.
Генеалогическая справка Вашей семьи составляется в виде приложения к эссе «Общественное здоровье и моя специальность», желательно справку напечатать. Генеалогическое дерево должно быть оформлено по принятым формам – один из вариантов такой формы представляется преподавателем.
Генеалогическая справка представляется только преподавателю как отчет о выполненном задании и остается у студента. На обсуждение в группе справки могут быть вынесены только по желанию автора.
1. Коллиндж У. Альтернативная медицина. – М., 1997.
2. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа. – М., 1999.
3. Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов. Матер. межд. конфер. 1996 г. – Мн., 1998. – 345 с.
4. Основы социальной работы. – М., 1999.
5. Фурсов В.М., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М., 2000.
6. Зборовский Э.И. Беда не вина // Неман. 1989. № 4. С.137-144.
7. Зборовский Э.И. Инвалиды и общество // Неман. 2000. № 11. С.181-197.
8. Зборовский Э.И. Право на здоровье – право на жизнь // Неман. 2001. № 11.
9. Черносвитов Е.В. Социальная медицина. – М., 2000.
10. Збароўскі Э.І. Дзесяць крокаў шчасця. – Мінск, 2002. – С.192-197.
11. Збароўскі Э.І. Чалавекам быць. – Мінск, 2003. – 208 с.
12. Лекции.
Тема 15. Политика ВОЗ «Здоровье для всех».
Задачи и стратегии последней четверти XX века»
1. Исходя из политики ВОЗ «Здоровье для всех в 21 столетии», а также опираясь на другие материалы ВОЗ и темы, касающиеся медикосоциальных основ здоровья, здравоохранительные принципы «Всеобщей декларации о правах человека», примеры из нашей жизни, касающиеся факторов риска неинфекционных заболеваний и образа жизни молодежи в социуме, каждый студент пишет свое эссе (письменный ответ), дав ему название (заголовок) по собственному усмотрению. Например, может быть вариант «Мой путь к здоровью через самоусовершенствование».
2. Под заголовком в качестве эпиграфа указываются слова «К здоровью и счастью через чувство гармонии и принадлежности». Этот эпиграф должен определять основное содержание письменного ответа.
3. Желательно изложить в этом эссе собственную доктрину для достижения собственного здоровья и счастья, как свою индивидуальную программу.
4. В эссе включить примеры из собственной жизни или жизни окружающих вас людей.
5. Можно пользоваться консультациями у преподавателя, у товарищей, конспектами, книгами, использовать афоризмы, выдержки, цифры, графики, прогнозы и пр.
Тема 15. Политика ВОЗ «Здоровье для всех».
Задачи и стратегии последней четверти XX века»
Подготовка эссе «К здоровью и счастью семьи через гармонию и Цель эссе: Научить студента систематизированному изложению собственной позиции по вопросу формирования здорового образа жизни через «чувство гармонии и принадлежности». Изложить модель рекомендаций для своей семьи, которая в будущем будет адаптирована к клиенту.
Задача: В политике ВОЗ «Здоровье всем в XXI столетии», в задаче № 4 – Здоровье молодежи – указано, что к 2020 г. молодежь в Европейском Регионе должна быть более здоровой и лучше подготовлена к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе.
— дети и подростки должны обладать лучшими жизненными навыками и возможностью сделать здоровый выбор;
— смертность и инвалидность, связанные с актами насилия и несчастными случаями, в которые оказываются вовлеченными молодые люди, должны сократиться по крайней мере на 50%;
— доля молодых людей, которым свойственны вредные привычки поведения, связанные с употреблением наркотиков, табака и алкоголя, должна значительно сократиться;
— уменьшение частоты беременности у девочек-подростков по крайней мере на одну треть.
Эссе должно показать предлагаемый студентом путь решения этой задачи через такую стратегию, как «чувство гармонии и принадлежности». Международный опыт показал, что здоровье укрепляется, если люди уверены и чувствуют, что жизнью можно управлять, что она имеет смысл, и что они обладают достаточными способностями и возможностями (умственными, физическими, эмоциональными, социальными и материальными) для того, чтобы соответствовать любым предъявляемым к ним требованиям. Если чувство гармонии и принадлежности формируется в период младенчества и детства, то опыт, приобретаемый в семье, детском саду, школе и других, связанных с охраной здоровья условиях, играет немаловажную роль. Молодые люди формируют необходимые возможности и навыки по преодолению проблем, которые ставит перед ними жизнь, осознавая необходимость формирования здорового стиля жизни.
Весьма важно формирование понимания смысла жизни – саморазвитие личности, обладающей физическим, духовным, нравственным здоровьем и социальным благополучием.
Форма представления Эссе излагается на 1-2 страницах отпечатанного текста, в свободной форме. Материал обязательно должен базироваться на фактических данных, полученных в процессе изучения курса «Медико-социальные основы здоровья» и других дисциплин, имеющих отношение к формированию физического, психического и социального благополучия человека. Должна использоваться общепринятая терминология. В заключении автор должен показать свое виденье использования «чувства гармонии и принадлежности» для формирования здорового образа жизни своей семьи. Такими технологиями могут быть традиции семьи, в которых активно участвуют дети. Например, коллективное обсуждение бюджета семьи, празднование дней рождения или других праздников с духовным содержанием, а не обильным застольем, обсуждение путей помощи родственникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, коллективное формирование родословной, собирание альбомов и интересных воспоминаний родственников, физкультурные, творческие семейные вечера, посев грядок на даче и сбор урожая и т.д. Молодой человек в семье, школе, вузе должен ощутить собственную значимость и способность в решении социальных вопросов.
Эссе будут обсуждены на практических занятиях в группе.
Тема 19. Табак – медико-социальные последствия, по проблеме: «Молодежь за жизнь без табака»
Программа составляется по предлагаемой схеме, но предполагает самые широкие инициативы и изобретательность студента. Программы подлежат обсуждению на семинаре, возвращаются студентам для накопления банка собственных проектов и методик для будущей практической работы.
1. Цель программы:
1.1. Обучить студента практическим навыкам составления программы по борьбе с табакокурением среди молодежи и школьников, как меры их социальной защиты.
1.2. Обеспечить студента проектом, который может стать в дальнейшем моделью для формирования соответствующей программы на будущем рабочем месте специалиста по социальной работе, а также при прохождении производственной или преддипломной 2. Задача. Добиться за 2 года снижения курения на 10% среди молодежи 16-25 лет и среди детей до 15 лет. При этом надо видеть общую задачу, поставленную ВОЗ: число некурящих к 2015 году должно быть не менее 80% среди лиц старше 15 лет и около 100% среди тех, кто не достиг 15 лет.
3. Описание коллектива, где проводится программа (характер профессии, половой и возрастной состав, структура коллектива, образование, доходы, рентабельность предприятия и пр.). Студент выбирает один из предлагаемых вариантов: факультет, ПТУ, школа, БГУ, г.Минск, одно из промышленных или сельскохозяйственных предприятий, район города или сельский район (возможен выбор других объектов по согласованию с преподавателем). Желательно ориентироваться на коллектив, где можно рассчитывать на поддержку руководства, спонсорскую помощь… 4. Характеристика частоты курения табака в избранном коллективе.
Курящими считаются те, кто выкуривают хотя бы одну сигарету за сутки. Ранее установлено, что в г.Минске среди мужчин 40-59 лет курят 50%, а в целом среди мужчин 30%, дети начинают курить с 10лет. Распространяется курение среди женщин.
5. Методические подходы, принимаемые за основу программы:
— Рекомендации Мадридской хартии 1988 г. и десять стратегий «За Европу без табака»;
— Варшавская декларация «За Европу без табака» (2002 г.);
— Опыт программы СИНДИ в Республике Беларусь, материалы протокола программы СИНДИ ВОЗ (риск курения для развития инвалидизирующих заболеваний и преждевременной смерти по нозологиям).
6. Сроки и этапы разработка протокола программы и проведения самого исследования по протоколу:
— Разработка протокола – 1 месяц;
— Организация рабочего места, подготовка исполнителей, составление списков популяции, приобретение оборудования, изготовление печатной продукции и пр.;
— Пилотное исследование для установления частоты курения и особенностей контингента, обеспечение стандартизации – 2-3 месяца;
— Уточнение протокола (исходя из результатов пилотного проекта);
— Проведение самой программы по разработанному протоколу;
— Анализ данных с написанием отчета;
— Условное начало проекта – 01.04.2004 г., окончание – 01.04.2006 г.
7. Средства, привлекаемые для реализации программы: на общественных началах; за счет НИР студентов, курсовых и дипломных работ.
По желанию студентов могут быть привлечены средства спонсоров, может быть предложен проект заинтересованным вузам, школам, предприятиям и пр. Может быть изложен отдельный проект, касающийся привлечения средств для программы, кооперируясь, например, со студентами экономической специальности.
8. Возможные методы профилактического воздействия (вмешательства):
— просвещение (лекции, беседы, шоу, радио и телевидение, рассылка информации на разных носителях и т.д.);
— образование и обучение, тренинги;
— медицинские меры (обследование, выявление групп риска, установление индивидуального риска, выдача напрокат некоторых средств, закрепление специалиста и пр.);
— фармакологические воздействия (анабазин, жевательные резинки и пр.);
— психологические воздействия (групповые и индивидуальные). Раздел желательно развернуть, учитывая ориентированность студентов на психологию;
— медико-социальные меры (помощь в лечении, снятии синдрома зависимости и пр.);
— этические и культурологические технологии;
— экономические меры (мотивации, налоги, поощрения и пр.).
9. Документация программы, основанная на протоколе исследования, порядок формирования, хранения и т.д.
10.Организация процесса выполнения программы.
11.Виды показателей, которые рекомендуется использовать для оценки процесса выполнения и конечной результативности программы:
— Смертность от причин, связанных с употреблением табака;
— Данные о распространенности и интенсивности курения в соответствующих группах населения, а также данные национальной статистики о потреблении табака;
— Другие медицинские и социальные данные (данные стоматологов, акушеров гинекологов, рак легких, ампутации у курильщиков) 12.Заключительное обследование, оценивающее результат – достижение цели за срок реализации программы.
13.Анализ эффективности как процесса, так и результата реализации профилактических вмешательств (после заключительного обследования).
14.Расчет экономических затрат на программу.
15.Разработка предложений по развитию программы до 2015 г., обеспечивающей достижение задач ВОЗ (некурящих не менее 80% старше 15 лет и 0 в возрасте до 15 лет).
16.Органы управления программой и структура управления.
Рекомендуемая литература для составления программы:
1. Профилактика через первичное здравоохранение. – Минск, 1998.
2. Походы к интегральной профилактике неинфекционных заболеваний. – Минск, 1999.
3. Зборовский Э.И. и др. Возможности оценки и снижения риска неинфекционных заболеваний. – Минск, 2000.
4. Зборовский Э.И. Право на здоровье – право на жизнь // Неман. 2001. № 11.
5. Лекционный материал.
6. Другие источники.
Тема 20. Алкоголь – медико-социальные последствия потребления, пути решения проблемы «Молодежь за трезвые перспект ивы»
1.1. Обучить студента практическим навыкам составления программы по борьбе с алкоголизмом среди молодежи и/или во взрослых коллективах, опираясь на стратегии Европейской хартии по алкоголю (1995), знания, полученные в процессе изучения курсов – основы медицинских знаний, наркологии, блока психологических дисциплин, теории и технологий социальной работы и т.д.
1.2. Обеспечить студента лично составленным учебным проектом, на базе которого в дальнейшем можно готовить соответствующий конкретный проект для профилактики и снижения распространенности алкоголизма в организованных и неорганизованных коллективах, в которых придется проходить производственную, преддипломную практику и, в последующем, работать.
2. Задача, которая должна быть предположительно решена в процессе последующего выполнения программы, в случае переноса ее в конкретные условия, – добиться за 2 года функционирования программы снижения потребления алкоголя в группе ее реализации на 10-15% от потребления на момент начала исследования.
При решении задачи надо учитывать:
что в Республике Беларусь в 2000 г. в среднем потреблялось 9,7 литра чистого алкоголя на душу населения в год;
данные ВОЗ о том, что наименьший ущерб у потребителей алкоголя наблюдается при потреблении до 2-х литров чистого алкоголя в год на человека;
поставленную ВОЗ задачу перед странами Европейского региона – добиться того, чтобы потребление алкоголя к 2015 году было не более 6 литров в год среди взрослых и практически равным нулю среди тех, кто еще не достиг 15 лет.
В программе вначале определяется коллектив или регион, для которого она адресуется, отражаются цели и задачи, а затем раскрываются пути их реализации со структурированием по разделам, излагаемым ниже.
3. Описание социальных характеристик коллектива, где предполагается проводить исследование (численность, вид деятельности, гендерные характеристики, возраст, образование, доходы, рентабельность предприятия, психологический климат в коллективе и пр.) Желательно выбирать ПТУ, предприятие, общежитие, вуз, совхоз или колхоз, район города или сельский район, город и пр., где складывается неблагоприятная обстановка по употреблению алкоголя. Коллектив или регион выбирается по усмотрению студента, желательно исходя из предполагаемого места последующей работы или наличия заинтересованных лиц или организаций, готовых поддержать развитие этого проекта.
4. Характеристика потребления алкоголя в коллективе по прямым данным социологического исследования (число лиц, злоупотребляющих алкоголем) или по косвенным данным (нарушения трудовой дисциплины, опоздания на работу, чрезвычайные происшествия, автомобильные аварии, разводы, суициды, принудительное лечение, невыход на работу после дней зарплаты и аванса, конфликты в коллективе, разводы и т.д.).
5. Методические подходы, описанные специальным протоколом, который выделяет:
5.1. Массовые медико-социальные и информационно-образовательные меры, основанные на десяти стратегиях Европейской хартии по алкоголю (1995).
5.2. Групповые меры воздействия на избранное население, основанные на групповых технологиях и тренингах борьбы с зависимостями.
5.3. Индивидуальные меры помощи лицам с зависимостями (медицинские, привлекая врачей, психологические, социальные).
5.4. Подходы, изложенные в методических документах по программе 6. Сроки и этапы разработки следующего за программой подробного протокола исследования:
— разработка протокола – 1 месяц;
— организация рабочего места, подготовка исполнителей, составление списков населения региона или коллектива, где студент предполагает проводить исследования;
— пилотное исследование – 2-3 месяца (излагается его суть);
— уточнение протокола (исходя из результатов пилотного проекта);
— проведение основной части программы (после уточнения протокола);
— анализ данных с написанием отчета;
— условное начало проекта – 1 апреля 2004 г. – окончание – 1 апреля 7. Возможные методы профилактических вмешательств в избранной группе населения или популяции и помощи при зависимостях (популяционные, групповые, индивидуальные):
— просвещение (лекции, беседы, шоу, радио, телевидение, реклама, буклеты, письма, ярмарки и т.д.);
«Януш Вишневский Одиночество в Сети Одиночество в Сети: Азбука-Классика; СПб; 2005 ISBN 5-352-01506-8 Оригинал: Janusz Wisniewski, “Samotnosc w sieci” Перевод: Леонид Цывьян Аннотация Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви – таков лейтмотив европейского бестселлера Я. Вишневского. Герои Одиночества в сети встречаются в интернет-чатах, обмениваются эротическими фантазиями, рассказывают истории из своей жизни, которые оказываются похлеще любого вымысла. Встретятся они в Париже, пройдя не. »
«Министерство образования и науки Российской Федерации Амурский государственный университет Л.З. Гостева СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ Учебное пособие Благовещенск Издательство АмГУ 2011 ББК 65.272 я 73 Г 72 Рекомендовано учебно-методическим советом университета Рецензенты: Г.В. Никитин, профессор каф. философии, политологии и культурологи БГПУ, канд. филол. наук; А.В. Дюмин, доцент кафедры социологии АмГУ, канд. социол. наук Г 72 Гостева Л.З. Содержание и методика. »
«Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра безопасности жизнедеятельности, анатомии и физиологии ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 050104 Безопасность жизнедеятельности Горно-Алтайск РИО Горно-Алтайского госуниверситета 2010 Печатается по решению редакционно-издательского совета. »
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БГУ В. К. Милькаманович СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс МИНСК ГИУСТ БГУ 2010 УДК [316.346.32-053.9+613.98](075.8) ББК 60.54я73 М60 Р е комендовано кафедрой социальной работы Государственного института управления и социальных технологий БГУ Автор : кандидат медицинских наук, доцент В. К. Милькаманович Р ецен зен ты: доктор медицинских наук, профессор В. П. Сытый; доктор медицинских наук, профессор В. А. Сятковский. »
«УДК 796:338.28 ЯКОВЛЕВ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОГО ПОДХОДА (на примере подготовки работников горных специальностей) 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Санкт-Петербург — 2014 Работа выполнена на кафедре. »
«У Д К — 6 1 6 — 0 0 1 (092) ББК — 54.58 О-568 Аннотация В очерке Г.С. Ольшанского приводятся данные о жизненном пути, л ной, педагогической и научной деятельности видных представителей ново* нецкоп травматолого-ортопедической школы профессоров В.М Цодыкса. М.Н. Никитина, Ф.С Зубаирова и доцента В.П. Селиванова, внесших значь тельный вклад в науку и практику здравоохранения. Печатается по решению Ученого совета Новокузнецкого института усовершенствования врачей. Гл, редактор: Заслуженный деятель. »
«МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ МИНИСТЕРСТВО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА РБ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СТЕРЛИТАМАК РБ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК РБ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ МАН СТУПЕНЬ К ОЛИМПУ СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ. »
«УДК 796.07 КАТАЕВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТНОГО СОСТАВА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ К ВЫЖИВАНИЮ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Санкт-Петербург 2014 г. 2 Работа выполнена в Научно-исследовательском центре (по физической подготовке и военноприкладным видам спорта в. »
«Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Институт государственного администрирования (НОУ ВПО ИГА) Учебно-методический комплекс Павлова О.Е. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Москва 2013 1 УДК Л Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры Психологии 31 августа 2013 г., протокол №1 Автор – Павлова О.Е., кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии Рецензент – Павлова О.Е. Основы медицинских знаний и. »
«А.Г. ЖИЛЯЕВ, Т.И. ПАЛАЧЕВА КОМПЛЕКСНАЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ Методическое пособие Казань 2010 1 УДК 152.27 ББК 88. 837 Ж 72 Ж 72 Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Комплексная личностно-ориентированная программа формирования здорового образа жизни и первичной профилактики наркотизации школьников. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2010. 498 с. ISBN 978-5-7579-1487-9 Авторами – Андреем Геннадьевичем. »
«МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕT ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ _ Кафедра безопасности полетов и жизнедеятельности О.Г. Феоктистова, Т.В. Наумова ПОСОБИЕ к выполнению лабораторных работ по дисциплине ЭКОЛОГИЯ для студентов всех специальностей дневного обучения Москва – PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com ББК 57. Ф Рецензент д-р техн. наук, проф. Б.В. Зубков Феоктистова О.Г., Наумова Т.В. »
«Уход за кожей лица и тела Тонкости, хитрости и секреты Эта книга не может являться руководством для самостоятельной диагностики и лечения. Автор этой книги не несет ответственности за возможный ущерб, нанесённый вашему здоровью самостоятельным лечением, проводимым по рекомендациям, данным в этой книге. Таким образом, Вы полностью отвечаете за любые неправильные трактования, которые могут возникнуть вследствие чтения этой книги. Вы, со своей стороны, в добровольном порядке отказываетесь от. »
«ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕКРЕАЦИИ, ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ VI международная научная конференция (28 — 29 ноября 2013 г.) ХАРЬКОВБЕЛГОРОД–КРАСНОЯРСК Харьковская государственная академия физической культуры Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина Харьковский национальный медицинский университет Белгородский государственный национальный исследовательский университет НИУ БелГУ, Россия Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А. Д. САХАРОВА БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Под ред. Т.В. Мишаткиной, С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич Материалы, помещенные в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За представленную информацию несут ответственность авторы. Минск, 2008 37 УДК 17: 57: 614. 253 (075.8) ББК 87.7: 28.0: 51.1 (2) я 73 Б 63 А в т о р ы: Т.В. Мишаткина -. »
«Князев В.М. Прокопчук С.С. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ Санкт-Петербург 2013 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ Князев В.М. Прокопчук С.С. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ Санкт-Петербург 2013 2 ББК П Рецензенты: Ашкинази С.М., декан факультета подготовки научнопедагогических работников Санкт-Петербургского. »
«Облысение Тонкости, хитрости и секреты Эта книга не может являться руководством для самостоятельной диагностики и лечения. Автор этой книги не несет ответственности за возможный ущерб, нанесенный вашему здоровью самостоятельным лечением, проводимым по рекомендациям, данным в этой книге. Таким образом, Вы полностью отвечаете за любые неправильные трактования, которые могут возникнуть вследствие чтения этой книги. Вы, со своей стороны, в добровольном порядке отказываетесь от судебного. »
«Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет экономики и сервиса _ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПСИХОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА XXI ВЕКА Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием 25–27 июня 2009 г. Сборник материалов Владивосток Издательство ВГУЭС 2009 ББК 88 И 66 Выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) Проект № 09-06-14213г Редакционная коллегия В.С. Чернявская, д-р пед. наук, профессор. »
«ЗАВЬЯЛОВА Анжелика Витальевна МИКРОБИОЦЕНОЗ ЖЕЛУДКА И КОРРЕКЦИЯ ЕГО ОТКЛОНЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ И ВОСПАЛИТЕЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ВЕРХНИХ ОТДЕЛОВ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА 14.00.09 — педиатрия Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Иваново 2008 Работа выполнена на кафедре детских болезней педиатрического факультета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ивановская. »
«Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга Российское глаукомное общество Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова Межрегиональная общественная организация Ассоциация врачей-офтальмологов Межрегиональная общественная организация Человек и его здоровье СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ КОНФЕРЕНЦИИ ВЫПУСК № 7 Почетный спонсор Спонсоры Санкт-Петербург 2012 Научное издание Российская глаукомная школа Конференция Глаукома: теория и практика Сборник научных. »
«Европейский гуманитарный университет факультет психологии Ю.Г. ФРОЛОВА ПСИХОСОМАТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Издание второе, переработанное и дополненное МИНСК, 2003 УДК 159.972:616.892(075.8) ББК 56.14я7 Ф91 Рекомендовано к изданию на заседании кафедры психологии и совета факультета психологии ЕГУ (протокол № 2 от 23.10.2002) Рецензент: заведующий кафедрой психологии БГУ, доктор психологических наук, профессор И.А. Фурманов Фролова, Ю. Г. Ф91 Психосоматика и психология здоровья. »
Источник