Медико-социальная помощь подросткам
Последние 10-15 лет во всем мире растет необходимость создания служб здоровья для молодых людей, которые бы отвечали их потребностям. Понятие «подростковая медицина» получило признание, а это значит, что профессионалы в области организации здравоохранения и социальной помощи осознали важность создания специализированных служб, ориентированных на подростков как отдельную целевую группу – «уже не дети, еще не взрослые». Таким образом, для современной молодежи требуются услуги, которые по форме отличаются от услуг, оказываемых взрослым и детям.
Предпосылками к этому являются:
- отсутствие социальной защищенности молодежи,
- изменение структуры заболеваний молодежи с нарастанием удельного веса «болезней рискованного поведения»,
- отсутствие возможности обеспечения должного уровня медицинской помощи подросткам имеющимися традиционными службами,
- необходимость комплексного подхода и межведомственного взаимодействия в охране здоровья молодежи,
- важность принципиально новой модели медицинского персонала, работающего с подростками.
Опыт свидетельствует, что наиболее эффективное взаимодействие медицинских работников и подростков и результативность в обеспечении здоровья молодежи достигается в специально выделенных или созданных структурах для подростков в системе первичной медицинской помощи.
В этих условиях Минздрав РФ приказом №154 от 5 мая 1999 года обязал каждую детскую поликлинику открыть отделение (кабинет) медико-социальной помощи: «Отделение (кабинет) медико-социальной помощи имеет своей целью реализацию медико-социальных мероприятий, учитывающих специфические особенности детей, в т.ч. подросткового возраста и направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, их социальную и правовую защиту и поддержку, профилактику и снижение заболеваемости, формирование потребности в здоровом образе жизни».
Основными задачами отделения медико-социальной помощи предусматривались:
- медико-социальный патронаж в семьи, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке;
- оказание медико-психологической помощи на основе индивидуального подхода с учетом особенностей личности, в т.ч. и путем анонимного приема;
- осуществление мероприятий по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья девочек/девушек и мальчиков/юношей;
- гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентация на здоровую семью;
- индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просветительная работа, пропаганда мер профилактики, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни и ориентирующих молодых людей и их родителей на осознание вреда «рисковых» или так называемых «саморазрушающих» форм поведения для здоровья и развития (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания, ранняя сексуальная активность, правонарушения несовершеннолетних, бродяжничество и т.п.);
- оказание индивидуальной или опосредованной социально-правовой помощи детям, подросткам, семье по защите их прав и законных интересов в соответствии с действующим законодательством;
- анализ с применением анкетного опроса и других методов потребности обслуживаемого детско-подросткового контингента и их семей в конкретных видах медико-социальной помощи.
В состав отделения могут быть введены должности: психолог/медицинский психолог, врач-педиатр, врач-терапевт подростковый, социальный работник. К решению задач отделения медико-социальной помощи в области охраны репродуктивного здоровья привлекаются врач акушер-гинеколог, уролог, хирург или иной специалист, в области правовой помощи юрисконсульт.
К сожалению, приказ Минздрава РФ остался для большинства детских поликлиник благим пожеланием. В то же время, молодежь, нуждающаяся в медицинских услугах, зачастую сталкивается с препятствиями в их получении в обычных учреждениях здравоохранения.
В настоящее время медико-социальную помощь оказывают преимущественно в клиниках, дружественных к молодежи (КДМ), ориентированных на контингент подростков 15-17 лет. Реальная система этих услуг, охватывающая все контингенты подростков и молодежи и учитывающая все их запросы пока не создана.
Сегодня становится очевидной необходимость коррекции приоритетов деятельности КДМ. Задачи по стабилизации сексуального здоровья подростков в пределах возможностей молодежных клиник, в основном, решены. Для закрепления достигнутых положительных результатов необходима эффективная первичная профилактика, охватывающая всех подростков. Данную задачу более рационально решать в образовательных учреждениях при сохранении методической роли молодежных клиник. Необходимо максимальное сближение и взаимодействие участковой педиатрической службы и КДМ в улучшении репродуктивного потенциала. Востребованная молодежная клиника обеспечивает уже не только охрану репродуктивного здоровья, но и все аспекты медико-социальной помощи. Доступными становятся социальные услуги, социально-правовое сопровождение подростка, воспитание ответственного родительства.
Внимания требуют не только подростки 15-17 лет, но и другие категории молодых людей. Особо тревожная ситуация прослеживается у подростков младшей группы – 10-14 лет. По данным отчета ВОЗ «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC): международный отчет по материалам обследования 2009–2010 гг.», охватывающего 40 стран Европы и Северной Америки, 15-летние российские подростки по курению табака и особенно употреблению алкоголя по сравнению с их западноевропейскими и американскими сверстниками не выглядят угрожающе. Однако 11-летние российские школьники по этим показателям к 2010 году стали практически лидерами. Крайне тревожна высокая степень их психосоциальной дезадаптации, связанной с процессом обучения. Вполне очевидно, что именно школа для этой категории подростков может и должна стать основной здоровьесберегающей средой.
Лишенными полноценного доступа к медико-социальной помощи можно считать и молодежь старше 18 лет, имеющую более высокую, чем подростки, уровень рискованного поведения. В КДМ молодые люди могут обращаться уже только на платной основе, а в медицинских организациях для взрослых к профилактической работе с этим контингентом не готовы.
Приоритетными направлениями развития медико-социальной помощи следует считать: создание общероссийской типовой модели КДМ на базе медико-социальных отделений детских поликлиник, поиск методик вовлечения молодежи в деятельность КДМ и охрану своего здоровья, новых форм профилактической работы с учетом взаимосвязи разных форм рискованного поведения (курение, алкоголь, наркотики, сексуальная активность, девиантное поведение). Повышение эффективности медико-социальной помощи подросткам реально при объединении ресурсов детских поликлиник, образовательных учреждений и КДМ. Необходимо признание особого социального статуса подростков, расширение контингента потребителей медико-социальных услуг за счет включения в него подростков 10-14 лет и лиц юношеского возраста, переход к комплексной медико-психолого-социальной помощи с усилением ее профилактического компонента.
Источник
Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография
А. А. Баранов, 2014
Монография содержит современные данные о состоянии здоровья подростков, распространенности заболеваний, ограничивающих их жизнедеятельность (в учебной, физкультурно-спортивной, трудовой и военной сферах); комплексную медико-социальную характеристику подростковой популяции; поведенческие компоненты патриотизма (формирование здорового жизни подростков, осознанный выбор профессии, особенности репродуктивного поведения подростков, влияющего на подготовку к ответственному родительству). Монография предназначена для педагогических, социальных, медицинских работников, врачей детских поликлиник, врачей и специалистов учреждений Федеральной службы Роспотребнадзора, работников военкоматов, научных сотрудников в области социальной педиатрии, гигиены и охраны здоровья детей и подростков, членов соответствующих общественных организаций и движений, а также может быть полезна студентам, врачам-интернам, слушателям циклов дополнительного профессионального образования. Рекомендована к печати Бюро Научного совета РАМН по гигиене и охране здоровья детей и подростков 12 декабря 2013 г. (протокол № 4).
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
A. А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, Н.Н. Куинджи, Л.С. Намазова-Баранова, И.В. Звездина, Д.С. Надеждин, Г.А. Гончарова, В.Г. Сахаров, Е.И. Шубочкина., П.И. Храмцов, Степанова, Н.А. Скоблина, В.В. Чернигов, Ж.Ю. Горелова, М.И., Т.В. Турти, B. Ю. Иванов, Е.Ф. Крымский, А.С. Седова, Е.П.Зимина, З.И. Сазанюк, Б.З. Воронова, К.Э. Павлович, В.В. Чубаровский, С.В. Маслов, Н.А. Бесстрашная, Л.М. Кузенкова, О.В. Даниленко, Г.И. Квасов, Е.М. Ибрагимова.
академик РАМН, профессор, д.м.н. Б.Т. Величковский член-корреспондент РАМН, профессор, д.м.н. Н.В. Полунина
Первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», был Владимир Даль, трактовавший его как «любовь к отчизне». Патриот, по Далю, — «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более современные понятия патриотизма связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействия окружающей среды, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Патриотизм — очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании).
Настоящим патриотом принято считать только человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещённого, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего в общественных организациях патриотической ориентации.
В современных условиях патриотическое воспитание является систематической и целенаправленной деятельностью органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», принятая Правительством Российской Федерации активизировала деятельность общественных институтов, образовательных учреждений по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения.
В настоящее время основными направления в системе патриотического воспитания в учреждениях образования являются:
• духовно-нравственное, направленное на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности;
• историко-краеведческое, направленное на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников;
• гражданско-патриотическое воздействие на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве;
• социально-патриотическое, направленное на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявления заботы о людях пожилого возраста;
• военно-патриотическое, ориентированное на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций;
• героико-патриотическое, ориентированное на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям;
• спортивно-патриотическое, направленное на развитие морально-волевых качеств воспитания силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания детей. Однако большую роль в этом выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные, медицинские, военные организации, правоохранительные органы, учреждения социальной защиты населения.
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в образовательных учреждениях педагоги выделяют психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают носителями указанного качества. Такими компонентами являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Их формирование в значительной степени зависит от достигнутого уровня морфо-функционального развития детей различных возрастно-половых групп.
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма — важные для социальной медицины — это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Педагоги сюда включают различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческую работу, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат.
Формирование патриотизма, оценка его проявлений, динамика этих процессов постоянно находятся в поле зрения социологов. Специалисты отмечают, что в 90-е годы прошлого столетия власть обращалась к населению страны с призывами активней включаться в общественную, экономическую жизнь. Сейчас патриотизм остаётся инструментом для привлечения избирателей, поэтому все политические силы обращаются к патриотическим чувствам того или иного рода. При этом с начала 2000-х годов представления у россиян несколько изменились. Около 60 % респондентов стабильно говорят о том, что «быть патриотом» значит любить свою страну. Каждый пятый опрошенный говорит, что патриот защищает свою страну от любых нападок и обвинений. С такой же частотой (21 % отпрошенных) указывается на то, что патриот стремится к изменению положения дел в стране. Сильней всего перемены коснулись тех респондентов, которые полагают, что патриот должен «действовать во благо страны», — в 2000-м году таких было 35 %, а сейчас так отвечает 21 % опрошенных*. Однако мы понимаем, что ограничения активно «действовать во благо страны» в учебно-образовательной, физкультурно-спортивной и трудовой деятельности могут быть обусловлены особенностями морфо-функционального состояния индивидуума, состояния здоровья как личного, так и популяционного, психосоциального статуса и наличием других медико-социальных проблем.
В основе коллективной монографии лежат широкомасштабные исследования, выполненные в ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН в 2007–2013 гг., в том числе в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы». В ней представлены современные данные о состоянии здоровья подростков, распространённости заболеваний, ограничивающих их жизнедеятельность, в том числе в учебной, физкультурно-спортивной, трудовой и военной сферах; комплексная медико-социальная характеристика подростковой популяции; поведенческие компоненты патриотизма
Газета «КоммерсантЪ» № 212 от 19.11.2013, с. 3 (формирование здорового жизни подростков, осознанный выбор профессии, особенности репродуктивного поведения подростков, влияющего на подготовку к ответственному выполнению родительских функций).
Монография рассчитана на педагогических, социальных, медицинских работников, врачей детских поликлиник, врачей и специалистов учреждений Федеральной службы Роспотребнадзора, работников военкоматов, научных сотрудников в области социальной педиатрии, гигиены и охраны здоровья детей и подростков, членов соответствующих общественных организаций и движений, а также может быть полезна студентам, врачам-субординаторам, слушателям циклов дополнительного профессионального образования.
Авторы с благодарностью воспримут все замечания и предложения по совершенствованию медико-социальных подходов к патриотическому воспитанию, формированию здорового образа жизни детей, подростков и молодёжи.
Источник