МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ
Здоровье как социальная ценность.Показатели здоровья. Группы здоровья. Социальные факторы, влияющие на формирование здоровья. Право граждан на охрану здоровья. Принципы формирования здорового образа жизни.
Социальная обусловленность нарушения здоровья.Медико-социальные, демографические, социально-экономические факторы, влияющие на здоровье современного человека. Интеграционная деятельность учреждений социальной сферы в укреплении здоровья нации.
Формирование общественного здоровья в Республике Беларусь.Государственная система охраны здоровья граждан на основе минимальных социальных стандартов. Социальные показатели качества жизни.
Медико-социальное обслуживание населения. Организация работы органов, осуществляющих медико-социальную помощь гражданам. Закон Республики Беларусь “О здравоохранении”.
Социально-гигиенические проблемы населения в Республике Беларусь.
Болезни цивилизации. Структура заболеваемости. Этиологические факторы возникновения социально-значимых болезней. Профилактическое направление медико-социальной помощи.
Социально-опасные нарушения состояния здоровья.Группы повышенного риска в развитии алкогольной, никотиновой и наркотической зависимости. Медико-социальные последствия разных видов зависимости. Виды реабилитации наркоманов и членов их семей.
Медико-социальные проблемы ВИЧ/СПИДа.Понятие о СПИДе. Задачи медицинских и социальных служб в вопросах профилактики ВИЧ/СПИДа и реабилитации ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Обеспечение социальной защиты ВИЧ-инфицированных и членов их семей.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Технологический процесс в социальной работе: сущность, структура, содержание.Сущность и структура технологического процесса. Его процедурные этапы.
Содержание технологического процесса: социальная проблема, социальное противоречие. Цикл технологического процесса.
Классификации социальных технологий и технологий социальной работы.
Целеполагание в социальной работе.Значение целеполагания в технологии социальной работы. Функции целеполагания. Этапы формирования цели.
Типы целей (конкретные и абстрактные; стратегические и тактические; индивидуальные, групповые, общественные; поставленные субъектом деятельности, заданные извне). «Древо целей».
Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения.Значение диагностики в деятельности специалиста по социальной работе. Сущность социальной диагностики. Принципы диагностики. Процедурные этапы социальной диагностики.
Социально-диагностические методы в социальной работе.
Требования к выбору диагностических методов в социальной работе.
Технологии индивидуальной социальной работы.Теоретические подходы к индивидуальной работе: рефлективно-теоретический, социалистически-коллективистский, индивидуально-реформистский.
Общие принципы индивидуальной работы.
Общая модель индивидуальной работы со случаем.
Методика описания индивидуальной социальной истории клиента.
Технологии социальной работы с группой.Особенности социальной работы с группой. Виды деятельности в социальной групповой работе.
Классификация социальной групповой работы.
Общая модель социальной работы с группой. Цели в терапевтическом групповом процессе. Стадии терапевтического процесса. Групповые процессы. Взаимодействие между членами группы.
Технологии социальной работы в микросоциальной среде.Теоретические подходы к пониманию микросоциальной среды. Функции микросоциальной среды. Классификации технологий социальной работы в микросоциальной среде.
Технология деятельности в микросоциальной среде. Модель локального развития. Модель социального планирования. Модель социальных акций.
Роли специалиста по социальной работе в микросоциальной среде. Требования к профессиональной компетенции
Технологии социальной работы с женщинами. Научно-техническое развитие общества и положение женщин. Социально-демографические последствия женской эмансипации.
Социальные проблемы женщин в современной Беларуси.
Особенности технологий социальной работы с женщинами. Инструментарий социальной работы с женщинами.
Зарубежный опыт социальной работы с женщинами.
Технологии организации связей с общественностью. Содержание социальных технологий по связям с общественностью.
Использование средств массовой коммуникации в работе служб социальной помощи в современной Беларуси.
Формы связи социального работника с общественностью
Зарубежный опыт в осуществлении связей с общественностью в процессе социальной работы.
СОЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ
Сущность, содержание, принципы социальной коррекции и реабилитации.Понятия «инвалид» и «инвалидность», «коррекция» и «реабилитация». Субъекты социальной коррекции и реабилитации. Цель и принципы социальной коррекции и реабилитации.
Направления социальной коррекции и реабилитации.
Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.
Виды социальной коррекции и реабилитации. Основные виды социальной коррекции и реабилитации и их характеристика: социально-медицинская реабилитация, социально-психологическая реабилитация, социально-педагогическая реабилитация, социально-трудовая реабилитация, образовательная реабилитация, социокультурная реабилитация, профессиональная реабилитация, социальная реабилитация.
Социальная среда жизнедеятельности инвалидов.Понятие «социальная среда». Специфика понятия комфортности применительно к инвалидам. Виды социальной среды: жилая, градостроительная, социально-психологическая, образовательная, производственная, оздоровительная.
Требования к организации разных видов социальной среды.
Индивидуальная программа реабилитации инвалидов: сущность, принципы, структура. Сущность, структура индивидуальной программы реабилитации. Ее рекомендательный характер. Основные принципы формирования индивидуальной программы реабилитации.
Роль специалиста по социальной работе в реализации индивидуальной программы реабилитации. Организатор выполнения индивидуальной программы реабилитации, его функции. Контроль за реализацией индивидуальной программы реабилитации.
Бригадный метод в реабилитации инвалидов.
Виды технологий социальной коррекции и реабилитации инвалидов.
Технологии социальной реабилитацииинвалидов различных категорий.
Специфические проблемы реабилитации детей-инвалидов: особенности формирования личности ребенка. Ранняя интервенция в системе социального обслуживания семей с детьми-инвалидами.
Абилитация и реабилитация. Работа с родителями в контексте реабилитации детей-инвалидов. Принципы коррекции личности ребенка родителями и близкими родственниками. Принципы обучения родственников методам реабилитации.
Специфика коррекции и реабилитации молодых инвалидов в условиях территориальных центров социального обслуживания населения.
Особенности социальной реабилитации инвалидов пожилого возраста. Социальная реабилитация инвалидов пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания населения. Характеристика среды, условий проживания в домах-интернатах. Причины поступления пожилых людей в дома-интернаты.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Роль общения в деятельности специалиста по социальной работе.Понимание общения в широком смысле слова. Роль общения в развитии индивида и общества. Отличие общения человека от общения животных. Историческое развитие форм общения в человеческом обществе. Специфика развития общения в онтогенезе. Содержание, формы и механизмы общения.
Общение как видимая сторона взаимодействия. Толкование понятия «общение» в более узком смысле слова. Совместная деятельность как условие возникновения общения.
Виды общения: опосредованное и непосредственное, прямое и косвенное. Программированное и стихийное общение.
Структура общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны общения.
Характеристика социальных ролей личности.Понятие социальной роли. Различные подходы к интерпретации социальных ролей. Виды социальных ролей. Основные характеристики социальных ролей (масштаб роли, способ получения, формализация, мотивация роли).
Влияние социальной роли на развитие личности. Этапы социального развития личности. Технический и смысловой аспекты освоения социальной роли (Д.А. Леонтьев). Роль социальной конгруэнции в межличностном взаимодействии. Социальные ожидания, социальный контроль, социальные санкции. Общая характеристика ролевых конфликтов.
Психологические особенности группы как клиента социальной работы.Социально-психологический подход к пониманию группы. Основные характеристики группы. Позиция, статус, роль личности в группе. Групповые нормы и ценности. Классификация групп в социальной психологии. Исследования групп и коллективов в 20 – 30-е г.г.
Понятие «малой группы» в социальной психологии. Социальные и психологические детерминанты образования малой группы. Количественные характеристики малых групп. Классификация малых групп по способу образования: формальные и неформальные группы.
Структурные и динамические аспекты малой группы. Межличностные отношения в малой группе. Система деловых и личных отношений. Групповая дифференциация. Положение личности в группе. Социометрический статус и его детерминация. Динамика положения личности в группе. Сплоченность группы. Взаимность отношений как фактор сплоченности группы.
Поэтапное развитие группы как коллектива. Признаки коллектива.
Источник
Конспекты лекций по дисциплине «Медико-биологические и социальные основы здоровья» (часть 2)
специалист в области арт-терапии
Тема: ЗАБОЛЕВАНИЯ С ФЕКАЛЬНО-ОРАЛЬНЫМ МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕДАЧИ
Количество часов: 2
Перечень формируемых компетенций: ОК 1, 3, 4, 10 ПК 1.1, 1.4, 5.1
1. Заболевания с фекально-оральным механизмом передачи. Кишечные инфекции.
2. Пищевые отравления и их профилактика.
1. Заболевания с фекально-оральным механизмом передачи. Кишечные инфекции
Дизентерия (шигеллезы) — острое инфекционное заболевание. Д. палочка живет не только в организме человека, но и в окружающей среде. На солнце она погибает через 30 мин, при кипячении немедленно, очень чувствительна к дезинфицирующим веществам, но к низким температурам устойчива и выдерживает замораживание в течение 40-45 дней. Источник инфекции – больной, переболевший, бактерионоситель, его испражнения. Д. болеют люди всех возрастов, но чаще она поражает детей старше 1 года, особенно в летне-осенний период. Механизмы передачи — контактный, фекально-оральный. Инкубационный период 1-3 дня. Формы заболевания бывают легкие, заканчивающиеся через 5-6 дней полным выздоровлением; хронические и очень тяжелые. Симптомы: озноб, повышение температуры тела до 39-40 °С, общее недомогание, вялость, потеря аппетита, головокружение, рвота; частый жидкий слизеобразный с прожилками крови стул, сопровождающийся болями в животе и болезненными сокращениями прямой кишки (тенезмами). Акт дефекации происходит с сильным напряжением (кряхтенье, покраснение лица). Процесс обратного развития продолжается около 2-3 недель.
При явных случаях д., а также при подозрении на нее ребенка обязательно госпитализируют, после чего в помещении производят тщательную химическую дезинфекцию. В целях предупреждения в ДОУ необходимо организовать тщательную уборку территории. Следует обратить особое внимание на обеспечение детей доброкачественной питьевой водой и вести систематический надзор за качеством пищи и ее приготовлением. Огромное значение имеет соблюдение правил личной гигиены.
Ротавирусная инфекция — одна из ведущих причин инфекционных гастроэнтеритов у детей. Пути передачи: контактно-бытовой, пищевой, водный. Болеют дети любого возраста, но чаще 1-3 лет, осенью-зимой. Клиника: повышение температуры тела до 38,5 °С, рвота и жидкий стул (слабоокрашенный, иногда с примесью слизи) до 8 раз в сутки, урчание и плеск по ходу толстой кишки, простудные явления. Окончательный диагноз устанавливают только на основании лабораторного подтверждения.
Все дети, которые перенесли кишечные инфекции, допускаются в детские коллективы только после полного выздоровления, нормализации стула и при наличии отрицательного результата исследования на кишечную флору.
Вирусные гепатиты — широко распространенные острые инфекционные заболевания, характеризуются преимущественным поражением печени и многообразием клинических проявлений и исходов (выздоровление, возможное развитие хронических воспалительных заболеваний печени, цирроза и онкологических поражений). На сегодня известно 6 самостоятельных вирусов. Общим для них является их высокая устойчивость к факторам внешней среды.
Вирусный гепатит А (болезнь Боткина). Наиболее часто болеют дети в возрасте до 7 лет. Заражение происходит от больных или вирусоносителей через инфицированные предметы, грязные руки, воду или пищу. Болезнь чаще возникает в осенне-зимний период. Инкубационный период 2-5 недель. Наиболее заразен больной в первые дни заболевания. В преджелтушном периоде (3-7 дней) наблюдаются симптомы общей интоксикации, иногда боли в животе и рвота. Через 2-3 дня наступает временное улучшение (мнимое). Следующая стадия протекает под «маской» ОРЗ или дискинезии желчевыводящих путей, аппендицита, пищевого отравления — вялость, сонливость, отвращение к жирной пище, рвота, обесцвечивание испражнений, изменение цвета мочи. Желтушный период (7-10 дней): окрашивание склер, слизистой оболочки рта и кожных покровов; значительное увеличение печени и селезенки, боли в правой половине живота. В постжелтушном периоде сокращаются размеры печени и селезенки. Период выздоровления может продолжаться несколько недель, иногда затягивается на несколько лет. Примерно в 20% случаев у детей первых 6 лет и в 50% случаев у детей в возрасте до 14 лет болезнь может протекать без желтушного окрашивания кожи и видимых слизистых оболочек.
В группе ДОУ, которую посещал заболевший, устанавливается карантин на 45 дней. Детей и работников, перенесших ВГ, допускают в детский коллектив не ранее чем через 10 дней после выписки из стационара. Им в течение 1,5 лет противопоказаны все профилактические прививки. Переболевшие не менее 6 мес. находятся под диспансерным наблюдением и на особой диете, за соблюдением которой в детском учреждении должен следить не только врач, но и воспитатель. В течение года по выздоровлении детям нельзя давать никаких глистогонных средств, а также других лекарств без особого назначения врача. Наблюдение за больными с хроническими формами гепатита осуществляется иногда на протяжении всей жизни.
Профилактика не отличается от профилактики дизентерии.
Полиомиелит — острое инфекционное заболевание, поражающее нервную систему. Возбудитель – устойчивый вирус, может долго (3-6 мес.) находиться во внешней среде, особенно в воде, молоке и молочных продуктах. Источник инфекции — больные и вирусоносители. Механизмы передачи: фекально-оральный и капельный. Роль мух в распространении инфекции значительна; этим, по-видимому, объясняется сезонность заболевания (май-август). Наиболее подвержены заболеванию дети в возрасте от 3 мес. до 5 лет. Первичное размножение и накопление вируса происходят в глотке и в кишечнике. В последующем вирус попадает в лимфатическую систему и затем в кровь. Инкубационный период (4-30 дней). Повышается температура тела, недомогание, вялость, головные боли, незначительные катаральные явления, у некоторых рвота, боли в животе, нарушение функции кишечника. В более тяжелых случаях присоединяются явления менингита, рвота, головная боль, потеря сознания, бред, судороги, болезненность при изменении положения тела, слабость мышц, параличи. Восстановление движений в отдельных группах мышц начинается через несколько дней, может продолжаться до 2-3 лет, в противном случае параличи остаются на всю жизнь.
Больных детей с подозрением на П. немедленно госпитализируют, в ДОУ проводят текущую и заключительную химическую дезинфекцию. За лицами, общавшимися с больными, устанавливается наблюдение в течение 21 дня. Специфического лечения не существует, что свидетельствует о важности специфической профилактики заболевания. Вакцинация проводится, начиная с 3 мес, трехкратно с интервалами между прививками 1,5 мес. Первую ревакцинацию проводят в 18 мес, вторую — в 20 мес, третью — в 14 лет.
Диспепсия — расстройство пищеварения. Возникает в результате несоответствия между вводимой пищей (ее количества и состава) и способностью кишечника переваривать эту пищу. В более легких случаях возникает беспокойство, учащенный стул, небольшая рвота. Нормальное состояние ребенка может быть легко восстановлено рациональным режимом питания. При затянувшихся случаях — сильная рвота, частый стул, резкое обезвоживание организма, упадок сердечной деятельности, значительное нарушение функций ЦНС. Нередки осложнения: воспаление среднего уха, легких, почек, гнойничковые поражения кожи и подкожной жировой клетчатки. Не исключены летальные исходы.
При первых симптомах болезни ребенка изолируют, лишают очередного приема пищи и срочно вызывают врача. Для предупреждения Д. следует особенное внимание обращать на питание ослабленных детей, страдающих рахитом, гипотрофией, а также живущих в неблагоприятных жилищно-бытовых условиях; проводить с родителями просветительную санитарно-гигиеническую работу. Ежедневно в ясельных группах ведется карта стула детей.
Псевдотуберкулез — инфекционная болезнь. Возбудители инфекции — грамотрицательная палочка. Отличается высокой устойчивостью в окружающей среде, способностью размножаться при низких температурах, в т.ч. в режиме бытового холодильника. Погибает при высыхании, кипячении (через 30-40 с) и нагревании до 60° (через 30 мин). Источник возбудителя инфекции: грызуны, птицы, кошки, собаки, коровы и лошади. Человек заражается обычно при употреблении загрязненных выделениями пищевых продуктов. Факторами передачи возбудителя инфекции бывают пищевые продукты, не подвергающиеся термической обработке (овощи и фрукты). Вспышки П. нередко связаны с употреблением салатов из сырой капусты или моркови. Возможно заражение человека при использовании для питья воды из открытых водоемов. Иммунитет нестойкий. Повторные заболевания возможны через 10-12 мес. Продолжительность скрытого периода 3-18 дней, чаще 7-10 дней. Симптомы проявления болезни разнообразны. Начало обычно острое, с 1-го дня повышается температура и появляются симптомы интоксикации (озноб, жар, головная боль, головокружение, резкая слабость, бессонница , ломота в мышцах, костях и др.). Одновременно, а иногда через несколько дней присоединяются катаральные (боль и першение в горле, сухой кашель , заложенность носа) и (или) диспептические явления (боли в животе, тошнота, одно- или двукратная рвота, жидкие испражнения, стул 1-2 раза в сутки). Некоторые больные испытывают чувство жжения, распирания в ладонях и подошвах, которые нередко отекают и становятся ярко-красными. На 2-4-й день болезни на коже появляется сыпь от бледно-розовой до багровой окраски; преимущественная локализация — грудь, бедра, живот, руки, лицо, область суставов. Характерным симптомом в разгар болезни являются также боли в суставах различной интенсивности и локализации. Через 5-6 дней постепенно нормализуется температура, улучшается самочувствие больных, восстанавливается аппетит. Со 2-й недели от начала болезни обычно начинается шелушение кожи пальцев рук, ног, ладоней, подошв. Лечение проводят как на дому, так и в стационаре. Рекомендуются постельный режим, щадящая диета с учетом поражения печени и кишечника. Прогноз благоприятный, болезнь обычно заканчивается полным выздоровлением. Смертельные исходы, обусловленные осложнениями, исключительно редки. Профилактика включает борьбу с грызунами, предупреждение их проникновения на кухню, в столовые, продовольственные склады, магазины, овощехранилища; контроль за санитарным состоянием предприятий общественного питания, соблюдение правил хранения и реализацией овощей, тщательное мытье капусты и моркови перед приготовлением салатов из них. Важное значение имеет гигиеническое воспитание населения.
2. Пищевые отравления и их профилактика
Пищевые отравления — острые заболевания, характеризующиеся общей интоксикацией, преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта, нарушением водно-соленого обмена и возникающие в результате попадания с пищей ядовитых веществ (ботулизм, сальмонеллез и др.). Группы ПО:
микробные (пищевые интоксикации и токсикоинфекции), причина: употребление пищи, содержащей токсин, накопившийся в результате развития микроорганизмов;
немикробные отравления ядовитыми продуктами растительного и животного происхождения (ядовитые грибы, растения, моллюски), а также примесями химической природы (соли тяжелых металлов, ядохимикаты и др.).
ПО, как правило, начинаются внезапно, в условиях ДОУ охватывают большой контингент детей. Симптомы: схваткообразные боли в области живота, общая слабость, головокружение, головная боль, рвота, понос.
Особую группу составляют отравления, обусловленные ядовитостью самих продуктов (некоторые грибы, ядовитые растения и ягоды и др.). Основные предупредительные мероприятия сводятся к санитарно-просветительской работе среди всех работников ДОУ, родителей и детей. Следует строго запретить детям срывать и брать в рот неизвестные им растения и ягоды, плоды, семена и т.д.
Очень тяжелые отравления могут быть вызваны химическими веществами, попавшими в пищу (мышьяком, соединениями хлора, фосфора и другими ядохимикатами). Основными предупредительными мерами являются строгое соблюдение правил по применению ядохимикатов, проверка и обработка продуктов питания перед их употреблением.
В случаях, когда тошнота, рвота, понос появляются одновременно у нескольких детей в ДОУ, надо предположить наличие у них ПО. Необходимо срочно вызвать врача, поставить в известность ближайшее медицинское учреждение и санитарно-эпидемиологическую станцию, до прибытия работников медицинской службы необходимо оказать детям ПМП, изъять из употребления и сохранить для анализа подозрительные продукты, выявить всех заболевших и обеспечить их изоляцию.
Цели неотложной помощи при всех острых отравлениях:
максимально быстрое выведение яда из организма (вызвать рвоту);
обезвреживание остающегося в организме яда с помощью противоядий (антидотов);
борьба с нарушениями дыхания и кровообращения.
Профилактика: оздоровление источников инфекции; предотвращение попадания возбудителей отравлений в пищевые продукты и готовую пищу; предотвращение возможности размножения и накопления возбудителей и их токсинов в пище; уничтожение возбудителей и их токсинов в пище; строгое соблюдение санитарно-гигиенического и технологического режимов при приготовлении, хранении и реализации пищевых продуктов.
3. Гельминтозы у детей и их профилактика
Гельминтозы объединяют большую группу болезней, вызываемых паразитическими червями — гельминтами:
нематоды или круглые черви (аскариды, острицы, власоглав и др.).;
цестоды или ленточные черви (свиной и бычий цепни);
трематоды или сосальщики (кошачья или сибирская двуустка; печеночная д. и др.).
Заражение глистами (инвазия) происходит при попадании в организм яиц или личинок паразитов. Глисты, обитающие в кишечнике человека, откладывают там массу яиц, которые с испражнениями выделяются наружу. Яйца большинства паразитов обладают высокой устойчивостью к различным воздействиям факторов внешней среды и могут довольно длительное время сохранять жизнеспособность вне организма. Некоторыми видами глистов можно заразиться, съедая не проваренные или не прожаренные мясо и рыбу. Поселяясь в организме человека, глисты приносят ему большой вред. Одни виды глистов питаются кровью или соками тканей человеческого тела, другие — той пищей, которую он съедает. Прикрепляясь к стенкам кишечника, глисты повреждают его слизистую оболочку. Через образовавшиеся ранки в ток крови легко проникают болезнетворные микроорганизмы и вызывают различные заболевания, особенно желудочно-кишечные. Глисты-аскариды, свернувшись клубком в кишечнике ребенка, могут вызвать частичную, а иногда и полную его непроходимость. Выделяемые глистами в процессе их жизнедеятельности продукты, всасываясь в кровь, вредно действуют на здоровье ребенка. У детей, зараженных глистами, аппетит обычно понижен, могут иметь место слюнотечение, тошнота, рвота, схваткообразные боли в животе, поносы или запор. Ребенок бледнеет, худеет, становится раздражительным, беспокойно спит. У него могут появляться общая слабость, головные боли, судороги и даже нервные припадки.
В дошкольных учреждениях детей 3-7 лет периодически обследуют на наличие у них глистов и в случае обнаружения проводят лечение. На период проведения лечебно-профилактических мероприятий новых детей или длительно отсутствовавших в детский коллектив не принимают. Чтобы уберечь детей, надо строго следить за выполнением личной гигиены. Мыть руки перед едой и после каждого посещения туалетной. Коротко стричь ногти, под которыми часто скапливается грязь, нередко содержащая яйца глистов. Овощи, фрукты, ягоды перед употреблением тщательно мыть и обливать кипятком. Помещения, площадки и песочницы, где играют дети, содержать в чистоте. Покупать мясо, прошедшее ветеринарно-санитарный надзор (клейменое), хорошо проваривать его или прожаривать, не давать пробовать детям сырого мяса или фарша. После игры с собаками тщательно мыть руки. Учитывая высокую опасность заражения Г., помимо строгого соблюдения правил личной гигиены и систематического обследования всего персонала, обслуживающего детские коллективы, необходимо тщательно обследовать вновь поступающий в ДОУ персонал.
1. Охарактеризуйте заболевания с фекально-оральным механизмом передачи.
2. Чем опасны кишечные инфекции?
3. Какова профилактика пищевых отравлений?
4. В чем специфика гельминтозов?
Тема: ЗАБОЛЕВАНИЯ С ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНЫМ МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕДАЧИ
Количество часов: 2
Перечень формируемых компетенций: ОК 1, 3, 4, 10 ПК 1.1, 1.4, 5.1
1. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи.
1. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи
Заболевания органов дыхания у детей дошкольного возраста занимают одно из ведущих мест в структуре общей заболеваемости, что во многом обусловлено ОФО ОД у детей, функциональной незрелостью их защитных механизмов.
Насморк (ринит) — воспаление слизистых оболочек полостей носа с вовлечением носоглотки, а иногда гортани и бронхов. Различают ринит инфекционный (как симптом ОРЗ, гриппа) и неинфекционный (переохлаждение, аллергия); острый (7-10 дней) и хронический.
Острый насморк сопровождается чувством напряжения, сухостью и зудом в полости носа, рефлекторным чиханьем, иногда на фоне незначительного повышения температуры тела; появляются жидкие прозрачные выделения из носа, затруднение дыхания (а значит недоедание, плохой сон, снижение массы тела), гнусавость, снижается обоняние, слизистая оболочка носа становится гиперемированной и отечной; слизисто-гнойные выделения, их количество уменьшается. Осложнения: отит, фарингит, ларингит, синусит, бронхит, переход в хроническую форму.
Острый ларингит чаще встречается у детей старшего дошкольного возраста. Это острое воспаление гортани возникает при инфекционных заболеваниях, ОРВИ. Способствуют развитию заболевания перенапряжение голоса, вдыхание холодного, пыльного воздуха через рот, холодное питье во время подвижных игр. Симптомы: охриплость голоса, иногда его отсутствие.
Ложный круп — одна из форм ОЛ, характеризующаяся периодически наступающими спазмами в области гортани, отеком. Наиболее часто возникает в первые 5 лет жизни, как правило, у детей, страдающих атопическим дерматитом, а также на фоне ОРЗ, гриппа, кори. Провоцирующими факторами являются сухой воздух, табачный дым, загрязненный воздух, резкие колебания погоды. ЛК начинается чаще всего ночью, внезапно, в виде приступа удушья (асфиксии). Ребенка беспокоит першение, а затем наступает нарушение дыхания: оно становится поверхностным, учащенным (30-40 вдохов и выдохов в мин.). На фоне этих явлений усиливается беспокойство ребенка, появляется бледность, испарина на кожных покровах, цвет губ и кончиков пальцев становится синюшным. Приступ сопровождается напряжением мышц шеи, груди, живота. Голос при ЛК в отличие от истинного при дифтерии не пропадает. Нередко отмечается повышение температуры тела на фоне возбуждения ребенка. При оказании ПМП следует обеспечить приток свежего воздуха с его увлажнением (развешивание мокрых простынь), провести отвлекающие процедуры (теплые ванны), использовать ножные горячие ванны.
Аденоиды — патологическое увеличение глоточной миндалины. Причины: частые и длительные воспалительные процессы верхних дыхательных путей, однообразное питание. Наиболее ранним симптомом заболевания является затруднение носового дыхания, преимущественно в ночные часы. Дети обычно спят с открытым ртом. При значительном увеличении размеров аденоидов носовое дыхание затрудняется и в дневные часы, часто сопровождается выделениями из носа, которые приводят к раздражению кожных покровов преддверия носа и верхней губы. Постоянное проглатывание детьми отделяемого из носа может привести к неблагоприятным изменениям в работе ЖКТ. А. способствуют развитию отита, ночного недержания мочи. Лечение аденоидов консервативное и хирургическое, Оперативное вмешательство в большинстве случаев проводится у детей в возрасте от 3 до 5 лет.
Острый тонзиллит (ангина), его формы:
Катаральная форма развивается внезапно — недомогание, небольшая боль при глотании, чаще с обеих сторон горла, тяжесть в голове. Температура тела повышается до 37,5°С, реже до 38°С. При осмотре полости рта — миндалины и окружающие части мягкого неба гипермированы. Если не проводить назначенного врачом лечения, то болезнь может перейти в другую, более тяжелую форму.
Фолликулярная форма — высокая температура тела, головная боль, общая слабость, разбитость, тянущие или болевые ощущения в пояснице и ногах. Часто уже на 2-й день болезни на покрасневшей поверхности небных миндалин появляются многочисленные беловато-желтые налеты величиной с просяное зерно.
Лакунарная форма проявляется недомоганием, головной болью, болями в суставах. Температура тела часто повышается до 39-40 ºC. На небных миндалинах, в устьях щелей (лакун), имеются беловато-желтые налеты в виде точек или пятен. В таких случаях обязательно исследуют под микроскопом мазок, взятый с налетов.
Флегмонозная форма как осложнение; быстро нарастающая боль в горле при глотании на стороне поражения, высокая температура тела и общее плохое самочувствие (плохой сон, отсутствие аппетита, общая слабость), затруднение при открывании рта и особая болезненность увеличенных шейных лимфатических узлов.
Необходимо помнить, что Т. может сопровождать ряд детских инфекционных заболеваний (скарлатина, дифтерия и др.). Во всех случаях при подозрении на ангину заболевшего ребенка необходимо изолировать и направить к врачу для назначения своевременного и правильного лечения. Для профилактики осложнений и рецидивов заболевания ребенок в течение месяца должен находиться в ДОУ на индивидуальном режиме, уменьшается их физическая нагрузка. У детей дошкольного возраста в период выздоровления может наблюдаться повышенная утомляемость на занятиях, связанных с обучением чтению, грамматике, счету и др.
Хронический тонзиллит чаще диагностируется у детей, проживающих в семьях, в которых есть носители стрептококковой инфекции; у часто болеющих детей, с хроническим воспалением носоглотки, наличием кариозных зубов и т.д. Течение болезни может сопровождаться увеличением миндалин (гипертрофия) различной степени. Вопрос об оперативном вмешательстве (тонзиллэктомия) решается строго индивидуально, только при неэффективности консервативного лечения, с учетом возраста ребенка и частоты рецидивов заболевания в течение года. Дети с ХТ находятся на диспансерном учете у отоларинголога, вне обострения болезни могут посещать ДОУ. Таким детям 2 раза в год назначают курсы противорецидивного лечения, которые можно проводить в детской поликлинике или в ДОУ.
Острый бронхит — воспаление слизистой оболочки бронхов. Б. могут иметь астматический характер и быть одним из проявлений бронхиальной астмы. По происхождению различают:
инфекционные а) вирусные, б) бактериальные, в) вируснобактериальные
обусловленные воздействием физических и химических вредных факторов;
ОБ может развиться в течение нескольких часов или нескольких дней, что обычно наблюдают воспитатели у детей ясельного и дошкольного возраста. Чаще всего этому предшествуют симптомы ОРЗ. Самочувствие ребенка ухудшается, развивается слабость, появляются озноб и лихорадочное состояние Основной симптом — стойкий сухой кашель, который появляется в начале и держится в течение всей болезни, исчезает последним. Дети раннего возраста не могут откашливать мокроту и заглатывают ее, а обилие мокроты вызывает у них рвоту. Через несколько дней с начала заболевания сухой кашель сменяется более мягким и влажным вследствие отделения мокроты слизистого или слизисто-гнойного характера. Приступы кашля, как правило, становятся болезненными из-за напряжения мышц верхней части брюшной стенки, нижних отделов грудной клетки и диафрагмы. При тяжелой интоксикации и угрозе осложнений больного целесообразно госпитализировать. Очень важно обеспечить обильное питье. В период восстановления проводятся общеукрепляющие, оздоровительные, закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика и общее облучение ультрафиолетовыми лучами.
Острая пневмония у детей развивается на фоне ОРВИ. ОП разделяют по типу, тяжести и течению. Тяжесть заболевания определяется распространенностью процесса, выраженностью токсикоза, дыхательной, сердечно-сосудистой недостаточностью, нарушением обменных процессов, функциональными расстройствами нервной (возможны судороги вследствие токсикоза нервной системы), эндокринной и пищеварительной систем.. Особое внимание необходимо уделять детям, которые входят в группу повышенного риска по развитию инфекционно-воспалительных заболеваний. Как правило, детей с ОП госпитализируют. Очень важно начать лечение в ранние сроки.
Дифтерия — острое инфекционное заболевание, которое сопровождается явлениями общей интоксикации, воспалением миндалин, зева, гортани, носа, а также глаз, уха и половых органов. Возбудитель д. — бактерия. Д. чаще всего возникает в осенне-зимние месяцы, у детей 1-5 лет. Заражение обычно происходит воздушно-капельным путем при прямом контакте с больным, выздоравливающим или здоровым бактерионосителем, реже — через предметы быта, продукты питания (молоко). Инкубационный период 2-7 дней. Симптомы заболевания очень разнообразны и в значительной степени зависят от места образования воспалительного процесса. Самыми опасными осложнениями при дифтерии являются миокардит (поражение мышечной оболочки сердца), которое нередко служит причиной смерти; параличи, чаще мягкого неба; поражения надпочечников, почек.
При выявлении больного или подозрении на Д. ребенка немедленно изолируют и показывают врачу. В первые 5 дней исследуют кровь на наличие дифтерийных антител. Больных после введения им противодифтерийной сыворотки отправляют в больницу. В ДОУ проводится химическая дезинфекция.
Острые респираторные заболевания (ОРЗ) — это разнородные по происхождению заболевания, характеризующиеся воспалительными изменениями слизистых оболочек дыхательных путей. В настоящее время выделяют 2 группы ОРЗ:
заболевания верхних дыхательных путей: ринит, синусит, фарингит, тонзиллит, отит;
заболевания нижних дыхательных путей: ларингит, трахеит, бронхит, пневмония .
Кроме того, существует диагноз ОРВИ — острые респираторные вирусные инфекции, когда отсутствует четкое представление о конкретном вирусном заболевании, которое вызвало поражение дыхательных путей ребенка. ОРЗ провоцируют формирование у детей очагов хронического воспаления, развитие аллергических заболеваний, обострение скрытых очагов инфекции. Наиболее распространенные возбудители ОРЗ — вирусы гриппа, парагриппа, аденовирусы; малостойкие. Источник инфекции — больной, реже — вирусоносители. Максимальная заразительность больного отмечается в первые 3 дня болезни и особенно велика в период катаральных изменений. Продолжительность заразного периода — около недели, при аденовирусной инфекции — до 25 дней. Заражение происходит воздушно-капельным путем. Восприимчивость детей к ОРЗ очень велика (особенно до 3 лет). Дети старше 3 лет восприимчивы гл.о. к гриппу, ко всем остальным ОРЗ приобретается относительный иммунитет, особенно у детей, длительно посещающих ДОУ. Заболеваемости ОРЗ способствуют скученность, неудовлетворительное гигиеническое состояние жилых помещений, общественных мест, простудный фактор, обуславливающий сезонность заболеваемости.
Грипп. Известно три самостоятельных типа вируса гриппа: А, В и С и множество разновидностей. При Г. более выражены токсикоз и местные изменения. Вирус поражает в первую очередь центральную и вегетативную нервные системы, сосуды, эпителий дыхательных путей, легочную ткань. Вследствие токсикоза возможны нарушения функций печени, поджелудочной железы, тонкой кишки. Обычно болезнь начинается внезапно, с высокого подъема температуры тела (39-40 °С), озноба, общего недомогания, головной боли, боли в спине, пояснице, конечностях. У одних больных наблюдаются апатия, сонливость, у других, наоборот, — возбуждение, бессонница, бред. Катаральные явления: насморк, ангина, конъюнктивит — развиваются на 2-3-й день болезни. Если Г. протекает без осложнений, то болезнь заканчивается через 5-7 дней, но у детей так бывает редко. Г. вызывает у них снижение иммунитета, обострение хронических заболеваний, осложнения (воспаление легких, отиты, бронхиты, ларингиты).
Парагрипп. Парагриппозные вирусы близки к вирусу гриппа, сходны и клинические проявления. Болезнь начинается постепенно, протекает с менее выраженной интоксикацией, без осложнений. Период лихорадки около недели; имеются катаральные изменения ВДП и зева. Осложнения те же, что и при других ОРЗ.
Аденовирусная инфекция. В отличие от других вирусов (а сегодня известно более 50 типов аденовирусов) они более устойчивы к внешним температурным воздействиям; могут обнаруживаться в мазках из зева и носа на протяжении 14-15 и даже 25 дней течения болезни. Кроме того, они могут размножаться в кишечнике и также длительно выделяться с фекалиями, что не исключает возможности заражения через продукты питания. Заболевание регистрируется чаще в весенне-осенние периоды. АВИ протекает в виде острого катара ВДП, реже присоединяются бронхит и возможное воспаление легких. Наряду с острыми формами наблюдаются затяжные, сопровождающихся постоянным выделением вируса.
Для профилактики ОРЗ вирусной этиологии необходимы систематическое проветривание, облучение помещений, где находятся дети, ртутно-кварцевой лампой, влажная уборка. Большое значение имеют правильное физическое воспитание детей, их закаливание. При обслуживании детей ясельного возраста пользуются марлевыми масками. Необходима санитарно-просветительная работа среди населения. При появлении первых симптомов ОРЗ ребенка нужно немедленно изолировать, обеспечить постельный режим, частую смену одежды, обильное питье, ограничение продуктов, которые могут раздражать слизистые оболочки рта (орехи, сухари и др.).
Туберкулез — инфекционное заболевание, течение и исход которого в большой степени зависят от иммунитета. Особенностью болезни является длительность течения, растягивающегося на годы. Возбудитель — микобактерия, открытая Р. Кохом в 1882 г., очень устойчива. Ее гибель вызывает кипячение (30-40 мин) или дезинфицирующие растворы в высоких концентрациях. Источник заболевания — больной открытой формой туберкулеза, т.е. выделяющий в окружающую среду возбудителя, который может сохранять жизнеспособность в течение длительного времени. Механизм передачи — воздушно-капельный. Заражение может произойти и через ЖКТ при пользовании посудой бациллоносителя или через молоко от больной коровы. Наличие в организме микобактерии можно выявить только с помощью туберкулиновой пробы (реакция Манту). Попав в ослабленный организм ребенка, возбудитель может вызвать процесс в любом органе. У ребенка появляются вялость, повышенная утомляемость, он теряет аппетит, худеет. Температура тела нередко повышается до 37-37,5 °С, ребенок покашливает, усиленно потеет, лимфатические железы на шее и в подмышечной области припухают. У большинства детей через 3-4 мес. состояние приходит к норме; у других, более ослабленных, функциональные расстройства принимают затяжной характер и переходят в хроническую туберкулезную интоксикацию. Таким детям необходимо создать более благоприятные условия (свежий воздух, рациональное питание, правильный режим, санаторное лечение) и своевременно провести необходимое лечение.
Чтобы уберечь детей от заражения Т., всех сотрудников ДОУ в обязательном порядке обследуют на Т. не реже одного раза в год. Лицам, страдающим Т., работать в ОУ не разрешается. Прививки делают новорожденным в период с 3-го по 7-й день вакциной БЦЖ с последующей ревакцинацией в 7 (или в 14) лет. Иммунитет после прививки вырабатывается в течение 4-6 недель. В этот период ребенка особенно тщательно надо оберегать от общения с больными туберкулезом.
Скарлатина, корь, краснуха, коклюш, эпидемический паротит, ветряная оспа (см. Детские инфекции).
Дайте характеристику заболеваниям с воздушно-капельным путем передачи.
Тема: ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Количество часов: 2
Перечень формируемых компетенций: ОК 1, 3, 4, 10 ПК 1.1, 1.4, 5.1
1. Осанка и ее нарушения.
2. Плоскостопие и его профилактика.
1. Осанка и ее нарушения
Осанка — привычное положение тела в покое и движении. Она начинает формироваться с раннего детства и зависит от возраста, формы позвоночного столба, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Правильной считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма. У детей дошкольного возраста правильную осанку характеризуют следующие признаки: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см, угол наклона таза невелик. При правильной осанке глубина шейного и поясничного изгибов позвоночника близки по значению и колеблются у детей дошкольного возраста в пределах 3-4 см.
Для выработки правильной, непринужденной, прямой посадки с легким наклоном головы важно каждому ребенку подобрать подходящую мебель и научить пользоваться ею. Надо сидеть прямо, не на краю, а на всем сиденье, глубина которого должна быть не менее 2/3 длины бедра сидящего, а ширина превышать ширину таза на 10 см; опираться ногами о пол, спиной — о спинку стула, предплечьями — на крышку стола. Плечи при правильной посадке должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола. Высота сиденья стула над полом должна быть равна длине голени сидящего вместе со стопой (измерять следует от подколенной выемки, прибавляя 5-10 мм на высоту каблука). Во время занятий надо опираться спиной о спинку стула, хорошо видеть предметы. Для этого необходимо соблюдать дистанцию спинки, т. е. расстояние между спинкой стула и краем стола, обращенного к сидящему, должно на 3-5 см превышать переднезадний диаметр его грудной клетки. При этом расстояние между отвесными линиями, опущенными от переднего края сиденья стула и от края стола, или дистанция сиденья, становится отрицательной, т.е. край стула на 2-3 см заходит под край стола. Если отсутствует расстояние между краями стола и стула (нулевая дистанция) или дистанция сиденья положительная (стул несколько отодвинут от края стола), опираться на спинку стула при выполнении какой-либо работы за столом невозможно. Воспитатели во время занятий должны следить за посадкой каждого ребенка.
Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который нередко возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки. Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.
Нарушение осанки и деформации позвоночника выражаются в отклонениях от нормальных форм тела и правильного взаимоотношения отдельных его частей: головы, туловища, таза и конечностей анфас и в профиль. Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз — боковое искривление позвоночника.
Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины, при этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены впереди, живот несколько выпячен.
Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза, а также различной величиной т.н. треугольников талии (просветы, образующиеся между внутренней поверхностью опущенных рук и боковыми сторонами туловища).
В дошкольном возрасте нарушение осанки чаще наблюдается у детей со слабым физическим развитием, больных рахитом, туберкулезом, имеющих плохое зрение или слух. Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Нельзя укладывать детей спать или отдыхать в очень мягкие кровати или на прогибающиеся под их тяжестью раскладушки. Дети дошкольного возраста не должны стоять и сидеть продолжительное время на корточках на одном месте, ходить на большие расстояния (во время прогулок и экскурсий), переносить тяжести. Чтобы малыши, играя в песок, не сидели долго на корточках, песочные ящики следует делать со скамейками и столиками. Мебель, которой пользуются дети, должна соответствовать их росту и пропорциям тела. Надо следить за правильной осанкой детей во время занятий и приема пищи, игры, работы на участке. Не следует разрешать им долго стоять с опорой на одну ногу. В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.
В настоящее время при проведении медицинского контроля над здоровьем дошкольников (скрининг-тесты) оценку осанки и выявление сколиоза проводят с помощью тестовой карты, включающей 10 вопросов. В зависимости от ответов осанку оценивают по трем градациям: нормальная осанка, незначительные нарушения осанки, выраженные нарушения осанки.
2. Плоскостопие и его профилактика
Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. У детей до 4-4,5 года на подошве стопы хорошо развита т.н. жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стопы невозможно. При внешнем осмотре стопы можно выделить несколько вариантов положения 2 пальца, когда он длиннее первого (греческий тип стопы), или короче (египетский вариант стопы). Такое положение пальцев, по некоторым данным, может свидетельствовать о предрасположенности к поперечному плоскостопию.
При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, динамические возможности стопы значительно снижаются, т.к. объем движений в суставах понижен, в результате чего появляются боли в области стопы, голени и бедра. Вследствие нарушения амортизационной функции стопы дети к концу дня могут предъявлять жалобы и на головные боли. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают; походка их напряженная, неуклюжая.
При внешнем осмотре стопы обращают на себя внимание ее удлинение, расширение в средней части, уплощение продольного свода, а также пронирование стопы с отходом пяток кнаружи. На стопе можно увидеть т.н. натоптыши, напоминающие мозоли.
Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Выявляют плоскостопие с помощью специального метода — плантографии. Плоскостопие редко бывает врожденным. Причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная нагрузка. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыжков и бега могут наблюдаться головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стопы, смягчающей толчки. При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются на то, что ботинки или туфли, которые с утра были им впору, начинают давить на пальцы и как бы становятся тесными. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается и вследствие этого удлиняется.
Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь отвечала всем гигиеническим требованиям. Желательно проводить умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьба на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание, стоя на палке. Длительность упражнений 10-20 мин в зависимости от возраста ребенка. Хорошо укрепляют стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем ног, особенно мышц подошвы и внутренней поверхности голени, а также хождение босиком по рыхлой земле, неровной поверхности (свежескошенный луг, галька). При этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. При начальной форме плоскостопия и нерезко выраженном уменьшении свода применяют исправляющие форму стопы стельки, т.н. супинаторы, которые должен подбирать только врач-ортопед.
Сформулируйте советы для воспитателей по профилактике нарушений осанки и плоскостопия детей.
Источник